МИСТИЧЕСКОЕ РОНДО II
Было жарко. Флаги молча вились,
Пели трубы.
На руке часы остановились
У Гекубы.
По веревке ночь спустилась с башни
К нам на двор.
Слышен был на расстоянье страшном
Разговор.
На гранитном виадуке духи
Говорили,
Что внизу в аду тела не в духе,
Где забыли.
На высокой ярко-красной башне
Ангел пел,
А в зеленом небе, детям страшном,
Черный дирижабль летел.
Тихо солнце ехало по рельсам
Раскаленным.
С башни ангел пел о мертвой Эльзе
Голосом отдаленным...
О прекрасной смерти в час победы,
В час венчанья,
О венчанье с солнцем мертвой Эды,
О молчанье.
И насквозь был виден замок снежный
В сердце лета
И огромный пляж на побережье
Леты...
1928
См. "Флаги"
#Поплавский
Было жарко. Флаги молча вились,
Пели трубы.
На руке часы остановились
У Гекубы.
По веревке ночь спустилась с башни
К нам на двор.
Слышен был на расстоянье страшном
Разговор.
На гранитном виадуке духи
Говорили,
Что внизу в аду тела не в духе,
Где забыли.
На высокой ярко-красной башне
Ангел пел,
А в зеленом небе, детям страшном,
Черный дирижабль летел.
Тихо солнце ехало по рельсам
Раскаленным.
С башни ангел пел о мертвой Эльзе
Голосом отдаленным...
О прекрасной смерти в час победы,
В час венчанья,
О венчанье с солнцем мертвой Эды,
О молчанье.
И насквозь был виден замок снежный
В сердце лета
И огромный пляж на побережье
Леты...
1928
См. "Флаги"
#Поплавский
Какой-то паукан
Various Artists
Парт Славы КПСС в композиции "Какой-то паукан" группы "Ежемесячные" практически полностью составлен из фрагментов "Души мира" Андрея Белого. Часть строчек стихотворения выпадает, некоторые слова почти невозможно разобрать на слух, но потеря не ощущается: все возмещено насыщенным звучанием. Именно через него раскрывается определяющий для символистской поэзии фантазм слияния. Единственное слово извне стихотворения Белого - "бирюзовый" - появляется в последней строчке парта. Эта вставка позволяет достичь максимальной насыщенности фантазма: цвета - то, благодаря чему человек способен различать границы объектов - смешиваются, очертания Я тают и оно тонет, растворяется в всеобщей полноте.
#Entwurf
#Entwurf
"Фрейд, пока еще не располагающий таким словом как "нарциссизм", говорит об эгоизме сновидения. Сновидение эгоистично, — такова его формула. Сновидение представляет желающего субъекта в его исключительном эгоизме. Исключенность и распыленность собственного отчужденного я выстраивает и обустраивает сцену представления.
Итак, парадокс заключается в эгоизме без эго. Нарциссизм есть, но самого Нарцисса нет. Иначе говоря, сновидение представляет субъект бессознательного в отсутствие субъекта сознания. Место субъекта — место рассеявшегося тотального нарциссизма, тотальность которого возможна при так называемой психотической позиции сновидца, при снятии границы между миром внутренними внешним. Или, иначе говоря, при всей зрелищности сновидения, место собственного я в нём — это "место невидящего". Если я - это всё, то как это всё может быть собрано в отдельной точке?! Как всё может созерцать самоё себя?! И это "всё" ведь далеко не всё, если картинане завершена местом видящего...
... Сновидение не фокусируется картезианским способом. Они не центрируется cogito. Но при этом оно демонстрирует желание показаться, быть выставленным напоказ. Оно показывается, оно показывает. Именно сновидение демонстрирует взгляд, ведь в "состоянии, которое мы называем бодрствованием, происходит сокрытие взгляда - сокрытие того, что нечто не просто глядит, нечто выставляется напоказ". Демон сновидения обитает в самой возможности показа.
