Политехнический музей – Telegram
Политехнический музей
4.66K subscribers
4.7K photos
240 videos
2.76K links
Политехнический музей рассказывает о самом интересном из мира науки и технологий и из своей жизни.

Для связи: @IraDavydoff
Download Telegram
Появился новый способ добывать топливо из воздуха

Сегодня проблема парниковых газов и углеродной нейтральности стоит особенно остро. В качестве топлива уже начали использовать спирты или эфиры, которые возможно производить из переработки биомассы: например, в Швейцарии и Германии городская спецтехника переведена на биодизель — он производит меньше выбросов по сравнению с привычными бензином и дизелем. Кроме того, существуют технологии очищения воздуха от СО₂ , образующегося при сгорании топлива, — основного парникового газа. А можно ли совместить одно с другим? Команда немецких и швейцарских учёных решила это проверить.

Исследователи построили установку, которая превращает захваченные из воздуха воду и СО₂ сначала в синтез-газ (смесь СО и Н₂), а затем в метанол. Агрегат состоит из трёх блоков: блока захвата воздуха, блока окислительно-восстановительных реакций и блока переработки синтез-газа в углеводородное топливо.

В первом блоке воздушный поток проходит через специальные фильтры, улавливающие углекислый газ и воду. Такие установки не новы, поскольку необходимость борьбы с парниковыми газами остро уже давно. Самая крупная на сегодняшний день станция, удаляющая из воздуха СО₂, находится в Исландии. Она работает довольно эффективно (40–70% захвата), но никак его не использует полученный газ.

А в установке, которую изобрели учёные, есть окислительно-восстановительный блок — в нём происходит чудо превращения. Блок представляет собой мишень из пористого оксида церия, на которую фокусируется солнечный свет. Цель — нагреть мишень до 1500 °C, чтобы запустить восстановительные реакции и удалить кислород из церия. После этого через пористый церий пропускается поток полученных из воздуха СО₂ и воды, церий вновь окисляется, забирая один атом кислорода у воды, а второй — у СО₂, и на выходе получается синтез-газ.

Затем синтез-газ может быть использован как самостоятельное топливо, либо модифицирован в другое углеводородное. Для последнего используется третий блок. В нём протекает процесс Фишера — Тропша: при давлении 5–30 атмосфер и температуре 200–400 °С в присутствии катализаторов из СО и Н₂ получается углеводород. Соотношение СО:Н₂ в исходном синтез-газе и выбор катализатора влияют на то, какие углеводороды можно будет получить.

В спроектированной установке за 7 часов работы учёные получили 30 мл метанола. До промышленных масштабов производства ещё далеко, но главное — принципиальная возможность этого доказана. Особая прелесть технологии в том, что для производства топлива, в процессе горения которого выбрасывается парниковый газ, используется этот же самый газ, то есть мы получаем углеродную нейтральность. А для реализации процесса используется солнечная энергия.

Сегодня синтетическому горючему пока ещё очень сложно конкурировать с ископаемым в плане экономической эффективности (согласно расчётам, цена полученного таким образом керосина будет вдвое выше цены керосина из нефти). Но сама возможность производить топливо буквально из воздуха и солнечного света – это прецедент, который расширяет представления о производстве экологически чистых альтернативных видов топлива с использованием возобновляемых источников энергии.
Forwarded from Retrogeek 📻
Поиграем? Что это такое?
🛻На каких машинах ездили в начале XX века в Российской Империи? Лучше всего об этом расскажут рекламные объявления, которые публиковались в изданиях того времени!

Каталог Первой международной выставки автомобилей, двигателей и спорта в Москве 1908 года пестрит заманчивыми предложениями купить автомобили иностранных производителей. Здесь можно увидеть французские Berliet и Clement-Bayard, итальянский Bianchi, британский Humber, немецкий Loreley и бельгийский FN. Есть и бренды, знакомые нам сегодня: Mercedes, Peugeot, Fiat и Opel.

