Когда напряжение возрастает
#инструменты
А ведь сегодня Всемирный день психического здоровья. Правда ощущение, что напряжение вокруг все возрастает и возрастает.
Тема 2022 года: «Психическое здоровье и благополучие — глобальный приоритет для всех». И чтобы справится с стрессом и тревогой хочу поделится несколькими материалами своей коллеги по цеху психологии Анны Райхе.
Стратегии борьбы с тревогой:
🔸 Краткосрочная стратегия
🔸 Среднесрочная стратегия
🔸 Долгосрочная стратегия
Краткосрочная - когда уже не вывозишь.
Среднесрочная - чтобы раскачаться.
Долгосрочная - чтобы обрести опору и начать действовать.
Берегите себя.
#инструменты
А ведь сегодня Всемирный день психического здоровья. Правда ощущение, что напряжение вокруг все возрастает и возрастает.
Тема 2022 года: «Психическое здоровье и благополучие — глобальный приоритет для всех». И чтобы справится с стрессом и тревогой хочу поделится несколькими материалами своей коллеги по цеху психологии Анны Райхе.
Стратегии борьбы с тревогой:
🔸 Краткосрочная стратегия
🔸 Среднесрочная стратегия
🔸 Долгосрочная стратегия
Краткосрочная - когда уже не вывозишь.
Среднесрочная - чтобы раскачаться.
Долгосрочная - чтобы обрести опору и начать действовать.
Берегите себя.
👍11
Три типа лидерства Эрика Берна
#книга
Американский психолог и психиатр Эрик Берн известен нам чаще темой трансакционного анализа. Теории, в которой сознание человека представлено как композиция трёх состояний «Я»: Родитель, Взрослый, Ребёнок.
Большинство, наверное, читали его книгу "Люди, которые играют в игры" (в англ. название несколько другое: "What Do You Say After You Say Hello")
Но Берн также исследовал структуру и динамику организаций, групп, сообществ. Его менее известная книга "Лидер и группа" написана по материалам изучения, наблюдений и участии в деятельности множества групп на протяжении девятнадцати лет. В ней психолог приводит различные модели групп, лидерства, рассматривает разнообразные типы создания и функционирования социальных систем.
Крайне занятная книга. Но я кроме ее рекламы хотел привести еще и типы лидерства, о которых пишет Берн.
В своих заметках я часто пишу "руководители, лидеры, ..." - пытаясь подчеркнуть, что лидерство может носить и неформальный характер. И в упоминаемой книге я нашел некое дополнительное понимание того, как это может выглядеть еще.
📌 По Берну (а еще, наверное, и по здравому смыслу) существуют три типа лидерства, соответствующие неким аспектам групповой культуры:
🔸 Ответственный лидер – тот, кто находится впереди и на виду, тот, кто исполняет роль лидера организационной структуре.
🔸Эффективный лидер – тот, кто на самом деле принимает решения; он может иметь свою роль в организационной структуре, а может и не иметь. Он может находиться на втором плане, но именно он самая важная личность в индивидуальной структуре.
🔸 Психологический лидер –тот, кто имеет наибольшее влияние на частную структуру членов и занимает нишу лидерства в их групповых имаго (всяком осмысленном образе того, какой должна быть группа).
📌 Все три вида лидерства могут быть сосредоточены в одном индивиде, но бывают и разнообразные комбинации:
🔸 Так, в британской монархии премьер-министр является ответственным и эффективным лидером, а роль психологического лидера исполняют король или королева.
🔸 В некоторых городах мэр является ответственным и психологическим лидером, а в качестве эффективного лидера выступает партийный руководитель.
🔸 В преступных группах на виду находится ответственный лидер, в то время как другой человек, не имеющий закрепленной роли в организационной структуре, может быть эффективным и психологическим лидером.
📌 Как можно определить тип лидера?
🔸 Эффективный лидер может быть определен путем изучения деятельности группы. Это тот, на чьи вопросы отвечают в первую очередь и чьи предложения в ситуациях стресса принимаются прежде всего.
🔸 Ответственный лидер – это индивид, которого в первую очередь призывают к ответу высшие власти. Это экспериментатор в экспериментальной группе или администратор в деловой фирме.
🔸 Психологический лидер занимает особое положение в группе, независимо от того, является ли он одновременно ответственным и эффективным лидером. Члены требуют от него особых качеств. Это могут быть и качества бога. Предполагается, что лидер должен быть всемогущ, всеведущ, бессмертен, неуязвим, непобедим, неподкупен, неутомим, бесстрашен и его невозможно совратить. Конечно, мы понимаем, что это бессознательные желания.
#книга
Американский психолог и психиатр Эрик Берн известен нам чаще темой трансакционного анализа. Теории, в которой сознание человека представлено как композиция трёх состояний «Я»: Родитель, Взрослый, Ребёнок.
Большинство, наверное, читали его книгу "Люди, которые играют в игры" (в англ. название несколько другое: "What Do You Say After You Say Hello")
Но Берн также исследовал структуру и динамику организаций, групп, сообществ. Его менее известная книга "Лидер и группа" написана по материалам изучения, наблюдений и участии в деятельности множества групп на протяжении девятнадцати лет. В ней психолог приводит различные модели групп, лидерства, рассматривает разнообразные типы создания и функционирования социальных систем.
Крайне занятная книга. Но я кроме ее рекламы хотел привести еще и типы лидерства, о которых пишет Берн.
В своих заметках я часто пишу "руководители, лидеры, ..." - пытаясь подчеркнуть, что лидерство может носить и неформальный характер. И в упоминаемой книге я нашел некое дополнительное понимание того, как это может выглядеть еще.
📌 По Берну (а еще, наверное, и по здравому смыслу) существуют три типа лидерства, соответствующие неким аспектам групповой культуры:
🔸 Ответственный лидер – тот, кто находится впереди и на виду, тот, кто исполняет роль лидера организационной структуре.
🔸Эффективный лидер – тот, кто на самом деле принимает решения; он может иметь свою роль в организационной структуре, а может и не иметь. Он может находиться на втором плане, но именно он самая важная личность в индивидуальной структуре.
🔸 Психологический лидер –тот, кто имеет наибольшее влияние на частную структуру членов и занимает нишу лидерства в их групповых имаго (всяком осмысленном образе того, какой должна быть группа).
📌 Все три вида лидерства могут быть сосредоточены в одном индивиде, но бывают и разнообразные комбинации:
🔸 Так, в британской монархии премьер-министр является ответственным и эффективным лидером, а роль психологического лидера исполняют король или королева.
🔸 В некоторых городах мэр является ответственным и психологическим лидером, а в качестве эффективного лидера выступает партийный руководитель.
🔸 В преступных группах на виду находится ответственный лидер, в то время как другой человек, не имеющий закрепленной роли в организационной структуре, может быть эффективным и психологическим лидером.
📌 Как можно определить тип лидера?
🔸 Эффективный лидер может быть определен путем изучения деятельности группы. Это тот, на чьи вопросы отвечают в первую очередь и чьи предложения в ситуациях стресса принимаются прежде всего.
🔸 Ответственный лидер – это индивид, которого в первую очередь призывают к ответу высшие власти. Это экспериментатор в экспериментальной группе или администратор в деловой фирме.
🔸 Психологический лидер занимает особое положение в группе, независимо от того, является ли он одновременно ответственным и эффективным лидером. Члены требуют от него особых качеств. Это могут быть и качества бога. Предполагается, что лидер должен быть всемогущ, всеведущ, бессмертен, неуязвим, непобедим, неподкупен, неутомим, бесстрашен и его невозможно совратить. Конечно, мы понимаем, что это бессознательные желания.
👍16❤1
В нашем ТГ канале Подкаста "Бизнес на кушетке" мы с Анастасией Малявской начинаем выкладывать небольшие конспекты наших встреч. Выжимки идей. Инсайты и рекомендации. Первая заметка посвящена самому популярному (на текущий момент) эпизоду "Сектуальные стартапы, и кто в них проживает"
👍7
Все дело в папе. Видео лекции для студентов Вышки.
#видео
В сентябре выпускники нашей Вышкинской Магистерской проводили лекции по своим диссертациям. Этакое выступление на бис.
На защите каждому отводилось 10 минут, и разобраться в глубине глубин разнообразных тем было конечно тяжело. Поэтому второй курс (будущие выпускники) и выпускники этого года попросили выступить еще раз и на часик.
Выступали несколько десятков новоявленных тыжпсихологов-коучей. Я в том числе. В итоге появилось видео, которым хочу поделиться.
Видео - часовая лекция про то, что все дело в Папе. Про его функции и роли, про отцовские образы в нашей культуре. Все, конечно же, с налетом психоанализа. Поэтому шутки про эдипова отца и кастрацию прилагаются.
Также я во второй логической части (по факту в третьей) рассказываю про свое исследование влияния образа отца на взаимоотношения с авторитетными фигурами организаций. Если не хочется про теорию, то можно сразу перескочить к практике . Там мои мысли, открытия (если можно так сказать) и примеры использования инструмента "Биография роли с поддерживающими фигурами".