То "я", которое вспоминает, сознает наяву, оказывается рассеянным. Парадокс в том, что оно везде и нигде, это разлетевшееся на все четыре стороны "я". Засыпая, я рассеивается, расстраивая фундаментальные оппозиции - внешнее/внутреннее, везде/нигде, собственное/несобственное, свое/чужое. В этом отношении рассеянного нарциссизма как раз очевидна переходная диалектика себя и другого, живого и мертвого: "Я сплю и это я, которое спит, уже не может об этом сказать, уже не могло бы сказать, что оно мертво. Стало быть, это другой спит на моем месте". Вот она, лакановская логика транзитивности во всей своей радикальности: на моем месте спит другой!"
См. "Онейрокритика Лакана"
Таким образом, при толковании сновидения необходимо учитывать то, что действующее лицо сновидения не находится в прямой корреляции с Я, привычном по "бодрствующему" состоянию, не совпадает с ним.
#Мазин
#Лакан
#Фрейд
Итак, парадокс заключается в эгоизме без эго. Нарциссизм есть, но самого Нарцисса нет. Иначе говоря, сновидение представляет субъект бессознательного в отсутствие субъекта сознания. Место субъекта — место рассеявшегося тотального нарциссизма, тотальность которого возможна при так называемой психотической позиции сновидца, при снятии границы между миром внутренними внешним. Или, иначе говоря, при всей зрелищности сновидения, место собственного я в нём — это "место невидящего". Если я - это всё, то как это всё может быть собрано в отдельной точке?! Как всё может созерцать самоё себя?! И это "всё" ведь далеко не всё, если картинане завершена местом видящего...
... Сновидение не фокусируется картезианским способом. Они не центрируется cogito. Но при этом оно демонстрирует желание показаться, быть выставленным напоказ. Оно показывается, оно показывает. Именно сновидение демонстрирует взгляд, ведь в "состоянии, которое мы называем бодрствованием, происходит сокрытие взгляда - сокрытие того, что нечто не просто глядит, нечто выставляется напоказ". Демон сновидения обитает в самой возможности показа.
То "я", которое вспоминает, сознает наяву, оказывается рассеянным. Парадокс в том, что оно везде и нигде, это разлетевшееся на все четыре стороны "я". Засыпая, я рассеивается, расстраивая фундаментальные оппозиции - внешнее/внутреннее, везде/нигде, собственное/несобственное, свое/чужое. В этом отношении рассеянного нарциссизма как раз очевидна переходная диалектика себя и другого, живого и мертвого: "Я сплю и это я, которое спит, уже не может об этом сказать, уже не могло бы сказать, что оно мертво. Стало быть, это другой спит на моем месте". Вот она, лакановская логика транзитивности во всей своей радикальности: на моем месте спит другой!"
См. "Онейрокритика Лакана"
Таким образом, при толковании сновидения необходимо учитывать то, что действующее лицо сновидения не находится в прямой корреляции с Я, привычном по "бодрствующему" состоянию, не совпадает с ним.
#Мазин
#Лакан
#Фрейд
«Все писания человечества это письма к Тому, кто шел рядом и куда-то делся, как его теперь вернуть. Все мы, люди, покинуты Кем-то, кто был, дышал, смотрел рядом с нами, теплый, странный. Где он? умер? ушел? Невидимое, забытое присутствие Кого-то, без кого мы сироты».
Из дневника, 24.2.1991
#Бибихин
Из дневника, 24.2.1991
#Бибихин
"… Поплавский много экспериментировал, пытаясь определить границу между поэзией и прозой, момент их взаимоперехода, и "Дневник Аполлона Безобразова" - один из таких текстов. Здесь можно найти рифмованные стихотворения, записанные в строку. А рядом - верлибр, перегруженный поэтическими образами. И здесь же - верлибр, уже приближающийся к прозе. Даже в рамках одного и того же отрывка могут соседствовать белый стих, верлибр и проза. И вот уже появляется она сама, поэтическая проза во всем своем великолепии, ставшая основной стиля Поплавского-прозаика, поскольку по мере приближения к ней голос Поплавского обретает все большую силу и оригинальность (следует подчеркнуть: речь идет именно о поэтической прозе, а не о прозе поэта)…
… Поплавский создает отнюдь не реалистический роман, но - целостный образ умирающей эпохи. И не нужно слишком уж напрягать воображение, чтобы понять и особняк, и замок как аллегории европейской культуры, утратившей главное - свою внутреннюю структурированность; она захвачена раком энтропии, низводящей все структуры до одного среднего уровня. Все - в одной куче, покрытой пылью: и античные книги и скульптуры, и средневековые латы, и новоевропейская живопись... Культуры нет, осталась лишь груда утративших значение предметов. Герои бегут из мира, утратившего смысл, но попадают - в развалины.
