Чек_лист_проверки_электронного_обучения_в_компании.pdf
915.9 KB
Чек-лист проверки курсов "Жив или нет?"
И немного о пользе чек-листов в обучении
✅ Чек-лист - крайне полезная штука. Когда я только училась делать электронные курсы, лет 20 назад, я собирала все возможные чек-листы и проверяла по ним то, что я делала. И на их основе делала свои, для сотрудников, чтобы они могли проверить себя. Мне кажется, что чек-листы - это отличный инструмент, чтобы подумать, что мы делаем и обратить внимание на что-то важное, но случайно упущенное.
Кстати, чек-листы - это очень хороший инструмент для поддержки обучения после его завершения. Слушатели прошли курс или программу. Им нужно начать действовать. Но с новым всегда сложно - не понятно, с чего начинать. Вот тут отлично работает чек-лист: с чего начать или на что обращать внимание или первые шаги. Это упрощает задачу внедрения нового.
Я тут у себя в закромах нашла несколько чек-листов про электронные курсы. Решила их обновить, слегка переработать и поделиться. Получилось 2 штуки:
1️⃣ Чек-лист "Чек-лист «Курс жив или нет?" - по нему можно проверить свой курс и посмотреть, насколько он живой и что стоит поменять
2️⃣ Чек-лист "Чек-лист проверки электронного обучения в компании" - с ним можно посмотреть на систему электронного обучения в целом и поискать слабые места.
📎 Все в приложениях
И немного о пользе чек-листов в обучении
Кстати, чек-листы - это очень хороший инструмент для поддержки обучения после его завершения. Слушатели прошли курс или программу. Им нужно начать действовать. Но с новым всегда сложно - не понятно, с чего начинать. Вот тут отлично работает чек-лист: с чего начать или на что обращать внимание или первые шаги. Это упрощает задачу внедрения нового.
Я тут у себя в закромах нашла несколько чек-листов про электронные курсы. Решила их обновить, слегка переработать и поделиться. Получилось 2 штуки:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥71❤41👍13⚡3
В разгар осенней деловой активности коллеги собрали более 70 Telegram-каналов известных HR-профессионалов и попросили их авторов подготовить чек-листы, которые помогут:
Добавьте папку «ЧЕК-ЛИСТЫ для HR» и изучайте более 70 авторских материалов для своего собственного сборника.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8❤2🔥1
Почему взрослый может хотеть учиться?
И почему это желание совсем не связано с обучением
Очень много обучения за последние недели. С одними группами разбираемся, как учить взрослых и как сделать так, чтобы люди применяли то, что изучили. С другими - как самим учиться и что такое обучение для взрослого человека на самом деле. И еще на следующей неделе курс про мотивацию в обучении. А потому в моей голове звенит только один вопрос - почему люди на самом деле учатся?
И тут дело не в принципах обучения взрослых, не в теориях и не в том, как это все правильно написано в книгах и на бумаге. Взрослый человек, у которого семья и все нормально в целом, море забот и всего вокруг - вот такой человек как учится? И когда он понимает, что ему это надо?
И вот еще - а можно ли вообще хотеть учиться? Или же мы хотим чего-то другого, а обучение - это инструмент, который мы для этого используем?
Спросить некого. Кого не спросишь, в один голос говорят, что учится любят и это важно и нужно. Правда большинство опрошенных за этим делом не были пойманы. И словом про обучение реальное тоже не обмолвились. Разве что близкий друг, который увлекся фотографией - учится непрерывно. Вопрос просто очень социально желательный: как-то некрасиво будешь выглядеть, если скажешь, что не учишься и хуже того - даже не хочешь.
На своем опыте точно знаю - для взрослого единственное условие для мотивации к обучению это потребность. Желательно болезненная и яркая. Когда иначе уже никак и вариантов не осталось. Я вот читала-читала про подростковый возраст, но как-то все не в коня корм. А как мой подросток устроил пару концертов, так я быстро уселась с блокнотом за книги, записала, выучила и бегом начала применять.
Другое условие - жгучий интерес. Как у того самого близкого друга, о котором писала выше. Ему фотография так зашла, что он просто не мог остановиться. Влюбился в идею и стал учиться-учиться-учиться.
Еще есть собиратели знаний. Или те люди, которые нашли в обучении (особенно в онлайн) новую форму прокрастинации. Только более красивую и привлекательную для окружающих. «Он непрерывно учится!» - говорили девушки с восхищением, обсуждая только что вошедшего молодого человека». Романтика. Мотивы тут к обучению базируются как будто больше на любопытстве и коллекционировании.
Я точно знаю людей, которые учатся и развиваются с чем-то, потому как не могут допустить, что кто-то будет знать что-то лучше или больше. Вектор развития тут очевиден - увидел пробел в сравнении с кем-то, схватился за обучение. Тоже, кстати, работает очень не плохо, стимул сильный - чувство собственного достоинства.
Получается, что если нас что-то не клюнуло, не укусило и не ужалило, то мы и не шевелимся. А это исключительно про внутреннюю потребность и про наш собственный смысл. Мозг наш тоже не собирается так расточительно расходовать драгоценную глюкозу, которой и так последнее время не балуют.
Что еще важнее, без любого внутреннего мотиватора, даже совсем окружающим не понятного, мы не сможем себя дисциплинировать. Заставлять, усаживать и удерживать. Без этого ничему научиться не получится, а выполнить такие манипуляции над собой и не уйти смотреть куда более привлекательный сериал можно только в том случае, если тебе это действительно нужно.
Получается, что мотивов для обучения (больших и важных) только два: внешние обстоятельства, которые имеют существенное значение и внутреннее желание. И по сути все к одному сводится - я понимаю, что это важно и верю в это. И не важно, что именно важно. Но если мне значимо, то будет работать.
Нужно не мотивировать, а именно помогать почувствовать необходимость обучения. На уровне эмоций и комфортной жизни, ибо это и есть состояние ужаленности и клюнотости.
Обучение взрослых - это работа над формированием потребности, острой и ощутимой. И каждому взрослому тоже именно с этим нужно работать. Не курс правильный искать, а внутренний смысл и то, что заставит сидеть и делать. Если это есть, формат уже не важен, старые газетные вырезки тоже подойдут.
И почему это желание совсем не связано с обучением
Очень много обучения за последние недели. С одними группами разбираемся, как учить взрослых и как сделать так, чтобы люди применяли то, что изучили. С другими - как самим учиться и что такое обучение для взрослого человека на самом деле. И еще на следующей неделе курс про мотивацию в обучении. А потому в моей голове звенит только один вопрос - почему люди на самом деле учатся?
И тут дело не в принципах обучения взрослых, не в теориях и не в том, как это все правильно написано в книгах и на бумаге. Взрослый человек, у которого семья и все нормально в целом, море забот и всего вокруг - вот такой человек как учится? И когда он понимает, что ему это надо?
