МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.81K photos
948 videos
34 files
3.09K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Промышленный IoT страдает от зависимостей и нехватки средств.

🖥 IoT в России все активнее внедряются в самых разных областях, в том числе в промышленности - мониторинг оборудования, оптимизация производств и тд. Но почти половина (49,5%) отечественных предприятий считает, что им в работе интернет вещей не нужен.

Согласно данным недавнего исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в процентах от числа крупных и средних организаций, использующих IoT, основными направлениями применения интернета вещей в российских компаниях являются:

▪️дистанционный мониторинг состояния удаленных объектов - 68%;
▪️оптимизация потребления энергии (электрической, тепловой) на территории организации - 45,1%;
▪️дистанционный контроль и управление удаленными объектами - 43,1%;
▪️наблюдение за активностью покупателей - 38%;
▪️управление логистикой, отслеживание передвижения транспортных средств или продукции - 35,2%;
▪️автоматизация процесса производства - 21,9%;
▪️сбор информации о состоянии окружающей среды с использованием распределенных сенсорных сетей - 9,9%.

Но для половины предприятий (50,5%) основным барьером для перехода к использованию IoT являются высокие затраты на его внедрение. Помимо этого опрошенные жалуются на:

▪️недостаточно развитую ИКТ-инфраструктуру - 32,6%;
▪️дефицит массивов данных - 31,9%;
▪️нехватку средств для привлечения квалифицированных кадров - 30,3%;
▪️сложность интеграции технологии в производственные и бизнес-процессы - 24,7%;
▪️неструктурированность, неполноту и другие недостатки данных - 20,6%;
▪️19,7% организаций барьером являются ограничения, связанные с законодательством.

Драйверами рынка IoT в России являются импортозамещение (особенно в промышленности), господдержка, развитие отечественных платформ и развертывание частных сетей (LTE, LoRaWAN). Но критическая зависимость от зарубежных облачных инфраструктур в этой сфере никуда не исчезла.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Рынок промышленной робототехники 2025: аналитическая база для управленческих решений

Промышленная робототехника в 2025 году развивается под давлением структурных факторов — дефицита кадров, роста издержек и требований к эффективности производственных систем. Автоматизация и роботизация становится частью долгосрочной промышленной и корпоративной стратегии, однако управленческие решения по-прежнему часто принимаются в условиях фрагментированной статистики и несопоставимых данных российских и международных источников.

«Исследование рынка промышленной робототехники 2025», подготовленное Центром развития промышленной робототехники Университета Иннополис, консолидирует глобальные и национальные данные в единую аналитическую модель. Отчет охватывает рынки стран-лидеров (Южная Корея, Китай, Германия и др.) и детально анализирует российскую экосистему: производителей, интеграторов и институциональные условия. Объем — 200+ страниц, 70+ графиков и таблиц, подготовленных на основе данных IFR, официальной статистики, полевых исследований и экспертных интервью.

Исследование используется для разработки отраслевых и корпоративных стратегий, инвестиционного планирования, оценки мер господдержки и актуализации образовательных программ. Аналитические проекты команды применяются в работе Правительства РФ, ОМК, Роскосмоса, РЖД и других крупных заказчиков. Подробности и доступ к исследованию: https://clck.ru/3QujQm

Для тех, кто работает с рынком промышленной робототехники на уровне стратегии, приобретение такого отчета становится рациональным элементом подготовки решений.

#реклама
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
#пятничное

⁉️ Если кому-то кажется, что президенту на "Прямой Линии" задают сложные вопросы, попробуйте ответить на этот

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Страхование экспортных кредитов – важный инструмент снижения рисков для компаний, работающих на международных рынках. Такой вид страхования в национальном экспортно-кредитном агентстве ЭКСАР обеспечивает российским компаниям следующие преимущества:

– защиту как от коммерческих, так и от политических рисков (в том числе связанных с санкционными ограничениями),

– повышение конкурентоспособности благодаря возможности предлагать более гибкие условия оплаты (например, отсрочку платежа), что делает коммерческие предложения привлекательнее для иностранных покупателей,

– упрощение доступа к финансированию, так как наличие договора страхования снижает кредитный риск для финансового института,

– возможность лучшего планирования и расширения внешнеэкономической деятельности благодаря защите от непредвиденных потерь.

ЭКСАР предлагает страховые продукты как для крупных экспортеров, так и для компаний МСП, только начинающих свой путь на международном рынке. Обязательства ЭКСАР обеспечены государственной гарантией РФ.

Узнать подробности и оставить заявку можно на сайте.

#реклама
#дайджест

Про итоги.

