На полях у психоаналітика – Telegram
На полях у психоаналітика
427 subscribers
155 photos
9 videos
27 files
138 links
Психоаналітичний ескапізм, переклади, нотатки. Я пишу на ру і на укр. Домовитись про зустріч (психоаналіз, психотерапія) можна тут: @bartosh_alena
Download Telegram
Вілфред_Біон_Індія_Довгі_вихідні_1897_1919.pdf
885.2 KB
Переклад першої частини автобіографії Біона, де він описує свій досвід до 8 років.

Якби я мав у своєму розпорядженні ресурси релігії, я міг би описати цей досвід як "в мене вселився диявол".

#переклад
9
Вілфред Біон — письменник-психоаналітик, читати якого непросто, і моменти, коли він здається абсолютно геніальним, перемежовуються тими, коли підозрюєш цю людину в повному божевіллі. Містичний, таємничий, привабливий, незрозумілий — це слова, які одночасно описують і дорослого Біона, і те, яким поставав світ перед Біоном маленьким.

https://telegra.ph/Dovg%D1%96-vih%D1%96dn%D1%96-B%D1%96ona-%D0%86nd%D1%96ya-05-30

#стаття #нотатки
8👍2
Потрясающе наблюдать как Уилфред Бион, видевший психоанализ исключительно в области науки, и много сделавший для образования в нём структуры, сохранил глубоко поэтическое восприятие процесса. Процесса психоанализа и жизни в целом.

Размышляя, брать ли пациента, он говорит:

Предположим, вы идете через здание и увидели на полу цвета, отбрасываемые светом, проходящим через окно. Эредиа, в стихотворении "Витраж", описывает портреты на могильных надгробиях: они не могут ни видеть, ни слышать, но их глазами из камня они могут смотреть на эти расстилающиеся по полу цвета. Когда этот пациент говорит со мной и свет падает на нашу беседу, какие цвета вы видите? Нравятся ли они вам? Хотели бы вы провести там больше времени? Хотели бы вы рассмотреть окно, через которое проникает солнечный свет, чтобы узнать, как оно сделано?

... Какую тень он [пациент] отбрасывает у вас в голове?

П
сихоаналитик для Биона — это художник, который умеет видеть красоту, передать истину так, чтобы её можно было распознать. «Этот эстетический элемент красоты делает очень сложную ситуацию переносимой.»

Математик может увидеть, что алгебраическая формула красива; музыкант может услышать ноты, которые всего лишь знаки на бумаге. Даже используя язык, который я знаю лучше всего, я не могу сказать вам, кто такой "художник". Я предпочитаю, чтобы вы пошли дальше этого слова и увидели то, что я пытаюсь передать вам этим неподходящим словом. Это точно не тот, кто может обмануть ваши глаза, заставить вас увидеть дерево там, где его нет, скорее это кто-то, кто сделал так, чтобы вы могли увидеть, что это на самом деле дерево и увидеть его корни, даже если они под землей.

А насчёт попытки осмыслить происходящее в кабинете только с рациональной стороны, подойти к этому слишком сухо, "научно," он замечает:

[Психические осколки] это что-то, что следует внимательно и очень осторожно рассматривать и исследовать, иначе вы можете выкинуть необходимую, живительную искорку. Можно позволить себе отбросить воображаемые предположения на основании, что они не научны – Вы можете выкинуть семя растения на основании, что это не дуб или не лилия, а мусор.

#цитата #психоанализ
8
Колеги, вітаю на каналі "На полях у психоаналітика" :)

Для навігації можна використовувати теги #переклад #стаття #смотрим_вместе #цитата #нотатки #заметки #аудио тощо, та зміст в закріплених повідомленнях. Тексти пишуться на двох мовах, так буде і надалі.

За останні дні нас стало значно більше. Розкажіть будь ласка в коментарях, звідки ви дізнались про цей ресурс, та які матеріали були б для вас цікавими.
7
Жан Бодрийяр. Из книги «Соблазн»

