Осетин в Париже: Гайто Газданов
Гайто Газданова знают как одного из главных летописцев белой эмиграции. В 16 лет он вступил в армию Врангеля, позже вместе с ней оказался в Константинополе, жил в Болгарии, а в 1923 переехал в Париж и остался там на долгие годы. В романах он описывает будни тех, кто вынужден отказаться от привычек и взглядов прошлого, чтобы выжить на чужбине. Но в этих эмигрантских произведениях можно найти личные детали о детстве Газданова и его осетинских корнях. При внимательном чтении становится ясно, что в прозе «человека без родины» куда больше национальной культуры, чем мы привыкли считать.
Отец и мать писателя происходили из известных осетинских семей, но перебрались в Санкт-Петербург, где и познакомились. В столице появился на свет Гайто. Он рос в городской, русскоязычной среде и не знал осетинского. Зато часто гостил у дедушки во Владикавказе – там он проникался культурой и традициями своего народа. Атмосфера дома Газдановых этому способствовала: семья была частью передовой осетинской интеллигенции, среди родственников будущего писателя были военные, адвокаты, преподаватели и даже одна балерина (двоюродная сестра Гайто). Детские воспоминания нашли отражение в дебютном романе «Вечер у Клэр». В тексте нет этнографических деталей, но много впечатлений: Газданов пишет о красоте природы, ощущении уюта и защищенности, а также ритме жизни, сильно отличающемся от столичного.
О важности этих воспоминаний говорит письмо, которое Газданов отправил Гаппо Баеву(публицисту, ученому и первому мэру Владикавказа осетинского происхождения) после выхода романа:
Именно в детских воспоминаниях впервые возникает образ дороги – один из ключевых для писателя-эмигранта. Для ребенка долгое путешествие было наполнено предвкушением встречи с новым и становилось событием скорее внутренним, чем внешним. Это перекликается с представлением о жизни как дороге — излюбленной осетинской метафорой, расхожей формулой обрядовой поэзии и традиционного молитвословия. Жизнь и творчество на чужбине оказались органичным контекстом и для других концепций осетинской культуры: рыцарского аскетизма и стоического противостояния судьбе, открытости внешнему миру и несущественности национальных, сословных, конфессиональных различий.
За тысячи километров от края предков Гайто Газданов сохранил их культуру и объединил ее с европейской. Так появились книги, от которых не могли оторваться современники и которые остаются увлекательными по сей день. Завтра, в день рождения писателя, удачно выпавшем на выходной, самое время перечитать эти глубокие и захватывающие произведения.
Гайто Газданова знают как одного из главных летописцев белой эмиграции. В 16 лет он вступил в армию Врангеля, позже вместе с ней оказался в Константинополе, жил в Болгарии, а в 1923 переехал в Париж и остался там на долгие годы. В романах он описывает будни тех, кто вынужден отказаться от привычек и взглядов прошлого, чтобы выжить на чужбине. Но в этих эмигрантских произведениях можно найти личные детали о детстве Газданова и его осетинских корнях. При внимательном чтении становится ясно, что в прозе «человека без родины» куда больше национальной культуры, чем мы привыкли считать.
Отец и мать писателя происходили из известных осетинских семей, но перебрались в Санкт-Петербург, где и познакомились. В столице появился на свет Гайто. Он рос в городской, русскоязычной среде и не знал осетинского. Зато часто гостил у дедушки во Владикавказе – там он проникался культурой и традициями своего народа. Атмосфера дома Газдановых этому способствовала: семья была частью передовой осетинской интеллигенции, среди родственников будущего писателя были военные, адвокаты, преподаватели и даже одна балерина (двоюродная сестра Гайто). Детские воспоминания нашли отражение в дебютном романе «Вечер у Клэр». В тексте нет этнографических деталей, но много впечатлений: Газданов пишет о красоте природы, ощущении уюта и защищенности, а также ритме жизни, сильно отличающемся от столичного.
О важности этих воспоминаний говорит письмо, которое Газданов отправил Гаппо Баеву
Мне особенно дорого Ваше внимание, внимание человека, столько знающего и помнящего и для которого то, что я написал в книге, не является пустым звуком и не представляется как результат моей фантазии. Я был рад Вашему письму еще и по той причине, что, пишучи по-русски, не зная даже родного языка, я все-таки чистокровный осетин по рождению, и внимание моего почтенного родственника и соотечественника лишний раз подчеркивает мою связь с осетинами и Осетией.
Именно в детских воспоминаниях впервые возникает образ дороги – один из ключевых для писателя-эмигранта. Для ребенка долгое путешествие было наполнено предвкушением встречи с новым и становилось событием скорее внутренним, чем внешним. Это перекликается с представлением о жизни как дороге — излюбленной осетинской метафорой, расхожей формулой обрядовой поэзии и традиционного молитвословия. Жизнь и творчество на чужбине оказались органичным контекстом и для других концепций осетинской культуры: рыцарского аскетизма и стоического противостояния судьбе, открытости внешнему миру и несущественности национальных, сословных, конфессиональных различий.
За тысячи километров от края предков Гайто Газданов сохранил их культуру и объединил ее с европейской. Так появились книги, от которых не могли оторваться современники и которые остаются увлекательными по сей день. Завтра, в день рождения писателя, удачно выпавшем на выходной, самое время перечитать эти глубокие и захватывающие произведения.
❤8👍5🥰3
Большая литература начинается в «Классе!»
Если у вас есть знакомые подростки, мечтающие о писательской славе, а, может, и не мечтающие, но умеющие любой ничем не примечательный эпизод повседневности превратить в захватывающую или юмористическую историю, непременно и безотлагательно покажите им это сообщение. Потому как, возможно, оно изменит их судьбу! Итак, вчера на Ярмарке интеллектуальной литературы non/fictioN27 Всероссийский литературный конкурс для подростков «Класс!» объявил о старте 8-го сезона!
План такой:
📚Перво-наперво будущим звездам русской литературы (к участию в конкурсе приглашаются школьники 8-11 классов из России и стран СНГ) нужно определиться с темой рассказа. В этом году их 8 – по числу прожитых «Классом!» лет.
🪶«Из всех красок я выбираю вот эту»
🪶«Я никому об этом не говорил»
🪶«Пятеро на одного»
🪶«Это не Нарния…»
🪶«Книга-отмычка»
🪶«На полке стоял поезд»
🪶«Сны Сибири»
🪶«Я подумаю об этом завтра»
Выбрать можно абсолютно любую, главное – помнить, что в итоге должно получиться не сочинение, а именно художественный текст – с героями, увлекательным сюжетом, кульминацией и ярким финалом.
📚 20 декабря на официальном сайте «Класса!» будет опубликовано положение и адрес, куда до 28 февраля нужно будет отправить свой шедевр. А дальше за дело возьмутся эксперты, которые определят победителей в каждом регионе-участнике.
📚 И тут уже в игру вступает Большое жюри под руководством прозаика Анны Матвеевой. Писатели Вадим Панов, Нина Дашевская, Иван Бевз, поэт и эссеист Дмитрий Воденников, редактор, писатель и педагог Ася Шевченко назовут имена финалистов, которые в начале сентября приедут в Москву – участвовать в литературных мастер-классах, общаться со знаменитыми авторами, гулять по городу, ходить в театр и дружить – крепко и на всю жизнь.
📚 Призов будет много разных, но, пожалуй, один из самых значимых – публикация в финальном «КЛАССном» сборнике, в легендарном журнале «Юность» и «Литературной газете».
📚 Участие в конкурсе бесплатное (как и поездка на финал в Москву).
📚 Ну что, ваши подростки-вундеркинды уже отачивают перья, заправляют свежие чернила в чернильницы и готовятся раздавать интервью и автографы?😉
Если у вас есть знакомые подростки, мечтающие о писательской славе, а, может, и не мечтающие, но умеющие любой ничем не примечательный эпизод повседневности превратить в захватывающую или юмористическую историю, непременно и безотлагательно покажите им это сообщение. Потому как, возможно, оно изменит их судьбу! Итак, вчера на Ярмарке интеллектуальной литературы non/fictioN27 Всероссийский литературный конкурс для подростков «Класс!» объявил о старте 8-го сезона!
