Фриланс будущего – Telegram
Фриланс будущего
5.67K subscribers
586 photos
10 videos
3 files
418 links
О работе в цифровой экономике. Рассказываем, как тренды и тенденции Индустрии 4.0 влияют на рынок труда.

Новый формат фриланса и подход к реализации бизнес-проектов — на платформе П4.0: https://clck.ru/WjES9
Download Telegram
👀 Когнитивные искажения: как наше мышление мешает нам работать

В обычной жизни мы сталкиваемся с когнитивными искажениями каждый раз, когда делим мир на черное и белое, преувеличиваем важность проблем, обвиняем других в наших неудачах или делаем безосновательные выводы о собеседнике.

В профессиональной среде когнитивных искажений не меньше. Ошибки мышления заставляют нас принимать нерациональные решения: мы получаем неудовлетворительные результаты и продолжаем ошибаться. Вот несколько примеров.

Иррациональное усиление. Представьте, вы разработчик, которому поручили доработать приложение и внедрить новую функцию. Функция объективно бесполезная, после запуска это подтверждают данные. Но продакт-менеджер велит переделывать, пробовать, модифицировать. Почему? Потому что вложили уже много ресурсов. А ещё продакт не умеет признавать ошибки.

Проклятие знания. Нефтяник рассказывает айтишнику о задаче, но тот почему-то не понимает. Вопрос элементарный. Да, но только для говорящего. В этом случае стоит позвать бизнес-транслятора, который снимет проклятие и поможет специалистам из разных сфер найти общий язык.

Ошибка планирования. Большая проблема оптимистов. Вам предлагают самостоятельно обозначить дедлайн, а вы смело заявляете, что все будет готово через три часа. Если делаете масштабный проект и неправильно оцениваете время для каждой задачи, рискуете опоздать на пару месяцев.

Золотой молоток. Если технология работает, почему бы не использовать ее везде? Хоть вопрос и звучит абсурдно, такая ошибка встречается часто. Мы склонны в первую очередь использовать удобные и хорошо знакомые инструменты, хотя порой это ведет к неоптимальным результатам.

Узнали себя?
Признавайтесь, какое искажение замечали за собой? 😈
Anonymous Poll
11%
Иррациональное усиление
15%
Проклятие знания
56%
Ошибка планирования
18%
Золотой молоток
💥Кто, сколько и за что платит: система оплаты на human cloud платформах / Часть 2.

В первой части мы рассказывали про Upwork, Catalant и Kwork. Сегодня говорим о Профессионалах 4.0.

С кем работает платформа П4.0? Физлица, самозанятые, ИП.

Какой договор заключается? Талант заключает договор гражданско-правового характера с П4.0.

Что указывается в договоре? Предмет договора, четкий перечень работ, сроки проекта, стоимость, результат.

Что делать, если талант не успел выполнить работу в срок? Если по каким-то причинам меняются сроки задачи, с талантом заключают дополнительное соглашение — продление сроков фиксируется юридически.

А если увеличивается объём работ? Если для завершения проекта нужно решить дополнительные задачи, которые не были указаны в ТЗ, лидер проекта договаривается с талантом о сроках и стоимости этих работ. После оформляется соглашение, в котором прописывают все условия.

Как происходит оплата? Талант получает оплату в течение 10 рабочих дней после подписания акта выполненных работ.

За что платит талант? Талант ничего не платит. П4.0 не берёт комиссию с исполнителей. Физлица получают на счет итоговую сумму вознаграждения. Самозанятые и ИП получают вознаграждение с учетом налога 6%, его нужно перечислить в налоговую самостоятельно. В некоторых банках налог списывается автоматически при поступлении денег на счет.
Почему зумеры — поколение гибкости и фриланса?

Начнём со статистики. По данным за 2020 год, в США именно зумеры (рожденные с с 1997 по 2012 годы) фрилансили больше всех остальных (50%). Миллениалы чуть-чуть отстают (44%). Меньше всех вовлечены в гиг-экономику беби-бумеры (26%) — поколение 55+.

Почему так? Вот несколько причин.

🔹 Зумеры родились со смартфоном в руках. Они умеют использовать технологии и быстро учатся новому. Программирование, копирайтинг, маркетинг, дизайн — для этого не нужны работодатели.

🔹 Свобода в моде. Когда видишь, что все твои кумиры путешествуют и работают одновременно, вряд ли захочешь другого. Даже если зумер не мечтает о карьере блогера, он хочет гибкости и свободы. Теперь это норма и базовая потребность.

