Повесть современных лет
Photo
Изба потешная деяний минувшаго времени, иже во городке Осинском свершахуся, современными же словесы "Осинский краеведческий музей".
👍46❤13
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В допетровской Руси не существовало такого понятия как государственный гимн. Однако в особо торжественных случаях исполнялось песнопение Богородичен Догматик первого гласа или же "Всемирная слава". Это молитвенное песнопение считается прообразом русского государственного гимна.
Слушать на "Рутубе" - https://rutube.ru/video/fe5d70240b167ca897acf85c294ab508/?r=a/
Слушать на "Рутубе" - https://rutube.ru/video/fe5d70240b167ca897acf85c294ab508/?r=a/
❤66🙏20👍11👎1
В лето 7533 апреля месяца удума Господарь мериканский Дональд Трампов на всякий товар иноземный пошлины мытныя утвердити. Овиим бо едину десятину, овиим пять, овиим же седмь. Яко, речет, страны иноземныя со немцы мериканския не гостьбу творят, обаче же татьбу чинят. Деют бо не торг, ино же разбой.
"Новый Лѣтописецъ"
"Новый Лѣтописецъ"
🔥47😁22💯21👍5
Лета 7533 марта месяца во земли Литовския твориша ратники мериканския на колымаге вогнебойныя да самоходныя путь чрез топь. Да токмо же топь сия колымагу ту абие и поглоти.
И се бысть тоска и печаль гораздая средь жмуди, яко самая жмудь во холопех мериканских ходити чает. А чертежа оной топи не имеет, угодий бо своих не ведает.
Такожде идут ныне вои от стран закатных к порубежию Русскому. Яко и приидоша немцы цесарския к Белыя Руси. А Мануил Франкский да Кир Старомерь Руси войною грозят.
"Новый Лѣтописецъ"
И се бысть тоска и печаль гораздая средь жмуди, яко самая жмудь во холопех мериканских ходити чает. А чертежа оной топи не имеет, угодий бо своих не ведает.
Такожде идут ныне вои от стран закатных к порубежию Русскому. Яко и приидоша немцы цесарския к Белыя Руси. А Мануил Франкский да Кир Старомерь Руси войною грозят.
"Новый Лѣтописецъ"
🔥58👍20😁1🙏1
Повесть современных лет
Лета 7533 марта месяца во земли Литовския твориша ратники мериканския на колымаге вогнебойныя да самоходныя путь чрез топь. Да токмо же топь сия колымагу ту абие и поглоти. И се бысть тоска и печаль гораздая средь жмуди, яко самая жмудь во холопех мериканских…
Жмудь (Битва под Медниками)
Кобыла и Трупоглазые Жабы Искали Цезию, Нашли Поздно Утром Свистящего…
"В год от Рождества Христова 1320, в VI календы августа, то есть на третий день после праздника святого апостола Иакова, брат Генрих, маршал, с 40 братьями и всадниками из Самбии и Мемеля пришел в волость Меденикку. И, когда идущие впереди по заведенному военному обычаю прошли через нее, опустошая огнем и мечом, язычники этой волости, уже во всеоружии, напали на тех, которые были собраны под стягом братьев,
И, нанося удары со всех сторон, многих убили, то убили наконец и брата Генриха, маршала, с 29 братьями и многих людей. Прочие, блуждая в пуще много дней и ночей, вернулись, ослабев от голода. А брата Герхарда по прозвищу Руде, фогта самбийского, облаченного в доспехи и верхом на коне, они сожгли, принеся в жертву своим богам".
Петер из Дусбурга, "Хроника земли Прусской".
И, нанося удары со всех сторон, многих убили, то убили наконец и брата Генриха, маршала, с 29 братьями и многих людей. Прочие, блуждая в пуще много дней и ночей, вернулись, ослабев от голода. А брата Герхарда по прозвищу Руде, фогта самбийского, облаченного в доспехи и верхом на коне, они сожгли, принеся в жертву своим богам".
Петер из Дусбурга, "Хроника земли Прусской".
👍27🔥7👎1
В марте 2025 г. исполнилось 600 лет со дня упокоения Великого Московского князя Василия I Дмитриевича (1371-1425). Василий Первый не столь известен в народной памяти, как например Иван Грозный, Дмитрий Донской или же Иван Калита. Тем не менее, его 36-летнее правление (1389-1425) было одним из самых больших по продолжительности среди всех российских государей. За это время территория зарождающегося централизованного русского государства значительно расширилась. В состав Великого Московского княжества вошли Ржев, Мещера, Муром, Нижегородское княжество, обширные земли от Вологды до Устюга и др.
