МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.74K photos
936 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Продажи спецтехники в России в первом полугодии 2023 года сократились на треть. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации Европейского Бизнеса.

Сильнее всего падение заметно в сфере телескопических погрузчиков и самосвалов с жёсткой рамой:

●  в первом полугодии было продано всего 5 телескопических погрузчиков, на 97,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. А во втором квартале удалось продать лишь 2 единицы техники, что на 96,7% меньше, чем годом ранее;

●  самосвалов с жёсткой рамой за полгода продали всего 11 штук, на 93,8% меньше, чем за первое полугодие 2022-го. А во втором квартале смогли реализовать лишь 4 самосвала, то есть падение составило 94,6%.

Впрочем, есть в этой бочке дёгтя и пара ложек мёда:

●  продажи трубоукладчиков в первом полугодии выросли на 221,1%, а во втором квартале рост продаж составил 144,4%;

●  на 30,1% больше, чем годом ранее, было продано и колёсных экскаваторов. А во втором квартале цифры еще лучше - плюс 38,4%;

●  и даже в продажах погрузчиков с бортовым поворотом во втором квартале есть рост на 3,6%. Мелочь, а приятно.
Супертраулер "Механик Сизов" пополнил флот РРПК.

"Адмиралтейские верфи" (входят в ОСК) передали его заказчику — "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК) Глеба Франка.

"Механик Сизов" — третий супертраулер проекта СТ-192 по заказу РРПК. Судно было заложено в июне 2020-го, а спущено на воду 25 июля 2021-го. В церемонии спуска на воду принимал участие даже президент.

Большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192 предназначены для промысла минтая и сельди пелагическим тралом в Беринговом и Охотском морях и в прилегающих к ним районах Восточного побережья России. Мощности фабрик траулера позволяют заготавливать 60-80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно.

"Сизов" был построен в рамках первого этапа инвестиционных квот. Ранее РРПК были переданы аналогичные супертраулеры "Капитан Вдовиченко" и "Механик Маслак". На "Адмиралтейских верфях" сейчас также достраивается "Капитан Мартынов".
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Як деукраинизировали.

"Ростех"
представил на форуме "Армия-2023" новый авиационный двигатель СМ-100, разработанный производственным комплексом "Салют" ОДК.

Мотор – развитие базового двигателя АИ-222-25, разработанного украинским МКБ "Прогресс" им. А. Г. Ивченко в середине нулевых годов.

Российский СМ-100 обеспечивает на 20% большую тягу, чем его украинский прародитель, а ресурс двигателя и вовсе увеличен в два раза. Сделано это было благодаря повышению степени сжатия, модернизации узлов камеры сгорания и турбины, а также установке современного трехступенчатого компрессора низкого давления.

Он заменит АИ-222-25, установленные на учебно-боевые самолеты Як-130 ВКС России. А в ПК "Салют" считают, что новый мотор может рассматриваться в качестве основного для легких региональных и административных самолетов.

Ставят украинские АИ-222-25 и на китайские учебно-боевые Hongdu L-15, разработанные совместно с ОКБ Яковлева. А значит улучшенный СМ-100 в перспективе можно устанавливать не только на российские самолеты, но и предложить их нашим китайским партнерам.
Гигапланы без гигаспроса.

"Росатом" планирует построить уже вторую гигафабрику по производству аккумуляторов для электромобилей, на этот раз в Москве. Первая, как мы рассказывали, появится в Калининградской области, на месте недостроенной атомной электростанции.

По словам гендиректора госкорпорации, московская гигафабрика будет "соизмерима" с калининградской. Остальную информацию в "Росатоме" пока не раскрывают, но мы знаем, что мощность первого предприятия составит 4 ГВт.

На первом этапе одна только калининградская гигафабрика будет выпускать 50 000 аккумуляторов в год, а далее производство может быть расширено до 120 000–130 000 батарей. Выпускаться они будут по технологиям компании Enertech. Для этого госкорпорация почти полностью поглотила южнокорейского поставщика Samsung и BMW.

При этом производство электромобилей в России в ближайшие годы может составить 50 000–100 000 в год, да и то в лучшем случае и при сотрудничестве с китайскими партнерами. Электромобилей "Атом", для которых и планируют собирать аккумуляторы на гигафабрике, обещают выпускать по 75 тысяч штук в год.

То есть покрыть потребности отечественных производителей могла бы и одна калининградская площадка после расширения производства, но теперь к ней прибавится и "сопоставимая" московская. А значит главной проблемой этого проекта станет обеспечение спроса на батареи.

Автокомпании из КНР, даже производящие электромобили на территории России, заинтересовать будет сложно. Просто потому, что российские батареи наверняка будут дороже импортных китайских из-за несопоставимых объемов производства.

