Повесть современных лет – Telegram
Повесть современных лет
4.53K subscribers
684 photos
162 videos
347 links
Дела Государства Московскаго. Повесть современных лет.

Мы "Вконтаке" - https://vk.com/povest_let ("Новый Летописецъ")

Обратная связь с авторами канала - через сообщения группы "Вконтакте"
Download Telegram
31 октября - день памяти преподобного Иосифа Волоцкого (1440-1515) - победителя т.н "Новгородской ереси" (она же "ересь жидовствующих").

"Бога ради, господарь, и Пречистыа Богородицы, пожалуй, и попецыся, и промысли о Божественых церквах и о православной вере хрестьянстей и о нас, нищих своих и убогих, занежа, государь, от вышнея Божия десница поставлен еси самодержец и государь всея Руси...

Ты же, о боговенчанный владыка, яко же преже поревновал еси благочестивому и равноапостольному великому царю Константину, яко же он христианский род в своем царствии из рова преисподнего возведе, темнаго оного и богопротивнаго и втораго Июду, Ария, глаголю, до конца низложи, подобно же тому и ты сътворил еси з боговенчанным самодержцем и государем всея Руси с своим отцем с великим князем Иваном Васильевичем всея Руси. Темных онех и скверных новогородцких еретиков и отступников и жидовская мудрствующих до конца низложил еси с богохульными их предании, православную же и истинную и непорочную христианскую веру поколебавшююся и изнемогшюю от еретических и жидовских учений паки утвердил еси и всех верующих в святую и животворящую троицю сердца возвеселил еси. И якож исперва чистая и непорочная християнская вера по апостольских и Богоутверженых преданиих во всех наших церквах боголепно и благообразно цветет и проповедуетца.

Да ныне аще ты, государь, не подщишися и не подвигнешися о сих, не утолиши скверных еретик, темное их еретическое учение, ино, государь, погибнути всему православному християнству от еретических учений, яко ж и прежа много царства погибоша сим образом".

Из Послания Василию III "О еретиках".

На фото - Иосифо-Волоцкий монастырь близ Волоколамска.
👍3113🙏9🔥1
Польский погром в Москве 17 мая 1606 г.

Так всё начиналось:

"8 мая (1606) состоялось бракосочетание царя Димитрия (Лжедмитрий I) и польской панны Марины Юрьевны, и сразу после этого на нее был возложен венец царицы всея Руси.

Эти свадебные дни были проведены в роскоши и веселье, в пирах и трапезах с пением и плясками. Тут были не только всякие музыкальные инструменты, какие только можно придумать, но также и самый прекрасный хор из 32 голосов, какого только может пожелать властитель. Димитрий выписал его из Польши.

Поляки на радостях так перепились, что при разъезде, направляясь на свои квартиры, сильно бесчинствовали. Они порубили и поранили саблями московитов, встретившихся им на улице. Жен знатных князей и бояр они повытаскивали насильно из карет и вдоволь поиздевались над ними, что русские молча запоминали, думая свою думу..."

А так закончилось:

"17 мая хитрые русские привели в исполнение свой дьявольский замысел, который они вынашивали целый год. В третьем часу утра, когда царь и польские вельможи были еще в постели и отсыпались с похмелья, их грубо разбудили. Разом во всех церквях (каковых в Москве около 3000, и на каждой колокольне по крайней мере 5 или 6, а, смотря по церкви, и 10 или 12 колоколов) ударили в набат, и тогда из всех углов побежали толпами сотни тысяч человек, кто с дубинами, кто с ружьями, многие с обнаженными саблями, с копьями, или с тем, что попалось под руку: Furor arma ministrabat (Ярость давала в руки оружие.). Все они бежали к Кремлю и кричали: «Кто убивает царя?». Князья и бояре отвечали: «Поляки». Когда Димитрий в постели услышал этот страшный набат и невероятный шум, он сильно испугался и послал своего верного рыцаря Петра Федоровича Басманова выяснить, что там происходит, а князья и бояре, которые несли службу в передних покоях, ответили, что они ничего не знают, верно где-либо горит.

