Stray observations – Telegram
Stray observations
836 subscribers
470 photos
11 videos
3 files
584 links
Тут я писатель, переводчик и критик. Ещё у меня есть канал, где я ресёрчер, фактчекер и редактор: @elvishgene
Download Telegram
Channel created
Channel photo updated
Привет, меня зовут Алексей Бороненко, здесь я буду писать о юморе, литературе, культуре и прочих интересных штуках. Это будет что-то вроде заметок на телефоне или в блокноте, но из-за того, что кто-то — hopefully — будет это читать, заметки будут хоть сколько-то структированными и оформленными.

Я собирался дать каналу лучшее название для текстов такого жанра, придуманное Михаилом Гаспаровым («Записи и выписки»), но его уже занял великий Юрий Сапрыкин (https://telegram.me/forevernotes; если вы не подписаны на этот канал, срочно подписывайтесь), поэтому я назвал эти заметки так, как чаще всего называл текстовые файлы, в которые сваливал интересные ссылки и короткие мысли по их поводу, — «misc».

На самом деле у меня уже есть блог (https://goo.gl/W5znLF), но из-за нехватки времени и избытка перфекционизма я пишу туда очень редко. Чтобы решить эту проблему, я стал писать в паблик (https://goo.gl/sqcEU0). Та же история. Надеюсь, что этот канал поможет — хотя бы на какое-то время — чаще фиксировать на письме и осмыслять свои впечатления от разных штук, с которыми я сталкиваюсь в течение дня. 
1
Вчера утром посмотрел оскаровский монолог Криса Рока (http://goo.gl/cW7wWx), который скорее понравился, но всё-таки оставил двойственное впечатление: с одной стороны, расизм — это плохо, расизм везде, всем нужны равные возможности, жёсткие и правильные шутки в духе «This year, in the ‘In Memoriam’ package, it’s just going to be black people that were shot by the cops on their way to the movies»; с другой стороны, из-за нелепых подшучиваний над бойкотом премии и временами слишком лёгкого тона, обращающего серьёзную проблему в шутку, и фразы «everything’s not racism» не покидало ощущение, что хотелось поддеть белую оскаровскую публику, но не очень-то её расстраивать; характерно, что весёлую реакцию публики показывали только на самых беззубых шутках или шутках, направленных на чёрных актёров и актрис; и это не говоря о сексизме («Hollywood is sorority racist»? Почему не «frat racist»?). В общем, когда-нибудь я напишу в блог о субверсивном и тривиализующем типах юмора.

Но интересно другое: вечером мне пришла рассылка Марка Мэрона, в которой он рассказывал, как ходил выступать с очередным сетом в Comedy Store, и перед ним выступал Рок с оскаровским монологом, над которым работал в клубе всю предыдущую неделю. Я над этим никогда не задумывался, хотя это логично и банально: открывающая речь оскаровского ведущего — это ведь и есть 10-минутный стендап-сет (особенно если этот ведущий — стендап-комик); примерно, как монолог в начале late show или SNL. И над этим сетом, как над любым другим, нужно работать: писать шутки, репетировать, сбивать, выступать, выкидывать лишнее, добавлять новое, опять проверять и так далее. Интересно было бы ещё об этом где-то почитать: как другие ведущие готовились к оскаровским церемониям? Сколько материала они пишут, а сколько — сценаристы (понятно, что Рок, скорее, сам себе писал, а какому-нибудь Хью Джекману писал вот этот чувак — https://en.wikipedia.org/wiki/Bruce_Vilanch)? Как это происходит на других премиях? Как это происходит у нас?