Тайна. Соблазнительное, посвятительное качество того, что не может быть высказано, потому что не имеет смысла, что не высказывается, хотя так и носится в воздухе. Я знаю тайну другого, но не разглашаю, он знает, что я знаю, но не раскрывает этого: нас связывает тайна тайны, отсюда интенсивность нашего взаимоотношения. Эта повязанность, этот сговор ничего общего не имеют с сокрытием информации. Помимо прочего, сами партнёры, возможно, хотели бы устранить таинственность, только им это не под силу, потому что тут и говорить-то не о чем... Всё, что может быть раскрыто, с тайной разминуется. Ведь это не какое-то скрытое означаемое и не ключ к чему-то ещё — тайна пропитывает и проницает всё, что может быть высказано, как соблазн струится под непристойностью речи; тайна — противоположность коммуникации, но при этом может разделяться. Одной ценой — никогда не разглашаться — тайна удерживает свою власть; так и соблазн, чтобы действовать, всегда должен оставаться неназванным и ненамеренным.
Скрытое или вытесненное имеет своим призванием в конечном счёте объявляться — тайне такое призвание абсолютно чуждо. Это посвятительная, имплозивная форма: войти — пожалуйста, а выйти — навряд ли.

[...] Бессознательное, «авантюру» бессознательного можно представить и как последнюю размашистую попытку разжиться в обществе без тайн каким-никаким секретом. Бессознательное в таком случае — наша тайна, наше таинство в обществе откровенности и прозрачности. [...]

Вопреки всем усилиям обнажить, разоблачить, вынудить означать, язык возвращается к своему тайному соблазну, мы всегда возвращаемся к своим собственным неразрешаемым удовольствиям.

#цитата
8
Голгофа (2013, Дж.М.Макдонах)

Нет никакого смысла в убийстве плохого священника. А вот хорошего... [... ] Я убью вас потому, что вы не сделали ничего плохого. Я убью вас потому, что вы невиновны.

#смотрим_вместе
🔥11
В статье «Что делают психоаналитики, когда они взрослеют?» Сержио Бенвенуто пишет о том, что разные направления психоанализа привлекают людей определенных типажей, конечно же в каждом направлении есть разные типажи, но пользуясь концепцией идеального типа, Бенвенуто говорит – каждая психоаналитическая школа идеальна для отдельных типов личности. Он пишет, что в каждом типаже есть благородная разновидность (БР) и дегенеративная (ДР). Всего Бенвенуто выделяет 5 типов.

• Лояльные ученики
Фундаментальная фантазия (ФФ): психоанализ – это то, как думает и практикует мой наставник. БР – подобие Апостола Павла, который никогда не знал Иисуса лично, но понес его слово за пределы Иудеи, он стал миссионером, он использовал свое воображение, он создал эластичное продолжение учения Христа. Пример – Жак-Ален Миллер. ДР  - фанатик слова наставника, ссылка на безграничный авторитет мастера обязательна, любая метафорическая форма, или пересмотренная форма воспринимается ересью. Пример – Карл Абрахам.

• Интеллектуалы «башни слоновой кости»
ФФ: психоанализ – это прикладная философия. Для БР этого типажа психоанализ – это прежде всего инструмент интеллектуального исследования, представителям этого типажа характерно стремление уходить за узко психоаналитические пределы. Представителей этого направления много среди лаканистов, другие примеры – Эльвио Фачинелли, Юлия Кристева. ДР этого типажа – это книжные черви, которые не способны на оригинальные мысли, но знающие малейшие нюансы работ своих кумиров.

• Техно-ученный, который всегда в курсе событий
ФФ: психоанализ – медицинский и научный метод  лечения. Для этого типажа психоанализ – это просто терапевтическая техника, одна среди многих, они мечтают об объективной науке о душе, как основе своей практики и гарантиях ее респектабельности. Для них единственное исследование, имеющее смысл – это то, которое использует научные протоколы и поддается количественному измерению. Как правило этот вид аналитиков пренебрегает классическими работами Фрейда, Кляйн, Лакана, а фокусируются на изучении работ написанных за последние пять лет. Эти терапевты близки эго-психологии, теории привязанности, среди них большинство мужчин. БР – критические методологи, серьезные исследователи психотерапии, которые в случае успеха публикуются в наиболее престижных научных журналах, они становятся сотрудниками важнейших университетов и исследовательских центров. Пример – Кернберг, Кехеле. ДР -бывшие умалишенные технократы, которые следуют сиюминутной моде, готовые предоставить меню клиентам сообразно последним трендам.

