ПСИвИТ | Анастасия Калашникова – Telegram
ПСИвИТ | Анастасия Калашникова
3.67K subscribers
91 photos
9 videos
7 files
461 links
Канал про психологию в IT.
Тексты, подкасты и митапы для развития себя и своей команды. А в чате поддержка коллег и профессиональных психологов.

Автор: @akpsy
Сайт с проектами: psyvit.ru
Подкаст: https://psyvit.mave.digital
Download Telegram
Этот пост родился по следам консультации где-то год назад.

Моя клиентка К., по профессии разработчик, 25 лет, замужем, супруг так же занимается разработкой и круг общения общий, хотя компании, где работают разные.

К. несколько лет не может поделиться с супругом, что одно из ее любимых занятий в свободное время и когда супруга нет дома, это уйти куда-то из дома, удобно расположиться и вязать. Летом это парк, зимой кофейня. Связанные салфетки, носки и прочее К. порой расплетает и делает вновь, порой кому-то дарит, одна салфетка лежит дома, но супруг считает, что он куплен в переходе у бабушки.

К. не может рассказать мужу, потому что когда-то, общаясь в компании, супруг и общие знакомые пары стали обсуждать вязание и назвали это занятие «странным». И дали ему весьма язвительную, со слов клиентки, оценку. Где были фразы, что это увлечение для бабушек или старых дев, либо же и вовсе для шизофреников.

К. запомнила этот разговор и в дальнейшем просто не смогла рассказать супругу о своем увлечении, побоявшись, что ее назовут «странной». Со слов клиентки она и так достаточно часто слышит в свой адрес подобную фразу от разных людей. И болезненно это воспринимает.

После консультации я думала о том, как легко люди дают оценку в контексте «странный/ая» и как порой она действительно может ранить. Хотя, как мне кажется, именно наши особенности, странности и т.д., делают нас нами. Да, порой сложно противостоять окружающим и приходится защищать и отстаивать то, что важно и дорого тебе. Остро это видно в контексте религии, политических взглядов, ориентации, абортах. В чем-то, где есть отдельный человек, мы можем этого не замечать. А в некоторых сферах, где присутствует «троллинг», как стиль общения, это может быть нормой. 😟

По сути, то, что для кого-то будет являться странным, для другого может казаться чем-то удивительным и интересным. И всегда важно, чтобы наш близкий мог быть с нами открыт в своих увлечениях и мыслях. Чтобы не боялся оценки или осуждения, даже, когда увлечение или интерес мы не разделяем. 🙏

В современно мире мы привыкли высказываться быстро, остро и не думая о чувствах другого. Порой даже не останавливаясь в своих суждениях и не допуская, что кто-то может считать совсем иначе, а значит острая оценка может ранить. 😟

Но между тем, важно помнить, что хорошие, здоровые и доверительные отношения, как в паре, так и между друзьями, как и в коллективе, строятся там, где человек не боится быть собой и имеет возможность открыться. ❤️

Берегите себя🙏

#заметка_akpsy #консультации #странныелюди
Часто слышу фразу «Мой код - это и есть я». Много раз она звучала на консультациях в совершенно разных окрасах и интерпретациях.

Кто-то говорит так, объясняя, почему так болезненна критика.
Кто-то оправдывает, почему сложно оставить работу и посвятить время увлечениям или семье.
Кто-то ощущает все вокруг происходящее через написание кода и не разделяет его и свою жизнь.
Кто-то скрывает за этим свое глубокое одиночество.

Не всегда эта фраза про боль, но у меня в кабинете мы говорим об этом. Она как бы поворачивает к самому себе и заставляет задать вопрос: «А так ли это?». Вот сидит напротив талантливый человек, начитанный, умный, заботливый. Который в суматохе бешеного ритма современного мира как будто заблудился или даже потерялся. Который давно уже не спрашивал себя о том, какое у него настроение, самочувствие и давно ли он обедал без ноутбука. Который растворился в профессии.

У Ирвина Ялома есть прекрасная цитата на этот счет: «Нет, вы – это не ваша карьера, вы – не ваше великолепное тело, вы – не ваша мать, или отец, или мудрый старец, или вечная кормилица. Вы – это вы сами, "Я", ядро вашей сущности. Обведите его линией: другое, то, что остается снаружи, – это не вы; эти другие вещи могут исчезнуть, а вы по-прежнему будете существовать.»

Берегите себя🙏
Очень часто мы можем услышать фразу – «у меня депрессия, ничего не хочется». От каждого второго разработчика я слышу обращение к себе, как «я депрессивный человек». И не всегда сразу удается рассмотреть, что за этим скрывается действительно глубокое переживание, на которое долгое время не обращалось внимание.

Депрессия — это психическое расстройство, главными признаками которого является стойкое длительное снижение настроения, чувство тоски, ощущение бесперспективности жизни. Она разрушительна и опасна. Особенно тем, что очень часто ей не уделяется должного внимания. «Отдохни и все пройдет» - часто может услышать человек в подобном состоянии.

