"В период оперения религия обеспечивала мне мягкую ментальную подстилку. Жёсткость моего характера больше напоминала обломки скорлупы, всё ещё прилегающие к телу, чем развитие характера, становящегося позвоночником."
Бион про свои школьные годы
#цитата
Бион про свои школьные годы
#цитата
🔥2
Перевод Малышко Ирины кусочка из писем Биона своим детям. Редкий на русском языке материал.
«Есть только одна важная вещь, и для меня она всегда имела значение, это то, что человеку следует иметь знание о себе и о других, которое сделает его способным на лучшее из того, что преподносится жизнью. Я всегда понимал, что для этого необходимо экспериментировать и учиться на собственном
опыте. Я знаю, что жизнь может быть очень тяжелой и может подавлять рост / развитие; всё, что я хочу, чтобы это не было понапрасну. Нынешним счастьем мы во многом обязаны предшествующему
монотонному труду (drudgery), и будущее счастье может зависеть от нынешней трудной работы. Нет никакой добродетели (ценности) в монотонной работе самой по себе, но если ты можешь встретить это с невозмутимостью, ЕСЛИ ТЫ ДОЛЖЕН, то тогда это - бесценная готовность, и никакое множество талантов, способностей или удача не восполнят отсутствия этого качества.
Воображение очень ценно. Без него вы не увидите свой путь, но оно не должно стать заменителем реальной жизни. Человек настолько может быть изувечен (crippled) самим кропотливым зарабатыванием себе на хлеб с маслом, и болью состязания лишь за средства к существованию, что
таланту становится невозможным обнаружить себя. Но так же верно, что и сверх-легкость может
заглушать ваш рост. Никакой ваш выбор не огорчит меня, кроме одного – выбор, который приведет вас в убежище воображаемой хорошей жизни вместо поиска собственного пути к ней.
Мильтон пишет:
«Музою небесной умудрен, спускался я в провалы темноты Отважно и оттуда восходил опять к
высотам. Труден этот путь и необычен», (в пер. Арк. Штейнберга) - описывая свой путь, который был труден во всех смыслах, и осознание им величия (своего таланта) и ноши возложенной на него делало всё ещё труднее. Это же применимо и в отношении заурядности/
обычности (ordinariness) , если называть «обычным» столь необычное знание как знание о собственной
обычности. Человек всегда будет жаждать «обычного» солнца и воздуха и дождя и облаков и пищи и счастья. Если воображение поможет вам отыскать всё это, то хорошо. Но это проклятие (curse), если вера в некую «экстра ординарную» жизнь воздвигнет барьер между вами и жизнью. Поверьте мне, я возненавижу больше, чем могу это выразить, если я почувствую, что нечто, что я сказал или сделал, побудило искать вас некий «успех», который станет между вами и этими прекрасными и простыми вещами.
[...]
Мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нечего желать для вас бОльшего, чем найти себя и СВОЮ жизнь»
#цитата
«Есть только одна важная вещь, и для меня она всегда имела значение, это то, что человеку следует иметь знание о себе и о других, которое сделает его способным на лучшее из того, что преподносится жизнью. Я всегда понимал, что для этого необходимо экспериментировать и учиться на собственном
опыте. Я знаю, что жизнь может быть очень тяжелой и может подавлять рост / развитие; всё, что я хочу, чтобы это не было понапрасну. Нынешним счастьем мы во многом обязаны предшествующему
монотонному труду (drudgery), и будущее счастье может зависеть от нынешней трудной работы. Нет никакой добродетели (ценности) в монотонной работе самой по себе, но если ты можешь встретить это с невозмутимостью, ЕСЛИ ТЫ ДОЛЖЕН, то тогда это - бесценная готовность, и никакое множество талантов, способностей или удача не восполнят отсутствия этого качества.
Воображение очень ценно. Без него вы не увидите свой путь, но оно не должно стать заменителем реальной жизни. Человек настолько может быть изувечен (crippled) самим кропотливым зарабатыванием себе на хлеб с маслом, и болью состязания лишь за средства к существованию, что
таланту становится невозможным обнаружить себя. Но так же верно, что и сверх-легкость может
заглушать ваш рост. Никакой ваш выбор не огорчит меня, кроме одного – выбор, который приведет вас в убежище воображаемой хорошей жизни вместо поиска собственного пути к ней.
Мильтон пишет:
«Музою небесной умудрен, спускался я в провалы темноты Отважно и оттуда восходил опять к
высотам. Труден этот путь и необычен», (в пер. Арк. Штейнберга) - описывая свой путь, который был труден во всех смыслах, и осознание им величия (своего таланта) и ноши возложенной на него делало всё ещё труднее. Это же применимо и в отношении заурядности/
обычности (ordinariness) , если называть «обычным» столь необычное знание как знание о собственной
обычности. Человек всегда будет жаждать «обычного» солнца и воздуха и дождя и облаков и пищи и счастья. Если воображение поможет вам отыскать всё это, то хорошо. Но это проклятие (curse), если вера в некую «экстра ординарную» жизнь воздвигнет барьер между вами и жизнью. Поверьте мне, я возненавижу больше, чем могу это выразить, если я почувствую, что нечто, что я сказал или сделал, побудило искать вас некий «успех», который станет между вами и этими прекрасными и простыми вещами.