Видео закрывает две темы из предложенных мной в опросе. Но это не означает, что я не помню про темы набравшие самое большее число голосов. Скоро все сделаем.
Также в ноябре-декабре я хочу запустить второй раунд исследования влияния образа отца на взаимоотношения с авторитетными фигурами, карьерный и профессиональный путь. В январе этого года я делал это для диссертации, сейчас хочу продолжить исследования и разобраться в конфликте образов отца сотрудника и организации. Этакое сравнение бессознательного человека и большой группы. Поэтому буду рад, если кто-то захочет исследовать эти сложные темы со мной. Скоро сделаю анонс.
Если вдруг после просмотра видео останутся вопросы, мысли, инсайты - просьба поделиться. Я не теряю надежды написать небольшую книгу про темы связанные с папами и бизнесом, и поэтому собираю материал. Заранее спасибо.
Хорошего просмотра.
#видео
В сентябре выпускники нашей Вышкинской Магистерской проводили лекции по своим диссертациям. Этакое выступление на бис.
На защите каждому отводилось 10 минут, и разобраться в глубине глубин разнообразных тем было конечно тяжело. Поэтому второй курс (будущие выпускники) и выпускники этого года попросили выступить еще раз и на часик.
Выступали несколько десятков новоявленных тыжпсихологов-коучей. Я в том числе. В итоге появилось видео, которым хочу поделиться.
Видео - часовая лекция про то, что все дело в Папе. Про его функции и роли, про отцовские образы в нашей культуре. Все, конечно же, с налетом психоанализа. Поэтому шутки про эдипова отца и кастрацию прилагаются.
Также я во второй логической части (по факту в третьей) рассказываю про свое исследование влияния образа отца на взаимоотношения с авторитетными фигурами организаций. Если не хочется про теорию, то можно сразу перескочить к практике . Там мои мысли, открытия (если можно так сказать) и примеры использования инструмента "Биография роли с поддерживающими фигурами".
Видео закрывает две темы из предложенных мной в опросе. Но это не означает, что я не помню про темы набравшие самое большее число голосов. Скоро все сделаем.
Также в ноябре-декабре я хочу запустить второй раунд исследования влияния образа отца на взаимоотношения с авторитетными фигурами, карьерный и профессиональный путь. В январе этого года я делал это для диссертации, сейчас хочу продолжить исследования и разобраться в конфликте образов отца сотрудника и организации. Этакое сравнение бессознательного человека и большой группы. Поэтому буду рад, если кто-то захочет исследовать эти сложные темы со мной. Скоро сделаю анонс.
Если вдруг после просмотра видео останутся вопросы, мысли, инсайты - просьба поделиться. Я не теряю надежды написать небольшую книгу про темы связанные с папами и бизнесом, и поэтому собираю материал. Заранее спасибо.
Хорошего просмотра.
YouTube
Все дело в папе. Лекция Александра Селяева.
Лекция для студентов ВШЭ о том как ранние отношения с отцом и сформированный образ отца влияет на отношения сотрудников с авторитетными фигурами в организациях, а также на выбор карьеры и профессиональную идентичность.
Первая часть лекции посвящена обзору…
Первая часть лекции посвящена обзору…
👍11🔥7
Доверие есть? А если найду?
#эпизод
Друзья, день добрый!
Темой очередной встречи в нашем подкасте стало доверие. Нашим гостем стал эксперт по организационному доверию Алексей Пикулев. Он помогает разобраться организациям, что такое доверие, и как с его помощью получить пользу и счастье в отдельно взятой команде.
Эпизод будет интересен всем тем, кто интересуется как построить безопасное пространство в рабочем окружении.
Ключевые темы эпизода:
- Что такое доверие и не-доверие? Кто определяет, что это значит для команды и зачем оно нужно?
- Уровни доверия и процесс развития.
- Психологический комфорт и психологический контракт.
- Что такое инструмент Зефирка доверия, и почему ее не стоит есть?
- Антипатерны доверия.
- Доверие это путь или результат?
- Есть ли связь между доверием, ответственностью и счастьем?
В эпизоде были упомянуты:
- Инструмент Зефирка доверия или Петля Уязвимости
- Инструмент Уровни доверия
- Инструмент Антипатерны доверия
- Инструмент Team Trust Canvas
- Формула недоверия
- Фреймворк ответственности
- Фильм Сфера
- TED выступление Брене Браун “Сила уязвимости”
Алексей Пикулев в сети:
- Telergam
- LinkedIn
- YouTube
- https://inteamwetrust.wordpress.com/
- http://trust-school.online/
- https://news.1rj.ru/str/inteamwetrust_rus
Где можно послушать подкаст:
🎤 Mave
🎤 Yandex
🎤 VK
🎤 Google
🎤 Castbox
🎤 Soundstream
🎤 Podcastaddict
🎤 YouTube
🎤 Deezer (для России необходим VPN)
#эпизод
Друзья, день добрый!
Темой очередной встречи в нашем подкасте стало доверие. Нашим гостем стал эксперт по организационному доверию Алексей Пикулев. Он помогает разобраться организациям, что такое доверие, и как с его помощью получить пользу и счастье в отдельно взятой команде.
Эпизод будет интересен всем тем, кто интересуется как построить безопасное пространство в рабочем окружении.
Ключевые темы эпизода:
- Что такое доверие и не-доверие? Кто определяет, что это значит для команды и зачем оно нужно?
- Уровни доверия и процесс развития.
- Психологический комфорт и психологический контракт.
- Что такое инструмент Зефирка доверия, и почему ее не стоит есть?
- Антипатерны доверия.
- Доверие это путь или результат?
- Есть ли связь между доверием, ответственностью и счастьем?
В эпизоде были упомянуты:
- Инструмент Зефирка доверия или Петля Уязвимости
- Инструмент Уровни доверия
- Инструмент Антипатерны доверия
- Инструмент Team Trust Canvas
- Формула недоверия
- Фреймворк ответственности
- Фильм Сфера
- TED выступление Брене Браун “Сила уязвимости”
Алексей Пикулев в сети:
- Telergam
- YouTube
- https://inteamwetrust.wordpress.com/
- http://trust-school.online/
- https://news.1rj.ru/str/inteamwetrust_rus
Где можно послушать подкаст:
🎤 Mave
🎤 Yandex
🎤 VK
🎤 Castbox
🎤 Soundstream
🎤 Podcastaddict
🎤 YouTube
🎤 Deezer (для России необходим VPN)
9 выпуск 1 сезона
Алексей Пикулев | Доверие есть? А если найду? — Подкаст «Бизнес на кушетке»
Друзья, день добрый!Темой очередной встречи стало доверие. Нашим гостем стал эксперт по организационному доверию Алексей Пикулев. Он помогает командам разобраться в том, что такое доверие, и зачем оно нужно. Эпизод будет интересен всем тем, кто инте
👍3
Статья. Влияние образа отца на профессиональное и карьерное развитие
#статья #отец
Уже упоминал про Журнал Клинического и Прикладного психоанализа. Это одно из немногих периодических изданий размещающих материалы про организационную психологию с упором на психоанализ. Хочется поделится небольшой радостью - в очередном выпуске вышла моя статья. Тема та же - влияние ранних отношений с отцом на социальную и организационную жизнь.
Написана статья по материалам исследования в рамках магистерской и содержит первую (больше теоретическую) часть.
Совсем недавно делился видео с моей лекцией про результаты, возможно кому-то неудобно смотреть и хочется почитать. Делюсь.
#статья #отец
Уже упоминал про Журнал Клинического и Прикладного психоанализа. Это одно из немногих периодических изданий размещающих материалы про организационную психологию с упором на психоанализ. Хочется поделится небольшой радостью - в очередном выпуске вышла моя статья. Тема та же - влияние ранних отношений с отцом на социальную и организационную жизнь.
Написана статья по материалам исследования в рамках магистерской и содержит первую (больше теоретическую) часть.
Совсем недавно делился видео с моей лекцией про результаты, возможно кому-то неудобно смотреть и хочется почитать. Делюсь.
👍7🔥6
Бабья яма, Бабье царство, Эффект Матрешки
#лидерство #деструктивный_менеджмент #матрешка #бабья_яма
В культуре семейных отношений мы можем столкнуться с таким феноменом, как "Бабья яма" или "Бабье царство". Это вариант семьи, в основе которого лежит передаваемая из поколение в поколение женская доминантность и восприятие мужчины как придатка к женщине.
Мужчина в "бабьей яме" — явление сугубо временное, эпизодическое. Он появляется на короткое время от свадьбы до рождения ребенка, затем следует развод, с традиционным для России проживанием ребенка с матерью. В итоге такая семья состоит исключительно из детей и взрослых женщин, а мужчины отсутствуют. Пример такой семьи мы можем наблюдать в фильме "Ребро Адама". Кстати, книга, по которой снят фильм, называется "Бабий Двор".