▪️Начинаем подводить итоги года и рассказывать вам о самых значимых и интересных событиях 2025-го. Например, о нелегкой судьбе "Байкалов".
▪️А была еще такая история... Закупило государство отечественных планшетов на 10 млрд, а они оказались бесполезны.

Про электромобильность.

▪️В России запустили первую гигафабрику по производству литий-ионных батарей для электромобилей.
▪️Кстати, проект электромобиля "Атом" обойдется почти в 60 млрд рублей. Но ему нужна еще поддержка.

Про софт.

▪️В России передумали делать национальную замену SAP. Рассказываем, почему.
▪️Оказалось, что промышленность интересуется внедрением MES, но не готова к нему.
▪️"Криптонит" научил ИИ настраивать сердце базовой станции.

Про кадры.

▪️"Софтлайн" утвердил новый состав совета директоров. Вот они, слева направо.
▪️У Aurus сменился гендиректор. Уже второй раз за несколько месяцев.

Про электронику.

▪️Недофинансированную программу развития электронного машиностроения продлят до 2036 года.

Про суд.

▪️Суда дождется Чубайс. "Роснано" предъявила иск почти на 12 млрд рублей к экс-руководителям компании.
▪️А еще cуд разрешил требовать 2 млрд рублей у бывших клиентов SAP. Указ президента им не указ.

Про роботов.

▪️Внедрение роботов на предприятиях стандартизировали благодаря "Яндексу".

Про новинки.

▪️В Питере запатентовали зарядную станцию для электромобилей, которая майнит крипту.
▪️"СТАНКИН" разрабатывает "революционный" 3D-принтер.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Айтишник из Яндекса нанял няню для себя - и стал зарабатывать на 46% больше.

👍 Пока в правительстве думают над повышением производительности труда, айтишники нашли решение проблемы и переизобрели жену.

Надеемся, скоро таких нянек начнут выдавать на Госуслугах

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
НТИ хочет отсудить у разработчика оборудования 5G "Микран" почти 100 млн рублей. Опять.

👥 Фонд НТИ подал в суд заявление о взыскании с АО "НПФ "Микран" (ИКС холдинг) 96 млн рублей, третьим лицом по делу выступает "Русская венчурная компания". Как сообщается, взыскать по делу хотят средства, представленные в качестве гранта, но какого именно - неизвестно.

При этом известно, что в свое время Фонд выдавал компании грант на 250 млн рублей на проект "Разработка отечественных радиомодулей 5G средней и большой зоны обслуживания". И в конце августа НТИ уже требовал от "Микрана" 104 млн рублей штрафа по договору о предоставлении гранта.

🔎 Вот только о штрафе за недостижение показателей контракта стало известно в 2021 году, а в суд Фонд НТИ обратился только в 2024-м. В итоге в суде решили, что срок давности пропущен и отказались удовлетворять иск. Но в Фонде не сдаются и пытаются доказать правомерность штрафа в кассации.

🅿️ Были у Фонда и другие провальные попытки вернуть средства. Как писал "Беспилот", 160 млн рублей НТИ попытался взыскать с ООО "Скан аэро", и там суд тоже заявил об истечении срока давности по выявленным нарушениям. К тому же проект, на который выделили грант, был успешно завершен.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
МС-21 и SJ-100 получат российские дисплеи дополненной реальности.

📐 Первый опытный образец ДДР-М (дисплея дополненной реальности) для российских гражданских самолётов изготовило АО "ЛОМО" концерна "Калашников". Правда, до установки на МС-21 и SJ-100 ДДР-М предстоит пройти несколько этапов испытаний и сертификации.

Предназначен такой дисплей для "проекции коллимированного изображения параметров полёта, навигации, предупреждений и служебных сообщений непосредственно в поле зрения пилота на фоне внекабинного пространства". Он снижает нагрузку на экипаж, особенно при посадке в условиях ограниченной видимости.

✈️ На макете кабины МС-21-300 (третье фото) можно увидеть, как именно устанавливается ДДР-М. HUD рассматривается как дополнительный элемент системы индикации, и после появления отечественного решения авиакомпании при необходимости смогут дооснастить им кабины своих самолетов.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Итоги года от "Экспанта".

Мы продолжаем подводить
#МашТехИтоги уходящего года, и помогут нам в этом представители отечественного бизнеса. Ответить на несколько вопросов об уходящем и грядущем мы попросили гендиректора холдинга промышленного ПО "Экспанта" (ГК УльтимаТек) Александра Смоленского.

▪️Главное позитивное событие года для Вашей компании?

