Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12💯3🔥2
Так вот, о книге художника. Современный книжный дизайн во многом наследует принципы, заложенные концептуалистами в 1960–70-х годах.
Жанр, конечно, появился раньше. Его пионеры — Матисс, Пикассо и другие — выпускали изысканные издания для коллекционеров. Но эти первые книги художника скорее напоминали художественные альбомы или библиофильские тома.
Перелом случился у футуристов: они начали играть с формой, ритмом и версткой, превращая книгу в эксперимент. А у концептуалистов этот жанр пережил настоящий расцвет — и не в последнюю очередь благодаря технологическому прогрессу.
В ту же эпоху стремительно развивались зины: простые, дешёвые в производстве, политичные и живые. Их энергия повлияла на понимание книги как медиа — и это наследие чувствуется до сих пор.
От концептуалистов же пришло внимание к самому процессу чтения и к ритму разворота. Современные издания часто используют те же приёмы: играют с пустотой страницы, с неожиданным расположением текста, с материалами и фактурой бумаги. В общем, фокус в книге сместился с самого текста на опыт чтения и «событие», о котором я писала выше.
Пабло Пикассо — Le Chef-d’œuvre inconnu (1931) — оформление новеллы Бальзака.
Эль Лисицкий — Для голоса (1923) — книга стихов Владимира Маяковского с новаторской версткой и визуальными сигналами.
Эд Рушей — Every Building on the Sunset Strip (1966) — длинная раскладная книга с панорамой улицы.
#книжки
▫ ▫ ▫ ▫ ▫ ▫
Жанр, конечно, появился раньше. Его пионеры — Матисс, Пикассо и другие — выпускали изысканные издания для коллекционеров. Но эти первые книги художника скорее напоминали художественные альбомы или библиофильские тома.
Перелом случился у футуристов: они начали играть с формой, ритмом и версткой, превращая книгу в эксперимент. А у концептуалистов этот жанр пережил настоящий расцвет — и не в последнюю очередь благодаря технологическому прогрессу.
В ту же эпоху стремительно развивались зины: простые, дешёвые в производстве, политичные и живые. Их энергия повлияла на понимание книги как медиа — и это наследие чувствуется до сих пор.
От концептуалистов же пришло внимание к самому процессу чтения и к ритму разворота. Современные издания часто используют те же приёмы: играют с пустотой страницы, с неожиданным расположением текста, с материалами и фактурой бумаги. В общем, фокус в книге сместился с самого текста на опыт чтения и «событие», о котором я писала выше.
Пабло Пикассо — Le Chef-d’œuvre inconnu (1931) — оформление новеллы Бальзака.
Эль Лисицкий — Для голоса (1923) — книга стихов Владимира Маяковского с новаторской версткой и визуальными сигналами.
Эд Рушей — Every Building on the Sunset Strip (1966) — длинная раскладная книга с панорамой улицы.
#книжки
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7🔥3💅2
Нашла главу из своей книги об использовании типографики в концептуальном искусстве, посвященную книге художника. Делюсь:
Книга художника — медиум, достойный отдельного исследования. Здесь же эта тема будет затронута обзорно. Связь книги и типографики вполне очевидна, однако интереснее рассмотреть, как этот формат трансформирует произведение искусства.
Вернёмся назад во времени. Книга художника становится заметным медиумом благодаря дадаистам, футуристам и другим авторам, которые синтезировали поэзию и визуальное искусство. Их цель заключалась в переосмыслении формата конвенциональной книги, обладающего большим потенциалом в модернистском искусстве. Для концептуалистов книга стала не только формой, но и пространством выставки. Художники использовали многостраничное издание как экспозиционную площадку.
Так, Сет Сигелауб организовал выставку January 5–31, 1969, где экспонировался единственный объект — одноимённый непрошитый альбом. В его создании участвовали Роберт Барри, Дуглас Хюблер, Джозеф Кошут и Лоуренс Вейнер. Книга включала фотографии, изображения работ и комментарии художников.
Другой пример подобного проекта — Xeroxbook (1968), собранный Сетом Сигелаубом и Джоном (Джеком) У. Вендлером. Издание состояло из отксерокопированных работ Карла Андре, Роберта Барри, Дугласа Хюблера, Джозефа Кошута, Сола Левитта, Роберта Морриса и Лоуренса Вейнера. Каждому из семи художников было отведено по 25 страниц.
