Perspéctum | страницы без границ – Telegram
Perspéctum | страницы без границ
2.74K subscribers
2.63K photos
80 videos
1.28K links
Экспертный взгляд на книги, новинки, события и литературное сообщество

Пишем о литературном прошлом, настоящем и будущем России и стран-соседей

Журналы и книги: clck.ru/3BD9AL

Афиша: perspectum.timepad.ru

По вопросам сотрудничества: @MilaVitiva
Download Telegram
Путешествуем по Вселенной, не вставая с дивана. Научная фантастика для длинных выходных

2 января – не только день окончательного доедания новогодних салатов, но и День научной фантастики. С 2012 поклонники жанра проводят мероприятия, посвященные любимым авторам, в том числе имениннику, в память о котором была выбрана дата – Айзеку Азимову.

Впереди выходные, и это прекрасная возможность погрузиться в увлекательные миры, которые конструируют научные фантасты.

🚀 Эдуард Веркин. «Сорока на виселице»

Главный русскоязычный научно-фантастический роман этого года: «Сорока на виселице» – победитель премии «Большая книга». События нового произведениях Эдуарда Веркина разворачиваются в XXIV веке. К этому времени человечество победило болезни и даже смерть, избавилось от капитализма и милитаризма. Теперь важнейшей целью становится космическая экспансия. Главный герой «Сороки» оказывается на далекой планете, ставшей цитаделью передовой науки. Его глазами мы изучаем мир будущего, и вместе с ним задаемся вопросом: что остается от человека, когда он избавляется от всех ограничений?

🚀 Чайна Мьевиль. «Посольский город»

Герои романа Чайны Мьевиля тоже путешествуют между планетами, но они сталкиваются с ограничениями. Одно из них обуславливается самой физиологией людей: обитатели планеты Ариека имеют два рта, а люди лишь один. Человечество размещает на планете свою колонию – Послоград, а чтобы общаться с местными жителями создает послов — клонов-близнецов, которые способны синхронно произносить фразы. Язык жителей Ариеки не позволяет врать, а вот люди хорошо знакомы с концепцией лжи. Как же повлияет такое соседство на обе цивилизации?

🚀 Сборник рассказов вымышленных советских фантастов «Мир без Стругацких»

Создатели сборника поставили перед собой сложную задачу: представить мир, в котором Стругацких не существовало, и наполнить его вымышленными авторами, пришедшими им на замену. Алексей Сальников, Дарья Бобылева, Эдуард Веркин и многие другие современные писатели примеряют на себя маски советских литераторов. Альтернативная история становится реалистичнее благодаря биографическим справкам, предшествующим каждому рассказу. И хотя в мире сборника Стругацких не существовало, писатели то их дело вставляют в текст мелкие детали, которые сможет оценить только большой ценитель творчества братьев.

🚀 Анна Старобинец. «Икарова железа»

Еще один сборник рассказов, на этот раз одного автора. Анна Старобинец ставит перед читателем неудобные вопросы о будущем общества. Что случится, если удалить всем мужчинам «железу агрессивности»? Как быть, если вашей семьей управляет гаджет? Почему научный эксперимент погружает людей в религиозный экстаз? Недалекое будущее, в котором изменились лишь отдельные детали, таит множество испытаний для человечества.

🚀 Лю Цысинь. «Задача трех тел»

Вероятно, одно из самых известных произведений современной научной фантастики. Сюжет «Задачи трёх тел» разворачивается в Китае 1971 года во время Культурной революции, в середине 2000-х годов и в далеком мире в системе трех солнц.

Человечество разыскивает жизнь в космосе и связывается с цивилизацией Трисоларанов. Они живут на планете, которая вращается между тремя солнцами, и из-за этого там постоянно случаются катастрофы. Узнав расположение Земли, Трисолараны решают переселиться на нее. Однако захватчикам потребуется 450 лет, чтобы добраться до людей. Это время человечество должно использовать, чтобы подготовиться к встрече с пришельцами.

