Проект «Laboratorium Orientale» создавался как площадка для помощи и содействия начинающим исследователям, которые хотели бы заниматься изучением истории и культуры классического Востока. В новом посте мы хотели бы познакомить вас с лаборантами проекта — авторами постов и организаторами мероприятий этого сезона.
#LO_исследователи
#LO_исследователи
❤🔥14🔥6👍4❤3
Дорогие друзья!
Перед тем, как анонсировать первые мероприятия нашего проекта, мы бы хотели чуть подробнее рассказать форматах работы в этом сезоне.
Лекции
В стенах Лаборатории выступят несколько известных учёных-востоковедов. Лекции будут посвящены истории, философии и культуре стран классического Востока. Также несколько циклов лекций проведут начинающие учёные – исследователи лаборатории.
«Большие» семинары
Молодые ученые смогут выступить с докладом по теме своих текущих научных изысканий. После доклада участника выступят дискуссанты – учёные-востоковеды. Они предоставят рецензии на работу, выполненную участником семинара. После выступлений дискуссантов пройдёт обсуждение исследования докладчика в более свободном формате.
С примерами «больших» семинаров вы можете ознакомиться здесь:
№1. Введение в космологию средневекового даосизма. Дудников П. С.
№2. Теория еврейской палеографии. Белкина Е. М.
«Малые» семинары
На малых семинарах с 2–3 тематическими докладами выступят начинающие исследователи (бакалавры, магистры, аспиранты). Участники семинара дадут обратную связь докладчику и обсудят проделанную им работу.
Медленные чтения (ридинги)
Мы будем внимательно читать фрагменты известных письменных памятников Востока, обсуждать особенности их композиции и идейное содержание. Планируется, что каждому памятнику будет посвящен цикл встреч. Например, мы будем читать избранные фрагменты трактата «Мудрец, объемлющий первозданную пустоту» и инициатический рассказ Йахйи Сухраварди «Однажды с группой суфиев».
Если у вас остались вопросы о форматах мероприятий, мы готовы ответить на них в комментариях.
Перед тем, как анонсировать первые мероприятия нашего проекта, мы бы хотели чуть подробнее рассказать форматах работы в этом сезоне.
Лекции
В стенах Лаборатории выступят несколько известных учёных-востоковедов. Лекции будут посвящены истории, философии и культуре стран классического Востока. Также несколько циклов лекций проведут начинающие учёные – исследователи лаборатории.
«Большие» семинары
Молодые ученые смогут выступить с докладом по теме своих текущих научных изысканий. После доклада участника выступят дискуссанты – учёные-востоковеды. Они предоставят рецензии на работу, выполненную участником семинара. После выступлений дискуссантов пройдёт обсуждение исследования докладчика в более свободном формате.
С примерами «больших» семинаров вы можете ознакомиться здесь:
№1. Введение в космологию средневекового даосизма. Дудников П. С.
№2. Теория еврейской палеографии. Белкина Е. М.
«Малые» семинары
На малых семинарах с 2–3 тематическими докладами выступят начинающие исследователи (бакалавры, магистры, аспиранты). Участники семинара дадут обратную связь докладчику и обсудят проделанную им работу.
Медленные чтения (ридинги)
Мы будем внимательно читать фрагменты известных письменных памятников Востока, обсуждать особенности их композиции и идейное содержание. Планируется, что каждому памятнику будет посвящен цикл встреч. Например, мы будем читать избранные фрагменты трактата «Мудрец, объемлющий первозданную пустоту» и инициатический рассказ Йахйи Сухраварди «Однажды с группой суфиев».
Если у вас остались вопросы о форматах мероприятий, мы готовы ответить на них в комментариях.
❤🔥8👏4👍3🔥2
В рамках проекта «Востоковедами становятся» в этом году набран второй поток курса «Введение в востоковедение» от Laboratorium Orientale
Курс – часть нашего профориентационного проекта и программы дополнительного образования для школьников 14–17 лет, которая осуществляется на базе Аничкова лицея.
Что делают учащиеся?