Признаков депрессии много, но три наиболее основных:
⃣Упадок настроения, печаль, тоска;
⃣Усталость, бессилие, нежелание что-либо делать;
⃣Ничего, что ранее приносила радость – не радует

При депрессии можно заметить снижение аппетита, плохой сон.
Депрессия опасна. По разным статистикам, в этом состоянии от 40 % до 60 % людей всех самоубийств совершают люди больные депрессией.

Если вы заметили у себя подавленность настроения, которая длится более 2х недель, плохой сон, усталость и т.д., обратитесь к специалисту. Не отмахивайтесь от этого! 🙏

#депрессия
Сейчас я нахожусь в Армении. На конференции Barcamp. Конференция собирает совершенно разные темы, людей. Много нетворкинга (прям очень много).
Надо отметить, что организаторы много усилий вкладывают в комфорт спикеров. Я себя ощущаю почти, как в отпуске.

Из вопросов, которыми я сегодня задалась, а есть у кого-то обзоры ИТ конференций? Честные обзоры. Чтобы независимый человек описывал, как строит свою работу ПК, как организаторы готовятся и что делают. Про выбор площадки, еду, аудиторию и т.д.

Кажется, что это полезная история могла бы быть.
Если кто-то знает такое, киньте в личку или комментарии.

#barcamp #выступление_akpsy
А вы помните, что 13-14 июля у нас большой Peer Lab в Кирове! Я и прекрасный друг, а так же один из организаторов конференции Barcamp Армения приглашаем вас.

Это отличная возможность провести выходные на природе в интересной компании.

Регистрация тут:https://hutorium.timepad.ru/event/962270/

#peerlab
Отношения – штука сложная. А отношения с бывшим работодателем особенно. 😎

Когда мы выходим на новое место работы с тоской и сожалением о том, как было ТАМ, это может приводить к конфликтам, тревоге и сомнениям, а порой и к увольнению.

Давайте поговорим об этом чуть подробней. 🤔

Проработав какое-то время в компании, мы привыкаем к определенным правилам и порядкам, к людям, бонусной системе, традициям и так далее.
Работа занимает большую часть нашей жизни и после смены работодателя бывает сложно перестроиться.

Часто на консультациях мои клиенты говорят: «тут не так, как было в прошлой компании», «все время сравниваю и тут все не так». И часто бывает так, что если идти в глубину, то за этим «не так» нет чего-то неверного, плохого, а есть именно то, что «здесь все иначе».

Важно увидеть, что эти перемены неплохие, а наоборот, несут перемены и новые ощущения. Для того, чтобы было проще привыкнуть к новому месту работу, очень важно закончить отношения с «бывшим».

Что можно сделать:
✔️ Составьте список причин, по которым вы ушли с прошлого места. Будьте с собой честны. Спустя время может казаться, что ничего плохого и не было. Но, если вы ушли или вас уволили, то на это были причины;
✔️ Составьте список контраргументов, которые вам дала новая компания. Сравните их, поизучайте. Если их не нашлось или их мало, постарайтесь вспомнить по каким причинам вы выбрали новое место работы? Что стало решающим фактором? Является ли он на данный момент мотивом?
✔️ Если вы ощущаете, что с прошлого места работы вы тоскуете именно по людям, а не по самому месту (так чаще всего и бывает), спросите себя, что можно с этим сделать? Возможно позвонить или написать бывшим коллегам и предложить встретиться? Возможно поддерживать общение?

Если в своих рассуждениях вы пришли к тому, что смена работы была продиктована эмоциями и усталостью, и ваше недовольство новым местом сильно коррелирует с тем, что вы действительно поторопились с уходом, то попробуйте обсудить с бывшим руководством возможность возвращения. Объяснив ситуацию и вновь все взвесив. Очень важно не закрывать глаза на то, что даже если поступок был совершен на эмоциях, он требует вашей честной оценки себя и своего работодателя. Оценки и выводов конечно же.

Если чувства и переживания останутся открытыми, приходите на консультацию, разберемся с этим вместе.

Берегите себя!🙏

#полезное_akpsy #бывшийработодатель
Вспомнила про mind map, который делал Юрий Самсонов по следам моего доклада на TeamLeadConf 2019 "Тимлид как психолог".

Делюсь. Может быть будет полезно.
Кажется, что одно из важнейших решений, которые стоит принять, осознать и прожить, это решение быть собой.

Признание своего права на те чувства, которые есть, те мысли, которые думаются. Еду, которая нравится, одежду, которая комфортна.

Базовое право быть собой.
Порой через защиту этого, через отстаивание границ.
Через изучение себя, познание. Порой через то, что я такой, как есть могу не нравится другим. Могу быть не комфортным. Я могу сам себе не нравится. Это тоже моё право!
Попробуйте не закрываться мимолетными советами, а прислушаться к себе.
Вокруг так много людей, которые знают, как жить и чувствовать. Которые скажут "не плачь", "будь сильным", "не гори так сильно". Скажут из самых лучших может быть побуждений, но как будто совсем не заметив нас самих порой.