И вот еще - а можно ли вообще хотеть учиться? Или же мы хотим чего-то другого, а обучение - это инструмент, который мы для этого используем?
Спросить некого. Кого не спросишь, в один голос говорят, что учится любят и это важно и нужно. Правда большинство опрошенных за этим делом не были пойманы. И словом про обучение реальное тоже не обмолвились. Разве что близкий друг, который увлекся фотографией - учится непрерывно. Вопрос просто очень социально желательный: как-то некрасиво будешь выглядеть, если скажешь, что не учишься и хуже того - даже не хочешь.
На своем опыте точно знаю - для взрослого единственное условие для мотивации к обучению это потребность. Желательно болезненная и яркая. Когда иначе уже никак и вариантов не осталось. Я вот читала-читала про подростковый возраст, но как-то все не в коня корм. А как мой подросток устроил пару концертов, так я быстро уселась с блокнотом за книги, записала, выучила и бегом начала применять.
Другое условие - жгучий интерес. Как у того самого близкого друга, о котором писала выше. Ему фотография так зашла, что он просто не мог остановиться. Влюбился в идею и стал учиться-учиться-учиться.
Еще есть собиратели знаний. Или те люди, которые нашли в обучении (особенно в онлайн) новую форму прокрастинации. Только более красивую и привлекательную для окружающих. «Он непрерывно учится!» - говорили девушки с восхищением, обсуждая только что вошедшего молодого человека». Романтика. Мотивы тут к обучению базируются как будто больше на любопытстве и коллекционировании.
Я точно знаю людей, которые учатся и развиваются с чем-то, потому как не могут допустить, что кто-то будет знать что-то лучше или больше. Вектор развития тут очевиден - увидел пробел в сравнении с кем-то, схватился за обучение. Тоже, кстати, работает очень не плохо, стимул сильный - чувство собственного достоинства.
Получается, что если нас что-то не клюнуло, не укусило и не ужалило, то мы и не шевелимся. А это исключительно про внутреннюю потребность и про наш собственный смысл. Мозг наш тоже не собирается так расточительно расходовать драгоценную глюкозу, которой и так последнее время не балуют.
Что еще важнее, без любого внутреннего мотиватора, даже совсем окружающим не понятного, мы не сможем себя дисциплинировать. Заставлять, усаживать и удерживать. Без этого ничему научиться не получится, а выполнить такие манипуляции над собой и не уйти смотреть куда более привлекательный сериал можно только в том случае, если тебе это действительно нужно.
Получается, что мотивов для обучения (больших и важных) только два: внешние обстоятельства, которые имеют существенное значение и внутреннее желание. И по сути все к одному сводится - я понимаю, что это важно и верю в это. И не важно, что именно важно. Но если мне значимо, то будет работать.
Нужно не мотивировать, а именно помогать почувствовать необходимость обучения. На уровне эмоций и комфортной жизни, ибо это и есть состояние ужаленности и клюнотости.
Обучение взрослых - это работа над формированием потребности, острой и ощутимой. И каждому взрослому тоже именно с этим нужно работать. Не курс правильный искать, а внутренний смысл и то, что заставит сидеть и делать. Если это есть, формат уже не важен, старые газетные вырезки тоже подойдут.
👍40❤37 19⚡6🔥4
Мини-курс "Мотивация в обучении"
Иногда кажется, что мотивация в обучении - это магия и волшебство. Или что-то такое, что совершенно невозможно уловить. И мы все время ищем инструменты, подходы, приемы и даже трюки, чтобы как-то привести людей к обучению.
Но главный принцип мотивации в обучении взрослых совсем иной. Нужно привести обучение к людям, а не людей к обучению. Когда-то эту фразу использовали для того, чтобы показать, что нужны технологии, которые обучение сделают ближе и более доступным. Но я со временем поняла, что тут дело совсем в другом - нужно сделать такое обучение, которые людям будет близко, понятно и, самое главное, полезно.
Вот про такую мотивацию мы поговорим на мини-курсе "Мотивация в обучении".
- Разберемся с тем, что такое мотивация на самом деле?
- Посмотрим на то, как строится выбор между "учиться" и "не учиться";
- Немного нырнем в поведенческую науку и поймем, что делать с тем, что все всё знают, но при этом ничего не делают;
- Изучим главный и порой единственный устойчивый драйвер обучения взрослых;
- Посмотрим на рабочие инструменты мотивации, которые нам нужны в нашем арсенале.
И самое главное разберемся с тем, как сделать так, чтобы обучение было ближе к тем, кого мы учим и чтобы его видели, замечали и присваивали
Работать будем в формате Теория + Практика, то есть будем пробовать и осмыслять все уже в процессе обучения.
В комплекте с курсом - набор памяток и шаблонов, которые помогут перенести изученное в практику.
Детали:
🗓 29 октября, среда;
⏰ с 16-00 по Москве, 4 часа с небольшим перерывом;
🎤 Онлайн, запись будет доступна всем участникам через 2-3 дня после курса;
✈️ Цена - от 2900р
Регистрация
Иногда кажется, что мотивация в обучении - это магия и волшебство. Или что-то такое, что совершенно невозможно уловить. И мы все время ищем инструменты, подходы, приемы и даже трюки, чтобы как-то привести людей к обучению.
Но главный принцип мотивации в обучении взрослых совсем иной. Нужно привести обучение к людям, а не людей к обучению. Когда-то эту фразу использовали для того, чтобы показать, что нужны технологии, которые обучение сделают ближе и более доступным. Но я со временем поняла, что тут дело совсем в другом - нужно сделать такое обучение, которые людям будет близко, понятно и, самое главное, полезно.
Вот про такую мотивацию мы поговорим на мини-курсе "Мотивация в обучении".
- Разберемся с тем, что такое мотивация на самом деле?
- Посмотрим на то, как строится выбор между "учиться" и "не учиться";
- Немного нырнем в поведенческую науку и поймем, что делать с тем, что все всё знают, но при этом ничего не делают;
- Изучим главный и порой единственный устойчивый драйвер обучения взрослых;
- Посмотрим на рабочие инструменты мотивации, которые нам нужны в нашем арсенале.
И самое главное разберемся с тем, как сделать так, чтобы обучение было ближе к тем, кого мы учим и чтобы его видели, замечали и присваивали
Работать будем в формате Теория + Практика, то есть будем пробовать и осмыслять все уже в процессе обучения.
В комплекте с курсом - набор памяток и шаблонов, которые помогут перенести изученное в практику.
Детали:
Регистрация
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥12❤9
Про цели
И про то, что нужны они разработчикам в первую очередь
Сегодня пост об особенно наболевшем. О целях. Почти на всех курсах и тренингах я постоянно повторяю, что мы не можем сделать нормальное обучение, если у нас нет анализа целевой аудитории и задачи обучения. Что правда. Но если у нас нет нормальной цели, мы вообще ничего сделать не сможем. А то, что сделаем, будет полнейшей ерундой, уж простите меня за такую резкость.