План такой:
📚Перво-наперво будущим звездам русской литературы (к участию в конкурсе приглашаются школьники 8-11 классов из России и стран СНГ) нужно определиться с темой рассказа. В этом году их 8 – по числу прожитых «Классом!» лет.
🪶«Из всех красок я выбираю вот эту»
🪶«Я никому об этом не говорил»
🪶«Пятеро на одного»
🪶«Это не Нарния…»
🪶«Книга-отмычка»
🪶«На полке стоял поезд»
🪶«Сны Сибири»
🪶«Я подумаю об этом завтра»
Выбрать можно абсолютно любую, главное – помнить, что в итоге должно получиться не сочинение, а именно художественный текст – с героями, увлекательным сюжетом, кульминацией и ярким финалом.
📚 20 декабря на официальном сайте «Класса!» будет опубликовано положение и адрес, куда до 28 февраля нужно будет отправить свой шедевр. А дальше за дело возьмутся эксперты, которые определят победителей в каждом регионе-участнике.
📚 И тут уже в игру вступает Большое жюри под руководством прозаика Анны Матвеевой. Писатели Вадим Панов, Нина Дашевская, Иван Бевз, поэт и эссеист Дмитрий Воденников, редактор, писатель и педагог Ася Шевченко назовут имена финалистов, которые в начале сентября приедут в Москву – участвовать в литературных мастер-классах, общаться со знаменитыми авторами, гулять по городу, ходить в театр и дружить – крепко и на всю жизнь.
📚 Призов будет много разных, но, пожалуй, один из самых значимых – публикация в финальном «КЛАССном» сборнике, в легендарном журнале «Юность» и «Литературной газете».
📚 Участие в конкурсе бесплатное (как и поездка на финал в Москву).
📚 Ну что, ваши подростки-вундеркинды уже отачивают перья, заправляют свежие чернила в чернильницы и готовятся раздавать интервью и автографы?😉
❤5🔥5👏5🥰2
Время читать!
Развлечение на весь выходной – Literature Clock. Это сайт, который показывает цитату из книги, где упоминается именно то время, которое сейчас у вас на часах. Оказывается, писатели не так уж редко описывают действия героев с точностью до минуты! Изучать эти постоянно сменяющиеся отрывки ужасно увлекательно. К тому же, можно наткнуться на такой таинственный кусочек текста, что захочется окунуться в произведение и узнать, что же там происходит.
К сожалению, сервис доступен только на английском. Но здесь может помочь как знание языка, так и автоматический перевод.
Развлечение на весь выходной – Literature Clock. Это сайт, который показывает цитату из книги, где упоминается именно то время, которое сейчас у вас на часах. Оказывается, писатели не так уж редко описывают действия героев с точностью до минуты! Изучать эти постоянно сменяющиеся отрывки ужасно увлекательно. К тому же, можно наткнуться на такой таинственный кусочек текста, что захочется окунуться в произведение и узнать, что же там происходит.
К сожалению, сервис доступен только на английском. Но здесь может помочь как знание языка, так и автоматический перевод.
🔥5❤3👍1
Гуляем по Москве с Владимиром Гиляровским
#НевероятноНоТак: пожалуй, самый знаменитый (и наблюдательный) летописец столицы, автор книг «Москва и москвичи», «Записки москвича» и целой россыпи остроумных очерков, сохранивших для потомков неповторимый образ города, Владимир Гиляровский родился вовсе не в Первопрестольной! 8 декабря 1855 года он появился на свет в Вологодской губернии, а потом жизнь помотала его так, что хватит на сериал с продолжением:тайно бежал из родительского дома, воевал на русско-турецкой войне, служил наездником в цирке и актером в театре, бурлаком тягал баржи по Волге, занимался рыбным промыслом, учредил Русское гимнастическое общество , но прославился в итоге именно как московский журналист, репортер-хроникер, бытописатель и краевед, прозванный современниками «живая память Москвы».
У Гиляровского был удивительный дар: быть своим везде! Его пускали без билета в театр и поезд, с ним откровенничали высокие чиновники, он был вхож даже в Английский клуб, где собирались исключительно сливки общества.
В день 170-летия дяди Гиляя приглашаем вас на прогулку по той самой Москве, которую он превосходно знал с самых непарадных ее сторон и которой, тем не менее, не уставал восхищаться.
📍Хитровка
Сегодня Хитровская площадь – вполне респектабельное место в центре Москвы всего в нескольких шагах от станции «Китай-город». Но во времена Гиляровского законопослушным горожанам тут лучше было даже днем не появляться: обчистят до нитки, хорошо, если в живых оставят! Но дядя Гиляй и на Хитровке был своим и оставил бесценные воспоминания об обитателях здешних ночлежек и кабаков.
📍«Дом-утюг». Певческий переулок, 1/2, стр. 2
Свое название особняк, выходящий на Хитровскую площадь, получил благодаря необычной треугольной форме. Здание, некогда принадлежавшее знатному дворянскому роду Свиньиных (за что Гиляровский презрительно окрестил его «Свиным домом»), в конце XIX века превратилось в одну из самых дешевых и опасных ночлежек Москвы – «кулаковку», по имени нового хозяина Кулакова. Только в 1923-м, когда новая власть безжалостно очистила Хитровку от ее бывших «хозяев», ночлежки в «утюге» были закрыты, а сейчас в здании располагаются самые обычные офисы.
📍Ночлежный дом Ярошенко и трактир «Каторга». Подкопаевский переулок, 11/11/1, стр. 2
Напротив «дома-утюга» до наших дней сохранилось необычное для Москвы здание с внешними (какие обычно строят на юге) галереями, или «галдарейками». Это знаменитая ночлежка Ярошенко, куда Гиляровский приводил отцов-основателей Московского художественного театра - Станиславского и Немировича-Данченко. Они готовились к премьере пьесы Горького «На дне» и хотели своими глазами видеть подлинный быт «низов». Дом Ярошенко славился своей «писучей квартирой», где обедневшие дворяне зарабатывали на хлеб, переписывая набело бумаги и рукописи. Здесь же располагался печально известный трактир «Каторга» - место встречи преступников всех мастей.
В советское время ночлежка Ярошенко стала «коммунальным ульем». Одно время тут жили будущий лауреат Нобелевской премии по физике Николай Басов и киноактер Савелий Крамаров.
📍Дом Карзинкина. Столешников переулок, 9
Не было в Москве ни одного извозчика, который не знал бы, где живет «дядя Гиляй». Стоило крикнуть: «Вези к Гиляровскому!», - как седока уже мчали в Столешников переулок, 9. Здесь Владимир Алексеевич прожил без малого полвека – с 1886 по 1935, принимая в гостях Чехова и Куприна, Бунина, Левитана, Шаляпина и многих других «звезд» своего времени.
#ЧеловекДня #Путешествуем_С_Писателем #ТочкаНаКарте
#НевероятноНоТак: пожалуй, самый знаменитый (и наблюдательный) летописец столицы, автор книг «Москва и москвичи», «Записки москвича» и целой россыпи остроумных очерков, сохранивших для потомков неповторимый образ города, Владимир Гиляровский родился вовсе не в Первопрестольной! 8 декабря 1855 года он появился на свет в Вологодской губернии, а потом жизнь помотала его так, что хватит на сериал с продолжением:
У Гиляровского был удивительный дар: быть своим везде! Его пускали без билета в театр и поезд, с ним откровенничали высокие чиновники, он был вхож даже в Английский клуб, где собирались исключительно сливки общества.
В день 170-летия дяди Гиляя приглашаем вас на прогулку по той самой Москве, которую он превосходно знал с самых непарадных ее сторон и которой, тем не менее, не уставал восхищаться.
📍Хитровка
Сегодня Хитровская площадь – вполне респектабельное место в центре Москвы всего в нескольких шагах от станции «Китай-город». Но во времена Гиляровского законопослушным горожанам тут лучше было даже днем не появляться: обчистят до нитки, хорошо, если в живых оставят! Но дядя Гиляй и на Хитровке был своим и оставил бесценные воспоминания об обитателях здешних ночлежек и кабаков.
Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке. Мрачное зрелище представляла собой Хитровка… В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться!
📍«Дом-утюг». Певческий переулок, 1/2, стр. 2
Свое название особняк, выходящий на Хитровскую площадь, получил благодаря необычной треугольной форме. Здание, некогда принадлежавшее знатному дворянскому роду Свиньиных (за что Гиляровский презрительно окрестил его «Свиным домом»), в конце XIX века превратилось в одну из самых дешевых и опасных ночлежек Москвы – «кулаковку», по имени нового хозяина Кулакова. Только в 1923-м, когда новая власть безжалостно очистила Хитровку от ее бывших «хозяев», ночлежки в «утюге» были закрыты, а сейчас в здании располагаются самые обычные офисы.
📍Ночлежный дом Ярошенко и трактир «Каторга». Подкопаевский переулок, 11/11/1, стр. 2
Напротив «дома-утюга» до наших дней сохранилось необычное для Москвы здание с внешними (какие обычно строят на юге) галереями, или «галдарейками». Это знаменитая ночлежка Ярошенко, куда Гиляровский приводил отцов-основателей Московского художественного театра - Станиславского и Немировича-Данченко. Они готовились к премьере пьесы Горького «На дне» и хотели своими глазами видеть подлинный быт «низов». Дом Ярошенко славился своей «писучей квартирой», где обедневшие дворяне зарабатывали на хлеб, переписывая набело бумаги и рукописи. Здесь же располагался печально известный трактир «Каторга» - место встречи преступников всех мастей.
В советское время ночлежка Ярошенко стала «коммунальным ульем». Одно время тут жили будущий лауреат Нобелевской премии по физике Николай Басов и киноактер Савелий Крамаров.
📍Дом Карзинкина. Столешников переулок, 9
Не было в Москве ни одного извозчика, который не знал бы, где живет «дядя Гиляй». Стоило крикнуть: «Вези к Гиляровскому!», - как седока уже мчали в Столешников переулок, 9. Здесь Владимир Алексеевич прожил без малого полвека – с 1886 по 1935, принимая в гостях Чехова и Куприна, Бунина, Левитана, Шаляпина и многих других «звезд» своего времени.
#ЧеловекДня #Путешествуем_С_Писателем #ТочкаНаКарте
❤8🔥3🥰1
Продолжение следует. Как «книжные сериалы» создавали классиков
Мы обещали продолжить разговор о романах-фельетонах, и вот она – новая серия нашего сериала о сериалах. Сегодня мы расскажем о том, как литературные журналы прославили тех, кто со временем стал классиком. Именно популярность у читателей периодических изданий сделала возможным создание многих произведений, теперь входящих в школьную программу. И далеко не только романы становились популярными на страницах журналов. Вот два неординарных примера, подаривших нам великих писателей.
📖 Иван Тургенев. «Записки охотника»
Этот сборник рассказов долго считался главным произведением Тургенева – превзойти его смог лишь роман «Рудин». В «Записках охотника» писатель создал интонацию, в которой будут писать о жизни простого народа на протяжении нескольких последующих десятилетий. А появился сборник волей случаяи (немного) редакторов журнала – Николая Некрасова и Ивана Панаева . В 1847 году в «Современнике» вышел рассказ «Хорь и Калиныч» с подзаголовком, придуманным Панаевым: «Из записок охотника». Тогда Тургенев еще не собирался писать целый сборник – рассказ он создал по просьбе редакции. Но успех оказался настолько громким, что писателю пришлось задуматься о продолжении. В ближайшие четыре года «Современник» часто выходил с очередной «запиской охотника» внутри. Рассказы обсуждала вся образованная Россия. Цикл сделал известными и Тургенева, и возрожденный Некрасовым и Панаевым журнал.
📖 Федор Достоевский. «Дневник писателя»
Мы знаем Достоевского прежде всего как автора романов. Однако при жизни иерархия его произведений выглядела иначе. Многие современники отмечали, что своей известностью писатель обязан не романам, а «Дневнику писателя».
«Дневник писателя» появился в 1873 году, когда Достоевский стал редактором журнала «Гражданин». Это была отдельная рубрика, в которой автор высказывался на любые темы в публицистической форме. В «Гражданине» он проработал всего полтора года, но рубрика продолжила существовать и после его ухода. В 1875 Достоевский отрыл собственный журнал «Дневник писателя», где стал единственным автором. Такую форму высказывания можно назвать «бумажным блогом». И как современные блогеры, Достоевский просил у читателей оставлять комментарии: присылать свои отзывы на публикации. Он уделял много времени ответам, и они тоже публиковались на страницах журнала.
Новаторские идеи Достоевского сработали. Н.Н. Страхов приводил такие сведения о тираже и подписке на 1877 год: около 3000 подписчиков и столько же экземпляров в розничной продаже. В этот момент «Дневник писателя» распространялся в 660 населённых пунктах. Именно благодаря собственному журналу Достоевский получил возможность влиять на общественное мнение.
Ставьте 🔥, чтобы следующая серия вышла быстрее.
Мы обещали продолжить разговор о романах-фельетонах, и вот она – новая серия нашего сериала о сериалах. Сегодня мы расскажем о том, как литературные журналы прославили тех, кто со временем стал классиком. Именно популярность у читателей периодических изданий сделала возможным создание многих произведений, теперь входящих в школьную программу. И далеко не только романы становились популярными на страницах журналов. Вот два неординарных примера, подаривших нам великих писателей.
📖 Иван Тургенев. «Записки охотника»
Этот сборник рассказов долго считался главным произведением Тургенева – превзойти его смог лишь роман «Рудин». В «Записках охотника» писатель создал интонацию, в которой будут писать о жизни простого народа на протяжении нескольких последующих десятилетий. А появился сборник волей случая
📖 Федор Достоевский. «Дневник писателя»
Мы знаем Достоевского прежде всего как автора романов. Однако при жизни иерархия его произведений выглядела иначе. Многие современники отмечали, что своей известностью писатель обязан не романам, а «Дневнику писателя».
«Дневник писателя» появился в 1873 году, когда Достоевский стал редактором журнала «Гражданин». Это была отдельная рубрика, в которой автор высказывался на любые темы в публицистической форме. В «Гражданине» он проработал всего полтора года, но рубрика продолжила существовать и после его ухода. В 1875 Достоевский отрыл собственный журнал «Дневник писателя», где стал единственным автором. Такую форму высказывания можно назвать «бумажным блогом». И как современные блогеры, Достоевский просил у читателей оставлять комментарии: присылать свои отзывы на публикации. Он уделял много времени ответам, и они тоже публиковались на страницах журнала.
Новаторские идеи Достоевского сработали. Н.Н. Страхов приводил такие сведения о тираже и подписке на 1877 год: около 3000 подписчиков и столько же экземпляров в розничной продаже. В этот момент «Дневник писателя» распространялся в 660 населённых пунктах. Именно благодаря собственному журналу Достоевский получил возможность влиять на общественное мнение.
Ставьте 🔥, чтобы следующая серия вышла быстрее.
❤6🔥5👍2
Алексей Иванов. «Невьянская башня». Издательство «Альпина. Проза», 2026
Что общего между производственным романом, детально воссоздающим заводской быт, конструкцию доменной печи и технологию выплавки железа, любовной драмой, трагедией старообрядчества, занимательным краеведением и мрачным фэнтези? Ответ – в очередном «уральском гимне» Алексея Иванова «Невьянская башня».
30-е годы XVIII века. Промышленник Акинфий Демидов продолжает строительство своей «железной империи» на Урале.
Естественно, желающих перейти неистовому «горному королю» дорогу предостаточно: ненасытный фаворит царицы Анны Иоанновны Бирон требует бесконечных взяток; верный государев пес Татищев снует по демидовским заводам, вынюхивает и шантажирует; родной племянник, шельма, интригует за спиной; полюбовница и некогда верная помощница Невьяна смотрит на сторону. А тут еще – мало Акинфию Никитичу забот – из-под стражи сбегает немецкий мастер Мишка Цепень, прихватив с собой не только мешок серебра, но и секрет, который может стоить Демидову головы, а по городу бродит нечистая сила, сжигающая людей заживо. И как с этим справится наш герой? Все на просмотр картины второй… Шутка: все узлы как завязались, так и развяжутся здесь же, изнывать от нетерпения и долго ждать не придется.