• знакомятся с историей стран Ближнего и Дальнего Востока, их духовной и материальной культурой
• изучают основы восточных языков (японского, китайского, турецкого и др.)
• посещают музеи и научные институты (например, Эрмитаж и ИВР РАН)
• готовят свои первые исследовательские проекты
@orientalpath
Курс – часть нашего профориентационного проекта и программы дополнительного образования для школьников 14–17 лет, которая осуществляется на базе Аничкова лицея.
Что делают учащиеся?
• знакомятся с историей стран Ближнего и Дальнего Востока, их духовной и материальной культурой
• изучают основы восточных языков (японского, китайского, турецкого и др.)
• посещают музеи и научные институты (например, Эрмитаж и ИВР РАН)
• готовят свои первые исследовательские проекты
@orientalpath
❤🔥10❤6👏5
В ближайшие несколько месяцев выйдет серия публикаций от одного из исследователей лаборатории – Данилы Кутовых. Серию открывает статья, в которой Данила предложит своё определение исламской философии. Почему нам не стоит употреблять термин «арабская философия»? Какие течения существуют внутри исламской философии? Ответы – в новой статье.
Приглашаем всех заинтересованных сделать первый шаг в увлекательном путешествии по пустыням, океанам и горным хребтам интеллектуальной жизни средневекового исламского мира.
#исследователи_рассказывают
#LO_исследователи
@orientalpath
Приглашаем всех заинтересованных сделать первый шаг в увлекательном путешествии по пустыням, океанам и горным хребтам интеллектуальной жизни средневекового исламского мира.
#исследователи_рассказывают
#LO_исследователи
@orientalpath
❤13🔥4👍3
Laboratorium Orientale с радостью объявляет о проведении первого в этом сезоне научного семинара
🗓 Дата и время: 1 ноября, 17:00–19:30
Поговорим о некоторых явлениях в литературной и религиозной жизни средневекового Китая, охвативших страну после распада империи Хань в 220 году. Будут представлены два доклада:
1️⃣ «“Я хочу узнать границу между Небом и Землей”: тексты чжигуай и их особенности»
Магистрант Восточного факультета СПбГУ Вячеслав Березовский расскажет о специфике жанра «записей об удивительном» (чжигуай 志怪). Какие цели преследовали составители чжигуай, описывая самые разные странные события и аномалии?
2️⃣ «Экзорцистская проблематика в раннем даосизме»
Аспирант Института восточных рукописей Павел Дудников познакомит слушателей с миром ранней даосской демонологии. Каким образом, по мнению даосов, возможно на законных основаниях отпугнуть зловредного духа и какое значение они придавали загадочным Царствующим над нечистью (мован 魔王)?
Семинар будет проходить в зале Дьюи «Точки кипения» РГПУ им. А.И. Герцена (набережная реки Мойки, 54). Вход осуществляется через главный КПП с Казанской улицы, 3.
Для прохода на кампус РГПУ нужна предварительная регистрация, которая закроется 30 октября. По всем вопросам обращайтесь к Павлу.
@orientalpath
🗓 Дата и время: 1 ноября, 17:00–19:30
Поговорим о некоторых явлениях в литературной и религиозной жизни средневекового Китая, охвативших страну после распада империи Хань в 220 году. Будут представлены два доклада:
1️⃣ «“Я хочу узнать границу между Небом и Землей”: тексты чжигуай и их особенности»
Магистрант Восточного факультета СПбГУ Вячеслав Березовский расскажет о специфике жанра «записей об удивительном» (чжигуай 志怪). Какие цели преследовали составители чжигуай, описывая самые разные странные события и аномалии?
2️⃣ «Экзорцистская проблематика в раннем даосизме»
Аспирант Института восточных рукописей Павел Дудников познакомит слушателей с миром ранней даосской демонологии. Каким образом, по мнению даосов, возможно на законных основаниях отпугнуть зловредного духа и какое значение они придавали загадочным Царствующим над нечистью (мован 魔王)?