В 1382 г. после разорения Москвы Тохтамышем Князь Дмитрий Донской отправил сына Василия в Орду «тягаться с Михаилом Александровичем Тверским о великом княжении». Тохтамыш не дал Михаилу великого княжения, но задержал Василия у себя и требовал за него 8000 рублей выкупа. Только в 1385 году молодой князь сумел спастись бегством из плена.
Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I московское княжество не ощутило каких-либо внутренних потрясений. За этот период Москва лишь однажды, в 1408 году, подверглась нашествию сил Орды. Едигей так и не смог взять город, но Василию пришлось возобновить выплаты дани после 12-летнего перерыва.
Женившись на дочери Литовского князя Витовта - Софьи - Василий Первый существенно снизил и накал вооружённой борьбы с Литвой, хотя полностью избежать военных столкновений не удалось. Кстати, во время Русско-литовской войны 1406-08 гг. произошло первое Стояние на реке Угре. В 1408 году войска Витовта выступили в поход на Москву. На границе государств — реке Угре, их встретили московские войска и татарские вспомогательные отряды. Правители решили не доводить дело до сражения и заключили мир. В это время Витовт готовился к войне с Тевтонским орденом, а Василия I беспокоили события в Орде и опасность нашествия Едигея. После многодневного стояния войск на противоположных берегах реки Витовт и Василий I заключили «вечный мир».
На его же правление пришлось и нашествие Тамерлана.
В последние годы правления Василия Дмитриевича в Москве был перестроен в белом камне Андроников монастырь, самая старая из построек которого — Спасский собор (1422 год) — сохранилась в перестроенном виде по сей день. Также в его правление в Московском Кремле был построен Благовещенский собор.
При Василии I на печатях великих московских князей впервые появилось изображение всадника, вооружённого копьём.
Дело с увековечиванием памяти о Василии Дмитриевиче в России обстоит весьма плохо. Единственный в стране памятник Василию I поставлен в городе Плёс (Ивановская область). Кстати, действие фильма "Андрей Рублев" Тарковского также повествует о времени княжения Василия I.
++++++++
"Яко же и нынѣ въ дни наша случися. Боголюбивому и православному самодръжцу великому князю Василью Дмитриевичю, столь русскиа хоругви дръжащу, и христиане благоденьствовахуть в дръжавѣ его, и земля Русскиа миром украшаема в сихъ доброх исполнився благоцветяше. Лукавии же измаилтяне не можаху завистию зрѣти толика посѣщениа человеколюбца Бога на христоименитых людехъ. Завистию поджигаеми бывахуть, не тръпяхуть зрѣти исполнениа земля Русскиа и благовременьства христианьска, многажды покушашеся приити разорити таковыа красоты величества и славу отторгнути христоименитых людей; того ради съ князми нашими лукавенъ миръ съставиша. Ограждениемъ же пречистыя Богоматере недоволни бывахуть приити на ны. Егда же възбраннаа Воевода наша избавляша нас, тогда многых злых обычаи грѣховных оставляти обещаваемся и пакы забытнѣ от правды заблужаем, връху власть прегрѣшений наших обрѣтаемся. Того ради господу Богу наказующу нас и посѣщающу жезлом безакониа наша, по пророку. Безаконии бо агаряне волчески всегда подкрадают нас, злохитрено мирують с нами. Да нѣколи князи наши, надѣющися цѣлыя любви от них, бестражии будуть, да они, губително время обрѣтше, мѣсто злаго желаниа получать. К Васильеви же к великому князю паче всих князей злоковарную любовь показаша".
Сказание ο нашествии на Москву хана Едигея.
В 1382 г. после разорения Москвы Тохтамышем Князь Дмитрий Донской отправил сына Василия в Орду «тягаться с Михаилом Александровичем Тверским о великом княжении». Тохтамыш не дал Михаилу великого княжения, но задержал Василия у себя и требовал за него 8000 рублей выкупа. Только в 1385 году молодой князь сумел спастись бегством из плена.
Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I московское княжество не ощутило каких-либо внутренних потрясений. За этот период Москва лишь однажды, в 1408 году, подверглась нашествию сил Орды. Едигей так и не смог взять город, но Василию пришлось возобновить выплаты дани после 12-летнего перерыва.