Казалось бы, история освоения Урала ни в каких сказочных подпорках не нуждается. Там и без того все ужас как фантастично. Но с мистикой всегда интереснее. Это еще Бажов доказал, и Иванов спустя столетие уверенно подтвердил. Но главная волшебная сила в «Невьянской башне», если, конечно, присмотреться внимательно, вовсе не прожорливый вогульский демон, алчущий людской крови (хотя и он не такая уж и мистика, если принять его за метафору завода или еще шире – технического прогресса), но человеческий характер. А уж им автор ни одного своего героя не обделил.
И не только самого Акинфия Демидова наделил крутым норовом, но и его помощников-заводчан – «железных душ», красавицу Невьяну, Татищева, раскольников – каждый из них готов на любую жертву во имя того, во что верит. У каждого из них свой идол: дело жизни, справедливость и порядок, любовь, божественная истина. Гвозди бы делать из этих людей – в контексте романа это уже даже и не совсем метафора…
#КнигаДня
Что общего между производственным романом, детально воссоздающим заводской быт, конструкцию доменной печи и технологию выплавки железа, любовной драмой, трагедией старообрядчества, занимательным краеведением и мрачным фэнтези? Ответ – в очередном «уральском гимне» Алексея Иванова «Невьянская башня».
30-е годы XVIII века. Промышленник Акинфий Демидов продолжает строительство своей «железной империи» на Урале.
Акинфий всегда что-то затевал, всегда был полон каких-то намерений, плел какие-то интриги, кого-то к чему-то склонял, уговаривал кого-то, подкупал, боролся, что-то искал, злился… Он яростно прорубался сквозь беды, не сидел на месте, кипел, что-то строил, орал на дураков. Его жизнь катилась с грохотом свершений, он созидал, ему было мало того, что есть, - он всегда хотел чего-то еще, чего-то нового. Он лепил мир вокруг себя, как Творец, вот только седьмых дней не признавал.
Естественно, желающих перейти неистовому «горному королю» дорогу предостаточно: ненасытный фаворит царицы Анны Иоанновны Бирон требует бесконечных взяток; верный государев пес Татищев снует по демидовским заводам, вынюхивает и шантажирует; родной племянник, шельма, интригует за спиной; полюбовница и некогда верная помощница Невьяна смотрит на сторону. А тут еще – мало Акинфию Никитичу забот – из-под стражи сбегает немецкий мастер Мишка Цепень, прихватив с собой не только мешок серебра, но и секрет, который может стоить Демидову головы, а по городу бродит нечистая сила, сжигающая людей заживо. И как с этим справится наш герой? Все на просмотр картины второй… Шутка: все узлы как завязались, так и развяжутся здесь же, изнывать от нетерпения и долго ждать не придется.
Казалось бы, история освоения Урала ни в каких сказочных подпорках не нуждается. Там и без того все ужас как фантастично. Но с мистикой всегда интереснее. Это еще Бажов доказал, и Иванов спустя столетие уверенно подтвердил. Но главная волшебная сила в «Невьянской башне», если, конечно, присмотреться внимательно, вовсе не прожорливый вогульский демон, алчущий людской крови (хотя и он не такая уж и мистика, если принять его за метафору завода или еще шире – технического прогресса), но человеческий характер. А уж им автор ни одного своего героя не обделил.
И не только самого Акинфия Демидова наделил крутым норовом, но и его помощников-заводчан – «железных душ», красавицу Невьяну, Татищева, раскольников – каждый из них готов на любую жертву во имя того, во что верит. У каждого из них свой идол: дело жизни, справедливость и порядок, любовь, божественная истина. Гвозди бы делать из этих людей – в контексте романа это уже даже и не совсем метафора…
На земле только так: истина – в заблуждениях, воля – в неволе, обретение – в потерях, а Бог глядит на людей глазами демонов – как сквозь огонь.
#КнигаДня
❤7🔥5❤🔥3
Не выходи из комнаты. Что мы можем обрести, не покидая дома?
Кто-то в холодное время года скучает по зелени, а кто-то – радуется уютным вечерам с какао и толстым романом. Для первых мы уже сделали поддерживающую подборку книг о жизни на природе. Настало время составить список чтения для домоседов – пускай и они почувствуют, что не одни. Сегодня делимся книгами о том, какие богатства мы можем найти прямо у себя в квартире.
💎 Освобождение
📔 Сью Таунсенд. «Женщина, которая легла в кровать на год»
Кому из нас не хотелось отказаться от всех обязанностей и поставить жизнь на паузу! А героиня романа Сью Таунсенд, Ева, осмеливается сделать это: после отъезда детей в университет она ложится в кровать и отказывается вставать. Это решение – ее бунт против роли хранительницы домашнего очага и одновременно возможность переосмыслить прожитые годы. Пока муж недоумевает, кто же теперь будет готовить и убираться, Ева выстраивает новые отношения с миром прямо из «одеяльного кокона»: она заводит друзей, становится местной знаменитостью и учится по-новому смотреть на себя и других.
💎 Вдохновение
📔 Ольга Кушлина. «Страстоцвет, или Петербургские подоконники»
Ольга Кушлина уверена: стихи могут расти не только «из сора», но и из земли – той, что в горшке на подоконнике. Они появляются благодаря соседству с цветами, привезенными из далеких стран и поселившимися в домах горожан начала XX века. Это книга о том, как экзотические растения изменили представления людей о прекрасном – а вслед за ними поменялись и художественные стили. Так орхидея «породила» модернизм и символизм в литературе.
💎 Обновление
📔 Мур Мег Митчелл «Дом, где живет лето»
Луиза – многодетная мать, чей брак дал трещину. Вместе с малышами она отправляется на все лето к родителям, чтобы привести мысли в порядок. Однако стареющие родители сами переживают глубокий кризис: у отца болезнь Альцгеймера, а мать не может принять, что их жизнь навсегда меняется. Здесь героиня учится принимать, что в жизни любовь соседствует с обидой, а надежда – с разочарованием. Возвращение домой становится для нее способом начать все сначала.
💎 Память
📔 Умберто Эко. «Таинственное пламя царицы Лоаны»
59-летний миланский букинист Ямбо теряет память. Правда, не полностью: он помнит всю классическую литературу, но его собственные воспоминания оказываются стерты. Ямбо решает поехать в Солару, где прошло его детство, надеясь, что стены родного дома пробудят его память. И действительно, воспоминания постепенно возвращаются. По-настоящему важными для Ямбо оказываются не тома классики, а виниловые пластинки, комиксы и детские книжки. Они тесно связаны с эпизодами его детства и становятся способом заново познакомиться с собственной историей.
💎 Комфорт
📔 Паскаль Брюкнер. «Триумф домашних тапочек»
Паскаль Брюкнер пытается разобраться, как сидячий образ жизни и культ домоседства захватили весь мир. Доставки, удаленная работа и соцсети делают выход на улицу почти ненужным. Будни в пижаме победили деятельную жизнь с путешествиями и неожиданными открытиями. Это эссе – исследование философии и истории этого процесса и попытка ответить на вопрос: захватят ли нас окончательно домашние тапочки?
Поделитесь этой подборкой со знакомым домоседом 🛋️
Кто-то в холодное время года скучает по зелени, а кто-то – радуется уютным вечерам с какао и толстым романом. Для первых мы уже сделали поддерживающую подборку книг о жизни на природе. Настало время составить список чтения для домоседов – пускай и они почувствуют, что не одни. Сегодня делимся книгами о том, какие богатства мы можем найти прямо у себя в квартире.