С готовым полотном текста работают многие современные художники, но это было актуально и более полувека назад. Так, Марсель Бротарс в работе Un coup de dés jamais n’abolira le hasard, Stéphane Mallarmé (1969) закрашивает строки знаменитого поэтического текста. А польский художник Ярослав Козловски в произведении Reality (1972), созданном по мотивам «Критики чистого разума» Канта, оставляет только пунктуацию.
Книга художника нередко состоит из графических изображений. Например, Маурицио Наннуччи в книге t/40 (1967) печатает страницы при помощи пишущей машинки — изображения напоминают ткани с переплетёнными нитями. Однако этот медиум часто сводится и только к тексту, собранному под одной обложкой. Этой линией пользовались Лоуренс Вейнер и Йоко Оно. Знаменитые инструкции по созданию произведений искусства Йоко Оно составляют в книгу Grapefruit (1964). Эти тексты документируют её перформансы и расположены в нарративном порядке. Цель работы, как и всего творчества Оно и группы Флюксус в целом, — разрушение границы между искусством и повседневной жизнью.
Наннуччи также обращается к текстовому формату в лаконичной книге Definitions/Definizioni (1970). Она состоит из пар слов, напечатанных белой краской на чёрных листах: одно существительное и одно причастие от того же корня.
Формат книги оказался востребован и в московском концептуализме. Виктор Пивоваров нередко обращался к этому медиуму. Павел Пепперштейн вспоминал:
Так, альбом Конклюзии (1975) состоит из синих листов, разделённых на две части: на рамку цвета индиго нанесены короткие высказывания — «не я/да», «там/здесь» и другие. Другой альбом Пивоварова — Лицо (1975) — построен как диалог героя книги с читателем. Герой обращается к кому-то, но не получает ответа. Мы никогда не видим его лицо: оно то распадается на осколки, то прячется за дверным проёмом, то заслоняется образами воспоминаний.
#книжки
▫ ▫ ▫ ▫ ▫ ▫
Книга художника — медиум, достойный отдельного исследования. Здесь же эта тема будет затронута обзорно. Связь книги и типографики вполне очевидна, однако интереснее рассмотреть, как этот формат трансформирует произведение искусства.
Вернёмся назад во времени. Книга художника становится заметным медиумом благодаря дадаистам, футуристам и другим авторам, которые синтезировали поэзию и визуальное искусство. Их цель заключалась в переосмыслении формата конвенциональной книги, обладающего большим потенциалом в модернистском искусстве. Для концептуалистов книга стала не только формой, но и пространством выставки. Художники использовали многостраничное издание как экспозиционную площадку.
Так, Сет Сигелауб организовал выставку January 5–31, 1969, где экспонировался единственный объект — одноимённый непрошитый альбом. В его создании участвовали Роберт Барри, Дуглас Хюблер, Джозеф Кошут и Лоуренс Вейнер. Книга включала фотографии, изображения работ и комментарии художников.
Другой пример подобного проекта — Xeroxbook (1968), собранный Сетом Сигелаубом и Джоном (Джеком) У. Вендлером. Издание состояло из отксерокопированных работ Карла Андре, Роберта Барри, Дугласа Хюблера, Джозефа Кошута, Сола Левитта, Роберта Морриса и Лоуренса Вейнера. Каждому из семи художников было отведено по 25 страниц.
С готовым полотном текста работают многие современные художники, но это было актуально и более полувека назад. Так, Марсель Бротарс в работе Un coup de dés jamais n’abolira le hasard, Stéphane Mallarmé (1969) закрашивает строки знаменитого поэтического текста. А польский художник Ярослав Козловски в произведении Reality (1972), созданном по мотивам «Критики чистого разума» Канта, оставляет только пунктуацию.
Книга художника нередко состоит из графических изображений. Например, Маурицио Наннуччи в книге t/40 (1967) печатает страницы при помощи пишущей машинки — изображения напоминают ткани с переплетёнными нитями. Однако этот медиум часто сводится и только к тексту, собранному под одной обложкой. Этой линией пользовались Лоуренс Вейнер и Йоко Оно. Знаменитые инструкции по созданию произведений искусства Йоко Оно составляют в книгу Grapefruit (1964). Эти тексты документируют её перформансы и расположены в нарративном порядке. Цель работы, как и всего творчества Оно и группы Флюксус в целом, — разрушение границы между искусством и повседневной жизнью.