Что же их более всего не устраивает в мире? "Жизнь делится на атмосферы. Своя атмосфера есть редкое таинственное счастливое совпадение нескольких настроений, досугов и людей. Поняв что-то вместе, друзья защищаются ею от внешнего мира, который есть река забвения. Яркий и наглый поток, где среди шума и переполоха все отрицают друг друга... Огромное "нет" несется отовсюду, все толкаются словами, все кипят и изнемогают в словах.
В то время все у нас было особенным и своим"…
… Странные создания пылкого воображения Поплавского объединены тем, что они выпали из эпохи, оказались на ее обочине. Их взгляды, в противовес привычке большинства, обращены вверх - туда, откуда льется на землю обжигающий, ослепительный свет, дарующий не только смысл жизни, но и саму жизнь. Мир Поплавского - вертикален и принципиально противостоит горизонтальному вектору времени…
Герои Поплавского никому не говорят ни "да", ни "нет" - они уходят, стараясь как можно меньше обратить на себя внимание. Поплавский подробно и поэтично описывает этот уход: скольжение теней, растворяющихся в парижском сумраке. А когда наступает срок, они возвращаются, чтобы снова погрузиться в сумрак и тихий плеск дождя. Этим они отличаются от тех, кто пришел за ними следом: те уже заняли "позицию ухода", стали творить свою "контркультуру". Но герои Поплавского способны только страдать…"
Из статьи А. Любинского "Вертикальный мир Бориса Поплавского"
#Любинский
#Поплавский
… Поплавский создает отнюдь не реалистический роман, но - целостный образ умирающей эпохи. И не нужно слишком уж напрягать воображение, чтобы понять и особняк, и замок как аллегории европейской культуры, утратившей главное - свою внутреннюю структурированность; она захвачена раком энтропии, низводящей все структуры до одного среднего уровня. Все - в одной куче, покрытой пылью: и античные книги и скульптуры, и средневековые латы, и новоевропейская живопись... Культуры нет, осталась лишь груда утративших значение предметов. Герои бегут из мира, утратившего смысл, но попадают - в развалины.
Что же их более всего не устраивает в мире? "Жизнь делится на атмосферы. Своя атмосфера есть редкое таинственное счастливое совпадение нескольких настроений, досугов и людей. Поняв что-то вместе, друзья защищаются ею от внешнего мира, который есть река забвения. Яркий и наглый поток, где среди шума и переполоха все отрицают друг друга... Огромное "нет" несется отовсюду, все толкаются словами, все кипят и изнемогают в словах.
В то время все у нас было особенным и своим"…
… Странные создания пылкого воображения Поплавского объединены тем, что они выпали из эпохи, оказались на ее обочине. Их взгляды, в противовес привычке большинства, обращены вверх - туда, откуда льется на землю обжигающий, ослепительный свет, дарующий не только смысл жизни, но и саму жизнь. Мир Поплавского - вертикален и принципиально противостоит горизонтальному вектору времени…
Герои Поплавского никому не говорят ни "да", ни "нет" - они уходят, стараясь как можно меньше обратить на себя внимание. Поплавский подробно и поэтично описывает этот уход: скольжение теней, растворяющихся в парижском сумраке. А когда наступает срок, они возвращаются, чтобы снова погрузиться в сумрак и тихий плеск дождя. Этим они отличаются от тех, кто пришел за ними следом: те уже заняли "позицию ухода", стали творить свою "контркультуру". Но герои Поплавского способны только страдать…"
Из статьи А. Любинского "Вертикальный мир Бориса Поплавского"
#Любинский
#Поплавский
Фотографии материалов из парижского архива Б. Поплавского, включенных как иллюстрации в недавнее издание «Орфея в аду»
#Поплавский
#Поплавский