Этот вариант, где вся передняя панель с элементами управления является дверцей, сначала кажется гениальным гимном минимализма, хоть сразу в футуристические фильмы на реквизит отдавай. Но, поразмыслив немного, я обнаружил серьезный недостаток такого приема: ручка без какой-либо профита удлинилась на 20%, увеличился ее радиус хода, и при открытии дверцы придется держать дистанцию, чтобы не зацепило пузо или тарелку супа в руках. На зарендереных интерьерах кухни мечты из рекламы, конечно, такого не бывает, но на тесных кухнях реальности места для маневра может просто не оказаться.
Боже, храни промдизайнеров.
Боже, храни промдизайнеров.
Ну и покарай уже дизайнеров интерфейса микроволновок и стиральных машин. Серьезно, даже попытки избавиться от ощущения взаимодействия с панелью управления космическим кораблем не сильно спасли ситуацию. Для меня это всегда главная мука — найти вариант, где дизайнеры задумались о ментальных моделях работы устройства, хранящихся в головах пользователей (см. Норман, «Дизайн привычных вещей»).
Вот, например, панель управления стиралкой. К типичной панической атаке, возникающей при попытке разобраться в режимах и вообще порядке действий, добавляются еще нотки страданий из веба: кнопки управления сделали сенсорными, поэтому попробуй угадай, что на панели нажимабельный элемент, а что лишь лейбл или индикатор.
(да, я решил не идти против природы и публиковаться когда пишется, даже если уже глубокая ночь. не сердитесь)
(да, я решил не идти против природы и публиковаться когда пишется, даже если уже глубокая ночь. не сердитесь)
В медиаките Ленты.ру (https://lenta.ru/mediakit/lenta-mediakit-web.pdf) есть удивительный слайд, который относится к одному из моих любимых жанров — псевдоинфографике. На пунктирную линию нанесены разделы сайта, но без каких-либо пояснений, что это за ось, в чем отмеряются значения на ней, что означают размеры кружков и интервалы между ними.
Два года я жил с предположением, что на этом слайде изображена ось времени с расставленными на ней датами открытий новых разделов. Но вот сейчас я сравнил сохраненный скриншот этого слайда из медиакита 2017 года с актуальным с сайта Ленты, и заметил, что за эти два года многие разделы поменялись местами.
Может это визуализация популярности и посещаемости разделов? Может, хотя маловероятно, что раздел «Россия» перелетел из аутсайдеров на второе место (и превратился в раздел «Росиия»). Но почему тогда положения точек на шкале-непонятно-чего не изменились, просто подписи переехали? А если это просто порядок популярности разделов без конкнетных значений, то почему интервалы между точками делают вид, что означают что-то? Это свойство роднит слайд с тем безумный сайтом-каталогом форматов бумаги (https://news.1rj.ru/str/meow_design/41). Причем у некоторых разделов даже иконки остались от предыдущего хозяина (см. раздел «Наука а техника» на обеих версиях). А-а-а-а-а!! Что ты такое?!!
Может это визуализация популярности и посещаемости разделов? Может, хотя маловероятно, что раздел «Россия» перелетел из аутсайдеров на второе место (и превратился в раздел «Росиия»). Но почему тогда положения точек на шкале-непонятно-чего не изменились, просто подписи переехали? А если это просто порядок популярности разделов без конкнетных значений, то почему интервалы между точками делают вид, что означают что-то? Это свойство роднит слайд с тем безумный сайтом-каталогом форматов бумаги (https://news.1rj.ru/str/meow_design/41). Причем у некоторых разделов даже иконки остались от предыдущего хозяина (см. раздел «Наука а техника» на обеих версиях). А-а-а-а-а!! Что ты такое?!!
На сайте студии выпустили анонс интерфейсов и промдизайна табло для новых составов московского метро: https://www.artlebedev.ru/kvant/. Я отвечал за интерфейс наддверного экрана и адаптацию схемы для интерактивного дисплея.
Даже в таком проекта немного задрочился: когда возникли сомнения, какой вариант отображения текущей станции оптимальный c учетом разных встречающихся ситуаций (длинное название станции в два слова, длинное название в одно слово, короткое название, название с длинным одним словом и коротким другим…), я вместо доверия «чутью» забил в гугл-таблицы названия всех станций московского метро, подсчитал распространенность различных комбинаций и среднее количество влезающих в экран следующих станций, и тогда стало очевидно, какой вариант оптимален.