• Сердечный психолог
ФФ: психоанализ – это отношения с целью помощи другим. Большинство представителей этого типажа – это женщины, они воспринимают анализантов, как птенцов, которых недостаточно любили их матеря. Для них психотерапия – это «эмоциональная медицина», повторение отношений родители-дети, в психотерапии компенсируются провалы отношений с опекунами. Часто это сторонники теории привязанности Боулби, Винникотта и реляционного психоанализа. БР – это понимающие филантропы, для них анализ – это процесс эмансипации, трансформационная революция Самости. ДР – монах-психотерапевт, которые работают сознательно, но вне научного контекста, не принимающих многоликость сексуальности.

• Идиосинкратический анархист в свободном полете
ФФ: психоанализ – это то, что делаю я. Это тип противоположен лояльным ученикам, если он и состоит в организации, то говорит – я сейчас с вами, поскольку у меня нет выбора, но я не один из вас». БР – креатор вне категорий.  Тяга к одиночеству, стремление «заняться своими делами», оставляя без внимания доминирующие взгляды, свары, междоусобицы институтов и школ – признаки характерные этому типажу.   Примеры: Фрейд, Винникот, Лакан. ДР – параноидные «непризнанные гении». Они не озабочены своей правотой, а удовлетворяются объяснениями своих взглядов в пророческой манере.  Коллеги для них – это поверхностные личности, неспособные оценить откровение, то что они говорят принимают гиперболические формы, их интересует Космос, Бог, Квантовая Механика, Хаос.
9
Антоніно Ферро (італійський психоаналітик пост-біоніанець) виділяє наступні лінії розлому між різними клініко-теоретичними профілями психоаналізу (простіше кажучи, відповідає на питання "за якими критеріями відрізняються підходи і техніки"):

1. Наявність чи відсутність акценту на операції історичної реконструкції. Чи важливо зробити свідомим те, що раніше було несвідомим? Чи мета в підвищенні емоційної напруги, яку може витримати розум? Якщо реконструкція представляється важливою, чи надається їй статус "достовірної", або ж вона розглядається на одному рівні з іншими діалектами/сценаріями тут-і-тепер і.т.д. — і є приводом розвитку α-функції?

2. Значення, яке надається ряду сновидних проявів під час сесії. Одні аналітики вбачають сни як значущий матеріал клієнта, який треба розтлумачити, інші зосереджуються на активності власних "сновидінь" прямо під час сесії — тобто на виникненні у своїй свідомості образів, спогадів, ревері. Третій варіант — розглядати сесію цілком як сон. Перед будь-якою фразою можна додати: "Мені приснилося, що..." Тоді, як зазначає Ферро, будь-яка розповідь або персонаж фактично стає частиною серії голограм, які фіксують емоційну реальність поля.

3. Ступінь реальності, що приписується комунікаціям клієнта. Інакше, як ми слухаємо? Слухання може бути історично-реалістичним (зовнішнє тут існує і впливає буквально), націленим на внутрішній світ (який визнається не менш реальним ніж зовнішній), або повністю "онейричним", коли все є лиш певними образами на службі сновидінь.

4. Ставлення до правди і брехні. Інакше, чому вірити? (Як ілюстрація, фройдівські метання щодо "реальності" сексуальних домагань до його пацієнток) Спектр простягається від історичної правди до "правди" емоційного контакту і правди функціонування внутрішнього світу, до розгляду будь-яких фактів сесії як вигадок.

5. Модальності інтерпретації. Реконструюючі, інтерпретації перенесення і в перенесенні; ненасичені або насичені інтерпретації поля або в полі; а також спільно сконструйовані інтерпретації (co-pense [спів-думання]).

6. Концепції перенесення та стосунків. Різні підходи різною мірою визнають суб'єктивність аналітика (десь це взагалі не приймається, інші (напр., Біон) переймалися психічним функціонуванням аналітика досить скрупульозно, навіть не в загальному, а "в цей даний день"). Також, в залежності від свого теоретичного направлення, ми будемо звертати більше уваги на ті чи інші речі: едіпальні конфлікти, доедіпальні, психотичні тривоги тощо.

7. Концепції сексуальності та ін.

9. Критерії "аналізованості", критерії припинення аналізу, критерії визначення "хвороби" та одужання тощо.

Цікаво, чому автор обрав саме такий порядок викладу?

Незалежно від обраних моделей, Ферро перераховує три інваріанти, які роблять використання терміну психоаналіз "законним": а) переконання в існуванні несвідомого; б) повага до незмінних елементів сеттінгу, в) асиметрія, в якій аналітик бере на себе повну відповідальність.