Чтобы выйти по цене на один уровень с аккумуляторами от наших восточных партнеров, нужно выпускать в России как минимум 250 000 батарей в год. Что, разумеется, вряд ли возможно при отсутствии спроса.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Дайджест авиастроения.

Сегодня в России отмечают День авиастроителя, поэтому поздравляем всех причастных с праздником и предлагаем дайджест новостей по теме:

●  Все компоненты вертолетов "Ансат" обещают импортозаместить российскими. Пока что импортные в нем даже двигатели PW207K, но и вместо них планируют российские ВК-650В. Правда, сроки окончательной "русификации" не называют. На всякий случай.

●  АО "Навигатор" разработало новый метеорадар, который можно будет устанавливать на вертолёты и турбовинтовые самолёты, в том числе Ми-8/17, ЛМС-901 "Байкал", ТВРС-44 и Ил-112. Радар сопрягается с воздушным судном через стандартные разъёмы и работает с типовыми протоколами, что позволяет заменить им практически любую МРЛС без изменения конструкции воздушного судна.

●  Завод мотогондол для ПД-14 и ПД-8 в индустриальном парке "Масловский" оплатят из бюджета Воронежской области.  Работы по проектированию предприятия начнутся уже в этом году, а реализуют проект в течение пяти лет. Стоить все это великолепие будет около 10,5 млрд рублей.

●  "Ростех" обещает поставки Су-57 с новыми двигателями в рамках действующего контракта, подписанного еще на "Армии-2019". Тогда корпорация обязалась поставить 76 истребителей до 2027 года. Получать самолеты по контракту Минобороны начало еще в прошлом году, но со старыми двигателями. Теперь же на Су-57 начали испытывать двигатель шестого поколения с плоским соплом с изменяемым вектором тяги.

●  А еще Минобороны передали новый тяжёлый военно-транспортный Ил-76МД-90А, изготовленный на предприятии "Авиастар". Это уже вторая машина, построенная за год, а в цехах находятся еще несколько в различной степени готовности. Как проходит сборка самолетов на "Авиастаре", вы можете увидеть на видео.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В Москву доставили еще четыре новых электросудна и пять причалов для речных маршрутов.

Новую партию "речных Tesla", как и предыдущие, построили в Санкт-Петербурге, на верфи Emperium. Плавучие причалы изготавливают на судоверфи в Перми и уже оттуда на баржах доставляют в столицу.

Совсем скоро парк электросудов станет еще разнообразнее благодаря проекту "Москва 2.0", о котором мы рассказывали недавно. А пока посмотрите, как "Пермская судоверфь" создавала плавучие причалы для речных маршрутов Москвы.
Еще несколько западных заводов в России могут перейти в собственность местного менеджмента. На этот раз речь идет о площадках крупного производителя автокомпонентов Faurecia

●  В Калуге и Санкт-Петербурге у компании есть предприятия "Форесия Аутомотив Девелопмент", производившие компоненты для российского завода Peugeot Citroën-Mitsubishi Motors;

●  в Ленобласти - "Форесия Интериор Луга", выпускавшее бамперы, сиденья, двери, компоненты изоляции салона и выхлопные трубы для большинства крупнейших мировых автопроизводителей;

●  "Форесия автомобильные решения" в Тольятти выпускает сиденья, механизмы для автокресел;

●  тольяттинское "Форесия экологичные решения" еще в прошлом году продолжало работать по проектам с АвтоВАЗом и "УзАвто" (Cobalt, Nexia, Lacetti), а также разрабатывало системы обработки отработавших газов для дизельного двигателя КамАЗ;

●  "Форесия Интериор Тольятти", до 2021 года называвшееся "ПК Автокомпонент Тольятти", выпускало зеркала, отопители, детали интерьера и прочие комплектующие для ГАЗа, АвтоВАЗа, Renault, Nissan, Skoda и Volkswagen.

О своем уходе из России производитель автокомпонентов объявил весной, а уже летом российские топ-менеджеры создали компанию "Формат Инвест", которая должна выкупить и перезапустить вышеназванные предприятия.

Сумма сделки неизвестна, но недавно на одном из сайтов появилось объявление о продаже за 300 млн рублей площадки "Форесия экологичные решения" в Тольятти.

Большинство клиентов заводов компании покинули страну, но остается крупный заказчик - АвтоВАЗ. К тому же отечественные автопроизводители постоянно испытывают проблемы с комплектующими, да и в перспективе у отрасли есть потребности в их поставках, перечень заказчиков может расти.