Эта дьявольская охота с душегубством и убийством длилась с 3 часов дня до 10-ти, были убиты и зарублены 2135 поляков, среди них много достойных студентов, немецких ювелиров и купцов из Аугсбурга, имевших при себе много добра и золота. Всех раздевали донага, выбрасывали, как падаль, на улицу, так что их пожирали собаки. Так они лежали под открытым небом, пока на третий день убийца Шуйский не приказал увезти их и похоронить в божьем доме (Bossdum).

Этот день, 17 мая, будут помнить, пока существует мир. Это был горестный и страшный день, в который иноземцы испытали такой страх и ужас, что всего в точности даже и рассказать невозможно, а уж тем более вряд ли поверит тот, кто про это прочтет или услышит. Шесть часов подряд ничего иного слышно не было, кроме набата, стрельбы, ударов, топота, стука копыт. Московиты кричали и вопили: секи, секи их, таких-сяких (Secci, Secci, В....). Милосердия к полякам безжалостные русские не знали, не помогали ни просьбы, ни мольбы, ни обещания, ни уговоры..."

Из "Московской хроники" Конрада Буссова.

Подробнее -  https://vk.com/wall-144975977_14805
👍58🔥359🤔5🤝1
Иногда страницы русских летописей напоминают сериал про девяностые

...Они же тогда пошли все вместе с многими людьми. Когда же они пришли в Ельню, встретились с ними татары, и началась между ними перестрелка. Потом татары стали кричать русским: «Вы кто такие?» Те же ответили: «Мы москвичи, а идем с князем Василием Ярославичем искать своего государя великого князя Василия Васильевича, говорят, что он выпущен. А вы кто такие?» Татары же сказали: «А мы пришли из черкас с двумя царевичами, сыновьями Махмета, — Касымом и Ягупом». Ибо они слышали про великого князя, что братья ему изменили, и пошли его искать, чтобы отплатить ему за оказанное им добро и угощение: «Много он сделал нам добра». И так, сойдясь и договорясь между собой, они пошли вместе, ища великого князя, чтобы ему помочь.

Повесть ο пленении, свержении и ослеплении Василия II.
👍44🔥24😁175
900 лет перенесения князем Юрием Долгоруким столицы Владимиро-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль (1125)

🖋Перенесение центра Северо-Восточной Руси из Ростова в Суздаль – важный эпизод отечественной истории, повлиявший на дальнейшее развитие нашей страны. Это событие неразрывно связано с личностью князя, принявшего такое решение – Юрия Владимировича Долгорукого.

👤Князь Юрий Долгорукий был седьмым сыном не менее знаменитого великого князя Владимира Мономаха. Отец определил Юрию в удел обширные северо-восточные земли Руси – Ростово-Суздальское княжество. Это произошло после разорения Суздаля в 1107 г. волжскими булгарами. К тому же периоду, согласно тексту Лаврентьевской летописи, относится и женитьба Юрия на дочери половецкого хана Аепы, принявшей православную веру и получившей крестильное имя Мария. О посажении Владимиром Мономахом Юрия в Ростовской земле свидетельствует Киево-Печерский патерик.

🖋С 1117 г. князь Юрий стал самостоятельно править в Ростово-Суздальской земле. Здесь он развернул активную внешнюю политику. Так, в 1120 г. молодой князь возглавил поход против Волжской Болгарии. В 1125 г. Юрий Долгорукий решает перенести центр своего княжества из Ростова в Суздаль. Для этого шага было несколько весомых причин.