🚀 Айзек Азимов. «Основание»

Ну и как обойтись без романа сегодняшнего именинника! «Основание» – первая книга большого цикла о распаде Галактической Империи. Ее создали люди будущего, расселившиеся по всему космосу. Математик Гэри Селдон разрабатывает психоисторию – науку, которая может предсказать будущее человечества. С ее помощью он узнает, что Империю ждет крах и наступление тридцатитысячелетнего Тёмного Века. Единственное, что можно сделать – сократить этот период до тысячи лет. Для этого Гэри Селдон создаёт тайную организацию «Основание».

❤️, если готовы отправиться в другие миры вместе с фантастами.
6👍5🔥2
Ребекка Розенберг. «Вдова Клико. Первая леди шампанского» и «Мадам Поммери. Первая леди шампанского брют». Перевод Ирины Гиляровой. Издательство «Иностранка»

Шампанское изобрел мужчина, но культ шампанского принадлежит женщинам, превратившим этот игристый напиток в подлинную религию. Двум истинным королевам шампанского посвящена дилогия Ребекки Розенберг, где, благодаря художественной форме, документальные факты и технологические подробности виноделия образуют тонкий и изысканный купаж.

Имя Барб-Николь Клико в России известно даже тем, кто не слишком погружен в историю вопроса. Тут, видимо, работает «генетическая» память: Российская империя была крупнейшим импортером ее шампанского дома, «вино кометы» (так называли шампанское урожая 1811-го года) Пушкин воспел в «Евгении Онегине». Интерес к личности самой Барб-Николь подогрела и кинобиография «Мадам Клико», вышедшая на наши экраны позапрошлым летом.

История великой вдовы, талантливого винодела и по-своему гениальной авантюристки, не побоявшейся бросить вызов правительственным санкциям и продолжавшей тайно поставлять свое вино за границу, переплетается в романе Розенберг с судьбой самого Наполеона – выдающегося полководца и безжалостного убийцы, для которого, как известно, миллионы человеческих жизней были лишь пешками в его мировой шахматной партии.

Идея шампанского как символа жизни, противопоставленная войне как воплощению смерти, продолжается и во второй части дилогии. О Жанне Александрине Луизе Поммери нам известно куда меньше, чем о ее легендарной предшественнице. Какая несправедливость! Ведь именно она, пойдя наперекор традиции и моде, изобрела брют – сухое шампанское, легкое и элегантное, быстро завоевавшее мир без единого выстрела (если не считать таковым звук открывающейся пробки).

Тут стоит взять паузу и объяснить, почему все революционерки виноделия были вдовами. Причина в том, что, согласно французским законам, женщины не имели права на собственный бизнес – все их состояние принадлежало сначала отцу, после – супругу. Вдовы - исключение. А потому после смерти мужей и Барб-Николь, и Александрина Луиза должны были выбирать между делом жизни и новыми чувствами (мадам Поммери повезло больше: она все же смогла обрести женское счастье, просто не оформила его официально).

Обе биографии – не просто живописные истории успеха и гимн виноделию, но и захватывающие приключения, где стойкость, мужество и вера в себя непременно берут верх над безжалостными обстоятельствами. Так, во время франко-прусской войны, когда немцы оккупировала ее родной Реймс, мадам Поммери нашла способ сохранить свои вина от мародеров. Она укрыла их в меловых подземных пещерах, которые позже превратила в музей, тем самым став основоположницей не только божественного брюта, но и такого явления, как гастротуризм. И до сих пор в 18-километровых подвалах «Дома Поммери» хранятся миллионы бутылок и проходят выставки современного искусства, куда ежегодно съезжаются сотни тысяч ценителей прекрасного со всего света.

Новогодние каникулы – самое время, чтобы отдать дань уважения этим невероятным женщинам, не забыв, конечно, предварительно охладить бутылку игристого…

Шампанское. При победе мы его заслуживаем, при поражении нуждаемся в нем.
Наполеон Бонапарт


#КнигаДня
8🔥4🎉2
Ислам Ханипаев. «Большая суета». Издательство «Альпина. Проза», 2023

Роман Ислама Ханипаева – идеальное чтение, чтобы постепенно выбраться из новогодней комы, при этом не потеряв веру в лучшее. Праздничная атмосфера здесь сочетается с непростой действительностью и проблемами, которые не решить письмом Деду Морозу.