Триггером для формирования подобных семей становятся периодические кризисы, например войны и репрессии. Мужчины исчезают и женщинам рода приходится взваливать на себя все тяготы, принимая и женские и мужские функции. Женщины учатся жить и выживать одни. Среди них возникает базовое коллективное чувство недоверия. "Мужчина может пропасть в любой момент. Надейся только на себя» - передают старшие женщины младшим из поколения в поколение.
Во французской школе психоанализа предложен другой термин - "Эффект Матрешки". Автор термина Пьер Жаме указывал, что в подобны семьях нет разделения. Все члены семьи по горизонтальной взаимосвязаны одной "пуповиной линией". Через фигуру мать-прародительницы они собираются в одну монаду-матрешку. Любой ребенок, который попадает и растет в таком климате, не имеет возможности отсоединиться, он для материнского сверх инвестирования является ее объектом, нарциссическим расширением, смыслом существования.
Основная функция отца, который должен устанавливать границы и запреты, следить за выполнением закона - исключена. Если исследовать жизнь семьи то можно обнаружить, что ее внутренние границы размыты, однако присутствуют жёсткие границы для внешнего мира. Все члены семьи стремятся быть в курсе всех дел друг друга, особенно когда дело касается взаимоотношений с мужчинами. Все это необходимо для того, чтобы минимизировать чувство тревожности, поддержать симбиотические отношения внутри семьи и защититься от влияние вне ее.
В подобных семьях принято поддерживаться убеждения «У нас все хорошо»,и не принято говорить «неприятную правду открыто».
Основная скрепляющая сила таких семей - миф: «Мы - сильные женщины, нам мужчины не нужны».
#лидерство #деструктивный_менеджмент #матрешка #бабья_яма
В культуре семейных отношений мы можем столкнуться с таким феноменом, как "Бабья яма" или "Бабье царство". Это вариант семьи, в основе которого лежит передаваемая из поколение в поколение женская доминантность и восприятие мужчины как придатка к женщине.
Мужчина в "бабьей яме" — явление сугубо временное, эпизодическое. Он появляется на короткое время от свадьбы до рождения ребенка, затем следует развод, с традиционным для России проживанием ребенка с матерью. В итоге такая семья состоит исключительно из детей и взрослых женщин, а мужчины отсутствуют. Пример такой семьи мы можем наблюдать в фильме "Ребро Адама". Кстати, книга, по которой снят фильм, называется "Бабий Двор".
Триггером для формирования подобных семей становятся периодические кризисы, например войны и репрессии. Мужчины исчезают и женщинам рода приходится взваливать на себя все тяготы, принимая и женские и мужские функции. Женщины учатся жить и выживать одни. Среди них возникает базовое коллективное чувство недоверия. "Мужчина может пропасть в любой момент. Надейся только на себя» - передают старшие женщины младшим из поколения в поколение.
Во французской школе психоанализа предложен другой термин - "Эффект Матрешки". Автор термина Пьер Жаме указывал, что в подобны семьях нет разделения. Все члены семьи по горизонтальной взаимосвязаны одной "пуповиной линией". Через фигуру мать-прародительницы они собираются в одну монаду-матрешку. Любой ребенок, который попадает и растет в таком климате, не имеет возможности отсоединиться, он для материнского сверх инвестирования является ее объектом, нарциссическим расширением, смыслом существования.
Основная функция отца, который должен устанавливать границы и запреты, следить за выполнением закона - исключена. Если исследовать жизнь семьи то можно обнаружить, что ее внутренние границы размыты, однако присутствуют жёсткие границы для внешнего мира. Все члены семьи стремятся быть в курсе всех дел друг друга, особенно когда дело касается взаимоотношений с мужчинами. Все это необходимо для того, чтобы минимизировать чувство тревожности, поддержать симбиотические отношения внутри семьи и защититься от влияние вне ее.
В подобных семьях принято поддерживаться убеждения «У нас все хорошо»,и не принято говорить «неприятную правду открыто».
Основная скрепляющая сила таких семей - миф: «Мы - сильные женщины, нам мужчины не нужны».
👍7🔥5❤1🤔1
Организационные Матрешки
#лидерство #деструктивный_менеджмент #матрешка #бабья_яма
В бизнесе мы также можем наблюдать феномены Бабьей ямы или Матрешки.
📌Что характерно для подобных организационных "однополых" семей и как это отражается в динамике групп?
🔸Фалличность, тревожность, вина и стыд
Фаллическая женщина – личность, которой свойственно неограниченное самоуправство, деспотизм, подавление воли и подчинение окружающих, жестокое и грубое отношение к другим людям. В организационных семьях построенных по принципу Матрешки, мы чаще чем в других группах можем наблюдать руководительниц подходящих под это описание.
При нахождении в коллективе Матрешки постоянно присутствует тревожность. Часто сотрудники ощущают чувства вины и стыда. И, как правило тревога, вина и стыд проецируются на команду лидерами.
🔸 Невозможность выстроить границы
Также как и для обычных семей организационные с эффектом Матрешки испытывают трудности с выстраиванием собственных границ.
Для динамики таких групп характерны группы базовых допущений "Парности" и "Зависимости"
Присутствуют постоянные сложности в понимании границ ролей, полномочий, ответственности и принципов принятия решений.
За одно и то же действие могут отвечать все или никто.
Неясные, нечеткие указания руководителей часто содержат двойные послания, т.е. мы можем наблюдать "шизофреногенность" руководителей.
🔸 Сложность проведения любых изменений
Крайне тяжело в таких группа проходит работа горя. Любые изменения в организациях приводят к сопротивлениям и падению эффективности. Ведь группы застывают в тревоге вместе с своими лидерами. Может еще присутствовать результат, но отсутствует инициатива, креативность, энергия подталкивающая к изменениям.
🔸 Страх к сильным мужским фигурам и изгнание их из семьи
Инициативные проактивные сильные сотрудники (не только мужчины) покидают организационные матрешки. Здесь легче выжить слабым мягким неконфликтным. В случае проявления воли и желания подобные возмутители спокойствия, выживаются из коллектива. Можем наблюдать в истории организации то, как мужчины сотрудники вынуждены периодически покидать подобные рабочие группы. Как мы помним мужчины это придаток.
🔸 Огруппление мышления
Понятно, что для Матрешек характерно огруппление мышления. Особенно требование не подвергать сомнению веру в нравственность и этичность группы. Присутствует самоцензура в том, что касается опасений или негативных предчувствий. Может присутствовать группа "Умохранителей" - члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность решений.
Как Организационные Матрешки возникают?
В своих наблюдениях и в литературе мне попадались несколько базовых точек из которых затем и формировались организационные "Матрешки.
1️⃣ Например есть случаи, когда владельцем компании или руководителем группы становится сильная волевая женщина. Они сами о себе могут говорить "баба с яйцами". Это как раз тот самый образ "фаллической женщины" в психоанализе. Может быть, что группа людей управляет компанией и активное большинство в ней занимают женщины.
2️⃣ Другой вариант связан с современной тенденцией и культурой divercity. При которой при равных условиях для повышения, награждения или иного социального продвижения выбирается не-мужчина.
3️⃣ Допускаю, что может быть и третий вариант, когда лидер мужчина имеющий травматические отношения со своей матерью может запускать формирование "женских" групп внутри своей организации. Но пока таких примеров не имею.
‼️ Для запуска формирования эффекта Матрешки недостаточно преобладания женщин в коллективе - необходим сильнейший стресс или невыносимая тревога. Именно в этом случае и начинает проявляется бессознательное недоверие к мужчинам, запускаются деструктивные организационные процессы, и тогда мы можем наблюдать характерные проявления деструктивного поведения.
#лидерство #деструктивный_менеджмент #матрешка #бабья_яма
В бизнесе мы также можем наблюдать феномены Бабьей ямы или Матрешки.
📌Что характерно для подобных организационных "однополых" семей и как это отражается в динамике групп?
🔸Фалличность, тревожность, вина и стыд
Фаллическая женщина – личность, которой свойственно неограниченное самоуправство, деспотизм, подавление воли и подчинение окружающих, жестокое и грубое отношение к другим людям. В организационных семьях построенных по принципу Матрешки, мы чаще чем в других группах можем наблюдать руководительниц подходящих под это описание.
При нахождении в коллективе Матрешки постоянно присутствует тревожность. Часто сотрудники ощущают чувства вины и стыда. И, как правило тревога, вина и стыд проецируются на команду лидерами.
🔸 Невозможность выстроить границы
Также как и для обычных семей организационные с эффектом Матрешки испытывают трудности с выстраиванием собственных границ.
Для динамики таких групп характерны группы базовых допущений "Парности" и "Зависимости"
Присутствуют постоянные сложности в понимании границ ролей, полномочий, ответственности и принципов принятия решений.
За одно и то же действие могут отвечать все или никто.
Неясные, нечеткие указания руководителей часто содержат двойные послания, т.е. мы можем наблюдать "шизофреногенность" руководителей.
🔸 Сложность проведения любых изменений
Крайне тяжело в таких группа проходит работа горя. Любые изменения в организациях приводят к сопротивлениям и падению эффективности. Ведь группы застывают в тревоге вместе с своими лидерами. Может еще присутствовать результат, но отсутствует инициатива, креативность, энергия подталкивающая к изменениям.