[...]
Мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нечего желать для вас бОльшего, чем найти себя и СВОЮ жизнь»
#цитата
❤2
Никакой ваш выбор не огорчит меня, кроме одного – выбор, который приведет вас в убежище воображаемой хорошей жизни вместо поиска собственного пути к ней.
🔥5
Если верить исследованиям American Anthropologist Journal (2015), собравшим информацию о 168 культурах, только 77 из них (46%) целуются и считают поцелуй в губы чем-то естественным и эротически окрашенным. Остальными традиция поцелуев может восприниматься как что-то неприятное или неприемлимое.
Это при том, что поцелуи есть даже у карликовых шимпанзе.
Но могут быть альтернативы. Например, эскимосы практикуют кунику – когда прикасаешься к щеке другого носом и верхней губой, при этом вдыхая/выдыхая тёплый воздух. Наверное, остальная часть лица у них обычно закрыта.
Статья напомнила мне рассказ Д. Ольшанского про одно древнее племя (забыла какое), где все нудисты. Телесная нагота их больше не привлекает, так как стала привычной. А самым сексуальным считается следующее. Девушка выбривает небольшой квадратик на затылке, и регулярно втирает в него животный жир. Доступа туда ни у кого нет, но когда она встречает подходящего мужчину, ему даруется честь раздвинуть ей волосы, и вкусить эти чудесные ароматы.
#заметки
Это при том, что поцелуи есть даже у карликовых шимпанзе.
Но могут быть альтернативы. Например, эскимосы практикуют кунику – когда прикасаешься к щеке другого носом и верхней губой, при этом вдыхая/выдыхая тёплый воздух. Наверное, остальная часть лица у них обычно закрыта.
Статья напомнила мне рассказ Д. Ольшанского про одно древнее племя (забыла какое), где все нудисты. Телесная нагота их больше не привлекает, так как стала привычной. А самым сексуальным считается следующее. Девушка выбривает небольшой квадратик на затылке, и регулярно втирает в него животный жир. Доступа туда ни у кого нет, но когда она встречает подходящего мужчину, ему даруется честь раздвинуть ей волосы, и вкусить эти чудесные ароматы.
#заметки
❤5👎1😁1
Хаотичні нотатки з конференції про мову і мовлення від Психоаналітичного дивізіону НПА
📕 Усяка переломна епоха супроводжується кризою мови. Зненацька втрачається віра в дієвість і смисл слів тієї чи іншої епохи.
📘 «Всяке розуміння є разом з тим нерозуміння» В. Гумбольдт
📙 Незалежно від країни, мови, або культури, в якій народжена людина, кожне немовля здатне виробити абсолютно всі звуки. Але вже через декілька днів, деякі звуки зникають. Дитина обирає фонеми, які можуть бути вироблені на мові матері, і забуває ті, які не використовуються. За Сержем Лєсуром, з цього починається конструювання суб'єкта. Таку інтимну частину людської істоти – першу мову дитини – Лакан називає лялянг (lalangue, йазык).
📗 Фуко розглядає мову не як сукупність знаків (елементів означення, що відсилають до змісту або до поняття), а як практику, що систематично формує об'єкти, про які ці знаки говорять.
#по_следам_лекций
📕 Усяка переломна епоха супроводжується кризою мови. Зненацька втрачається віра в дієвість і смисл слів тієї чи іншої епохи.
📘 «Всяке розуміння є разом з тим нерозуміння» В. Гумбольдт
📙 Незалежно від країни, мови, або культури, в якій народжена людина, кожне немовля здатне виробити абсолютно всі звуки. Але вже через декілька днів, деякі звуки зникають. Дитина обирає фонеми, які можуть бути вироблені на мові матері, і забуває ті, які не використовуються. За Сержем Лєсуром, з цього починається конструювання суб'єкта. Таку інтимну частину людської істоти – першу мову дитини – Лакан називає лялянг (lalangue, йазык).
📗 Фуко розглядає мову не як сукупність знаків (елементів означення, що відсилають до змісту або до поняття), а як практику, що систематично формує об'єкти, про які ці знаки говорять.
#по_следам_лекций
👍3
Приклад з практики для ілюстрації.
На сеансі молодий парубок, розповідаючи про дівчину, каже, що має до неї певні почуття. Йому хочеться перейти до наступної теми. Але коли аналітик перебиває його питанням «які?», замовкає. Атмосфера наступившого густого мовчання дуже промовиста, після чого він неохоче змушений згодитися, що любить цю дівчину.