Сюжет книги вращается вокруг судьбы Большой Суеты – так жители Махачкалы прозвали самый большой в Европе бук, стоящий в центре их города. Незадолго до Нового года его собираются срубить, чтобы построить на этом месте офисный центр. Нескольким совершенно незнакомым людям одновременно приходит одна и та же идея: спасти бук можно, если занять избушку на дереве и не спускаться, пока власти не откажутся от своих планов. Так в домике над городом оказываются шестеро: юрист с сомнительной репутацией Шамиль, активистка и феминистка Валерия, заслуженный артист Дагестана Юсуп,
тренер Муртуз, столичный блогер
Натали Саншайн и выживший из ума безымянный старичок. Вместе они – «группа лиц сомнительных помыслов» или, как они сами называют себя, «Безымянная банда (название временное)».

У каждого из участников банды есть свои причины залезть на дерево – Большая Суета должна помочь привлечь внимание к их собственным проблемам, которые очень разнообразны: от поддержания популярности до незаконного уголовного дела.

Новый год, а вместе с ним и время уничтожения дерева, неуклонно приближается, но чуда так и не происходит. «Группе лиц» приходится иметь дело с полицейскими, представителями компании-застройщика, мэром и журналистами. И пока на земле никто не может ничего изменить, в избушке герои меняются сами. Каждый из них лучше узнает себя и понимает, как он может решить собственные проблемы (или отказаться от их решения).

Ислам Ханипаев описывает достаточно жестокую реальность, но делает это с иронией. Темные стороны жизни не оказываются определяющими для героев и для развития сюжета. А вот мудрость, сказанная как будто не всерьез, оказывается ключом к истине.

Так иногда бывает. Ты настроился на что-то: на то, чтобы писать статью, приготовить мясной рулет, убить себя прыжком со смотровой площадки на скалы в Каспийском море — а потом такой отвлекаешься на что-то, а потом еще на что-то и к вечеру, уже выключая игровую приставку, вспоминаешь про статью или идешь в кафешку за шаурмой, вместо которой предпочел бы на ужин, например, мясной рулет, или перед самым прыжком замечаешь женщину, видишь в ней символ некой свободы, вдохновляешься этим и решаешь прожить еще один день. А дальше — кто знает?


В жизни есть три момента, когда желательно более внимательно производить расчеты: когда солишь яичницу, когда собираешь что-то взрывоопасное и когда пытаешься искренне сказать «Извини».


Бульон — одна из причин, почему этот мир еще не навернулся к чертям.


#КнигаДня
🥰54🔥4
Мистерии, перевернутая елка и казино: как писатели отмечали Новый год

Надеемся, встреча 2026 года прошла у вас удачно, и праздник запомнится надолго. Иногда у писателей и поэтов случались такие яркие новогодние застолья, что они оставались в памяти не только присутствовавших, но и поколений их читателей. Сегодня мы решили поделиться тремя подобными историями.

🎄 Новый год в «Бродячей собаке»

Новый 1912 год стал для русской поэзии легендарным – именно в эту ночь впервые открыла двери «Бродячая собака». Праздновать в этот небольшой подвал пришли все будущие классики: Анна Ахматова и Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Георгий Иванов, Владимир Маяковский и Игорь Северянин.

Тем же составом поэты встречали новый год в 1913 и 1914. В эту ночь на сцене ставили мистерии, а в зале зарождались отношения, которые теперь стали объектом изучения литературоведов. О праздновании в 1913 написали стихотворения сразу два больших автора. Вячеслав Иванов:

В тринадцатом году, еще не понимая,
Что будет с нами, что нас ждет, –
Шампанского бокалы подымая,
Мы весело встречали – Новый Год.


И Анна Ахматова:

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь чёрную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться ещё стройней.


