Филолог в засаде – Telegram
Филолог в засаде
61K subscribers
837 photos
227 videos
22 files
1.45K links
Святослав Голиков. Наблюдения и соображения по некоторым военным вопросам.

Контакт: @slava_nork
Download Telegram
Выгрузка_каталога_РЭР_с_украинского_маркетплейса_BRAVE1MARKET.pdf
17.9 MB
Выгрузка полного каталога систем РЭР противника с маркетплейса Brave1Market

💥Недавно Аналитический центр КЦПН открыл доступ к выкачанному и переведённому украинскому военному маркетплейсу «Brave1Market». Эта операция уже дала свои результаты и продолжает делать больно врагу

🤝По просьбам наших подписчиков, у многих из которых, в силу понятных причин, не всегда есть доступ к интернету, мы начинаем цикл постов с систематизированными каталогами по отдельным категориям в формате PDF

🔊Четвёртый выпуск в этой рубрике посвящён системам радио-электронной разведки. Это все поставляемые изделия РЭР, их характеристики, производители и всё, что с этим связано
Предыдущие публикации по РЭБ,НРК и БПЛА- здесь, здесь и здесь

Предыдущие публикации по РЭБ, НРК, БПЛА – здесь, здесь, здесь

Просим дружественные каналы поддержать репостом

Знакомьтесь, изучайте, побеждайте!

🫡Ну а мы будем и дальше работать на нашу общую Победу!
✈️ Подпишитесь на наш канал чтобы не пропустить следующие публикации!

Cogito ergo vinco
МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОБЕЖДАЮ!


🇷🇺 Вы можете помочь нам и дальше обеспечивать наших бойцов всем необходимым для приближения Победы.
Каждый ваш рубль – это облегчение для наших воинов и боль для врага

📌 Наша карта Сбера:

2202205080218883

Получатель: Майя Владимировна М.

📌 Сделать перевод со смартфона через СБП в один клик

📌 Подробнее о способах пожертвований и адреса криптокошельков на нашем сайте

📌 Если вы юридическое лицо, напишите нам @kcpn_request
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5729👎14🔥8😁8🥱5🤪1
В связи с текущим возбурлением дерьмов по известному поводу передаю по цепи обращение от Анны, админа канала нашего дорогого товарища Велеса ⬇️
👍75👎15🤣11🙏4🤔1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Читая о том, как участникам операции "Поток" обрывают телефоны журналисты ради комментариев о тыловых скандалах; читая многочисленные посты, где в провокационной форме приплетают наших бойцов, я пытаюсь понять. Люди делают это, не ведая что творят, ради хайпа, ради просмотров, подписчиков и накачки своей медийности за счет других? Или полностью осознавая то, что они делают?

Если не ведают, что творят, то наверное ведь стоит сказать...

Пока наш Президент консолидирует общество, пока он из раза в раз подчеркивает, что участники СВО - это новая элита России, пока он разворачивает знамя героической 155 бригады ТОФа, другие - наше общество раскалывают.

Пока Сергей Кириенко ездит в освобожденные территории, общается с волонтерами, поддерживает свою армию, другие - деморализуют военных, поливая их грязью, пусть и косвенно, и очень аккуратно, но намекая на то, что те кого-то отмывают, участвуют в каких-то схемах.

На кону стоит жизнь каждого из ребят на передовой. Вы всерьез думаете, что есть те деньги, ради которых они полезут в какие-то схемы и в какие-то кампании по отмыву репутации? Вы считаете, что Президент готов доверить страну таким людям? Интересного вы мнения о нашем Президенте.

Если же нет, то зачем вы это делаете? Зачем вы оскорбляете военных? Зачем провоцируете их? Не можете забыть привычки мирного времени, когда надо было обязательно принять участие в скандале, чтобы "дороже стоить в рынке"? И не гнушаетесь этими приемами даже по отношению к участникам СВО? К нашим героям?

Или вполне осознанно помогаете тем, кто, не добившись победы на поле боя (да, благодаря нашим ребятам, которые стоят там насмерть), пытается расколоть страну изнутри?

Как человеку, как женщине, мне есть что сделать для Победы без скандалов. С сотнями других женщин мы пакуем аптечки, отвозим их на фронт. Мы помогаем друг другу пережить те дни, когда наши ребята уходят в бой и пропадают со связи. Мы помним о том, что мы - женщины в тылу воюющей страны - каждую минуту. Мы не пачкаем слово "женщина", используя его как щит после собственных подленьких провокаций. Потому что не устраиваем подленьких провокаций.

Вместо послесловия я хочу обратиться к нашим ребятам на передовой. В тылу не только крысы с тыловыми публичными дрязгами. Тыл - это еще и мы. Мы пакуем аптечки, мы плетем сети, мы собираем грузы. И ждем вас. С Победой.

С уважением к нашим героям и тем, кто помогает им в тылу, админ канала VELES тихонько пишет, Анна.
🤣164128👍59👎28🥱15🤔13🙏9🥴3
Насколько в наших текущих условиях возможна эффективная реализация балльной системы оценок за поражение тех или иных целей с последующей конвертацией баллов в те или иные изделия на военном маркетплейсе по аналогии с программой Army of Drones Bonus, интегрированной в Brave1 Market?

В ходе обсуждения вопроса на непубличной части Дронницы пришли к логичному выводу, что в самую первую очередь нам для этого нужен работоспособный аналог системы ситуационной осведомлённости Delta.

Предположим, что есть некая система, которую наше высшее военное руководство в принципе готово внедрять в войсках.

Здесь далеко не я один вижу пару подводных камней (разной величины), о которые внедрение такой системы может споткнуться, вплоть до прямого саботажа.

Применительно конкретно к дронному компоненту нюанс заключается в том, что при наличии такой системы станет невозможным протаскивать одну поражённую цель за несколько (с разных ракурсов) и аргументировать растраты нескольких дронов на одну уже подбитую и обездвиженную единицу боевой техники, т.е. данная опция кормления определённой части командно-штабных кадров среднего уровня очевидным образом закроется.

Но это всё же не критический нюанс. Бенефициаров данной опции кормления так или иначе можно продавить волевыми решениями. Главная проблема заключается в другом.