Семинар будет проходить в зале Дьюи «Точки кипения» РГПУ им. А.И. Герцена (набережная реки Мойки, 54). Вход осуществляется через главный КПП с Казанской улицы, 3.
Для прохода на кампус РГПУ нужна предварительная регистрация, которая закроется 30 октября. По всем вопросам обращайтесь к Павлу.
@orientalpath
🔥14❤🔥6👍3❤1
Ибн Халдун – средневековый историк и политик, о котором иногда говорят как об основоположнике социологии. Историко-социологический трактат учёного под названием «Мукаддима» подробно исследуется с XIX века, однако о его религиозных идеях мы знаем достаточно мало. Как именно жизнь и творчество Ибн Халдуна были связаны с суфизмом? Как эта связь с суфизмом отразилась или могла отразиться на его размышлениях? На его трактатах? Ответы – в карточках.
#исследователи_рассказывают
#LO_исследователи
@orientalpath
#исследователи_рассказывают
#LO_исследователи
@orientalpath
❤🔥9👀3👍1👌1
Laboratorium Orientale
Laboratorium Orientale с радостью объявляет о проведении первого в этом сезоне научного семинара 🗓 Дата и время: 1 ноября, 17:00–19:30 Поговорим о некоторых явлениях в литературной и религиозной жизни средневекового Китая, охвативших страну после распада…
Уважаемые коллеги! Регистрация на малый семинар закрыта.
📅 Будем ждать всех участников в Точке кипения РГПУ им. А. И. Герцена 1 ноября в 17:00.
📅 Будем ждать всех участников в Точке кипения РГПУ им. А. И. Герцена 1 ноября в 17:00.
👍3
🗓 1 ноября в Точке кипения РГПУ им. А. И. Герцена прошёл первый в этом сезоне малый семинар Laboratorium Orientale
Исследователи лаборатории представили два доклада: один из них был посвящён текстам чжигуай 志怪 («записи об удивительном»), другой – экзорцистской проблематике в раннем даосизме.
Очень украсили мероприятие приглашенные востоковеды, а именно: д.ф.н Ирина Витальевна Белая, к.и.н. Антон Эдуардович Терехов и к.и.н. Павел Дмитриевич Ленков. Лаборанты-исследователи получили от них ряд важных комментариев и качественных вопросов. Ниже мы приведём часть дискуссии, состоявшейся на семинаре.
Важную часть исследования Вячеслава составил анализ семантики иероглифа гуай 怪 (странный). Павел Дмитриевич справедливо отметил, что иероглиф гуай также имеет глагольное значение «удивляться», в том числе каузативное «удивлять». Очень может быть, что сочинения чжигуай действительно были нацелены на «удивление» читателя.
После доклада Павла о даосском экзорцизме Павел Дмитриевич задал уточняющий вопрос о рецепции даосами буддийского верования в голодных духов (прета; кит. эгуй 餓鬼) – одну из форм жизни в мире сансары. Антон Эдуардович заметил, что даосы предпочитали заимствовать из буддийских текстов семантические переводные термины (например, эгуй), а не фонетические (транскрипция термина «прета»: били 薜荔), наделяя их новым значением. В целом, буддийский след в даосском экзорцистском дискурсе показался слушателям наиболее интригующим вопросом, затронутым Павлом в докладе.
Уважаемые коллеги, спасибо вам большое за участие в семинаре! Если у вас остались замечания или вопросы, вы можете связаться с нами по почте или в комментариях сообщества.
#LO_исследователи
Исследователи лаборатории представили два доклада: один из них был посвящён текстам чжигуай 志怪 («записи об удивительном»), другой – экзорцистской проблематике в раннем даосизме.
Очень украсили мероприятие приглашенные востоковеды, а именно: д.ф.н Ирина Витальевна Белая, к.и.н. Антон Эдуардович Терехов и к.и.н. Павел Дмитриевич Ленков. Лаборанты-исследователи получили от них ряд важных комментариев и качественных вопросов. Ниже мы приведём часть дискуссии, состоявшейся на семинаре.
