🛻На каких машинах ездили в начале XX века в Российской Империи? Лучше всего об этом расскажут рекламные объявления, которые публиковались в изданиях того времени!
Каталог Первой международной выставки автомобилей, двигателей и спорта в Москве 1908 года пестрит заманчивыми предложениями купить автомобили иностранных производителей. Здесь можно увидеть французские Berliet и Clement-Bayard, итальянский Bianchi, британский Humber, немецкий Loreley и бельгийский FN. Есть и бренды, знакомые нам сегодня: Mercedes, Peugeot, Fiat и Opel.
Реклама той поры лаконична, и лишь малая часть содержит хоть какое-то красноречивое описание автомобилей. Например, вот так характеризуется машина французской марки Gregoire: «Королева малолитражных автомобилей: мягкая, плавная, с абсолютно бесшумным ходом». В основном же в объявлениях указывался тип транспортного средства (автомобили, грузовики, омнибусы или коляски), название марки и адрес представителя в России.
Самыми известными поставщиками были торговые дома: «Победа», поставляющая автомобили к императорском двору, «А.М. Фокинъ», «Бр. Крыловы», «Г. Маркъ и К°», экипажная фабрика «П. Ильинъ» и другие.
Узнать больше интересного об автомобилях на рубеже 19-20 веков вы можете в изданиях Московского автомобильного общества в нашей Электронной библиотеке: https://lib.polytech.one/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Каталог Первой международной выставки автомобилей, двигателей и спорта в Москве 1908 года пестрит заманчивыми предложениями купить автомобили иностранных производителей. Здесь можно увидеть французские Berliet и Clement-Bayard, итальянский Bianchi, британский Humber, немецкий Loreley и бельгийский FN. Есть и бренды, знакомые нам сегодня: Mercedes, Peugeot, Fiat и Opel.
Реклама той поры лаконична, и лишь малая часть содержит хоть какое-то красноречивое описание автомобилей. Например, вот так характеризуется машина французской марки Gregoire: «Королева малолитражных автомобилей: мягкая, плавная, с абсолютно бесшумным ходом». В основном же в объявлениях указывался тип транспортного средства (автомобили, грузовики, омнибусы или коляски), название марки и адрес представителя в России.
Самыми известными поставщиками были торговые дома: «Победа», поставляющая автомобили к императорском двору, «А.М. Фокинъ», «Бр. Крыловы», «Г. Маркъ и К°», экипажная фабрика «П. Ильинъ» и другие.
Узнать больше интересного об автомобилях на рубеже 19-20 веков вы можете в изданиях Московского автомобильного общества в нашей Электронной библиотеке: https://lib.polytech.one/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Forwarded from Retrogeek 📻
Вчерашняя загадка была про лазерный пистолет с пиротехнической лампой-вспышкой. Поздравления тем, кто ответил правильно! Этот проект разрабатывали в СССР для космонавтов в 80-ые, как для того чтобы поражать оптическую аппаратуру на чужих спутниках-шпионах, так и чтобы слепить в ближнем бою вражеских астронавтов, нападающих с мачете. 😳
Звучит невероятно, но это правда. Об этом я узнал из очень любопытной статьи
https://nit.bm.digital/article/1419052205652861099/kak-i-zachem-v-sssr-poyavilis-lazernyie-pistoletyi
Вообще это целая программа — Памятники Науки и Техники Росси, которая реализуется Политехническим музеем уже много лет. Но лишь недавно они запустили онлайн-портал, на котором "оцифровали" отдельные экспонаты в виде коротких иллюстрированных справок: https://nit.bm.digital/tags/eksponatyi. И постоянно добавляются новые.
Там же публикуют авторские тексты об истории наиболее интересных артефактов, исторических эпохах, к которым они принадлежали, людях, которые ими пользовались: https://nit.bm.digital/tags/istorii.
Рекомендую позависать на сайте — там много интересного!
#1980е
Звучит невероятно, но это правда. Об этом я узнал из очень любопытной статьи
https://nit.bm.digital/article/1419052205652861099/kak-i-zachem-v-sssr-poyavilis-lazernyie-pistoletyi
Вообще это целая программа — Памятники Науки и Техники Росси, которая реализуется Политехническим музеем уже много лет. Но лишь недавно они запустили онлайн-портал, на котором "оцифровали" отдельные экспонаты в виде коротких иллюстрированных справок: https://nit.bm.digital/tags/eksponatyi. И постоянно добавляются новые.