💎 Освобождение
📔 Сью Таунсенд. «Женщина, которая легла в кровать на год»
Кому из нас не хотелось отказаться от всех обязанностей и поставить жизнь на паузу! А героиня романа Сью Таунсенд, Ева, осмеливается сделать это: после отъезда детей в университет она ложится в кровать и отказывается вставать. Это решение – ее бунт против роли хранительницы домашнего очага и одновременно возможность переосмыслить прожитые годы. Пока муж недоумевает, кто же теперь будет готовить и убираться, Ева выстраивает новые отношения с миром прямо из «одеяльного кокона»: она заводит друзей, становится местной знаменитостью и учится по-новому смотреть на себя и других.
💎 Вдохновение
📔 Ольга Кушлина. «Страстоцвет, или Петербургские подоконники»
Ольга Кушлина уверена: стихи могут расти не только «из сора», но и из земли – той, что в горшке на подоконнике. Они появляются благодаря соседству с цветами, привезенными из далеких стран и поселившимися в домах горожан начала XX века. Это книга о том, как экзотические растения изменили представления людей о прекрасном – а вслед за ними поменялись и художественные стили. Так орхидея «породила» модернизм и символизм в литературе.
💎 Обновление
📔 Мур Мег Митчелл «Дом, где живет лето»
Луиза – многодетная мать, чей брак дал трещину. Вместе с малышами она отправляется на все лето к родителям, чтобы привести мысли в порядок. Однако стареющие родители сами переживают глубокий кризис: у отца болезнь Альцгеймера, а мать не может принять, что их жизнь навсегда меняется. Здесь героиня учится принимать, что в жизни любовь соседствует с обидой, а надежда – с разочарованием. Возвращение домой становится для нее способом начать все сначала.
💎 Память
📔 Умберто Эко. «Таинственное пламя царицы Лоаны»
59-летний миланский букинист Ямбо теряет память. Правда, не полностью: он помнит всю классическую литературу, но его собственные воспоминания оказываются стерты. Ямбо решает поехать в Солару, где прошло его детство, надеясь, что стены родного дома пробудят его память. И действительно, воспоминания постепенно возвращаются. По-настоящему важными для Ямбо оказываются не тома классики, а виниловые пластинки, комиксы и детские книжки. Они тесно связаны с эпизодами его детства и становятся способом заново познакомиться с собственной историей.
💎 Комфорт
📔 Паскаль Брюкнер. «Триумф домашних тапочек»
Паскаль Брюкнер пытается разобраться, как сидячий образ жизни и культ домоседства захватили весь мир. Доставки, удаленная работа и соцсети делают выход на улицу почти ненужным. Будни в пижаме победили деятельную жизнь с путешествиями и неожиданными открытиями. Это эссе – исследование философии и истории этого процесса и попытка ответить на вопрос: захватят ли нас окончательно домашние тапочки?
Поделитесь этой подборкой со знакомым домоседом 🛋️
👍6🔥5❤2
Мы снова с радостными новостями нашего издательства!
Алина Гасумянова, директор Perspectum и вдохновитель всех проектов издательства, указом президента получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Мы гордимся тем, что глава нашего издательского дома получила признание на таком высоком уровне. Эта награда — за проекты, которые делают культуры народов-соседей ближе, помогают людям понимать друг друга и показывают многогранность современной России. И мы рады, что деятельность Perspectum признают важной и актуальной.
Поздравляем Алину Гасумянову и благодарим вас, наших читателей, за то, что поддерживаете проекты издательства.
Алина Гасумянова, директор Perspectum и вдохновитель всех проектов издательства, указом президента получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Мы гордимся тем, что глава нашего издательского дома получила признание на таком высоком уровне. Эта награда — за проекты, которые делают культуры народов-соседей ближе, помогают людям понимать друг друга и показывают многогранность современной России. И мы рады, что деятельность Perspectum признают важной и актуальной.
Поздравляем Алину Гасумянову и благодарим вас, наших читателей, за то, что поддерживаете проекты издательства.
❤12🔥8
Чингиз Айтматов: 5 советов на все случаи жизни
Чингиз Айтматов – фигура такого масштаба, что его знают и читают по всему миру, а день рождения писателя 12 декабря стал днем национальной литературы в родном Кыргызстане. У него получилось соединить мудрость традиции с голосом современности, и потому размышления автора о смысле жизни, нравственной силе, духовной красоте не кажутся абстрактными, и задевают душу каждого читателя. Кто, как не Чингиз Айтматов – идеальный герой нашей рубрики с советами от писателей?
🔥 О жажде величия
🔥 О браке
🔥 О пользе чтения
🔥 О воле к жизни
🔥 О финансовой грамотности
#ЧеловекДня
Чингиз Айтматов – фигура такого масштаба, что его знают и читают по всему миру, а день рождения писателя 12 декабря стал днем национальной литературы в родном Кыргызстане. У него получилось соединить мудрость традиции с голосом современности, и потому размышления автора о смысле жизни, нравственной силе, духовной красоте не кажутся абстрактными, и задевают душу каждого читателя. Кто, как не Чингиз Айтматов – идеальный герой нашей рубрики с советами от писателей?
🔥 О жажде величия
Многие умирают не столько от болезней, сколько от неуёмной, съедающей их вечной страсти — выдать себя за большее, чем они есть.
🔥 О браке
Хорошая жена плохого мужа сделает средним, среднего хорошим, а хорошего прославит на весь мир.
🔥 О пользе чтения
Удивительной силой обладают книги большого художника. Ты открываешь их, а они – тебя.
🔥 О воле к жизни
Угасание желания жить есть угасание мировой цивилизации. Это и будет концом света. Иначе говоря, конец света заключен в нас самих.
🔥 О финансовой грамотности
Киргизы издавна говорят: если считаешь, что ты беден, – попробуй перекочуй.
#ЧеловекДня
❤7👍4🔥3👏2
Валерий Брюсов и армянская поэзия: история любви
Весной 1915 года домой к Валерию Брюсову (кстати, сегодняшнему имениннику) неожиданно пришли трое: Карен Микаэлян, Александр Цатурян и Погос Макинцян. Оказалось, к поэту их направил Максим Горький. Гости Валерия Яковлевича искали редактора для «Антологии армянской поэзии с древнейших времён до наших дней» (позже ее назвали «Поэзия Армении»). Микаэлян, Цатурян и Макинцян были представителями Московского армянского комитета – организации, инициировавшей создание и издание этого сборника.
Брюсов был в недоумении. Он не понимал, зачем ему браться за такой огромный труд, тем более, не зная армянского. Гости всё-таки убедили его почитать материалы и лишь потом дать ответ.
Когда представители комитета пришли во второй раз, поэт обнял их и сказал, что согласен стать редактором книги.
Что же произошло за такой небольшой срок? Брюсов прочел оставленные ему переводы и подстрочники – и мгновенно влюбился в культуру Армении. Всего через несколько месяцев на лекции об армянской поэзии он скажет:
Для более глубокого погружения в культуру Брюсов отправился в путешествие: посетил Баку, Тифлис, Ереван и Эчмиадзин. Везде он читал эту же лекцию, а после общался с армянскими поэтами и авторами подстрочников, с которыми работал для «Антологии...». Среди них был и Ованес Туманян.
После возвращения домой Брюсов продолжил плотно контактировать с носителями языка при работе над книгой. В нее вошли переводы как самого Валерия Яковлевича, так и многих видных русских авторов: Бальмонта, Горького, Сологуба, Бунина, Блока.
Когда «Поэзия Армении» вышла, она привлекла внимание широкого круга читателей сразу в двух странах. Армяне остались благодарны: Брюсову было присвоено звание Народного поэта Армении, его именем назван Государственный институт иностранных языков.
Весной 1915 года домой к Валерию Брюсову (кстати, сегодняшнему имениннику) неожиданно пришли трое: Карен Микаэлян, Александр Цатурян и Погос Макинцян. Оказалось, к поэту их направил Максим Горький. Гости Валерия Яковлевича искали редактора для «Антологии армянской поэзии с древнейших времён до наших дней» (позже ее назвали «Поэзия Армении»). Микаэлян, Цатурян и Макинцян были представителями Московского армянского комитета – организации, инициировавшей создание и издание этого сборника.
Брюсов был в недоумении. Он не понимал, зачем ему браться за такой огромный труд, тем более, не зная армянского. Гости всё-таки убедили его почитать материалы и лишь потом дать ответ.
