🕷Как в Москву попал паук-птицеяд. Он же птицеед.
Сегодня в России никого не удивишь таким пауком: его можно увидеть в террариуме зоопарка, а некоторые люди заводят его у себя в квартире в качестве домашнего питомца. Но так было не всегда. Забавная история о том, как в 19 веке в Москву случайно завезли пауков-птицеядов, подробно рассказана в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь доступен всем в интернете.
Дело было в 1889 году. На московскую фабрику Е.Н. Биллье большими партиями доставлялись сандаловые деревья из Африки, и когда рабочие обрабатывали их, то в разное время заметили двух огромных пауков. Одного из них они тут же убили, наверное, от страха, ведь ничего подобного они раньше не видели! Но когда появился второй паук, они его отловили и пощадили. Рабочие ломали голову, откуда взялись эти экзотические создания, пока в очередной раз приступили к рубке дерева и не увидели, как из дупла выползает третий паук-птицеяд. Сомнений в том, что животных завезли из Африки вместе с сырьем, не осталось. Третий паук тут же сбежал, и владелец фабрики, господин Биллье, распорядился дать награду тому, кто его найдёт.
А пойманного птицеяда 20 июля 1889 года доставили в Московский зоологический сад и поместили в террариум, который сначала стоял в зале заседаний Общества акклиматизации, но из-за большого наплыва желающих поглядеть на диковинного паука был выставлен на всеобщее обозрение.
Чем кончилась эта история – читайте в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года» на сайте электронной библиотеки Политехнического музея. Кроме того, здесь есть и другие документы Общества, содержащие интересные факты об экзотических животных, завезенных в Россию.
Читать здесь
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Сегодня в России никого не удивишь таким пауком: его можно увидеть в террариуме зоопарка, а некоторые люди заводят его у себя в квартире в качестве домашнего питомца. Но так было не всегда. Забавная история о том, как в 19 веке в Москву случайно завезли пауков-птицеядов, подробно рассказана в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь доступен всем в интернете.
Дело было в 1889 году. На московскую фабрику Е.Н. Биллье большими партиями доставлялись сандаловые деревья из Африки, и когда рабочие обрабатывали их, то в разное время заметили двух огромных пауков. Одного из них они тут же убили, наверное, от страха, ведь ничего подобного они раньше не видели! Но когда появился второй паук, они его отловили и пощадили. Рабочие ломали голову, откуда взялись эти экзотические создания, пока в очередной раз приступили к рубке дерева и не увидели, как из дупла выползает третий паук-птицеяд. Сомнений в том, что животных завезли из Африки вместе с сырьем, не осталось. Третий паук тут же сбежал, и владелец фабрики, господин Биллье, распорядился дать награду тому, кто его найдёт.
А пойманного птицеяда 20 июля 1889 года доставили в Московский зоологический сад и поместили в террариум, который сначала стоял в зале заседаний Общества акклиматизации, но из-за большого наплыва желающих поглядеть на диковинного паука был выставлен на всеобщее обозрение.
Чем кончилась эта история – читайте в издании «Вестник императорского русского общества акклиматизации животных и растений 1890 года» на сайте электронной библиотеки Политехнического музея. Кроме того, здесь есть и другие документы Общества, содержащие интересные факты об экзотических животных, завезенных в Россию.
Читать здесь
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
📸Французская фотокамера «ОР-3000» — икона стиля шестидесятых
Фотокамера стереоскопическая, павильонная, монорельсовая штативная на форматную фотопленку и броможелатиновые пластинки. Для линзово-растровой интегральной стереосъемки, совмещающей процессы многоракурсной и панорамной съёмки. Камера перемещается в направляющих штатива по дуге в 30 градусов. Одновременно с камерой разворачивается кассетная часть.
Автор – Морис Бонне, основоположник растровой интегральной стереофотографии во Франции, изобретения которого получили мировое признание.
Дар от семьи Бонне при поддержке и содействии Французского посольства в России и администрации Национального Центра Научных Исследований Франции CNRS в Москве после выставки в 1998 г. в Политехническом музее.