Чёткое геопозиционирование точек поражения целей в единой системе сразу же поставит под очень большой вопрос авансовые доклады о продвижениях, а это уже несоизмеримо более чувствительный источник зарабатывания бонусов для весомой части командно-штабных кадров вплоть до уровня войсковых объединений. И вот здесь уже продавливать будет существенно сложнее.

Что касается непосредственно вопроса начисления баллов, то здесь необходимо иметь в виду следующие нюансы, о которых уже говорил пару месяцев назад:

Первое. Увлечение выбиванием очков без учёта тактической целесообразности и увязывания боевой работы расчётов БПЛА с действиями наземных сил зачастую идёт вразрез с нуждами надлежащего обеспечения активных действий на земле.

В качестве примечаний отмечу: балльная система оценок у противника вполне органично вписывается в его концепцию активной стратегической обороны, предполагающую нанесение нашим войскам максимально возможных потерь; цели на поражение распределены по тактически значимым приоритетам; у противника лучше поставлено взаимодействие, наземные силы имеют возможность вызывать дежурную ударную поддержку с малого воздуха без избыточных управленческих звеньев.

Второе. Лидирующими в наборе очков закономерно окажутся те подразделения БПЛА, которые уже имеют хорошую материально-техническую базу, т.е. в условиях и без того хромающего развития дронного компонента в войсках будет увеличиваться разрыв между продвинутыми подразделениями и общевойсковой массой.

Третье. Поражённые цели зачастую относятся на счёт штатных подразделений старшего начальника, т.е. подразделения переднего края, особенно в отсутствие формальной штатки, рискуют получать не "е"-баллы, а "нае"-баллы (как это нередко происходит с представлениями).

К сказанному выше добавлю ещё один крайне важный момент: в условиях недостаточных технических компетенций комсостава, вмешательства в работу расчётов лишних субъектов управления и произвольного определения позиций для расчётов старшими начальниками эффективность боевой работы расчётов в принципе снижается.

Соответственно, в таких ситуациях даже хорошие расчёты будут оставаться в проигрыше в части набора баллов по сути по независящим от них причинам.

Таким образом, неслабых затыков, к сожалению, предостаточно, и для того, чтобы организовать процесс на уровне как минимум приемлемой результативности (по факту, а не по формальным докладам), придётся обтесать немало острых углов.

Плюс к этому, указанные факторы в части начисления баллов необходимо также учитывать нашим частным производителям дронных изделий, которые, не исключено, могут иметь намерения запустить неформальную систему рейтинга и премирования расчётов.
👍11147🤔33😁24💯13🤣11🥱6👎2
Группа Эрнеста и Гудвина. Год...
🙏636🫡222😢183🤣9449💔29😭24😁14👌9👻6🤔5
Знаете, Дмитрий,

https://news.1rj.ru/str/DmitriySteshin/14178

я позволю себе вас то ли дополнить, то ли поправить. С позиции человека, организовавшего масштабное волонтёрское движение, которое вынуждено было поставить на фронт 220 тысяч (!) аптечек. Не считая медрюкзаков, эвактележек и отдельных расходников.

В идеальном мире задач для волонтёров действительно две. А вот в реальном… мы однажды об этом говорили в интервью с Владиславом Шурыгиным, что некоторые волонтёры перестали быть таковыми, потому что они занимаются уже не латанием дыр, а вынуждены были сформировать институт параллельного снабжения армии на народные деньги. До таких масштабов они были вынуждены дорасти.

Кто-то подумает, что меня заело на слове «вынуждены». Но нет, не заело. Просто мы, мягко говоря, сильно уставшие за 3 года помощи нашим медициной, вынуждены не останавливаться. А знаете, почему? Потому что в бот только за сегодня от военных пришли заявки с порядковыми номерами 30045-30057. Более 30 тысяч заявок. От подразделений, в которых живые люди, наши с вами соотечественники, у которых по разным причинам нет штатных аптечек. И командование которых доложило министру, что обеспеченность аптечками 100%. А значит, что рассчитывать кроме как на волонтеров им уже не на кого. Кто же в армии снабдит на 150 или 200%, когда по бумагам 100% уже есть?

Так вот, мы не готовы на социальный эксперимент, при котором эти люди окажутся на нуле и без штатной медицины, и без волонтёрской. Зато такой эксперимент по-настоящему обнажил бы несовершенство системы снабжения государством и не будет ничего покрывать. А мы всё равно не готовы. Потому что валюта в этом эксперименте уж больно твёрдая - человеческие жизни. Именно поэтому мы перестали мечтать о параллельных вселенных, в которых подобным экспериментам место.

Знаете, хоть друзья и троллят меня, что я розовый пони, но, честно, я вполне адекватно осознаю окружающую действительность. И знаю, что бывают люди, которым чем мутнее вода, тем лучше. Чем больше нерешённых проблем, тем больше можно заработать. И вполне допускаю, что есть те, кого вполне себе устраивает несовершенство государственной системы снабжения, потому что лично им так выгоднее.

Однако коллеги из Главного военно-медицинского управления Минобороны не дадут соврать, что на рабочих совещаниях никто чаще нас не поднимал тему оптимизации механизмов штатного снабжения. А знаете почему мы её поднимали, Дмитрий? Потому что мы сами не хотим до пенсии или до смерти поставлять в армию аптечки. И сами понимаем, что надо что-то менять. Причём не просто пишем в интернете «государство должно», а на рабочих совещаниях предлагали пути этих изменений. Цифровизацию заявок на снабжение. Медицинскую «амнистию». Проверку сверху отсутствия или наличия заявок от конкретных подразделений. Проверку всего добровольческого корпуса, где из штатной медицины ничего. Даже по согласованию с военными списки в ГВМУ передавали, в каких подразделениях пробелы с аптечками. Вот насколько мы не хотим заниматься тем, чем занимаемся, и насколько согласны, что лучше бы волонтерская помощь была не нужна. Но она всё ещё нужна. Это факт.