Когда представители комитета пришли во второй раз, поэт обнял их и сказал, что согласен стать редактором книги.
Что же произошло за такой небольшой срок? Брюсов прочел оставленные ему переводы и подстрочники – и мгновенно влюбился в культуру Армении. Всего через несколько месяцев на лекции об армянской поэзии он скажет:
Несколько месяцев, как я занимаюсь армянской поэзией. Раньше я понятия не имел о ней, если не считать маленькие отрывочные переводы из Гамара-Катипы и других, которые не могли составить общего художественного впечатления. Но сейчас, когда я ознакомился с Нарекским (Нарекаци), Ахтамарским, Кучаком Наапетом, Саят-Новой, Туманяном, Исаакяном, Цатуряном, Иоаннисианом, Терьяном и другими армянскими поэтами, сейчас я понял, какие жемчужины были сокрыты от нас, и русское общество не имело о них никакого представления. Мне кажется, что перед нами была закрыта дверь, ведущая в прелестный рай, о существовании которого нам не было известно...
Для более глубокого погружения в культуру Брюсов отправился в путешествие: посетил Баку, Тифлис, Ереван и Эчмиадзин. Везде он читал эту же лекцию, а после общался с армянскими поэтами и авторами подстрочников, с которыми работал для «Антологии...». Среди них был и Ованес Туманян.
После возвращения домой Брюсов продолжил плотно контактировать с носителями языка при работе над книгой. В нее вошли переводы как самого Валерия Яковлевича, так и многих видных русских авторов: Бальмонта, Горького, Сологуба, Бунина, Блока.
Когда «Поэзия Армении» вышла, она привлекла внимание широкого круга читателей сразу в двух странах. Армяне остались благодарны: Брюсову было присвоено звание Народного поэта Армении, его именем назван Государственный институт иностранных языков.
👍5🔥5❤1
За туманом и за запахом тайги: в Москве вручили литературную премию «Дальний Восток»
Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» носит имя Владимира Арсеньева. Единственный и безальтернативный выбор! Только легендарный путешественник, этнограф и писатель, автор знаменитых истернов «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» и может покровительствовать современным литераторам, выбравшим в качестве главных героев Приморье и Камчатку, Чукотку и Сахалин, Якутию и Колыму.
Чтобы познать самому и передать другим магию и характер Дальнего Востока, там необязательно жить постоянно: в этом году на соискание премии было выдвинуто 80 произведений – большой и короткой прозы, сочинений для детей, созданных писателями из разных уголков России, Китая, Кореи и Казахстана.
Декабрьский вечер в Российском фонде культуры в самом сердце старой Москвы стал предновогодним чудом для победителей в четырех номинациях.
Специальный приз «За вклад в развитие Дальнего Востока» присужден президенту Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Александру Зубрицкому.
Награда за лучшую большую прозу досталась писательнице из Козельска (Калужская область) Ольге Рожневой за роман «Заветный берег», в котором вас встретят могучие забайкальские казаки, шаманы, племена кочевников, где сама степь решает, кому помочь, а кого погубить и само время не властно над этими неоглядными далями.
Среди произведений для детей большинство членов жюри отдало голоса за трогательную сказку москвички Екатерины Згурской «Тигренок, на которого не хватило краски» - вечную историю о том, что быть не таким, как все, очень непросто, но тот, кто не сломается, будет непременно вознагражден.
Вернулся на Дальний Восток и приз в номинации «Короткая проза» – вместе с Улитой Котельниковой, автором сборника «Тундра помнит». Книга удивительная, как и ее создательница, дочь оленеводов, все детство кочевавшая вместе с родителями по тундре вслед за оленьими стадами, после учительствовавшая в сельской школе на востоке Магаданской области. За перо Улита Алексеевна взялась относительно недавно. Как и первый ее сборник «Солнце на рогах оленя», «Тундра помнит» - попытка сохранить подробности быта, традиции, приметы, легенды и предания оленеводов-эвенков, те самые крупицы древней мудрости, что безжалостно развеивает ветер современной цивилизации.
Некоторые свои тексты Улита Котельникова пишет не только на русском, но и на эвенкийском языке, который находится под угрозой исчезновения. И кто после этого скажет, что «один в тундре не воин»?!
📷 ИА PrimaMedia
Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» носит имя Владимира Арсеньева. Единственный и безальтернативный выбор! Только легендарный путешественник, этнограф и писатель, автор знаменитых истернов «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» и может покровительствовать современным литераторам, выбравшим в качестве главных героев Приморье и Камчатку, Чукотку и Сахалин, Якутию и Колыму.
Чтобы познать самому и передать другим магию и характер Дальнего Востока, там необязательно жить постоянно: в этом году на соискание премии было выдвинуто 80 произведений – большой и короткой прозы, сочинений для детей, созданных писателями из разных уголков России, Китая, Кореи и Казахстана.
Декабрьский вечер в Российском фонде культуры в самом сердце старой Москвы стал предновогодним чудом для победителей в четырех номинациях.
Специальный приз «За вклад в развитие Дальнего Востока» присужден президенту Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Александру Зубрицкому.
Награда за лучшую большую прозу досталась писательнице из Козельска (Калужская область) Ольге Рожневой за роман «Заветный берег», в котором вас встретят могучие забайкальские казаки, шаманы, племена кочевников, где сама степь решает, кому помочь, а кого погубить и само время не властно над этими неоглядными далями.
Среди произведений для детей большинство членов жюри отдало голоса за трогательную сказку москвички Екатерины Згурской «Тигренок, на которого не хватило краски» - вечную историю о том, что быть не таким, как все, очень непросто, но тот, кто не сломается, будет непременно вознагражден.
Вернулся на Дальний Восток и приз в номинации «Короткая проза» – вместе с Улитой Котельниковой, автором сборника «Тундра помнит». Книга удивительная, как и ее создательница, дочь оленеводов, все детство кочевавшая вместе с родителями по тундре вслед за оленьими стадами, после учительствовавшая в сельской школе на востоке Магаданской области. За перо Улита Алексеевна взялась относительно недавно. Как и первый ее сборник «Солнце на рогах оленя», «Тундра помнит» - попытка сохранить подробности быта, традиции, приметы, легенды и предания оленеводов-эвенков, те самые крупицы древней мудрости, что безжалостно развеивает ветер современной цивилизации.
Еще днем пастухи заметили: ни с того ни с сего олень в стаде дважды зевнул и повернулся налево. Эта примета сулит несчастье, и оно случилось. Пришла волчья стая…
Некоторые свои тексты Улита Котельникова пишет не только на русском, но и на эвенкийском языке, который находится под угрозой исчезновения. И кто после этого скажет, что «один в тундре не воин»?!
📷 ИА PrimaMedia
🔥6👏5❤3
Чудеса и тайны, покрытые снегом. Книги с зимней атмосферой
Половина декабря уже позади – самое время браться за уютные, атмосферные книги, страницы которых обдают холодком морозных прогулок. Даже если погода за окном не радует, правильно подобранное чтение поможет настроиться на нужный лад и начать получать удовольствие от зимних дней.
❄️ Георгий Иванов. «Петербургские зимы»
Некоторые зимы оказываются более трудными и судьбоносными, чем остальные. Мемуары Георгия Иванова как раз о таких: он описывает жизнь петербургской богемы до, во время и после революции. Вместе с автором мы идем по заснеженным набережным в «Бродячую собаку» и наблюдаем, как от года к году меняется жизнь Ахматовой, Есенина, Мандельштама, Кузмина, Сологуба. Каждый из них выберет свой путь в зарождающейся новой реальности. И именно в эти зимы они принимают главные решения, которые потом изменят все.
❄️ Нил Гейман. «Одд и ледяные великаны»
Даже в холодных скандинавских землях зима не может длиться вечно. Только если ледяные великаны не захватили Асгард и не выгнали оттуда богов. Среди людей правда о бесконечной зиме известна лишь Одду – хромому мальчику, которого не любят ни в деревне, ни в семье. Он уходит жить в лес. Там он сразу же помогает животным, которые оказываются Одином, Тором и Локи. Одд решается освободить Асгард и вступает в борьбу с великанами с единственным доступным ему оружием – хитростью.