Наннуччи также обращается к текстовому формату в лаконичной книге Definitions/Definizioni (1970). Она состоит из пар слов, напечатанных белой краской на чёрных листах: одно существительное и одно причастие от того же корня.
Формат книги оказался востребован и в московском концептуализме. Виктор Пивоваров нередко обращался к этому медиуму. Павел Пепперштейн вспоминал:
«Сам Пивоваров употреблял другое название этого жанра — “конклюзии”, термин, напоминающий о средневековых иллюстрированных таблицах духовного содержания. Созданные Кабаковым и Пивоваровым произведения сделались, пожалуй, самым специфическим и ценным достижением московского концептуализма, при том что он и без того оказался щедр на разнообразные и впечатляющие открытия».
Так, альбом Конклюзии (1975) состоит из синих листов, разделённых на две части: на рамку цвета индиго нанесены короткие высказывания — «не я/да», «там/здесь» и другие. Другой альбом Пивоварова — Лицо (1975) — построен как диалог героя книги с читателем. Герой обращается к кому-то, но не получает ответа. Мы никогда не видим его лицо: оно то распадается на осколки, то прячется за дверным проёмом, то заслоняется образами воспоминаний.
#книжки
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤5🌭2💯2
Марсель Бротарс — Un coup de dés jamais n’abolira le hasard, Stéphane Mallarmé (1969)
Ярослав Козловски — Reality (1972)
#книжки
▫ ▫ ▫ ▫ ▫ ▫
Ярослав Козловски — Reality (1972)
#книжки
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8🔥3💅2
Forwarded from Приходи рисовать
Дорогие друзья и друзья друзей, мы объявляем сезонный опен колл для преподавателей!
Мы — комьюнити художников и студия, уже 7 лет делаем образовательные штуки, дружим и обмениваемся опытом. Присоединяйся к нам если ты норм, любишь людей и готов делиться своими знаниями, помогать, вникать в идеи, за все доброе и против всего злого!
Спектр направлений, в которых мы хотим делать практики, очень широк, мы рады его расширять и дальше, поэтому если вы работаете с чем-то нами неизведанным, не стесняйтесь написать!
Если у тебя есть желание и крутая идея, а тем более если у тебя есть готовая программа воркшопа - заполняй короткую форму и приходи преподавать!
Заполнить заявку можно до 20 октября включительно.
(P.S. Отправь этот пост друзьям, если у тебя есть друзья)
Мы — комьюнити художников и студия, уже 7 лет делаем образовательные штуки, дружим и обмениваемся опытом. Присоединяйся к нам если ты норм, любишь людей и готов делиться своими знаниями, помогать, вникать в идеи, за все доброе и против всего злого!
Спектр направлений, в которых мы хотим делать практики, очень широк, мы рады его расширять и дальше, поэтому если вы работаете с чем-то нами неизведанным, не стесняйтесь написать!
Если у тебя есть желание и крутая идея, а тем более если у тебя есть готовая программа воркшопа - заполняй короткую форму и приходи преподавать!
Заполнить заявку можно до 20 октября включительно.
(P.S. Отправь этот пост друзьям, если у тебя есть друзья)
🔥3❤1
Я очень люблю «Grapefruit» Йоко Оно, пожалуй, за непосредственность. В ней вообще нет надменности, свойственной многим художественным работам. А ещё она очень хорошо отражает главную идею Fluxus о взаимопроникновении искусства и повседневности.
Впервые книга вышла в 1964-м году, но потом ещё много раз переиздавалась. Была даже с предисловием Джона Леннона.
«Grapefruit» состоит из инструкций, которые сама Оно называет «event scores» — сценарии для воображаемых или реальных действий.
#книжки
▫ ▫ ▫ ▫ ▫ ▫
Впервые книга вышла в 1964-м году, но потом ещё много раз переиздавалась. Была даже с предисловием Джона Леннона.
«Grapefruit» состоит из инструкций, которые сама Оно называет «event scores» — сценарии для воображаемых или реальных действий.
#книжки
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7❤6💯2