Первая связана с угрозой со стороны Волжской Булгарии. Княжение Юрия началось с разорительного похода булгар. Обострение русско-булгарских отношений произошло в 1117 г., после отравления булгарами хана Аепы (тестя Юрия) и других половецких ханов во время переговоров. Будучи скрепленным с половцами узами родства, князь был обязан отреагировать на произошедшую трагедию, однако военный поход Юрия не решил проблему окончательно. Для растущего княжества был необходим безопасный и стратегически выгодный центр. Расположенный на р. Каменке Суздаль был защищен от внезапных нападений, имел плодородные земли и развитую торговую инфраструктуру.

Вторая причина связана с обострением в этот период отношений Юрия с ростовскими боярами, сформировавшими оппозицию князю в ответ на его стремления к независимому правлению.

🖋Все это требовало выбора новой столицы, способной стать надежным оплотом реализации политических амбиций князя. Таким городом стал Суздаль. Правда, не на долгое время, ведь уже сын Юрия князь Андрей Боголюбский снова перенес столицу, на этот раз во Владимир.

Примечательно, что перенос столицы княжества из Ростова в Суздаль был осуществлен почти сразу после смерти великого князя киевского Владимира Мономаха, который едва ли одобрил бы решение сына. Благодаря этому политическому шагу Юрий Долгорукий стал первым князем Северо-Восточной Руси, прервав традицию считать «центральными» лишь определенные города. Отныне Ростово-Суздальское княжество, прежде второстепенный удел, стало постепенно преображаться в ведущее княжество Северо-Восточной Руси. Тем самым был брошен вызов Киеву, постепенно утрачивавшему политическое значение столицы Земли Русской.

В историографии часто обращают внимание на притязания Юрия Владимировича на киевский престол, который в итоге был им завоеван. Действительно, амбиции князя выходили за пределы вверенных ему некогда земель и простирались далеко – отсюда и его прозвище «Долгорукий». Но даже после восхождения на киевский великокняжеский престол он не стал никому передавать Ростово-Суздальскую землю и продолжал править ею.

🖋В период княжения в Суздале Юрий Долгорукий достиг немалых успехов. В годы его правления появилась череда новых городов и поселений. Так, согласно записи Никоновской летописи, в 1133/34 г. он основал город Константин, который сейчас называется Кснятин. Князь активно поощрял заселение своих владений, привлекая население Юго-Западной Руси. С разной степенью достоверности Долгорукому приписывают основание многих городов Северо-Восточной Руси, среди которых и Переславль-Залесский.

🖋Немалое внимание Юрий Владимирович уделял церковному строительству. Одним из первых он начал возводить белокаменные храмы, которые выглядели более нарядными и изящными по сравнению с создаваемыми по традиционным образцам.

Источник
56👍24🔥7
События XVII века словами современных СМИ

⚔️ Глава Российского государства объявил о начале Специальной военной операции на территории восточных регионов Речи Посполитой, незаконно отторгнутых от Руси в период монгольского владычества. Ранее Федеральное Собрание поддержало просьбу Запорожского казачьего войска о его вхождении в состав России. "Мы покажем вам, что такое настоящая контрреформация" - заявил царь Алексей Михайлович, обращаясь к лидерам иезуитов, организовавших притеснения православного населения Польши. Ранее на территориях за днепровскими порогами был проведён референдум о выходе из состава Речи Посполитой и присоединению к Московскому Государству.

🔥 В Москве произошли столкновения противников денежной реформы со стражами порядка. Демонстранты требуют от Центробанка перестать действовать во вред экономике страны и прекратить чеканку медных монет. Ранее в ходе массовых протестов против повышения налогов на соль были убиты несколько членов привительства, а его Глава Борис Морозов был вынужден покинуть свой пост и уехать в Вологодскую область.

📜В рамках конституционной реформы продолжается работа над новым Соборным уложением. В скором времени документ будет вынесен на утверждение.