❄️ Ю Несбе. «Снеговик»
Чтение для любителей скандинавских детективов. Разыскивая пропавшую Бирту Беккер, старший инспектор Харри Холе убеждается, что каждый год в день первого снега в Норвегии исчезают замужние женщины. Маньяк по прозвищу Снеговик никак не дается в руки стражу закона, при этом все ближе подбираясь к его близким. Харри Холе предстоит выяснить, как человек с холодным сердцем может использовать снег, чтобы убивать, не оставляя следов. И заодно осознать, какое любящее сердце у него самого.
❄️ Орхан Памук. «Снег»
Мы привыкли видеть Турцию жаркой и цветущей, но и она иногда покрывается снегом. Да таким, что люди оказываются запертыми в городах. Так происходит с поэтом и журналистом Ка, который по заданию редакции отправляется в город Карс. Там его на три дня задерживает метель. И именно в это время, когда никто не может ни въехать, ни выехать, в городе происходит смена власти. Неожиданно для себя Ка оказывается между двумя противоборствующими силами, каждая из которых хочет использовать журналиста в своих целях.
❄️ Исабель Альенде. «По ту сторону зимы»
Нью-Йорк – плавильный котел культур. И неудивительно, что именно здесь встречаются три главных героя романа Исабель Альенде: немолодая чилийка, девушка из Гватемалы, нелегально проживающая в США, и профессор университета. Их сталкивают загадочное преступление и никак не прекращающаяся метель. Но вместо детективной линии на первый план выходят судьбы героев, их тяжелое прошлое и куда более светлое будущее, которое они вместе наполнят теплом и любовью.
❄️ Джонатан Слат. «Совы во льдах. Как спасали самого большого филина в мире»
И напоследок – добрая история, основанная на реальных событиях. Американский орнитолог Джонатан Слат рассказывает, как поехал на российский Дальний Восток, чтобы спасти от вымирания рыбного филина – одну из самых больших сов в мире. Вместе с русскими коллегами он отправляется на поиски крылатых гигантов. В книге две группы главных героев: рыбные филины, которые оказываются умелыми охотниками и заботливыми родителями, и люди, живущие в палатках на морозе и преодолевающие десятки километров на снегоходах ради благородной цели.
Половина декабря уже позади – самое время браться за уютные, атмосферные книги, страницы которых обдают холодком морозных прогулок. Даже если погода за окном не радует, правильно подобранное чтение поможет настроиться на нужный лад и начать получать удовольствие от зимних дней.
❄️ Георгий Иванов. «Петербургские зимы»
Некоторые зимы оказываются более трудными и судьбоносными, чем остальные. Мемуары Георгия Иванова как раз о таких: он описывает жизнь петербургской богемы до, во время и после революции. Вместе с автором мы идем по заснеженным набережным в «Бродячую собаку» и наблюдаем, как от года к году меняется жизнь Ахматовой, Есенина, Мандельштама, Кузмина, Сологуба. Каждый из них выберет свой путь в зарождающейся новой реальности. И именно в эти зимы они принимают главные решения, которые потом изменят все.
❄️ Нил Гейман. «Одд и ледяные великаны»
Даже в холодных скандинавских землях зима не может длиться вечно. Только если ледяные великаны не захватили Асгард и не выгнали оттуда богов. Среди людей правда о бесконечной зиме известна лишь Одду – хромому мальчику, которого не любят ни в деревне, ни в семье. Он уходит жить в лес. Там он сразу же помогает животным, которые оказываются Одином, Тором и Локи. Одд решается освободить Асгард и вступает в борьбу с великанами с единственным доступным ему оружием – хитростью.
❄️ Ю Несбе. «Снеговик»
Чтение для любителей скандинавских детективов. Разыскивая пропавшую Бирту Беккер, старший инспектор Харри Холе убеждается, что каждый год в день первого снега в Норвегии исчезают замужние женщины. Маньяк по прозвищу Снеговик никак не дается в руки стражу закона, при этом все ближе подбираясь к его близким. Харри Холе предстоит выяснить, как человек с холодным сердцем может использовать снег, чтобы убивать, не оставляя следов. И заодно осознать, какое любящее сердце у него самого.
❄️ Орхан Памук. «Снег»
Мы привыкли видеть Турцию жаркой и цветущей, но и она иногда покрывается снегом. Да таким, что люди оказываются запертыми в городах. Так происходит с поэтом и журналистом Ка, который по заданию редакции отправляется в город Карс. Там его на три дня задерживает метель. И именно в это время, когда никто не может ни въехать, ни выехать, в городе происходит смена власти. Неожиданно для себя Ка оказывается между двумя противоборствующими силами, каждая из которых хочет использовать журналиста в своих целях.
❄️ Исабель Альенде. «По ту сторону зимы»
Нью-Йорк – плавильный котел культур. И неудивительно, что именно здесь встречаются три главных героя романа Исабель Альенде: немолодая чилийка, девушка из Гватемалы, нелегально проживающая в США, и профессор университета. Их сталкивают загадочное преступление и никак не прекращающаяся метель. Но вместо детективной линии на первый план выходят судьбы героев, их тяжелое прошлое и куда более светлое будущее, которое они вместе наполнят теплом и любовью.
❄️ Джонатан Слат. «Совы во льдах. Как спасали самого большого филина в мире»
И напоследок – добрая история, основанная на реальных событиях. Американский орнитолог Джонатан Слат рассказывает, как поехал на российский Дальний Восток, чтобы спасти от вымирания рыбного филина – одну из самых больших сов в мире. Вместе с русскими коллегами он отправляется на поиски крылатых гигантов. В книге две группы главных героев: рыбные филины, которые оказываются умелыми охотниками и заботливыми родителями, и люди, живущие в палатках на морозе и преодолевающие десятки километров на снегоходах ради благородной цели.
❤11🥰4🔥3
Джилл Хорнби. «Мисс Остин». Перевод: Вера Полищук. Издательство «Бель Летр», 2026
Говорят, зима 1775-1776 выдалась в Англии невероятно суровой, а потому младшую дочь приходского священника Джорджа Остина, родившуюся 16 декабря 1775-го, удалось окрестить только в апреле. Так и повелось, что многое в жизни Джейн Остин случалось слишком поздно: ее книги не сразу находили издателей, первый и последний романы – «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка» - были опубликованы уже посмертно, еще четыре романа остались не дописаны.
Но та слава, о которой сама писательница, правда, так и не узнала и которая вот уже два столетия окружает имя Джейн Остин, стоила того, чтобы ждать. Переводы на все возможные языки мира, бессчетные экранизации, многочисленные произведения «по мотивам»: кто еще, кроме разве что Шекспира, может похвастаться таким количеством интерпретаций своего наследия? Новый роман президента «Общества Джейн Остин» Джилл Хорнби, переведенный и изданный в России аккурат к 250-летию автора «Гордости и предубеждения», - еще один кирпичик в могучую стену «остинофилии», хотя главная его героиня не Джейн, а ее старшая сестра, ближайшая подруга и душеприказчица Кассандра.
О юбилярах либо хорошо, либо ничего, однако, справедливости ради, нужно заметить, что у Джейн Остин былотри серьезных недостатка . Во-первых, она до обидного мало прожила – всего 41 год. Во-вторых, успела завершить только 6 романов. В-третьих, перед смертью велела Кассандре уничтожить львиную часть корреспонденции, тем самым лишив будущих исследователей и фанатов важных и достоверных подробностей своей биографии: из 3 000 возможных писем верная сестра сохранила чуть больше полутора сотен. За художественную реконструкцию этих сожженных, нещадно порезанных и навсегда утерянных для нас бумаг и берется Джилл Хорнби.
Все начинается с того, что 67-летняя Кассандра приезжает в родной дом своего некогда трагически погибшего жениха с тайной миссией:исполнить последнюю волю давно умершей сестры, найти и уничтожить все письма, которые та писала обитателям Кинтбери. Детектив из нее выходит славный: заветные документы, хоть и надежно спрятанные, все же обнаружены. Пролистывая листок за листком, старшая мисс Остин возвращается во времена их с Джейн юности, где все еще живы, счастливы и полны радужных надежд.