🎄 Футуристы у Лили Брик

Новый 1916-й год футуристы отмечали дома у Бриков. У вечера была концепция: никто и ничто не должно выглядеть повседневно. Даже елка: ее повесили в углу под потолком, в перевернутом виде, украсили игральными картами, желтой кофтой и облаком в штанах, склеенными из бумаги. Гости выбрали яркие наряды. Лиля Брик писала:

Все были ряженые. Маяковский обернул шею красным лоскутом, в руке деревянный, обшитый кумачом кастет. Брик в чалме, в узбекском халате, Шкловский в матроске, Эльза — Пьеро. Вася Каменский обшил пиджак пестрой набойкой, на щеке нарисована птичка, один ус светлый, другой черный. Я в красных чулках, короткой шотландской юбке, вместо лифа — цветастый русский платок. Остальные — чем чуднее, тем лучше!


🎄 Валентин Катаев и Михаил Булгаков: удача или рождественское чудо?

В повести «Алмазный мой венец» Валентин Катаев описывал, как однажды они с Михаилом Булгаковым на рождественских праздниках отправились играть в рулетку. Но вел их туда не азарт. Они устроили застолье, однако на столе был лишь борщ и чай – на большее не было денег. Почувствовав, что им обязательно надо найти способ купить больше продуктов, друзья отправились в казино. Катаев вспоминал жуткую атмосферу этого места, наполненного «нэпманами» и обычными жуликами. Писатели боялись все потерять, но удача оказалась на их стороне:

Мы ставили на черное или на красное, на чет или на нечет и почему-то выигрывали. Быть может, нам помогала нечистая сила, о которой впоследствии синеглазый (Булгаков), написал свой знаменитый роман. Не делая второй ставки и схватив свои шесть рублей, мы тут же бежали по вьюжной Тверской к Елисееву и покупали ветчину, колбасу, сардинки, свежие батоны и сыр чеддер — непременно чеддер! — который особенно любил синеглазый и умел выбирать, вынюхивая его своим лисьим носом, ну и, конечно, бутылки две настоящего заграничного портвейна.


А у вас бывали запоминающиеся новогодние застолья? Делитесь в комментариях.
6👍4🔥4
Вот уже и Рождественский сочельник!

Предвкушаем праздник, любуясь иллюстрациями к великим рождественским произведениям.

1️⃣, 2️⃣ Иллюстрации Дж. Р. Р. Толкина к собственной книге «Письма Рождественского Деда»
3️⃣, 4️⃣ Иллюстрации Джона Лича к «Рождественской песни» Чарльза Диккенса
5️⃣ Иллюстрации П. Дж. Линча к «Дарам волхвов» О. Генри
6️⃣, 7️⃣ Иллюстрации Натальи Демидовой к «Девочке со спичками» Ханса Кристиана Андерсена
7🥰4👍1
«Семейные обстоятельства. Родные, близкие и не только — в рассказах современных авторов». Составитель: Вероника Дмитриева. Иллюстрации Саши Николаенко. Редакция Елены Шубиной, 2026

Уже второй год подряд в канун зимних праздников РЕШ дарит своим читателям подарок теплый и обаятельный – коллекцию тематических рассказов и эссе популярных современных авторов. В прошлом январе, аккурат в Рождество, мы читали сборник «Чудо как предчувствие», а в этом нас ждут «Семейные обстоятельства» - книга, где как на черно-белых карточках в старинном фотоальбоме проступают лица и судьбы людей именитых и простых, счастливых и не всегда, взрослых и совсем юных, но в любом случае представлявших некогда центр собственной вселенной, имя которой – род.

Из 17 писателей, среди которых не только топ-авторы РЕШ (Евгений Водолазкин, Сергей Шаргунов, Дмитрий Данилов, Марина Степнова и другие), но и приглашенные звезды – нейролингвист Татьяна Черниговская, режиссер Эмир Кустурица, журналист Шахри Амирханова, актриса и телеведущая Сати Спивакова – лишь несколько выбрали дорогу чистого вымысла. Алексей Варламов («Галаша») с тихой печалью наблюдает антижитие непутевого мужчика из северной деревни, Евгения Некрасова («Монстриха») обнаруживает под маской русской святочной готики демонов души человеческой, а Елена Колина («Баловни и любимчики») превращает хрестоматийный шекспировский сюжет о двух несчастных влюбленных в оптимистичную дачную трагикомедию (один из лучших, и уж точно самых смешных рассказов сборника).