Кстати, ещё вчера узнал, что чаще всего церемонию Оскара вёл Боб Хоуп — 19 раз. 
К своему стыду, я совсем редко хожу в театр, но зато один из спектаклей, на которых я побывал за последний год, признали лучшим в сезоне (http://www.colta.ru/news/10255). «Нюрнберг» в РАМТ — действительно отличный спектакль о суде над судьями в 1947 году: среди прочего, очень зрелищный и кинематографичный, что ли. Если получится, обязательно сходите. 
Посмотрел тут 3 выпуск вечернего шоу Кирилла Сиэтлова. Хотя в этих трёх выпусках не все было смешно и удачно (но многое смешно и удачно), это в любом случае важное явление, за которым нужно следить: хорошая, нестыдная комедийная инди-штука, которую за копейки делают люди, действительно любящие комедию (или юмор; Кирилл у меня в подкасте говорил, что он никак не может определиться, кто он — комик или юморист). И делают, в первую очередь, для того чтобы делать хорошие, нестыдные комедийные штуки, а не заработать кучу бабла. Ну и ещё в этом выпуске в гостях был воронежский комик Игорь Тарлецкий — редкий русскоязычный комик с действительно близким мне чувством юмора: шутка про чтение книг в наши дни — одна из любимых моих шуток последних лет.
Тут, оказывается, уже прошла премьера — или предпремьера — документалки о единственном кинематографическом опыте Беккета. Короткий фильм, для которого он написал сценарий, назывался Film (а документалка, соответственно, Notfilm); режиссёр — театральный человек Алан Шнайдер; зато в главной роли — Бастер Китон, а оператором — Джордж Кауфман (12 Angry Men); всё очень минималистично и завязано на философии Беркли; получилось любопытно, но в целом, как признавал сам Беккет, не очень — в том числе, из-за технической неопытности Беккета и Шнайдера. Вот тут New Yorker (http://www.newyorker.com/books/page-turner/when-samuel-beckett-tried-to-capture-the-power-of-the-movies) написал немного и о самом фильме, и о документалке. Надо будет найти этот Notfilm, должно быть любопытно.
Кстати, о «Нью-Йоркере». Недавно благодаря подкасту The New Yorker Radio Hour — я о нём ещё обязательно поговорю в своём подкасте — узнал о бродвейском рэп-мюзикле Hamilton, посвящённом, собственно, жизни Александра «10 долларов» Гамильтона — одного из отцов-основателей США. Придумал мюзикл такой Лин-Мануэль Миранда, пока читал академическую биографию Гамильтона: он говорит, что у него сразу появилась идея сделать из этого именно хип-хоп-историю, и, когда он представлял подходящих исполнителей, ему на ум приходили сплошь темнокожие артисты (собственно, они и сыграли почти все главные роли). Ну и когда Миранда дочитал до одного из сподвижников Гамильтона по имени Hercules Mulligan, у него отпали всякие сомнения, в каком стиле это всё должно быть сделано.

Весь мюзикл есть на «Яндекс.Музыке» (https://music.yandex.ru/album/2972890), последние дни только его и слушаю; очень рекомендую. 
Сходил в Powerhouse, где Алиса Таёжная ведёт киноклуб Youth & Truth (https://www.facebook.com/groups/youthandtruthmovies/); позавчера там начался цикл о комедиях и чёрном юморе; первым в списке был Вуди Аллен и его «Зелиг»; в общем, не мог не пойти. Была вводная лекция о карьере Аллена, а потом показывали кино (почему-то в переводе). Лекция была хоть и немного сумбурная (но в хорошем смысле: когда человеку хочется рассказать много-много всего интересного; у меня так тоже бывает), и о чёрном юморе было маловато, но все равно информативная и полезная лично для меня — отметил пару документалок; ещё раз понял, что мало смотрел телевизионных появлений и стендап-видео Аллена (хотя в основной фильмографии только 3—4 фильма не видел); и прочитал ещё не все его тексты и не послушал все его доступные альбомы. Позорище.

Вот здесь ссылки на те видосы и тексты, которые показывали во время лекции: https://www.facebook.com/groups/youthandtruthmovies/permalink/1677568002517561/. Там, возможно, надо вступить в группу, чтобы посмотреть этот список, но вы вступите, не пожалеете.

На следующей неделе на лекцию (https://www.facebook.com/events/774698019328724/) тоже пойду, должно быть ещё интереснее, потому что про Кристофера Морриса, в отличие от Вуди Аллена, ничего не знаю.
Пока слушал на лекции отрывки из выступлений Аллена, вспомнил недавний материал Vox об акценте Берни Сандерса, то есть об акценте нью-йоркского еврея, то есть пока мы с Наташей смотрели этот материал, представляли себе Вуди Аллена: все эти thought vowels, акцентированные “t” на конце слов и так далее.

Посмотрите, очень интересно и понятно.

http://www.vox.com/2016/2/18/11046650/bernie-sanders-accent
Я тут слушал подкаст An Irishman Abroad, там в гостях был Томми Тирнан — такой важный ирландский комик, у нас его не очень знают (хотя привозили на Irish Fest в прошлом или позапрошлом году), а на родине у себя он величина масштаба Дилана Морана или Дары О Бриэна. Он мне не то чтобы очень нравится как комик, но ему удалось завоевать немного моего уважения по ходу подкаста за счёт того, что он любит Беккета и Флэнна О’Брайена.

И вот о Флэнне он рассказал интересную штуку, практически лайфхак для комиков. Тирнан перед выступлением сейчас слушает альбомы Эдди Иззарда, а раньше читал сатирические колонки О’Брайена из сборника «At War» (вообще-то написанных под псевдонимом Майлз на Гопалин): по его словам, он большую часть времени находится не в comic frame of mind, но чтобы в этот фрейм войти (или, как говорят матёрые комики, войти in the comedy zone), он читает что-то, что его по-настоящему смешит. Это и крутой приём (хотя и очевидный), и напоминание, что нужно чаще читать и перечитывать (слушать, смотреть) что-то, что по-настоящему тебя смешит (восхищает, близко по духу, в голове происходят маленькие взрывы радости и офигевания от того, как же круто придумано). Это я к всё к тому, что надо всего Аллена прочитать и посмотреть. И Стивена Фрая. И перечитать О’Брайена. И Беккета. И пересмотреть Морана с Дарой.