В 2020-м в ковид наш проект помощи медикам исчерпал себя за 3,5 месяца, потому что госснабжение больниц респираторами и костюмами оправилось от обморока и заработало в полной мере. Мы и осенью 2022-го готовили себя к аналогичному спринту. А осенью 2025-го я вечером сижу и как будто бы оправдываюсь, зачем мы 220 тысяч аптечек за 3 года на фронт отправили. А потому что население нашей страны стало бы примерно на 22 тысячи человек меньше, не сделай мы этого.

Так что это здорово и здраво говорить про «государство должно снабжать». Давайте что ли все вместе поможем государству найти работающие, не бумажные, механизмы, как именно этого добиться?
171👍116🤣42💯33🥱8🙏7👎3🤔3😱3🔥1😎1
Тема, о которой говорит Аня, на самом деле очень непростая. Что характерно, эту тему мы с одним хорошим товарищем обсуждали буквально на днях, на Дроннице.

Вот этот самый институт параллельного снабжения армии на народные деньги, созданный инициативным ядром нашего неформального военно-гражданского общества, действительно можно расценивать как весьма неоднозначное явление.

В тактическом плане этот институт позволяет в той или иной степени закрывать целый ряд критически важных позиций обеспечения армии - это безусловный факт объективной реальности.

Однако тем самым этот институт как будто только подкрепляет выученную безответственность тех официальных лиц, которые, казалось бы, обязаны закрывать эти позиции по долгу службы, что может представляться проигрышным вариантом в стратегической перспективе.

Очевидный аргумент в пользу того, чтобы не послать всё любиться конём, но продолжать тянуть лямку, формулируется очень просто: параллельной вселенной с запасными жизнями наших бойцов у нас нет, а воюющая армия и Родина - есть.

Но вот в части гипотетического эксперимента с параллельной вселенной вижу нюансы.

Есть ли у нас хоть сколько-нибудь весомые гарантии, что в условной параллельной вселенной, в которой наша армия оказывается лишена текущих объёмов параллельного снабжения, те самые (без)ответственные официальные лица ринутся экстренно выполнять свой прямой служебный долг, по-настоящему ревностно и действенно?

Я не вижу таких гарантий.

Напротив, сильно подозреваю, что и в этой самой параллельной вселенной бодродокладывающие всё также продолжают бодро докладывать про красивые бумажные 100% оснащённости и укомплектованности.

Далее можно вполне логично предположить, что в параллельной вселенной случается обвал. Как водится, внезапный, но закономерный.

Что происходит в этом случае?

А происходит то, что выученные безответственные бросаются в авральном режиме наскребать любые возможные людские массы, даром что плохо оснащённые и плохо обученные, и судорожно пытаться затыкать дыры этими самыми массами.

И это, увы, самый очевидный и с высочайшей степенью вероятности прогнозируемый вариант развития событий, при котором стратегическая перспектива в нашей условной параллельной вселенной рискует стать ещё более мрачной, чем она выглядит в текущей реальности.

Правда, бодродокладывающим и эта мрачность особо не помешает. Разве что продавят тотальное отключение интернета. Во избежание, так сказать.

Почему я говорю о высочайшей степени вероятности именно такого варианта развития?

Всё просто. Мы уже наблюдали проявление такой вот "параллельной вселенной" в самой что ни на есть реальной реальности. Осенью 2022 года.

Вспомним прекрасное и изумительное из той самой "параллельной вселенной".

12.09.2022:

"Российские войска из Балаклеи и Изюма перегруппировали на Донецкое направление для достижения заявленных целей специальной военной операции по освобождению Донбасса, сообщили в Минобороны".

07.10.2022:

"Вооружённые силы сегодня имеют всё необходимое оснащение для обеспечения всех подразделений и каждого военнослужащего в полном объёме - как в районах проведения специальной военной операции, так и в местах подготовки мобилизованных граждан".

Что-то существенно поменялось с тех пор в альтернативной реальности бодродокладывающих?

Не заметно. Всё та же божья роса и благорастворение воздухов. И жареные петухи как-то совсем не очень справляются с обучением.

Поэтому, полагаю, каким бы неоднозначным ни казалось явление института параллельного снабжения армии, но работает он в том числе и на стратегическую перспективу. В противном случае всё уже было бы значительно хуже и с крайне губительными последствиями. И хрен его знает, какой ещё ценой можно было бы остановить провал в катастрофу. Слишком закостенелая и неповоротливая машина.
💯279👍106🤣4234😢10🥱5👎4🔥21🤬1🤪1
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Доклад на Дроннице-2025
(Жёлтая палатка, 06.09.2025)


- Вступление

- Часть первая: Ряд специфических проблем реализации беспилотного летательного компонента в общевойсковых структурах

- Часть вторая: Некоторые соображения по специализированным подразделениям беспилотных систем

- Часть третья: Вопросы актуализации и оптимизации штатных структур общевойсковых частей применительно к дронному компоненту

- Послесловие
👍80🤣1614🥱1
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 1 из 12

Вступление

Внутренний слоган четвёртого слёта Дронницы - "Работа над ошибками".

Такая работа требует в первую очередь инвентаризации самих ошибок.

Поэтому решил пробежать по ряду проблемных аспектов реализации дронного компонента в войсках.

Перечень, разумеется, не исчерпывающий. Отмечу проблемы, о которых имею представление и которые неоднократно подсвечивал в телеге уже порядка полутора лет.

Подчёркну слово "неоднократно". Потому что эти проблемы продолжают носить распространённый характер и пережили многих замечательных людей, включая немало тех, с кем я эти проблемы обсуждал.

Обозначенные проблемы зачастую пересекаются и накладываются друг на друга.

Оговорюсь, что детальных вариантов решений я сейчас не предложу. Проработка таких вариантов в любом случае требует коллективной работы.

Вполне очевидно, что определённые решения требуют согласования на высшем уровне военной иерархии и соответствующих указаний.

В частности, многие проблемные вопросы могут быть решены, пожалуй, только серьёзными подвижками в общей организации боевой работы войск.

Также огромную значимость, безусловно, имеет общее насыщение войск качественной матчастью и хорошо подготовленными кадрами.

В общем, предлагаю рассматривать общие контуры соображений по тому или иному вопросу как возможные векторы направления мыслей, которые требуют обсуждения и детализации уже в ином формате.