Как только мне в руки попадает проект, у которого в целях “сформировать понимание”, “создать общее пространство” и “продемонстрировать возможности”, я уже точно знаю, что будет дальше. Потому что дальше будет много инструментов, курсов и технологий, но не будет логики.
Вот например - как узнать, нужен нам чат-бот в программе или нет? Очень просто - нужно посмотреть на цель.
Как узнать, делать мероприятие синхронное или асинхронное? И если асинхронное, то какое? Опять же - посмотреть на цель.
Как понять, сколько нужно практики и какая она будет? Групповая, индивидуальная, на кейсе или на своем примере? Опять и снова - смотреть на цель.
Но если цель - это не цель, а набор слов, то ничего нам эта цель не скажет. Цель для обучения взрослых имеет только один формат - действие.
Что и как будет ДЕЛАТЬ сотрудник, который прошел обучение? - Вот на этот вопрос цель должна ответить.
Тогда мы можем наблюдать, произошло обучение или нет. Но что еще важно - именно такая цель помогает нам сделать нормальное обучение. По ней понятно, что в обучении должно быть, какие форматы, какие материалы, какая поддержка. Цель - это маяк для того, кто делает обучение. Если маяк не работает, то…
И про то, что нужны они разработчикам в первую очередь
Сегодня пост об особенно наболевшем. О целях. Почти на всех курсах и тренингах я постоянно повторяю, что мы не можем сделать нормальное обучение, если у нас нет анализа целевой аудитории и задачи обучения. Что правда. Но если у нас нет нормальной цели, мы вообще ничего сделать не сможем. А то, что сделаем, будет полнейшей ерундой, уж простите меня за такую резкость.
Как только мне в руки попадает проект, у которого в целях “сформировать понимание”, “создать общее пространство” и “продемонстрировать возможности”, я уже точно знаю, что будет дальше. Потому что дальше будет много инструментов, курсов и технологий, но не будет логики.
Вот например - как узнать, нужен нам чат-бот в программе или нет? Очень просто - нужно посмотреть на цель.
Как узнать, делать мероприятие синхронное или асинхронное? И если асинхронное, то какое? Опять же - посмотреть на цель.
Как понять, сколько нужно практики и какая она будет? Групповая, индивидуальная, на кейсе или на своем примере? Опять и снова - смотреть на цель.
Но если цель - это не цель, а набор слов, то ничего нам эта цель не скажет. Цель для обучения взрослых имеет только один формат - действие.
Что и как будет ДЕЛАТЬ сотрудник, который прошел обучение? - Вот на этот вопрос цель должна ответить.
Тогда мы можем наблюдать, произошло обучение или нет. Но что еще важно - именно такая цель помогает нам сделать нормальное обучение. По ней понятно, что в обучении должно быть, какие форматы, какие материалы, какая поддержка. Цель - это маяк для того, кто делает обучение. Если маяк не работает, то…
❤41🔥21👍13⚡1
Не лишайте людей текста
И себя тоже не лишайте (+список книг на праздники)
Погрузится в текст хорошей книги, художественной или нехудожественной - это уникальное состояние. Когда мы читаем, только мы сами знаем то, о чем мы думаем, что мы видим и что чувствуем. Чтение - это самый интимный источник знаний. И само по себе занятие тоже, очень глубокое.
Читать невозможно без осмысления. Потому что нашему мозгу все равно придется сложить буквы в слова, слова в предложения и все это распознать. И понять, что написано. Да, можно и пробежать поверхностно, но для мозга это все равно - очень глубокая деятельность.
В обучении взрослых в какой-то момент текст стал едва ли не самым лютым врагом. Его начали сокращать и переписывать с максимальной простотой, начали заменять всем, чем только можно, от видео до картинок с озвучкой. Мол, текст это нагрузка, его никто читать не будет.
Будут (если не верите, пишите в комментариях и я расскажу, как это сделать). И чтение всегда будет куда более глубокой деятельностью, чем просмотр видео. Потому что мозг работает иначе в процессе. И аудио тоже воспринимается не так. А потом не лишайте людей текста. Хорошего, богатого и качественного текста, который может заставить задуматься.
Ну и раз заговорила про чтение и вот-вот небольшие праздники, то поделюсь небольшим списком хороших книг.
📖 Non-fiction или нехудожественные
- Искусство Учиться, Джош Вайцкин - пожалуй лучшая книга про обучение за последнее время
- Начни с «Зачем», Саймон Синек - начала исследовать поиск смысла, перечитала и вдруг увидела столько полезного, чего раньше не замечала
- Стакан всегда наполовину полон, Джонатан Хайдт - замечательная книга о счастье и о том, как у нему правильно относится
📖 Художественное
- Непосредственный человек, Ричард Руссо - умная, смешная и очень глубокая книга
- Завет воды, Абрагам Вергезе - невероятная книга, но только для тех, кто готов читать долго
- Велнесс, Нейтан Хилл - книга-зеркало современного стремления к самоулучшению и саморазвитию. Она хоть и художественная, но внутри очень много полезного, считайте гибрид художки и научпопа.
И себя тоже не лишайте (+список книг на праздники)
Погрузится в текст хорошей книги, художественной или нехудожественной - это уникальное состояние. Когда мы читаем, только мы сами знаем то, о чем мы думаем, что мы видим и что чувствуем. Чтение - это самый интимный источник знаний. И само по себе занятие тоже, очень глубокое.
Читать невозможно без осмысления. Потому что нашему мозгу все равно придется сложить буквы в слова, слова в предложения и все это распознать. И понять, что написано. Да, можно и пробежать поверхностно, но для мозга это все равно - очень глубокая деятельность.
В обучении взрослых в какой-то момент текст стал едва ли не самым лютым врагом. Его начали сокращать и переписывать с максимальной простотой, начали заменять всем, чем только можно, от видео до картинок с озвучкой. Мол, текст это нагрузка, его никто читать не будет.
Будут (если не верите, пишите в комментариях и я расскажу, как это сделать). И чтение всегда будет куда более глубокой деятельностью, чем просмотр видео. Потому что мозг работает иначе в процессе. И аудио тоже воспринимается не так. А потом не лишайте людей текста. Хорошего, богатого и качественного текста, который может заставить задуматься.
Ну и раз заговорила про чтение и вот-вот небольшие праздники, то поделюсь небольшим списком хороших книг.
