Академия психиатрии и психотерапии|МАПП – Telegram
Академия психиатрии и психотерапии|МАПП
10.1K subscribers
754 photos
66 videos
11 files
524 links
Образование в сфере психиатрии, психотерапии и психологии

Интересные материалы, подборки книг и бесплатные мероприятия каждый месяц.
Download Telegram
👋Для всех, кто с нами недавно или пропустил информацию, напоминаем, что сейчас в Академии доступен к изучению бесплатный курс «ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ О КПТ»!

Вас ждут три интересных урока:

🍓Урок 1. Почему КПТ — оптимальный выбор для психолога / психотерапевта?

🍓Урок 2. Сухая логика или способ видеть мир?

🍓Урок 3. Мифология КПТ: разбор актуальных заблуждений.

Переходите по ссылке, регистрируйтесь и начните увлекательное погружение в мир КПТ!

👉БЕСПЛАТНЫЙ КУРС ПО КПТ >>

P.S.: Спасибо, что делитесь с нами своими впечатлениями о курсе!❤️
1👍1
[Часть 3] Парадокс адаптации: если психика защищается, то почему человек страдает?

Мы продолжаем разбираться с тем, как в КПТ понимают «причины» проблем и страданий. В первой части мы увидели, что КПТ смещает фокус с вопроса «Почему?» (в прошлом) на вопрос «Как?» (процессы поддержания в настоящем).

А во второй части выяснили, что когнитивные искажения – это сверхактивные адаптивные программы. И их сверхактивность — это попытка психики нас защитить от возможных опасностей. Но почему же «защита» причиняет такие страдания?

Сегодня мы разберем этот парадокс через главный практический принцип КПТ: различение факторов уязвимости и факторов поддержания.

🔷Факторы уязвимости отвечают на вопрос «Почему проблема стала возможной?».

По сути, здесь речь идет о «благодатной почве» — генетическая предрасположенность, особенности нейромедиаторных систем, особенности темперамента (например, высокий нейротизм); базовые схемы, сформированные в детстве («Я неадекватен», «Мир опасен» и пр.), хронический стресс.

👉Мы не можем стереть прошлое или изменить геном, но мы обязаны это учитывать — именно этот фон определяет «мишени» для терапии, а иногда требует параллельной фармакологической поддержки.

🔷Однако сердцевина КПТ-терапии — работа с факторами поддержания. Они отвечают на наш ключевой парадоксальный вопрос: «Если симптомы — это адаптация, почему страдание продолжается и даже усугубляется сейчас?».

☝️Здесь мы и видим сбой: первоначально защитные механизмы, запущенные на фоне уязвимости, начинают работать вхолостую, создавая самоподдерживающиеся петли.

В настоящем моменте это проявляется как катастрофизация телесных сигналов при панике, избегание при тревоге, руминации и отказ от активности при депрессии и пр.

➡️Таким образом, «причиной» текущего страдания являются не гены или травма сами по себе, а именно эти активные процессы в настоящем, которые активируют и закрепляют изначальную уязвимость.

Поэтому терапия «атакует» не уязвимость, а механизмы поддержания. Как именно КПТ работает с этими механизмами мы, конечно же, подробно будет изучать и осваивать на практике на нашей большой программе повышения квалификации «Когнитивно-поведенческая терапия: базовый курс».

👉Обратите внимание, что до 8 декабря мы продлили акцию «счастливые дни» хотя и с чуть менее вкусными условиями. Успевайте вовремя отправить нам заявку на обучение!
2👎1
КПТ: как сохранить глубину и человечность в структурированном подходе?

Одно из самых больших опасений относительно КПТ у психологов, кто уже работает в других подходах — это то, что в методе КПТ нет места гибкости и человечности. Нет той свободы действий, к которой привык, например, гештальтист.

Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

КПТ действительно структурно организованный метод. И в этом его огромное достоинство, поскольку он дает прочную опору психотерапевту что делать и куда вести клиента.

👉Но если обучаться этому методу по верхам, то в сухом остатке будут только схемы и протоколы и ощущение механистичности. Конечно, мы понимаем, что лучше продается то, что обещает быстрые результаты — вот тебе протоколы для работы с депрессией, вот протоколы под РПП, вот протоколы для тревоги и пр. Только вся настоящая живая психотерапия находится ЗА ними.

Что позволяет сохранять в КПТ гибкость и человечность?