Предложенные предстоятелем Русской Православной Церкви изменения в богослужебной практике были не поддержаны значительной частью населения, которая проявляет недовольство и совершает протестные акции.
В Москве арестован оппозиционный блогер, бывший клирик РПЦ МП, Аввакум Петров. Он обвиняется в антигосударственной деятельности и религиозном экстремизме.

🚔 В результате спецоперации, проведённой спецназом Росгвардии, был захвачен лидер незаконных вооружённых бандформирований Степан Разин. В ближайшее время он предстанет перед судом. Среди прочих преступлений, он обвиняется в жестоком убийстве гражданки Ирана, собственноручно утопленной им в Волге.

🤝 В городе Нерчинск Забайкальского края подписан российско-китайский договор, завершивший вооружённый приграничный конфликт вокруг крепости Албазин. Также согласно договору предусмотрены делимитация и демаркация российско-китайской границы.

❄️ Уникальное открытие совершила команда путешественников-экстремалов во главе с Семёном Дежнëвым. Впервые не в теории, а на практике было доказано существование пролива между Азией и Северной Америкой, а также подтверждено наличие морского пути из Архангельска в Китай.

На фоне недостаточно быстрого перехода православных приходов в недавно созданную униатскую церковь власти Речи Посполитой обратились в суд с требованием о ликвидации на территории страны канонической православной церкви, поскольку та "не соответствует запросам посполитого общества и является агентом влияния страны-агрессора". Посетивший недавно Киев антиохийский патриарх Макарий был объявлен одновременно московским и турецким шпионом.

🏪 Рекламное объявлеление: Корчма "На Литовской границе" - лучшее место для тайных переговоров и деловых встреч.

📢 Рабочие вакансии. Мы ищем молодых, сильных и отважных! Хочешь увидеть мир, служить Родине и помочь народам Сибири?
"Сибирский корпус" ждёт тебя!
Мы там, где нужны Государю!
👍8646😁23🔥14👏4👎3💯1
Как интервенты сдавались в русский плен в 1612 г.

О взятии Китай города.

Литовским же людям начало в городе быть утеснение великое: никуда их не выпускали. Голод же у них был великий, выпускали из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога [в день] на память Аверкия Великого пошли [ратные люди] приступом, и Китай [город] взяли, и многих литовских людей перебили.

О выпуске жен боярских и людей всяких чинов.

Литовские люди, видя свое изнеможение, повелели боярам и всяким людям жен своих выпускать из города вон. Бояре же тем опечалились, куда их выпустить вон, и послали к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и к Кузьме и ко всем ратным людям, чтоб пожаловали их, приняли бы [жен] без позора. Князь Дмитрий же повелел им жен своих выпускать, и пошел сам и принял их жен с честью и проводил каждую к приятелям своим, и повелел им давать обеспечение. Казаки же все за то князя Дмитрия хотели убить, потому что грабить не дал боярынь.

О выводе бояр и сдаче Кремля.

Литовские же люди, видя свое изнеможение и голод великий, град Кремль сдавать начали и начали уговариваться о том, чтобы их не перебили, полковникам же и ротмистрам и шляхте чтобы идти в полк к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, а к Трубецкому отнюдь не захотели идти в полк. Казаки же, видя, что пришли на Каменный мост все бояре, собрались все с знаменами и оружием, пришли и хотели с полком князя Дмитрия биться, и едва у них без бою обошлось. Казаки же пошли к себе в таборы, а бояре из города вышли. Князь Дмитрий Михайлович принял их с честью и воздал им честь великую. Наутро же полковник Струс с товарищами Кремль город сдали. И Струса взяли в полк к князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому со всем полком его. Казаки же весь полк его перебили, немногие остались. Полк Будилы взяли в полк князя Дмитрия Михайловича Пожарского, и их послали по городам, ни одного не убили и не ограбили из них. Сидение же было [их] в Москве таким жестоким, что не только собак и кошек ели, но и русских людей убивали...