Там же публикуют авторские тексты об истории наиболее интересных артефактов, исторических эпохах, к которым они принадлежали, людях, которые ими пользовались: https://nit.bm.digital/tags/istorii.
Рекомендую позависать на сайте — там много интересного!
#1980е
Как и зачем в СССР появились лазерные пистолеты:
Как и зачем в СССР появились лазерные пистолеты: вы на орбите, на вас медленно...
Советские и американские космонавты с самого начала летали в космос с оружием, а разработкой специальных «космических» пистолетов занимались видные ученые. От кого и как думали защищаться космонавты...
🚙Как шедевр итальянского автомобильного дизайна чуть не исчез в СССР
Перед вами машина, которая никогда не производилась. Selene была концептом, представленным в СССР на Итальянской промышленной выставке 1962 года.
Машина была детищем итальянского бюро Ghia. Макет Selene не просто привезли для демонстрации возможностей бюро. Луиджи Сегре, руководивший компанией, в письме советскому конструктору Юрию Долматовскому отмечал: «Я решил использовать выставку, чтобы отдать дань уважения вашему конструкторскому бюро. Примите это также как знак моей неизменной дружбы. Selene будет показана на выставке в Москве, а после её закрытия будет передана вам в вечное владение. Я надеюсь, что, будучи полезной для вас, она послужит также постоянным напоминанием обо мне».
Юрий Долматовский по праву может считаться основателем советской школы автодизайна. И «переданная в вечное владение» конструктора машина имеет много общего с его разработками: Долматовский тоже занимался легковыми автомобилями больших размеров.
Selene была шестиместной. Два задних ряда кресел располагались так, что пассажиры сидели лицом друг к другу, как в пассажирском вагоне.
Руль напоминал штурвал самолёта, а специальный механизм позволял переставить его слева направо. Между передними креслами располагалась панель с переключателями. Снаружи Selene окрасили серебристой эмалью, усилив сходство с космическим кораблём. В 1974 году машина участвовала в съёмках детского фильма «Большое космическое путешествие».
История макета драматична. Вместо НАМИ, Научного автомоторного института, где работал Долматовский, Selene увезли в Институт технической эстетики. Конструктор потребовал перевозки макета, но безуспешно — и в итоге сам перешёл в ИТЭ.
В 1988 году, на момент передачи музею, Selene оказалась в полузатопленном помещении «Мостранскомплекта». Состояние было далеко не идеальным.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Перед вами машина, которая никогда не производилась. Selene была концептом, представленным в СССР на Итальянской промышленной выставке 1962 года.
Машина была детищем итальянского бюро Ghia. Макет Selene не просто привезли для демонстрации возможностей бюро. Луиджи Сегре, руководивший компанией, в письме советскому конструктору Юрию Долматовскому отмечал: «Я решил использовать выставку, чтобы отдать дань уважения вашему конструкторскому бюро. Примите это также как знак моей неизменной дружбы. Selene будет показана на выставке в Москве, а после её закрытия будет передана вам в вечное владение. Я надеюсь, что, будучи полезной для вас, она послужит также постоянным напоминанием обо мне».
Юрий Долматовский по праву может считаться основателем советской школы автодизайна. И «переданная в вечное владение» конструктора машина имеет много общего с его разработками: Долматовский тоже занимался легковыми автомобилями больших размеров.
Selene была шестиместной. Два задних ряда кресел располагались так, что пассажиры сидели лицом друг к другу, как в пассажирском вагоне.
Руль напоминал штурвал самолёта, а специальный механизм позволял переставить его слева направо. Между передними креслами располагалась панель с переключателями. Снаружи Selene окрасили серебристой эмалью, усилив сходство с космическим кораблём. В 1974 году машина участвовала в съёмках детского фильма «Большое космическое путешествие».
История макета драматична. Вместо НАМИ, Научного автомоторного института, где работал Долматовский, Selene увезли в Институт технической эстетики. Конструктор потребовал перевозки макета, но безуспешно — и в итоге сам перешёл в ИТЭ.
В 1988 году, на момент передачи музею, Selene оказалась в полузатопленном помещении «Мостранскомплекта». Состояние было далеко не идеальным.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Forwarded from Fun Science
#книганедели Этика тормозит науку?