🔹 Минута славы цифровых платформ. Фриланс расцвел в 2000-х с появлением онлайн-площадок для поиска работы. Там есть и гибкость, и свобода, и возможность не привязывать себя к офисному стулу. Зумеры с рождения знают, что по карьерной лестнице можно двигаться разными маршрутами.

🔹 Плохо — не нарушать правила. Креативные, своенравные, осознанные. Они не готовы работать с 9 до 17 только потому, что так принято. Они учатся лучше понимать себя и находить свой уникальный путь. Одному комфортно в офисе, другому — дома, а третьему — с ноутбуком на Эвересте. К чему тогда общие для всех правила?

Кажется, поколение Z знает, что делает. Недавнее исследование Джона Янгера показывает, молодые фрилансеры в целом больше удовлетворены своей рабочей нагрузкой и доходами, чем профессионалы постарше.
Когда прокрастинация — друг, а не враг?

Есть два типа людей: одни берутся за дело сразу, другие — приступают к задаче в ночь накануне дедлайна. Первые — дисциплинированные и ответственные, вторые — неорганизованные и прокрастинирующие. В какую группу хочется вступить? Не спешите с ответом.

🪶Разбираемся, как нам помогает прокрастинация?

Пугает и мотивирует. Когда дедлайн приближается, мы начинаем тревожиться и вспоминаем о последствиях. Здесь и подключается адреналин, который дает нам энергию на решение самой скучной задачи.

Помогает сосредоточиться. Мы фокусируем внимание только на задаче, когда понимаем, что нам уже критически не хватает времени. Не замечаем мемы в чатике, не залипаем в «Игры кальмара» и даже не ругаем себя за то, что снова оставили все на последнюю минуту. Просто некогда!

Включает ускорение. Если последний поезд метро уходит через минуту, а следующий только утром, придется немного пробежаться. Так же и с работой. Если дедлайн через час, успеваем за час.

Избавляет от перфекционизма. Делать свою работу идеально и вникать в детали — хорошо. Но некоторые задачи этого просто не требуют, а хронические перфекционисты не всегда видят разницу. Горящий дедлайн помогает найти баланс между качеством и совершенством.

В какой вы группе: оставляете всё на последний момент или сразу приступаете к делу?
👯Что лучше: командный игрок или фрилансер-одиночка?

Принято считать, что фриланс — путь одиночек. Взял задачу онлайн, ушёл делать ее дома. А вот командная работа — это больше про офис. Там ты болтаешь с коллегами, «штурмишь», советуешься, помогаешь.

Теперь всё не так. Фрилансеры все чаще объединяются и работают вместе. Это явление получило название «teamlancing». Свободные художники вдруг превратились в командных игроков.

Это выгодно и бизнесу, и специалистам. Почему?
Компании получают доступ к внешним компетенциям, экономят время, сокращают затраты на индивидуальный поиск талантов и долгосрочное управление.

Для фрилансеров «teamlancing» решает проблему одиночества. Это выход для тех, кому хорошо на фрилансе, но живого общения все-таки не хватает.

А ещё командный фриланс — один из методов нетворкинга. Знакомитесь с другими фрилансерами, обмениваетесь опытом, поддерживаете связь, а потом можете повторно сотрудничать на проектах.

Вместе со СКОЛКОВО мы провели свой опрос среди талантов П4.0 и узнали, что большинство из них готовы к обоим форматам (68%) — в команде и в одиночку. Однозначно предпочитают команду только 10,2%, а самостоятельную работу — 18,8%.
В каких городах больше всего фрилансеров?

Известный тезис — онлайн-платформы расширяют географию сотрудничества. Теперь не нужно выбирать работников из числа кандидатов, что живут недалеко от офиса. Даже если фрилансер зимует на Бали или не покидает родной Томск, он запросто может подключиться к проекту, который запускается в Москве. Мы проверяли, проблем не было.

На Профессионалах 4.0 работают таланты из 112 городов. Кто-то фрилансит из Афин, кто-то — из Праги или Риги. Больше всего талантов, конечно, из Москвы (29%) и Санкт-Петербурга (21%). В пятерку лидеров вошли Екатеринбург (3%), Тюмень (2%) и Новосибирск (2%). Ищут проекты и настоящие цифровые кочевники — почти 7% талантов не смогли назвать свое постоянное место жительства и признались, что часто переезжают.

Дубна, Севастополь, Ханты-Мансийск, Нур-Султан, Ташкент, Сочи… Весь список здесь не соберём, но география впечатляет.

