Stoff – Telegram
Stoff
5.13K subscribers
332 photos
2 videos
1 file
153 links
Stoff: 1.филос. материя,субстанция; 2.вещество; 3.ткань; 4.материал (учебный и т.п.); 5.материал (послуживший основой лит. произведения и т.п.); сюжет; 6.фам.эвф. наркотик, выпивка.

Для связи — https://news.1rj.ru/str/StoffvDtrch_bot
Download Telegram
Stoff
Одни из наиболее насыщенных и сложных образов любви можно найти в суфийской мистике, в традиции которой она неотделима от божественного гнозиса. Чтобы распознать ее, ученику требовалось пройти долгий путь посвящения, состоящий из множества этапов-стоянок (макам).…
В продолжение темы отказа от ожиданий:

«Вы называете это саморазложением Бога. Но это лишь его шелушение. Он сбрасывает свою моральную кожу. И вскоре вам предстоит увидеть его снова по ту сторону добра и зла».

См. «Злая мудрость»

#Ницше
Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь
Рад, что в окошке не видно ни зги,
- ночь, черная ночь!
Ночь, черная ночь!

В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь
Только одна и утешит меня
- ночь, черная ночь!
Ночь, черная ночь!

Грустному другу в чужой стороне
словом спешил я помочь
Пусть хоть немного поможет и мне
- ночь, черная ночь!
Ночь, черная ночь!

Резким, свистящим своим помелом
Вьюга гнала меня прочь
Дай под твоим я погреюсь крылом,
- ночь, черная ночь!
Ночь, черная ночь!

#Рубцов
Stoff
Если б мои не болели мозги, Я бы заснуть не прочь Рад, что в окошке не видно ни зги, - ночь, черная ночь! Ночь, черная ночь! В горьких невзгодах прошедшего дня Было порой невмочь Только одна и утешит меня - ночь, черная ночь! Ночь, черная ночь! Грустному…
«Не выдержала я пьяного его куража, дала отпор. Была потасовка, усмирить его хотела. Да, схватила несколько раз за горло, но не руками и даже не рукой, а двумя пальцами. Попадалась мне под палец какая-то тоненькая жилка. Оказывается, это была сонная артерия. А я приняла её по своему дремучему невежеству в медицине за дыхательное горло. Горло его оставалось совершенно свободным, потому он и прокричал целых три фразы: «Люда, прости! Люда, я люблю тебя! Люда, я тебя люблю!» Сразу же после этих фраз он сделал рывок и перевернулся на живот. Ещё несколько раз протяжно всхлипнул. Вот и всё».

19 января 1971 года Николай Рубцов погиб в Вологде в результате конфликта с своей невестой, начинающей поэтессой Людмилой Дербиной.
Stoff
«Он с самого начала всю жизнь как будто только и делал что расставался. Поэтому у него никогда не доходило дело до надежд и тревог, до упреков и предостережений, до пессимизма и оптимизма. Печаль разлуки успевала настичь его раньше и делала ненужной суету.…
«Это – рок.

К вопросу о неуместности человека. Как-то стою я в часовенке, при маленьком сквере около Владимирской церкви, на Петербургской стороне. Может, и в самой церкви – забыл – было лет 14 назад. И замечаю, что я ничего не слышу, что читают и поют. А пришел с намерением слушать и умилиться. Тогда я подумал: «Точно я иностранец – во всяком месте, во всяком часе, где бы ни был, когда бы ни был». Все мне чуждо, и какой-то странной, на роду написанной, отчужденностью. Что бы я ни делал, кого бы ни видел – не могу ни с чем слиться. «Несовокупляющийся человек», – духовно. Человек solo.

Всё это я выразил словом «иностранец», которое у меня прошепталось как величайшее осуждение себе, как величайшая грусть о себе, в себе.

Это – тоже рок.

«Какими рождаемся – таковы и в могилку». Тут какие-то особенные законы зачатия. Наследственность. Тут какой-то миг мысли, туман мысли или безмыслия у родителей, когда они зачинали меня: и в ребенке это стало непоправимо».