А там уже, может быть, что-нибудь получится донести и до верхних слоёв нашей военной атмосферы.

Продолжение ниже ⬇️
57👍46🤣11🥱5
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 2 из 12

1⃣ Ряд специфических проблем реализации беспилотного летательного компонента в общевойсковых структурах

Первое. Проблема недостаточного понимания комсоставом технических возможностей и специфики применения дронов, начиная с тактического звена и вплоть до высших офицеров.

Напомню, что вопрос обучения командиров поднимали товарищи Любимов и Чадаев в своём выступлении на прошлой Дроннице. И этот вопрос, увы, сохраняет актуальность.

Характерные проблемные явления, которые представляют собой не отдельные эксцессы, но достаточно распространены:

- Расчётам не дают самостоятельно выбирать позиции для работы и волевыми командирскими решениями направляют их на неудачные позиции, без учёта специфики рельефа местности.

В вопросах выбора позиций командование имеет тенденцию руководствоваться соображениями увеличения радиуса действия БПЛА и скорости достижения целей.

Но! Командование при этом зачастую руководствуется формальным принципом приближения к ЛБС, игнорируя такие понятия, как "радиогоризонт" и "радиотень". Вплоть до того, что расчёты могут загонять с возвышенностей в низины.

В результате неравная борьба расчётов со складками местности выливается в снижение эффективности работы.

- Также при определении точек размещения расчётов как можно ближе к переднему краю игнорируются возможности противника по выявлению и поражению наших расчётов, что приводит к неоправданными потерям.

- При постановке задач может игнорироваться фактор неблагоприятной радиоэлектронной обстановки. Получается практически как с пехотой: летите туда, там РЭБа нет. В приказном порядке.

Соответственно, при неподавленном РЭБе противника и фактическом отсутствии коридоров для пролёта птицы летят и теряются.

В частности, расчётам могут поступать указания срочно добивать подорвавшиеся на минах бронемашины противника, на которых ещё какое-то время продолжает работать РЭБ.

Вопрос здесь в первую очередь в тактической целесообразности. Зачем добивать машину здесь и сейчас? Если она стоит обездвиженная, экипаж её покинул, угрозы она не представляет. Её можно затрофеить, или можно выманить на неё другую машину, которая будет стараться её эвакуировать.

Но! На таких задачах птицы утыкаются в РЭБ и либо промахиваются, либо вообще падают не долетая до цели. И так на одну уже подбитую машину может быть бестолково истрачено несколько птиц.

- Также бывают попытки отправлять птицы на задачи в условиях плохой видимости, в сильный туман. Происходит потеря ориентиров или сигнала управления. Птицы теряются.

Что характерно, первая неудача никак не влияет на последующие команды снова запускать птиц. С аналогичным итогом бесполезной утраты матчасти.

- Командиры, бывает, оказываются неспособны адекватно оценивать фактические возможности имеющейся в наличии дронной матчасти и сопутствующего оборудования.

В таких случаях от операторов могут требовать выжимать из материальной базы либо устраивающие командование результаты в неадекватные сроки, либо вообще физически невозможное.

Особенно остро эта проблема ощущается при убогом качестве определённых дронных поделий и в условиях активной работы РЭБа, в том числе РЭБа смежников в отсутствие согласования действий.

- Далеко не все командиры понимают необходимость формирования особых дроноводческих кластеров, включая ремонтные мастерские, с распределением личного состава по специализациям: операторов, инженеров и взрывотехников, для повышения эффективности боевой работы посредством её оптимизации по принципу конвейера.

Причём конкретно проблема организации ремонта птиц стоит очень остро. Волонтёрские мастерские реально перегружены.

В качестве сопутствующей проблемы отмечу ещё банальное забивание командирского болта на обеспечение совершенствования материальной базы и наращиванию технических возможностей расчётов БПЛА.

Здесь дело уже зачастую не в технической некомпетентности, но в общем пагубном принципе: ничего не знаю, рожайте сами, как хотите.

Продолжение ниже ⬇️
👍77💯3330🤣11😁3🥱2👏1
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 3 из 12

Вышеуказанные проблемы усугубляются распространённым явлением пренебрежительного отношения командования к действующим специалистам как к уклонистам от штурмовой работы.

В таких случаях имеет место создание нездоровой рабочей атмосферы с регулярными угрозами перевода расчётов в штурмы за несоответствие ожиданиям командования или утрату матбазы безотносительно причин такой утраты, т.е. включая случаи технических сбоев из-за убогого качества и потерю птиц на дуболомных задачах.

Более того, альтернативно одарённые командиры на самом деле с большей готовностью отправят оставшихся без матбазы специалистов в штурмовое подразделение, нежели будут стараться эту матбазу восполнить.

Плюс ко всему, из такого пренебрежительного отношения проистекает также и явление неадекватного подбора кадров на курсы обучения операторов, которые могут назначаться командирами произвольно, без учёта наличия соответствующего технического бэкграунда и естественной предрасположенности.

В огромной степени проблема компетенций комсостава увязывается с иными проблемами, включая масштабирование успешного опыта.

Второе. Проблемы организационного и управленческого характера.

- Остро стоит проблема организации внешнего обеспечения работы расчётов, даже безотносительно технической части и в условиях благоприятного рельефа.

Вполне логично, что от расчётов требуется давать результаты. Но! Чем ближе расчёты к передовой, тем более они уязвимы для вражеских средств поражения, вплоть до миномётов.

Для того, чтобы они давали хорошие результаты, требуется организация дееспособной системы ПВО нижнего неба и результативной контрбатарейной борьбы.

Иначе расчёты зачастую не имеют возможности своевременно выполнять задачи. Куда они вылезут, если над ними висят глаза? Или на момент получения задачи их квадрат кроет арта?

Плюс противник в принципе чаще выявляет и отрабатывает такие позиции. Выбивается оборудование, погибают операторы и техники.

- Избыточная формализация зон ответственности войсковых организмов и, соответственно, секторов работы расчётов БПЛА.

