Аппельберг – Telegram
Аппельберг
7.99K subscribers
455 photos
29 videos
734 links
Канал о Ближнем Востоке: геополитика, безопасность, религии и национализмы. Попытка разобраться, что к чему в самом взрывоопасном регионе планеты. You can write me smth nice: @alexandra_appelberg
Download Telegram
Так же поступили и иранские СМИ. Есть, думается мне, связь между свободой носить или не носить хиджаб и свободой интеллектуальной, академической. Забавно, как авторитарные режимы игнорируют одно и пытаются выставить второе, как свою заслугу. Сама Мариам платок не носила
Справедливости ради, UPD: вот пишут, что некоторые иранские газеты вышли с фото Мирзахани с непокрытой головой:
Текст под амбициозным названием «Палестино-израильский конфликт: что нужно знать», в контексте ближневосточных инициатив Дональда Трампа.
http://edition.cnn.com/2017/05/03/politics/israel-two-state-explainer/index.html
Дональд Трамп решил принести мир на Ближний Восток.

Что нового в его подходе? На протяжении десятилетий американские президенты настаивали, что единственный способ разрешить палестино-израильский конфликт - это принцип «два государства для двух народов». Трамп же заявил, что его устроит любой расклад, при котором стороны, наконец, помирятся. Это вызвало волну интереса к принципу «одно государство для двух народов». Кроме того, он предлагает вспомнить про мирные инициативы арабских стран - они подразумевают два государства, и о них время от времени вспоминают - но без особых результатов.

Что такое идея «два государства для двух народов»? Все на первый взгляд просто: Израиль и Палестина сосуществую бок о бок в мире как два автономных государства. Изначально в этом и был план - в 1947 году ООН разделила территорию на израильскую и палестинскую части.


Что такое идея «одно государство для двух народов»? Для Израиля это означает аннексию спорных территорий Западного берега реки Иордан и/или Газу. Но в этом случае евреи, вполне возможно, станут этническим меньшинством. Если при таком раскладе Израиль даст палестинским арабам право голоса - политическое доминирование еврейского населения тоже вскоре прекратится. Если право голоса не давать - то Израиль перестанет быть демократией, и окончательно превратится в апартеид.

Дело усложняется еще тем, что стороны никак не могут согласиться в нескольких принципиальных вопросах. Например, обе стороны хотят частично или полностью контролировать Иерусалим и считать его своей столицей. К тому же, непонятно, что делать с 700 000 палестинских беженцев, которые покинули территорию после войны 1948 года.

Ну и главная проблема - еврейские поселения на оккупированных территориях - территориях, которые палестинцы, а вместе с ними и мировое сообщество, видят частью будущего Палестинского государства.

Администрация Трампа признает, что новые тысячи домов в поселениях, которые Израиль уже начал строить, мирному процессу никак не способствуют.

Идея одного государства не пользуется популярностью среди палестинцев - они опасаются, что это приведет к усилению контроля Израиля.

Международное сообщество в целом поддерживает концепцию двух государств. На Ближнем Востоке большинство стран поддерживают Арабскую мирную инициативу 2002 года, выдвинутую Саудовской Аравией. Но есть милитаристские образования, которые поддерживают идею одного государства - но не Израиля, а Палестины: это Хезболла и Хамас. Многие правые в Израиле также поддерживают идею одного государства, но расходятся во мнениях по вопросу предоставления палестинцам равных прав.

Идею одного государства поддерживают леворадикалы в Израиле, Палестине, а также в Европе и США: они говорят о светском государстве, в котором все граждане вне зависимости от религии обладали бы равными правами. Но многим израильтянам это не нравится: они считают, что это приведет к исчезновению еврейского государства.

Некоторые палестинцы предпочитают идею одного государства, так как не видят результатов мирных переговоров, и считают, что уж лучше отдать полный контроль над безопасностью на Западном берегу Израилю.
DAM - арабы-палестинцы, живущие в Израиле. Это видео - их саркастический ответ тем, кто говорит «Эй, ну почему вы не можете просто жить в мире?». По мотивам этого видеоклипа музыканты дали очень умный, по-моему, комментарий газете Haaretz. В двух словах: о каком сосуществовании идет речь, когда у одной стороны в руках оружие. https://www.youtube.com/watch?time_continue=39&v=Yl9j5mbuqxs
ИГИЛ шокируют многих на Западе их насилием и притягательностью для молодых суннитов. Но вызывает вопросы неопределенность Саудовской Аравии. Неужели саудиты не понимают, что ИГИЛ угрожает и им тоже?