[На базі Transformations in dreaming and characters in the psychoanalytic field (2009)]

#нотатки
5👍4
Розглянемо пацієнтку, яка під час однієї з перших сесій аналізу так реагує на певні інтерпретації: "Коли я була маленькою дівчинкою, я відвідувала свою подругу Матильду і відчувала повну довіру, але я ніколи не очікувала, що її дідусь — коли ми залишилися наодинці — так сильно засмутить мене, торкаючись мене під спідницею. Пам'ятаю, як я втекла, вирішивши ніколи не повертатися". У першій моделі розуміння персонажів [історично-реалістичне слухання з попереднього поста] аналіз буде випливати саме з представленої розповіді, через поступове послаблення в придушенні реальних інфантильних переживань, подій, що насправді відбулися, які будуть поступово "згадуватися" або, якщо вони повторюються в перенесенні, опрацьовуватися і детоксифікуватися. Те, що раніше було несвідомим, породжуючи заборони і почуття провини, стане свідомим і розтане, як сніг на сонці; а аналітик буде Еркюлем Пуаро або Гомером, який співає, досліджуючи одіссею пацієнтки, поки вона врешті-решт не приземлиться на Ітаці самопізнання.

Antonino Ferro. Transformations in dreaming and characters in the psychoanalytic field

#цитата
6😁2👍1
Одним із первинних рефлексів нашого виду є хапання. Цей рефлекс досить швидко зникає. Іншим, зі схожими характеристиками, є рефлекс автоматичної ходьби. Однак первісний рефлекс часто супроводжує нас протягом багатьох років у вигляді потреби схопити або вчепитися за щось — як аналітиків, за вже відомі та закріплені теорії, а як людей загалом, за релігії чи ідеології (Bion, 2005). Таким чином, цю важливу частину людського функціонування можна порівняти з тролейбусом чи трамваєм, який має черпати енергію з електромережі за допомогою пантографа, але в нашому випадку — з мережі заздалегідь сформованих переконань (Ferruta, 2005).

Автоматична ходьба — це коли ми ходимо, не запитуючи себе, чому, і без субстрату твердої думки — може розглядатися таким же чином. Крайньою формою такого ставлення є, звичайно, піддатися спокусі залишитися в кабінеті на рівні відомого (як щодо пацієнта, так і щодо теорій). Як зазначає Болоньїні (Bolognini, 2008), ця спокуса може навіть поширюватися на Едіпів комплекс аналітика, коли аналітик формує надмірно ексклюзивну нарцисичну діаду з гіпернасиченою дружиною ⁄ теорією замість генеративної пари, здатної залишити простір для оригінальності дитини ⁄ пацієнта. Дві чудові протиотрути пропонує Біон (1987), коли пише, що сьогоднішні пацієнти не мають нічого спільного з вчорашніми, і що він дав би фройдистську або кляйніанську інтерпретацію, тільки якби втомився і не мав жодної власної оригінальної ідеї!

Antonino Ferro. Transformations in dreaming and characters in the psychoanalytic field

#цитата
7
Антоніно_Ферро_Трансформації_в_сновидіння_та_символи.pdf
2 MB
Нарешті, ось і цей запаморочливий текст про сновидне мислення наяву цілком.

#переклад #стаття #психоаналіз
10🔥5
«Алиса приходит на сеанс в 11 ч. 30 мин., ложится на кушетку, вначале спрашивает себя, вовремя ли она пришла. Какое у нее время, 11 ч. 20 мин. или без двадцати 12? Она вдруг никак не может точно вспомнить, хотя с начала анализа время ее сеансов осталось неизменным, и на самом деле она пришла вовремя. Затем она перечисляет все дела, которые «не двигаются». Окна в квартире вышли из строя, и она никак не могла добиться от управляющего, чтобы он прислал ей кого-нибудь их отремонти­ровать (вопрос об окнах некоторое время занимает значительную часть сеансов). С ее мужем у нее не ладится. Она так больше не может. Все, что она ни делает, не получается. Алиса спрашивает меня, пришла ли она сегодня слишком рано или опоз­дала. Я отвечаю: «Мне кажется, что кто-то из нас должен здесь что-то потерять (де­сять минут вы или десять минут я) и вы хотите показать мне, что это вы вот-вот что-то потеряете, что вы всячески унижены».

Жанин Шассге-Смиржель

#цитата
11😢1
Лука Николи: В Великобритании предпочитают анализировать пять дней в неделю, в Европе — четыре, своего рода полный привод. Во Франции — трицикл…

Антонина Ферро: Или мотоцикл с коляской.