Р. Барт писав, що слова референтують до значення (тобто вказують на нього, відсилають до). І в даному прикладі фрази «маю певні почуття» і «люблю» вказують на один і той же афект любові. Але вимовити другий варіант набагато складніше, він несе за собою глибше емоційне занурення, відчувається як тілесно вкорінений. Чому?
Ж. Дельоз виділяє такі типи відношення всередині висловлювання: денотація (аналог референції), сигніфікація (відношення висловлювання до універсальних, спільних смислів, так працює загальна мова) та маніфестація (присутність у висловлюванні суб'єкта, його бажання і уявлень). У прикладі денотацією буде «люблю», а маніфестацією – «краще б не любив».
В оптиці Фройда можна сказати, що проговорення цього «люблю» актуалізує весь афект, у той час, як «певні почуття» слугують лише компромісним утворенням між суб'єктивною та промовленою істиною. Бажання сфальсифікувати істину (Біон), відсилають до ще одного сенсу: «Я хочу продовжувати любити таємно». Або, звертаючись до лаканівського розуміння ф-ції мовлення (породжувати уявлення у іншого): «Я хочу, щоб Ви не знали, що я люблю».
До того ж, якщо приховати любов, можливо, не доведеться її відчувати? (магічна дія)
Нарешті, якщо перейти до девальвації слова, користуючись схемою Вілл та Мадлен Баранже, є два способи це зробити: інтелектуалізація і буквальність. При інтелектуалізації (надмірна абстрактність, «певні почуття» з прикладу) бачимо крах денотації, втрачається зв'язок із переживанням. А буквальність (втрата метафоричного виміру) могла б звучати як «у мене на неї встає» або «поруч з нею частіше б'ється серце».
#заметки
На сеансі молодий парубок, розповідаючи про дівчину, каже, що має до неї певні почуття. Йому хочеться перейти до наступної теми. Але коли аналітик перебиває його питанням «які?», замовкає. Атмосфера наступившого густого мовчання дуже промовиста, після чого він неохоче змушений згодитися, що любить цю дівчину.
Р. Барт писав, що слова референтують до значення (тобто вказують на нього, відсилають до). І в даному прикладі фрази «маю певні почуття» і «люблю» вказують на один і той же афект любові. Але вимовити другий варіант набагато складніше, він несе за собою глибше емоційне занурення, відчувається як тілесно вкорінений. Чому?
Ж. Дельоз виділяє такі типи відношення всередині висловлювання: денотація (аналог референції), сигніфікація (відношення висловлювання до універсальних, спільних смислів, так працює загальна мова) та маніфестація (присутність у висловлюванні суб'єкта, його бажання і уявлень). У прикладі денотацією буде «люблю», а маніфестацією – «краще б не любив».
В оптиці Фройда можна сказати, що проговорення цього «люблю» актуалізує весь афект, у той час, як «певні почуття» слугують лише компромісним утворенням між суб'єктивною та промовленою істиною. Бажання сфальсифікувати істину (Біон), відсилають до ще одного сенсу: «Я хочу продовжувати любити таємно». Або, звертаючись до лаканівського розуміння ф-ції мовлення (породжувати уявлення у іншого): «Я хочу, щоб Ви не знали, що я люблю».
До того ж, якщо приховати любов, можливо, не доведеться її відчувати? (магічна дія)
Нарешті, якщо перейти до девальвації слова, користуючись схемою Вілл та Мадлен Баранже, є два способи це зробити: інтелектуалізація і буквальність. При інтелектуалізації (надмірна абстрактність, «певні почуття» з прикладу) бачимо крах денотації, втрачається зв'язок із переживанням. А буквальність (втрата метафоричного виміру) могла б звучати як «у мене на неї встає» або «поруч з нею частіше б'ється серце».
#заметки
❤3🔥3
Не всё, что выбивается из обычного и поэтому "ненормальное", обязательно должно быть "неполноценным".
Г. Аспергер
#цитата
Г. Аспергер
#цитата
🔥4
Forwarded from Амбассадор психоанализа
«Любовь может выходить за рамки чисто потребительских отношений при условии, что она позволяет себе быть «обманутой скорбью», допуская возможность невосполнимой утраты и тем самым сохраняя открытым пространство пустоты, которую нельзя заполнить потребительским прибавочным наслаждением» Р. Кавасола
❤6
Из интервью с Д. Рождественским
- Какие личностные качества необходимы психоаналитику?
- У хорошего психоаналитика должно быть два личностных качества: он должен быть ленив и нелюбопытен. Лень необходима - мне трудно представить себе нечто более страшное, чем психоаналитик, который горит энтузиазмом и рвением начать делать что-то с пациентом или для пациента. Это, как говорил Балинт, химера из ночного кошмара. Психоаналитик должен быть либо ленивым, либо очень усталым человеком. Потому что, только когда человек либо ленив, либо очень устал, он не будет делать ничего лишнего. Самое губительное в работе с пациентом – это начинать делать лишние вещи, о которых он тебя не просит. Это все равно что тащить дерево вверх за ветви с целью ускорения его роста, и, кроме того, в большинстве случаев оказывается, что вещи-то эти нужны были аналитику, а не пациенту. Знаете, как в древности мастера писали фрески? Перед тем, как приступить к фреске, они изнуряли себя физическим трудом – дробили камни, таскали воду и брались за работу тогда, когда уже буквально руки отваливались от усталости. И тогда они не делали ни одного лишнего мазка, потому что на это уже не хватало сил.