На этой камере проводились исследования в области интегральной фотографии в лаборатории «Reliefphotographie» CNRS. При изготовлении растра для фотокамеры «ОР-3000» была использована оригинальная технология изготовления желатиновых линзовых растров любой конфигурации, разработанная основоположником безочкового стереокино российским конструктором Семеном Павловичем Ивановым.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Фотокамера стереоскопическая, павильонная, монорельсовая штативная на форматную фотопленку и броможелатиновые пластинки. Для линзово-растровой интегральной стереосъемки, совмещающей процессы многоракурсной и панорамной съёмки. Камера перемещается в направляющих штатива по дуге в 30 градусов. Одновременно с камерой разворачивается кассетная часть.
Автор – Морис Бонне, основоположник растровой интегральной стереофотографии во Франции, изобретения которого получили мировое признание.
Дар от семьи Бонне при поддержке и содействии Французского посольства в России и администрации Национального Центра Научных Исследований Франции CNRS в Москве после выставки в 1998 г. в Политехническом музее.
На этой камере проводились исследования в области интегральной фотографии в лаборатории «Reliefphotographie» CNRS. При изготовлении растра для фотокамеры «ОР-3000» была использована оригинальная технология изготовления желатиновых линзовых растров любой конфигурации, разработанная основоположником безочкового стереокино российским конструктором Семеном Павловичем Ивановым.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Как в России появлялись первые организованные женские сообщества
На рубеже XIX-XX веков в Российской Империи начал складываться новый образ женщины. Всё больше ценились такие качества, как образованность, умение грамотно распоряжаться семейным бюджетом и эффективно вести хозяйство. В 1888 году в Москве были учреждены художественно-ремесленные и промышленные женские школы. Туда могли поступить дамы, отучившиеся в средних образовательных учреждениях и желающие получить дополнительные прикладные навыки, которые помогут им улучшить домашний быт и заработать деньги на жизнь:
🔹Кройки и шитья
🔸Рукоделия
🔹Счетоводства
🔸Технического рисования
При школах работала постоянная выставка работ учениц, где они демонстрировали и продавали свои изделия, а также посредническое бюро, куда можно было обратиться в поиске работы.
Идея создания таких курсов в Москве возникла у жены Ивана Алексеевича Новикова, основателя Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. В 1886 году, будучи в Берлине, женщина узнала про художественно-ремесленные школы Lette-Verein и захотела, чтобы что-то подобное появилось в России. Новиков поддержал супругу и вместе с ней перевел программы этих школ на русский язык.
27 марта 1888 года в зале Московской Городской Думы состоялось первое собрание учредителей Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. На нём выступил епископ Александр Преосвященный – он дал благословение на создание школ и выразил надежду, что они послужит на благо семьи и России.
Подробнее об этом читайте в издании «Отчёт Общества распространения между образованными женщинами практических знаний, необходимых в домашнем быту, за 1888 год». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь он доступен в интернете для всех. Узнать больше о женском образовании в России на рубеже 19-20 веков вы можете также из других документов Общества – они тоже оцифрованы на сайте библиотеки.
Читать здесь
На рубеже XIX-XX веков в Российской Империи начал складываться новый образ женщины. Всё больше ценились такие качества, как образованность, умение грамотно распоряжаться семейным бюджетом и эффективно вести хозяйство. В 1888 году в Москве были учреждены художественно-ремесленные и промышленные женские школы. Туда могли поступить дамы, отучившиеся в средних образовательных учреждениях и желающие получить дополнительные прикладные навыки, которые помогут им улучшить домашний быт и заработать деньги на жизнь:
🔹Кройки и шитья
🔸Рукоделия
🔹Счетоводства
🔸Технического рисования
При школах работала постоянная выставка работ учениц, где они демонстрировали и продавали свои изделия, а также посредническое бюро, куда можно было обратиться в поиске работы.
Идея создания таких курсов в Москве возникла у жены Ивана Алексеевича Новикова, основателя Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. В 1886 году, будучи в Берлине, женщина узнала про художественно-ремесленные школы Lette-Verein и захотела, чтобы что-то подобное появилось в России. Новиков поддержал супругу и вместе с ней перевел программы этих школ на русский язык.
27 марта 1888 года в зале Московской Городской Думы состоялось первое собрание учредителей Общества распространения между образованными женщинами практических знаний. На нём выступил епископ Александр Преосвященный – он дал благословение на создание школ и выразил надежду, что они послужит на благо семьи и России.
Подробнее об этом читайте в издании «Отчёт Общества распространения между образованными женщинами практических знаний, необходимых в домашнем быту, за 1888 год». Журнал хранится в Политехнической библиотеке, и теперь он доступен в интернете для всех. Узнать больше о женском образовании в России на рубеже 19-20 веков вы можете также из других документов Общества – они тоже оцифрованы на сайте библиотеки.