Лука Николи: …или мотоцикл с коляской. Начинающие аналитики и большинство психотерапевтов используют двухколесный скутер, когда все идет хорошо, с заменой на самокат, когда плохо. Существует расхожее мнение, что терапия с частотой встреч менее трех раз в неделю теряет право называться психоанализом, потому что при низкой интенсивности пациент теряет возможность свободно ассоциировать. Вы часто говорите о важности деконструкции в анализе «реальных» историй пациента. Возможна ли такая работа при низком темпе, когда внешняя реальность заявляет о себе достаточно громко?

Антонино Ферро: На этот вопрос сложно ответить кратко. Мне нравится ваша метафора с транспортными средствами. Все, что вы перечислили, работает и позволяет двигаться вперед. Я бы только отказался от самоката или уницикла из-за их неустойчивости. Думаю, вы не посадите любимую бабушку на стул с одной ножкой. Или двумя… Стул с тремя ножками уже понадежней, но лучше, чтобы ножек было четыре или даже пять.
Возникает вопрос, является ли высокая интенсивность обязательным условием для того, чтобы терапия могла называться психоанализом? Что ж, думаю, некоторые вещи нужно просто принять. Температура кипения воды — 100 °C. Можно слегка изменить этот параметр: если забраться высоко в горы, она (температура) опустится на несколько пунктов. Однако нам не под силу радикально изменить законы физики. Вода закипает при 100 градусах, а деление ядер происходит при накоплении критической массы. Боюсь, для запуска цепной реакции анализу необходима определенная интенсивность. Какая именно — никто точно не знает. Из опыта могу сказать, что при частоте встреч три и более раз в неделю анализ меняется. Он отдаляется от аспектов реальности и становится более живым. Чтобы появилась возможность анализировать, реальность должна отойти на второй план.

Как в таком случае назвать психоаналитически ориентированную работу с частотой встреч менее трех раз в неделю? Предлагаю так и говорить — психоаналитически ориентированная терапия. Вы можете помогать людям, встречаясь даже раз в месяц. Это легитимная работа, но не психоанализ. Столь низкая динамика не позволит сформировать достаточно глубокую взаимосвязь, по-настоящему почувствовать и понять пациента и затем постепенно развивать инструменты сознания. Боюсь, для достижения по-настоящему качественных изменений придется выкрутить ускоритель частиц минимум на три сессии в неделю, а в остальном… [...] Даже если мы говорим о гениальном аналитике, необходимо признать: при низкой интенсивности возможен только косметический ремонт. Ремонт малой кровью.

Когда-то давно было принято различать психоанализ и психотерапию. Возможно, я покажусь старомодным, но мне до сих пор это близко. И разница между ними по большому счету состоит в интенсивности сеттинга. Конечно, если вы спросите: «Что выбрать: пять дней в неделю с ортодоксальным аналитиком или две с Дональдом Мельтцером?» — я порекомендую второе и буду называть это психоанализом. И, думаю, вы догадываетесь, что я предпочту, если выбор встанет между Томасом Огденом раз в неделю или ежедневными встречами с архиконсервативным коллегой. Я специально привожу утрированные примеры, чтобы показать — все случаи индивидуальны. Но если говорить о нормальном, достаточно хорошем анализе, частота посещений — это ключевой параметр сеттинга.

#цитата #психоанализ
9
Классная книжка — простым языком о сложных вещах. Будет много цитат.

#книга
12👍2🔥2
Однажды, когда я был кандидатом, я стал свидетелем спора двух опытных аналитиков, представителей разных школ. Один утверждал, что бедро лошади на картине Паоло Учелло похоже на женскую грудь. Такое белое и округлое, что в этом просто не может быть сомнений. Другой парировал: «Нет! Взгляни на мышечные волокна. Это определенно пенис!» Помню, я и тогда немало смутился, и до сих пор никак не привык к прикладному психоанализу. В моем понимании этот термин описывает события конкретной аналитической сессии — и ничего более. Конечно, можно повеселиться и начать решать с помощью психоанализа тригонометрические задачи или оценивать искусство, но, боюсь, результат будет напоминать известный анекдот. Ученые после многолетнего исследования картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» пришли к выводу, что так может улыбаться женщина, недавно узнавшая, что она беременна. Или — та, которая узнала, что нет.

А. Ферро "Вдруг я скажу что-то не то?"