Здесь отмечу два момента:

- Во-первых, расчёты могут занимать позиции, с которых удобно работать по участку, который формально относится к зоне ответственности смежников, и по нему могут прилетать разве что редкие задачи от старшего начальника. А работать по назначенному участку в зоне ответственности своего войскового организма именно с данной конкретной позиции - крайне неудобно. Как следствие, страдает эффективность.

- Во-вторых, расчёты могут выявлять значимые цели, реально требующие поражения здесь и сейчас, но в смежных зонах ответственности. Поэтому нанесение ударов им не санкционируют. В соответствии с распределёнными зонами ответственности.

Т.е. войсковые организмы как будто ведут свои параллельные войны, зачастую прямо в ущерб тактической целесообразности, но зато формально регламентировано.

А вот неформально зона ответственности рассматривается как зона "кормления", поэтому лезть на "чужую" территорию как бы не комильфо, с неё другие люди зарабатывают себе выплаты, награды и звания.

При этом отмечу, что бывают иные ситуации, когда на одном участке формируется лоскутное одеяло из подразделений разных войсковых частей. Это уже к вопросу об усугублении проблемы координации действий.

Продолжение ниже ⬇️
👍7622💯16🤣10😐4🥱21
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 4 из 12

- Командование имеет тенденцию увлекаться буквально выбиванием очков для докладной отчётности и зарабатывания бонусов без учёта тактической целесообразности, в том числе без увязывания работы расчётов БПЛА с действиями штурмовых групп и с отвлечением внимания на негодные объекты.

В результате увлекательных сафари растрачиваются и без того ограниченные материальные ресурсы, которые, например, можно было бы с несоизмеримо большей эффективностью вписывать в контуры поддержки штурмовых групп на конкретных задачах.

Так, например, выбивается выносное оборудования связи и управления противника. Такое выбивание создаёт противнику определённые сложности, в том числе логистические, ибо в тактическую зону надо затаскивать новое оборудование. Но если такое выбивание не координируется с действиями наземных сил, то на момент атак нашей пехоты у противника есть возможность восстановить целостность системы связи и управления на атакуемом участке.

Аналогичная ситуация с выявленными огневыми точками. Если гасить их без увязки с атаками, эти точки именно в ходе атак будут оживать и гасить нашу пехоту.

Могут быть задачи работать по каким-то норам на опорниках переднего края, в которых сидят несколько неспроможных пехотеев, вместо того, чтобы, скажем, выделять больше средств на подавление логистики и выбивание воздушных глаз противника в нижнем небе участка, который предстоит атаковать пехоте.

Особенно изумительна растрата ударных птиц на добивание уже подбитых единиц бронетехники.

При общей нехватке дронов в войсках нецелесообразные растраты птиц приводят к тому, что, даже при понимании необходимости, поддержать пехоту бывает уже просто нечем.

- Достаточно негативное влияние на эффективность работы расчётов БПЛА оказывают специфические практики управления.

Отмечу три момента:

- Во-первых, аналогично ситуации с артиллерией, действия по организации поражения ударными дронами избыточно формализованы в рамках армейской вертикали управления.

Нередко возникают ситуации, когда операторы наблюдают мобильную цель, но вынуждены ждать команды на поражение. Команда приходит с запозданием и цель успевает уйти.

- Во-вторых, старшие начальники уровня войсковых соединений, наблюдающие видеотрансляции, имеют тенденцию впадать в ручное микроуправление действиями расчётов БПЛА, аналогично практике увлечённого руления малыми штурмовыми группами или отдельными орудиями и миномётами.

Мало того, что это ни разу не нужный психологический прессинг, так ещё и решения для локального тактического уровня старший начальник принимает не владея во всей полноте нюансами обстановки на участке.

- В-третьих, есть также проблема чрезмерного количества субъектов управления.

С одной стороны, в действия расчётов, работающих по задачам от своего непосредственного командования, могут внезапно вмешиваться, как я уже сказал, старшие начальники.

С другой стороны, даже на уровне командования своего собственного войскового организма, могут происходить аттракционы коллективного руления, в которое влезают все кому не лень, и в управлении случается форменный бардак.

Плюс к этому, бывают ситуации прикомандирования расчётов к смежникам. Расчёты в таких случаях, по логике, должны работать по задачам командования этих частей, но! задачи к прикомандированным могут внезапно прилететь от их собственного командования.

Всё это выливается в совершенно лишнюю атмосферу повышенной нервозности, конфликтов интересов и хаотичность в работе.

Продолжение ниже ⬇️
👍8223🤣14💯4🥱3😐3🙏1
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 5 из 12

- Крайне серьёзную проблему представляет отсутствие должной координации работы расчётов БПЛА с наземными силами, включая службы РЭБ.

Структуры ПВО нижнего неба (там, где они вообще созданы) остаются в огромной степени недоразвитыми.

Отсутствие системной защиты от угроз с воздуха приводит к тому, что пехота, если она не сидит наглухо загнанная в норы, имеет тенденцию стрелять по всему, что летит, если нет железобетонной уверенности, что птица своя.

Плюс, при наличии возможности, люди на земле стараются добыть хоть какой-то окопный РЭБ. Такие средства имеют тенденцию появляться неожиданно и работать непредсказуемо.

Кроме того, страдает даже координация со штатными службами РЭБ.

В результате массу птиц валят стрелковкой или РЭБом свои же товарищи по оружию, и помимо утраты матчасти ещё и срывается выполнение задач.

- Сложности с масштабированием успешного опыта интеграции дронного компонента в боевую практику.

В частности, не поставлена на масштабную системную основу работа по выявлению и уничтожению вражеских расчётов БПЛА, РЛС контрбатарейной и антидронной борьбы, воздушных ретрансляторов; развитие дронного компонента в ПВО нижнего неба; организация прямой ударной поддержке штурмовых групп дронами и т.д.

На уровне отдельных штурмовых отрядов комплексное дронное обеспечение штурмовых действий упирается в том числе и в формальную оргштатную структуру. Какие дроны? Какие операторы, инженеры, взрывотехники? По штату не положено.