1️⃣ Терапевтические отношения — главный инструмент, а не фон для протоколов.

Глубина рождается из доверия и совместной работы. Когда клиент верит, что его понимают и принимают, он готов рисковать и пробовать новые стратегии даже вне сессии. Для создания доверия важно не просто «наладить контакт», а искренне интересоваться другим человеком.

2️⃣ Совместное исследование вместо готовых решений.

Ключевое слово — «вместе». Вы и клиент в КПТ — соавторы. Задача терапевта — не просто дать клиенту инструкцию, а задать точный вопрос, который поможет ему самому найти альтернативу. Вы вместе исследуете мысли, проверяете гипотезы, анализируете, что работает. Это превращает стандартные техники в живой творческий диалог.

3️⃣ Гибкая концептуализация, которая говорит на языке клиента.

Формальная схема («когнитивная модель») оживает, когда вы наполняете её словами, историями и образами клиента. Все на самом деле просто — если вы говорите словами клиента, то для него это означает, что вы его слушали. И не просто слушали, а слушали внимательно коль сумели запомнить не только что он говорит по сути, но и как именно он это говорит.

Конечно, у многих возникает соблазн записывать ибо своя память слаба, но как мы уже обсуждали этот момент — это всегда работает в минус отношениям даже если клиент дал свое согласие!

4️⃣ Осмысленное применение техник.

Техника сами по себе — это не самоцель. Любое упражнение, любая техника всегда должна быть ответом на вопрос «зачем?». Объясняйте клиенту смысл каждого используемого вами инструмента работы в контексте его личной цели. Если стандартный подход не подходит — адаптируйте его вместе. Эффективно то, что работает для этого конкретного человека.

5️⃣ «Сопротивление» — это ценный материал для работы.

Пропущенное домашнее задание, сомнения или негативные реакции в сессии — это сигнал. Ваша профессиональная задача — с любопытством исследовать: «Что именно стало помехой? Какая мысль или страх здесь возникли?». Именно в этих обсуждениях рождается настоящий контакт. Вы не строгий учитель, который спрашивает за домашку, не контролер с позицией сверху, а собеседник, который стремится понять другого человека.

6️⃣ Оставайтесь собой, будьте живым и настоящим.

Человечность в терапию привносит сам психотерапевт. Искренняя эмпатия, уместная метафора или даже деликатный юмор не нарушают КПТ, а усиливают её, создавая безопасное пространство для сложной работы.

Таким образом, глубина КПТ рождается не вопреки её структуре, а благодаря её гибкому, творческому и человечному применению.

☝️Жёсткое следование плану ценой контакта — это потеря сути КПТ. Настоящая КПТ требует от нас не только знания протоколов, но и клинической мудрости, подлинного любопытства и смелости — быть в настоящем контакте с уникальным человеком напротив.

Так что, если вам интересно освоить именно настоящую глубину КПТ, а не просто подсобрать техники и протоколы, будем рады видеть вас на нашей программе обучения по когнитивно-поведенческой терапии.

Обучение стартует 12 декабря и группа практически набрана. Осталось 3 места. Успевайте!
1👍1
О доказательности КПТ говорят очень много. Мало кто на самом деле разбирается, что это такое.

Как следствие, доказательность сегодня стала модным смыслом, который зачастую просто приписывается (особенно в психологии) просто потому, что хочется выглядеть солиднее в глазах аудитории.

➡️Мы подготовили для вас полезный пдф-файл с таблицей, в которой собраны результаты по эффективности исследований КПТ в терапии основных расстройств психики.

🎁Скачивайте файл, а также делитесь им со своими коллегами.
⭐️[ФАКТ 4] Пять малоизвестных фактов о КПТ

Мы продолжаем нашу небольшую серию о малоизвестных фактах КПТ, и сегодня на очереди четвертый факт. Предыдущие тут: первый факт, второй факт, третий факт.

ФАКТ 4 — Вторая по значимости (после Бека) фигура в истории КПТ — женщина, которую часто незаслуженно забывают: Кристина А. Падески (Christine A. Padesky).

Если Аарон Бек создал теоретическую модель и доказал ее эффективность, то ➡️Кристина Падески создала дидактическую модель — систему обучения как терапевтов, так и клиентов, превратившую КПТ из набора идей в воспроизводимую, глобально распространяемую практику.

По сути, она является архитектором дидактической системы метода.