#цитата
7😁2
Помните знаменитый клинический случай Панкеева (Фрейд, 1918)? Анализ строился вокруг сновидения, которое однажды появилось в сессии. Пациент описал свою детскую комнату — как он лежал в кровати, развернутой в сторону окна, за которым стояло высокое дерево, а на ветвях дерева сидели волки с торчащими вверх ушами и внимательно за ним наблюдали. Тогда Фрейд в качестве объяснения предложил интерпретацию первичной сцены, хотя понятно, что дело не в этом! Если не вдаваться в подробности, пациент c помощью этой истории сообщил аналитику: «Я испытываю тревогу, когда представляю, что вы сидите у меня за спиной и ждёте малейшего повода, чтобы начать интерпретировать, разорвав меня на кусочки».

А. Ферро. Вдруг я скажу что-то не то?

#цитата
🤔5🔥3
Давайте рассмотрим этот тезис [про онейрический процесс] на примере супервизии.
Как-то раз ко мне пришел коллега, которого я встретил дежурным «Привет, как дела?», на что в ответ услышал длинный рассказ о недавнем путешествии в Помпеи. «Мы поднялись на вершину Везувия. Джип очень трясло в дороге, а когда высадились на вершине, из жерла вулкана повалил дым. Вокруг было много неаполитанцев. Они говорили на своем диалекте, и я совсем ничего не понимал. Их язык был больше похож на арабский, и я очень хотел, чтобы они перешли хотя бы на английский!» Затем коллега перешел к представлению психоаналитического случая — довольно скучной сессии, которая целиком оказалась посвященной детской теме. Пациентка походила на мою анализантку с тетей-монахиней. Работала воспитательницей в детском саду и говорила преимущественно о подгузниках, салфетках, какашках, в общем, обо всем, что касается инфантильности.
Если рассмотреть эту историю с позиции того, что каждая сессия (в том числе супервизионная) — это онейрический процесс, а каждое слово — это «послание» аналитику, то можно предположить, что пациентка (и супервизант вместе с ней) приблизились к горячей теме — Везувию своего аналитика, который говорит на странном языке и рядом с которым понятный западный мир с его памперсами рискует скатиться в мир абсолютного восточного хаоса. 

А. Ферро. Вдруг я скажу что-то не то?

#цитата
5
Мы можем стремиться к истинам, но следует помнить, что любой из них необходимо пространство для лжи. Иначе ее будет сложно выдержать. Раскаленную сковородку с правдой не поднять без ручки из лжи.

Человек не приспособлен к прямому контакту с реальностью.

А. Ферро. Вдруг я скажу что-то не то?

#цитата
8🤔2
Пропоноване видання 2022 року в перекладі Павла Шведа є збіркою есе Жижека різного терміну давності (та придатності). Мультикультуралізм, християнство, Голлівуд, психоаналіз і ковід — як завжди, блискавичний словенський кухар ненаситно змішує ідеї, смаки та враження, створюючи специфічний жижекіанський коктейль, в якому мало що є зрозумілим, або хоча б послідовним. Нижче пропонується прослідкувати текстом одного з есеїв, а саме — «Безжалісною любов’ю смерті».

https://syg.ma/@alena-bartosh/na-polyah-rechi-iz-vnutrishnogo-prostoru-slavoya-zhizheka

У мелодрамі «Красунчик Жест» (Beau Geste, 1939) розповідається історія про хлопця, який жорстоко викрадає дороге діамантове кольє у своєї тітки. Він зникає, розуміючи, що його репутацію навіки зруйновано, і він не зможе повернутися в сім’ю. У кінці фільму глядач дізнається, що насправді тітка останнім часом зазнавала фінансових труднощів, продала оригінальне кольє, і замінила його на дешеву підробку, щоб врятувати родину від банкрутства. Хлопець це знав і намагався приховати цей факт. Врятувати честь тітки можна було лише одним способом — вдавши крадіжку. Крадіжка ніби показує, що було щось достойне кражі, що гроші в них все ще були. Зрештою, справжній обман злочину полягає в приховуванні факту, що красти тут нічого.

У такий спосіб приховується конститутивна нестача в Іншому, тобто підтримується ілюзія, ніби Інший володів тим, що в нього вкрали. Якщо в коханні ми даємо те, чим не володіємо, то в злочині кохання ми викрадаємо у коханого Іншого те, чим не володіє він.


#стаття #психоаналіз
8