Илья Сабиров из SE.Capital | EdTech, деньги, маркетинг – Telegram
Илья Сабиров из SE.Capital | EdTech, деньги, маркетинг
476 subscribers
347 photos
12 videos
36 files
510 links
Канал продюссерского центра для EdTech-бизнеса. Помогаем расти школам и делаем свои. Публикем аналитику, новости, размышления про то, что может увеличить выручку и прибыль через маркетинг и продажи. Cайт: https://se.capital/. Связь: @secapital_consulting.
Download Telegram
Edtech-рынок показал в III квартале рекордный рост с февраля 2022 года
 
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам III квартала 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 38%.
 
▪️Суммарная выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России в III квартале текущего года составила около 31,4 млрд рублей, что примерно на 38% выше, чем в III квартале прошлого года, и на 22% выше, чем за предыдущий квартал.

▪️Лидер рынка ДПО Skillbox сохранил двузначные темпы роста (20,7%) и снова стал лидером топ-100. Лидером рынка детского образования впервые стала школа «Фоксфорд».

Важно отметить, что по итогам III квартала 2023 года в оценку впервые был включен сегмент высшего образования (при условии, что компания является полностью частной и обучение осуществляется в онлайн или гибридном формате).


▪️В Smart Ranking полагают, что если компании смогут так же успешно завершить IV квартал, то объем выручки топ-100 составит по итогам года около 115–120 млрд рублей и с учетом высшего образования — не менее 125 млрд рублей.

▪️Детское образование по-прежнему растет быстрее, чем взрослое, хотя в рассматриваемом периоде ему не удалось обойти по объемам взрослое. Новый лидер рынка — школа «Фоксфорд» показала рост на 73% и достигла выручки почти 1,5 млрд рублей.
ДПО также показало рекордный рост — 38,9%.

▪️«В целом мы видим, что рынок подходит к концу года в хорошей форме, на который обычно приходится пик продаж, — говорит основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова.
👍1
Российские вузы и лидеры в сфере EdTech объявили о создании «Содружества онлайн-высшего образования» (СОВО) 👥

Со стороны университетов в объединение уже вступили МФТИ, НИУ ВШЭ, Финансовый университет, ИБДА РАНХиГС и ИТМО, а со стороны EdTech — «Нетология», Skillfactory и Skillbox.

Сообщается, что цель СОВО — развитие рынка онлайн-высшего образования.

Коллаборация вузов с представителями EdTech позволит объединить передовые учебные практики и поддержать высокую планку качества оказания образовательных услуг.
👍3
"Яндекс" подготовит более 350 тыс.  IT-специалистов за три года

▪️Об этом сообщила компания на конференции YaC/e.

▪️Увеличить охват образовательных проектов "Яндекс" планирует за счет внедрения новых форматов обучения, открытия новых программ подготовки, в том числе междисциплинарных, расширения партнерства с вузами и широкого использования образовательных решений на основе генеративных нейронных сетей.

▪️Согласно прогнозу компании, программы "Яндекса" будут доступны более чем в 20 университетах и институтах.

▪️Как добавили в компании, в рамках профессиональной переподготовки "Яндекс.Практикум" увеличит охват в четыре раза, прикладные навыки для карьеры в IT смогут освоить 200 тыс. человек. Число образовательных программ вырастет со 127 до 150.
Банк «Точка» и платформа GetCourse провели исследование, посвященное онлайн-образованию в России в 2023 году 👨🏻‍💻

Исследование показало, что чаще всего россияне приобретали онлайн-курсы в нише «Профессия». В октябре оборот в ней превысил 2,5 млрд рублей.

В нишах «Здоровье», «Психология» и «Заработок» оборот в октябре составил свыше 1,3 млрд рублей.