🔸 Страх к сильным мужским фигурам и изгнание их из семьи
Инициативные проактивные сильные сотрудники (не только мужчины) покидают организационные матрешки. Здесь легче выжить слабым мягким неконфликтным. В случае проявления воли и желания подобные возмутители спокойствия, выживаются из коллектива. Можем наблюдать в истории организации то, как мужчины сотрудники вынуждены периодически покидать подобные рабочие группы. Как мы помним мужчины это придаток.
🔸 Огруппление мышления
Понятно, что для Матрешек характерно огруппление мышления. Особенно требование не подвергать сомнению веру в нравственность и этичность группы. Присутствует самоцензура в том, что касается опасений или негативных предчувствий. Может присутствовать группа "Умохранителей" - члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность решений.
Как Организационные Матрешки возникают?
В своих наблюдениях и в литературе мне попадались несколько базовых точек из которых затем и формировались организационные "Матрешки.
1️⃣ Например есть случаи, когда владельцем компании или руководителем группы становится сильная волевая женщина. Они сами о себе могут говорить "баба с яйцами". Это как раз тот самый образ "фаллической женщины" в психоанализе. Может быть, что группа людей управляет компанией и активное большинство в ней занимают женщины.
2️⃣ Другой вариант связан с современной тенденцией и культурой divercity. При которой при равных условиях для повышения, награждения или иного социального продвижения выбирается не-мужчина.
3️⃣ Допускаю, что может быть и третий вариант, когда лидер мужчина имеющий травматические отношения со своей матерью может запускать формирование "женских" групп внутри своей организации. Но пока таких примеров не имею.
‼️ Для запуска формирования эффекта Матрешки недостаточно преобладания женщин в коллективе - необходим сильнейший стресс или невыносимая тревога. Именно в этом случае и начинает проявляется бессознательное недоверие к мужчинам, запускаются деструктивные организационные процессы, и тогда мы можем наблюдать характерные проявления деструктивного поведения.
👍7❤1
Царь горы или спарринг партнерство
#лидерство #деструктивный_менеджмент #царь_горы #спаринг_партнерство
Было бы неправильно считать, что деструктивные "однополые" группы могут быть только женские. Есть противоположные феномены с преобладанием мужского.
В обычной жизни найти семьи только с мужскими фигурами крайне сложно. Это неустойчивая организация, у нее нет естественных возможностей воспроизводить себя. Но мы можем наблюдать мужские социальные группы в закрытых сообществах: тюрьмах, армиях, в некоторых случаях - гаражные сообщества.
Можно подобрать несколько метафор к взаимоотношениями выстраиваемым в подобных группах. Например, "Царь горы" - по названию детской игры связанной с захватом снежного холма и сталкивания с нее других участников. Или можно использовать метафору "Спарринг партнерство" - по примеру того, как мальчики иногда пытаются подружиться - через драку.
Группы с подобными отношениями мы можем встретить и в организациях.
📌 Какие общие черты мы можем выделить в "Спаринг партнерствах"?
🔸 Обесценивание женского
По аналогии с группами тяготеющими к Матрешкам в "Спарринг партнерствах" обесцениваются качества и функции другого пола. "Ты что баба?" может заменяться на другие социально приемлемые обесценивающие термины: "слабак", "непрофессионал", "неудачник", или даже называть нарицательным именем человека признанного коллективом "козлом отпущения". Проявление человечности, эмпатии и сочувствия в таких группах это признание своей слабости. Именно здесь эмоции принято "оставлять за дверью офиса".
🔸 Болезненная инициация
Если человек хочет присоединится к группе, то он должен доказать что достоин этого. Никакого принятия человека "как есть". Доказательство должны идти через чрезмерные проверки-перепроверки. Длительный многочисленные собеседования. Или интервью на стрессоустойчивость. Возможно - разнообразные ритуалы вхождения в организационное племя. Принцип принятия в коллектив: "цепь слаба настолько, насколько слабо ее самое слабое звено".
🔸 Нарушение границ
Если в группах Матрешках внутренние границы размыты, то в мужских "Спарринг партнерствах" они постоянно проверяются на прочность. В коллективе может присутствует жесткая конкуренция даже внутри групп. Микроменеджмент является еще одним способом нарушать границы.
🔸 Садизм как проявление внимания
Играть мускулами, чтобы показать что ты достоин. Подраться - чтобы подружиться. Тычки, обвинения, пассивно-агрессивные шутки на грани дозволенного. Все это способ проверить границы других и доказать, что ты сам достоин большего. Человек остается в коллективе в почете (повышение оплаты, премии, подарки) до тех пор пока достаточно агрессивен, силен и конкурентноспособен.
🔸 Динамика отношений
Агрессия, воинственность, высокая конкуренция, недоверие близкое к маниакальной подозрительности сопровождают подобные группы. Страх проигрыша или страх оказаться в самом низу пирамиды запускает формирование групп базового допущения бей-беги.
📌 Чем можем вредить "Спаринг партнерство" бизнесу?
Если отсутствует достаточно сильный внешний для организации враг, с которым необходимо бороться и против кого следует объединятся, то конкуренция будет направлена во внутрь. И тогда организация достаточно скоро станет напоминать лоскутное одеяло феодальных княжеств. Много ресурсов и энергии лидеров и сотрудников будет направлено на борьбу друг с другом.
Это будет приводить к повышению числа покинувших компанию - не все готовы находится в постоянной борьбе. Постоянными спутниками сотрудников станут стресс, эмоциональное и профессиональное выгорание, частые болезни.
#лидерство #деструктивный_менеджмент #царь_горы #спаринг_партнерство
Было бы неправильно считать, что деструктивные "однополые" группы могут быть только женские. Есть противоположные феномены с преобладанием мужского.
В обычной жизни найти семьи только с мужскими фигурами крайне сложно. Это неустойчивая организация, у нее нет естественных возможностей воспроизводить себя. Но мы можем наблюдать мужские социальные группы в закрытых сообществах: тюрьмах, армиях, в некоторых случаях - гаражные сообщества.
Можно подобрать несколько метафор к взаимоотношениями выстраиваемым в подобных группах. Например, "Царь горы" - по названию детской игры связанной с захватом снежного холма и сталкивания с нее других участников. Или можно использовать метафору "Спарринг партнерство" - по примеру того, как мальчики иногда пытаются подружиться - через драку.
Группы с подобными отношениями мы можем встретить и в организациях.
📌 Какие общие черты мы можем выделить в "Спаринг партнерствах"?
🔸 Обесценивание женского
По аналогии с группами тяготеющими к Матрешкам в "Спарринг партнерствах" обесцениваются качества и функции другого пола. "Ты что баба?" может заменяться на другие социально приемлемые обесценивающие термины: "слабак", "непрофессионал", "неудачник", или даже называть нарицательным именем человека признанного коллективом "козлом отпущения". Проявление человечности, эмпатии и сочувствия в таких группах это признание своей слабости. Именно здесь эмоции принято "оставлять за дверью офиса".
🔸 Болезненная инициация
Если человек хочет присоединится к группе, то он должен доказать что достоин этого. Никакого принятия человека "как есть". Доказательство должны идти через чрезмерные проверки-перепроверки. Длительный многочисленные собеседования. Или интервью на стрессоустойчивость. Возможно - разнообразные ритуалы вхождения в организационное племя. Принцип принятия в коллектив: "цепь слаба настолько, насколько слабо ее самое слабое звено".
🔸 Нарушение границ
Если в группах Матрешках внутренние границы размыты, то в мужских "Спарринг партнерствах" они постоянно проверяются на прочность. В коллективе может присутствует жесткая конкуренция даже внутри групп. Микроменеджмент является еще одним способом нарушать границы.
🔸 Садизм как проявление внимания
Играть мускулами, чтобы показать что ты достоин. Подраться - чтобы подружиться. Тычки, обвинения, пассивно-агрессивные шутки на грани дозволенного. Все это способ проверить границы других и доказать, что ты сам достоин большего. Человек остается в коллективе в почете (повышение оплаты, премии, подарки) до тех пор пока достаточно агрессивен, силен и конкурентноспособен.
🔸 Динамика отношений
Агрессия, воинственность, высокая конкуренция, недоверие близкое к маниакальной подозрительности сопровождают подобные группы. Страх проигрыша или страх оказаться в самом низу пирамиды запускает формирование групп базового допущения бей-беги.
📌 Чем можем вредить "Спаринг партнерство" бизнесу?
Если отсутствует достаточно сильный внешний для организации враг, с которым необходимо бороться и против кого следует объединятся, то конкуренция будет направлена во внутрь. И тогда организация достаточно скоро станет напоминать лоскутное одеяло феодальных княжеств. Много ресурсов и энергии лидеров и сотрудников будет направлено на борьбу друг с другом.
Это будет приводить к повышению числа покинувших компанию - не все готовы находится в постоянной борьбе. Постоянными спутниками сотрудников станут стресс, эмоциональное и профессиональное выгорание, частые болезни.