Бонус: Томми Тирнан читает отрывок из Cruiskeen Lawn, другого сборника О’Брайена, и с трудом сдерживает смех.

https://www.youtube.com/watch?v=vT2YiDNHGyU
И ещё о хороших подкастах, писателях и лайфхаках. Недавно в подкаст The Nerdist приходил Ник Хорнби, написавший, например, отличные About a Boy, High Fidelity и Fever Pitch и недавно адаптировавший Brooklyn Кольма Тойбина в сценарий, который заработал номинацию на Оскар (собственно, в рамках промокампании фильма он и приходил в подкаст).

Ведущий Крис Хардвик задал Хорнби дежурный вопрос о writer’s block, но внезапно получил содержательный ответ: рядом со своим письменным столом Хорнби держит другой стол, поменьше, на котором собирает потихоньку какой-нибудь огромный пазл. Когда не пишется, то вместо того чтобы тупить в фейсбуке, Хорнби минут 5—10 собирает пазл, пока не чувствует, что there might be another sentence in me. Это деятельность, которая даёт отвлечение от основной работы, потому что требует концентрации внимания, но при этом не мешает думать над писательской (или любой другой креативной) задачей в фоновом режиме. Я бы рядом со столом поставил душевую кабину, но это неудобно, да и кожа засохнет, так что надо попробовать с пазлами как-нибудь, хотя я их не люблю.

Ну и вообще хороший был выпуск: Хорнби много интересного рассказал и о литературе, и о кино, и о музыке, и о футболе, и об Англии в 70-е и 80-е.

https://soundcloud.com/the-nerdist/nick-hornby
Кстати, о Трампе, совсем забыл. В последнем письме (пару дней назад) Луи Си Кей почти на 20 абзацев развернул сравнение Трампа с Гитлером. И вот сегодня с утра новость о митинге в Орландо: http://www.slate.com/blogs/the_slatest/2016/03/05/trump_supporters_raise_right_hands_to_pledge_support_to_donald_trump.html.
Досмотрели Gravity Falls. Я в восторге. Это чуть ли не лучший сериал, что я смотрел за последнее время: не задумываясь, поставил на IMDB 10 звёзд. Тут отлично всё: изобретательны и не тупы и проходные сцены и шутки, и истории отдельных серий, и большой нарратив всех двух сезонов; персонажи правдоподобны: дети не по-идиотски непосредственные и умилительные создания, а нормальные дети — которые и веселятся, и тревожатся, думают и о чём-то светлом, и о чём-то мрачном; ну и, конечно, они очень милые; и видно, что это очень личная, дорогая создателю, история: трогательная и грустная, но светлая история о детстве, лете, дружбе, ощущении чуда от того, что вокруг тебя, прощании со всем этим (взрослении) и желании всё-таки с этим никогда не прощаться. В общем, если хотите посмотреть интересный, захватывающий, смешной (по-разному), умный и невероятно обаятельный сериал, смотрите Gravity Falls.

http://www.imdb.com/noscript/tt1865718/?ref_=nv_sr_1
Записали с Сашей Фокиным и Наташей новый выпуск подкаста. Поговорили о Gravity Falls, Rick and Morty, феминизме, стендапе и вообще обо всём. За неделю, надеюсь, смонтирую и выложу. Ждите.
Наконец-то дошли до выставки «200 ударов в минуту» Анны Наринской о пишущих машинках и XX веке. Крутая выставка: с оригинальной и остроумной концепцией (машинка в XX веке это инструмент и искусства, в том числе запрещённого (самиздата), и «чекистской бюрократии», преследующей искусство, а сейчас это уже не столько инструмент, сколько арт-объект, артефакт культурной и исторической памяти, мощный символ); с отлично продуманной структурой; и, конечно, с грандиозной чисто архивной и музейной работой, которую проделали создатели, — они собрали машинки важнейших отечественных писателей XX века, важнейшие машинописи (например, журнал «Синтаксис»; то, как был организован зал с этими страницами, произвело мощнейшее впечатление), инсталляции, аудио- и видеозаписи, историческую информацию, разрозненные цитаты (не было, правда, довлатовского анекдота о «Рейн, блядь, металл, на хер», хотя я ждал), осмысляющие разные аспекты бытования пишущей машинки, машинописного текста и людей, с ними взаимодействовавших. Всё вместе потрясает, конечно.
Выставка идёт до 13 марта, на неё ещё можно успеть. Надо успеть, если вы в Москве и ещё не сходили.