В части оргштатных структур особо отмечу: даже в условиях общевойсковой закостенелости есть опция реорганизации штатного расписания по временному штатно-должностному расчёту, которая пусть и ситуативно, но всё-таки позволяет командирам частей и соединений оптимизировать оргштатную структуру под дронный компонент (включая, кстати, и наземные дроны). Такой опыт есть. Но широкого распространения он пока не находит.

Во многом проблема масштабирования успешных практик связана с нехваткой технических компетенций комсостава.

Кроме того, чувствительную негативную роль играют следующие факторы:

- Во-первых, выбор целевых приоритетов в зависимости от получаемых командирами бонусов. Отчитаться перед старшим начальником поражением единицы бронетехники, даже если она уже обездвижена миной, или автотранспорта выгоднее, чем поражением единицы живой силы, даже если эта единица - оператор БПЛА.

- Во-вторых, вопрос распределения бонусов при поражении, например, цели типа РЛС, которое требует комплексного участия разных сил, от собственных служб РЭР и воздушной разведки, вплоть до авиации, в результате чего бонус может уйти в "чужие" руки, а значит - можно не заморачиваться выявлением.

Плюс к этому, эта проблема в значительной мере упирается в наличие специализированных кадров и соответствующей матчасти.

Продолжение ниже ⬇️
👍72💯1914🤣9🙏3🥱2
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 6 из 12

Третье. Недостаточная оснащённость общевойсковых структур дронами и сопутствующим оборудованием.

Данная проблема в принципе имеет комплексный характер.

Отмечу несколько нюансов:

- При общей нехватке дронов в общевойсковых структурах, очень много птиц, особенно дронов-камикадзе, тратится практически впустую.

Причём тратится не только в силу обозначенных выше причин, но и ввиду недостаточного качества дронов, поставляемых по официальной линии снабжения.

- Снабжение штатных общевойсковых подразделений БПЛА в существенной степени страдает от фактора условно "безлимитного" снабжения специализированных дронных подразделений, действующих в рамках структуры войск беспилотных систем.

- Алгоритм получения птиц в принципе забюрократизирован.

Плюс поставки по официальной линии зачастую оседают на более высоких уровнях, не доходя до изначальных инициаторов запросов в батальонных взводах БПЛА.

Также штатные подразделения БПЛА озадачены ещё и избыточной отчётностью по выделяемым птицам. Эта отчётность, вкупе с практикой угрожать операторам отправкой в штурмы за утраты птиц, в существенной степени демотивирует расчёты к получению птиц по официальной линии. Т.е. люди, бывает, совсем не горят желанием получать ненужную головную боль и неиллюзорные риски.

Учитывая все данные факторы, особую роль играют собственные вложения в матбазу и волонтёрские поставки.

- Нештатные же структуры оказываются по сути вообще лишены возможности реализовать имеющийся алгоритм получения птиц по официальной линии и в критической мере зависят от собственных вложений и волонтёрских поставок, которых, увы, тоже не хватает.

Четвёртое. Проблема нехватки специализированных кадров.

Данная проблема в огромной степени упирается в практику, мягко говоря, нерачительного использования таких кадров.

Подчеркну: нехватка пехоты проистекает из ненадлежащей организации боевой работы, а затыкание дыр в пехоте техническими специалистами - это ущербный тупиковый путь.

Масштабирование успешных практик и оптимизация оргштатных структур имеет самое прямое отношение к сокращению потерь в пехоте.

Отдельно отмечу, что помимо обозначенных проблем, которые сами по себе в немалой степени демотивируют дроноводческие кадры, существует проблема с поощрительным стимулированием.

Например, результаты работы нештатных расчётов относятся на счёт штатных подразделений старшего начальника, плюс личный состав даже штатных подразделений далеко не всегда получает какие-либо действенные поощрения. Распределение бонусов по фактическому коэффициенту трудового участия очень сильно хромает.

Продолжение ниже ⬇️
👍67💯2315🤣12🥱2
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 7 из 12

2⃣ Некоторые соображения по специализированным подразделениям беспилотных систем

Первое. Отмечу ряд, на мой взгляд, проблемных аспектов работы таких подразделений:

- Во-первых, объективно мы имеем проблему недостаточной оснащённости общевойсковых структур дронной матчастью и сопутствующим оборудованием.

Но! При общей недостаточной оснащённости имеет место, как уже было сказано, ещё и радикальный перекос в обеспечении специализированных дронных подразделений.

Сохранение данной практики в перспективе чревато существенным торможением развития дроноводчества в общевойсковых структурах.

Само по себе наличие специализированных дронных структур - это нормально. Но нам нужно выводить на современный уровень всю нашу армию.

- Во-вторых, одно дело, когда специализированные структуры заточены конкретно под определённые задачи. Например, под задачи ПВО среднего неба, будь то выбивание разведывательных крыльев или перехват барражирующих боеприпасов противника. Это вполне рационально.

Но! В практике боевой работы специализированных подразделений наблюдается отвлечение существенных ресурсов на локальные тактические задачи, которые по логике должны решаться на уровне общевойсковых структур.

С одной стороны, общевойсковые структуры у нас, увы, недоразвиты. С другой стороны, как мне представляется, было бы больше практической пользы от сосредоточения специализированных подразделений, действующих в тактической зоне, на чётко определённых задачах: изоляция района боевых действий, выбивание разведывательных крыльев, выявление и уничтожение расчётов БПЛА и РЛС контрбатарейной и антидронной борьбы, плюс, при возможности, контрбатарейная борьба.

Представляется логичным рациональное распределение функций между действующими на участке специализированными дронными подразделениями и общевойсковыми структурами для комплексного обеспечения боевых действий.

Не вижу практического смысла в распылении ресурсов специализированных подразделений на какие-то норы переднего края, огневые точки на опорниках или простых пехотеев.

При этом сделаю оговорку: считаю в принципе допустимым и целесообразным задействовать специализированные подразделения в особых случаях для прямой ударной поддержки штурмовых групп. Но! Именно в случаях объективной необходимости радикального усиления общевойсковых структур.

- В-третьих, применительно к вопросу поддержки пехоты: работа специализированных подразделений, действующих в тактической зоне, имеет тенденцию проводиться без должной увязки с действиями наземных сил.