А значит активы Faurecia можно назвать лакомым кусочком для местных топ-менеджеров.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Краболов "Капитан Александров", в марте переданный заказчику, — ГК "Русский краб" Глеба Франка.

Судно построил Онежский судостроительный-судоремонтный завод в Карелии.

"Капитан Александров" — первый из десяти краболов, построенный верфью по заказу компании.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Crazy fire tank.

Эта "гигачад-пожарка", которая носится по лесам и сносит все препятствия на своем пути, называется СПМ и производится на Омском заводе транспортного машиностроения.

Выпускают "пожарный танк" для Минобороны с 2012 года, но теперь "Омсктрансмаш" приступил к изготовлению первой партии специальных пожарных машин, которые будут использоваться в гражданских целях.

СПМ создана с использованием узлов и агрегатов от танков Т-72 и Т-80, у нее бронированная кабина и система жизнеобеспечения, защищающая экипаж из трех человек во время пожара. Машина снабжена 25 кубометрами воды и огнегасящих веществ, которые может "пулять" на 100 метров.

Заказала "гражданские" машины организация, которая занимается аварийно-спасательными работами, ликвидирует последствия ДТП и тушит возгорания. При этом от версии для Минобороны машины из новой партии отличаться ничем не будут.
"Байкалу" дали новый срок.

Примерно месяц назад полпред президента в ДФО заинтересовался стоимостью самолетов ЛМС-901 и поручил за две недели разобраться, почему её нельзя назвать разумной. Мы уже рассказывали до этого, что полноценный "Байкал" оказался в два раза дороже базовой "голой" версии самолета.

Судя по всему, полученное обоснование роста цен правительству не понравилось и УЗГА вынуждена будет снизить стоимость строительства "Байкалов". Такое распоряжение Минпромторгу, Минтрансу, Минфину и Минвостокразвития дал премьер-министр Мишустин по итогам поездки в СФО и ДФО.

До 25 сентября ведомства должны подготовить свои предложения по снижению стоимости строительства ЛМС-901, уменьшению лизинговых платежей при его закупках и возможности уменьшения аэропортовых сборов для социально значимых перевозок по Дальнему Востоку.

Один "Байкал", который должен стать заменой "Кукурузнику", в базовом исполнении должен был стоить 120 млн рублей. Но самолёты, которые планировали поставить в 2024 году, оценивались уже в 140 млн рублей, а полноценная версия для дальневосточной авиакомпании "Аврора" обошлась в 280 млн рублей.

Впрочем, проблема "Байкала" не только в цене, но это уже совсем другая история.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Это видео будет больно и неприятно смотреть из-за эффекта "зловещей долины", но именно так выглядит The World Robot Conference в Пекине.

На ней представлены десятки или даже сотни роботов, которые становятся все более реалистичными, но одновременно с этим и пугающими. Зато видно, куда движутся технологии и совсем скоро роботов-гуманоидов будет вообще невозможно отличить от людей.
Есть путь, а денег нет.

Правительство переписывает принятую в 2021 году стратегию цифровой трансформации обрабатывающей промышленности, в новом варианте документа делая акцент на достижении технологической независимости РФ.

Использование "цифровых паспортов" предприятий должно повысить эффективность распределения помощи в условиях ее общего сокращения. Да и сами изменения документа вызваны нехваткой бюджетного финансирования для инновационного развития отрасли.

О нехватке финансов говорит и скромный бюджет, заложенный на проекты стратегии, - всего около 10 млрд рублей. А два из пяти проектов и вовсе не предполагают отдельного финансирования.

Из стратегии 2021 года убрали проект "Новая модель занятости", предполагавший создание биржи компетенций и сервисов, обеспечивающих повышение производительности труда, но вместо него добавили проекты "Технологическая независимость" и "Интеллектуальная господдержка". Но главным все же остался пункт "Умное производство".

●  На "Умное производство", который предполагает формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения отечественного ПО и программно-аппаратных комплексов, планируют потратить 8,5 млрд рублей до 2026 года. Но лишь 42% средств будет выделено из федерального бюджета, остальное - из внебюджетных источников.

●  Еще 770 млн рублей из федерального бюджета отправится на систему интеллектуальной господдержки, то есть на "цифровые паспорта" и упрощение доступа к господдержке.

●  Всего 319 млн рублей потратят на финансирование проекта "Технологическая независимость". Впрочем, технологическому развитию страны достанутся 3 трлн рублей, заложенные в другом документе, утвержденном в мае этого года - "Концепции технологического развития РФ до 2030 года".

●  А вот "Продукция будущего" и "Цифровой инжиниринг" вообще не получили финансирования. Первый проект предусматривает создание гибкого конвейерного производства товаров под индивидуальные требования потребителя, а второй - создание национальной системы стандартизации и цифровой сертификации с проведением виртуальных испытаний.