- Искусство Учиться, Джош Вайцкин - пожалуй лучшая книга про обучение за последнее время
- Начни с «Зачем», Саймон Синек - начала исследовать поиск смысла, перечитала и вдруг увидела столько полезного, чего раньше не замечала
- Стакан всегда наполовину полон, Джонатан Хайдт - замечательная книга о счастье и о том, как у нему правильно относится
- Непосредственный человек, Ричард Руссо - умная, смешная и очень глубокая книга
- Завет воды, Абрагам Вергезе - невероятная книга, но только для тех, кто готов читать долго
- Велнесс, Нейтан Хилл - книга-зеркало современного стремления к самоулучшению и саморазвитию. Она хоть и художественная, но внутри очень много полезного, считайте гибрид художки и научпопа.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤69🔥35👍20⚡1
Послушать // Подкаст "Стрелка" про корпоративное обучение
Недавно я стала гостьей подкаста "Стрелка", его ведет компания ТренингСпейс. С ведущим, с Сашей Чистяковым, мы могли бы точно проговорить еще пару часов, но пришлось уложиться в 50 минут. Но точно нужно продолжить, не договорили.
Что обсудили:
→ почему практика может быть важнее красивых форматов и модных трендов;
→ как компании могут оценивать реальную эффективность обучения;
→ какое будущее ждёт корпоративное обучение и как на него влияют нейросети.
И еще много всего по ходу.
Послушать можно на разных платформах, вот на этой странице вся информация.
Недавно я стала гостьей подкаста "Стрелка", его ведет компания ТренингСпейс. С ведущим, с Сашей Чистяковым, мы могли бы точно проговорить еще пару часов, но пришлось уложиться в 50 минут. Но точно нужно продолжить, не договорили.
Что обсудили:
→ почему практика может быть важнее красивых форматов и модных трендов;
→ как компании могут оценивать реальную эффективность обучения;
→ какое будущее ждёт корпоративное обучение и как на него влияют нейросети.
И еще много всего по ходу.
Послушать можно на разных платформах, вот на этой странице вся информация.
👍15❤11🔥5⚡2
Обучение со смыслом
Место, где про педдизайн можно говорить открыто и с теми, кто вас точно поймет.
В прошлом году мы первый раз провели конференцию Обучение со смыслом. И получилось у нас очень глубокое событие для педдизайнеров, которые создают обучение взрослых. Говорили про создание программ обучения, про анализ задачи обучения и целевой аудитории, про выбор правильных подходов. Нас было 250+ человек и это было действительно профессиональное событие.
Почему бы его не повторить, подумали мы? :)
И мы запланировали его снова. Уже совсем скоро, 14 ноября, мы снова встретимся в эфире в компании людей, которые проектируют и создают качественное обучение взрослых.
О чем говорим в этом году?
- О ложной мотивации и о том, где мы теряем доверие?
- Об оценке потребностей и о том, как ее организовать правильно и с максимальным эффектом?
- О том, как правильно понять задачу бизнеса
- Про практику в обучении: как ее делать и где ей самое место
А еще про ИИ и про внутреннюю кухню разработки курсов и программ.
Я сама буду говорить про то, как мы теряем доверие слушателей и как это исправить. Последнее время все больше вижу примеров, когда несколько ошибочных решений приводят к очень печальным результатам. Не хочется, чтобы так было, потому попробуем разобраться, как делать правильно.
Что, где и когда?
- 14 ноября с 10 утра до 18 вечера по Москве;
- Полностью онлайн;
- Будет запись всех потоков, отдадим всем участникам;
- от 2 900р
Программа уже полностью готова и ждет вас на сайте. Присоединяйтесь к нам!
Место, где про педдизайн можно говорить открыто и с теми, кто вас точно поймет.
В прошлом году мы первый раз провели конференцию Обучение со смыслом. И получилось у нас очень глубокое событие для педдизайнеров, которые создают обучение взрослых. Говорили про создание программ обучения, про анализ задачи обучения и целевой аудитории, про выбор правильных подходов. Нас было 250+ человек и это было действительно профессиональное событие.
Почему бы его не повторить, подумали мы? :)
И мы запланировали его снова. Уже совсем скоро, 14 ноября, мы снова встретимся в эфире в компании людей, которые проектируют и создают качественное обучение взрослых.
О чем говорим в этом году?
- О ложной мотивации и о том, где мы теряем доверие?
- Об оценке потребностей и о том, как ее организовать правильно и с максимальным эффектом?
- О том, как правильно понять задачу бизнеса
- Про практику в обучении: как ее делать и где ей самое место
А еще про ИИ и про внутреннюю кухню разработки курсов и программ.
Я сама буду говорить про то, как мы теряем доверие слушателей и как это исправить. Последнее время все больше вижу примеров, когда несколько ошибочных решений приводят к очень печальным результатам. Не хочется, чтобы так было, потому попробуем разобраться, как делать правильно.
Что, где и когда?
- 14 ноября с 10 утра до 18 вечера по Москве;
- Полностью онлайн;
- Будет запись всех потоков, отдадим всем участникам;
- от 2 900р
Программа уже полностью готова и ждет вас на сайте. Присоединяйтесь к нам!
👍21❤15🔥3
Анализ целевой аудитории
Без которого нельзя сделать нормальное обучение и который невозможно провести
Весь классический педагогический дизайн построен на анализе. Анализ целевой аудитории, анализ задачи обучения и анализ условий обучения. И без первых двух вообще ничего нельзя сделать.
Все вроде просто и по сути - три вопроса:
- Кого мы учим? - анализ целевой аудитории
- Что должны делать? Почему сейчас не делают? - анализ задачи обучения
Но ответ на первый вопрос предполагает сбор большого количества данных. Их можно смело делить на постоянные характеристики (можно собрать один раз и они не меняются), переменные (например, уровень знаний и мотивация к теме) и контекстные (то есть зависят от условий, задачи и прочего). Самые важные - переменные. Потому что там все самое ценное и то, что сильнее влияет на итоговый результат:
- уровень предварительных знаний,
- мотивация к обучению,
- отношение к теме,
- предубеждения и барьеры и много всего другого.
Без анализа задачи обучения вообще толком ничего сделать нельзя. Потому что нельзя в навигаторе построить маршрут, если не знаешь, откуда едешь и куда направляешься. Для анализа задачи нужно говорить с заказчиком обучения, с экспертами, с представителями ЦА и со всеми, с кем можно поговорить.
Весь педдизайн - это “семь раз отмерь, один раз отрежь”. Много-много анализа и выводов и потом все решение как на ладони. Звучит прекрасно, но…
Но никто не дает время и ресурсы на анализ. Все мои собеседники за последнее время говорят о том, что обучение “нужно вчера”, “вот тебе материалы, просто сделай курс” и дальше больше. И вообще проект с анализом выглядит как несбыточная мечта.
Я начала шерстить источники. Есть ли хоть одна педдизайнерская или около этого книга, в которой можно было бы найти механизм, как сделать обучение качественно, но без всей этой длинной аналитической прелюдии, на которую никто не дает добро. Не нашла.
Минимальный набор такой:
- Что люди должны делать?
- Почему они сейчас этого не делают?
- Почему сейчас так, а не так, как нужно?
Хотя нет, нашла. Пилотные проекты и метод поступательного приближения. То есть сделали первую версию, запустили, посмотрели, поправили. И тоже не наш вариант, никто на это времени не дает.