Кажется, политическая элита Саудовской Аравии разделилась. Некоторые радуются, то ИГИЛ сражается с иранскими милитаристскими группировками и тому, что суннитское «государство» формируется в самом сердце того, что они считают суннитской территорией.

Другие саудиты более напуганы и вспоминают восстание ваххабистских ополченцев против Абд-аль Азиза (первого короля Саудовской Аравии) в 1920м.

Многие напуганы радикальной доктриной ИГИЛ - и начинают сомневаться в некоторых аспектах политики Саудовской Аравии.

Внутренние противоречия по отношению к ИГИЛ в Саудовской Аравии могут быть поняты только если разобраться в изначальной и продолжающейся противоречивости идеологии и исторических корней Королевства.

Одно из двух главных направлений саудовской идентичности ведет прямо к Мухаммаду ибн Абд аль Ваххабу (родоначальнику ваххабизма) и к тому, как его радикальную идеологию использовал ибн Сауд (который был всего лишь лидером одного из многочисленных бедуинских племен в пустыне).

Второе направление - это разворот Абд-аль Азиза в сторону государственности в 1920х: его сдерживание насилия группировок ихванов (чтобы добиться дипломатических отношений с США и Великобританией), то, как он институализировал ваххабизм и способствовал его распространению путем «культурной революции».

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792) был суровым приверженцем учения мыслителя Ибн Таймии, жившего в 14 веке. Ваххаб презирал артистичную, курящую табак, употребляющую гашиш, стучащую в барабан египетскую и османскую элиту, путешествовавшую по Аравии, направляясь в Мекку для молитвы. По его мнению, это были не мусульмане. Также ему не нравились и местные племена бедуинов. Они раздражали его своей верой в святых, тем, что устанавливали надгробные камни, их суевериями. Аль-Ваххаб считал, что все это «бида» - запрещенное Богом поведение. (На фото Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб)
Аль-Ваххаб верил, что время, когда Пророк жил в Медине, было идеалом и «лучшим из времен», и правильный мусульманин должен жить точно так же (это идея называется салафизм).

Таймия объявил войну шиизму, суфизму, греческой философии. Он высказывался против посещения места захоронения Пророка, празднования его дня рождения - это, по его мнению, было влиянием христианского идолопоклонства. Абд аль-Ваххаб собрал все эти ранние учения, заявил, что любое сомнение верующего на этот счет должно привести к тому, что у него отнимут имущество и жизнь. Ваххабизм запрещает подвергать сомнению власть короля, поклоняться и молиться духам, святым или даже умершим родственникам. Кроме того, нельзя праздновать день рождения Пророка, путешествовать к отдаленным мечетям, устанавливать надгробия. Ваххаб считал, что каждый мусульманин должен присягнуть в верности мусульманскому лидеру (Халифу, если таковой имеется). Иначе - смерть, конфискация имущества и надругание над женами и дочерьми. К смерти заочно приговаривались шииты, суфи и любые другие мусульманские меньшинства - их Ваххаб и мусульманами не считал.

В целом, ничто из описанного не отличает ваххабизм от ИГИЛ. Разница проявляется позже: Абд аль-Азиз принял учение Ваххаба об «одном правителе, одной власти, одной мечете» и применил его к себе - став, таким образом, верховной властью ваххабизма. Именно в этом ИГИЛ с саудитами не соглашаются. Король Саудовской Аравии для них не является центральной властью суннитского ислама. Вот почему ИГИЛ - угроза и для Саудовской Аравии.


Радикальные взгляды Абд аль-Ваххаба привели к тому, что его выслали из его родного города. Поскитавшись какое-то время, в 1741 году он нашел поддержку и защиту в лице Ибн Сауда и его племени (пра-предка Абд-аль Азиза). Ибн Сауд увидел в учении Ваххаба возможность получить власть для себя. Его клан продолжил делать то же, что и раньше - грабить соседние племена и деревни, но теперь они делали это под знаменем джихада. Ваххаб и ибн Сауд также «оживили» идею мученичества: смертники, согласно ваххабизму, сразу попадают в рай.