Координация и взаимодействие у нас в принципе хромают. Но надо же как-то исправлять. Если выбивать те же средства связи и управления, как говорил выше, или миномётные позиции, то необходимо координировать это выбивание с действиями штурмовых групп.

Также отмечу, что работа специализированных дронных подразделений зачастую носит характер выбивания очков (это общая болезнь). Такое выбивание имеет определённый накопительный эффект, но тактической осмысленности в нём явно не хватает.

Продолжение ниже ⬇️
👍76💯17🤣129🥱2
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 8 из 12

Второе. Некоторые вопросы функционала специализированных структур беспилотных систем.

Специализированные дронные структуры находятся у нас на особом положении и имеют определённый административный ресурс.

Ввиду этого обстоятельства, возможно, имело бы смысл попробовать на их основе реализовать следующие моменты:

- Во-первых, проводить сбор, обобщение и анализ боевого опыта:

-- в общевойсковом масштабе и вне зависимости от организационно-штатных форм, т.е. включая также нештатные структуры;

-- напрямую, по линии войск беспилотных систем, без избыточных звеньев общевойсковой вертикали управления, в том числе для получения объективной картины;

-- с привлечением адекватных специалистов извне в структуры войск беспилотных систем для анализа общевойскового контекста данного опыта с тем, чтобы определять, совершенствовать или вырабатывать оптимальные приёмы и схемы использования беспилотных средств в рамках общевойскового взаимодействия.

- Во-вторых, сделать особый упор на подготовке учебных пособий, методических рекомендаций и базовых учебных курсов для командиров общевойсковых формирований, вплоть до высших офицеров, для повышения уровня их компетенций в части технических особенностей беспилотных средств и специфики их применения.

- В-третьих, выработать установки по приоритизации целей на поражение.

Здесь, правда, есть нюанс.

Расстановка целевых приоритетов хромает у самих специализированных подразделений. Фигачат по всему, что оказывается в зоне видимости и в пределах досягаемости, без особого разбора. Т.е. им бы самим сначала скорректировать свои собственные целевые установки.

Продолжение ниже ⬇️
👍72🤣147🥱3🙏2💯2
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 9 из 12

3⃣ Вопросы актуализации и оптимизации штатных структур общевойсковых частей применительно к дронному компоненту

С одной стороны, сам факт осознания необходимости использования дронов в войсках позитивен.

С другой стороны, вопрос в том, как это использование реализовано с точки зрения оргштатных структур.

Возможно, как промежуточное решение, создание штатных подразделений БПЛА в войсковых частях и соединениях имело смысл.

Но! На мой взгляд, концептуально такое решение не отвечает нуждам преобразования армии в современную военную машину.

Дроны в принципе разнообразны и многофункциональны и являются просто инструментами для выполнения тех или иных задач. Т.е., как уже стопицот раз говорилось, это сквозные технологии.

Несколько ремарок:

- Во-первых, мы имеем устойчивый тренд на дальнейшую роботизацию боевых действий и в обозримой перспективе от дронов нам никуда не деться.

В условиях текущей дронной революции было бы крайне желательно отработать механизмы оперативной трансформации оргштатных структур под фактические реалии.

Гипотетически, в случае появления неких новых видов вооружений и средств обеспечения, мы рискуем опять долго тупить, а затем мучительно рожать какие-нибудь особо специальные, условно, гиперболоидные войска.

- Во-вторых, отдельно отмечу необходимость корректировки роли традиционных средств огневого поражения, в первую очередь артиллерии, которая до сих пор рассматривается отечественной доктриной сухопутных войск как основное средство поражения.

Как наглядно показывает практика, воздушные ударные дроны в целом ряде обстоятельств и условий вполне способны играть роль основного средства поражения. И это крайне важный момент в вопросе об оргштатных структурах.

Аргумент о всепогодности традиционных средств огневого поражения не представляется актуальным.

Фактор высочайшей рассредоточенности сил и средств в современных условиях сделал площадное накрытие анахронизмом и требует точечного поражения целей. Такое поражение требует корректировки огня в режиме реального времени. Такую корректировку обеспечивают разведывательные дроны, которые в той или иной степени зависят от погодных условий.

Лазерные, спутниковые и инерциальные системы наведения артиллерийских боеприпасов также в немалой степени зависят от внешних условий. Плюс их развитие в принципе не отменяет роли малых и средних ударных дронов.

Развитие высокоточных дальнобойных ракетно-артиллерийских систем также никоим образом не отменяет роли ударных дронов дальнего радиуса действия.

Я в принципе рассматриваю воздушно-ударный дронный компонент как критически важный элемент обеспечения успеха на земле.

- В-третьих, можно предположить контраргументы с отсылкой на нехватку матчасти и кадров. Это понятно. Но! Как раз корректировки и трансформации оргштатных структур послужили бы целевыми ориентирами, исходя из которых можно было бы давать чёткие установки соответствующим структурам в части изготовления или сборки матчасти и подготовки кадров.

Причём начинать можно было бы с преобразований в отдельных войсковых формированиях на основе временных штатно-должностных расчётов как пилотных проектов для выработки оптимальных решений.

Продолжение ниже ⬇️
👍6716💯11🤣10🥱3
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 10 из 12

Созданные штатные подразделения БПЛА в общевойсковых формированиях концептуально не соответствуют принципу сквозных технологий.

Отсюда проистекает следующая проблематика:

- Сами такие подразделения функционируют в режиме "и швец, и жнец, и на дуде игрец" и в огромной степени дублируют или заменяют традиционные подразделения обеспечения в общевойсковых частях и соединениях.

- Само по себе наличие штатных подразделений БПЛА, именно ввиду несоответствия принципу сквозных технологий, не снимает объективной необходимости фактического существования нештатных структур и нештатных должностей.

- Нештатный характер таких структур и должностей, объективно необходимых, препятствует организации материально-технического обеспечения по официальной линии снабжения и соответствующих поощрений.

Первоочередной задачей видится внесение корректив в уже существующие оргштатные структуры, в которые дроны различных видов и типов и их расчёты абсолютно органично вписываются именно как инструменты сообразно своему актуальному функционалу.