👍7
Метафоры организационных страхов и переживаний
#инструмент
Есть у меня небольшой список страхов/переживаний, которые часто неосознанно, но достаточно сильно могут давить эмоционально на лидера.
Время от времени использую его сам, чтобы порефлексировать над своим состоянием. Иногда делюсь с коллегами или клиентами - чтобы человек смог снять свои личные бессознательные спусковые крючки.
По большому счету из за тревог связанных с различными ситуациями мы можем застывать и переставать двигаться. А это худшая стратегия в текущем быстро меняющемся мире VUCA-BANI.
📌 Как использовать:
1️⃣ Дать себе 30 минут времени и перечислить свои последние организационные конфликты - личные и с окружающими людьми.
2️⃣ Обозначить и выразить свои чувства и эмоции по этому поводу этих событий, вызвавших негативные эмоции.
3️⃣ Выбрать из списка подходящую метафору, т.е. постараться понять, что лежало в основании этих негативных эмоций и мыслей.
4️⃣ Если в списке отсутствует метафора ситуации, то попытаться самому ее придумать.
5️⃣ Совсем будет хорошо - если получится наметить шаги - как в следующий раз мог поступить по другому.
6️⃣ Постараться делать это в конце каждого дня, хотя бы раз в неделю.
7️⃣ В конце недели дать себе 30-60 минут и порефлексировать над полученным материалом и результатами.
Для поиска источника тревоги неплохо дополняется Источниками тревог генерируемыми организациями Роса Лазара и Топ причин, стрессов, тревог и выгорания на рабочем месте.
📌 Метафоры страхов и переживаний:
1. "Акела промахнулся" - Страх совершить ошибку, не достигнуть результата и разочаровать окружающих, страх увидеть в глазах других осуждение.
2. "Баба яга против" - Страх, что сотрудник или даже команда откажутся делать работу, не согласятся с мнением и сделают по своему.
3. "Колобок" - Сепарационная тревога, например, что уйдут сотрудники, начальники или близкие люди из организации.
4. "Изгнанник" - Другая сторона страха сепарации - что организация закроется, или уволят, или изгонят из группы.
5. "Как собаке пятая нога" - Страх своей ненужности, синдром самозванца на рабочем месте.
6. "Потом уже будет поздно" - Страх упустить возможности.
7. "Козел отпущения" - Страх, что за все проблемы накажут только тебя.
8. "Шаровая молния" - Страх потерять контроль над ситуацией.
9. "Царапина" - Страх, что получится не идеально, также - синдром отличника или перфекциониста.
10. "Двойное дно" - Страх, что случится что-то ужасное. Что за красивым фасадом ждет разруха, поражение и неуспех.
11. "Дырявый карман" - Страх потери. Например часто встречается страх откатиться назад в профессии и потерять что-то важное - власть, деньги, уважение).
12. "Прикрыть сковородкой" - Страх обмана или подставы. Постоянное ожидание удара в спину.
13. "Казаки-разбойники" - Страх конкуренции или проиграть в конкурентной борьбе.
14. "Последний шаг" - Страх сделать следующий или даже последний шаг. Страх достижения результата или успеха.
15. "Бег на месте" - Переживание, что приложенных усилий не достаточно. Необходимо работать на износ, в противном случае это не "достаточно хорошая работа"
#инструмент
Есть у меня небольшой список страхов/переживаний, которые часто неосознанно, но достаточно сильно могут давить эмоционально на лидера.
Время от времени использую его сам, чтобы порефлексировать над своим состоянием. Иногда делюсь с коллегами или клиентами - чтобы человек смог снять свои личные бессознательные спусковые крючки.
По большому счету из за тревог связанных с различными ситуациями мы можем застывать и переставать двигаться. А это худшая стратегия в текущем быстро меняющемся мире VUCA-BANI.
📌 Как использовать:
1️⃣ Дать себе 30 минут времени и перечислить свои последние организационные конфликты - личные и с окружающими людьми.
2️⃣ Обозначить и выразить свои чувства и эмоции по этому поводу этих событий, вызвавших негативные эмоции.
3️⃣ Выбрать из списка подходящую метафору, т.е. постараться понять, что лежало в основании этих негативных эмоций и мыслей.
4️⃣ Если в списке отсутствует метафора ситуации, то попытаться самому ее придумать.
5️⃣ Совсем будет хорошо - если получится наметить шаги - как в следующий раз мог поступить по другому.
6️⃣ Постараться делать это в конце каждого дня, хотя бы раз в неделю.
7️⃣ В конце недели дать себе 30-60 минут и порефлексировать над полученным материалом и результатами.
Для поиска источника тревоги неплохо дополняется Источниками тревог генерируемыми организациями Роса Лазара и Топ причин, стрессов, тревог и выгорания на рабочем месте.
📌 Метафоры страхов и переживаний:
1. "Акела промахнулся" - Страх совершить ошибку, не достигнуть результата и разочаровать окружающих, страх увидеть в глазах других осуждение.
2. "Баба яга против" - Страх, что сотрудник или даже команда откажутся делать работу, не согласятся с мнением и сделают по своему.
3. "Колобок" - Сепарационная тревога, например, что уйдут сотрудники, начальники или близкие люди из организации.
4. "Изгнанник" - Другая сторона страха сепарации - что организация закроется, или уволят, или изгонят из группы.
5. "Как собаке пятая нога" - Страх своей ненужности, синдром самозванца на рабочем месте.
6. "Потом уже будет поздно" - Страх упустить возможности.
7. "Козел отпущения" - Страх, что за все проблемы накажут только тебя.
8. "Шаровая молния" - Страх потерять контроль над ситуацией.
9. "Царапина" - Страх, что получится не идеально, также - синдром отличника или перфекциониста.
10. "Двойное дно" - Страх, что случится что-то ужасное. Что за красивым фасадом ждет разруха, поражение и неуспех.
11. "Дырявый карман" - Страх потери. Например часто встречается страх откатиться назад в профессии и потерять что-то важное - власть, деньги, уважение).
12. "Прикрыть сковородкой" - Страх обмана или подставы. Постоянное ожидание удара в спину.
13. "Казаки-разбойники" - Страх конкуренции или проиграть в конкурентной борьбе.
14. "Последний шаг" - Страх сделать следующий или даже последний шаг. Страх достижения результата или успеха.
15. "Бег на месте" - Переживание, что приложенных усилий не достаточно. Необходимо работать на износ, в противном случае это не "достаточно хорошая работа"
🔥7👍2
Нэнси Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика
#книга
С удивлением понял, что среди всех упомянутых в канале книг, помогающих познакомится с доступной для понимания психоаналитической теорией, я совсем упустил такую замечательную, весомую и достаточно широко известную в узких психоаналитических кругах книгу "Психоаналитическая диагностика" Нэнси Мак-Вильямс.
Книга достаточно уникальная для психоанализа, поскольку ее действительно можно прочитать неподготовленному человеку. С яндексом или гуглом на перевес, но все равно можно прочитать. По крайней мере, в самом начале своего обучения я так и сделал.
❓ Что в книге может быть быть интересно?
🔸 В книге описываются уровни организации личностей: невротический, пограничный и психотический. И сразу уточним невротик - это как раз здоровый человек.
🔸 Также хорошо описаны типы психологических защит. Я в свое время писал несколько постов об этом: Идеализация и обесценивание, отрицание и сублимация, проекции и интроекции.
🔸Что особенно важно в книге описаны типы личностей, которые мы узнаем именно по тем защитам, которые они используют. Все это конечно же с клиническим налетом - читай если человек пришел за помощью к психоаналитику.
❓Кому может быть полезна книга?
Книга может быть полезна всем, кто работает с людьми и часто сталкивается с сопротивлением. Т.е. лидерам всех уровней - менеджерам и руководителям, скрам мастерам и консультантам. А также тем, кому интересно узнать про то, как люди адаптируются к стрессовым ситуациям используя свои защиты.
Прочитав книгу читатель не сможет ставить диагнозы окружающим (как бы этого ни хотелось), но будет вполне себе способен понять какой тип защиты сейчас в разговоре демонстрируется. И вполне возможно, что сможет понять как с таким человеком общаться дальше. Или не общаться.
Напомню, что типология личностей основанная на психоанализе используется различными авторами и организационными консультантами. Например Манфред Кетс Де Врис в книге "Лидер на кушетке" формирует типы лидерства как раз на основе демонстрируемых защит. Упоминал про типы личности тут , а про книгу "Лидер на кушетке" тут.
‼️ Книгу можно не только читать. В сети много аудио материалов:
🔸 Например кратко
🔸 Или поглубже
🔸 Есть еще на ютубе
#книга
С удивлением понял, что среди всех упомянутых в канале книг, помогающих познакомится с доступной для понимания психоаналитической теорией, я совсем упустил такую замечательную, весомую и достаточно широко известную в узких психоаналитических кругах книгу "Психоаналитическая диагностика" Нэнси Мак-Вильямс.
