Объективизм. Айн Рэнд – Telegram
Объективизм. Айн Рэнд
518 subscribers
200 photos
9 videos
5 files
191 links
Этот канал посвящен философии объективизма, ее теории и практике.

Прочие социальные сети:
https://vk.com/ayn_rand_objectivism

Админ – @kodintsev_a
Download Telegram
Кто такой свободный человек?

Либералы сегодня, пожалуй, более других известны борьбой за права человека, свободу, независимость и неприкосновенность каждого индивида. Однако, если покопаться, мы не найдем сколько-нибудь научной или хотя бы просто цельной теории о том, кем же является этот пресловутый свободный человек. Как же так получилось?

Исторически сложилось, что кроме религиозного мировоззрения (которое не является рациональным и индивидуалистическим), нам дано научное. При этом следует отличать структурное изложение представления о личности (как в биологии, психологии и т.п) от сциентистского т.е. опять же квазирелигиозного и, в чем-то, даже более вредоносного.

Биологическое, позитивистское (нейрофизиологическое, бихевиористское и т.п) представление о человеке не склонно предполагать за человеком свободу. Причина тому - решение психофизиологической проблемы в пользу детерминизма. Иначе говоря, мы не свободны, поскольку наше тело управляемо и предсказуемо.

Психология же (которая отнюдь не так богата на теории личности, как принято считать) либо солидаризируется с биологами, либо выбирает иную полярность: какую-либо форму фрейдизма. Метафора Фрейда известна: человек это всадник на лошади, которая действует из бессознательных процессов. Даже если здесь и предполагаются некие объяснения существованию человеческой свободе, они нивелируются всей последующей деятельностью Фрейда, а именно его культурологической теорией.

Культура по Фрейду - это ограничитель животного в нас. Внешний контроль, давление, которое не дает нашему природному жестокому, эгоистичному и, очевидно, недоговороспособному естеству выразиться прямо и заставляет сублимировать жестокие позывы в так называемые "цивилизованные" формы поведения. Забавно, что его аргументация плавно перекочевала из области культуры - в экономику. Капитализм получил роль "естества", агрессивного, клыкастого и жестокого. А государство - роль "доброй клетки", насилием заставляющей капиталиста быть человеком.
Вообразите себе следующую ситуацию. Вы держите в руках ключ от клетки с животным, о свободе которого говорит либерал. Он может извиваться, показывать расчеты, говорить об экономическом смысле свободы. Но какие деньги способны убедить нас открыть клетку и подвергнуться опасности?...

Метафора "Волка с Уолл-стрит" активно представлена в культуре. Где же либеральный взгляд на человека? Где анализ контрактности, разумности? Ведь, если поразмыслить, ни позитивизм, ни Фрейд не дают верного представления о реальности.

Наш разум, наша способность понимать логику не может быть привязана к эволюции нашего мозга. Это качественный скачок между животным и человеком, который принципиально изменил последнего, дав ему свободу выбирать. Если бы логика была лишь продуктом эволюции, мы бы не открыли законов природы. Ведь, если наш мозг изменится и мы утратим логику - логику не утратит мир вокруг нас. Законы природы объективны, это базовый тезис, на котором держится научное мировоззрение как таковое.

Фрейд же создал мир, в котором искусство, политика, все высшие формы проявления человека - не более, чем следствие его подавления. Однако, практика показывает, что это не так. Человек действует и действует продуктивно. Тоталитарные общества гораздо беднее и научным, и культурным прогрессом, свобода неизменно связана с творчеством и требует напротив - снижения давления на личность.
Кроме того, сама природа общества - разумна и контрактна. Был бы возможен естественный порядок, будь мы лишь подавляемыми зверьми? Стремились бы мы ввысь, оказавшись без поводка?
Ответа у нас нет. Как нет либертарной теории личности, что дала бы нам научное понимание человека как такового. А пока ее нет - либерализм не будет привлекательным, ведь никому не захочется добровольно освобождать опасное животное. Недаром либеральные идеи охотно принимают лишь оголодавшие общества.
Грандиозный успех Айн Рэнд, несомненно заключен не в ее экономических идеях. Ее труды вдохновляют. Глядя на мир глазами Атлантов мы не чувствуем себя изначально порочными, жестокими или неразумными. Мы переживаем себя так, как стоит переживать себя всякой личности: созидательными, активными, рациональными, сильными и устойчивыми. Ее образы бесконечно далеки от американского менталитета, экономики или политики. Но, пожалуй, подошли к личности гораздо ближе, чем любые ныне существующие научные теории.

Автор - Василий Рожнов
Отрасль философии, которая изучает существование, есть метафизика. Она определяет природу вселенной в целом. Метафизика говорит людям, в каком мире они живут и есть ли сверхъестественное измерение вне этого мира.Она объясняет людям, живут ли они в мире твердых субъектов, естественного права, абсолютных фактов, или в мире иллюзорных фрагментов и непредсказуемых чудес. Она говорит, вещи ли, воспринимаемые органами чувств или умом, формируют реальность, с которой они могут взаимодействовать, или же другой вид нереальных проявлений, что оставляют человека кричащим и беспомощным.

#пейкофф
Всем 🙌🏼
Как проходят ваши выходные? Сегодня мы возвращаемся к одному из самых ярких произведений Айн Рэнд, выполненному в жанре антиутопии, "Гимн".

Подписывайтесь на наш аккаунт в Инстаграме: http://instagram.com/ayn.rand.objectivism
Характер ваших действий и ваших стремлений будет отличаться, в соответствии с тем набором ответов, к которым вы пришли через понимание. Эти ответы - область метафизики - исследования существования как такового или, по словам Аристотеля, "сущности, как сути бытия "- основная ветвь философии.