См. «Уединенное»

#Розанов
Реальность как скомканный белый лист
1
Царь сказал своему полководцу: «Могучий,
Ты велик, точно слон, повелитель лесов,
Но ты все-таки ниже торжественной кучи,
Отсеченных тобой человечьих голов.

«Ожерелий, колец с дорогими камнями
Я недавно отправил тебе караван,
Но ты больше побед одержал над врагами,
На груди твоей больше заслуженных ран.

«И, как доблесть твоя, о, испытанный воин,
Так и милость моя не имеет конца.
Видишь солнце над морем? Ступай! Ты достоин
Быть слугой моего золотого отца».

Барабаны забили, защелкали бубны,
Иступленные люди завыли вокруг,
Амазонки запели протяжно, и трубный
Прокатился по морю от берега звук.

Полководец царю поклонился в молчаньи
И с утеса в бурливое море скакнул,
И тонул он в воде, а казалось, в сияньи
Золотого закатного солнца тонул.

Оглушали его барабаны и крики,
Ослепляли соленые брызги волны,
Он исчез, и блестело лицо у владыки,
Словно черное солнце подземной страны.


1918

#Гумилев
«Задача каждого из нас — довести до предела ту ложь, которую он воплощает, достичь того состояния, когда сам становишься лишь иллюзией, уже изжившей себя».

См. «Признания и проклятия»

#Сиоран
#Чоран
Тертуллиан как-то заметил, что святым будет даровано видеть мучения грешников в аду, чтобы их блаженство было более полным. И это не частное мнение радикала. Позже, сопровожденная обоснованием, эта мысль появляется и у Фомы Аквинского в его «Сумме теологии»:

«Ни в чём не будет отказано блаженным из того, что относится к совершенству их блаженства. Но всё познаётся в большей степени в сравнении со своей противоположностью, поскольку, когда противоположности помещаются рядом друг с другом, они становятся более явными. Вот почему, чтобы блаженство святых было им более приятно, и чтобы они воздавали более обильные хвалы Богу за него, им будет позволено видеть во всех подробностях страдания проклятых».

Не знаю, правда, работает ли это в обратную сторону: должны ли грешники во время своих мучений наблюдать блаженство святых.

#Entwurf

Возможно, примерно это и имел в виду Ницше, говоря о том, что апостолы извратили христианство, привнеся в него элементы рабского сознания и мстительность.
И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдем на горные хребты,

Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мертвых соловьев.

#Fetzen
#Гумилев
Не знаю, кто меня доводит
И отчего я занемог,
Но кто-то странный во мне ходит
Туда-сюда и поперёк.
 
Я чувствую его под кожей
В сырой тоске грудных костей.
Но чей он – человечий, божий?
Бесовский или же – ничей?
 
Иль это я в иных пределах,
В иных отсеках бытия,
Средь лейкоцитов обалделых
В жару, в бреду – всё я да я?
 
Вот так на монастырских сводах
Парит иконописный Бог.
А этот, странный, ходит, ходит
По ним не вдоль, а поперёк.

1977

#Домбровский
Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн Младший, 1522.

«Ничуть не приукрашенное изображение человеческой смерти, почти анатомическая картина трупа передает зрителю ощущение невыносимой тревоги перед смертью Бога, смешиваемой здесь с нашей собственной смертью,— ведь здесь нет ни малейшего намека на трансценденцию… Гольбейн подводит нас к крайнему пределу веры, к порогу бессмыслицы».