А насчет любопытства – видите ли, любопытные люди слишком много читают. Они поглощают огромное количество психоаналитической литературы, и в результате у них в голове уже не остается места для собственных мыслей. И тогда они начинают пытаться втиснуть пациента в прокрустово ложе существующих теорий. Теории надо знать, но только не для того, чтобы пытаться «запихнуть» в них реального человека. Когда работаешь с пациентом, нужно отрешиться от всех теорий и с каждым новым человеком заново создавать всю психоаналитическую теорию в процессе общения с ним. И это будет одноразовая теория, пригодная только для этого пациента и ни для кого больше. Но это единственный путь к тому, чтобы понять его по-настоящему. Я часто говорю студентам: «Постарайтесь за время обучения усвоить как можно большее количество знаний, но когда вы начнете взаимодействовать с живым человеком, пришедшим к вам, все выкиньте из головы, не пытайтесь его «подогнать» ни под какие теории. Если знания, которые вы получили, достаточно интегрировались в вашем профессионализме, они сами, без вашего сознательного участия, найдут свое место в том, как вы строите беседу, что и как вы говорите. И тогда остается просто, расслабившись, отдаться свободному течению беседы с человеком».
#цитаты
- Какие личностные качества необходимы психоаналитику?
- У хорошего психоаналитика должно быть два личностных качества: он должен быть ленив и нелюбопытен. Лень необходима - мне трудно представить себе нечто более страшное, чем психоаналитик, который горит энтузиазмом и рвением начать делать что-то с пациентом или для пациента. Это, как говорил Балинт, химера из ночного кошмара. Психоаналитик должен быть либо ленивым, либо очень усталым человеком. Потому что, только когда человек либо ленив, либо очень устал, он не будет делать ничего лишнего. Самое губительное в работе с пациентом – это начинать делать лишние вещи, о которых он тебя не просит. Это все равно что тащить дерево вверх за ветви с целью ускорения его роста, и, кроме того, в большинстве случаев оказывается, что вещи-то эти нужны были аналитику, а не пациенту. Знаете, как в древности мастера писали фрески? Перед тем, как приступить к фреске, они изнуряли себя физическим трудом – дробили камни, таскали воду и брались за работу тогда, когда уже буквально руки отваливались от усталости. И тогда они не делали ни одного лишнего мазка, потому что на это уже не хватало сил.
А насчет любопытства – видите ли, любопытные люди слишком много читают. Они поглощают огромное количество психоаналитической литературы, и в результате у них в голове уже не остается места для собственных мыслей. И тогда они начинают пытаться втиснуть пациента в прокрустово ложе существующих теорий. Теории надо знать, но только не для того, чтобы пытаться «запихнуть» в них реального человека. Когда работаешь с пациентом, нужно отрешиться от всех теорий и с каждым новым человеком заново создавать всю психоаналитическую теорию в процессе общения с ним. И это будет одноразовая теория, пригодная только для этого пациента и ни для кого больше. Но это единственный путь к тому, чтобы понять его по-настоящему. Я часто говорю студентам: «Постарайтесь за время обучения усвоить как можно большее количество знаний, но когда вы начнете взаимодействовать с живым человеком, пришедшим к вам, все выкиньте из головы, не пытайтесь его «подогнать» ни под какие теории. Если знания, которые вы получили, достаточно интегрировались в вашем профессионализме, они сами, без вашего сознательного участия, найдут свое место в том, как вы строите беседу, что и как вы говорите. И тогда остается просто, расслабившись, отдаться свободному течению беседы с человеком».
#цитаты
❤5🔥4👍1
Бути українцем - це не тільки жити в умовах кінця світу, а й мати певні плани на потім.
(Із матеріалів сьогоднішньої конференції "Етичні виклики в психоаналітичній терапії під час війни")
#цитата
(Із матеріалів сьогоднішньої конференції "Етичні виклики в психоаналітичній терапії під час війни")
#цитата
❤11
Forwarded from Прогулки по бессознательному с Василием Манзаром (Василий Манзар)
Антонино Ферро о разыгрывающемся детском травматическом опыте через "взрослую" сексуальность. Луке сорок лет, он адвокат, преподает в университете гражданское право. В детстве родители души в нем не чаяли, но когда ему было два года, у матери обнаружилось заболевание крови, которое вынуждало ее проводить долгое время в стационаре и привело к ярко выраженной депрессии, в том числе из-за курсов химиотерапии, которые ей приходилось выносить. Отец, очень занятый работой, выражал свою любовь как мог, но был не в силах заменить Луке мать — заполнить физическое, а часто и психическое ее отсутствие.
Сразу после вступления в брак Лука начал жить двойной жизнью: жизнью с женой и детьми и второй, тайной жизнью с ночными вылазками и гомосексуальными связями, которые, как ему казалось, помогали успокоить подчас накрывающее его чувство отчаянной пустоты. Однако эта двойная жизнь со временем поляризировалась,
как будто существовал один Лука — «культурный», а другой совершенно «бескультурный», и они самым драматичным образом чередовались. Семейная и университетская жизнь первого оказалась в весьма шатком положении из-за Луки «бескультурного», у которого образовалась бурная связь с гомосексуалом-садистом по имени Маноло, ради которого Лука принимал участие в садомазохистских оргиях, получая раны и ушибы, не говоря уже о всевозможных унижениях.
Тогда-то Лука и обратился за помощью к психоаналитику. С самого начала казалось очевидным, что Маноло представляет ту отсеченную от детско-родительских отношений часть, которая не обрела способствующего трансформации принятия у «заботящегося взрослого» и так и осталась пропитанной насилием. Лука подчиняется этому насилию ради того, чтобы усмирить его (даже если он не может его контейни-
ровать) и чтобы вновь обрести собственные утраченные протоэмоциональные состояния. Даже кабинет анализа с самого начала оживает в рассказах Луки, как будто речь идет о двух разделенных местах: кабинете адвоката, серьезного человека,
и darkroom, как в порно-клубе, где выступает Маноло.
Аналитик в состоянии не только уловить Маноло как отделенную часть Луки (а также как способ Луки видеть образ своего аналитика), но и разобрать Маноло на мельчайшие эмоциональные компоненты, из которых тот состоит. Этот разбор
на части проходит через схватывание и описание в различных сценариях ярости, ревности, жажды мщения, насилия… Маноло. Это позволит Луке в какой-то момент поговорить с «женой» (принимающей частью себя и аналитика ) об этой двойной
жизни. А перед этим ему приснился сон, в котором он увидел себя в кинотеатре в родном городе, с двумя кинозалами рядом, где, бывало, в одном зале шел фильм про любовь, а в другом — про индейцев или про войну. И иногда в зале, где шел фильм про любовь, были даже слышны выстрелы и крики из другого зала.
История продолжается: у Луки обнаруживают тяжелое заболевание — не поддающуюся воздействию разновидность диабета, которую, однако, включают в экспериментальный протокол лечения Каролинского института в Стокгольме
по пересадке клеток поджелудочной железы. Маноло каким-то образом представляет собой неконтейнируемое скопление «кетоновых тел», которые ведут Луку к аннулированию его культурной, гражданской жизни, но анализ становится той
самой пересадкой клеток, пересадкой альфа-функции, которая позволяет Луке метаболизировать собственные протоэмоциональные состояния ярости, гнева, ревности, отчаяния, до тех пор пока Маноло, у которого больше нет никакого резо-
на существовать, не уйдет со сцены.
Лука сможет отнестись с принятием к собственным протоэмоциям и реализует с самим собой отношения , выйдя из садомазохистских отношений и гомосексуальности; но это все никак не связано с полами, и герои этой истории могли бы оказаться любого биологического пола. Одна часть психики Луки обрела способность к принятию и трансформации и наладила отношения . Другая ее часть
Сразу после вступления в брак Лука начал жить двойной жизнью: жизнью с женой и детьми и второй, тайной жизнью с ночными вылазками и гомосексуальными связями, которые, как ему казалось, помогали успокоить подчас накрывающее его чувство отчаянной пустоты. Однако эта двойная жизнь со временем поляризировалась,
как будто существовал один Лука — «культурный», а другой совершенно «бескультурный», и они самым драматичным образом чередовались. Семейная и университетская жизнь первого оказалась в весьма шатком положении из-за Луки «бескультурного», у которого образовалась бурная связь с гомосексуалом-садистом по имени Маноло, ради которого Лука принимал участие в садомазохистских оргиях, получая раны и ушибы, не говоря уже о всевозможных унижениях.
Тогда-то Лука и обратился за помощью к психоаналитику. С самого начала казалось очевидным, что Маноло представляет ту отсеченную от детско-родительских отношений часть, которая не обрела способствующего трансформации принятия у «заботящегося взрослого» и так и осталась пропитанной насилием. Лука подчиняется этому насилию ради того, чтобы усмирить его (даже если он не может его контейни-
ровать) и чтобы вновь обрести собственные утраченные протоэмоциональные состояния. Даже кабинет анализа с самого начала оживает в рассказах Луки, как будто речь идет о двух разделенных местах: кабинете адвоката, серьезного человека,
и darkroom, как в порно-клубе, где выступает Маноло.
Аналитик в состоянии не только уловить Маноло как отделенную часть Луки (а также как способ Луки видеть образ своего аналитика), но и разобрать Маноло на мельчайшие эмоциональные компоненты, из которых тот состоит. Этот разбор
на части проходит через схватывание и описание в различных сценариях ярости, ревности, жажды мщения, насилия… Маноло. Это позволит Луке в какой-то момент поговорить с «женой» (принимающей частью себя и аналитика ) об этой двойной
жизни. А перед этим ему приснился сон, в котором он увидел себя в кинотеатре в родном городе, с двумя кинозалами рядом, где, бывало, в одном зале шел фильм про любовь, а в другом — про индейцев или про войну. И иногда в зале, где шел фильм про любовь, были даже слышны выстрелы и крики из другого зала.
История продолжается: у Луки обнаруживают тяжелое заболевание — не поддающуюся воздействию разновидность диабета, которую, однако, включают в экспериментальный протокол лечения Каролинского института в Стокгольме
по пересадке клеток поджелудочной железы. Маноло каким-то образом представляет собой неконтейнируемое скопление «кетоновых тел», которые ведут Луку к аннулированию его культурной, гражданской жизни, но анализ становится той
самой пересадкой клеток, пересадкой альфа-функции, которая позволяет Луке метаболизировать собственные протоэмоциональные состояния ярости, гнева, ревности, отчаяния, до тех пор пока Маноло, у которого больше нет никакого резо-
на существовать, не уйдет со сцены.
Лука сможет отнестись с принятием к собственным протоэмоциям и реализует с самим собой отношения , выйдя из садомазохистских отношений и гомосексуальности; но это все никак не связано с полами, и герои этой истории могли бы оказаться любого биологического пола. Одна часть психики Луки обрела способность к принятию и трансформации и наладила отношения . Другая ее часть
👍1
Forwarded from Прогулки по бессознательному с Василием Манзаром (Василий Манзар)
оставалась неизмененной и нуждалась в том, чтобы ее приняли и трансформировали в облике Маноло. Терапия способствовала дальнейшему развитию альфа-функции и до такой степени, что «Маноло» смог распасться на мелкие составляю-
щие, быть «переваренным» и трансформированным в эмоции и мысли.
#психолог #психотерапевт #василийманзар
щие, быть «переваренным» и трансформированным в эмоции и мысли.
#психолог #психотерапевт #василийманзар
👍1
Несколько мыслей в контексте языка/мови по поводу убийства в себе «внутреннего москаля», отказа от своей русскоязычной части и призывов «похоронить свою старую идентичность». Тема чувствительная, но это моё приватное мнение, ни к чему не призывающее.
Если начать издалека и с общего, я думаю, психоанализ как мировоззрение – это что-то, что ставит И там, где раньше было категорическое ИЛИ. Как говорит Єгор Буцикін, ссылаясь на другого исследователя, мета психоаналітичного процесу в тому, щоб об'єднувати те, що було розщеплене, інтегрувати досвід, ми насправді не аналізуємо, а з'єднуємо між собою різні частини особистості. И тогда больше смысла было бы в том, чтобы называть это психосинтезом. Перед лицом психосинтеза любой человек одновременно может быть И правым И заблуждающимся, И умным И глупым, И сильным И слабым, И жадным И щедрым, И плохим И хорошим, И ребёнком И взрослым, и так далее.
Наша идентичность – не кожа, которая полностью обновляется каждых 7 лет, не оставляя после себя старых клеток. Это скорее многослойное лоскутное одеяло из идентификаций с кем-то значимым, где каждый лоскуток пришит к другому нитями личных инсайтов, мыслей и эмоций. А каждый слой – определённый период взросления и становления. Самый важный и толстый слой, задающий материал и форму всего одеяла, конечно, детство. В детстве нам вручают бесценный инструмент – иглу с тонким ушком – слово, язык, речь – которым мы начинаем сшивать (называя) кусочки реальности друг с другом. Огромный пласт всего того, что есть Я, создан при помощи этой иглы.
Год открытой войны, вкупе с прошлыми, когда конфликт был выражен не настолько остро, ставит ряд вопросов: а не бракованный ли нам выдали инструмент? Кто его производитель и поставщик? Может, стоит избавиться вообще от всего, что было им произведено? На сколько этично пользоваться иголкой той же марки, что и та, что сейчас распарывает швы нашей мирной жизни, уничтожая то хорошее, что в ней было?
І для когось відповідь однозначна та очевидна. Бо то є аутентичним, справжнім та (нарешті) ненав'язаним йому та його сім'ї. Хтось, повернувшись до української, яка раніше була заборонена або просто не в тренді, повертається до себе та традицій роду.
А для кого-то резкие изменения – от себя уход. Потому что самый ценный слой его одеяла ещё помнит тепло маминой колыбельной, звучавшей по-русски. И весь его опыт, выраженный в других слоях, тоже прошит этими ё, ы, ъ. Не каждая шляпка над е, выраженная в двух точках, это шляпка на голове внутреннего москаля. Москаль, рашист, загарбник – это не про язык, а про дискурс, который может быть разным.
Психотерапия, психоанализ точно не про то, чтобы хоть что-то в себе убивать. Мова, language, Sprache, język, и вообще изучение языков и культур обогащают идентичность, добавляют в наше одеяло новые, уникальные лоскуты. Хорошая возможность побыть разными версиями себя. Так зачем хоронить заживо важную часть, если можно её расширить? Это то же самое, как сказать: давайте похороним анальную стадию развития, потому что она грязная и звучит противно. Забудем всё, чему тогда научились. Психосинтез: И ребёнок И взрослый, И мать И жена, И примитивные защиты И зрелые, И українською можу И по-русски И po polsku И как-то ещё. А что с этими возможностями в виде «И» делать (переходить/не переходить, обдумывать/сразу использовать, спробувати/не поспішати) – выбор и ответственность каждого отдельного субъекта.
#заметки #мысли
Если начать издалека и с общего, я думаю, психоанализ как мировоззрение – это что-то, что ставит И там, где раньше было категорическое ИЛИ. Как говорит Єгор Буцикін, ссылаясь на другого исследователя, мета психоаналітичного процесу в тому, щоб об'єднувати те, що було розщеплене, інтегрувати досвід, ми насправді не аналізуємо, а з'єднуємо між собою різні частини особистості. И тогда больше смысла было бы в том, чтобы называть это психосинтезом. Перед лицом психосинтеза любой человек одновременно может быть И правым И заблуждающимся, И умным И глупым, И сильным И слабым, И жадным И щедрым, И плохим И хорошим, И ребёнком И взрослым, и так далее.
Наша идентичность – не кожа, которая полностью обновляется каждых 7 лет, не оставляя после себя старых клеток. Это скорее многослойное лоскутное одеяло из идентификаций с кем-то значимым, где каждый лоскуток пришит к другому нитями личных инсайтов, мыслей и эмоций. А каждый слой – определённый период взросления и становления. Самый важный и толстый слой, задающий материал и форму всего одеяла, конечно, детство. В детстве нам вручают бесценный инструмент – иглу с тонким ушком – слово, язык, речь – которым мы начинаем сшивать (называя) кусочки реальности друг с другом. Огромный пласт всего того, что есть Я, создан при помощи этой иглы.
Год открытой войны, вкупе с прошлыми, когда конфликт был выражен не настолько остро, ставит ряд вопросов: а не бракованный ли нам выдали инструмент? Кто его производитель и поставщик? Может, стоит избавиться вообще от всего, что было им произведено? На сколько этично пользоваться иголкой той же марки, что и та, что сейчас распарывает швы нашей мирной жизни, уничтожая то хорошее, что в ней было?
І для когось відповідь однозначна та очевидна. Бо то є аутентичним, справжнім та (нарешті) ненав'язаним йому та його сім'ї. Хтось, повернувшись до української, яка раніше була заборонена або просто не в тренді, повертається до себе та традицій роду.
А для кого-то резкие изменения – от себя уход. Потому что самый ценный слой его одеяла ещё помнит тепло маминой колыбельной, звучавшей по-русски. И весь его опыт, выраженный в других слоях, тоже прошит этими ё, ы, ъ. Не каждая шляпка над е, выраженная в двух точках, это шляпка на голове внутреннего москаля. Москаль, рашист, загарбник – это не про язык, а про дискурс, который может быть разным.
Психотерапия, психоанализ точно не про то, чтобы хоть что-то в себе убивать. Мова, language, Sprache, język, и вообще изучение языков и культур обогащают идентичность, добавляют в наше одеяло новые, уникальные лоскуты. Хорошая возможность побыть разными версиями себя. Так зачем хоронить заживо важную часть, если можно её расширить? Это то же самое, как сказать: давайте похороним анальную стадию развития, потому что она грязная и звучит противно. Забудем всё, чему тогда научились. Психосинтез: И ребёнок И взрослый, И мать И жена, И примитивные защиты И зрелые, И українською можу И по-русски И po polsku И как-то ещё. А что с этими возможностями в виде «И» делать (переходить/не переходить, обдумывать/сразу использовать, спробувати/не поспішати) – выбор и ответственность каждого отдельного субъекта.
#заметки #мысли
❤6👍2
Forwarded from Прогулки по бессознательному с Василием Манзаром (Василий Манзар)
Психоанализ не для всех. Это могло бы прочитаться как пафосное, полное превосходства заявление. На моем опыте психоанализ не подходит той категории людей, которые не хотят о себе нечего знать. Задача таких людей - забыть себя. Это забывание спасло когда-то им жизнь и они приходят к пси-специалисту, чтоб им помогли забыть себя. Чтоб им помогли и дальше держать свою историю на расстоянии от сознания, отщепленной и отброшенной.
Трагедия такого человека описанная Фрейдом в том, что он назвал навязчивым повторением. То есть, опыт, какой бы он не был, стремится к интеграции в личность. Бион это описал красивейшим образом, так, что непереваренная мысль возвращается к мыслителю. Таким образом трагедия человека, который стремится не знать и забыть себя в том, что он насильственным образом отказывается помнить и знать себя. Это совершается за счёт садизма над собственной самостью, той частью своей истории, которая нежелательна.
Психоанализ, из моей собственной формулировки, я бы назвал самораскрытием растянутым во времени. Это узнавание себя, возвращение себе своей истории и полноты своей личности. Это нелёгкий и неповерхностный труд, но который себя полностью оправдывает.
Троник, известный исследователь из бостонской группы возглавляемой Стерном, цитирует слова Брукса: "Как гласит пословица, единственный способ выбраться из этой путаницы - влезть в нее". Троник на мой взгляд прекрасно описал такой избегающий способ отношения к себе через создание жесткой определённости. Незнание себя создаёт ложную определённость для самости за счёт ее садистического подавления. Автор видит выход и решение в возвращении к неопределённости и создании смыслов внутри неё.
Грин в сформулированном им контрфобическом избегании показывает осторожность таких людей, которых я отнёс к тем, кому не показан психоанализ, через страх того, что свободные ассоциации потянут за собой травматический опыт и знание о себе, которое скрывалось от самого себя.
И тем не менее Ломбарди указывает на особенность психоанализа, который позволяет совершить переход от "определенного" мышления обслуживающего избегание к "абстрактному" в условиях неопределённости. Только в условиях неопределённости возникает то, что Винникотт назвал переходным пространством, в котором появляется креативность. Креативность, как творческая способность создавать новые смыслы пересматривая старые.
(с) психолог Василий Манзар
#психотерапевт
Трагедия такого человека описанная Фрейдом в том, что он назвал навязчивым повторением. То есть, опыт, какой бы он не был, стремится к интеграции в личность. Бион это описал красивейшим образом, так, что непереваренная мысль возвращается к мыслителю. Таким образом трагедия человека, который стремится не знать и забыть себя в том, что он насильственным образом отказывается помнить и знать себя. Это совершается за счёт садизма над собственной самостью, той частью своей истории, которая нежелательна.
Психоанализ, из моей собственной формулировки, я бы назвал самораскрытием растянутым во времени. Это узнавание себя, возвращение себе своей истории и полноты своей личности. Это нелёгкий и неповерхностный труд, но который себя полностью оправдывает.
Троник, известный исследователь из бостонской группы возглавляемой Стерном, цитирует слова Брукса: "Как гласит пословица, единственный способ выбраться из этой путаницы - влезть в нее". Троник на мой взгляд прекрасно описал такой избегающий способ отношения к себе через создание жесткой определённости. Незнание себя создаёт ложную определённость для самости за счёт ее садистического подавления. Автор видит выход и решение в возвращении к неопределённости и создании смыслов внутри неё.
Грин в сформулированном им контрфобическом избегании показывает осторожность таких людей, которых я отнёс к тем, кому не показан психоанализ, через страх того, что свободные ассоциации потянут за собой травматический опыт и знание о себе, которое скрывалось от самого себя.
И тем не менее Ломбарди указывает на особенность психоанализа, который позволяет совершить переход от "определенного" мышления обслуживающего избегание к "абстрактному" в условиях неопределённости. Только в условиях неопределённости возникает то, что Винникотт назвал переходным пространством, в котором появляется креативность. Креативность, как творческая способность создавать новые смыслы пересматривая старые.
(с) психолог Василий Манзар
#психотерапевт
❤7
Некоторые обновления:
Комментарии теперь закрыты, потому что я подумывала забросить этот канал. Пока его дальнейшая судьба неизвестна, тут всё же будет появляться что-то, что мне интересно. Вперемешку на укр и рус языках. Отдельно существует чат, в котором остаётся возможность обратной связи.
Также изредка планирую записывать аудио версии статей/отдельных глав из книг на украинском языке. Если вам такое может пригодиться, первая запись - аматорское чтение книги Томаса Огдена, касающейся работ Биона. Начиная с 36:54 описывается клинический случай, который Огден пытается рассмотреть через бионовскую перспективу.
Спасибо, что вы всё ещё тут.
#аудио
Комментарии теперь закрыты, потому что я подумывала забросить этот канал. Пока его дальнейшая судьба неизвестна, тут всё же будет появляться что-то, что мне интересно. Вперемешку на укр и рус языках. Отдельно существует чат, в котором остаётся возможность обратной связи.
Также изредка планирую записывать аудио версии статей/отдельных глав из книг на украинском языке. Если вам такое может пригодиться, первая запись - аматорское чтение книги Томаса Огдена, касающейся работ Биона. Начиная с 36:54 описывается клинический случай, который Огден пытается рассмотреть через бионовскую перспективу.
Спасибо, что вы всё ещё тут.
#аудио
❤13😢2🤔1