В погожий летний денек пузатый турист выберется из каменного плена на зеленый провинциальный простор, охнет на широкий среднерусский пейзаж, ахнет на дивное зодчество старинных храмов и монастырей, а потом и это наскучит - опять зевнет, подумает "все одно и то же" и примется рассуждать на тему "туристической инфраструктуры", где харчи пожирнее, ночлег поуютнее, да чтоб подешевле. Привычное средство от скуки вдали от дома.
А все от незнания. Под каждой маковкой самой ветхой церквушки в самом глухом медвежьем углу Руси скрыта история подлинной святости, которая от нас вместе с прошлым все дальше и дальше. Подметили предки: не стоит село без праведника, и город без святого.
Иной турист сам себя наказывает своим невежеством, если считает, что все это - "дела давно минувших дней", распавшиеся в прах. А кто-то и вовсе не поверит, скажет, что миф, чудесная выдумка, красивая сказка, но никак не реальность. Потому и скучает человек на родной земле, что прошлое вместе со святостью сам от себя отстраняет все дальше и дальше, что и не верит этому.
Вот в Белёвском уезде Тульской губернии притаился на грешной земле небольшой мужской монастырь на окраине лесной чащобы. Тишь, красота, сосны, целебный источник, пруд, два больших храма - но это все внешне, услада для глаз...
А тут старина седая напевает тебе свою песню для внутреннего разумения:
"Старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни... лужок церковный села Спыхова... ему ж данн бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу"... "на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить". Так починилась Жабыньская пустынь, но не надолго.
Настали времена разорения: то крымские татары, то поляки да литовцы чинили тут грабежи и убийства. Пришла обитель в запустение на долгие годы, пока не послал Господь сюда преподобного Макария. Сей честной "возградитель стражда в терпении иночески плотию", претерпевая "мраз, зной, в алчбе и жажде", сызнова поднимал монастырь и призывал братию. Только в самом конце своей святой жизни закончил он устроение обители, уже схимником подвизался на кладезе Жабынце: "крайняго смирения не оставль в житии своем, великий Ангельский образ принял". И "плотию стражда", преподобный "врага человекоубийцу диавола под нозе свои покорил".
А ведь за каждым старым певучим словом - жизнь, человек, чувства, дела, смыслы, слезы, пот, кровь и наш общий итог - смерть. Абсолютно во всем - жажда святости, которая для нынешнего большинства - пустой звук, но без которой никак не понять историческую Россию. И только для открытого сердца это сущая реальность.
Русский странник
Платон Караваев
А все от незнания. Под каждой маковкой самой ветхой церквушки в самом глухом медвежьем углу Руси скрыта история подлинной святости, которая от нас вместе с прошлым все дальше и дальше. Подметили предки: не стоит село без праведника, и город без святого.
Иной турист сам себя наказывает своим невежеством, если считает, что все это - "дела давно минувших дней", распавшиеся в прах. А кто-то и вовсе не поверит, скажет, что миф, чудесная выдумка, красивая сказка, но никак не реальность. Потому и скучает человек на родной земле, что прошлое вместе со святостью сам от себя отстраняет все дальше и дальше, что и не верит этому.
Вот в Белёвском уезде Тульской губернии притаился на грешной земле небольшой мужской монастырь на окраине лесной чащобы. Тишь, красота, сосны, целебный источник, пруд, два больших храма - но это все внешне, услада для глаз...
А тут старина седая напевает тебе свою песню для внутреннего разумения:
"Старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни... лужок церковный села Спыхова... ему ж данн бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу"... "на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить". Так починилась Жабыньская пустынь, но не надолго.
Настали времена разорения: то крымские татары, то поляки да литовцы чинили тут грабежи и убийства. Пришла обитель в запустение на долгие годы, пока не послал Господь сюда преподобного Макария. Сей честной "возградитель стражда в терпении иночески плотию", претерпевая "мраз, зной, в алчбе и жажде", сызнова поднимал монастырь и призывал братию. Только в самом конце своей святой жизни закончил он устроение обители, уже схимником подвизался на кладезе Жабынце: "крайняго смирения не оставль в житии своем, великий Ангельский образ принял". И "плотию стражда", преподобный "врага человекоубийцу диавола под нозе свои покорил".
А ведь за каждым старым певучим словом - жизнь, человек, чувства, дела, смыслы, слезы, пот, кровь и наш общий итог - смерть. Абсолютно во всем - жажда святости, которая для нынешнего большинства - пустой звук, но без которой никак не понять историческую Россию. И только для открытого сердца это сущая реальность.
Русский странник
Платон Караваев
❤24🙏8🔥4👍2
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года произошло страшное преступление - убийство Царской Семьи.