Важную часть исследования Вячеслава составил анализ семантики иероглифа гуай 怪 (странный). Павел Дмитриевич справедливо отметил, что иероглиф гуай также имеет глагольное значение «удивляться», в том числе каузативное «удивлять». Очень может быть, что сочинения чжигуай действительно были нацелены на «удивление» читателя.
После доклада Павла о даосском экзорцизме Павел Дмитриевич задал уточняющий вопрос о рецепции даосами буддийского верования в голодных духов (прета; кит. эгуй 餓鬼) – одну из форм жизни в мире сансары. Антон Эдуардович заметил, что даосы предпочитали заимствовать из буддийских текстов семантические переводные термины (например, эгуй), а не фонетические (транскрипция термина «прета»: били 薜荔), наделяя их новым значением. В целом, буддийский след в даосском экзорцистском дискурсе показался слушателям наиболее интригующим вопросом, затронутым Павлом в докладе.
Уважаемые коллеги, спасибо вам большое за участие в семинаре! Если у вас остались замечания или вопросы, вы можете связаться с нами по почте или в комментариях сообщества.
#LO_исследователи
❤16👍3
📚 На малом семинаре значительную часть комментариев и советов давал Антон Эдуардович Терехов – кандидат исторических наук, научный сотрудник ИВР РАН и замечательный специалист.
Пользуясь случаем, мы хотели бы порекомендовать канал, где Антон Эдуардович рассказывает много редких и малоизвестных (а часто и весьма забавных) подробностей об истории и культуре императорского Китая:
https://news.1rj.ru/str/traditional_china
Пользуясь случаем, мы хотели бы порекомендовать канал, где Антон Эдуардович рассказывает много редких и малоизвестных (а часто и весьма забавных) подробностей об истории и культуре императорского Китая:
https://news.1rj.ru/str/traditional_china
Telegram
Древнекитайское мракобесие
Заметки об истории, культуре, религии и политической идеологии традиционного Китая
🔥8❤3
🗓 Наш лаборант Вячеслав Березовский 10 ноября выступит на Восточном факультете СПбГУ с научно-популярной лекцией о текстах-чжигуай.
Если вы пропустили малый семинар 1-го ноября, то лекция станет хорошей возможностью познакомиться с этими загадочными сочинениями, которые получили широкое распространение в эпоху Лючао 六朝 («Шесть династий», 220-589 гг. н.э.)
По своей форме тексты чжигуай представляют собой сборники с якобы подлинными историям о духах, призраках, божествах и мастерах различных эзотерических искусств. До наших дней в разной степени сохранности дошло несколько десятков чжигуай – всего около 60 наименований. Они представляют собой уникальный источник по мировоззрению, религии и культуре раннесредневекого Китая.
10 ноября (понедельник), 18:00. Ауд. 198 (Турецкий кабинет). Адрес: Университетская наб. 7-9-11, Восточный факультет СПбГУ. Мероприятие проводит Китайский клуб Восточного факультета СПбГУ.
📝 Регистрация закроется 5 ноября в 12:00.
Регистрацию можно пройти по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/690527be02848fa88c221c0d
#LO_исследователи
Если вы пропустили малый семинар 1-го ноября, то лекция станет хорошей возможностью познакомиться с этими загадочными сочинениями, которые получили широкое распространение в эпоху Лючао 六朝 («Шесть династий», 220-589 гг. н.э.)
По своей форме тексты чжигуай представляют собой сборники с якобы подлинными историям о духах, призраках, божествах и мастерах различных эзотерических искусств. До наших дней в разной степени сохранности дошло несколько десятков чжигуай – всего около 60 наименований. Они представляют собой уникальный источник по мировоззрению, религии и культуре раннесредневекого Китая.
10 ноября (понедельник), 18:00. Ауд. 198 (Турецкий кабинет). Адрес: Университетская наб. 7-9-11, Восточный факультет СПбГУ. Мероприятие проводит Китайский клуб Восточного факультета СПбГУ.
📝 Регистрация закроется 5 ноября в 12:00.