Читаю "Истории от разных полушарий мозга" Майкла Газзанига. Тут рассказ о исследованиях переплетается с байками из жизни - как его, так и окружавших его людей. В первой части - "Познавая мозг" - он несколько раз возвращается к теме того, насколько проще было в XX веке заниматься наукой:
"В то время в науке и особенно в Калтехе единственной преградой, стоящей на пути идеи и эксперимента, была ограниченность энтузиазма и возможностей конкретного человека. Никаких комиссий по биоэтике, никакой нехватки средств, никаких обескураживающим нотаций от окружающих никаких бесконечных бумажек. Просто бери и делай."
И позже он приводит слова нейрохирурга Джозефа Богена о том, что исследовательский комитет не дал бы ему разрезать мозг пациенту. Но в 1962 году глава отделения мог принять решение в одиночку. И эксперимент получился революционным.
Тормозит ли этика развитие науки? Или без неё эксперименты были бы слишком жестокими?
Читаю "Истории от разных полушарий мозга" Майкла Газзанига. Тут рассказ о исследованиях переплетается с байками из жизни - как его, так и окружавших его людей. В первой части - "Познавая мозг" - он несколько раз возвращается к теме того, насколько проще было в XX веке заниматься наукой:
"В то время в науке и особенно в Калтехе единственной преградой, стоящей на пути идеи и эксперимента, была ограниченность энтузиазма и возможностей конкретного человека. Никаких комиссий по биоэтике, никакой нехватки средств, никаких обескураживающим нотаций от окружающих никаких бесконечных бумажек. Просто бери и делай."
И позже он приводит слова нейрохирурга Джозефа Богена о том, что исследовательский комитет не дал бы ему разрезать мозг пациенту. Но в 1962 году глава отделения мог принять решение в одиночку. И эксперимент получился революционным.
Тормозит ли этика развитие науки? Или без неё эксперименты были бы слишком жестокими?
🧠Приглашаем на первый «Бранч с учёным» в 2022 году! Поговорим о самом важном — нашем с вами мозге.
В чём его уникальность? Чем мозг человека отличается от мозга шимпанзе? А каким он был у неандертальца? И насколько сильно поменялся сейчас?
Ответит Филипп Хайтович — эволюционный биолог и профессор Сколтеха. Можно и нужно будет задавать любые вопросы по теме.
📍Куда приходить: Ресторан Steak It Easy, Мясницкая ул., 7 стр. 1
🕗Когда: 13 февраля в 14:00
❗Вход свободный, но важно предварительно зарегистрироваться.
Регистрация здесь
В чём его уникальность? Чем мозг человека отличается от мозга шимпанзе? А каким он был у неандертальца? И насколько сильно поменялся сейчас?
Ответит Филипп Хайтович — эволюционный биолог и профессор Сколтеха. Можно и нужно будет задавать любые вопросы по теме.
📍Куда приходить: Ресторан Steak It Easy, Мясницкая ул., 7 стр. 1
🕗Когда: 13 февраля в 14:00
❗Вход свободный, но важно предварительно зарегистрироваться.
Регистрация здесь
Открыт новый способ видеть сквозь преграды. Он позволяет добиться субмиллиметровой точности.
Это может помочь, например, в медицине: под кожей или костью можно разглядеть самые крошечные капилляры. Или выявить дефекты в механизмах почти любого размера.
Технологии NLoS (Non Line-of-Sight Imaging) позволяют наблюдать объекты, находящиеся вне прямой видимости. Если осветить пространство коротким лазерным импульсом, а затем с большой точностью зафиксировать, когда и откуда вернётся отражённый свет, можно будет построить детальное голографическое изображение предмета, который находится за поворотом дороги или за рассеивающей средой вроде тумана. Выделяют две разновидности методов NLoS: основанные на конечности скорости света ToF (Time of Flight) и на пространственных корреляциях в рассеянном свете ME (Memory Effect).
ToF-методы напоминают работу обычного сканера: модулируемый по времени луч лазера последовательно освещает несколько точек в пространстве (так называемых виртуальных источников и виртуальных детекторов) на промежуточной поверхности, такой как стена или пол. Недостаток этой технологии — необходимость большой наблюдаемой области (около 1×1 м) и низкое угловое разрешение (порядка 1 см на расстоянии 1 м).
ME-методы используют пространственные или угловые корреляции рассеянного света. Эта технология обеспечивает самое высокое угловое разрешение (менее 100 мкм на расстоянии 1 м) и не требует большой наблюдаемой области, но имеет очень узкое поле зрения (менее 2°). Ограничен и максимальный размер изучаемых объектов.