Для начала они завоевали несколько местных сообществ (поставив перед ними выбор: обращение в ваххабизм или смерть). К 1790 году они контролировали большую часть Аравийского полуострова и периодически набегали на Медину, в Сирию и Ирак. Стратегия (как и сейчас у ИГИЛ) была поселить в людях страх и склонить их к подчинению. В 1801 году они атаковали священный город Кербелу в Ираке, где уничтожили тысячи шиитов и их молитвенных мест, включая усыпальницу Имама Хуссейна, убитого внука самого Пророка Мухаммада. Дальше - больше: последователи Сауда и Ваххаба вошли в Мекку и Медину, уничтожая многовековые памятники исламской архитектуры на своем пути. Сауд погиб в 1803 году от рук наемника-шиита, в наказание за Кербелу. Власть перешла в руки его сына, Сауда бин Абд-аль Азиза, но тут очнулись османские правители (Аравийский полуостров относился, вообще-то, к Османской империи). В 1812 году османская армия выгнала ваххабитов из Медины, Мекки и Джидды, а в 1814 схватила сына Сауда бин Абд-аль Азиза и жестоко казнила его в Стамбуле. К 1818 году Османская империя одержала окончательную победу над ваххабитами - они выли оттеснены в пустыню, и о них не было ничего слышно до конца 19 века.

Ваххабиты подняли голову, когда Османская империя распалась в ходе Первой мировой. Династию аль Саудов на тот момент возглавлял Абд-аль Азиз - чтобы объединить разрозненные бедуинские племена, он воспользовался рецептом пра-пра-дедушки и создал ихваны - группы исламских морализаторов-головорезов, созданные по образу и подобию отрядов завоевателей Аравии в 1800х. Им вновь удалось захватить Мекку, Медину и Джидду. Но Абд-аль Азиз начал понимать, что его политическим интересам может помешать сотрудничество с бандитами и убийцами. Ихваны почувствовали перемену в настроении их лидера и подняли восстание, переросшее в гражданскую войну - но в 1930 году были подавлены. (На фото - Абд-аль Азиз ибн Сауд)
Абд-аль Азиз понимал, что ему нужно заручиться поддержкой западных держав - США и Великобритании. Поэтому он переформулировал ваххабизм - из идеологии революционного джихада он превратился в консервативную, но безобидную политическую традицию, суть которой - верность саудовскому королю.

По мере того, как на полуострове нашли нефть, и богатство Саудовского королевства росло, целью Азиза стало распространения ваххабизма по всему мусульманскому (то есть суннитскому) миру. «Культурная революция» должна была заглушить голоса мусульманских сект, оставив лишь генеральную линию - в которой глава семейства Саудов является главным политическим авторитетом исламского мира. В то же время, Сауд выразил готовность управлять суннитским миром так, чтобы не противоречить интересам Америки. Так создалась ситуация, в которой Запад зависит от Саудовского Королевства и его влияния в регионе, и вынужден закрывать глаза на истинную природу ваххабизма. (На фото встреча Абд-аль Азиза ибн Сауда и президента США Рузвельта)
Но ихваны и их видение ислама не исчезли. В меньшей степени, но они все еще контролируют части политической системы Королевства - и это именно та часть, которая не спешит осуждать ИГИЛ. Этих взглядов придерживаются многие в элите Саудовской Аравии. Представителем этой части саудовского общества был Усама бин Ладен.

ИГИЛ - ваххабистское течение. Но в определенном смысле, это ревизионистская, скорректированная версия ваххабизма. Образцом для подражания ИГИЛ видят времена первых двух халифов, а не жизнь Пророка, и они отрицают притязания Сауда на власть над суннитским миром.

Неудивительно поэтому, что поддержка Запада и Саудовской Аравии милитаристской оппозиции в Сирии вылилась в создание движения, основанного на ваххабистских ихванских принципах - ИГИЛ.
Традиционная порция исламской красоты, сегодня - из Индии:
Женщина в чадре с винтовкой G3 жестом демонстрирует свою решимость. Она вместе с товарищами по борьбе удерживает территорию Тегеранского университета на следующий день после Исламской революции. Фотографии Каве Каземи, сделанные во время революции, дали старт его карьере. https://lenta.ru/photo/2017/07/23/pictures_from_iran/