Регистрацию можно пройти по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/690527be02848fa88c221c0d
#LO_исследователи
👍11👏8
Laboratorium Orientale объявляет о проведении научно-просветительского семинара «Путь к Абсолюту в учениях Спинозы, Йахйи Сухраварди и Лао-цзы». На этом семинаре мы представим компаративистский анализ трёх учений в формате «философского триалога».
📅 Дата и время: 22 ноября, 19:00
Лао-цзы — патриарх метафизики даосов. Он представляет одну из наиболее влиятельных мистических школ в истории философии и учит, что счастье человека состоит в уподоблении естественному порядку универсума. Йахйа Сухраварди — иранский мыслитель, известный как «шейх озарения» — показал, что интуиция улавливает сияние Света, образующего все вещи, и человек живёт не в мире материи, но в обители озарений. Еврейский философ Барух Спиноза показал, что нет, не было и не будет ничего, кроме Бога и Его безграничного могущества, распространяющегося посредством творения.
Триалог — эксперимент трёх коллег. Если ему суждено оказаться успешным, нам удастся обрести новое знание. Учения этих философов представляют собой три, на первый взгляд, совершенно различных интеллектуальных мира. Лишь один из мыслителей, кажется, избежал преследования. Другой был убит. Третий — реформировал всю философию. Однако все они, так или иначе, шли к Абсолюту.
Участники триалога:
▪️Данила Кутовых, иранист, аспирант Восточного факультета СПбГУ. Переводчик произведений Йахйи Сухраварди на русский язык;
▪️Андрей Володин, философ, магистрант Института теологии СПбГУ;
▪️Павел Дудников, даолог, аспирант Института восточных рукописей РАН.
Семинар-триалог будет проходить в культурном пространстве «Солнце Севера» (Невский проспект, 29–31).
Регистрация на мероприятие: https://forms.gle/XVT8KznwBv5Vrh8y6
#LO_исследователи
📅 Дата и время: 22 ноября, 19:00
Лао-цзы — патриарх метафизики даосов. Он представляет одну из наиболее влиятельных мистических школ в истории философии и учит, что счастье человека состоит в уподоблении естественному порядку универсума. Йахйа Сухраварди — иранский мыслитель, известный как «шейх озарения» — показал, что интуиция улавливает сияние Света, образующего все вещи, и человек живёт не в мире материи, но в обители озарений. Еврейский философ Барух Спиноза показал, что нет, не было и не будет ничего, кроме Бога и Его безграничного могущества, распространяющегося посредством творения.
Триалог — эксперимент трёх коллег. Если ему суждено оказаться успешным, нам удастся обрести новое знание. Учения этих философов представляют собой три, на первый взгляд, совершенно различных интеллектуальных мира. Лишь один из мыслителей, кажется, избежал преследования. Другой был убит. Третий — реформировал всю философию. Однако все они, так или иначе, шли к Абсолюту.
Участники триалога:
▪️Данила Кутовых, иранист, аспирант Восточного факультета СПбГУ. Переводчик произведений Йахйи Сухраварди на русский язык;
▪️Андрей Володин, философ, магистрант Института теологии СПбГУ;
▪️Павел Дудников, даолог, аспирант Института восточных рукописей РАН.
Семинар-триалог будет проходить в культурном пространстве «Солнце Севера» (Невский проспект, 29–31).
Регистрация на мероприятие: https://forms.gle/XVT8KznwBv5Vrh8y6
#LO_исследователи
❤21❤🔥4👏1
Дыхание Дао (道)
Евгений Торчинов отмечал, что понятие «Дао» в интеллектуальных построениях даосизма тесно связывалось с понятием «ци» 氣. Это могло доходить до признания полного их тождества.
Даосы понимали под Дао непостижимое первоначало мира, которое они характеризовали апофатически: «отсутствующее» (у 無), «безымянное» (у мин 無名), «беспредельное» (у цзи 無極)... В случае же ци, мы вступаем на территорию натурфилософии.
