Laboratorium Orientale – Telegram
Laboratorium Orientale
1.01K subscribers
601 photos
9 videos
1 file
143 links
История, философия, искусство и литература стран Востока.

Научно-учебная лаборатория и просветительская площадка

Для связи: @Labochat_bot

Мы в ВК: https://vk.com/laboratorium_orientale
Сайт: https://lab-orientale.ru
Download Telegram
🗓 22 ноября состоялся наш семинар-триалог «Путь к Абсолюту в учениях Спинозы, Сухраварди и Лао-цзы».

До возникновения идеи этого семинара, трое коллег, китаист Павел Дудников, иранист Данила Кутовых и философ Андрей Володин обнаружили поразительно много сходств в философских учениях древнекитайского, иранского и еврейского философов. Триалог – это эксперимент, который был призван уверить его участников в ясности своих наблюдений.

После кратких вступительных комментариев о жизненном пути Лао-цзы, Сухраварди и Спинозы, лаборанты попытались выявить общие идеи в трёх концепциях Абсолюта и его атрибутов, а также сотворения мира.

Лаборанты сошлись на том, что во всех трех учениях утверждался фундаментальный разрыв между первоначалом мира, с одной стороны, и миром конечных вещей – с другой. Концептуализации этой общей идеи были, конечно, совершенно различными:

• у Спинозы бесконечная субстанция (Бог), имеющая бесконечное множество атрибутов, творит конечные вещи (модусы);

• у Сухраварди эманации Света светов становятся всё более блеклыми, пересекая к тому же друг друга и образуя преграды тьмы, или материи;

• согласно Лао-цзы, мир вещей, явленных из нераздельного хаоса, всё больше разрывает свою связь с первоначалом мира. Отворачиваясь от предвечного закона рождения и созревания (пути-Дао), живые существа идут напрямую к бедствиям и смерти.

Кроме того, лаборанты проследили суждения трёх философов о незавидном и убогом положении человека в каждой из картин мира. Спасение человека, согласно Лао-цзы, Сухраварди и Спинозе, заключается в достижении знания определенного рода – постижения Абсолюта.

Согласно Спинозе, Бог познается с помощью изучения сотворенных Им конечных вещей. По Сухраварди, метафизический свет можно отождествить со знанием об истинном устройстве мира, к которому можно приблизиться посредством совмещения рационального умозрения и мистической интуиции. Согласно Лао-цзы, действия в соответствии с путём-Дао (недеяние) подразумевают мистическое постижение подлинного закона развития и процветания живых существ.

В начале следующего месяца мы опубликуем видеозапись триалога.

#LO_исследователи
#исследователи_рассказывают
👍16❤‍🔥71🔥1
30 ноября в рамках нашего курса «Введение в востоковедение» прошло занятие по арабскому языку, которое провёл исследователь Laboratorium Orientale Данила Кутовых. Участники узнали об особенностях арабского алфавита и выучили несколько выражений на арабском языке.

@orientalpath
❤‍🔥9🔥61👍1
Научный круглый стол «Мистико-эзотерические аспекты даосизма» ☯️

💻13.12.2025 | 11:00 | онлайн | zoom

Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ) организует научный круглый стол, посвященный даосизму. В качестве участников Круглого стола приглашены китаеведы, занимающиеся исследованием различных аспектов даосизма (даоцзяо).

В ходе Круглого стола будут
рассмотрены проблемы применимости понятия «эзотеризм» и «эзотерическое» к тем или иным элементам даосской религии и будут рассмотрены те аспекты, которые в наибольшей степени интересны в этом контексте (внутренняя и внешняя алхимия, экзорцизм).

Вопросы, которые будут затронуты на круглом столе: насколько термины «эзотеризм» и «эзотерическое» в принципе применимы к даосизму, какие аспекты даосизм можно считать эзотерическими, в чем специфика языка даосской алхимии.

Докладчики круглого стола:
— П.Д. Ленков: о применимости понятия «эзотеризм»/«эзотерический» к даосизму.
— М.Е. Кравцова: об истоках внутренней алхимии: о возможном присутствии в «Юань ю» идей, предшествующих «пестованию бессмертного зародыша».
— И.В. Белая: «Пир на Пэнлае: чудесные грибы лин-чжи, что в сяня-небожителя тебя превращают».
— П.С. Дудников: «Экзорцистская проблематика в даосских сочинениях IV‒VI вв.»

Вы можете присоединиться в качестве слушателя. Заявки от слушателей принимаются по адресу esoterra.asem@gmail.com.
В заявке просим указать следующие сведения:
1. ФИО;
2. Ник в Zoom;
3. Ваш е-мейл;
4. Ваш город проживания.
Участие бесплатное.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5👍2
🗓 Приглашаем присоединиться в качестве слушателя к научному круглому столу, в котором примет участие исследователь Laboratorium Orientale Павел Дудников. Доклад Павла будет близок к его выступлению на малом семинаре и может быть интересен тем, кто не сумел попасть на это мероприятие.