Американские учёные из Северо-Западного и Южного методистского университетов предложили новый метод, объединивший в себе лучшие черты существующих: ему достаточно небольшой наблюдаемой области, он обеспечивает почти полусферическое поле зрения и высокое угловое разрешение, а на одно измерение уходит всего несколько десятков миллисекунд, что делает возможной съёмку видео. Новый подход получил название голографии с синтетической длиной волны (SWH).
Лазерная установка испускает два импульса с близкими длинами волн (например, 690,00 и 690,23 нм). Они проходят почти одинаковыми путями, при этом сохраняя информацию о фазе. Учёные показали, что эти два лазерных импульса эквивалентны синтетической волне, имеющей намного большую длину (порядка 1 мм). Если совместить фазовые карты импульсов при помощи компьютера, получится комплекснозначная голограмма скрытого объекта на синтетической длине волны. А по ней можно восстановить информацию о форме этого объекта.
У голографии с синтетической длиной волны наверняка найдётся немало применений. Дефектоскопистам она позволит заглянуть внутрь работающих машин, чтобы увидеть проблемы, которые не проявляют себя в статике. Для врачей она способна стать альтернативой рентгенографии и томографии — скажем, можно будет визуализировать сосуды мозга прямо сквозь кости черепа. Причём технология SWH универсальна и работает не только для оптического излучения. Её можно применить и к радиоволнам, и к акустическим колебаниям, а значит — делать новые открытия в космосе и под водой.
Это может помочь, например, в медицине: под кожей или костью можно разглядеть самые крошечные капилляры. Или выявить дефекты в механизмах почти любого размера.
Технологии NLoS (Non Line-of-Sight Imaging) позволяют наблюдать объекты, находящиеся вне прямой видимости. Если осветить пространство коротким лазерным импульсом, а затем с большой точностью зафиксировать, когда и откуда вернётся отражённый свет, можно будет построить детальное голографическое изображение предмета, который находится за поворотом дороги или за рассеивающей средой вроде тумана. Выделяют две разновидности методов NLoS: основанные на конечности скорости света ToF (Time of Flight) и на пространственных корреляциях в рассеянном свете ME (Memory Effect).
ToF-методы напоминают работу обычного сканера: модулируемый по времени луч лазера последовательно освещает несколько точек в пространстве (так называемых виртуальных источников и виртуальных детекторов) на промежуточной поверхности, такой как стена или пол. Недостаток этой технологии — необходимость большой наблюдаемой области (около 1×1 м) и низкое угловое разрешение (порядка 1 см на расстоянии 1 м).
ME-методы используют пространственные или угловые корреляции рассеянного света. Эта технология обеспечивает самое высокое угловое разрешение (менее 100 мкм на расстоянии 1 м) и не требует большой наблюдаемой области, но имеет очень узкое поле зрения (менее 2°). Ограничен и максимальный размер изучаемых объектов.
Американские учёные из Северо-Западного и Южного методистского университетов предложили новый метод, объединивший в себе лучшие черты существующих: ему достаточно небольшой наблюдаемой области, он обеспечивает почти полусферическое поле зрения и высокое угловое разрешение, а на одно измерение уходит всего несколько десятков миллисекунд, что делает возможной съёмку видео. Новый подход получил название голографии с синтетической длиной волны (SWH).
Лазерная установка испускает два импульса с близкими длинами волн (например, 690,00 и 690,23 нм). Они проходят почти одинаковыми путями, при этом сохраняя информацию о фазе. Учёные показали, что эти два лазерных импульса эквивалентны синтетической волне, имеющей намного большую длину (порядка 1 мм). Если совместить фазовые карты импульсов при помощи компьютера, получится комплекснозначная голограмма скрытого объекта на синтетической длине волны. А по ней можно восстановить информацию о форме этого объекта.
У голографии с синтетической длиной волны наверняка найдётся немало применений. Дефектоскопистам она позволит заглянуть внутрь работающих машин, чтобы увидеть проблемы, которые не проявляют себя в статике. Для врачей она способна стать альтернативой рентгенографии и томографии — скажем, можно будет визуализировать сосуды мозга прямо сквозь кости черепа. Причём технология SWH универсальна и работает не только для оптического излучения. Её можно применить и к радиоволнам, и к акустическим колебаниям, а значит — делать новые открытия в космосе и под водой.