Также россияне покупали онлайн-курсы ниш «Эзотерика» (904 млн руб), «Финансовая грамотность» (739 млн руб), «Хобби» (625 млн руб) и «Фитнес» (412 млн руб).
Опубликован список крупнейших EdTech-компаний России за третий квартал 2023 года 💰

Суммарная выручка 159 EdTech-компаний в третьем квартале составила 31,4 млрд рублей, что на 22% больше, чем в предыдущем квартале, и на 38,2% больше, чем в аналогичный период 2022-го.

Авторы исследования отмечают, что это самый высокий показатель динамики по отношению к прошлогодним результатам за весь 2023-й.

Список возглавил Skillbox Holding Limited, его выручка в третьем квартале составила 3,5 млрд рублей. Далее следуют группа компаний Skyeng и университет «Синергия».
🔥2
Вчера вышла новость про Skyeng и их планы выхода на IPO

Группа компаний Skyeng планирует первичное размещение акций (IPO) на Московской бирже в 2024 г., рассказали «Ведомостям» два топ-менеджера крупной edtech-компании. Информацию подтвердили три собеседника «Ведомостей» в крупных банках. Один из них уточнил, что компания собирается провести IPO в первом полугодии 2024 г., но на текущий момент андеррайтера не выбрала. По словам другого собеседника «Ведомостей» в крупном банке, Skyeng в ходе размещения готовится привлечь 3–5 млрд руб.

Хочу отметить, что Skyeng давно публично говорили про IPO, были планы сделать его на международных рынках.

Сейчас то, что они предположительно планируют делать IPO на российском рынке - вполне логично. Это продолжение инвестиционной стратегии Skyeng. Компания привлекала большие раунды ранее и работала на инвестиционные деньги. Для роста и развития требуется новое привлечение. И выбор реализовывать это через IPO - приоритетный шаг для развития компании и выхода на них инвесторов.

Сейчас привлечения частных инвесторов такого масштаба выглядит сложной задачей и с точки зрения мультипликаторов, и с точки зрения оценки, и возвратов.
👍1
Венчурная структура "Вымпелкома" (Билайн), приобрела 16% в онлайн-школе "Новая школа"

В течение месяца компания вложилась минимум в два edtech-проекта: ранее стало известно о ее сделке с платформой обучения персонала Kampus.

Мы знали, что они общаются с EdTech-рынком. Это один из тех рынков, где у них есть финансовый интерес в рамках небольших инвестиций, которые могут дать 3-4х возврат, в особенности при инвестиции в небольшую, но растущую компанию.

Интересно будет понять, почему из множества онлайн-школ такого типа, они выбрали именно эту. Уникальность? Продукт? Технологии? Или возможно просто ожидание роста с рынком или быстрее рынка?

В любом случае очень рад прогрессу в инвестиции в EdTech, думаю в ближайшее время увидим новые инвестиции/M&A.
В "Like Центре" прошли кадровые передвижения.

В компании сменили гендиректора (CEO). С 2016 года это кресло занимал Василий Алексеев. По данным SPARK Interfax, 29 ноября на эту должность был назначен Никита Ельцов, экс-директор по сервису.

Бывший гендир написал, что остаётся в компании на позиции советника. Что и кому он будет советовать, не уточняется. При этом Алексеев тепло отзывается о преемниках.

Вчера [29 ноября] произошла официальная смена ген.директора в наших компаниях. Мои позиции займут мудрые коллеги, воспитанные в нашей культуре ценностей. Я, в свою очередь, продолжу работать над развитием компании в роли советника и акционера.


Полагаем, что внутри компании тоже идёт ротация. На HH .ru 2 и 3 декабря появились вакансии руководителя отдела продаж и продакта в "Like Центр". Обязанности и требования к кандидатам описаны крайне сухо, зарплата ни там, ни там не указана.

Отдельно отметим уровень фактчекинга. Некоторые СМИ вышли с громкими заголовками, что якобы Аяза Шабутдинова уволили. Коллеги, не переживайте, его никто не увольнял — он не был гендиром "Like Центра". Зато был и остаётся ключевым его собственником с долей в 82,35%.