Недавно в твитере возникла дискуссия по поводу того, должен ли дизайнер в начале работы над проектом изучать всё, что было сделано в этой области другими. Тезис инициатора дискуссии был в том, что после впитывания чужих работ (и, соответственно, чужого хода мышления) дизайнер лишится ясности «взгляда новичка» и сможет выдать только вторичную работу, какую-то комбинацию из уже сделанного другими, может быть дополнив какими-нибудь фишечками. Ну типа, если будешь изучать три тысячи моделей кнопочных телефонов, то айфон не придумаешь. Закопаешься в деталях, поле зрения сузится, и качественный скачок будет невозможен.
Я с интересом следил за дискуссией, но так и не смог выбрать в ней свою сторону.
Я с интересом следил за дискуссией, но так и не смог выбрать в ней свою сторону.
Я всегда начинаю работу с подробного изучения альтернатив, конкурентов и индустрии в целом. Когда я придумывал приложение для «Ситимобила» (https://www.artlebedev.ru/citymobil/app/process/), я изучил 86 других приложений заказа такси, хотя клиент и приходил с вводной «Не оглядываться ни на кого». И я предложил концепцию, не похожую ни на одно из тех 86 приложений, но сделал это осознанно, понимая, как у всех всё устроено.
Получилось бы лучше, если бы я сразу изолировался от чужих вариантов решения стоящих передо мной задач? Или может я могу выдать свой локальный максимум только после раскопок чужого опыта, но общий глобальный максимум какой-то более крутой дизайнер выдаст только в режиме изоляции? Непонятно.
Получилось бы лучше, если бы я сразу изолировался от чужих вариантов решения стоящих передо мной задач? Или может я могу выдать свой локальный максимум только после раскопок чужого опыта, но общий глобальный максимум какой-то более крутой дизайнер выдаст только в режиме изоляции? Непонятно.
Но иногда я действительно замечаю, что создатели продуктов в какой-нибудь сфере бесцельно копирую друг у друга, отказываясь выйти за пределы сложившейся парадигмы, взглянуть на ситуацию со стороны, глазами новичка. Например, приложения и сайты с прогнозами погоды, заменившие нам уличные термометры, давно превратились в фестиваль карамелизации, где все упражняются в подборе красивых шрифтов для отображения температуры и соревнуются, у кого самая красивая иллюстрация солнышка или самая захватывающая анимация дождя.
Хотя людям обычно надо не эффектом капелек на экране полюбоваться, а решить, что надеть на сегодня. И между собой люди передают информацию о погоде в формате «жарища», «солнышко уже греет, но в тени еще холодно», «сильный холодный ветер», «мне в кофте было норм», «надел два комплекта термобелья и всё равно охуел». И выдаваемые приложениями цифры, эти поверхностные «+17…+19» или педантичные «+18, ощущается как +13, ибо влажность 84%, ветер С-В 5 м/с, а луна растет в козероге», потом расшифровываются людьми на человеческий язык: «рано отказываться от пальто» или «надо взять зонтик». Или выглядывают в окно посмотреть, как другие на улице одеты.
Хотя людям обычно надо не эффектом капелек на экране полюбоваться, а решить, что надеть на сегодня. И между собой люди передают информацию о погоде в формате «жарища», «солнышко уже греет, но в тени еще холодно», «сильный холодный ветер», «мне в кофте было норм», «надел два комплекта термобелья и всё равно охуел». И выдаваемые приложениями цифры, эти поверхностные «+17…+19» или педантичные «+18, ощущается как +13, ибо влажность 84%, ветер С-В 5 м/с, а луна растет в козероге», потом расшифровываются людьми на человеческий язык: «рано отказываться от пальто» или «надо взять зонтик». Или выглядывают в окно посмотреть, как другие на улице одеты.
И после таких размышлений в 2014 году ко мне пришла спонтанная идея паразитирующего погодного сайта, который в прямом эфире показывает прохожих с улицы, которые уже переработали прогнозы погоды и приняли решение, что надеть. Нейросеть в мозгу человека мгновенно распознает условия на улице по фотографии, все мелочи сразу распознаются на автомате: какой наряд у людей, есть ли в руках зонтик, корчится ли прохожий от ветра или распахнулся от жары, идет ли дождь или солнышко светит, есть ли лужи. Всё это проецируется на себя без дополнительных умственных затрат и вычислений, вопрос «что надеть?» снимается без единой цифры.
Не настаиваю, конечно, что это прорыв, но хочется верить, это новая единица смысла. И по теме нашей дискуссии: не уверен, что ко мне пришла бы эта идея, если бы я целенаправленно изучал сотни погодных сервисов.
Не настаиваю, конечно, что это прорыв, но хочется верить, это новая единица смысла. И по теме нашей дискуссии: не уверен, что ко мне пришла бы эта идея, если бы я целенаправленно изучал сотни погодных сервисов.