Опять же вроде просто, но эти три вопроса - это и есть результат анализа и целевой аудитории и задачи обучения. Не будет этого, будет курс по продажам для всех, кто продает не так, как нам нужно. И не важно, что проблема в том, что люди продукт не знают или с возражениями не работают, потому что не верят в это.
Теперь, собственно, большой вопрос. И давайте вместе его обсудим. Почему так происходит?
- Почему не дают времени на анализ?
- Почему это кажется неважным?
- Почему думают, что разработчик курсов может просто собрать материал и это будет работать?
Ну и главное - как сделать хороший курс без анализа?
И еще вопрос - напишите, если у вас получает проводить анализ ЦА и задачи обучения на регулярной основе.
Без которого нельзя сделать нормальное обучение и который невозможно провести
Весь классический педагогический дизайн построен на анализе. Анализ целевой аудитории, анализ задачи обучения и анализ условий обучения. И без первых двух вообще ничего нельзя сделать.
Все вроде просто и по сути - три вопроса:
- Кого мы учим? - анализ целевой аудитории
- Что должны делать? Почему сейчас не делают? - анализ задачи обучения
Но ответ на первый вопрос предполагает сбор большого количества данных. Их можно смело делить на постоянные характеристики (можно собрать один раз и они не меняются), переменные (например, уровень знаний и мотивация к теме) и контекстные (то есть зависят от условий, задачи и прочего). Самые важные - переменные. Потому что там все самое ценное и то, что сильнее влияет на итоговый результат:
- уровень предварительных знаний,
- мотивация к обучению,
- отношение к теме,
- предубеждения и барьеры и много всего другого.
Без анализа задачи обучения вообще толком ничего сделать нельзя. Потому что нельзя в навигаторе построить маршрут, если не знаешь, откуда едешь и куда направляешься. Для анализа задачи нужно говорить с заказчиком обучения, с экспертами, с представителями ЦА и со всеми, с кем можно поговорить.
Весь педдизайн - это “семь раз отмерь, один раз отрежь”. Много-много анализа и выводов и потом все решение как на ладони. Звучит прекрасно, но…
Но никто не дает время и ресурсы на анализ. Все мои собеседники за последнее время говорят о том, что обучение “нужно вчера”, “вот тебе материалы, просто сделай курс” и дальше больше. И вообще проект с анализом выглядит как несбыточная мечта.
Я начала шерстить источники. Есть ли хоть одна педдизайнерская или около этого книга, в которой можно было бы найти механизм, как сделать обучение качественно, но без всей этой длинной аналитической прелюдии, на которую никто не дает добро. Не нашла.
Минимальный набор такой:
- Что люди должны делать?
- Почему они сейчас этого не делают?
- Почему сейчас так, а не так, как нужно?
Хотя нет, нашла. Пилотные проекты и метод поступательного приближения. То есть сделали первую версию, запустили, посмотрели, поправили. И тоже не наш вариант, никто на это времени не дает.
Опять же вроде просто, но эти три вопроса - это и есть результат анализа и целевой аудитории и задачи обучения. Не будет этого, будет курс по продажам для всех, кто продает не так, как нам нужно. И не важно, что проблема в том, что люди продукт не знают или с возражениями не работают, потому что не верят в это.
Теперь, собственно, большой вопрос. И давайте вместе его обсудим. Почему так происходит?
- Почему не дают времени на анализ?
- Почему это кажется неважным?
- Почему думают, что разработчик курсов может просто собрать материал и это будет работать?
Ну и главное - как сделать хороший курс без анализа?
И еще вопрос - напишите, если у вас получает проводить анализ ЦА и задачи обучения на регулярной основе.
❤52
Главный вопрос создания любого обучения
Как проверить, что обучением можно будет пользоваться
У меня из любого обучения всегда получается процесс. Когда я сделала первую лекцию по управлению временем - вышли шаги и процесс наведения порядка в делах. Любой мини-курс - шаги, процесс, последовательность. Сделала “Вас никто не научит” - и все равно процесс получился. И самое удивительное, что пока я этот процесс не поймала, я не могу сказать, что я тренинг или курс доделала. Буду крутить до последнего, чтобы нащупать шаги.
В начале мне казалось, что просто моя основная тема такая. Педдизайн же это процесс и никак иначе его рассказать не получится. Чем больше я проводила обучение, тем больше шагов и групп шагов выделяла (что-то, конечно, убирала). Каждый шаг - тренировка. В конце - сборка в единую последовательность.
Но только когда я стала собирать первую версию тренинга “Вас никто не научит” я поняла, что не могу просто так рассказать о том, как учиться взрослому и что в этом деле самое важное. Потому что в моей голове звучит вопрос слушателя “И что? Что с этим делать-то?”. И то ли потому, что я край как не хочу услышать этот вопрос в аудитории, то ли потому, что я не хотела бы на месте человека, который пришел, потратил время и все, что получил, это вот этот самый вопрос в голове, я отвечаю на него сразу, когда создаю обучение.
И что с этим делать? - это самый главный вопрос для создания любого обучения.
- Как применить?
- Где применить?
- Когда применить?
Если это в обучении есть, то у него есть все шансы быть воспринятым.
А если еще добавить:
- Когда не применять?
- Как понять, что получилось?
- Как понять, что получилось что-то не то?
То тогда вообще все становится прекрасно.
Теперь как у меня это работает на практике. Скажем, решила я рассказать слушателям о том, что такое сознание новичка. Рассказала. Сразу задалась вопросом - как применить?
- Если ответ есть - прописываю шаги. Что делать? Как делать? Когда делать?
- Если ответа нет - разбираюсь. Или я рассказала то, что применить нельзя, или что-то не договорила. Если применить нельзя, то тогда зачем оно тут? Чаще всего решение очевидно - вырезать материал. Или раскрывать его иначе, чтобы им можно было пользоваться.
- Дальше добавляю вопрос “Как помочь применить?”. Так появляются шаги, рекомендации, шаблоны и чек-листы, по которым можно пробовать сделать то, что я предлагаю.
Да, иногда есть задачки “на подумать”. Это тоже хорошо, но и к ним нужно продумать схему - как подумать? зачем подумать? Но таких задач не должно быть много, потому что подумать - это хорошо, но в умеренных количествах. На одних размышлениях взрослую аудиторию до конца обучения не довести.
Этот же вопрос удивительным образом заставляет думать о том, кого мы учим. Потому что “Как применить?” - это “Как они будут это применять?”. И сразу открываются новые горизонты: при каких условиях? какие могут быть вопросы? Что могут не понять и где будут сопротивляться? У меня большая часть аудиторий мне неизвестна, мне приходится самой моделировать ЦА и предполагать, что может пойти так и не так. Наверное потому я так тщательно наблюдаю за людьми - иначе не получается понимать тех, с кем я встречусь в классе.
Пыталась я тут пару месяцев назад прочитать вдохновляющую лекцию про обучение взрослых. Не получилось. Точнее вдохновляюще было, даже очень. Но вот лекция все равно превратилась в процесс. Потому что даже на лету у меня в голове контрольный вопрос: “Как применить?”