Напомним, что месяц назад основатель "Like Центра" Аяз Шабутдинов был задержан. Обвинение в мошенничестве и задержание в СИЗО бизнесмен считает абсурдом, вину он не признаёт. Аргументы его оппонентов ограничиваются тезисами в стиле купил курс, но не разбогател.

В защиту предпринимателя высказывался, в частности, уполномоченный при президенте Борис Титов. Но ни заступничество, ни защита не помогли — Шабутдинова оставили в СИЗО до 16 декабря.
Кадровый голод — это уже не метафора. О недостатке профессионалов заявляет большинство компаний. Число вакансий в 2023 выросло более чем в два раза (на 57%). Резюме больше не стало, а конкурс на вакансию в среднем упал на треть.

Самые голодающие отрасли — производство (число вакансий выросло на 122%) и службы доставки (на 107%). Меньше всего прирост вакансий в медицине и фармацевтике (5%), а также в IT и связи. Кандидаты становятся старше.

Работодатели уже удерживают кадры повышением зарплаты и нематериальными поощрениями. В 2024 эта тенденция только усилится. При этом кандидаты всё реже соглашаются на "серое" оформление.

Компании почти не проводят сокращений, крайне редко задерживают зарплаты.

На материалах исследования "Рынок труда в 2023: тенденции и прогнозы SuperJob".
Жители России стали чаще стремиться к обучению и повышению квалификации в своей профессии 📈

В прошлом году о желании пройти обучение или повысить квалификацию в аналогичном опросе высказывались 14% респондентов.

В этом году их доля выросла до 23%. Другие показатели изменились не так сильно: цель повысить доход перед собой ставят 14%, а год назад таких было 15%.
EdTech-дайджест — ноябрь.pdf
13.2 MB
Новый, ноябрьский, выпуск дайджеста Spektr и Ed.Partners ❄️

Внутри:

✈️Российские онлайн-школы снова выходят на зарубежные рынки

💰VK увеличил «образовательную» выручку на 38%, до ₽11,1 млрд

💳Кейс о том, как «Мани-фест» помогает онлайн-школам зарабатывать на рассрочках

🗣Мнение Елены Ошмариной (Русская Школа Управления) о кастомном обучении, образовании в «нулевые» и о том, как можно использовать ИИ в маркетинге
🔥1
Инфобизнес в России показывает довольно высокий прирост 📈

Так, в прошлом году компании и ИП, занимающиеся реализацией вебинаров, обучающих курсов, мастер-классов и других продуктов, смогли внести в общий объем российского рынка информационных услуг 266 млрд рублей.

По итогам текущего года ожидается, что этот показатель достигнет 300 млрд рублей.
Инфобизнесмены впервые собрались.

"Эдтехно" отправил репортёра на первый съезд Ассоциации инфобизнеса. Сделали для вас выжимку выступлений и зафиксировали впечатления — по горячим следам.

•  Григорий Аветов рассказал про экскурсию в Госдуму, круглый стол, вспоминал старые добрые времена и шутил про цыган и гендерный баланс среди спикеров.

Вадим Лобов провёл сравнение между проблемами частных университетов в 2010-х и информационного бизнеса 2020-х, а также хвалил инициативу Аветова.

Марк Кукушкин поделился переживаниями о том, что статус бизнес-тренера размывается.

Татьяна Маричева выступила быстрее и ёмче всех. Она рассказала, что инфобизнесу важно думать не только о результате клиентов, но и об их счастье и адекватности.

Михаил Гребенюк начал издалека и успел рассказать про бальные танцы, жену, детей, про личный опыт наставничества, выбор ниши, рост NPS из-за внимания к клиентам.

Алексей Нечаев похвалил инфобизнес за бурный рост, пояснил за налоги инфобиза (но не объяснил), зато предложил дружить с налоговой.