Женившись на дочери Литовского князя Витовта - Софьи - Василий Первый существенно снизил и накал вооружённой борьбы с Литвой, хотя полностью избежать военных столкновений не удалось. Кстати, во время Русско-литовской войны 1406-08 гг. произошло первое Стояние на реке Угре. В 1408 году войска Витовта выступили в поход на Москву. На границе государств — реке Угре, их встретили московские войска и татарские вспомогательные отряды. Правители решили не доводить дело до сражения и заключили мир. В это время Витовт готовился к войне с Тевтонским орденом, а Василия I беспокоили события в Орде и опасность нашествия Едигея. После многодневного стояния войск на противоположных берегах реки Витовт и Василий I заключили «вечный мир».
На его же правление пришлось и нашествие Тамерлана.
В последние годы правления Василия Дмитриевича в Москве был перестроен в белом камне Андроников монастырь, самая старая из построек которого — Спасский собор (1422 год) — сохранилась в перестроенном виде по сей день. Также в его правление в Московском Кремле был построен Благовещенский собор.
При Василии I на печатях великих московских князей впервые появилось изображение всадника, вооружённого копьём.
Дело с увековечиванием памяти о Василии Дмитриевиче в России обстоит весьма плохо. Единственный в стране памятник Василию I поставлен в городе Плёс (Ивановская область). Кстати, действие фильма "Андрей Рублев" Тарковского также повествует о времени княжения Василия I.
++++++++
"Яко же и нынѣ въ дни наша случися. Боголюбивому и православному самодръжцу великому князю Василью Дмитриевичю, столь русскиа хоругви дръжащу, и христиане благоденьствовахуть в дръжавѣ его, и земля Русскиа миром украшаема в сихъ доброх исполнився благоцветяше. Лукавии же измаилтяне не можаху завистию зрѣти толика посѣщениа человеколюбца Бога на христоименитых людехъ. Завистию поджигаеми бывахуть, не тръпяхуть зрѣти исполнениа земля Русскиа и благовременьства христианьска, многажды покушашеся приити разорити таковыа красоты величества и славу отторгнути христоименитых людей; того ради съ князми нашими лукавенъ миръ съставиша. Ограждениемъ же пречистыя Богоматере недоволни бывахуть приити на ны. Егда же възбраннаа Воевода наша избавляша нас, тогда многых злых обычаи грѣховных оставляти обещаваемся и пакы забытнѣ от правды заблужаем, връху власть прегрѣшений наших обрѣтаемся. Того ради господу Богу наказующу нас и посѣщающу жезлом безакониа наша, по пророку. Безаконии бо агаряне волчески всегда подкрадают нас, злохитрено мирують с нами. Да нѣколи князи наши, надѣющися цѣлыя любви от них, бестражии будуть, да они, губително время обрѣтше, мѣсто злаго желаниа получать. К Васильеви же к великому князю паче всих князей злоковарную любовь показаша".
Сказание ο нашествии на Москву хана Едигея.
❤33👍15🔥4
5 апреля 1242 года на берегу Чудского озера произошло Ледовое побоище. Небольшое по размерам сражение, но результатом которого стали 20 лет мира и остановка экспансии римско-католической церкви на Русь.
"После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».
И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою».
И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».
И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима".
Повесть о Житии и о храбрости Благоверного и Великого Князя Александра Невского.
Аудиоверсию Повести о житии Александра Невского на древнерусском языке можно послушать здесь: https://rutube.ru/video/e79c52a837540883f7a14e2823d5993a/?r=a/
"После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».
И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою».
И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».
И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима".
Повесть о Житии и о храбрости Благоверного и Великого Князя Александра Невского.
Аудиоверсию Повести о житии Александра Невского на древнерусском языке можно послушать здесь: https://rutube.ru/video/e79c52a837540883f7a14e2823d5993a/?r=a/
👍49❤24
В лето 7533 априля месяца рече Марко Рубьев, дьяк посольский Америцы Полунощной, словеса грозныя да гневныя! Яко по глаголу его, Гетманщина замиритися хощет на един месяц, Москве же не надобно сие. Хощут бо на Москве Государь Великий со бояры, дьяки да воеводы, дабы гетману Володьке-лицедею с паны своя крест целовати, что не будет он войско набирати али еще творити чего на поле ратном.
Рече же Марко Рубьев, аще хощет Москва замиритися, то негоже торг за сие дело вести. Посему же до Пасхи Христовой надобает ратоборство прекратити. А ежели Москва ратоборство не прекратит, то учинят дьяки мериканския какой ущерб торговый для Русския земли.
Велика есть хитрость у немец всяких! Покамест грозит Москве Марко Рубьев, Володька-лицедей челом бьет воинникам франкским да аглицким, дабы тем на Гетманщину идти да встати там противу войска Русскаго.