Остальные же черпают вдохновение в фамильных подлинниках. Шахри Амирханова («Письмо об одной открытке») вспоминает деда – Расула Гамзатова.

«Ты не можешь быть тенью своего времени», — он говорил всем, но как будто бы только для меня. Тогда я не пони мала, что он имеет в виду, до конца, но эти слова стали моим компасом.


Про своих знаменитых деда и бабушку пишет и Андрей Аствацатуров («Жирмунские 50 лет спустя»). У Татьяны Толстой («Инфернальница»), что ни предок, то страница из учебника истории, но на этот раз она остановилась на биографии прабабушки Анастасии Крандиевской – писательницы, анархистки, мятущейся красавицы, не удобной подчас ни семье, ни власти, ни самой себе.

Есть бездна огня, бездна ночной воды, бездна подземелий, бездна темного эроса, бездна танатоса, — и ко всем этим безднам она так или иначе прикоснулась, но ни одна из них ее не поглотила.


Анна Матвеева («Благодать»), уже посвятившая одной своей бабушке целый роман, на этот раз обратилась к другой ветви семьи – раскулаченным и сосланным на границу с Казахстаном крестьянам из Пензенской губернии. Контрапунктом трагическим сюжетам книги смотрится мягкая ирония детских воспоминаний Дениса Драгунского («Будни и праздники в Каретном Ряду»).

История любой семьи – территория личная, заповедная. Пустить в нее можно лишь только самых близких, а кто ближе писателю, чем его читатели? У каждого из которых, в свою очередь, тьма собственных фамильных тайников – драматичных и комических, ностальгических и лирических. Объединить их в одно – значит, сломать плотину и дать дорогу полноводной реке – той самой памяти о нашем общем прошлом, с его ошибками, страданиями и радостями, без которых мы были бы уже и не совсем мы.

#КнигаДня
👍6🔥42👏2❤‍🔥1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«Мой друг, кот и Пушкин». Режиссер: Алена Михайлова. Россия, 2025

Устроить вместе с детьми домашний праздничный киносеанс – неизменный пункт семейной новогодней программы. Можно выбрать проверенные хиты, а можно дать шанс современным авторам, которые, опираясь на старые добрые классические традиции, ищут путь к сердцу сегодняшнего юного зрителя. Неплохой пример такого новейшего детского кино, где поэзия XIX века переведена на язык рэпа и приправлена «лайками» в соцсетях, - «Мой друг, кот и Пушкин», премьера которого состоялась минувшей осенью.

Двенадцатилетняя Милена (Алиса Конашенкова), как свойственно многим барышням ее нежных лет, пишет стихи, чем очень радует свою учительницу литературы. Но есть проблема: девочка болезненно застенчива и стоит ей оказаться на сцене, как в глазах темнеет, в ушах шумит, колени подгибаются, и она позорно бежит за кулисы, как француз из горящей Москвы. Возможно, мама (Елизавета Боярская) могла бы подбодрить и поддержать, но ей не до дочкиной неуверенности в себе: карьера сама себя не сделает. Во время очередной маминой командировки в Китай, Милена решается на отчаянный шаг и под чужим именем проникает на подростковый конкурс рэп-дуэлей по «Евгению Онегину» в подмосковной усадьбе Захарово. Здесь тоже все поначалу складывается не слишком гладко, но на помощь подающей надежды поэтессе приходят новые друзья и загадочный черный кот, который знакомит ее с другим начинающим поэтом – кудрявым Сашей Пушкиным, гостящим в Захарово у бабушки… только, как вы понимаете, 200 лет назад.

Светлая, бесхитростная история, в которой подростки не без удовольствия примеряют на себя образы Татьяны и Онегина, Ольги и Ленского, любят, дружат, ссорятся, но главное – не боятся быть собой (не забывая рассказывать об этом своим подписчикам) – прекрасный повод провести время с детьми, взглянуть со стороны на них, да и на себя тоже.

#ФильмДня
5🔥2🙏1