Выступление Михаила Христосенко, который тоже был заявлен на съезде, наш репортёр, возможно, проспал.

Как вы могли заметить, состав участников сильно порезали. Это было одно из лучших решений организаторов, если, конечно, спикеры сами не отказались выступать.

В партнëрах Ассоциации многозначно указали ФНС, но от ведомства, как видно из ревью, никто не выступал. Неизвестно, знают ли вообще в ФНС об этом партнёрстве.

Спустя почти два часа всë-таки перешли к повестке съезда.

• Создадут стандарты отрасли, введут общественную (т.е. не государственную) аккредитацию, введут рейтинг и антирейтинг. Вопросов меньше не стало.

• Аветов предложил участвовать в госпроектах, сотрудничать с такими проектами, как РДШ, общество "Знание", Росмолодëжь. Это назвали GR-практиками.

• Каждый последний четверг (почему не пятница?) съезд ассоциации. Потому что не хотят, чтобы членство было только формальным.

• С "Ростелекомом" создадут единый реестр инфопродуктов с отзывами, оценками пользоватей и т.д. Обсуждают вход через "Госуслуги".

• Обещают заниматься пиаром отрасли. Но пока на публикации в СМИ заложили только 24 млн рублей в год.

• Будут бороться с инфоскаммерами (мошенниками).

Во время ответа на вопросы обещали подавать иски о защите чести и вообще регулярно ходить в суды против тех, кто считает их мошенниками. При этом от текущих дел они открещиваются.

Интересный организационный момент. Сначала вопросы собирали в канале и говорили, что микрофона не будет. Но закончилось всё вопросами с микрофона. Браво!

В целом всë, что нас смущало, съезд только подсветил. Нет внятной GR-стратегии, нет адекватного понимания, как нужно пиарить отрасль. Кто и как предоставляет юрподдержку — тоже.

Вывод простой: если у Ассоциации инфобизнеса и есть рычаги влияния, то их не показали. Обошлись анекдотами и шутками Аветова.
Опубликован первый рейтинг вузов России по качеству подготовки специалистов в области ИИ 🎓

В первые четыре группы вошли следующие университеты:

A+ — НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО;
A — МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ;
B+ — МГТУ им. Н. Э. Баумана, УрФУ;
B — НИЯУ «МИФИ», СПбПУ Петра Великого, Университет Иннополис.

Всего в списке 180 вузов с программами бакалавриата в области ИИ.

Как отмечают составители рейтинга, вузы, попавшие в группы A+ и A, могут считаться лидерами, а остальным нужно в разной степени повышать качество образования.
Рынок EdTech растет во всем мире вопреки кризисам, а в нашей стране — и вопреки прогнозам. Надежда Макова, основатель и управляющий партнер LXP платформы Kampus, рассказывает, как обстоят дела с привлечением инвестиций в EdTech-стартапы, какие тренды есть в отрасли.

▪️Специалисты прогнозировали, что в 2022 году российский рынок EdTech ждет спад. Но рост продолжился, хоть и с замедлением. 
Если в 2021 году выручка ста крупнейших игроков рынка выросла на 70% по сравнению с 2020 годом, то в 2022 году прирост был гораздо более скромным — 17,95%. Прогноз на 2023 год — рост в 20-25%.

▪️В среднем объем мирового рынка образования растет на 12,9% в год. В 2021 году его объем в денежном выражении составил $106,46 млрд. Прогноз на 2032 год — $421 млрд. 

Несмотря на рост EdTech, инвестиции в это направление падают. Такая тенденция прослеживается и в России, и в мире.

В нашей стране динамика такая:
▪️2021 год: 29 сделок на $149, 4 млн; 
▪️2022 гoд: 22 сделки на $28,2 млн;
▪️2023 год (по октябрь): 15 сделок на сумму $4,3 млн. 