Об этой величайшей русской трагедии Святитель Иоанн Шанхайский писал:
Русский странник
Платон Караваев
Об этой величайшей русской трагедии Святитель Иоанн Шанхайский писал:
Кровь его на нас
Убийство Императора Николая II и его Семьи является исключительным как по виновности в нем русского и других народов, так и по его последствиям. Не сразу оно совершилось, подготавливалось постепенно.
Гнусная клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к нему значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему искусно вызванному мятежу не было дано должного отпора ни властями, ни обществом. Малодушие, трусость, предательство и измена во всей полноте были проявлены ими. Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к власти. Народ безмолвствовал сначала, а потом быстро начал пользоваться создавшимися новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные заповеди и человеческие законы. Открыто не было ничего сделано в защиту Государя и Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и его Семьи свободы. Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми немногими, кто не поддался общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь оказался всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может сделать все, что хочет.
Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их.
«Кровь Его на нас и на чадах наших» (Мф. 27, 25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству.
Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха.
Русский странник
Платон Караваев
❤25🙏6😢5❤🔥3😁1🕊1
"Природа - таинственное Евангелие"
Илья Пророк - особо почитаемый ветхозаветный пророк на Руси, поэтому старинных сел с названием Ильинское встречается на русских просторах в большом количестве.
Одно из них - на Калужской земле, в Козельском районе - место особое: настоящая частичка Родины, атом русского космоса, где от красоты и ощущения вечности замирает сердце.
О природе хорошо сказал преподобный преподобный Порфирий Кавсокаливит:
"Радуйтесь тому, что нас окружает. Все нас научает и ведет к Богу. Все вокруг нас – это капли любви Божией. И одушевленный мир, и неодушевленный, и растения, и животные, и птицы, и горы, и море, и закат солнца, и звездное небо. Это – любовь в миниатюре, через которую мы приходим к великой Любви – Христу...
...Природа – это таинственное Евангелие. Но когда у человека внутри отсутствует Благодать, тогда нет ему пользы и от природы."
Русский странник
Платон Караваев
Илья Пророк - особо почитаемый ветхозаветный пророк на Руси, поэтому старинных сел с названием Ильинское встречается на русских просторах в большом количестве.
Одно из них - на Калужской земле, в Козельском районе - место особое: настоящая частичка Родины, атом русского космоса, где от красоты и ощущения вечности замирает сердце.
О природе хорошо сказал преподобный преподобный Порфирий Кавсокаливит:
"Радуйтесь тому, что нас окружает. Все нас научает и ведет к Богу. Все вокруг нас – это капли любви Божией. И одушевленный мир, и неодушевленный, и растения, и животные, и птицы, и горы, и море, и закат солнца, и звездное небо. Это – любовь в миниатюре, через которую мы приходим к великой Любви – Христу...
...Природа – это таинственное Евангелие. Но когда у человека внутри отсутствует Благодать, тогда нет ему пользы и от природы."
Русский странник
Платон Караваев
❤30
Великая княгиня Елизавета Федоровна: “я восхожу в мир бедных и страдающих”
«Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его», - этими словами епископ Трифон (Туркестанов) благословил на евангельское служение великую княгиню Елизавету Фёдоровну, уже облачённую в монашеское одеяние…
Незадолго до этого, в 1909-ом, спустя четыре года после гибели мужа генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, она на свои средства основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия на Большой Ордынке. Всех своих сотрудников великая княгиня напутствовала словами: “Вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих”.
Её подопечные сёстры милосердия в обязательном порядке проходили курс медицинской подготовки. В их задачи входило посещение больных, обездоленных, брошенных детей и оказание им не только медицинской, но материальной и моральной помощи.
В бесплатной больнице новой обители работали самые лучшие специалисты Москвы, и там чудесным образом исцелялись те, от кого отказывались другие врачи. Многие вылеченные пациенты не скрывали слёз, покидая Марфо-Мариинскую больницу и расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу.
Великая княгиня возлагала на себя самую ответственную работу: помогала врачам при операциях, участвовала в регулярных обходах, перевязывала раны, находила слова утешения и всячески стремилась облегчить чужие страдания. Если одинокий больной нуждался в поддержке, она просиживала у его постели до рассвета.
Кроме больницы, при Марфо-Мариинской обители действовали воскресная школа для работниц фабрики, общественная библиотека для всех желающих и бесплатная столовая для бедных.
Каждый год настоятельница Марфо-Мариинской обители получала до 12 000 прошений в год. Люди присылали ей самые разные просьбы: устроить на лечение, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, найти работу, отправить на учёбу за границу. Великая княгиня Екатерина Фёдоровна по силам старалась помочь максимальному количеству просящих.