В Минпромторге обещают, что два последних проекта все же будут реализованы в рамках текущих функций министерства и Росстандарта, хотя и не получили свой кусок пирога по нацпрограмме.
Жми на газ.

700 млрд рублей
потребуется до 2030 года, чтобы добиться широкого применения СПГ в качестве топлива для транспорта. Такая сумма значится в исследовании консалтинговой компании "Яков и партнеры".

Но вместо необходимых 700 млрд в действующем бюджете предусмотрено лишь 10 млрд рублей на поддержку отрасли газомоторного топлива до 2026 года по линии Минэнерго. Впрочем, министерство уже разрабатывает обновленную концепцию развития ГМТ до 2035 года.

В марте 2020 года правительство уже утвердило подпрограмму "Развитие рынка ГМТ", на которую в бюджете было заложено 19,3 млрд рублей. К 2024 году по её итогам потребление газа в качестве моторного топлива должно будет достигнуть 2,7 млрд куб. м, число газовых заправок – 1273 единиц, а парк техники на СПГ должен увеличиться не менее чем на 40 000 единиц.

Газовых заправок в 2022 году действительно стало в 1,5 раза больше, чем в 2021 году, - 896 единиц. Вот только станций для заправки СПГ из них всего 14. Проблема проста и понятна: заправочных станций мало, потому что мало техники на СПГ. А техники на СПГ мало, потому что не хватает инфраструктуры - тех самых заправочных станций.

СПГ сейчас изредка используется для заправки магистральных тягачей, тяжелых грузовиков, тракторов и автобусов большого класса, поскольку стоимость владения машиной на таком топливе на протяжении всего жизненного цикла на 20–30% ниже, чем с дизельным двигателем.

По той же причине, а также благодаря экологичности газа, актуально его использование и для водного транспорта или магистральных локомотивов. Мы уже рассказывали о теплоходах и карьерных самосвалах на СПГ, а РЖД готовят проект по внедрению сжиженного газа как альтернативного энергоносителя для тяги поездов.

Но все это светлое СПГ-будущее возможно только в том случае, если будут инвестированы те самые 700 млрд рублей. У водорода будущего тоже нет, поскольку адекватной цены на водородное топливо можно добиться лишь в радиусе 200–300 км от места его производства. Дальше - дороже.

Пока вся надежда только на КПГ и электротранспорт. И даже если все пойдет хорошо и к 2030 году доля электромобилей достигнет 15% рынка новых машин, Россия по прежнему будет оставаться бензиново-дизельной державой.
Так выглядит обновленная версия российского внедорожника "Стрела", построенного на ГАЗовских агрегатах Военно-промышленной компанией (ВПК). Обновленный внедорожник получил ряд компонентов от "Газели Next".

От нее у новой "Стрелы", показанной на форуме "Армия-2023", взяты руль, рычаг коробки передач, дефлекторы вентиляции, блоки управления светом и микроклиматом, комбинация приборов, а также сиденья первого и второго ряда. Внешность тоже изменилась, но как и прежняя версия, по дизайну напоминает Hummer.

Весит внедорожник 3,5 тонны, а выпускать его планируют с дизелем мощностью 157-200 л.с. Это довольно большая машина: её длина - 5200 мм, ширина - 2550 мм, высота - 2400 мм. Колесная база составляет 2700 мм, а дорожный просвет - 270 мм.

Правда, когда именно начнется производство, по прежнему не ясно. У военной версии "Стрелы", судя по всему, шансов на светлое будущее несколько больше, чем у гражданской.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Еще пару десятков лет назад для работы с металлом нужны были громоздкие металлообрабатывающие станки, а теперь деталь может "напечатать" робо-рука, которая способна выполнить "в железе" буквально любой 3D-проект.

Будущее удивительно и прекрасно, а главное уже совсем не далеко.
"Ростех" показал многоцелевой модульный вертолет Ка-226Т, который можно всего за полчаса конвертировать в пассажирский, грузовой, санитарный или поисково-спасательный вариант. Один модуль просто меняется на другой, как лезвия в бритвенном станке или батарейки в фонарике.

Модернизированная версия летает выше почти на километр и может подниматься на высоту до 6500 м над уровнем моря, у нее выросла дальность полёта благодаря увеличенным бакам, повышена управляемость и установлен новый комплекс пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Помимо этого, вертолет адаптирован для полетов в горах и над водной поверхностью.

В третьем квартале 2023 года на вертолете начнут испытывать новые российские двигатели ВК-650В, а производство обещают запустить через два года на Улан-Удэнском авиационном заводе.