И все же прогноз для отрасли положительный. 
Coursera поделилась статистикой уходящего года и сделала прогноз по главным навыкам на 2024-й. За прошедший год на платформе запустили более 120 новых курсов, а количество пользователей прибавилось на 17 млн человек и достигло 136 млн.

▪️В этом году в процентном соотношении сильнее всего рос интерес к курсам, связанным с генеративным ИИ. Курс «Генеративный ИИ для всех» набрал более 90 тысяч регистраций за 30 дней, что делает его самым быстрорастущим в 2023-м. А всего разные курсы и проекты по этой теме собрали за 2023 год около 570 тысяч слушателей.

▪️Несмотря на популярность IT-обучения, в десятку самых популярных на платформе уже несколько лет входят и такие курсы, как «Наука о благополучии», «Финансовые рынки» и «Английский для карьерного роста».

▪️Вот топ-10 навыков на 2024 год:

- ChatGPT.
- Кибербезопасность.
- HTML/CSS.
- UX-дизайн.
- Фронтенд.
- Бухгалтерский учёт.
- Целостность данных и управление данными.
- Разработка приложений на платформе React Native.
- Управление базами данных.
- Генеративное моделирование и разработка ИИ.
Skillbox открывает онлайн-колледж 🎓

Учиться в «Цифровом колледже» смогут как выпускники девятых и одиннадцатых классов, так и взрослые люди с общим основным образованием и выше.

На старте в «Цифровом колледже» запустят два направления — «Программирование» и «Графический дизайн».
Частная школа «Летово» во второй раз заняла первое место в рейтинге Global Top IB Schools 2023 🏆

При этом «Летово» остаётся единственным российским учебным заведением, входящим в этот рейтинг.

В топ-100 больше всего школ из Великобритании (20 школ), Сингапура (19) и Гонконга (19).
4 млрд рублей потратили топ-100 эдтехов на диджитал-продвижение.

Вместе с коллегами из Digital Budget редакция проанализировала, сколько эдтехи потратили на рекламу за 11 месяцев 2023 года.

Мы выделили 20 брендов, которые, по нашим данным, больше всего вложили в своё продвижение в диджитал-среде. Большинство из них нарастили расходы за 2023 год, но не все.

Например, GetCourse и "ЯКласс", вероятно, несколько снизили расходы в диджитал-поле (на 10%), Skysmart (входит в Skyeng) — на 30%.

Остальные участники топ-20 по расходам наращивали бюджет, но в пределах трёхкратного увеличения. Отличились только некоторые компании:

• лидер детского сегмента "Учи.ру" увеличила расходы почти в пять раз, что может быть связано с дополнительными вливаниями из VK;

онлайн-университет самореализации Talentsy нарастил расходы примерно в семь раз;

• онлайн-университет no-code профессий Zerocoder в 17 раз нарастил предполагаемые расходы.

Немного о методологии.

• Данные учитывали трафик, который вёл на главный лендинг. Например, для компании Skillbox — ссылки на skillbox.ru.

• Для выборки мы воспользовались рейтингом edtechs.ru и собрали все компании в пределах топ-100 на 3 кв. 2023 года.

• Так как часть компаний представляют группы, каждый бренд мы учитывали отдельно. Например, трафик для Skillbox и Geekbrains мы разделяли.

В результате получилось 106 брендов. Часть брендов была исключена из итогового анализа, например, из-за слишком большого потока естественного трафика. В частности, речь идёт о сайте "Дневник.ру".

Для некоторых компаний не удалось собрать данные за 11 месяцев 2022 или 2023 года. Несмотря на это, мы учли данные за тот период, который есть у нас, в общей статистике.

По данным "Эдтехно", за 11 месяцев 2022 года эдтехи потратили на диджитал-продвижение почти 2,6 млрд рублей. За 11 месяцев 2023 года бюджет топ-100 эдтехов вырос на 56% год к году — до 4,04 млрд рублей.

Завтра расскажем вам, какие компании больше других нарастили расходы на диджитал-рекламу за 11 месяцев 2023 года.