В российском китаеведении приняты два основных варианта перевода этого понятия. Слово «пневма» отсылает к категории древнегреческой натурфилософии, слово «дыхание» – навевает ассоциации с ведической философией Древней Индии.
Что же даосы понимали под категорией «дыхание»?
Космогонический процесс в представлениях даосов во многом сводился к возникновению ци, его усложнению и дифференциации. На ранней стадии порождения мира, из безымянного пути-Дао начинает исходить одно только изначальное дыхание (юань ци 元氣). Оно приобретает два полюса (иньский 陰 и янский 陽, женский и мужской), после чего рождает «тьму вещей» (вань у 萬物). Все вещи, таким образом, получают рождение благодаря дыханию-ци, исток которого, в свою очередь, находится в неуловимом пути-Дао.
Есть характерная ошибка, согласно которой дыхание-ци в качестве субстанциальной основы мира признаётся некоей «материей», из которой состоят все вещи. В действительности ци, как верили даосы, может лишь пронизывать и наполнять вещи, но вещи как таковые – это не ци. Напомним об этимологии иероглифа ци («пар над варящимся жертвенным рисом»), а также смысловой связи с кровью и воздухом (последний и вовсе обозначается тем же иероглифом). Не будет излишним упрощением сказать, что, в качестве «квазиматериальной субстанции», ци представлялась даосам легчайшим веществом, настолько разреженным, что оно способно проникать в любую вещь, преобразуя его.
Это наблюдение подводит нас к важному положению даосской натурфилософии, имеющему онтологическую значимость. Всякая вещь рассматривалась даосами не в аспекте её существования, а в аспекте её преобразований (хуа 化) и перемен (и 易). Носителем этих вещных изменений и было дыхание-ци. Как известно, преобразования вещей были концептуализированы с помощью двух интеллектуальных схем: концепции «пяти фаз» (у син 五行) и 64 гексаграмм «Книги перемен».
Важнейшая созидательная способность дыхания-ци – «вдыхание» жизни в природу. Пронизывая живые существа, циркулируя по полостям их тел, ци даровала им способность к росту и созреванию. Действие (юн 用) пути-Дао в мире, столь почитаемое последователями даосизма, проявлялось именно в благотворном воздействии ци, что позволяло некоторым даосским интеллектуалам приравнивать ци к Дао.
При этом, разделенность вещей и ци выражает основную коллизию даосского мировоззрения – частичная оторванность живых существ и человека от источника жизни, что делает смерть неизбежной.
Любопытно, что даосизм (как и китайская медицина) связывал феномен болезни и смерти со специфическим влиянием дыхания-ци. Застаиваясь, оседая в земле и загрязняясь, ци приобретало болезнетворные свойства. Кроме того, вредоносное ци (се ци 邪氣) способно порождать из себя демонические наваждения, а также превращать вещи (например, деревья) в зловредных оборотней. Подвергаясь воздействию потоков такого ци, человек дряхлеет, заболевает и умирает.
(В сторону замечу, что именно по причине дифференциации ци, неудачна попытка перевода этого иероглифа словом «эфир», наполняющего, согласно древнегреческой и христианской космологии, только высшие эоны мироздания).
Дао, словно вода, пропитывает всю природу, и средством к этому выступает ци. Пока в мире веет дыхание пути-Дао, всему сущему уготована жизнь и процветание.
Однако вместе с тем ему уготована и закономерная кончина. Усилия даосов были направлены на приобщение к источнику жизни и его чистейшему дыханию, обращение вспять уготованного срока жизни.
Больше о философии даосизма вы сможете узнать на грядущем семинаре-триалоге «Путь к Абсолюту в учениях Спинозы, Йахйи Сухраварди и Лао-цзы».
Автор: Павел Дудников
#LO_исследователи
#исследователи_рассказывают
Евгений Торчинов отмечал, что понятие «Дао» в интеллектуальных построениях даосизма тесно связывалось с понятием «ци» 氣. Это могло доходить до признания полного их тождества.