"Новый Летописец" (книга XVII века), главы 320-322.
🔥3928👍9🙏6😱3💯1
1611 г. Май: Грамота от Казанских Воевод в Пермь, об отправлении ратных людей под Москву

Господину Ивану Ивановичу, да пятому Фалееву, и Пермския земли старостам и целовальником, и посадским, и всяким Пермския земли жилетцким людем, Василий Морозов, Никонор Шульгин, Степан Дьячков, и головы, и Дворяне, и дети Боярския, и сотники Стрелецкия, и Стрельцы, и пушкари, и затинщики и всякие служилые и жилецкие люди, и Князья, и Мурзы, и служилые новокрещеные, и Татаровя, и Чуваша, и Черемисы, и Вотяки и всякие люди Казанскаго Государства челом бьют.

Апреля господине в 28 день прислали к нам в Казань, из Володимера, Князь Иван Семенович Путятин, да из Ярославля Констентин Микитин Лвов, да посадцкой человек Богдан Захарьев с Грамотами; а Грамоты с ними из Володимера, из Ярославля, с Костромы. Да Мая в 21 день приехали к нам, в Казань из полков из под Москвы, от Бояр, и Воевод и ото всей земли с Грамотами Казанцы, дети Боярския Воин Левашев, Семен Пелепелицын. А в Грамотах во всех из под Москвы, из полков и из городов пишут: чтоб нам быти со всею землею в любви и в совете и в соединеньи, и собрав Казанских ратных людей итти под Москву в сход к Бояром и ко всей земле, очищати Московское Государство от врагов, разорителей веры крестьянския, от Польских и от Литовских людей.

И Бояре и ратные люди, которые были в Колуге, все под Москвою стоят со всею землею в соединеньи. И мы, господа, всею землею Казанскаго Государства целовали крест по записи, которая к нам прислана из полков ото всея земли, что нам быти со всею землею в любви и в совете и в соединеньи, и против врагов, разорителей крестьянския веры, Польских и Литовских людей, со всею землею стояти за один, итти под Москву в сход к Бояром и ко всей земле, очищати Московское Государство от Польских и от Литовских людей.

Да и в Свияжском, и в Чебоксарах, и во всех понизовых городех по той записи, которая прислана к нам из полков, крест целовали же, что им с нами и со всею землею быти в любви и в совете и в соединеньи, и итти на земскую службу под Москву ко всей земле. А по которой, Господине, записи мы и вся земля Казанскаго Государства, и в Свияжском и в Чебоксарех и во всех понизовых городех крест целовали, и мы с тое записи послали к вам список под сею Грамотою.

Да и с Володимерские и с Ярославские и с Костромские Грамот, которые Грамоты к нам привезли Князь Иван Путятин, да Константин Лвов, и с Грамоты, что писали к нам из полков Бояре и вся земля с Воином Левашовым да с Семеном Пелепелицыным, списав списки, послали к вам в Пермь, с сею отпискою вместе, запечатав в лист печатью Государства Казанскаго.

И вам бы, Господине, по той записи, по которой мы в Казани и в Свияжском и в Чебоксарех и в иных понизовых городех крест целовали и к вам послали под сею Грамотою, крест целовать же; будет вы по ся место креста не целовали. И быти бы вам с нами в любви и в совете и в соединеньи, и денег бы вам, что дати ратным людям жалованья, к нам прислати тотъчас. А у нас в Казани денег в зборе нет по тому: всяких доход с Чуваши и с Черемисы, с дворов ясачных и с вотчин оброчных денег не имано, для смутного времени, по три годы ни одной деньги. И кабаки заперты были по многое время, и таможенных пошлин взяти было не с чего; с верху и с низу, ни которых городов больших соляных и ни каких судов не было. Да и ратных бы Пермских людей с лучным и с огненным боем, вам к нам прислати вскоре, чтоб им Казанскую рать в Казани застати, и итти в сход под Москву с ними вместе. И торговых людей, со всякими товары к нам отпущати безъстрашно; а мы к вам в Пермь торговых людей со всякими товары отпущаем же.