📍Теперь хотим узнать, откуда наши подписчики. Пишите в комментах свой город. Мы почти уверены, что на карте Профессионалов 4.0 он тоже есть.
Трёхдневная рабочая неделя: фантастика или реальность

От футурологов мы слышали, что к концу XXI века официальная рабочая неделя будет длиться не больше 20 часов. Только вот они просчитались с прогнозами — будущее уже здесь.

Индийский финтех-стартап Slice предлагает сотрудникам работать всего три дня в неделю. Оставшееся время они могут использовать по своему усмотрению — верховая езда, Netflix, дополнительные проекты или прокрастинация. Сотрудники, которые выберут эту схему, получат полный соцпакет и стабильную зарплату — 80% от рыночной ставки.

Зачем это нужно? Во-первых, в Индии идёт борьба за таланты. Инвесторы активно вкладываются в индийские технологические стартапы — стартапы растут, появляется потребность в новых людях.

Во-вторых, гиганты Кремниевой долины переманивают разработчиков и специалистов по продажам. А что делать локальным компаниям?

Сейчас в Slice работают 450 человек, но в ближайшие три года штат планируют увеличить ещё на 1000. Отсюда такие радикальные меры.

«Трёхдневная рабочая неделя позволяет нам привлекать специалистов определенного уровня, ведь это привилегия, которую не предлагают даже такие крупные технологические компании, как Google и Amazon», — говорит основатель Slice Раджан Баджадж.
Если вы опоздали на встречу или вообще её проспали, забыли о важном поручении руководителя, случайно удалили запись интервью или слишком увлеклись красным вином на корпоративе — не спешите прикидываться простывшим и мониторить новые вакансии.

На карточках рассказываем, как пережить большой фейл!
Сколько зарабатывают маркетологи на онлайн-платформах?

Недавно рассказывали, сколько на П4.0 зарабатывают разработчики и дизайнеры. Сегодня пришла очередь специалистов в сфере маркетинга и PR. Без лишних слов переходим к цифрам.

Приводим среднюю ставку часа:
• Digital-маркетолог — 534 рубля в час
• PR-специалист — 589 рублей в час
• Маркетолог — 806 рублей в час
• Маркетолог-аналитик — 1016 рублей в час
• Маркетолог-коммуникатор — 2439 рублей в час

Несмотря на разницу в ставке часа, PR-специалисты в среднем за проект на П4.0 получают больше, чем маркетологи — 210 000 рублей и 191 700 рублей соответственно. Самое крупное вознаграждение за проект среди тех, кто в нашем сегодняшнем списке, получил маркетолог-коммуникатор — 300 000 рублей.
Почему на онлайн-платформах не всегда указывают сумму вознаграждения?

У большинства проектов на Профессионалах 4.0 сумма вознаграждения открыта — талант видит задачу и сразу понимает, сколько может получить за работу.

Но бывает и по-другому: в разделе об оплате написана фраза «по договорённости» или «по итогам переговоров». Разбираемся, почему конкретная сумма указана не везде?

На начальном этапе работы, когда лидер проекта только приходит на П4.0 за размещением задачи, мы проводим экспертизу рынка и помогаем ему определиться с уровнем оплаты для талантов. И всё-таки решение остаётся за лидером.

🔹 Случается, что он не до конца понимает объём задач по проекту. Ему важно пообщаться с талантами, выслушать их предложения, оценить опыт и возможности, а затем принять решение об оплате.

🔹 Иногда разброс в сумме запрашиваемого вознаграждения достигает 100 000 рублей. При этом у компаний есть определённый бюджет, выйти за рамки которого невозможно. Поэтому выбирают кандидатов, которые подходят не только по компетенциям, но и по зарплатным ожиданиям.

Что делать талантам? Не пугаться этой неопределённости. Внимательно заполните профиль, составьте чёткое и продуманное сопроводительное письмо, на «собеседовании» подсветите свои сильные стороны и сформулируйте ожидания по зп. У лидера проекта нет задачи выбрать таланта с самой низкой ставкой. В первую очередь ищут специалистов, которые качественно справятся с задачей.
Как работать с фрилансерами, чтобы проект не улетел в пропасть? 🙇

Одно дело найти конкретного специалиста под простую и четкую задачу, погрузить его в контекст, а затем принять результаты, отталкиваясь от понятных KPI. Совсем другое — собрать целую команду фрилансеров для работы над сложным и масштабным проектом с высокой степенью неопределенности.