Говорить об итогах года в ИТ-компании, едва преодолев середину декабря, на самом деле несколько преждевременно. Сильно упрощая, у большинства вендоров и интеграторов, работающих с софтом, выручка распределяется по кварталам примерно так: 10% - 20% - 30% - 40%. Четвертый квартал - время особое, и «битва за урожай» длится практически до курантов.

Полноценные результаты мы сможем представить только в середине февраля. Тем не менее, год был неплохой, и есть что рассказать.

Для холдинга промышленного ПО "Экспанта" основной результат - рост. К нам присоединилась компания "Адептик", старожилы и профессионалы рынка APS. Хотя это произошло не в начале года, совместно мы привлекли нескольких крупных клиентов, и их выручка год к году вырастет. Кроме того, одна из сильнейших команд по объемно-календарному планированию в производстве и логистике в апреле этого года вышла на рынок.

Вместо того чтобы осесть у капитанов промышленности, как это обычно бывает, они создали свою компанию - Хайв Майнд ИИ (HIVE MIND AI). Коллеги присоединились к Экспанте и заключили первые контракты буквально через пару месяцев после старта. Есть большой шанс, что под ёлку к Экспанте присоединится ещё одна компания; подробности пока не раскрываем, но мы очень близки к сделке.

Если говорить о прогнозе по холдингу, "Экспанта" целится на 400 млн рублей выручки за 2025 год. Учитывая, что в 2024 аудированная выручка составила 217 млн, а годом ранее - около 137 млн, мы демонстрируем стабильный и впечатляющий рост несколько лет подряд. Начинали вообще с 61 млн в 2022 году. При этом 75% роста органические, а не за счёт приобретённой выручки.

Практика показывает, что после присоединения к "Экспанте" компаниям требуется 12–18 месяцев, чтобы показать рост оборотов. Этот срок совпадает со средним циклом продажи сложного промышленного ПО на современном российском рынке.

Мы считаем, что результат "Экспанты" выглядит очень достойно, учитывая непростую реальность. Пока весь мир лихорадит от бурного роста ИИ, а в России синхронно с международными трендами ежедневно анонсируют новые обертки для LLM, в нашей нише - промышленного софта - всё не так бурно, но тоже непросто. В наших решениях ИИ присутствует, но он не завязан на тексте и гораздо менее впечатляющ для широкой публики.

У нас сложная математика; например, эвристики с агрессивным снижением размерности могут не иметь визуального интерфейса. Зато, когда мы делаем частичное перепланирование производства за считанные минуты или экономим 15% от планового ремонта оборудования, это приводит к очень конкретным экономическим эффектам, что высоко ценят наши клиенты.

▪️Главные проблемы уходящего года: и рынка, и вашей компании?

Тем временем на российском рынке ключевая ставка ЦБ остаётся высокой, а ИТ-бюджеты впервые за несколько лет ощутимо снижаются.

Импортозамещение продолжается, но, впервые с 2017 года, практически все наши клиенты отмечают, что бюджет на 2026 год будет уменьшен, а инвестиции в ИТ, запланированные на 2025, не будут реализованы, так как сокращения начались ещё во втором–третьем квартале текущего года.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Итоги года от "Экспанта".

Разумеется, подводя #МашТехИтоги, мы спросили у гендиректора холдинга "Экспанта" Александра Смоленского и о том, что вообще происходило и будет происходить в отрасли промышленного софта.

▪️Что стало наиболее значимым в уходящем году для отрасли в целом?

Отдельный и интересный фактор - начавшаяся консолидация рынка (покупки "Софтлайна" и других крупных игроков). Не удивительно: в России около 300 вендоров ПО, автоматизирующего промышленные и бизнес-процессы. При минимальном экспорте для такого количества компаний рынок тесен.

Ужесточение конкуренции и консолидация были неизбежны. В текущем году процесс явно начался. Он не быстрый и займёт, по нашим оценкам, 3–5 лет. В результате ландшафт российского рынка промышленного ПО сильно изменится.

▪️Ваши ожидания от 2026 года?

Если говорить о прогнозе на следующий год, то, в зависимости от макрофакторов, находящихся вне ИТ-рынка, он будет либо просто непростым (особенно первое полугодие), либо откровенно тяжёлым. Конкуренция усилится, средняя стоимость проектов останется прежней или немного снизится. Будут новые слияния и покупки компаний.

Не удивлюсь, если кто-то из небольших и средних игроков покинет рынок.