В 1995 году вышла ее первая книга для клиентов «Mind Over Mood» (пер.: «Разум рулит настроением») в предисловии которой есть такие слова: «Эта книга показывает, как применять принципы когнитивной терапии на практике... Она превращает сложные концепции в ясные пошаговые инструкции».

Именно это «КАК» и есть вклад К. Падески.

Книга переведена на 20 языков в мире, в том числе неоднократно уже издавалась на русском языке.

Кстати, вы же в курсе, что для тех, кто обучается на наших программах мы всегда готовим большую подборку книг из списка рекомендуемой литературы. Это экономит вам несколько десятков тысяч рублей (!), учитывая стоимость узкоспециализированной литературы.

👉Сейчас мы как раз собираем такой пак книг 📖по КПТ, и 12 декабря когда начнется обучение на программе, участникам во вводном модуле откроется доступ к ним. Можно будет углублять теорию и практику сразу по ходу программы.

Возвращаясь к Падески. Давайте приведем пример.

А. Бек описал, что такое автоматические мысли и убеждения. К. Падески создала унифицированный бланк «Рабочий лист для изменения мыслей» и четкий алгоритм работы с ним, который терапевты всего мира начали использовать как стандартный инструмент.

И таких фундаментальных методик она создала много: уравнение убеждений, сократовский диалог в четыре шага и пр.

В 2015 году на конференции Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии ей была вручена премия за выдающийся вклад. В речи награждения подчеркивалось:

«Кристина Падески превратила когнитивную терапию из набора блестящих идей в систематическую, поддающуюся обучению практику. Она научила нас, как думать о случае, как строить сессию и как говорить с клиентами».

Ее работа обеспечила масштабируемость и воспроизводимость КПТ, что критически важно для признания любого терапевтического метода. Без такой методической проработки КПТ могла бы остаться гениальной, но трудно передаваемой клинической интуицией ее создателей.
1
Суббота — время для подзарядки позитивом. 😊Желаем всем прекрасных выходных!💓
😁11
6 причин пойти учиться КПТ

1️⃣Авторская технология обучения, благодаря которой вы учитесь думать в парадигме КПТ, а не просто получаете инструкции работы с расстройствами и проблемами для механического повторения.

Это то, что убережет вас от растерянности, когда что-то в работе с клиентом отклоняется от шаблона и позволит работать со сложными случаями.

2️⃣Навыки преподавателя Алёны Сергеевны Розиной, которые ценят ее ученики:
🔹умение ясно и просто объяснять суть;
🔹показывать на реальных клинических примерах, как проблемы и их решения выглядят в жизни;
🔹увлекать в предмет обучения и зажигать внутренний огонёк интереса к профессии;
🔹побуждать к исследовательскому подходу к жизни и в работе с клиентами.

3️⃣Очень много часов практики! Демосессии, работа в двойках и тройках, разборы клинических и клиентских случаев, видео- и аудиоразборы, разборы домашних заданий на саморефлексию психотерапевта.

4️⃣Крепкий теоретический фундамент, заложенный в видеолекциях. К ним можно неоднократно возвращаться, переслушивать фрагменты, конспектировать. Причем изучать в то время, когда удобно вам.

Все эти нюансы теряются, если преподаватель рассказывает теоретические фрагменты прямо на занятии. Теоретические врезки, как правило, в таких случаях крайне малы и не раскрывают всю глубину метода.

5️⃣Большой пак литературы, которым мы снабжаем учащихся наших программ, чтобы вы сразу могли читать необходимые источники.

6️⃣Групповые супервизии в течение 3-х месяцев после окончания базового курса, чтобы вы могли получать поддержку, работая в новом для себя подходе и обрести уверенность в его применении.

Обучение начинается 12 декабря, и мы напоминаем, что сегодня — 8 декабря — последний день, когда можно зафиксировать текущую цену. Завтра её уже не будет.

👉Чтобы успеть, отправьте нам заявку на обучение сегодня. Пишите в вотсап «Хочу учиться на КПТ» +7 (962) 999-59-00.

Менеджер учебного отдела свяжется с вами и поможет в оформлении документов.

Подробнее о программе обучение КПТ.
👏1
Чем полезен наш бесплатный курс по КПТ? Смотрите в свежем отзыве! Спасибо, что делитесь с нами своими впечатлениями💓

Главная задача, которую призван решить этот мини-курс — это помочь вам определиться, подходит ли КПТ вам как метод психотерапевтической работы или нет.

