Политехнический музей – Telegram
Политехнический музей
4.66K subscribers
4.7K photos
240 videos
2.76K links
Политехнический музей рассказывает о самом интересном из мира науки и технологий и из своей жизни.

Для связи: @IraDavydoff
Download Telegram
📸Французская фотокамера «ОР-3000» — икона стиля шестидесятых

Фотокамера стереоскопическая, павильонная, монорельсовая штативная на форматную фотопленку и броможелатиновые пластинки. Для линзово-растровой интегральной стереосъемки, совмещающей процессы многоракурсной и панорамной съёмки. Камера перемещается в направляющих штатива по дуге в 30 градусов. Одновременно с камерой разворачивается кассетная часть.

Автор – Морис Бонне, основоположник растровой интегральной стереофотографии во Франции, изобретения которого получили мировое признание.

Дар от семьи Бонне при поддержке и содействии Французского посольства в России и администрации Национального Центра Научных Исследований Франции CNRS в Москве после выставки в 1998 г. в Политехническом музее.

На этой камере проводились исследования в области интегральной фотографии в лаборатории «Reliefphotographie» CNRS. При изготовлении растра для фотокамеры «ОР-3000» была использована оригинальная технология изготовления желатиновых линзовых растров любой конфигурации, разработанная основоположником безочкового стереокино российским конструктором Семеном Павловичем Ивановым.

🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Как в России появлялись первые организованные женские сообщества

На рубеже XIX-XX веков в Российской Империи начал складываться новый образ женщины. Всё больше ценились такие качества, как образованность, умение грамотно распоряжаться семейным бюджетом и эффективно вести хозяйство. В 1888 году в Москве были учреждены художественно-ремесленные и промышленные женские школы. Туда могли поступить дамы, отучившиеся в средних образовательных учреждениях и желающие получить дополнительные прикладные навыки, которые помогут им улучшить домашний быт и заработать деньги на жизнь:

🔹Кройки и шитья
🔸Рукоделия
🔹Счетоводства
🔸Технического рисования

При школах работала постоянная выставка работ учениц, где они демонстрировали и продавали свои изделия, а также посредническое бюро, куда можно было обратиться в поиске работы.
Идея создания таких курсов в Москве возникла у жены Ивана Алексеевича Новикова, основателя Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. В 1886 году, будучи в Берлине, женщина узнала про художественно-ремесленные школы Lette-Verein и захотела, чтобы что-то подобное появилось в России. Новиков поддержал супругу и вместе с ней перевел программы этих школ на русский язык.

27 марта 1888 года в зале Московской Городской Думы состоялось первое собрание учредителей Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. На нём выступил епископ Александр Преосвященный – он дал благословение на создание школ и выразил надежду, что они послужит на благо семьи и России.

Подробнее об этом читайте в издании «Отчёт Общества распространения между образованными женщинами практических знаний, необходимых в домашнем быту, за 1888 год». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь он доступен в интернете для всех. Узнать больше о женском образовании в России на рубеже 19-20 веков вы можете также из других документов Общества – они тоже оцифрованы на сайте библиотеки.

Читать здесь
Поговорим о важном

Сложные времена меняют всё вокруг нас. А как они влияют на культуру? Как переломные исторические события формировали ценности и представления о допустимом и должном?

И главное — как культура может помочь пережить трудности? Об этом расскажет культуролог, доцент НИУ ВШЭ, автор «Блога злобного культуролога» Оксана Мороз. Ждём вас и ваши вопросы, которые можно будет задать.

Встретимся на «Бранче с учёным» 13 марта в 14:00 в ресторане ATMOSPHERE. Адрес — Пушечная ул., 4 строение 1.

Вход свободный, но обязательна регистрация. Здесь.
Лиза Мейтнер, Зинаида Ершова, Мария Склодовская-Кюри — женщины, которые внесли огромный вклад в изучение атомной энергии и помогли миру использовать её в мирных целях. Как они работали, жили и меняли науку расскажет кандидат физических наук Надежда Чубова.

Лекция «Женщина и атом» пройдёт 10 марта в 19:00 в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Можно будет задавать вопросы о роли женщины в науке и участвовать в обсуждении.

Вход свободный, но нужна регистрация — идём по ссылке.
К Международному женскому дню подготовили для вас список книг, написанных женщинами-популяризаторами науки. Все они о важном и всегда актуальном: о человеке и его поведении, о том, как мы устроены и что нами управляет.

Описание каждой — в нашем интернет-магазине. Специально для наших подписчиков и подписчиц — скидка 10%. Промокод POLYTECH10, работает до 11 марта.

Ханна Фрай: «Hello world. Как быть человеком в эпоху машин»

Елена Клещенко: «ДНК и её человек. Краткая история ДНК-идентификации»

Светлана Бурлак: «Происхождение языка»

Ася Казанцева «Мозг материален»

Сабина Хоссенфельдер «Уродливая Вселенная: как поиски красоты заводят физиков в тупик»

Ирина Фуфаева: «Как называются женщины»

Соня Шах: «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций»

Ася Кравченко: «Как устроен человек»

Флоранс Пино, Карина Луар: «Знакомьтесь: математика!»
Как автомобиль имени Коммунистического интернационала молодёжи показывали Сталину

Единственный уцелевший экземпляр автомобиля КИМ 10-52 изготовили в 1941 году. Возможно, это был и единственный собранный образец. А ведь машина могла бы стать первым массовым советским легковым автомобилем.

КИМ 10-52 спроектировали на основе КИМ 10-50 — предыдущей опытной двухдверной модели. Было выпущено всего несколько сотен экземпляров 10-50. В серию автомобиль не пошёл из-за ряда критических замечаний правительственной комиссии. Согласно легенде, во время демонстрации автомобиля Сталину тот занял переднее пассажирское сиденье и пригласил представителей завода прокатиться вместе с ним. Чтобы протиснуться на заднее сиденье, нужно было откинуть спинку одного из передних кресел. Никто не решился попросить об этом Сталина, а когда водитель, который уже сидел за рулём, собрался встать, вождь остановил его словами «Сидите, товарищ!».

В новой модели — с цифрой 52 в названии — замечания учли. У неё было уже не две, а четыре двери, пониженный кузов и ряд других изменений. Однако начало войны сделало работу по созданию «народного автомобиля» в СССР неактуальной в принципе.

Автомобили КИМ имели предшественника — причём именно предшественника, так как советские конструкторы не копировали его полностью. Это был британский Ford Prefect 1938 года. Детище британского отделения американского концерна Ford выпускалось с рядом модификаций вплоть до 1961 года, с конвейеров заводов сошло более полумиллиона машин. А в 1939 году решение о выпуске такой машины приняли в Латвии, сочтя её подходящей для местных условий.

Обе модели КИМ, конечно, отличались крайне слабым — всего 26 лошадиных сил — двигателем. Но было и немало для советских автомобилей новшеств и в конструкции, и в дизайне — от «двухскатного» лобового стекла и привычного нам сейчас капота «аллигаторного типа» до запасного колеса, размещённого не на кузове, а в специальной нише под багажником. Вишенкой на торте стали часы в салоне, которые в те времена были отличительной особенностью автомобилей высшего класса.

Завод, где сделали КИМ 10-52, назывался «Государственный автосборочный завод имени КИМ» — Коммунистического интернационала молодёжи. Потом завод стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сейчас в бывшем здании АЗЛК расположен Технополис «Москва» — именно там находится Открытая коллекция Политехнического музея, где и хранится этот автомобиль.

🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.