Читать здесь
Поговорим о важном
Сложные времена меняют всё вокруг нас. А как они влияют на культуру? Как переломные исторические события формировали ценности и представления о допустимом и должном?
И главное — как культура может помочь пережить трудности? Об этом расскажет культуролог, доцент НИУ ВШЭ, автор «Блога злобного культуролога» Оксана Мороз. Ждём вас и ваши вопросы, которые можно будет задать.
Встретимся на «Бранче с учёным» 13 марта в 14:00 в ресторане ATMOSPHERE. Адрес — Пушечная ул., 4 строение 1.
Вход свободный, но обязательна регистрация. Здесь.
Сложные времена меняют всё вокруг нас. А как они влияют на культуру? Как переломные исторические события формировали ценности и представления о допустимом и должном?
И главное — как культура может помочь пережить трудности? Об этом расскажет культуролог, доцент НИУ ВШЭ, автор «Блога злобного культуролога» Оксана Мороз. Ждём вас и ваши вопросы, которые можно будет задать.
Встретимся на «Бранче с учёным» 13 марта в 14:00 в ресторане ATMOSPHERE. Адрес — Пушечная ул., 4 строение 1.
Вход свободный, но обязательна регистрация. Здесь.
Лиза Мейтнер, Зинаида Ершова, Мария Склодовская-Кюри — женщины, которые внесли огромный вклад в изучение атомной энергии и помогли миру использовать её в мирных целях. Как они работали, жили и меняли науку расскажет кандидат физических наук Надежда Чубова.
Лекция «Женщина и атом» пройдёт 10 марта в 19:00 в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Можно будет задавать вопросы о роли женщины в науке и участвовать в обсуждении.
Вход свободный, но нужна регистрация — идём по ссылке.
Лекция «Женщина и атом» пройдёт 10 марта в 19:00 в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Можно будет задавать вопросы о роли женщины в науке и участвовать в обсуждении.
Вход свободный, но нужна регистрация — идём по ссылке.
К Международному женскому дню подготовили для вас список книг, написанных женщинами-популяризаторами науки. Все они о важном и всегда актуальном: о человеке и его поведении, о том, как мы устроены и что нами управляет.
Описание каждой — в нашем интернет-магазине. Специально для наших подписчиков и подписчиц — скидка 10%. Промокод POLYTECH10, работает до 11 марта.
Ханна Фрай: «Hello world. Как быть человеком в эпоху машин»
Елена Клещенко: «ДНК и её человек. Краткая история ДНК-идентификации»
Светлана Бурлак: «Происхождение языка»
Ася Казанцева «Мозг материален»
Сабина Хоссенфельдер «Уродливая Вселенная: как поиски красоты заводят физиков в тупик»
Ирина Фуфаева: «Как называются женщины»
Соня Шах: «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций»
Ася Кравченко: «Как устроен человек»
Флоранс Пино, Карина Луар: «Знакомьтесь: математика!»
Описание каждой — в нашем интернет-магазине. Специально для наших подписчиков и подписчиц — скидка 10%. Промокод POLYTECH10, работает до 11 марта.
Ханна Фрай: «Hello world. Как быть человеком в эпоху машин»
Елена Клещенко: «ДНК и её человек. Краткая история ДНК-идентификации»
Светлана Бурлак: «Происхождение языка»
Ася Казанцева «Мозг материален»
Сабина Хоссенфельдер «Уродливая Вселенная: как поиски красоты заводят физиков в тупик»
Ирина Фуфаева: «Как называются женщины»
Соня Шах: «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций»
Ася Кравченко: «Как устроен человек»
Флоранс Пино, Карина Луар: «Знакомьтесь: математика!»
shop.polytech.one
Hello world. Как быть человеком в эпоху машин
Ханна Фрай, английский математик, профессор Университетского колледжа Лондона, ведущая научных теле- и радиопередач, доступно и увлекательно рассказывает о принципах работы компьютерных алгоритмов и искусственного интеллекта, об их применении в разных сферах…
Как автомобиль имени Коммунистического интернационала молодёжи показывали Сталину
Единственный уцелевший экземпляр автомобиля КИМ 10-52 изготовили в 1941 году. Возможно, это был и единственный собранный образец. А ведь машина могла бы стать первым массовым советским легковым автомобилем.