Это особенно важно, если вы сейчас в процессе выбора своего первого направления психотерапии, в котором планируете работать.

Курс позволит лучше узнать то, как метод работает и развеет мифы, которыми он окутан.

👉БЕСПЛАТНЫЙ КУРС ПО КПТ >>

Присоединяйтесь, пока курс доступен!
👍2🤝1
🔻🔻🔻Кому точно стоит идти на КПТ🔻🔻🔻

Пост для тех, кто сомневается, подойдет ли мне обучение по когнитивно-поведенческой терапии.

Учеба начнется 12 декабря, поэтому пора развеять сомнения.

➡️Клиническим психологам.

Среди психологов вы чаще всего в своей работе встречаетесь с расстроенной психикой, а КПТ — это ведущий метод психотерапии в работе с расстройствами.

☝️Пользуйтесь возможностью, что обучение ведет врач-психотерапевт / врач-психиатрсможете выспрашивать всякие тонкости и нюансы. При этом учитывайте, что Алёна Сергеевна очень хорошо знает какие клиенты ходят к психологам.

➡️Врачам-психотерапевтам.

Главная польза для вас — доберете практические умения к теоретической базе, которая у вас, скорее всего, уже есть. Послушать о психотерапии и научиться делать самому — две большие разницы. В разы вырастет ваша эффективность в работе с пациентами.

➡️Врачам-психиатрам.

Даст новый старт в профессии. Вы сможете не просто «выписать таблетки», но и работать с психогенным фактором расстройств. А когда видишь результаты своего труда, когда этот путь вы прошли с пациентом вместе шаг за шагом, невероятно растет удовольствие от того, что делаешь полезное дело. За спиной вырастают крылья!

И, кстати, востребованность врачей-психиатров в частных клиниках, владеющих психотерапией в разы выше, чем просто психиатров. И платят больше))

➡️Психологам.

Даже если вы не работаете напрямую с клиникой, КПТ может стать для вас находкой в плане главного метода работы.

Во-первых, метод применим к широкому спектру запросов, начиная от личностных кризисов до межличностных отношений, от трудностей в достижении желаемых целей до эмоциональных штормов.

Во-вторых, КПТ дает профессиональную уверенность — вы понимаете, что, когда, как и зачем вы делаете в работе с клиентом.

В-третьих, КПТ прекрасно структурирует собственный «хаос в голове», если вы творческая и/или гуманитарная личность. Вы заметите, как в своей собственной жизни, а не только в работе вам стало на порядок легче и проще.

👋Последний вагон ждет вас. Выбираете подходящий вам вариант обучения и отправляйте нам заявку.

👉ПОДРОБНОСТИ О ПРОГРАММЕ И ОБУЧЕНИИ ТУТ>>
2👏1
[Часть 4, заключительная] «Зачем это вам?»: функция как скрытая логика симптома.

Завершаем короткую серию о том, как КПТ понимает причины проблем и страданий.
В первой части мы совершили концептуальный сдвиг от «почему» к «как».
В второй переосмыслили симптомы проблем через призму сбоев адаптации.
В третьей рассмотрели различие факторов уязвимости и факторов поддержания.

А сегодня поговорим о главном операциональном инструменте КПТ, который превращает теорию в ремесло.

☝️Если проблема активно поддерживается в настоящем, значит, она зачем-то нужна. Она выполняет в жизни человека какую-то функцию — решает какую-то задачу, пусть и ценой огромных издержек. И задача психотерапевта — найти и показать клиенту эту скрытую логику его действий.

Подобная задача требует смены парадигмы: от констатирующего «Что с вами происходит и почему?» к исследовательскому «Зачем это происходит? Что этот симптом позволяет получить или избежать в вашей текущей жизни?».

Скажем честно, этот вопрос мы крайне редко слышим и задаем в большинстве иных направлений психотерапии. Да и ответ, который дает клиент на него, далеко не всегда проверяется психотерапевтом на соответствие вопросу.

Вспомните, если вы действительно целенаправленно используете вопрос «Зачем» в работе с клиентом, то вы будете отсеивать всё, что касается объяснения причин (почему человек что-то делает или не делает).

Понимание функции означает, что мы находим ту потребность, которую клиент пытается удовлетворить не самым конструктивным путем.