А Бога молят, и на многолетьи в Казани, и по иным городем поминают благоверные Князья и Бояри. А в челобитных пишут: Великаго Российского Московскаго Государства и всей земли Бояром, бьет челом.

Источник
👍3219🔥9💯2
В лето 7534 новембрия месяца на Праздник Казанския иконы во граде Вологде воздвигоша изваяние велие Царя и Великаго князя Московскаго и всея Руси Иоанна Васильевича, понеже бысть Государь Царь граду сему основатель.

А во прошлая же лета Государю Иоанну Васильевичу не токмо изваяния творити воспрещено бе, ино же и добрыя словесы о нем глаголати. Токмо юродивый Петрушка Мамонов творишеся Царем сим в вертепе позорищном, иже содеян сказителем нечестивым Пашкою Лунгиным.

А лжа да клевета всякая на Государя сего идет от стран немецких да латинских. Ибо не восхоте Иоанн Васильевич унии с папежниками, посему и оклеветан бысть нунцием Онтонием Поссевиным.

Новый Летописецъ
77👏35👍14👎3😡1
Поздравляем наших читателей с Днём Казанской иконы Божией Матери и Днём народного единства!

На картинке - Знамя народного ополчения Дмитрия Пожарского (оборотная сторона).

Надпись по периметру:
«С вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленные грехи, Владыко Всемилостив, молитвам Богородицы даруй душам нашим велию милость. Всякая скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель и во отчаянии в ров впадся, но стеню от сердца, и вопию к тебе, Слове: ускори, щедрый, потщись на помощь нашу, яко милостив».
106🙏43🔥25👍6
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лето 7534 ноября месяца в 6 день собраша ся государи Ордынския, всих же числом пять, иже суть от земель Кипчакских да Половецких, да поидоша в землю Мериканскую ко государю Дональду Трампову, да предсташа пред его ясны очи в горнице Овальныя и сташа ему челом бити.

И начаша ублажати да славословити государя мериканскаго Дональда Трампова славными и всехвальными словесы, и рече ему хан кайсацкий Касым Токаевич: ты еси, господаре Дональде, паче иных человек, и глас твой аки труба в народе, яко Тенгри воплотивыйся, сила же твоя - часть от силы Самсоня, и дал ти Бог премудрость Соломоню, храборство же твое аки царя римскаго Еуспесиана, иже бе пленил всю землю Иудейскую.

Еще же рече государь земли Бухарския да Самархийския Шавкат Миромонович: ты еси государь мира, положивый конец восьми воинам, за то же прозван в державе моей Осмомыслом. Чаем же тако, что и меж Русью и Черкасами рать прекратиши!

Тоя же седмицы прииде на Гетманщину лицедейка мериканская Ангелина Джолиева, дабы милостыню всякую творити. А явися же сама без вести, ино званою не бе от Володьки-зельевдыхателя да бирючей его. Бысть же возница ея во полон взят гайдуками гетманскими, яко восхотеша на рать отправити его. Тако узре Ангелина Джолиева, какова есть вольница на Гетманщине.

"Новый Лѣтописецъ"
😁88👍27🔥26🤔54😡1
День Сибири

После своего восшествия на престол в 1881 году император Александр III постановил праздновать День благодарения Сибири. В 1882 году 8 ноября (26 октября по старому стилю) отмечалось 300-летие со дня присоединения Сибири к российскому государству. Так в календаре Российской империи появился еще один праздник. Дата была привязана к занятию казаками атамана Ермака столицы Сибирского ханства города Кашлык (Искер).

Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеева с товарищами. 1582 г. ноября 16.

"От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Чюсовую Максиму Яковлеву сыну да Миките Григорьеву сыну Строгановым.