Новый Лѣтописецъ
Рече же Марко Рубьев, аще хощет Москва замиритися, то негоже торг за сие дело вести. Посему же до Пасхи Христовой надобает ратоборство прекратити. А ежели Москва ратоборство не прекратит, то учинят дьяки мериканския какой ущерб торговый для Русския земли.
Велика есть хитрость у немец всяких! Покамест грозит Москве Марко Рубьев, Володька-лицедей челом бьет воинникам франкским да аглицким, дабы тем на Гетманщину идти да встати там противу войска Русскаго.
Новый Лѣтописецъ
😁35🔥19👏9👍4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
7 апреля (25 марта) 1479 г., в праздник Благовещения, родился Василий III Иванович - великий князь владимирский и московский в 1505–1533 годах, государь всея Руси. Сын Ивана III Великого и Софьи Палеолог, отец Ивана IV Грозного.
Василий III продолжил политику своего отца по «собиранию русских земель» и постепенному упразднению удельных княжеств. Его наибольшим успехом в противостоянии с Великим княжеством Литовским стало взятие Смоленска в 1514 году, также к единому Русскому государству были присоединены Псковская республика и Рязанское княжество.
Василий III продолжил политику своего отца по «собиранию русских земель» и постепенному упразднению удельных княжеств. Его наибольшим успехом в противостоянии с Великим княжеством Литовским стало взятие Смоленска в 1514 году, также к единому Русскому государству были присоединены Псковская республика и Рязанское княжество.
👍51❤10🔥3👎2
Слово на Благовещение
Господь и Творецъ всему, всеа твари, человѣколюбець, милостивый Богъ нашь, всегда пекийся родом человѣческимъ, видя руку своею създание, человѣчьско естество, диаволомъ порабощено, и въсхотѣ послати единочядаго Сына своего, Господа нашего Исус Христа, да избавить ны от работы вражиа. От всякоа твари утаився и от небесных силъ никомуже не вѣдущю, точию архаггелу единому Гавриилу тайну сию славну възвѣсти. Посла и (т.е. его) небесныхь кругъ къ чистѣй девицѣ Марии, яко достоинѣ сущи таковаго добра, из неяже родитися изволи человѣчею плотию. Абие пришед Гавриилъ въ град Назаретъ и глагола к ней: «Радуйся, обрадованнаа, Господь с тобою». Она же отвѣща: «Како будеть мнѣ се, яко мужа не знаю?» И рече ей аггелъ: «Духъ святый наидеть на тя и сила Вышняго осѣнитъ тя». И рече Мариа: «Се раба Господня, буди мнѣ нынѣ по глаголу твоему». И купно съ словомъ архааггеловым зачят въ чистѣй утробѣ ея Сына Слово Божие благоволением всѣхь Творца, осѣнением пришествиа Святаго Духа. И тако съверши тайны вся боголѣпнѣ, да побѣдить мучяащаго диавола, и разрушить лесть его, и свяжеть нерѣшимыми узами, якоже и бысть, вся бо пострада за наше спасение и избавление.
Успенский список Великих Миней Четьих.
Мозаика из храма св. Софии Киевской.
Господь и Творецъ всему, всеа твари, человѣколюбець, милостивый Богъ нашь, всегда пекийся родом человѣческимъ, видя руку своею създание, человѣчьско естество, диаволомъ порабощено, и въсхотѣ послати единочядаго Сына своего, Господа нашего Исус Христа, да избавить ны от работы вражиа. От всякоа твари утаився и от небесных силъ никомуже не вѣдущю, точию архаггелу единому Гавриилу тайну сию славну възвѣсти. Посла и (т.е. его) небесныхь кругъ къ чистѣй девицѣ Марии, яко достоинѣ сущи таковаго добра, из неяже родитися изволи человѣчею плотию. Абие пришед Гавриилъ въ град Назаретъ и глагола к ней: «Радуйся, обрадованнаа, Господь с тобою». Она же отвѣща: «Како будеть мнѣ се, яко мужа не знаю?» И рече ей аггелъ: «Духъ святый наидеть на тя и сила Вышняго осѣнитъ тя». И рече Мариа: «Се раба Господня, буди мнѣ нынѣ по глаголу твоему». И купно съ словомъ архааггеловым зачят въ чистѣй утробѣ ея Сына Слово Божие благоволением всѣхь Творца, осѣнением пришествиа Святаго Духа. И тако съверши тайны вся боголѣпнѣ, да побѣдить мучяащаго диавола, и разрушить лесть его, и свяжеть нерѣшимыми узами, якоже и бысть, вся бо пострада за наше спасение и избавление.
Успенский список Великих Миней Четьих.
Мозаика из храма св. Софии Киевской.
🙏47❤12👍4