В частности, в подразделениях тактической разведки - разведывательные БПЛА (коптеры и крылья); во взводах огневой поддержки - малые ударные БПЛА (камикадзе и бомберы); в группах эвакуации и снабжения - транспортные дроны (наземные и воздушные); в сапёрных подразделениях - дроны минирования и разминирования (наземные и воздушные); в противотанковых подразделениях - БПЛА-камикадзе; в подразделениях ПВО - БПЛА-перехватчики и т.д.

Таким образом можно было бы оптимизировать существующие оргштатные структуры за счёт корректировок штатных расписаний, т.е. даже без радикальных трансформаций, путём введения в них новых должностей операторов и инженеров беспилотных систем, а применительно к ударным дронам - взрывотехников.

Учитывая фактор ударных дронов как массовых и недорогих средств поражения, представляются необходимыми также определённые трансформации оргштатных структур в части формирования именно специальных ударных дронных подразделений начиная с уровня батальонов, в том числе за счёт сокращения пехотного компонента.

Применительно конкретно к ударным дронам предлагаю поразмыслить над идеей создания в общевойсковых частях и соединениях единых служб огневой поддержки, которая объединяла бы все имеющиеся в распоряжении конкретного формирования средства поддержки, включая подразделения ударных дронов, в целях оптимизации управления этими средствами и обеспечения надлежащей координации их работы как между собой, так и с действиями пехотных подразделений.

В службы разведки представляется необходимым сводить средства РЭР и разведывательные дроны.

При этом созданные штатные структуры БПЛА войсковых частей и соединений можно было бы перепрофилировать в службы снабжения и технической поддержки беспилотных систем в целом (т.е. не только БПЛА), по аналогии со службами РАВ.

Эти же службы могли бы заниматься сбором опыта применения тех или иных дронов и по результатам обобщения этого опыта давать обратную связь производителям и поставщикам.

В части оптимизации снабжения дронами и сопутствующим оборудованием имело бы смысл рассмотреть в качестве примера нововведения в вооружённых силах США с упрощением формальных требований и отчётности, оперативным тестированием новых образцов или модификаций и гибкостью в закупках (что предполагает выделение этим службам специальных бюджетов).

Вероятно, эти службы можно было бы замкнуть напрямую на войска беспилотных систем.

Продолжение ниже ⬇️
👍7514💯14🤣11🙏2🥱2👏1
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 11 из 12

Напомню, что ещё два года назад отечественные медиа громко объявили о создании в войсках особых разведывательно-штурмовых бригад. Однако, как мы видим, эти заявленные бригады так до сих пор и не появились, в том числе ввиду недостатка боевой техники.

Между тем также два года назад Аркадич (светлая ему память) выдал концепцию беспилотной бригады. Казалось бы, готовое решение.

Причём вопрос здесь не только в нехватке и дороговизне боевой техники в сравнении с дронами, но и в существенном сокращении её возможностей на поле современного боя.

Таким образом на основе концепции беспилотной бригады вполне можно реализовать ударно-штурмовые бригады.

Ещё один вариант - отдельные бригады специального назначения.

С самого начала текущей кампании личный состав бригад в огромной степени используется как продвинутая пехота, т.е. имеет место фактически разбазаривание ценных кадров.

Преобразование оргштатной структуры и соответствующее оснащение обеспечило бы бригадам несоизмеримо более эффективный в современных условиях функционал разведывательно-ударных соединений на дронной основе, причём с сохранением исходного разведывательно-диверсионного компонента, но уже на ином технологическом уровне (даже если группы будут выходить на определённые специальные задачи ножками).

Также представляется крайне актуальным наличие в войсках особых формирований по аналогии с артиллерийскими соединениями прорыва. В нашем случае можно было бы свести в такие формирования подразделения ударных дронов и высокоточных ракетно-артиллерийских систем.

Если всё-таки выводить всю нашу армию на современный уровень, то надо бы очень крепко подумать над обозначенными вопросами.

Окончание ниже ⬇️
👍87💯16🤣136🙏5🥱2
Проблемы практической реализации дронного компонента в действующей армии

Часть 12 из 12

Послесловие

В завершение скажу следующее.

Посвящаю это выступление памяти двух моих товарищей.

Саша "Компас" и Кирилл "Лекс".

С Кириллом мы были почти ровесниками. Саша был совсем молодой.

Саша был из дроноводов четвёртой бригады. Той самой, в которой служили Аркадич и Мурз. Именно Саша был первым, кто начал погружать меня в дроноводческие проблемы, - я же сам из пехоты.

Кирилл тоже был из пехоты, но достаточно плотно взаимодействовал с дроноводами. Именно он, кстати, познакомил меня с Женей Ёжиком. А потом она уже познакомила меня с Димой Гудвином.

С Кириллом как раз мы обсуждали вопросы взаимодействия дроноводов с пехотой.

Саша погиб в августе прошлого года. Погиб на запуске птицы. Их расчёт тогда перевели не просто на неудобную, а на опасную позицию. Противник срисовал.

Кирилл погиб прямо под Новый год. Его группе дали приказ ехать на закреп в село, где "никого нет". Воздушной разведкой не обеспечили. Они даже не доехали.

Такие вот наглядные иллюстрации.

В общем, у всех этих проблем очень высокая цена. Их решение жизненно необходимо. "Жизненно" в самом прямом смысле.
😢143👍110🤣4438💯29🙏22💔14😁63🥱2🤝2
Forwarded from ¡No Pasaràn!
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
День танкиста прошел. И слава богу.

Теперь могу объявить, что у меня производство танковой ДЗ приостановлено: последнюю партию выгрузил вчера в Горловке - танкистам 103 полка.

Всего за время СВО мы сделали 143 комплекта (по 300 КДЗ «Контакт-1»).

Андрюха Архитектор сделал что-то почти 900.

Вместе мы одели одну тысячу лысых танков.

Продолжать производство не могу. Поддержки от государства или от бизнеса нет никакой. Все мои обращения к губернатору и к другим большим людям проигнорированы.
Не погашены счета за прежние поставки.

Буду пока заниматься пулемётами.

Честь имею
😢249🫡130🙏70😁4923🤪12👍10😡10👌51👎1