Всё будет упираться в вопрос: кто сможет прямо сейчас предоставить продукт в высокой степени готовности, с разумной ценой и сроками внедрения. Для российских покупателей и пользователей ПО это хорошо: предложение немного сократится, но уровень зрелости оставшихся на рынке продуктов существенно возрастёт.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В Верхней Пышме тестируют междугородний беспилотный трамвай с ИИ на борту.

🚅 Судя по опубликованным видео, обеспилочен был "Львенок" от ПК ТС. По словам гендиректора "ТМХ-Интеллектуальные системы" Андрея Романчикова, ИИ помогает самостоятельно распознавать препятствия на пути, автоматически останавливая трамвай за 7–10 метров до них.

А еще в ходе тестов трамвай синхронизировали со всеми функциями цифрового депо, что позволило ему передвигаться по депо автономно и самостоятельно проходить мойку.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Фотонный LightGen оказался в 100 раз эффективнее новейших ускорителей Nvidia.

💻 Ученые из Шанхайского университета разработали LightGen - полностью оптический чип, способный запускать масштабные модели ГенИИ. Чип содержит более двух млн фотонных "нейронов", что позволяет ему выполнять задачи генерации изображений, шумоподавления и обработки 3D-изображений.

Если в традиционных GPU вычисления идут на электронах, то LightGen использует фотоны. Делает он это без единого преобразования сигнала в электричество на всем пути от входа до выхода. В тестах чип показал вычислительную скорость 35 700 TOPS и энергоэффективность 664 TOPS на ватт, и оба показателя на два порядка выше, чем у Nvidia A100.

✖️ Увы, в отличие от графических процессоров Nvidia, фотонные чипы обладают относительно ограниченной гибкостью - они не могут запускать программы, обучать ИИ-модели. Зато такие чипы можно производить на старых техпроцессах, и это одна из главных причин того, что фотоникой увлеклись и в России.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Наука как опора транспортного суверенитета

🔬 Михаил Мишустин утвердил Концепцию научно-технологического развития транспортной системы до 2035 года — первый в истории отрасли документ, который задаёт единые приоритеты для науки, инфраструктуры и промышленности. Фактически речь идёт о переходе от разрозненных разработок к связной модели управления транспортными исследованиями под конкретные нацзадачи: связность территорий, международная логистика, арктические перевозки, развитие авиации.

Мишустин обозначил ключевую задачу: транспортная отрасль должна развиваться не фрагментарно, а как единая система — с понятными приоритетами, центрами ответственности и измеримым результатом. Наука становится базой для стратегических решений, принимаемых правительством.

✏️ До 2035 года будет создано девять центров компетенций и 50 лабораторий в ведущих университетах. Их работа сфокусируется на прикладных задачах: от ВСМ и беспилотных систем до новых источников энергии и современных материалов. Координацию возьмёт на себя НИИ в составе Российского университета транспорта. Это позволит избежать дублирования и сосредоточить ресурсы на действительно сложных технологических вызовах.

🅿️ Государство берёт на себя роль инвестора и заказчика развития. Транспортный комплекс уже сегодня даёт около 6% ВВП, отмечал Мишустин. За январь-сентябрь объёмы грузовых операций превысили 6 млрд тонн, причем грузооборот с дружественными странами вырос на 4%. Эти цифры показывают: отрасль не только устояла под санкционным давлением, но и продолжает наращивать масштабы. Именно поэтому ставка на науку выглядит прагматично — без технологического задела удержать такие объёмы роста невозможно.

Документ дополнит уже реализуемые инфраструктурные решения. В 2025 году более 74% федеральных трасс доведены до нормативного состояния, экспорт по железным дорогам в восточном направлении вырос почти на 6,5%. Всё это — результат системной политики кабмина: сначала устойчивость, затем модернизация, и только после — масштабирование.

🎯 Мишустин выстраивает модель, в рамках которой транспорт становится одной из опор техсуверенитета и заделом на десятилетие вперёд: новые рынки, собственные инженерные решения, рост мобильности и качества жизни. Судя по уже достигнутым показателям, эта логика работает.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кто делает роботов в России.

🦾 Минпромторг опубликовал интересный каталог, в котором собрал всех отечественных производителей промышленных роботов. Тут и "Роботех", и "Арипикс Роботикс", и "АтомИнтелМаш", и "Валдай Роботы", и еще несколько десятков компаний - перечислять все нет смысла.

В последнее время набирает обороты направление так называемых коллаборативных роботов, которые могут работать без каких-либо ограждений совместно с человеком. У нас в стране производством коботов занимаются "Робопро", НПО "Андроидная Техника", "Промобот", "Эйдос Робототехника", "Фора Роботикс" и другие компании.

™️ МашТех
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM