🕰️Часы вашей бабушки
Сегодня такие — уже редкость. А в первой половине 1950-х годов это была одна из самых массовых — и популярных в условиях тотального дефицита — советских моделей.
Настенные механические часы «Янтарь» не отличались ни интересной конструкцией, ни экстравагантным дизайном. Не только по современным меркам, но даже для того времени точность их была невысока: часы за сутки могли отстать или уйти вперёд на полторы минуты. Если ежедневно не переводить стрелки, то через две недели — к концу завода — определить по ним время будет совершенно невозможно.
Зато такие делали массово — завод в Орле запустили в конце 1950 года. Тогда многие другие часовые заводы ещё не успели восстановиться после войны или перестроиться на выпуск «мирной» продукции. Часов в стране не хватало, так что на фоне всеобщего дефицита бытовые часы Орловского часового завода были желанным приобретением и отличным подарком. Экземпляр из нашей коллекции принадлежал к одной из первых партий, которую завод в Орле сделал из собственных, а не привезённых из столицы деталей.
К концу пятидесятых «Янтарю» спроектировали более продвинутый, соответствующий духу времени корпус. Обновлённый вариант тоже есть в коллекции: «Янтарь» 97-ЧМС 1970 года выпуска. Его Политехнический музей получил с орловского завода в ответ на просьбу прислать лучшие образцы продукции. Механические часы «Янтарь» выпускались вплоть до 90-х годов ХХ века, но потом их вытеснили кварцевые модели.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Сегодня такие — уже редкость. А в первой половине 1950-х годов это была одна из самых массовых — и популярных в условиях тотального дефицита — советских моделей.
Настенные механические часы «Янтарь» не отличались ни интересной конструкцией, ни экстравагантным дизайном. Не только по современным меркам, но даже для того времени точность их была невысока: часы за сутки могли отстать или уйти вперёд на полторы минуты. Если ежедневно не переводить стрелки, то через две недели — к концу завода — определить по ним время будет совершенно невозможно.
Зато такие делали массово — завод в Орле запустили в конце 1950 года. Тогда многие другие часовые заводы ещё не успели восстановиться после войны или перестроиться на выпуск «мирной» продукции. Часов в стране не хватало, так что на фоне всеобщего дефицита бытовые часы Орловского часового завода были желанным приобретением и отличным подарком. Экземпляр из нашей коллекции принадлежал к одной из первых партий, которую завод в Орле сделал из собственных, а не привезённых из столицы деталей.
К концу пятидесятых «Янтарю» спроектировали более продвинутый, соответствующий духу времени корпус. Обновлённый вариант тоже есть в коллекции: «Янтарь» 97-ЧМС 1970 года выпуска. Его Политехнический музей получил с орловского завода в ответ на просьбу прислать лучшие образцы продукции. Механические часы «Янтарь» выпускались вплоть до 90-х годов ХХ века, но потом их вытеснили кварцевые модели.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Учёные случайно спроектировали микроварп-двигатель
Мы верим, что когда-нибудь люди начнут совершать межзвездные полёты на космическом корабле, подобно героям легендарного сериала «Звёздный путь». По крайней мере, очередной шажок в эту сторону сделан: учёные проводили исследование для американской армии и случайно спроектировали микро-варп-двигатель. Гипотетически в далёком будущем он может стать технологией, которая позволит людям пересекать огромные расстояния далёкого космоса за «человеческое» время, двигаясь быстрее скорости света.
Движение быстрее скорости света сквозь пространство запрещено специальной теорией относительности Эйнштейна. Однако теоретическая возможность этого существует, если мы говорим о варп-двигателе, потому что при этом не корабль движется сквозь пространство, а область пространства с кораблём внутри движется быстрее света относительно всего остального пространства, что не запрещено. Движение возникает из-за того, что пространство за кораблём раздувается, а пространство перед ним — сжимается.
Учёные случайно спроектировали микро-варп-двигатель, изображение №1
Такая движущаяся область искривлённого специальным образом пространства называется варп-пузырём (от англ. warp — деформировать, искажать) или метрикой Алькубьерре, по фамилии мексиканского физика-теоретика, который в 1994 году предложил концепцию такого двигателя. Кстати, на это исследователя вдохновили научно-фантастические технологии из сериала «Звёздный путь», герои которого живут в 23 веке и бороздят просторы космоса, изучая неизведанные уголки нашей галактики.
Главный недостаток варп-двигателя в том, что для создания варп-пузыря космический корабль должен быть окружён кольцом из материи с отрицательной массой. В классической физике её не существует: антиматерия обладает противоположными материи зарядами, но положительной массой. Единственная надежда — квантовые эффекты типа эффекта Казимира, которые позволяют создавать области с эффективно отрицательной плотностью энергии, эквивалентной отрицательной массе.
В классическом эффекте Казимира отрицательная энергия возникает между двумя пластинами в вакууме. Когда расстояние между пластинами становится достаточно маленьким, между ними перестают помещаться некоторые из квантовых флуктуаций, возникающих в вакууме. В результате из-за того, что полная энергия флуктуаций в вакууме вне пластин принимается за ноль, между пластинами, из-за отсутствия некоторых мод колебаний, энергия оказывается отрицательной.
Но эффект Казимира может возникать не только между параллельными пластинами. Изучением того, какой формы полости образуют какого рода потенциалы отрицательной энергии, занимались по заказу DARPA (управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США) авторы исследования. Одной из полостей, которую они изучали, была полость между стенками цилиндра и сферой внутри него. После проведения расчётов оказалось, что такая полость генерирует два полукольца отрицательной энергии, которые оказываются очень похожими на кольцо экзотической материи, необходимое для двигателя Алькубьерре.
Исследователи говорят, что с помощью их полости можно генерировать настоящие микроскопические варп-пузыри. Лететь они пока никуда не смогут, да и как увеличить кольцо отрицательной энергии до размеров космического корабля, тоже непонятно, ведь эффект Казимира работает только в микроскопических масштабах. Но учёные предлагают распечатать на 3D-принтере серию варп-полостей и посмотреть, как варп-пузыри будут влиять на траекторию пролетающего сквозь них фотона или электрона. Такие исследования подскажут нам, как сделать настоящий варп-двигатель, который откроет человечеству дорогу к звёздам.
Мы верим, что когда-нибудь люди начнут совершать межзвездные полёты на космическом корабле, подобно героям легендарного сериала «Звёздный путь». По крайней мере, очередной шажок в эту сторону сделан: учёные проводили исследование для американской армии и случайно спроектировали микро-варп-двигатель. Гипотетически в далёком будущем он может стать технологией, которая позволит людям пересекать огромные расстояния далёкого космоса за «человеческое» время, двигаясь быстрее скорости света.
Движение быстрее скорости света сквозь пространство запрещено специальной теорией относительности Эйнштейна. Однако теоретическая возможность этого существует, если мы говорим о варп-двигателе, потому что при этом не корабль движется сквозь пространство, а область пространства с кораблём внутри движется быстрее света относительно всего остального пространства, что не запрещено. Движение возникает из-за того, что пространство за кораблём раздувается, а пространство перед ним — сжимается.
Учёные случайно спроектировали микро-варп-двигатель, изображение №1
Такая движущаяся область искривлённого специальным образом пространства называется варп-пузырём (от англ. warp — деформировать, искажать) или метрикой Алькубьерре, по фамилии мексиканского физика-теоретика, который в 1994 году предложил концепцию такого двигателя. Кстати, на это исследователя вдохновили научно-фантастические технологии из сериала «Звёздный путь», герои которого живут в 23 веке и бороздят просторы космоса, изучая неизведанные уголки нашей галактики.
Главный недостаток варп-двигателя в том, что для создания варп-пузыря космический корабль должен быть окружён кольцом из материи с отрицательной массой. В классической физике её не существует: антиматерия обладает противоположными материи зарядами, но положительной массой. Единственная надежда — квантовые эффекты типа эффекта Казимира, которые позволяют создавать области с эффективно отрицательной плотностью энергии, эквивалентной отрицательной массе.
В классическом эффекте Казимира отрицательная энергия возникает между двумя пластинами в вакууме. Когда расстояние между пластинами становится достаточно маленьким, между ними перестают помещаться некоторые из квантовых флуктуаций, возникающих в вакууме. В результате из-за того, что полная энергия флуктуаций в вакууме вне пластин принимается за ноль, между пластинами, из-за отсутствия некоторых мод колебаний, энергия оказывается отрицательной.
Но эффект Казимира может возникать не только между параллельными пластинами. Изучением того, какой формы полости образуют какого рода потенциалы отрицательной энергии, занимались по заказу DARPA (управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США) авторы исследования. Одной из полостей, которую они изучали, была полость между стенками цилиндра и сферой внутри него. После проведения расчётов оказалось, что такая полость генерирует два полукольца отрицательной энергии, которые оказываются очень похожими на кольцо экзотической материи, необходимое для двигателя Алькубьерре.
Исследователи говорят, что с помощью их полости можно генерировать настоящие микроскопические варп-пузыри. Лететь они пока никуда не смогут, да и как увеличить кольцо отрицательной энергии до размеров космического корабля, тоже непонятно, ведь эффект Казимира работает только в микроскопических масштабах. Но учёные предлагают распечатать на 3D-принтере серию варп-полостей и посмотреть, как варп-пузыри будут влиять на траекторию пролетающего сквозь них фотона или электрона. Такие исследования подскажут нам, как сделать настоящий варп-двигатель, который откроет человечеству дорогу к звёздам.
🕷Как в Москву попал паук-птицеяд. Он же птицеед.
Сегодня в России никого не удивишь таким пауком: его можно увидеть в террариуме зоопарка, а некоторые люди заводят его у себя в квартире в качестве домашнего питомца. Но так было не всегда. Забавная история о том, как в 19 веке в Москву случайно завезли пауков-птицеядов, подробно рассказана в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь доступен всем в интернете.
Дело было в 1889 году. На московскую фабрику Е.Н. Биллье большими партиями доставлялись сандаловые деревья из Африки, и когда рабочие обрабатывали их, то в разное время заметили двух огромных пауков. Одного из них они тут же убили, наверное, от страха, ведь ничего подобного они раньше не видели! Но когда появился второй паук, они его отловили и пощадили. Рабочие ломали голову, откуда взялись эти экзотические создания, пока в очередной раз приступили к рубке дерева и не увидели, как из дупла выползает третий паук-птицеяд. Сомнений в том, что животных завезли из Африки вместе с сырьем, не осталось. Третий паук тут же сбежал, и владелец фабрики, господин Биллье, распорядился дать награду тому, кто его найдёт.
А пойманного птицеяда 20 июля 1889 года доставили в Московский зоологический сад и поместили в террариум, который сначала стоял в зале заседаний Общества акклиматизации, но из-за большого наплыва желающих поглядеть на диковинного паука был выставлен на всеобщее обозрение.
Чем кончилась эта история – читайте в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года» на сайте электронной библиотеки Политехнического музея. Кроме того, здесь есть и другие документы Общества, содержащие интересные факты об экзотических животных, завезенных в Россию.
Читать здесь
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Сегодня в России никого не удивишь таким пауком: его можно увидеть в террариуме зоопарка, а некоторые люди заводят его у себя в квартире в качестве домашнего питомца. Но так было не всегда. Забавная история о том, как в 19 веке в Москву случайно завезли пауков-птицеядов, подробно рассказана в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь доступен всем в интернете.
Дело было в 1889 году. На московскую фабрику Е.Н. Биллье большими партиями доставлялись сандаловые деревья из Африки, и когда рабочие обрабатывали их, то в разное время заметили двух огромных пауков. Одного из них они тут же убили, наверное, от страха, ведь ничего подобного они раньше не видели! Но когда появился второй паук, они его отловили и пощадили. Рабочие ломали голову, откуда взялись эти экзотические создания, пока в очередной раз приступили к рубке дерева и не увидели, как из дупла выползает третий паук-птицеяд. Сомнений в том, что животных завезли из Африки вместе с сырьем, не осталось. Третий паук тут же сбежал, и владелец фабрики, господин Биллье, распорядился дать награду тому, кто его найдёт.
А пойманного птицеяда 20 июля 1889 года доставили в Московский зоологический сад и поместили в террариум, который сначала стоял в зале заседаний Общества акклиматизации, но из-за большого наплыва желающих поглядеть на диковинного паука был выставлен на всеобщее обозрение.
Чем кончилась эта история – читайте в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года» на сайте электронной библиотеки Политехнического музея. Кроме того, здесь есть и другие документы Общества, содержащие интересные факты об экзотических животных, завезенных в Россию.
Читать здесь
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
📸Французская фотокамера «ОР-3000» — икона стиля шестидесятых
Фотокамера стереоскопическая, павильонная, монорельсовая штативная на форматную фотопленку и броможелатиновые пластинки. Для линзово-растровой интегральной стереосъемки, совмещающей процессы многоракурсной и панорамной съёмки. Камера перемещается в направляющих штатива по дуге в 30 градусов. Одновременно с камерой разворачивается кассетная часть.
Автор – Морис Бонне, основоположник растровой интегральной стереофотографии во Франции, изобретения которого получили мировое признание.
Дар от семьи Бонне при поддержке и содействии Французского посольства в России и администрации Национального Центра Научных Исследований Франции CNRS в Москве после выставки в 1998 г. в Политехническом музее.
На этой камере проводились исследования в области интегральной фотографии в лаборатории «Reliefphotographie» CNRS. При изготовлении растра для фотокамеры «ОР-3000» была использована оригинальная технология изготовления желатиновых линзовых растров любой конфигурации, разработанная основоположником безочкового стереокино российским конструктором Семеном Павловичем Ивановым.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Фотокамера стереоскопическая, павильонная, монорельсовая штативная на форматную фотопленку и броможелатиновые пластинки. Для линзово-растровой интегральной стереосъемки, совмещающей процессы многоракурсной и панорамной съёмки. Камера перемещается в направляющих штатива по дуге в 30 градусов. Одновременно с камерой разворачивается кассетная часть.
Автор – Морис Бонне, основоположник растровой интегральной стереофотографии во Франции, изобретения которого получили мировое признание.
Дар от семьи Бонне при поддержке и содействии Французского посольства в России и администрации Национального Центра Научных Исследований Франции CNRS в Москве после выставки в 1998 г. в Политехническом музее.
На этой камере проводились исследования в области интегральной фотографии в лаборатории «Reliefphotographie» CNRS. При изготовлении растра для фотокамеры «ОР-3000» была использована оригинальная технология изготовления желатиновых линзовых растров любой конфигурации, разработанная основоположником безочкового стереокино российским конструктором Семеном Павловичем Ивановым.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Как в России появлялись первые организованные женские сообщества
На рубеже XIX-XX веков в Российской Империи начал складываться новый образ женщины. Всё больше ценились такие качества, как образованность, умение грамотно распоряжаться семейным бюджетом и эффективно вести хозяйство. В 1888 году в Москве были учреждены художественно-ремесленные и промышленные женские школы. Туда могли поступить дамы, отучившиеся в средних образовательных учреждениях и желающие получить дополнительные прикладные навыки, которые помогут им улучшить домашний быт и заработать деньги на жизнь:
🔹Кройки и шитья
🔸Рукоделия
🔹Счетоводства
🔸Технического рисования
При школах работала постоянная выставка работ учениц, где они демонстрировали и продавали свои изделия, а также посредническое бюро, куда можно было обратиться в поиске работы.
Идея создания таких курсов в Москве возникла у жены Ивана Алексеевича Новикова, основателя Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. В 1886 году, будучи в Берлине, женщина узнала про художественно-ремесленные школы Lette-Verein и захотела, чтобы что-то подобное появилось в России. Новиков поддержал супругу и вместе с ней перевел программы этих школ на русский язык.
27 марта 1888 года в зале Московской Городской Думы состоялось первое собрание учредителей Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. На нём выступил епископ Александр Преосвященный – он дал благословение на создание школ и выразил надежду, что они послужит на благо семьи и России.
Подробнее об этом читайте в издании «Отчёт Общества распространения между образованными женщинами практических знаний, необходимых в домашнем быту, за 1888 год». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь он доступен в интернете для всех. Узнать больше о женском образовании в России на рубеже 19-20 веков вы можете также из других документов Общества – они тоже оцифрованы на сайте библиотеки.
Читать здесь
На рубеже XIX-XX веков в Российской Империи начал складываться новый образ женщины. Всё больше ценились такие качества, как образованность, умение грамотно распоряжаться семейным бюджетом и эффективно вести хозяйство. В 1888 году в Москве были учреждены художественно-ремесленные и промышленные женские школы. Туда могли поступить дамы, отучившиеся в средних образовательных учреждениях и желающие получить дополнительные прикладные навыки, которые помогут им улучшить домашний быт и заработать деньги на жизнь:
🔹Кройки и шитья
🔸Рукоделия
🔹Счетоводства
🔸Технического рисования
При школах работала постоянная выставка работ учениц, где они демонстрировали и продавали свои изделия, а также посредническое бюро, куда можно было обратиться в поиске работы.
Идея создания таких курсов в Москве возникла у жены Ивана Алексеевича Новикова, основателя Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. В 1886 году, будучи в Берлине, женщина узнала про художественно-ремесленные школы Lette-Verein и захотела, чтобы что-то подобное появилось в России. Новиков поддержал супругу и вместе с ней перевел программы этих школ на русский язык.
27 марта 1888 года в зале Московской Городской Думы состоялось первое собрание учредителей Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. На нём выступил епископ Александр Преосвященный – он дал благословение на создание школ и выразил надежду, что они послужит на благо семьи и России.
Подробнее об этом читайте в издании «Отчёт Общества распространения между образованными женщинами практических знаний, необходимых в домашнем быту, за 1888 год». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь он доступен в интернете для всех. Узнать больше о женском образовании в России на рубеже 19-20 веков вы можете также из других документов Общества – они тоже оцифрованы на сайте библиотеки.
Читать здесь