Математические байки – Telegram
Математические байки
4.3K subscribers
1.44K photos
15 videos
27 files
914 links
Рассказы про разную математику.

Архив: http://dev.mccme.ru/~merzon/mirror/mathtabletalks/
Download Telegram
Давайте посмотрим на один пример применения этой науки.
Есть такая стандартная кружковская задача:
Есть ромашка с n лепестками, и двое по очереди отрывают либо один лепесток, либо два соседних. Кто не может сделать ход — проиграл. Кто выигрывает при правильной игре?


Решение: при n>2 выигрывает второй игрок. После первого хода первого игрока второй отрывает лепестки строго напротив — разбивая окружность лепестков на два одинаковых участка, и остаётся применить симметричную стратегию.

Это, конечно, решает исходную задачу. Но представим себе, что нам досталась позиция после нескольких ходов. Например, пусть нам достался набор лепестков, образующий отрезки длиной 4, 5, 9 и 20. Кто выигрывает при правильной игре? А если (допустим, ромашка была очень большая) нам достались отрезки длиной 12, 70 и 180?
Попытка исследовать эти игры «от начальной позиции», исследуя дерево вариантов сверху, приводит к не очень подъёмному перебору. (Навскидку, первый вариант вручную и без оптимизации уже неподъёмный, но ещё должен перебираться на компьютере; а второй даже и компьютер не потянет.)

А вот применение конструкции из теоремы Шпрага-Гранди позволяет справиться даже и вручную! А именно — мы хотим для любого n узнать, какому числу камней a_n соответствует игра для одного отрезка из n последовательных лепестков. За один ход мы можем получить из него два отрезка длин s и t, где либо s+t=n-1, либо s+t=n-2.
(Если отрываем лепестки с края, то кто-нибудь из s и t будет нулём.)
Двум отрезкам соответствует сумма игр, и ним-сумма (a.k.a. XOR) соответствующих количеств камней. Соответственно, получаем рекуррентное соотношение
a_n = mex ( XOR(a_s,a_t) | s+t = n-1 или s+t = n-2 ).

Во-первых, при необходимости его и до 180 можно дотащить «вручную». Да, априори это могло бы быть оочень занудно, но это явно посильная задача даже без компьютера.

Во-вторых: давайте посчитаем первые несколько членов последовательности.
n=0 -> пустая игра, ходов нет,
a_0=0.
n=1 -> единственный ход приводит к 0, значит,
a_1=1.
n=2 -> можно получить либо пустую позицию, либо один лепесток, значит,
a_2=mex(0,1) = 2.
n=3 -> можно получить конфигурации (1), (2), (1,1), которым соответствуют ним-значения 1, 2 и 0 соответственно. Значит,
a_3=mex(0,1,2)=3.
n=4 -> можно получить конфигурации (2), (1,1), (3), (1,2), которым соответствуют ним-значения 2, 0, 3 и 3 соответственно. Значит,
a_4= mex(0,2,3)=1.
n=5 -> можно получить конфигурации (3), (2,1), (4), (1,3), (2,2) которым соответствуют ним-значения 3, 3, 1, 2 и 0 соответственно. Значит,
a_5= mex(0,1,2,3)=4.

После чего можно ввести начало найденной последовательности — 0,1,2,3,1,4 — в OEIS, онлайн-энциклопедию целочисленных последовательностей (коллеги цитировали текст к 50-летию энциклопедии — начинавшейся ещё не как онлайн!).
И первой ссылкой этот поиск выдаст последовательность A002186 — после чего, посмотрев на то, что такое упоминаемая там game of Kayles, становится понятно, что это буквально то, что нам нужно. И кстати — начиная с n=71 последовательность становится периодичной с периодом 12.

(For the record: подумав, что я хочу привести тут пример с игрой с ромашкой, я ещё не знал названия Kayles — выше описан буквально тот путь, которым я прошёл.)