Вспоминая семью и ближайших знакомых, Кассандра словно бы ведет нас по страницам романов сестры: сразу становится понятно, с кого та списывала своих персонажей. Привыкшая видеть в людях лишь хорошее Кэсси, как называли Кассандру дома, наверняка послужила одним из прототипов нежной Джейн Беннет, героини «Гордости и предубеждения». Остроумная и язвительная Элизабет Беннет – альтер эго самой писательницы. Для каждого участника ее историй – вздорного, напыщенного, сварливого, благородного, наивного, проницательного - находится двойник в реальной жизни. И это не удивительно: повседневность Джейн Остин была ограничена провинциальным обществом, далека от социальных потрясений и исторических взрывов, даже за пределы Британии писательница никогда не выезжала.
Ее главный литературный инструмент – зоркость, сатирический взгляд на вещи и глубокое понимание человеческой природы. Свои сюжеты, пережившие ее на столетия, она лепила «из того, что было» - из человеческого материала, который наблюдала на расстоянии вытянутой руки. Роман «Мисс Остин» - ровно о том, каким этот «материал» вполне мог быть на самом деле.
Искусно стилизованный, по-английский благонравный и вместе с тем по-остиновски ироничный роман Джилл Хорнби - это настоящий дилижанс со сдобными кексами, перевернувшийся на улице тех, кто всегда мечтал прочитать книгу, которая их любимица мисс Джейн так и не успела сочинить.
#КнигаДня
Говорят, зима 1775-1776 выдалась в Англии невероятно суровой, а потому младшую дочь приходского священника Джорджа Остина, родившуюся 16 декабря 1775-го, удалось окрестить только в апреле. Так и повелось, что многое в жизни Джейн Остин случалось слишком поздно: ее книги не сразу находили издателей, первый и последний романы – «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка» - были опубликованы уже посмертно, еще четыре романа остались не дописаны.
Но та слава, о которой сама писательница, правда, так и не узнала и которая вот уже два столетия окружает имя Джейн Остин, стоила того, чтобы ждать. Переводы на все возможные языки мира, бессчетные экранизации, многочисленные произведения «по мотивам»: кто еще, кроме разве что Шекспира, может похвастаться таким количеством интерпретаций своего наследия? Новый роман президента «Общества Джейн Остин» Джилл Хорнби, переведенный и изданный в России аккурат к 250-летию автора «Гордости и предубеждения», - еще один кирпичик в могучую стену «остинофилии», хотя главная его героиня не Джейн, а ее старшая сестра, ближайшая подруга и душеприказчица Кассандра.
О юбилярах либо хорошо, либо ничего, однако, справедливости ради, нужно заметить, что у Джейн Остин было
Все начинается с того, что 67-летняя Кассандра приезжает в родной дом своего некогда трагически погибшего жениха с тайной миссией:
Вспоминая семью и ближайших знакомых, Кассандра словно бы ведет нас по страницам романов сестры: сразу становится понятно, с кого та списывала своих персонажей. Привыкшая видеть в людях лишь хорошее Кэсси, как называли Кассандру дома, наверняка послужила одним из прототипов нежной Джейн Беннет, героини «Гордости и предубеждения». Остроумная и язвительная Элизабет Беннет – альтер эго самой писательницы. Для каждого участника ее историй – вздорного, напыщенного, сварливого, благородного, наивного, проницательного - находится двойник в реальной жизни. И это не удивительно: повседневность Джейн Остин была ограничена провинциальным обществом, далека от социальных потрясений и исторических взрывов, даже за пределы Британии писательница никогда не выезжала.
Общество тех, кто имел счастье повидать мир, зачастую оказывалось образцово скучным.
Ее главный литературный инструмент – зоркость, сатирический взгляд на вещи и глубокое понимание человеческой природы. Свои сюжеты, пережившие ее на столетия, она лепила «из того, что было» - из человеческого материала, который наблюдала на расстоянии вытянутой руки. Роман «Мисс Остин» - ровно о том, каким этот «материал» вполне мог быть на самом деле.
С самого нежного возраста Джейн наделена была провидческим даром – она постигала людские характеры и предчувствовала катастрофы.
Искусно стилизованный, по-английский благонравный и вместе с тем по-остиновски ироничный роман Джилл Хорнби - это настоящий дилижанс со сдобными кексами, перевернувшийся на улице тех, кто всегда мечтал прочитать книгу, которая их любимица мисс Джейн так и не успела сочинить.
#КнигаДня
❤9👍4🔥2👏2
Презентация книги на родине ее героев: «Они создают Узбекистан» в Ташкенте
В этот понедельник, 15 декабря, в Ташкенте прошла презентация книги Алины Гасумяновой «Они создают Узбекистан».
Встреча состоялась в драматическом театре имени Аброра Хидоятова — одном из старейших театров города, недавно открытом после реставрации. На ней собрались ученые, предприниматели, дизайнеры, представители медиа и, конечно, герои книги:
🌟 народный художник Республики Узбекистан Бобур Исмаилов;
🌟 искусствовед и дизайнер, основатель бренда «Легкое Ретро» Рушана Мамадалиева;
🌟 основатель комьюнити декоративно-прикладного искусства Human House Лола Сайфи;
🌟 основатель бренда премиальных шоколадных конфет «Qand» Саидакмаль Вахобов;
🌟 графический дизайнер и автор проекта Tаshkent Modernism Александр Федоров;
🌟 основатель международной сети семейных ресторанов «Ribambelle» Ойгуль Мусаханова.
Все они в широком смысле этого слова «креаторы» – те, кто создают и воплощают творческие идеи, вносят большой вклад в культурное развитие своей страны:
Это издание – не просто интервью с героями. Это взгляд российского автора на многонациональную культуру Узбекистана и глубокую дружбу двух народов. И потому важной частью вечера стало общее чаепитие: русский самовар и узбекский риштанский чайник — понятные символы, которые выразили идею культурного обмена.
Скоро книга начнет продаваться в магазинах Москвы и Ташкента, а сейчас ее можно приобрести на сайте издательства или на Wildberries, Ozon, Яндекс Маркете.
В этот понедельник, 15 декабря, в Ташкенте прошла презентация книги Алины Гасумяновой «Они создают Узбекистан».
Встреча состоялась в драматическом театре имени Аброра Хидоятова — одном из старейших театров города, недавно открытом после реставрации. На ней собрались ученые, предприниматели, дизайнеры, представители медиа и, конечно, герои книги:
🌟 народный художник Республики Узбекистан Бобур Исмаилов;
🌟 искусствовед и дизайнер, основатель бренда «Легкое Ретро» Рушана Мамадалиева;
🌟 основатель комьюнити декоративно-прикладного искусства Human House Лола Сайфи;
🌟 основатель бренда премиальных шоколадных конфет «Qand» Саидакмаль Вахобов;
🌟 графический дизайнер и автор проекта Tаshkent Modernism Александр Федоров;
🌟 основатель международной сети семейных ресторанов «Ribambelle» Ойгуль Мусаханова.
Все они в широком смысле этого слова «креаторы» – те, кто создают и воплощают творческие идеи, вносят большой вклад в культурное развитие своей страны:
На английском слово «создавать» звучит как “create“. Но в моей книге креаторы – это не только люди ручного труда и искусства. Это предприниматели, режиссеры, организаторы фестивалей, архитекторы, дизайнеры, представители образования и медиа – все те, кто созидает и создает уникальный культурный код страны. Мне показалось важным предоставить слово каждому из них: рассказать о себе и о своем Ташкенте – городе, который невозможно описать, его нужно увидеть и прочувствовать.
Это издание – не просто интервью с героями. Это взгляд российского автора на многонациональную культуру Узбекистана и глубокую дружбу двух народов. И потому важной частью вечера стало общее чаепитие: русский самовар и узбекский риштанский чайник — понятные символы, которые выразили идею культурного обмена.
Скоро книга начнет продаваться в магазинах Москвы и Ташкента, а сейчас ее можно приобрести на сайте издательства или на Wildberries, Ozon, Яндекс Маркете.
👏6🔥4❤2