#LO_исследователи

@orientalpath
12👍2
Как пройти через Врата судьбы? (начало)

Ранняя даосская концепция жизни была тесно связана с понятием судьбы (мин 命). Этот иероглиф можно переводить и словом «жизнь», что отразилось на слове шэнмин 生命 из современного китайского языка.

В Китае, понятие судьбы-мин во многом ассоциировалось с волей свыше: отсюда – знаменитая концепция «небесного повеления», или «небесного мандата» (тянь мин 天命). Даосы III-VI веков выделяли небесных божеств определенного рода, ведающих судьбами людей. Среди них главными были Управители судеб (сымин 司命), а также божества звёзд созвездия Большой медведицы («Северный ковш» – Бэйдоу 北斗). Как считалось, эти божества распоряжаются чудесными реестрами, в которых записываются будущие обстоятельства жизни человека.

По итогам расчетов Управителей судеб, человеку при рождении даруется определенный срок жизни: предначертанный возраст (бэнь нянь 本年), или предначертанная судьба (бэнь мин 本命). Это максимальное время жизни, которое Небо готово предоставить заурядному человеку. Им индивид может довольствоваться, но при условии, что он намеренно не сокращает его неправильным образом жизни или совершением грехов. Это неизбежно приводит к тому, что сымин пересчитывает уготованный срок жизни, уменьшая его. В наихудшем случае имя человека оказывается в зловещих «реестрах смерти». Это означает, что перед человеком, как гласят даосские книги, запираются его «Врата судьбы» (мин мэнь 命門).

Судьба человека заключалась не только в уготованном ему сроке жизни, но и в его гипотетической способности вступить на путь обретения ранга небожителя (сянь 仙). О расходящихся путях человеческих судеб весьма ясно пишет Гэ Хун 葛洪 (283—343) в трактате «Баопу-цзы» 抱朴子 («Мудрец, объемлющий первозданную пустоту»):

諸得仙者,皆其受命偶值神仙之氣,自然所稟。故胞胎之中,已含信道之性,及其有識,則心好其事,必遭明師而得其法
Все люди, обретшие состояние бессмертного, при своём рождении получили особую судьбу и специфическую пневму святых-бессмертных. Такая пневма дана им природой. Уже пребывая в утробе матери, они содержат в себе веру в природу Дао-пути. И когда они узнают о даосизме, их сердце начинает любить его практику, и тогда они встречают мудрого учителя и от него непременно получают способ обретения бессмертия. (Перевод Е. А. Торчинова)


И ещё:

苟不受神仙之命,則必無好仙之心
Если человек не получил судьбы святого бессмертного, то он никогда не будет иметь влечения к делам бессмертных и не станет любить их.


Не следует забывать, что судьба человека, его недуги и неудачи, зависели не только его собственной судьбы и поступков, но и от деяний его предков. Человек, совершавший дурные дела, накликал бедствия не только на себя, но и на голову своих потомков. В течение жизни любой из нас сопротивляется тяготам унаследованного бремени (чэн фу 承負), которое досталось нам от предков. Впрочем, верно и обратное: удачи человека, его крепкое здоровье могут быть объяснены воздаянием свыше за добродетели его предков («потаённая добродетель»: инь дэ 隱德).

Итак, следует заключить, что даосы ещё до начала взаимодействия с буддизмом (то есть до знакомства с концепцией кармы) были убеждены в том, что человек всю свою жизнь является пленником обстоятельств, имеющих, к тому же, морально-нравственный характер. Эти обстоятельства заключаются в воле свыше и в моральных заслугах или прегрешениях, которыми отметились его предки.

Автор: Павел Дудников.

#LO_исследователи
#исследователи_рассказывают
10👍2😎1
На иллюстрации: упражнение даоса по визуализации божеств Белого и Черного созвездий Ковша.

@orientalpath
8👍3
Делегация Laboratorium Orientale посетила международную конференцию в СПБГУ

5-6 декабря координатор по организации мероприятий Феликс Капшин и координатор по научным коммуникациям Валентин Гришаев представляли Лабораторию на первой международной конференции «Социальная архитектура: теория и практика социальных изменений» в СПБГУ

Конференция объединила ученых из 27 стран. Докладчики поднимали важные вопросы образа будущего, обсуждали, как мы можем повлиять на него сегодня.

«Уровень конференции был определен статусом гостей — выступали и представители министерств, и Администрации Президента, и Администрации Петербурга. Мы пообщались с академиками из Китая, Японии, Индии, Испании и Бразилии. Самый интересный разговор состоялся с деканом Института изучения Китая при Фуданьском университете, глубокоуважаемым господином Чжан Вэйвэем. Говорили и о перспективах российско-китайского сотрудничества, и о конкретных планах по взаимодействию с Лабораторией!» — вспоминает Валентин Гришаев

Следите за новостями!

@orientalpath
10👍6🔥3
«Код Дзанабазара»: художественный язык буддизма в Монголии. Часть 1

Несколько месяцев назад издательство «Наука» прислало в редакцию Laboratorium Orientale книгу о творческом наследии монгольского скульптора Ундур-гэгэна Дзанабазара (1635–1723) с предложением о рецензии.