Если возвращаться именно к нашим позициям из примеров выше — наборам (4,5,9,20) и (12,70,180) — то первому из них соответствует ним-сумма 1, 4, 4 и 1, и выигрывает второй игрок. А второму — ним-сумма 4, 4 и 6, так что выигрывает первый. Один из выигрышных ходов — превратить третий отрезок в 180 лепестков с ним-значением 6 во что-то с нулевым ним-значением, вырвав два лепестка посередине: мы получим позицию (12,70,89,89) с нулевым суммарным ним-значением.
https://mccme.ru/free-books/

Дед Мороз напоминает про страницу, на которой бесплатно доступны файлы множества книг (в основном издательства МЦНМО)

брошюры библиотеки «Математическое просвещение» и Летней школы «Современная математика», доклады семинара «Глобус» и материалы выездного семинара учителей, книги Арнольда и Гельфанда, Прасолова и Шеня и многое другое.

новогодние каникулы — как раз хорошая возможность спокойно почитать
Нерегулярная рубрика «рабочие картинки» (они красивые, хочется поделиться): часть поверхности Маркова
x^2+y^2+z^2-xyz = D
и некоторые слоения на ней.
https://mccme.ru/nir/seminar/

в четверг (11.01) продолжится семинар учителей математики:

А.Д.Блинков будет рассказывать про книжку «Площади без формул», которая скоро выйдет в серии «Школьные математические кружки»

как обычно: 19:00, столовая МЦНМО, приглашаются все желающие
St. Petersburg mathematicians and their discoveries

Книжка про математиков Петербурга и их открытия — завершена.

Теперь напечатаем малым тиражом и разошлём авторам и всем причастным.

Кому интересно иметь её в бумажном виде — печатайте сами себе в каком-нибудь самиздате (вроде есть сайты, куда можно pdf загрузить, и потом в мягком переплёте получить по почте).
Три дня назад на небе можно было увидеть аккуратную половинку Луны (почти точно в фазе первой четверти) — и очень яркую «звёздочку» рядом. Первое, что приходит в голову при виде чего-то столь яркого, это Венера и Юпитер. (Вообще, Марс иногда бывает очень ярким, но не так часто; есть ещё Сириус, но давайте мы его временно заметём под ковёр).

Так вот: допустим, мы ограничили выбор Венерой и Юпитером. Интересно, что написанного выше достаточно, чтобы один из этих вариантов исключить! Как думаете, какой?

(image credit: NASA, вырезано из What’s Up video)
Математические байки
Какой именно вариант можно искючить?
Ответ:
Луна в первой четверти означает, что направление на неё почти под прямым углом к направлению на Солнце. А Венера — внутренняя планета, так что на 90 градусов выйти не может.

Если говорить более аккуратно, то радиус орбиты у неё — чуть больше 0.7 радиуса орбиты Земли (точнее, большая полуось 0.723 а.е., но я наизусть только 0.7 помню — одну цифру помнить проще 🙂 ; ну и на уровне прикидки в уме эллиптичностью пренебрегаем, всё-таки там эксцентриситеты порядка процента)
Значит, Венера не может быть от Солнца на угловом расстоянии, большем, чем (примерно) arcsin 0.7.
Ну а sqrt{2}/2=0.707..., так что этот угол это с отличной точностью 45 градусов.
Итак, максимальный угол между направлениями на Венеру и Солнце это чуть больше, чем 45 градусов (на самом деле 47, но это я уже потом посмотрел — а тут прикидывал на ходу, и кажется, неплохо получилось).

Итого:
*) угол Солнце-Земля-Луна в этот момент примерно равен 90 градусам (потому что от Луны освещена половина),
*) угол Солнце-Земля-Венера никогда не больше 47 градусов.
Значит, в момент наблюдения угол Венера-Земля-Луна был не меньше 43 градусов. А не единицы градусов, которые « рядом » на небе! Так что Венеру исключаем.