Даосы понимали под Дао непостижимое первоначало мира, которое они характеризовали апофатически: «отсутствующее» (у 無), «безымянное» (у мин 無名), «беспредельное» (у цзи 無極)... В случае же ци, мы вступаем на территорию натурфилософии.
В российском китаеведении приняты два основных варианта перевода этого понятия. Слово «пневма» отсылает к категории древнегреческой натурфилософии, слово «дыхание» – навевает ассоциации с ведической философией Древней Индии.
Что же даосы понимали под категорией «дыхание»?
Космогонический процесс в представлениях даосов во многом сводился к возникновению ци, его усложнению и дифференциации. На ранней стадии порождения мира, из безымянного пути-Дао начинает исходить одно только изначальное дыхание (юань ци 元氣). Оно приобретает два полюса (иньский 陰 и янский 陽, женский и мужской), после чего рождает «тьму вещей» (вань у 萬物). Все вещи, таким образом, получают рождение благодаря дыханию-ци, исток которого, в свою очередь, находится в неуловимом пути-Дао.
Есть характерная ошибка, согласно которой дыхание-ци в качестве субстанциальной основы мира признаётся некоей «материей», из которой состоят все вещи. В действительности ци, как верили даосы, может лишь пронизывать и наполнять вещи, но вещи как таковые – это не ци. Напомним об этимологии иероглифа ци («пар над варящимся жертвенным рисом»), а также смысловой связи с кровью и воздухом (последний и вовсе обозначается тем же иероглифом). Не будет излишним упрощением сказать, что, в качестве «квазиматериальной субстанции», ци представлялась даосам легчайшим веществом, настолько разреженным, что оно способно проникать в любую вещь, преобразуя его.
Это наблюдение подводит нас к важному положению даосской натурфилософии, имеющему онтологическую значимость. Всякая вещь рассматривалась даосами не в аспекте её существования, а в аспекте её преобразований (хуа 化) и перемен (и 易). Носителем этих вещных изменений и было дыхание-ци. Как известно, преобразования вещей были концептуализированы с помощью двух интеллектуальных схем: концепции «пяти фаз» (у син 五行) и 64 гексаграмм «Книги перемен».
Важнейшая созидательная способность дыхания-ци – «вдыхание» жизни в природу. Пронизывая живые существа, циркулируя по полостям их тел, ци даровала им способность к росту и созреванию. Действие (юн 用) пути-Дао в мире, столь почитаемое последователями даосизма, проявлялось именно в благотворном воздействии ци, что позволяло некоторым даосским интеллектуалам приравнивать ци к Дао.
При этом, разделенность вещей и ци выражает основную коллизию даосского мировоззрения – частичная оторванность живых существ и человека от источника жизни, что делает смерть неизбежной.
Любопытно, что даосизм (как и китайская медицина) связывал феномен болезни и смерти со специфическим влиянием дыхания-ци. Застаиваясь, оседая в земле и загрязняясь, ци приобретало болезнетворные свойства. Кроме того, вредоносное ци (се ци 邪氣) способно порождать из себя демонические наваждения, а также превращать вещи (например, деревья) в зловредных оборотней. Подвергаясь воздействию потоков такого ци, человек дряхлеет, заболевает и умирает.
(В сторону замечу, что именно по причине дифференциации ци, неудачна попытка перевода этого иероглифа словом «эфир», наполняющего, согласно древнегреческой и христианской космологии, только высшие эоны мироздания).
Дао, словно вода, пропитывает всю природу, и средством к этому выступает ци. Пока в мире веет дыхание пути-Дао, всему сущему уготована жизнь и процветание.
Однако вместе с тем ему уготована и закономерная кончина. Усилия даосов были направлены на приобщение к источнику жизни и его чистейшему дыханию, обращение вспять уготованного срока жизни.
Больше о философии даосизма вы сможете узнать на грядущем семинаре-триалоге «Путь к Абсолюту в учениях Спинозы, Йахйи Сухраварди и Лао-цзы».
Автор: Павел Дудников
#LO_исследователи
#исследователи_рассказывают
👍11❤7❤🔥4