Книга достаточно уникальная для психоанализа, поскольку ее действительно можно прочитать неподготовленному человеку. С яндексом или гуглом на перевес, но все равно можно прочитать. По крайней мере, в самом начале своего обучения я так и сделал.
❓ Что в книге может быть быть интересно?
🔸 В книге описываются уровни организации личностей: невротический, пограничный и психотический. И сразу уточним невротик - это как раз здоровый человек.
🔸 Также хорошо описаны типы психологических защит. Я в свое время писал несколько постов об этом: Идеализация и обесценивание, отрицание и сублимация, проекции и интроекции.
🔸Что особенно важно в книге описаны типы личностей, которые мы узнаем именно по тем защитам, которые они используют. Все это конечно же с клиническим налетом - читай если человек пришел за помощью к психоаналитику.
❓Кому может быть полезна книга?
Книга может быть полезна всем, кто работает с людьми и часто сталкивается с сопротивлением. Т.е. лидерам всех уровней - менеджерам и руководителям, скрам мастерам и консультантам. А также тем, кому интересно узнать про то, как люди адаптируются к стрессовым ситуациям используя свои защиты.
Прочитав книгу читатель не сможет ставить диагнозы окружающим (как бы этого ни хотелось), но будет вполне себе способен понять какой тип защиты сейчас в разговоре демонстрируется. И вполне возможно, что сможет понять как с таким человеком общаться дальше. Или не общаться.
Напомню, что типология личностей основанная на психоанализе используется различными авторами и организационными консультантами. Например Манфред Кетс Де Врис в книге "Лидер на кушетке" формирует типы лидерства как раз на основе демонстрируемых защит. Упоминал про типы личности тут , а про книгу "Лидер на кушетке" тут.
‼️ Книгу можно не только читать. В сети много аудио материалов:
🔸 Например кратко
🔸 Или поглубже
🔸 Есть еще на ютубе
👍10🙏2🔥1
16 признаков психического и эмоционального здоровья
#психологическое_здоровье
У Нэнси МакВильямс есть прекрасный топ признаков психически и эмоционально здорового человека. Старина Фрейд изначально упоминал только два: способность любить и способность работать. У Нэнси появляется еще ряд дополнительных способностей.
🔸Способность любить другого человека
Это про умение выстраивать отношения: открываться, становится уязвимым. Любить другого со всеми недостатками и достоинствами.
🔸 Способность работать, создавать, творить
Не только приходить в офис, на работу, получая зарплату. Но также привнося креативность в другие сферы своей жизни.
🔸Способность играть, шутить, быть несерьезным
Игры приносят удовольствие, развивают воображение. Взрослым людям необходимо продолжать играть, чтобы поддерживать эти способности.
🔸 Способность выбирать безопасные отношения
Типы привязанностей это отдельная тема. Наиболее здоровый тип - безопасная надежная привязанность формируется, если ребенок рос в стабильном, поддерживающем окружении. В остальных случаях возможны проявления желаний вступать в деструктивные отношения
🔸 Способность к автономии и опоре на себя
Психологически и эмоционально здоровый человек опирается на чувство собственной силы и независимости.
🔸Способность оставаться в контакте с собой и принимать себя во всем многообразии
Способность описывать в целостности себя и других. Не "он чудовище" или "я отвратительный", не "он идеальный" или "я само совершенство", а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами.
🔸Способность восстанавливаться после стресса и держать удар
Если у человека достаточно сил, когда он сталкивается со стрессом, он не срывается и не заболевает, а находит способ адаптироваться к новой ситуации.
🔸 Реалистичная и устойчивая самооценка
Многие люди слишком жестко оценивают себя, критикуют, уничижают. Или наоборот — обладают завышенной самооценкой.
🔸 Наличие осознанной системы ценностей
Ценности придают нашей жизни смысл к существованию. Их присутствие дает нам дополнительную опору в периоды стрессов и волнений.
🔸 Способность выносить свои эмоции и связанное с ними напряжение
Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев - это не равно нападению на другого.
🔸 Способность смотреть на себя со стороны
Способность уметь тестировать реальность. Уметь рефлексировать.
🔸 Способность четко разделять себя и других
Те, кто обладает этой способностью, понимают, что другие — совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.
🔸 Гибкость и адекватность в использовании механизмов психологических защит
Психологические защиты разнообразны. И патология заметна в тех случаях, когда у человека в стрессе проявляются только несколько типов защит.
🔸 Баланс в ориентированности на себя и на других (близких, социум).
Важно быть собой, заботиться о собственных интересах, но не забывать учитывать при этом интересы других.
🔸 Способность чувствовать себя живым
Способность к энтузиазму, к производству смыслов. Без этой способности человек может быть "нормальным", но не быть живым.
🔸 Способность принимать свое бессилие
Способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь. Уметь искренне и честно грустить в связи с тем, что невозможно изменить.
У человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. В общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии.
Можно выписать себе этот список и иногда рефлексировать (см. п. 11). А можно еще время-от-времени слушать запись в ютуб.
#психологическое_здоровье
У Нэнси МакВильямс есть прекрасный топ признаков психически и эмоционально здорового человека. Старина Фрейд изначально упоминал только два: способность любить и способность работать. У Нэнси появляется еще ряд дополнительных способностей.
🔸Способность любить другого человека
Это про умение выстраивать отношения: открываться, становится уязвимым. Любить другого со всеми недостатками и достоинствами.
🔸 Способность работать, создавать, творить
Не только приходить в офис, на работу, получая зарплату. Но также привнося креативность в другие сферы своей жизни.
🔸Способность играть, шутить, быть несерьезным
Игры приносят удовольствие, развивают воображение. Взрослым людям необходимо продолжать играть, чтобы поддерживать эти способности.
🔸 Способность выбирать безопасные отношения
Типы привязанностей это отдельная тема. Наиболее здоровый тип - безопасная надежная привязанность формируется, если ребенок рос в стабильном, поддерживающем окружении. В остальных случаях возможны проявления желаний вступать в деструктивные отношения
🔸 Способность к автономии и опоре на себя
Психологически и эмоционально здоровый человек опирается на чувство собственной силы и независимости.
🔸Способность оставаться в контакте с собой и принимать себя во всем многообразии
Способность описывать в целостности себя и других. Не "он чудовище" или "я отвратительный", не "он идеальный" или "я само совершенство", а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами.
🔸Способность восстанавливаться после стресса и держать удар
Если у человека достаточно сил, когда он сталкивается со стрессом, он не срывается и не заболевает, а находит способ адаптироваться к новой ситуации.
🔸 Реалистичная и устойчивая самооценка
Многие люди слишком жестко оценивают себя, критикуют, уничижают. Или наоборот — обладают завышенной самооценкой.
🔸 Наличие осознанной системы ценностей
Ценности придают нашей жизни смысл к существованию. Их присутствие дает нам дополнительную опору в периоды стрессов и волнений.
🔸 Способность выносить свои эмоции и связанное с ними напряжение
Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев - это не равно нападению на другого.
🔸 Способность смотреть на себя со стороны
Способность уметь тестировать реальность. Уметь рефлексировать.
🔸 Способность четко разделять себя и других
Те, кто обладает этой способностью, понимают, что другие — совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.
🔸 Гибкость и адекватность в использовании механизмов психологических защит
Психологические защиты разнообразны. И патология заметна в тех случаях, когда у человека в стрессе проявляются только несколько типов защит.
🔸 Баланс в ориентированности на себя и на других (близких, социум).
Важно быть собой, заботиться о собственных интересах, но не забывать учитывать при этом интересы других.
🔸 Способность чувствовать себя живым
Способность к энтузиазму, к производству смыслов. Без этой способности человек может быть "нормальным", но не быть живым.
🔸 Способность принимать свое бессилие
Способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь. Уметь искренне и честно грустить в связи с тем, что невозможно изменить.
У человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. В общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии.
Можно выписать себе этот список и иногда рефлексировать (см. п. 11). А можно еще время-от-времени слушать запись в ютуб.
YouTube
16 признаков психического и эмоционального здоровья по Нэнси Мак Вильямс
🔥8👍5❤2
Арт инструмент: Надежные базы
#инструмент
Инструмент Анализ роли с авторитетными фигурами, который я использовал для исследований роли отца может показаться несколько тяжеловесным. Он действительно может потребовать достаточно много времени на рисование и последующую рефлексию. Есть ряд арт-инструментов более простых и достаточно эффективных для исследования своего поведения и внутренних конфликтов.
Например Метод Надежных Баз.
❓Какие запросы позволяет порыхлить этот инструмент: унаследованное поведение, типы индивидуальных защит, поиск точек опоры и ресурса в случаях изменений или стрессов.
Нужно, конечно же, помнить, что любой инструмент - это прежде всего способ исследования, но не постановки диагноза. Было бы неправильно выявив несколько стилей поведения, определив свои личные защитные механизмы назвать себя нарциссом, истеричкой, маньяком или иным типом описанным Нэнси МакВильямс.
✅ Что нужно сделать:
🔸Отведите себе 30 минут на рисунок.