Или другой пример. Мне на днях очень интенсивно пришлось пользоваться секундомером на телефоне, и интерфейс стандартного приложения айоси показался мне неудобными. Я забил в апсторе «stopwatch» и поразился, насколько все приложения похожи друг на друга и насколько они все неудобные.
Казалось бы, разработчикам стоило бы просто задуматься, в каких условиях человеку может понадобиться секундомер. Наверное, человек столкнулся с ситуацией, где очень важна продолжительность какого-то события. Причем измерена она должна быть с большой точностью, иначе можно было бы засечь в минутах на обычных часах. То есть, вероятно, при замере имеют значения секунды и доли секунд. То есть для точного измерения без погрешностей было бы неплохо, чтобы запуск секундомера и его остановку можно было провернуть решительно, в нужный момент и без осечек. Без необходимости целиться пальцем в маленькую кнопочку «Stop» на экране. Особенно когда отмеряешь секундомером какую-то физическую деятельность, и организм после нагрузки немного офигевает и не готов к операциям с мелкой моторикой. Наверное, чтобы лишить пользователей этих страданий, было бы разумно максимально увеличить кнопку запуска/остановки секундомера, да хоть весь экран сделать одной большой кнопкой, чтобы можно было не глядя ладошкой шлепнуть по экрану. А еще удобней было бы повесить запуск/остановку таймера на физическую кнопку на корпусе телефона, скажем, на клавишу громкости, как это сделано в приложении камеры. Чтобы был как настоящий физический секундомер.
Казалось бы, разработчикам стоило бы просто задуматься, в каких условиях человеку может понадобиться секундомер. Наверное, человек столкнулся с ситуацией, где очень важна продолжительность какого-то события. Причем измерена она должна быть с большой точностью, иначе можно было бы засечь в минутах на обычных часах. То есть, вероятно, при замере имеют значения секунды и доли секунд. То есть для точного измерения без погрешностей было бы неплохо, чтобы запуск секундомера и его остановку можно было провернуть решительно, в нужный момент и без осечек. Без необходимости целиться пальцем в маленькую кнопочку «Stop» на экране. Особенно когда отмеряешь секундомером какую-то физическую деятельность, и организм после нагрузки немного офигевает и не готов к операциям с мелкой моторикой. Наверное, чтобы лишить пользователей этих страданий, было бы разумно максимально увеличить кнопку запуска/остановки секундомера, да хоть весь экран сделать одной большой кнопкой, чтобы можно было не глядя ладошкой шлепнуть по экрану. А еще удобней было бы повесить запуск/остановку таймера на физическую кнопку на корпусе телефона, скажем, на клавишу громкости, как это сделано в приложении камеры. Чтобы был как настоящий физический секундомер.
Ни в одном приложении запуск и остановку таймера не повесили на клавишу громкости.
*Тут я хотел написать, что я не настоящий свифт-погромист, но в интернете дофига примеров кода, как это нажатие отслеживать, то есть это технически реализуемая возможность. Но тут я узнал о пункте 2.5.9 правил приема приложений в апстор (https://developer.apple.com/app-store/review/guidelines/), который запрещает вешать альтернативный функционал на физические кнопки. Ладно, разработчики приложений не виноваты, но эпл мог бы в своем родном приложении добавить эту фичу.*
*Тут я хотел написать, что я не настоящий свифт-погромист, но в интернете дофига примеров кода, как это нажатие отслеживать, то есть это технически реализуемая возможность. Но тут я узнал о пункте 2.5.9 правил приема приложений в апстор (https://developer.apple.com/app-store/review/guidelines/), который запрещает вешать альтернативный функционал на физические кнопки. Ладно, разработчики приложений не виноваты, но эпл мог бы в своем родном приложении добавить эту фичу.*
мяу-дизайн
Я всегда начинаю работу с подробного изучения альтернатив, конкурентов и индустрии в целом. Когда я придумывал приложение для «Ситимобила» (https://www.artlebedev.ru/citymobil/app/process/), я изучил 86 других приложений заказа такси, хотя клиент и приходил…
бляяя. только сейчас, спустя три года, перечитывая свое сообщение, понял разницу между «не оглядываться ни на кого» и «не как у всех».
мяу-дизайн
Но моя самая любимая пыльца единорога — это, конечно, укладывание макетов в изометрию или другие безумные ракурсы, не имеющие никакого отношения к жизни. Эти ракурсы ни рассмотреть лучше сделанную работу не позволяют (она вся в жутких искажениях и к тому же…
Вот вам еще немного макетиков в изометрии, про которую я писал когда-то давно (https://news.1rj.ru/str/meow_design/88). Это фрагмент сайта какого-то крутого дорогого почтового приложения. Если не упражняться в построении сарказмических фраз: очень тяжело что-то разглядеть на макетах.