Писал к нам ис Перми Василей Пелепелицын, что послали вы из острогов своих волжьских атаманов и казаков Ермака с товарищи воевати остяки и вогуличи и Пелынские и Сибирские места сентября в 1 день, а в тот же день собрався Пелынской князь с сибирскими людьми и с вогуличи, приходил войною на наши Пермьские места, и к городу к Чердыни к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людем починили. И то зделалось вашею изменою: вы вогуличь и вотяков и пелынцов от нашего жалованья отвели, и их задирали и войною на них приходили, да тем задором с Сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов, к себе призвав, воров, наняли в свои остроги без нашего указу. А те атаманы и казаки преж того ссорили нас с Нагайскою ордою, послов нагайских на Волге на перевозех побивали, и ордобазарцов грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили; и им было вины свои покрыти тем, что было нашу Пермскую землю оберегать, и они зделали с вами вместе по тому ж, как на Волге чинили и воровали: в которой день к Перми к Чердыни приходили вогуличи сентября в 1 день, а в тот же день от тебя из острогов Ермак с товарыщи пошли воевать вогуличь, а Перми ничем не пособили. И то все сталося вашим воровством и изменою.

А только бы вы нам служили, и вы б тех казаков в те поры в войну не посылали, а послали их и своих людей из своих острогов нашие земли Пермские оберегать. И мы послали в Пермь Воина Оничкова, а велели тех казаков Ермака с товарыщи взяв отвести в Пермь и в Усолье в Камское, и туто им стоять велели, разделяся, и из тех мест на Пелынскаго князя зимою на нартах ходить воевать велели есмя тем всем казаком и пермичам и вятчаном с своими посланники с Воином с Оничковым да с Ываном с Глуховым, чтоб вперед воинские люди, пелынцы, и отяки, и вогуличи с сибирскими людьми, на наши земли войною не пришли и нашие земли не извоевали; а велели есмя тем казаком быти в Перми до весны, и на отяки и на вогуличи ходити с Воином воевать и их в нашу волю приводить по нашему указу.

А вы б, обсылася в Чердынь с Васильем с Пелепелицыным и с Воином с Оничковым, посылали от себя воевать вогуличь и отяков. А однолично б естя, по сей нашей грамоте, казаков всех, только к вам из войны пришли, послали их в Чердынь тотчас и у себя их не держали. А будет для приходу вам в остроге быти нельзя, и вы б у себя оставили немногих людей, человек до 100, с которым атаманом, а достальных всех выслали в Чердынь однолично тотчас. А не вышлете из острогов своих в Пермь волских казаков атамана Ермака Тимофеева с товарыщи, а учнете их держати у себя и Пермских мест не учнете оберегати, и такою вашею изменою что над Пермскими месты учинитца от вогуличь, и от пелынцов, и от Сибирскаго салтана людей вперед, и нам в том на вас опала своя положить большая, а атаманов и казаков, которые слушали вас и вам служили, а нашу землю выдали, велим перевешати. И вы б тех казаков однолично отпустили от себя в Пермь, и нашим делом над пелынцы и над вогуличи и над оcтяки промышляли по нашему указу, ссылался о том с Васильем с Пелепелицыным и с Воином Оничковым, чтоб дал бог их извоевать и в нашу волю привести, а Пермской земли и ваших острогов уберечи".


Картина "Послы Ермака у Красного крыльца перед царем Иоанном Грозным". Ростворовский С.Р. 1884 г.
37🔥10👍9🤔1
4️⃣0️⃣0️⃣0️⃣1️⃣5️⃣0️⃣0️⃣0️⃣
Дорогие друзья, спешим поделиться с вами радостными событиями жизни Летописного Приказа!

На днях число подписчиков нашего канала достигло числа 4000, а буквально сегодня число читателей нашей группы “Вконтакте" vk.com/povest_let преодолело отметку в 15000!