🔸На листке бумаги необходимо нарисовать временную линию - от самых ранних событий, которые вы помните, и - до настоящего момента
🔸Указать на линии самые яркие события, которые, как вы считаете, повлияли на вас. Это могут быть и радостные и негативные события, встречи, случаи из жизни.
🔸Если событие положительное - вы отображаете его выше временной линии, настолько, насколько считаете оно было положительным. Если событие было негативным - соответственно рисуете точку под временной линией.
🔸Изобразите рядом с точкой тех людей или опорные фигуры, которые были с вами в те моменты, и которые поддерживали вас в это время: папу, маму, братьев, родственников, друзей, литературные или кино-герои.
💬 Рефлексия
После того, как вы выполнили задание необходимо позадавать себе вопросы. Лучше, конечно, если будет рядом другой человек, который задаст вопросы в случайном порядке:
- Какие отношения складывались у вас с каждой надежной базой (НБ) ?
- Что отличало НБ друг от друга?
- В чем ваши взаимоотношения с НБ были похожи?
- Какие надежные базы были с вами?
- Кого рядом с вами не было рядом, но вы бы хотели их видеть.
- Чем вы теперь похожи на эти надежные базы?
- Чем вы отличаетесь они них?
- Как они повлияли на ваше лидерство?
- Как НБ повлияли или не повлияли на то, как вы устанавливали связи с людьми.
- Как НБ повлияли на то, как вы достигаете успеха?
- Как вы теперь относитесь к тем утратам, которые принесли НБ?
- Как они повлияли на ваше будущее?
#инструмент
Инструмент Анализ роли с авторитетными фигурами, который я использовал для исследований роли отца может показаться несколько тяжеловесным. Он действительно может потребовать достаточно много времени на рисование и последующую рефлексию. Есть ряд арт-инструментов более простых и достаточно эффективных для исследования своего поведения и внутренних конфликтов.
Например Метод Надежных Баз.
❓Какие запросы позволяет порыхлить этот инструмент: унаследованное поведение, типы индивидуальных защит, поиск точек опоры и ресурса в случаях изменений или стрессов.
Нужно, конечно же, помнить, что любой инструмент - это прежде всего способ исследования, но не постановки диагноза. Было бы неправильно выявив несколько стилей поведения, определив свои личные защитные механизмы назвать себя нарциссом, истеричкой, маньяком или иным типом описанным Нэнси МакВильямс.
✅ Что нужно сделать:
🔸Отведите себе 30 минут на рисунок.
🔸На листке бумаги необходимо нарисовать временную линию - от самых ранних событий, которые вы помните, и - до настоящего момента
🔸Указать на линии самые яркие события, которые, как вы считаете, повлияли на вас. Это могут быть и радостные и негативные события, встречи, случаи из жизни.
🔸Если событие положительное - вы отображаете его выше временной линии, настолько, насколько считаете оно было положительным. Если событие было негативным - соответственно рисуете точку под временной линией.
🔸Изобразите рядом с точкой тех людей или опорные фигуры, которые были с вами в те моменты, и которые поддерживали вас в это время: папу, маму, братьев, родственников, друзей, литературные или кино-герои.
💬 Рефлексия
После того, как вы выполнили задание необходимо позадавать себе вопросы. Лучше, конечно, если будет рядом другой человек, который задаст вопросы в случайном порядке:
- Какие отношения складывались у вас с каждой надежной базой (НБ) ?
- Что отличало НБ друг от друга?
- В чем ваши взаимоотношения с НБ были похожи?
- Какие надежные базы были с вами?
- Кого рядом с вами не было рядом, но вы бы хотели их видеть.
- Чем вы теперь похожи на эти надежные базы?
- Чем вы отличаетесь они них?
- Как они повлияли на ваше лидерство?
- Как НБ повлияли или не повлияли на то, как вы устанавливали связи с людьми.
- Как НБ повлияли на то, как вы достигаете успеха?
- Как вы теперь относитесь к тем утратам, которые принесли НБ?
- Как они повлияли на ваше будущее?
🔥5👍1
А что у вас и у вашей организации с образом отца?
#отец #исследование
В январе этого года проводил исследование для своей выпускной магистерской диссертации. Тема была посвящена ранним отношениям с отцом и то, как они влияют на наш карьерный/профессиональный путь, а также на отношения, которые мы формируем с авторитетными фигурами в организациях и бизнесе.
В результате я успешно защитил диссертацию, написал ряд постов в своем ТГ канале (тэг #отец в помощь), выступил несколько раз с лекциями (доступно видео выступления перед студентами Вышки).
Но я хочу продолжить исследование.
Я хочу рассмотреть не только образ отца сотрудника и его влияние на этого сотрудника. Но также хочу изучить бессознательный образ отца организации, в которой сотрудник работает. Хочу рассмотреть конфликты которые рождаются из-за несоответствий этих образов.
В связи с этим хочу предложить желающим покопаться в этой нелегкой и часто напряженной теме отношений с отцом и влиянию отношений на организационный и бизнес контекст.
Что предлагаю?
Предлагаю вам порыхлить личные рабочие конфликты и посмотреть на них с точки зрения ваших отношений с родителями, особенно - с отцом. На самом деле в конфликтах могут быть обнаружены и отношения с мамой и, даже влияние вашего рода.
Как будет выглядеть формат совместной работы?
- Это будет бесплатно, анонимно, бережно и, надеюсь, полезно для вас.
- Мы определим ваш запрос на встречу. Лучше будет если вы его прям запишете текстом.
- Потом, если вы согласны продолжить, будет небольшое домашнее задание. Описание инструмента можно увидеть тут. Можно сразу подготовить, если есть желание.
- Затем мы встретимся 1-2 раза по 50 минут в формате интервью и порыхлим ваши запрос и вашу реальность.
Что полезного вы можете получить?
- Часто после подобной практики у клиентов появляется понимание: почему они поступают в некоторых случаях неконструктивно и не эффективно для своей карьеры и бизнеса.
- Может появиться план действий: фокус куда копать дальше, как развиваться, что менять.
Про ожидания
Очень важно понять, что разрыхленное на 1-2 встречах не будет означать решение проблемы, но даст пишу для размышлений. Потом либо самостоятельно, либо с помощью специалистов помогающих профессий можно будет постараться изменить ситуацию.
Примеры результатов, которые получили участники в мой прошлый эксперимент (вообще про результаты прошлого исследования можно прочитать тут, и тут ):
- Ясно увидела свое будущее.
- Наконец проговорила то, о чем предпочитали молчать.
- Увидел связку, почему поступал так, а не иначе (не только про пап, мам и другие авторитетные фигуры).
- Понял своего отца (кто то простил, а кто-то только понял).
- Осознал, что чувствуют по поводу определенных людей и событий.
- Смог избавиться от тревоги.
- Поняла почему не могу зарабатывать деньги в своем бизнесе.
- Прописал свои цели - куда хочется прийти в будущем.
Если интересно, то стучитесь в личку:
- Телеграмм
- Почта
#отец #исследование
В январе этого года проводил исследование для своей выпускной магистерской диссертации. Тема была посвящена ранним отношениям с отцом и то, как они влияют на наш карьерный/профессиональный путь, а также на отношения, которые мы формируем с авторитетными фигурами в организациях и бизнесе.
В результате я успешно защитил диссертацию, написал ряд постов в своем ТГ канале (тэг #отец в помощь), выступил несколько раз с лекциями (доступно видео выступления перед студентами Вышки).
Но я хочу продолжить исследование.
Я хочу рассмотреть не только образ отца сотрудника и его влияние на этого сотрудника. Но также хочу изучить бессознательный образ отца организации, в которой сотрудник работает. Хочу рассмотреть конфликты которые рождаются из-за несоответствий этих образов.
В связи с этим хочу предложить желающим покопаться в этой нелегкой и часто напряженной теме отношений с отцом и влиянию отношений на организационный и бизнес контекст.
Что предлагаю?
Предлагаю вам порыхлить личные рабочие конфликты и посмотреть на них с точки зрения ваших отношений с родителями, особенно - с отцом. На самом деле в конфликтах могут быть обнаружены и отношения с мамой и, даже влияние вашего рода.
Как будет выглядеть формат совместной работы?
- Это будет бесплатно, анонимно, бережно и, надеюсь, полезно для вас.
- Мы определим ваш запрос на встречу. Лучше будет если вы его прям запишете текстом.
- Потом, если вы согласны продолжить, будет небольшое домашнее задание. Описание инструмента можно увидеть тут. Можно сразу подготовить, если есть желание.
- Затем мы встретимся 1-2 раза по 50 минут в формате интервью и порыхлим ваши запрос и вашу реальность.
Что полезного вы можете получить?
- Часто после подобной практики у клиентов появляется понимание: почему они поступают в некоторых случаях неконструктивно и не эффективно для своей карьеры и бизнеса.
- Может появиться план действий: фокус куда копать дальше, как развиваться, что менять.
Про ожидания
Очень важно понять, что разрыхленное на 1-2 встречах не будет означать решение проблемы, но даст пишу для размышлений. Потом либо самостоятельно, либо с помощью специалистов помогающих профессий можно будет постараться изменить ситуацию.