Особое внимание она уделяла помощи бедным в самом нищем районе Москвы - на Хитровом рынке. Несмотря на опасность быть убитой или ограбленной, великая княгиня обходила все хитровские притоны в сопровождении одной сестры и собирала по грязным углам детей-сирот. Встречая опустившихся родителей, ведущих разгульную жизнь, она умоляла отдать ей на воспитание их детей.
Мальчиков из Хитровки великая княгиня Елизавета Фёдоровна устраивала в общежития. Одна группа бывших оборванцев вошла в артель исполнительных посыльных Москвы. Девочки устраивались в закрытые учебные заведения или приюты, где следили за их духовным и физическим здоровьем.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна основала в Москве не один дом призрения для сирот и инвалидов. При этом каждый из них она поддерживала материально и никогда не забывала их посещать.
Большевики арестовали великую княгиню Елизавету Фёдоровну в апреле 1918-го. К тому времени германское правительство уже добилось от советской власти согласия на её выезд за границу. Но бывшая принцесса Гессен-Дармштадтская отказалась возвращаться на Родину, несмотря на то, что ей, как члену императорского дома, грозила расправа.
Так оно и случилось. Через три месяца после ареста, в ночь на 18 июля, великую княгиню Елизавету Фёдоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника под городом Алапаевск. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобномученицу великую княгиню Елисавету и погибшую вместе с ней инокиню Варвару к лику святых новомучеников России…
Русский странник
Платон Караваев
«Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его», - этими словами епископ Трифон (Туркестанов) благословил на евангельское служение великую княгиню Елизавету Фёдоровну, уже облачённую в монашеское одеяние…
Незадолго до этого, в 1909-ом, спустя четыре года после гибели мужа генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, она на свои средства основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия на Большой Ордынке. Всех своих сотрудников великая княгиня напутствовала словами: “Вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих”.
Её подопечные сёстры милосердия в обязательном порядке проходили курс медицинской подготовки. В их задачи входило посещение больных, обездоленных, брошенных детей и оказание им не только медицинской, но материальной и моральной помощи.
В бесплатной больнице новой обители работали самые лучшие специалисты Москвы, и там чудесным образом исцелялись те, от кого отказывались другие врачи. Многие вылеченные пациенты не скрывали слёз, покидая Марфо-Мариинскую больницу и расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу.
Великая княгиня возлагала на себя самую ответственную работу: помогала врачам при операциях, участвовала в регулярных обходах, перевязывала раны, находила слова утешения и всячески стремилась облегчить чужие страдания. Если одинокий больной нуждался в поддержке, она просиживала у его постели до рассвета.
Кроме больницы, при Марфо-Мариинской обители действовали воскресная школа для работниц фабрики, общественная библиотека для всех желающих и бесплатная столовая для бедных.
Каждый год настоятельница Марфо-Мариинской обители получала до 12 000 прошений в год. Люди присылали ей самые разные просьбы: устроить на лечение, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, найти работу, отправить на учёбу за границу. Великая княгиня Екатерина Фёдоровна по силам старалась помочь максимальному количеству просящих.
Особое внимание она уделяла помощи бедным в самом нищем районе Москвы - на Хитровом рынке. Несмотря на опасность быть убитой или ограбленной, великая княгиня обходила все хитровские притоны в сопровождении одной сестры и собирала по грязным углам детей-сирот. Встречая опустившихся родителей, ведущих разгульную жизнь, она умоляла отдать ей на воспитание их детей.
Мальчиков из Хитровки великая княгиня Елизавета Фёдоровна устраивала в общежития. Одна группа бывших оборванцев вошла в артель исполнительных посыльных Москвы. Девочки устраивались в закрытые учебные заведения или приюты, где следили за их духовным и физическим здоровьем.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна основала в Москве не один дом призрения для сирот и инвалидов. При этом каждый из них она поддерживала материально и никогда не забывала их посещать.
Большевики арестовали великую княгиню Елизавету Фёдоровну в апреле 1918-го. К тому времени германское правительство уже добилось от советской власти согласия на её выезд за границу. Но бывшая принцесса Гессен-Дармштадтская отказалась возвращаться на Родину, несмотря на то, что ей, как члену императорского дома, грозила расправа.
Так оно и случилось. Через три месяца после ареста, в ночь на 18 июля, великую княгиню Елизавету Фёдоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника под городом Алапаевск. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобномученицу великую княгиню Елисавету и погибшую вместе с ней инокиню Варвару к лику святых новомучеников России…
Русский странник
Платон Караваев
❤27🙏17❤🔥1🕊1💯1