Как проверить, что обучением можно будет пользоваться
У меня из любого обучения всегда получается процесс. Когда я сделала первую лекцию по управлению временем - вышли шаги и процесс наведения порядка в делах. Любой мини-курс - шаги, процесс, последовательность. Сделала “Вас никто не научит” - и все равно процесс получился. И самое удивительное, что пока я этот процесс не поймала, я не могу сказать, что я тренинг или курс доделала. Буду крутить до последнего, чтобы нащупать шаги.
В начале мне казалось, что просто моя основная тема такая. Педдизайн же это процесс и никак иначе его рассказать не получится. Чем больше я проводила обучение, тем больше шагов и групп шагов выделяла (что-то, конечно, убирала). Каждый шаг - тренировка. В конце - сборка в единую последовательность.
Но только когда я стала собирать первую версию тренинга “Вас никто не научит” я поняла, что не могу просто так рассказать о том, как учиться взрослому и что в этом деле самое важное. Потому что в моей голове звучит вопрос слушателя “И что? Что с этим делать-то?”. И то ли потому, что я край как не хочу услышать этот вопрос в аудитории, то ли потому, что я не хотела бы на месте человека, который пришел, потратил время и все, что получил, это вот этот самый вопрос в голове, я отвечаю на него сразу, когда создаю обучение.
- Как применить?
- Где применить?
- Когда применить?
Если это в обучении есть, то у него есть все шансы быть воспринятым.
А если еще добавить:
- Когда не применять?
- Как понять, что получилось?
- Как понять, что получилось что-то не то?
То тогда вообще все становится прекрасно.
Теперь как у меня это работает на практике. Скажем, решила я рассказать слушателям о том, что такое сознание новичка. Рассказала. Сразу задалась вопросом - как применить?
- Если ответ есть - прописываю шаги. Что делать? Как делать? Когда делать?
- Если ответа нет - разбираюсь. Или я рассказала то, что применить нельзя, или что-то не договорила. Если применить нельзя, то тогда зачем оно тут? Чаще всего решение очевидно - вырезать материал. Или раскрывать его иначе, чтобы им можно было пользоваться.
- Дальше добавляю вопрос “Как помочь применить?”. Так появляются шаги, рекомендации, шаблоны и чек-листы, по которым можно пробовать сделать то, что я предлагаю.
Да, иногда есть задачки “на подумать”. Это тоже хорошо, но и к ним нужно продумать схему - как подумать? зачем подумать? Но таких задач не должно быть много, потому что подумать - это хорошо, но в умеренных количествах. На одних размышлениях взрослую аудиторию до конца обучения не довести.
Этот же вопрос удивительным образом заставляет думать о том, кого мы учим. Потому что “Как применить?” - это “Как они будут это применять?”. И сразу открываются новые горизонты: при каких условиях? какие могут быть вопросы? Что могут не понять и где будут сопротивляться? У меня большая часть аудиторий мне неизвестна, мне приходится самой моделировать ЦА и предполагать, что может пойти так и не так. Наверное потому я так тщательно наблюдаю за людьми - иначе не получается понимать тех, с кем я встречусь в классе.
Пыталась я тут пару месяцев назад прочитать вдохновляющую лекцию про обучение взрослых. Не получилось. Точнее вдохновляюще было, даже очень. Но вот лекция все равно превратилась в процесс. Потому что даже на лету у меня в голове контрольный вопрос: “Как применить?”
👍28 17❤16⚡8
Конференция “Обучение со смыслом”
Приглашение вместе подумать
Уже в эту пятницу, 14 ноября. Наша вторая конференция для педдизайнеров и для всех, кто проектирует обучение взрослых.
Зачем идти?
- Пообщаться со своими. Соберется сообщество, которое не просто делает обучение, а думает о том, как делать его лучше и как учить эффективно.
- Посмотреть на интересные кейсы и опыт коллег. Мы собираем такие выступления, в которых есть практика и то, что можно повторить. Стараемся не говорить об общих вещах, только приземленные и понятные задачи.
- Подумать про свои задачи и проекты.
Про последнее напишу отдельно. Когда я сама хожу на конференции и на обучение, то у меня включается режим аналитики. Я слушаю, записываю все, что можно записать и постоянно думаю о том, как это у меня. Можно ли что-то взять? Похоже ли мое решение на это? Почему у меня не так, как здесь? И вот этот механизм дает самый ценный результат - все услышанное связывается с тем, что у меня уже есть. То самое настоящее обучение, которое происходит в нашей голове.
Вот именно для этого я вас и приглашаю к нам в ближайшую пятницу. Подумать, поискать интересные решения, убедиться в чем-то и, наоборот, найти что-то, что можно сделать иначе.
Приходите, будет очень откровенный диалог про современный педагогический дизайн и все, что вокруг него.
- 14 ноября 2025 года;
- Стартуем в 10, закончим в 18;
- 3 потока, все записью;
- от 2900р.
Регистрация по ссылке
Приглашение вместе подумать
Уже в эту пятницу, 14 ноября. Наша вторая конференция для педдизайнеров и для всех, кто проектирует обучение взрослых.
Зачем идти?
- Пообщаться со своими. Соберется сообщество, которое не просто делает обучение, а думает о том, как делать его лучше и как учить эффективно.
- Посмотреть на интересные кейсы и опыт коллег. Мы собираем такие выступления, в которых есть практика и то, что можно повторить. Стараемся не говорить об общих вещах, только приземленные и понятные задачи.
- Подумать про свои задачи и проекты.
Про последнее напишу отдельно. Когда я сама хожу на конференции и на обучение, то у меня включается режим аналитики. Я слушаю, записываю все, что можно записать и постоянно думаю о том, как это у меня. Можно ли что-то взять? Похоже ли мое решение на это? Почему у меня не так, как здесь? И вот этот механизм дает самый ценный результат - все услышанное связывается с тем, что у меня уже есть. То самое настоящее обучение, которое происходит в нашей голове.
Вот именно для этого я вас и приглашаю к нам в ближайшую пятницу. Подумать, поискать интересные решения, убедиться в чем-то и, наоборот, найти что-то, что можно сделать иначе.
Приходите, будет очень откровенный диалог про современный педагогический дизайн и все, что вокруг него.
- 14 ноября 2025 года;
- Стартуем в 10, закончим в 18;
- 3 потока, все записью;
- от 2900р.
Регистрация по ссылке
❤20
Что вы сейчас изучаете?
Пост-обсуждение о том, куда мы сами путь держим
Мы в этом канале все время обсуждаем, как учить и как учиться. Но редко говорим про то, чему учиться. А ведь есть очень много направлений, в которых мы сами развиваемся или хотим это сделать.
Давайте немного это обсудим?
- Что вы сейчас изучаете? Какую тему и какое направление?