Благодарим всех наших читателей, подписчиков, комментаторов, благотворителей и авторов дружеских телеграм-каналов, помогающих нам распространять по всему русскому міру страницы нашей Повести современных лет:

Андрей Медведев - @MedvedevVesti

Дмитрий Конаныхин - @grishkafilippov

Клуб "Улица правды" - @clubpravda

Astra Militarum [Z] - @astramilitarum

Русская народная линия - @ruskline_ru

Русское Собрание - @RusSobranie

Заметки на полях - @stoyakin_v

Русскій вѣстникъ - @traditional_news

Дюков. Историк-рационализатор - @historiographe

Таёжный привал - @taygaprival

Культурный фронт - @kultyrni_front

"В начале было Слово" - @theword_in_the_beginning

Андроников монастырь - @andronikovmonastery

Гумконвой - @gumkonvoy

Русский зодчий - @ru_zodchiy

Русь Державная - @BURvmeste2020

Третий Рим - @TertiaRoma

Русь Триединая - @russtrien

credo ergo sum - @zinahojysn

Вестник Новороссии - @nvreport

Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы) - @kartezianec

Вовиночка Z - @vovinochka
👍2120👏11🔥4💯1😡1
В лето 7534 новембрия месяца бысть во Америце Полунощной да во граде Новем Йоркском во городничие избран муж веры агарянския, во Африце рожденный, друг собинный Олексашки Соросова, а наречен же именем словенским Зоран. Яко есть сей надежа для всяких бесермен, во Америку пришедых, а такожде у прочего люда убогаго да нищего. А всякий люд гулящий да лихой во граде Новойоркском возрадовася вельми зело.

Дональд же Трампов избранием таковым посрамлен бысть гораздо, и глаголаше, яко хощет де всяких бесермен гулящих из Америцы Полунощной изгнати прочь.

"Новый Лѣтописецъ"
😁43🔥18👍5
Тоя же седмицы лета 7534 новембрия месяца седе король Угорский Виктор Обрин в лодию воздушную, дабы путь держати в землю Мериканскую да узрети тамо Дональда Трампова. Рече бо, яко мир де чает вскорости видети промеж Русью да Гетманщиною да тому послужити желает. Наипаче же о благе народу Угорскаго радеет, иже во королевстве Угорском и во иных землях обитает. На Гетманщине же людие суть притесняемы от злочинных властей, а за участь людей угорских тамошних король Виктор на Володьку-лицедея весьма зол.

Паки же король Угорский обрете уговор со Дональдом Трамповым о русском аере горючем, да о смоле земляной, да о прочей гостьбе, дабы вести ея с Москвою по старине. Ибо хитр король Угорский, яко и сам рек единожды о себе: "старый лис есмь".

"Новый Лѣтописецъ"
😁5515🔥13👍4
9 ноября - День памяти прп. Нестора Летописца - первого русского историка

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров древних (и не очень) русских летописей.

1. Радзивиловская летопись. Насилие обров над дулебами: мужчины-обры, едущие в телегах, запряженных женщинами-дулебами, миниатюра.

2. Лаврентьевская летопись (1377 г.). Статья о событиях 6530 г. (1022 г.) Рассказ об убийстве князем Мстиславом касожского князя Редеди.

3. Лаврентьевская летопись. Статьи о событиях 6366 и 6367 гг.: "Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ".

4. Троицкий список (конца XV или самого начала XVI века) «Хожения за три моря» Афанасия Никитича.

5. Лицевой летописный свод XVI века с "расшифровкой" текста и переводом на современный русский язык.

6. Известие Нового летописца о выступлении в 1612 г. Второго народного ополчения из Нижнего Новгорода. Список XVIII в.

7. Хлебниковский список Ипатьевской летописи. XVI в.

8. Никоновская летопись. Список Оболенского.

9. Фроловский список Новгородской четвертой летописи

10. В. М. Васнецов, "Нестор Летописец".
🔥4225👍13💯2👏1