#философия_кому_она_необходима
У существа с волевым сознанием нет автоматического режима поведения. Ему нужда система ценностей, направляющая его действия. Ценность — это то, что человек добывает и удерживает своими действиями, добродетель — это действие, с помощью которого человек добывает и удерживает ценность. Ценность предполагает ответ на вопрос: ценность для кого и для чего? Ценность предполагает стандарт, цель и необходимость действия перед лицом выбора. Там, где нет выбора, невозможно существование ценностей.

#добродетель_эгоизма
Мистическая теория этики основана на предпосылке, что стандарт ценности человеческой этики установлен в загробной жизни, согласно законам или требованиям другого, сверхъестественного измерения; эта этика невозможна для практики человеком, этот стандарт невозможен и противоположен жизни человека на земле, и человек должен взять вину за это на себя, страдать посредством всего его земного существования, чтобы искупить вину неспособности практиковать невыполнимое. Темные века Средневековья являются существующим памятником этой теории этики.

#добродетель_эгоизма
"Вы не можете доказать, что вы существуете или что ты в сознании," — болтают без осознания того факта, что доказательство предполагает бытие, сознание и сложную цепь знаний: нечто познаваемое существующее ; познающее это сознание и знания, которые содержат в себе понятия "доказанный" и "не доказанный".

Когда дикарь, который не учился говорить, объявляет, что бытие должно быть доказано, он просит, чтобы вы доказали это посредством небытия; когда он объявляет, что ваше сознание должно быть доказано, он просит, чтобы вы доказали его посредством бессознательного состояния — он просит, чтобы вы ступили в пустоту за пределами бытия и сознания, чтобы дать ему доказательство обоих — он просит, чтобы вы стали нулем и дали ему знания о нуле.

#добродетель_эгоизма
Людям внушают, что их первая забота — облегчить страдания ближних. Но страдание — болезнь. Видя боль, люди стараются облегчить её. Но провозглашая страдание высшим критерием добра, страдание превращают в важнейшее дело жизни. И вот уже люди хотят видеть страдания других, чтоб самим быть добродеятельными.

#источник
– Знаешь, по-моему, единственным настоящим нравственным преступлением человека является попытка создать своими словами или поступками впечатление противоречивости, невероятности и нерациональности и таким образом поколебать понятие о рациональности у своей жертвы.

#атлант_расправил_плечи
Отберите у лучшего его право на вершину, и у вас не останется лучшего. Что есть ваши массы, как не миллионы глупых, съежившихся, безразличных душ у которых нет собственных мыслей, собственных мечтаний, собственных желаний, которые едят, спят и беспомощно твердят слова, вбитые в их мозг другими? И для этих вы пожертвовали бы несколькими, кто знает жизнь, кто есть сама жизнь? Меня тошнит от ваших идеалов, потому что я не знаю худшей справедливости, чем раздавать не по заслугам. Потому что люди не равны в способностях и нельзя обращаться с ними так, будто они равны.

#мы_живые
Я встала бы на пути пули, нацеленной в моего мужа. Это не самопожертвование, когда ты принимаешь смерть, защищая то, что ценишь. Если ценность достаточна велика, то ты не мыслишь своего существования без нее. Это применимо к любому предполагаемому жертвоприношению, совершаемому ради тех, кого ты любишь.

#интервью
Мне открылась наглость и озлобленность посредственности, хвастливо демонстрирующей свою пустоту, как пропасть, которую надо заполнить телами более достойных людей.

#атлант_расправил_плечи
Кем бы вы ни были, мои слушатели, я обращаюсь к вам, я обращаюсь к тому живому, что еще осталось в вас, к вашему разуму, и говорю: есть разумная нравственность, нравственность, приличествующая человеку, и критерием ее ценности является человеческая жизнь.

#атлант_расправил_плечи
Вы знаете сколько копий книг Рэнд было продано в Америке в 2002 году?

Ответ: 500.000 экземпляров. В общей сложности, было продано свыше 22 млн книг.

#факты
Ценность — это то, что человек добывает и сохраняет своими действиями, добродетель — это действие, с помощью которого он добывает и сохраняет ценность. Ценность предполагает критерий — цель и необходимость действия перед лицом выбора. Там, где нет выбора, невозможно существование ценностей.

#атлант_расправил_плечи
Из последнего выпуска "Код доступа" Латыниной на "Эхо Москвы":

Вот, все вещи, которые мы видим, когда государство ужесточает сбор налогов, ну, с тех же самых водителей грузовиков. И Путин говорит, что «Вы знаете, а вот водители грузовиков – они ездят за наличные, и так далее, и так далее». Это правда. Но как получается, что друзьям всё, а врагам закон? И как получается, что во враги, которым закон, попал весь малый бизнес России?

В принципе, насколько это надежно в качестве системы? Ответ: «Очень надежно», потому что рынок в нашем мире выдерживает всё. Главное, вот, не начать вести себя просто как Николас Мадуро и не вводить армию в магазины.

Вот, рынок выдержит Захарченко, выдержит Колбина, выдержит Сирию. Но задумаемся, почему в восточных странах, где была такая же система «Друзьям всё, врагам закон», никогда не создавалось капитализма? Потому что капитализм – это не просто рынок, капитализм – это когда ты уверен, что тебя не обстригут. Это когда бизнесмен не только налогоплательщик, но еще и избиратель.

Не бывает строя под названием «Капитализм» без того, чтобы бизнесмен не был важным слоем избирателей. И, к сожалению, это то, почему капитализм уходит в прошлое в том числе и в Европе. Ну а о нас чего уже говорить?