- Что читаете или недавно прочитали?
- Что вообще кажется важным сейчас для собственного развития?
Начну с себя.
- Последние недели полностью погрузилась в тему понимания потребностей в обучении без анализа. Читаю все, что попадается на эту тему. Даже прочитала целую книжку про анализ потребностей в обучении. Уже подготовила на эту пятницу (на конференции Обучение со смыслом) первое выступление на эту тему.
- Вспомнила, что не раз делала курсы без нормальных данных на руках. Пошла перебирать свой собственный опыт, оказалось, что и его тоже стоит изучать, особенно, когда ты уже 20+ лет в профессии.
- Читаю: "Сила спокойствия" - про внутреннюю тишину. Там оказалось очень много для меня лично и много про обучение. В очередной раз поняла, что для обучения нужна свобода внутри головы, в смысле пространство для размышлений. Еще читаю "Упорство". Точнее перечитываю, потому что поняла, что мне там сейчас очень много всего нужно. Потому что изучаю тему личной дисциплины.
А что у вас?
Пост-обсуждение о том, куда мы сами путь держим
Мы в этом канале все время обсуждаем, как учить и как учиться. Но редко говорим про то, чему учиться. А ведь есть очень много направлений, в которых мы сами развиваемся или хотим это сделать.
Давайте немного это обсудим?
- Что вы сейчас изучаете? Какую тему и какое направление?
- Что читаете или недавно прочитали?
- Что вообще кажется важным сейчас для собственного развития?
Начну с себя.
- Последние недели полностью погрузилась в тему понимания потребностей в обучении без анализа. Читаю все, что попадается на эту тему. Даже прочитала целую книжку про анализ потребностей в обучении. Уже подготовила на эту пятницу (на конференции Обучение со смыслом) первое выступление на эту тему.
- Вспомнила, что не раз делала курсы без нормальных данных на руках. Пошла перебирать свой собственный опыт, оказалось, что и его тоже стоит изучать, особенно, когда ты уже 20+ лет в профессии.
- Читаю: "Сила спокойствия" - про внутреннюю тишину. Там оказалось очень много для меня лично и много про обучение. В очередной раз поняла, что для обучения нужна свобода внутри головы, в смысле пространство для размышлений. Еще читаю "Упорство". Точнее перечитываю, потому что поняла, что мне там сейчас очень много всего нужно. Потому что изучаю тему личной дисциплины.
А что у вас?
❤39🔥11⚡3
Шаблон по Корнеллу.docx
4.9 MB
Это сложное слово “рефлексия”
И почему без него настоящее обучение не может случиться
Не люблю я это слово. Как минимум потому, что все время не понятно, куда в нем ставить ударение. А еще его так заездили, что в голове сразу звучит что-то про самокопание, пережевывание мыслей и вообще про излишние раздумья.
Но слово не только есть. За ним еще кроется очень важный процесс. И для обучения и для жизни в целом.
Давайте начнем с определения (помнится в школе мы их писали зеленой ручкой)
По сути это думать о том, как ты думаешь. Популярная теперь осознанность полностью основана именно на этом. Никак иначе себя понять не получится, если не начинаешь думать о том, как думаешь и даже немного о том, почему ты так думаешь (но все в разумных пределах).
Рефлексия в обучении - это пауза. Мы останавливаем процесс восприятия и пробуем понять:
- что мы поняли, а что нет?
- какие возникли вопросы?
- что получается делать, а что требует дополнительной тренировки?
Если с точки зрения принципов обучения взрослых обучение - это опыт, то рефлексия - это осмысление это опыта. И опыт сам по себе, потому что за счет правильных раздумий мы углубляем свои познания и расширяем возможности применения.
Рефлексию можно встроить в учебный процесс. Например, можно слушателям предложить подумать о том, почему что-то именно так работает, что с чем связано, какие могут быть последствия. Но так же как и практики, встроенной рефлексии никогда не будет достаточно.
Потому нам самим нужно приучить себя думать о том, как мы думаем и как воспринимаем в процессе обучения. Прочитали главу книги - подумали о том, что прочитали. Посмотрели лекцию - снова подумали. Чем чаще мы сами себя заставляем думать о том, что мы изучаем, тем лучше эффект от обучения.
Почему?
- Это процесс повторения, который никому еще не вредил.
- Это связывание того, что мы знаем с новым, а это укрепляет наши нейронные связи и делает их более устойчивыми (то есть изученным можно будет пользоваться);
- Это осознание того, что понятно, а что нет и возможность разобраться;
- И еще это отлов сопротивления и барьеров раньше, чем они перекроют путь к дальнейшему обучению и убедят нас, что это все никому не нужно.
Для рефлексии в обучении есть очень хороший шаблон заметок. Это шаблон по Корнеллу, который я до какого-то момента воспринимала только как удобный способ записи, пока до меня дошло, что это и есть та самая рефлексия. Немного адаптировала с учетом того, как учатся взрослые и приложила к этому посту.
И почему без него настоящее обучение не может случиться
Не люблю я это слово. Как минимум потому, что все время не понятно, куда в нем ставить ударение. А еще его так заездили, что в голове сразу звучит что-то про самокопание, пережевывание мыслей и вообще про излишние раздумья.
Но слово не только есть. За ним еще кроется очень важный процесс. И для обучения и для жизни в целом.
Давайте начнем с определения (помнится в школе мы их писали зеленой ручкой)
Рефлексия — это размышление человека о самом себе, своих мыслях, поступках, переживаниях.
По сути это думать о том, как ты думаешь. Популярная теперь осознанность полностью основана именно на этом. Никак иначе себя понять не получится, если не начинаешь думать о том, как думаешь и даже немного о том, почему ты так думаешь (но все в разумных пределах).
Рефлексия в обучении - это пауза. Мы останавливаем процесс восприятия и пробуем понять:
- что мы поняли, а что нет?
- какие возникли вопросы?
- что получается делать, а что требует дополнительной тренировки?
Если с точки зрения принципов обучения взрослых обучение - это опыт, то рефлексия - это осмысление это опыта. И опыт сам по себе, потому что за счет правильных раздумий мы углубляем свои познания и расширяем возможности применения.
Рефлексию можно встроить в учебный процесс. Например, можно слушателям предложить подумать о том, почему что-то именно так работает, что с чем связано, какие могут быть последствия. Но так же как и практики, встроенной рефлексии никогда не будет достаточно.
Потому нам самим нужно приучить себя думать о том, как мы думаем и как воспринимаем в процессе обучения. Прочитали главу книги - подумали о том, что прочитали. Посмотрели лекцию - снова подумали. Чем чаще мы сами себя заставляем думать о том, что мы изучаем, тем лучше эффект от обучения.
Почему?
- Это процесс повторения, который никому еще не вредил.