Мы с радостью согласились, и рецензию написала наш искусствовед Ева Образцова. Приятного погружения в монгольский буддизм!

Сурун-Ханда Сыртыпова, автор «Кода Дзанабазара», вышедшего в 2023 году, подняла важную тему наследия монгольских произведений искусства. К сожалению, в настоящее время не существует большого количества работ по истории живописи и скульптуры этой страны. Книга стала первой монографией, посвящённой жизни монгольского художника, в отечественной научной литературе.

Сначала стоит сказать, что Г. Дзанабазар (1635–1723) был не только художником и скульптором. В первую очередь он был первым монгольским Богдо-гэгэном, а также правителем Халхи — исторической области в Монголии, которая во времена Дзанабазара находилась под властью империи Цин. Однако интересны не только его титулы, но и родословная!

Как отмечает сама автор: «...обращают внимание прежде всего на родословную», поэтому важность изучения семейного древа художника стала одной из главных частей его биографии, и Сурун-Ханда Сыртыпова уделила этому вопросу пристальное внимание. Корни первого Богдо-гэгэна восходят к «золотому роду» Чингис-хана, а точнее к его внуку – Хубилай-хану, основателю династии Юань, правившей в Китае и Монголии в XIII–XIV веках.

И это еще не все: автор раскрыла самое интересное для читателей, чтобы те смогли погрузиться в историю жизни Г. Дзанабазара полностью.

Богдо-гэгэн — титул, присуждаемый главе буддийской сангхи (буддийской общины иными словами) и занимающий третье место по важности в тибетском буддизме после Далай-ламы и Панчен-ламы.
Первого Богдо-гэгэна любят вовсе не за родословную. Больше внимания стоит уделить его художественному наследию, которое действительно поражает. Как выражается сама автор:

Знаменитого монгольского художника Г. Дзанабазара часто сравнивают с Леонардо да Винчи, а его скульптуры с творениями Микеланджело.


Нельзя не согласиться с этим высказыванием, так как на страницах книги представлены доказательства – ярчайшие примеры творчества художника. Здесь стоит отметить, что Сурун-Ханда Сыртыпова не только приводит произведения с их описаниями, но и анализирует их, ищет аналоги, а также рассматривает иконографии произведений Г. Дзаназабара и их историю – откуда тот или иной элемент пришел, как был связан и т.д. Глава, посвященная этому, превращается в целую детективную историю, где читатель вместе с автором расследует потаенные места творчества великого монгольского художника.

@orientalpath
🔥32👍1
«Код Дзанабазара»: художественный язык буддизма в Монголии. Часть 2

Книга наполнена качественными иллюстрациями с подписями. Стоит отметить, что фотографии каждого произведения приведены не в одном ракурсе, а в разных. Более того, присутствуют и изображения деталей тех или иных работ Г. Дзанабазара, из-за чего намного легче проследить логику повествования автора и подкрепить текст качественным иллюстративным рядом. Также это помогает понять стиль Дзаназабара и увлекает читателя искусностью живописного языка художника.

Благодаря всему этому прочтение книги становится медитативным: разглядывание деталей полностью погружает читателя в атмосферу творчества великого скульптора и живописца Монголии.

Радует и тот факт, что многие произведения искусства публикуются впервые, поэтому это отличная возможность познакомиться с искусством Монголии не выходя из дома.

«Код Дзанабазара» подойдет любому, кто хотя бы немного заинтересован в искусстве Монголии и Востока в целом, либо же только хочет начать этим заниматься.

Для исследователей монгольского искусства книга станет отличный возможностью не только изучить художественный язык Г. Дзанабазара, но и почерпнуть множество важной информации, которая содержится в описаниях произведений, анализе иконографии и т.д.

В конце приведен список литературы, который также может помочь кому-то в исследованиях. Это не значит, что книга подходит лишь любителям Востока и исследователям. Наоборот, «Код Дзанабазара» – отличный вариант для тех, кому интерес и буддизм, и мировая культура, и сама история искусств.

Во время прочтения книги я была полностью вовлечена в творчество художника. Фотографии произведений искусства, приведенные в тексте, завораживали, и к концу книги было уже ощущение, что ты словно стал экспертом в области монгольского искусства, хотя ранее ничего не знал об этом.

Часть с биографией, как любителя истории, увлекла меня больше всего. Многие имена я дополнительно для себя искала в интернете, читала о них и словно больше погружалась в историю.

Если у вас возникнет вопрос – стоит ли читать «Код Дзанабазара»? Я скажу – определенно да. Это удивительная по своему материалу монография, которая оставит неизгладимое впечатление о великом наследии творчества Дзанабазара.

С книгой «Код Дзанабазара: (1635–1723): монгольский стиль и кочевническая эстетика в буддийском искусстве Ваджраяны» можно ознакомится на сайте издательства.

@orientalpath
❤‍🔥4👍32