Реклама той поры лаконична, и лишь малая часть содержит хоть какое-то красноречивое описание автомобилей. Например, вот так характеризуется машина французской марки Gregoire: «Королева малолитражных автомобилей: мягкая, плавная, с абсолютно бесшумным ходом». В основном же в объявлениях указывался тип транспортного средства (автомобили, грузовики, омнибусы или коляски), название марки и адрес представителя в России.

Самыми известными поставщиками были торговые дома: «Победа», поставляющая автомобили к императорском двору, «А.М. Фокинъ», «Бр. Крыловы», «Г. Маркъ и К°», экипажная фабрика «П. Ильинъ» и другие.

Узнать больше интересного об автомобилях на рубеже 19-20 веков вы можете в изданиях Московского автомобильного общества в нашей Электронной библиотеке: https://lib.polytech.one/

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Forwarded from Retrogeek 📻
Вчерашняя загадка была про лазерный пистолет с пиротехнической лампой-вспышкой. Поздравления тем, кто ответил правильно! Этот проект разрабатывали в СССР для космонавтов в 80-ые, как для того чтобы поражать оптическую аппаратуру на чужих спутниках-шпионах, так и чтобы слепить в ближнем бою вражеских астронавтов, нападающих с мачете. 😳

Звучит невероятно, но это правда. Об этом я узнал из очень любопытной статьи
https://nit.bm.digital/article/1419052205652861099/kak-i-zachem-v-sssr-poyavilis-lazernyie-pistoletyi

Вообще это целая программа — Памятники Науки и Техники Росси, которая реализуется Политехническим музеем уже много лет. Но лишь недавно они запустили онлайн-портал, на котором "оцифровали" отдельные экспонаты в виде коротких иллюстрированных справок: https://nit.bm.digital/tags/eksponatyi. И постоянно добавляются новые.

Там же публикуют авторские тексты об истории наиболее интересных артефактов, исторических эпохах, к которым они принадлежали, людях, которые ими пользовались: https://nit.bm.digital/tags/istorii.

Рекомендую позависать на сайте — там много интересного!
#1980е
Первая мягкая посадка на лунную поверхность произошла за три года до полёта Нила Армстронга. АМС «Луна-9» была выведена на промежуточную околоземную орбиту 31 января 1966 г. с космодрома Байконур ракетой-носителем «Молния-М» с разгонным блоком «Л» и через три дня прилунилась в районе океана Бурь.
🚙Как шедевр итальянского автомобильного дизайна чуть не исчез в СССР

Перед вами машина, которая никогда не производилась. Selene была концептом, представленным в СССР на Итальянской промышленной выставке 1962 года.

Машина была детищем итальянского бюро Ghia. Макет Selene не просто привезли для демонстрации возможностей бюро. Луиджи Сегре, руководивший компанией, в письме советскому конструктору Юрию Долматовскому отмечал: «Я решил использовать выставку, чтобы отдать дань уважения вашему конструкторскому бюро. Примите это также как знак моей неизменной дружбы. Selene будет показана на выставке в Москве, а после её закрытия будет передана вам в вечное владение. Я надеюсь, что, будучи полезной для вас, она послужит также постоянным напоминанием обо мне».

Юрий Долматовский по праву может считаться основателем советской школы автодизайна. И «переданная в вечное владение» конструктора машина имеет много общего с его разработками: Долматовский тоже занимался легковыми автомобилями больших размеров.

Selene была шестиместной. Два задних ряда кресел располагались так, что пассажиры сидели лицом друг к другу, как в пассажирском вагоне.

Руль напоминал штурвал самолёта, а специальный механизм позволял переставить его слева направо. Между передними креслами располагалась панель с переключателями. Снаружи Selene окрасили серебристой эмалью, усилив сходство с космическим кораблём. В 1974 году машина участвовала в съёмках детского фильма «Большое космическое путешествие».

История макета драматична. Вместо НАМИ, Научного автомоторного института, где работал Долматовский, Selene увезли в Институт технической эстетики. Конструктор потребовал перевозки макета, но безуспешно — и в итоге сам перешёл в ИТЭ.

В 1988 году, на момент передачи музею, Selene оказалась в полузатопленном помещении «Мостранскомплекта». Состояние было далеко не идеальным.

🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.