- Это связывание того, что мы знаем с новым, а это укрепляет наши нейронные связи и делает их более устойчивыми (то есть изученным можно будет пользоваться);
- Это осознание того, что понятно, а что нет и возможность разобраться;
- И еще это отлов сопротивления и барьеров раньше, чем они перекроют путь к дальнейшему обучению и убедят нас, что это все никому не нужно.
Для рефлексии в обучении есть очень хороший шаблон заметок. Это шаблон по Корнеллу, который я до какого-то момента воспринимала только как удобный способ записи, пока до меня дошло, что это и есть та самая рефлексия. Немного адаптировала с учетом того, как учатся взрослые и приложила к этому посту.
❤48 23🔥10👍1
5 мифов о мотивации
Как устроен волшебный мир, в котором все хотят учиться
Проводила мини-курс по мотивации (кстати, у него есть запись) и пока готовилась - нырнула в мир мифов. Мифов о том, что людей мотивирует и как их мотивировать. Сказочный, надо сказать, мир. И если жить по его правилам, то человеку достаточно немного мотивирующих слов, симпатичных картинок и современных форматов. И все, пойдет учиться. Даже не пойдет, побежит. Как бы это и в нашем, настоящем мире, так работало…
Но все же давайте сходим в этот замечательный мир на экскурсию.
Миф 1. Если рассказать о том, как прекрасно обучение и сделать это мотивирующе, то все обязательно пойдут учиться. Было бы так, мы бы все питались правильно, спортом занимались и не делали финансовых глупостей. Мотивация строится внутри человека и только он сам может себя убедить что-то менять. Потому единственное, что мы можем делать, это помогать искать внутреннюю мотивацию и личный смысл.
Миф 2. Желание учится - это врожденное качество. Правда у этого нет ни одного научного подтверждения, так же, как и учебных стилей. Есть люди, которые начинают заниматься спортом в 50. Есть люди, которые после 40 начинают играть на музыкальных инструментах. И те и другие могут преуспеть, если хотят. Учиться - это навык, который можно и нужно развивать.
Миф 3. Новые инструменты мотивируют. Перестали работать курсы - делаем микрообучение. Не ходят на вебинары - давайте сделаем геймификацию. Все это может сработать на любопытство (и то - не у всех и не всегда), но любопытство чаще всего не переходит в устойчивый стимул изучать что-то. И тут есть исследования, которые говорят о том, что далеко не все новые форматы помогают учиться, хотя и привлекают внимание.
Миф 4. Мотивация - она либо есть, либо ее нет. Хорошо, если бы так было, потому что нам не пришлось бы себя постоянно заставлять что-то делать. Но нет, даже то, что нравится и приносит удовольствие, может надоесть на какое-то время. И мотивация зависит от очень многих факторов, а потому - это не константа. Это кривая и это нормально, что мотивация колеблется. Потому в процессе обучения про мотивацию нужно думать не только в начале, но в середине и в конце и вообще в процессе.
Миф 5. Будет весело и красиво, будут учиться. Хотелось бы, но снова нет. Вовлечение в обучение - это не про красоту, а про осмысленность. Если мне это нужно и понятно, куда применить, я буду изучать. А если нет, то красивые картинки и увлекательные истории могут даже обратный эффект иметь. Но точно не спасут, потому что никак не связаны со внутренним мотивом слушателя.
Мотивация - это такая штука, которая должна человека удержать в обучении не только в течении всего процесса, но и потом должна подтолкнуть к использованию. Это процесс глубинный. Когда он поверхностный, то он не сработает. Мы все там были - загорались, что-то пробовали и потом бросали. Вот это поверхностная мотивация, даже больше похожая на любопытство.
А вот то, что мы делаем и продолжаем делать, то в чем разбираемся, погружаемся и делаем это долго и упорно - это настоящая мотивация. Она про внутренний смысл, про что-то очень личное. И это не приходит из вне. Человек только сам себя может мотивировать.
Как устроен волшебный мир, в котором все хотят учиться
Проводила мини-курс по мотивации (кстати, у него есть запись) и пока готовилась - нырнула в мир мифов. Мифов о том, что людей мотивирует и как их мотивировать. Сказочный, надо сказать, мир. И если жить по его правилам, то человеку достаточно немного мотивирующих слов, симпатичных картинок и современных форматов. И все, пойдет учиться. Даже не пойдет, побежит. Как бы это и в нашем, настоящем мире, так работало…
Но все же давайте сходим в этот замечательный мир на экскурсию.
Миф 1. Если рассказать о том, как прекрасно обучение и сделать это мотивирующе, то все обязательно пойдут учиться. Было бы так, мы бы все питались правильно, спортом занимались и не делали финансовых глупостей. Мотивация строится внутри человека и только он сам может себя убедить что-то менять. Потому единственное, что мы можем делать, это помогать искать внутреннюю мотивацию и личный смысл.
Миф 2. Желание учится - это врожденное качество. Правда у этого нет ни одного научного подтверждения, так же, как и учебных стилей. Есть люди, которые начинают заниматься спортом в 50. Есть люди, которые после 40 начинают играть на музыкальных инструментах. И те и другие могут преуспеть, если хотят. Учиться - это навык, который можно и нужно развивать.
Миф 3. Новые инструменты мотивируют. Перестали работать курсы - делаем микрообучение. Не ходят на вебинары - давайте сделаем геймификацию. Все это может сработать на любопытство (и то - не у всех и не всегда), но любопытство чаще всего не переходит в устойчивый стимул изучать что-то. И тут есть исследования, которые говорят о том, что далеко не все новые форматы помогают учиться, хотя и привлекают внимание.
Миф 4. Мотивация - она либо есть, либо ее нет. Хорошо, если бы так было, потому что нам не пришлось бы себя постоянно заставлять что-то делать. Но нет, даже то, что нравится и приносит удовольствие, может надоесть на какое-то время. И мотивация зависит от очень многих факторов, а потому - это не константа. Это кривая и это нормально, что мотивация колеблется. Потому в процессе обучения про мотивацию нужно думать не только в начале, но в середине и в конце и вообще в процессе.
Миф 5. Будет весело и красиво, будут учиться. Хотелось бы, но снова нет. Вовлечение в обучение - это не про красоту, а про осмысленность. Если мне это нужно и понятно, куда применить, я буду изучать. А если нет, то красивые картинки и увлекательные истории могут даже обратный эффект иметь. Но точно не спасут, потому что никак не связаны со внутренним мотивом слушателя.
Мотивация - это такая штука, которая должна человека удержать в обучении не только в течении всего процесса, но и потом должна подтолкнуть к использованию. Это процесс глубинный. Когда он поверхностный, то он не сработает. Мы все там были - загорались, что-то пробовали и потом бросали. Вот это поверхностная мотивация, даже больше похожая на любопытство.
А вот то, что мы делаем и продолжаем делать, то в чем разбираемся, погружаемся и делаем это долго и упорно - это настоящая мотивация. Она про внутренний смысл, про что-то очень личное. И это не приходит из вне. Человек только сам себя может мотивировать.
🔥38❤25👍4