Примеры результатов, которые получили участники в мой прошлый эксперимент (вообще про результаты прошлого исследования можно прочитать тут, и тут ):
- Ясно увидела свое будущее.
- Наконец проговорила то, о чем предпочитали молчать.
- Увидел связку, почему поступал так, а не иначе (не только про пап, мам и другие авторитетные фигуры).
- Понял своего отца (кто то простил, а кто-то только понял).
- Осознал, что чувствуют по поводу определенных людей и событий.
- Смог избавиться от тревоги.
- Поняла почему не могу зарабатывать деньги в своем бизнесе.
- Прописал свои цели - куда хочется прийти в будущем.
Если интересно, то стучитесь в личку:
- Телеграмм
- Почта
🔥12🙏2👍1
Про телесность и психологию
#психосоматика
Психосоматика (психо - душа, сома - тело с др. греч.) - раздел медицины, изучающий взаимоотношения психических и соматических (телесных) процессов. Слово в последнее время становится распространенным. И уже часто в быту мы можем услышать объяснение почему у человека возникает та или иная болезнь или недомогание: "Все болезни от нервов".
В литературе мы можем встретить список "Чикагская семерка психосоматики" - типологию "классических" недомоганий представленных учеными Чикагского университета в далеком 1950 году:
1. Бронхиальная астма.
2. Нейродермит (атопический дерматит).
3. Гипертония.
4. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
5. Тиреотоксикоз (гиперфункция щитовидной железы).
6. Ревматоидный артрит.
7. Неспецифический язвенный колит.
Список в настоящее время значительно расширен. К нему добавлены: мигрень, псориаз, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, бесплодие, аллергический ринит. Эти и многие другие расстройства также имеют основания считаться психосоматическими. Но, к сожалению, намечается тенденция списывать на психосоматические реакции все болезни. Что на самом деле не совсем верно.
Чтобы добавить ясности в эту серую зону хочется поделится подкастом, в котором приглашенная гостья кандидат психологических наук Наталья Фомичева делится знаниями и опытом работы с психосоматическими расстройствами, а также разрушает некоторые мифы и легенды связанные с этим: Психосоматика: как тело и психика влияют друг на друга.
Также в продаже есть книга за авторством Натальи Фомичевой Правда и Миф о психосоматике.
И небольшой анонс. В выходные будет опубликован очередной эпизод нашего с Анастасией Малявской подкаста "Бизнес на кушетке". В нем мы попытаемся раскрыть 60 оттенков серого нового направления в осознании телесности - практике Эмбодимент. Вы можете отследить выход подписавшись на ТГ подкаста.
#психосоматика
Психосоматика (психо - душа, сома - тело с др. греч.) - раздел медицины, изучающий взаимоотношения психических и соматических (телесных) процессов. Слово в последнее время становится распространенным. И уже часто в быту мы можем услышать объяснение почему у человека возникает та или иная болезнь или недомогание: "Все болезни от нервов".
В литературе мы можем встретить список "Чикагская семерка психосоматики" - типологию "классических" недомоганий представленных учеными Чикагского университета в далеком 1950 году:
1. Бронхиальная астма.
2. Нейродермит (атопический дерматит).
3. Гипертония.
4. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
5. Тиреотоксикоз (гиперфункция щитовидной железы).
6. Ревматоидный артрит.
7. Неспецифический язвенный колит.
Список в настоящее время значительно расширен. К нему добавлены: мигрень, псориаз, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, бесплодие, аллергический ринит. Эти и многие другие расстройства также имеют основания считаться психосоматическими. Но, к сожалению, намечается тенденция списывать на психосоматические реакции все болезни. Что на самом деле не совсем верно.
Чтобы добавить ясности в эту серую зону хочется поделится подкастом, в котором приглашенная гостья кандидат психологических наук Наталья Фомичева делится знаниями и опытом работы с психосоматическими расстройствами, а также разрушает некоторые мифы и легенды связанные с этим: Психосоматика: как тело и психика влияют друг на друга.
Также в продаже есть книга за авторством Натальи Фомичевой Правда и Миф о психосоматике.
И небольшой анонс. В выходные будет опубликован очередной эпизод нашего с Анастасией Малявской подкаста "Бизнес на кушетке". В нем мы попытаемся раскрыть 60 оттенков серого нового направления в осознании телесности - практике Эмбодимент. Вы можете отследить выход подписавшись на ТГ подкаста.
Yandex Music
Психосоматика: как тело и психика влияют друг на...
🔥7❤1👍1
Вопросы мотивации. Тест Герчикова
#инструменты
Давайте сегодня затронем сколькую, но очень популярную в организациях тему - мотивация.
Как замотивировать людей на неприятную им работу?
Как замотивировать людей на изменения?
Как найти свою мотивацию?
Где вообще эта мотивация скрыта?
И сегодня остановимся на таком интересном инструменте, как Тест Оценки Мотивации , созданный на основе научных статей нашего соотечественника и ученого Владимира Герчикова.
В основе концепции Герчикова лежат два базовых для промышленной социологии понятия: мотивация и трудовое поведение. В свою очередь, внутри каждого из этих понятий можно увидеть разные формы проявлений. И различают два типа: мотивацию достижения и мотивацию избегания.
Тест позволяет выявить, какой из пяти типов мотивации наиболее свойственен оцениваемому. Далее название типа и его характеристики.
Люмпенизированный (также - избегающий) тип :
- отсутствие инициативы
- все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
- согласен на низкую оплату при условии, чтобы другие не получали больше;
- низкая квалификация;
- не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
- низкая активность и выступление против активности других;
- низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
- стремление к минимизации усилий.
Инструментальный тип:
- сильная направленность на материальную составляющую: интересует цена труда, а не его содержание
- важна обоснованность цены, не желает «подачек»
- важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно
Профессиональный тип:
- свобода действий, нацеленность на профессиональное развитие
- интересует содержание работы;
- не согласен на неинтересную для него работу, сколько бы за нее ни платили;
- интересуют трудные задания – возможность самовыражения;
- считает важной свободу в оперативных действиях;
- важно профессиональное признание как лучшего в профессии.
Патриотический тип:
- необходима идея, которая будет им двигать;
- важно общественное признание участия в успехе;
- главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.
Хозяйский тип:
- инициативность
- лидерские задатки: добровольно принимает на себя ответственность;
- характеризуется обостренным требованием свободы действий;
- не терпит контроля.
- сильная потребность в карьерном росте
После прохождения теста выдается процентное или индексное отношение ко всем 5 типам. Ниже вы можете увидеть один из примеров исследований различных групп персонала: от рабочих до топ менеджеров. Очень интересная мне кажется получается картина.
Также можно пройти тест самостоятельно онлайн, например тут, и сравнить с результатами.
#инструменты
Давайте сегодня затронем сколькую, но очень популярную в организациях тему - мотивация.
Как замотивировать людей на неприятную им работу?
Как замотивировать людей на изменения?
Как найти свою мотивацию?
Где вообще эта мотивация скрыта?
И сегодня остановимся на таком интересном инструменте, как Тест Оценки Мотивации , созданный на основе научных статей нашего соотечественника и ученого Владимира Герчикова.
В основе концепции Герчикова лежат два базовых для промышленной социологии понятия: мотивация и трудовое поведение. В свою очередь, внутри каждого из этих понятий можно увидеть разные формы проявлений. И различают два типа: мотивацию достижения и мотивацию избегания.
Тест позволяет выявить, какой из пяти типов мотивации наиболее свойственен оцениваемому. Далее название типа и его характеристики.
Люмпенизированный (также - избегающий) тип :
- отсутствие инициативы
- все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
- согласен на низкую оплату при условии, чтобы другие не получали больше;
- низкая квалификация;
- не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
- низкая активность и выступление против активности других;
- низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
- стремление к минимизации усилий.
Инструментальный тип:
- сильная направленность на материальную составляющую: интересует цена труда, а не его содержание
- важна обоснованность цены, не желает «подачек»
- важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно
Профессиональный тип:
- свобода действий, нацеленность на профессиональное развитие
- интересует содержание работы;
- не согласен на неинтересную для него работу, сколько бы за нее ни платили;
- интересуют трудные задания – возможность самовыражения;
- считает важной свободу в оперативных действиях;
- важно профессиональное признание как лучшего в профессии.
Патриотический тип:
- необходима идея, которая будет им двигать;
- важно общественное признание участия в успехе;
- главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.
Хозяйский тип:
- инициативность
- лидерские задатки: добровольно принимает на себя ответственность;
- характеризуется обостренным требованием свободы действий;
- не терпит контроля.
- сильная потребность в карьерном росте
После прохождения теста выдается процентное или индексное отношение ко всем 5 типам. Ниже вы можете увидеть один из примеров исследований различных групп персонала: от рабочих до топ менеджеров. Очень интересная мне кажется получается картина.
Также можно пройти тест самостоятельно онлайн, например тут, и сравнить с результатами.
👍9🔥1