Вопросов куча: как управлять профессионалами, которые работают удаленно? Как объяснить им общую цель и проконтролировать, что каждый понимает свою роль? Как научить всех членов команды брать инициативу в свои руки и перераспределять ответственность?

Мы часто говорим об этом в постах, но в этот раз решили подойти к проблеме основательно. Вместе со СКОЛКОВО мы собрали целый курс «Управление гибкими командами».

Спросили экспертов, подобрали красноречивые кейсы и упаковали свой опыт в двухнедельную программу обучения. Получилась рабочая система, которая поможет организовать процесс сотрудничества с фрилансерами и штатными специалистами на удаленке. Регистрируйтесь и вперед! 🪄
ТРИЗ: как научиться творчеству и решить нерешаемую проблему?

Мы уже рассказывали о методологиях для генерации идей. Одну из них — теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) — сегодня разберем подробнее.

Этот подход активно применяют крупные компании вроде Boeing или Samsung, для одного из проектов на Профессионалах 4.0 мы даже искали ТРИЗ-модератора — он помогал команде проводить мозговые штурмы.

Зачем вообще нужен ТРИЗ? Эта методика подходит для решения изобретательских задач и усовершенствования систем, например, для исправления ошибок в приложениях или запуска рекламных кампаний.

В чем суть?
У вас есть задача, но все известные способы решения не подходят. Придется изобретать свой. Легко сказать, на деле могут возникнуть три противоречия.

Согласно методике, прежде чем приступить к решению, их нужно выявить:
🔹Административное — у вас нет прав или ресурсов, чтобы внести изменения.
🔹Техническое — вы меняете одну деталь, но это приводит к проблемам в другой.
🔹Физическое — вам мешают законы природы. Что-то просто невозможно сделать.

Противоречия найдены. Дальше формулируем идеальный конечный результат (ИКР). Ваша задача — устранить эти противоречия без привлечения дополнительных ресурсов (денег, людей, времени и т.д), то есть только с помощью тех, которые уже имеются.

Как это возможно? Автор теории Генрих Альтшуллер предложил 40 приемов ТРИЗ. Все они звучат очень просто, но решают суперсложные проблемы за счет разных перестановок «внутри» системы.

Для наглядности приведем три подхода к решению:
Принцип «заранее подложенной подушки»: компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.
Принцип универсальности: объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.
Принцип вынесения: отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

Подведем итоги. Как действуем?
1. Формулируем задачу. Что нужно сделать?
2. Выявляем противоречия. Что нам мешает?
3. Определяем ИКР. Что мы хотим получить?
4. Составляем список полезных ресурсов. Что из уже имеющегося у нас поможет решить задачу?
5. Выбираем прием ТРИЗ. Какой из 40 приемов станет нашим методом решения?
👍1
Звать или не звать: как понять, нужны ли фрилансеры вашему проекту?

«Учитесь работать с фрилансерами», — говорим мы. А надо ли? Возражение принимается. Прежде чем осваивать навыки управления командой независимых специалистов, предлагаем разобраться, пригодится ли вам эта команда. Рассказываем о фреймворке Run/Change/Disrupt для оценки потребности в кадрах.

Этот фреймворк делит бизнес-проекты на три типа:

Run — текущие проекты и задачи, которые необходимы, чтобы компания просто работала. Без прорывов и провалов. Сотрудников хватает, каждый занимается своим делом и, в общем-то, дополнительные люди не нужны. Зачем тогда привлекать фрилансеров? Кто-то ушел в отпуск или в проекте появилась дополнительная задача — фрилансер поможет быстро закрыть дефицит.

Change — проекты изменений, которые помогают компании расти и меняться. Например, вы хотите добавить новый функционал или пересмотреть подход к решению привычных задач. Здесь нужны внешние эксперты — они посмотрят на процессы свежим взглядом.

Disrupt — инновационные проекты, направленные на трансформацию. Когда вы хотите выйти на новый рынок или внедрить новые бизнес-модели. Проще говоря, разорвать шаблоны и шагнуть в неизвестность. Логично, что своих экспертов на этот случай может не быть. Нужно собирать гибкую команду, устраивать мозговые штурмы, привлекать недостающие компетенции. Зовем фрилансеров. Другой вариант — подобрать специалистов в штат. Но в вопросах трансформации каждый день на счету.

Больше секретов работы с фрилансеров в курсе «Управление гибкими командами» от СКОЛКОВО и П4.0