КИМ 10-52 спроектировали на основе КИМ 10-50 — предыдущей опытной двухдверной модели. Было выпущено всего несколько сотен экземпляров 10-50. В серию автомобиль не пошёл из-за ряда критических замечаний правительственной комиссии. Согласно легенде, во время демонстрации автомобиля Сталину тот занял переднее пассажирское сиденье и пригласил представителей завода прокатиться вместе с ним. Чтобы протиснуться на заднее сиденье, нужно было откинуть спинку одного из передних кресел. Никто не решился попросить об этом Сталина, а когда водитель, который уже сидел за рулём, собрался встать, вождь остановил его словами «Сидите, товарищ!».
В новой модели — с цифрой 52 в названии — замечания учли. У неё было уже не две, а четыре двери, пониженный кузов и ряд других изменений. Однако начало войны сделало работу по созданию «народного автомобиля» в СССР неактуальной в принципе.
Автомобили КИМ имели предшественника — причём именно предшественника, так как советские конструкторы не копировали его полностью. Это был британский Ford Prefect 1938 года. Детище британского отделения американского концерна Ford выпускалось с рядом модификаций вплоть до 1961 года, с конвейеров заводов сошло более полумиллиона машин. А в 1939 году решение о выпуске такой машины приняли в Латвии, сочтя её подходящей для местных условий.
Обе модели КИМ, конечно, отличались крайне слабым — всего 26 лошадиных сил — двигателем. Но было и немало для советских автомобилей новшеств и в конструкции, и в дизайне — от «двухскатного» лобового стекла и привычного нам сейчас капота «аллигаторного типа» до запасного колеса, размещённого не на кузове, а в специальной нише под багажником. Вишенкой на торте стали часы в салоне, которые в те времена были отличительной особенностью автомобилей высшего класса.
Завод, где сделали КИМ 10-52, назывался «Государственный автосборочный завод имени КИМ» — Коммунистического интернационала молодёжи. Потом завод стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сейчас в бывшем здании АЗЛК расположен Технополис «Москва» — именно там находится Открытая коллекция Политехнического музея, где и хранится этот автомобиль.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Единственный уцелевший экземпляр автомобиля КИМ 10-52 изготовили в 1941 году. Возможно, это был и единственный собранный образец. А ведь машина могла бы стать первым массовым советским легковым автомобилем.
КИМ 10-52 спроектировали на основе КИМ 10-50 — предыдущей опытной двухдверной модели. Было выпущено всего несколько сотен экземпляров 10-50. В серию автомобиль не пошёл из-за ряда критических замечаний правительственной комиссии. Согласно легенде, во время демонстрации автомобиля Сталину тот занял переднее пассажирское сиденье и пригласил представителей завода прокатиться вместе с ним. Чтобы протиснуться на заднее сиденье, нужно было откинуть спинку одного из передних кресел. Никто не решился попросить об этом Сталина, а когда водитель, который уже сидел за рулём, собрался встать, вождь остановил его словами «Сидите, товарищ!».
В новой модели — с цифрой 52 в названии — замечания учли. У неё было уже не две, а четыре двери, пониженный кузов и ряд других изменений. Однако начало войны сделало работу по созданию «народного автомобиля» в СССР неактуальной в принципе.
Автомобили КИМ имели предшественника — причём именно предшественника, так как советские конструкторы не копировали его полностью. Это был британский Ford Prefect 1938 года. Детище британского отделения американского концерна Ford выпускалось с рядом модификаций вплоть до 1961 года, с конвейеров заводов сошло более полумиллиона машин. А в 1939 году решение о выпуске такой машины приняли в Латвии, сочтя её подходящей для местных условий.
Обе модели КИМ, конечно, отличались крайне слабым — всего 26 лошадиных сил — двигателем. Но было и немало для советских автомобилей новшеств и в конструкции, и в дизайне — от «двухскатного» лобового стекла и привычного нам сейчас капота «аллигаторного типа» до запасного колеса, размещённого не на кузове, а в специальной нише под багажником. Вишенкой на торте стали часы в салоне, которые в те времена были отличительной особенностью автомобилей высшего класса.
Завод, где сделали КИМ 10-52, назывался «Государственный автосборочный завод имени КИМ» — Коммунистического интернационала молодёжи. Потом завод стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сейчас в бывшем здании АЗЛК расположен Технополис «Москва» — именно там находится Открытая коллекция Политехнического музея, где и хранится этот автомобиль.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.