И тогда терапия становится не борьбой с симптомом, а поиском и обучению более адаптивного способа удовлетворить ту же потребность (в безопасности, контроле, принятии и пр.).

👉Таким образом, взгляд КПТ на причинность проблем и страданий — это целостная система: от концептуального сдвига (1) через переосмысление симптома (2) и стратегического различения (3) к конкретному практическому инструменту — анализу функции «здесь и сейчас» (4).

Благодаря этому психотерапия перестает быть копанием в прошлом, а становится активным процессом изменений в настоящем.

🔥Если такая парадигма работы с клиентом вам откликается больше, чем долгие беседы «про маму, про папу» будем рады вам в группе обучения когнитивно-поведенческой терапии.

Обучение начинается завтра — 12 декабря. Группу закроем 23 декабря. Успевайте!
👍2
⭐️[ФАКТ 5] Пять малоизвестных фактов о КПТ

К дню старта нашей программы обучения КПТ мы приурочили пятый, финальный, малоизвестный факт об этом методе. Предыдущие тут: первый факт, второй факт, третий факт, четвертый факт.

ФАКТ 5 — КПТ — возможно, единственная крупная школа психотерапии, где одно из центральных руководств для клиентов было создано в формате... комикса.

Обычно, когда мы говорим о когнитивно-поведенческой терапии, то в голове возникают строгие протоколы, таблицы ABC и эмпирические исследования. Все на серьезных щах, и уж какие тут могут быть комиксы?!

Но, нет вы не ослышались. Речь идет о книге Уильямса Кнауса «The Cognitive Behavioral Workbook for Depression» (в пер. на рус.: Руководство по когнитивно-поведенческому лечению депрессии). Первое издание вышло в 2006 году, обновленное в 2011.

👉В книгу специально встроены комикс-стрипы — короткие последовательные рисунки (3-6 кадров), которые как мгновенные визуальные метафоры разыгрывают сценку: вот клиент ловит себя на катастрофизации, а вот он проводит поведенческий эксперимент.

Почему этот формат является гениальным решением, хотя о нем и мало говорят?

Это дидактика (раздел педагогики, решающий проблемы в обучении), а не популяризация.
Цель комикса в данном случае — не развлечь, а преодолеть главный барьер в работе с депрессией: сниженную мотивацию и когнитивные трудности. Длинные тексты в таком состоянии — пытка. Комикс же доносит суть модели ABC или суть когнитивного искажения за 30 секунд, минуя сопротивление.

Принцип доступности.
Метод нацелен на максимальную эффективность и помощь. Если для этого нужно превратить сложную концепцию в графическую историю — КПТ это сделает. Это практическое воплощение принципа «встречать клиента там, где он есть».

Гибкость как настоящая мощь метода.
Мы уже говорили с вами, что часто кажется, что КПТ — это про жёсткие схемы. Но внешняя строгость КПТ скрывает её глубинную адаптивность. КПТ может быть глубокой научной дискуссией для одного клиента и наглядным комиксом для другого. И в обоих случаях — она остается научно обоснованной.

💪Таким образом, сила КПТ заключается не только в безупречной теоретической базе, но и в смелости выбирать оптимальные форматы коммуникации.

Иногда самый значимый терапевтический прорыв может выглядеть как серия простых рисунков. Потому что именно они способны разрушить барьер между сложной идеей и человеком, чьи текущие ресурсы ограничены.

Будем рады помочь вам освоить этот метод!

Присоединяйтесь к обучению сейчас пока мы не закрыли группу!
6👍3😁3👏1
Субботний юмор тут как тут😊Всем отличного настроения и прекрасных выходных!
🤣6😁54🤩2👍1
Как выглядят комиксы по КПТ?

После упорных поисков нам все-таки удалось найти примеры в руководствах КПТ по работе с депрессией, что скажем честно, было не простой задачей. Отбросим тот факт, что поиск нужно было вести на английском языке, главная сложность заключалась в том, что доступные в открытых источниках издания часто были с отсутствием картинок.

Зато нам удалось найти руководства с комиксами, которые опубликованы даже раньше упоминаемого нами в предыдущем посте издания, и значит пальма первенства уходит другим авторам. Спасибо, что побудили проверить данные❤️

Итак, веселые картинки из книги:

📖Clarke G., Lewinsohn P., Hops H. STUDENT WORKBOOK: Adolescent coping with depression course (1990).

Саму книгу (на английском языке) разместим в комментариях.
🔥2👍1😁1