См. «Черное солнце: депрессия и меланхолия»

#Кристева
Stoff
Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн Младший, 1522. «Ничуть не приукрашенное изображение человеческой смерти, почти анатомическая картина трупа передает зрителю ощущение невыносимой тревоги перед смертью Бога, смешиваемой здесь с нашей собственной смертью…
«Итальянская иконография приукрашивает или, по крайней мере, облагораживает лицо Христа в Страстях, но главное - она окружает его персонажами, погруженными в страдания, но также глубоко уверенными в Воскресении,- и тем самым они словно бы подталкивают нас к установке, которую мы сами должны принять по отношению к Страстям. Напротив, Гольбейн оставляет труп в странном одиночестве. Быть может, именно эта изолированность - как композиционный факт - наделяет картину огромным меланхолическим зарядом, а не сам рисунок или цветовая гамма. Страдание Христа выражается, конечно, тремя элементами, внутренними для рисунка и его цветовой структуры: головой, запрокинутой назад, окоченевшей правой рукой со следами стигматов, положением ног и общим исполнением всего рисунка в серых, зеленых и каштановых тонах. Однако этот реализм, язвящий уже самой скупостью своих средств, доводится до собственного апогея композицией и положением картины - зрителям представлено одно только вытянутое тело, которое находится над ними и отделено от них…

… Христос Гольбейна, отделенный от нас постаментом, но ни в коем случае не устремленный к небесам, поскольку сверху нависает потолок ниши, - это недоступный, далекий мертвец, лишенный, однако, чего бы то ни было потустороннего. Это некий способ смотреть на человеческую природу издалека, даже в смерти. Примерно так же Эразм издалека смотрел на безумие…

… Одиночество Христа доведено тут до предела - будучи оставленным Отцом, он отделен и от всех нас… Поскольку мы лишены какого-либо живописного либо теологического посредника, намека или введения, кроме нашей собственной способности вообразить смерть, нас захватывает опустошающий ужас перед этой цезурой, которую составляет кончина, либо же мы должны вообразить невидимый потусторонний мир. Оставляет ли Гольбейн нас в том же смысле, в каком однажды посчитал себя оставленным сам Христос, - или же, напротив, он приглашает нас превратить христову могилу в живую могилу, причаститься этой нарисованной смерти и, таким образом, включить ее в нашу собственную жизнь? Чтобы жить с ней и заставить ее жить, ведь если живое тело - в противоположность окоченевшему трупу-является танцующим телом, не становится ли наша жизнь при отождествлении со смертью той самой «пляской смерти», которая нашла широко известное отображение в работах Гольбейна? Эта закрытая граница, хорошо изолированный гроб одновременно отвергает и приглашает нас…

… Оригинальность Гольбейна, таким образом, состоит в этом лишенном пантеизма видении смерти Христа, интимистском в самой его банальности. Гуманизация, следовательно, достигает своей высочайшей отметки - отметки стирания славы в образе. Когда кого-то касается смертная скорбь, самым волнующим знаком ее оказывается именно знак самый заурядный. Противостоя готическому энтузиазму, меланхолия обращается в гуманизм и в скупость».

См. «Черное солнце: депрессия и меланхолия»

#Кристева
Крылатым воскресеньем
В крылатый месяц май
Крылатым там каким-то
Крылатым чем-то там
Я вышел из подъезда
Из дома своего
Где я провел всю зиму
И со своей семьей
Я вышел и заплакал
На корточки присел
И мне не стало мочи
И жить не захотел
Вот я терпел всю зиму
Был худ, но духом бел
А тут такое счастье —
И жить не захотел

#Пригов
Под землей есть тайная пещера,
Там стоят высокие гробницы,
Огненные грезы Люцифера, —
Там блуждают стройные блудницы.

Ты умрешь бесславно иль со славой,
Но придет и властно глянет в очи
Смерть, старик угрюмый и костлявый,
Нудный и медлительный рабочий.

Понесет тебя по коридорам,
Понесет от башни и до башни.
Со стеклянным, выпученным взором
Ты поймешь, что это сон всегдашний.

И когда, упав в твою гробницу,
Ты загрезишь о небесном храме,
Ты увидишь пред собой блудницу
С острыми жемчужными зубами.

Сладко будет ей к тебе приникнуть,
Целовать со злобой бесконечной.
Ты не сможешь двинуться и крикнуть…
Это все. И это будет вечно.

#Гумилев

Ад — быть объектом чужого наслаждения без всякой надежды на разрыв его монотонности.
Понятно, что этот поезд — в один конец, но ведь интересно, сколько осталось станций.

#Fetzen