Не отказывайте себе в праве быть свободными! Свободными в чувствах и желаниях. В свободе выбора быть счастливыми!

Берегите себя 🙏

#заметка_akpsy
О некоторых особенностях удаленной работы .

Какие плюсы работы удаленно:
• часто это гибкий график начала и окончания рабочего дня;
• отсутствие необходимости тратить время на дорогу;
• отсутствие необходимости переезжать в другой город;
• рабочее место такое, как хочется (нет Openspace);
• в некоторых случаях удаленная работа оплачивается выше, т.к. работодатель экономит на организации рабочего места;
• возможность распределять свои силы и «вдохновение»;
• возможность для путешествий;
• отсутствие дресс-кода. Да и в целом – хоть без одежды»;
• меньше зависимость от «сезона» при поиске работы или сотрудника;
• для некоторых – отсутствие коллектива с которым нужно постоянно поддерживать общение;
• отсутствие необходимости участвовать в корпоративной жизни офиса.

Некоторые «плюсы» условны. И не для всех. Они же могут перетекать и в минусы:
• Гибкий график часто приводит к круглосуточной работе. Особенное, если команда работает в разных часовых поясах;
• Если поездка от дома до работы это единственное время, когда можно побыть одному, то постепенно это так же может перерасти в минус;
• Дом. Дом. И дом. Отсутствие смены «декораций» может постепенно демотивировать;
• Нет команды и как следствие корпоративной жизни, которая помогает переключаться;
• Работая удаленно люди чаще факапят сроки. Т.к. здесь нет привычного контроля;
• Появляется чувство, что другие участники не работают;
• Из-за смешанности в границах между работой и домой часто возникает чувство вины.

Что делать, чтобы было «хорошо»:
• Выбирая удаленный график работы важно взвесить все плюсы и минусы. Понять, какова мотивация в поиске подобной занятости. Если речь идет о нехватке времени на семью и себя, то стоит начать с того, чтобы поискать работу с нормированным график, а не удаленную;
• Если все же выбор сделан, и вы работаете удаленно, то разделяйте рабочее пространство и домашнее. За рабочим столом не должно быть ничего кроме работы. Иначе вы можете отвлекаться;
• Разделяйте рабочее и личное время. (Да, опять я про планирование. На удаленке без него – НИКУДА);
• Поддерживайте общение с командой. Если вы менеджер, то не забывайте о контакте с командой. Если разработчик, то не забывайте отвечать на письма 😉 Не игнорируйте групповые митинги даже из-за не любви к skype 😁.


Если есть чем дополнить – Welcome.

#полезное_akpsy #удаленнаяработа
Мы в Devleads решили попробовать новый для нас формат — IT завтрак.

Это некий мини-тренниг для IT, где мы будем осваивать новое, разбирать старое и практиковать полученное друг на друге. Поэтому количество мест крайне ограничено.

Встреча проходит в режиме разбора теории и отработки материала на практической игре.

Разберем:

-Самые частые причины увольнений
-Какие есть стратегии по удержанию
-Как выстроить диалог так, чтобы сотрудник озвучил свои истинные причины увольнения.

Длительность встречи — 3 часа с перерывом.

Регистрация вот тут: https://psiholog-anastasiya-kalas.timepad.ru/event/1012551/

P.S.: обратите внимание, что встреча только для IT.

#devleadsзавтрак
Я тут писала вам пост по следам доклада в Кирове. О том, что нельзя замерить чью-то боль. Нельзя решать, кому сложней с чем-то справиться. И итоге пост перерос в поток чувств на тему «будьте добрей». Хотя доброта тоже фактор, который нельзя замерить.

И все эти мысли привели к недавнему жесткому спору с одним из звезд мобильной разработки. Коллега настаивает, что троллинг не является проблемой. И не перерастает в травлю. Спор был долгий и местами неприятный. В итоге мы перешли к исследованиям.

К исследованию, которое доказывает, что сексистские шутки повышают толерантность к насилию.

Про теорию разбитых окон. Можно много где почитать, мне понравилось вот тут: https://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-razbityh-okon

Вот тут почитать (на английском): https://c.ymcdn.com/sites/www.psichi.org/resource/resmgr/journal_2017/SummerJN17_Sriwattanakomen.pdf?fbclid=IwAR1rPfltctp4t3FrK54j05f0SIjZwu53WXfjBuRZva52-eD6xH0igXq4awM

Исследование компании HH на тему «Троллинг в офисе»: https://hh.ru/article/1346

В результате нашего спора никто не остался прав. Я спросила у коллеги, почему он так уверен, что троллинг не проблема и что он не переходит черту. Ответом мне было, что даже если это так, его лично это не касается. Это проблема только того, над кем шутят. И с такой позицией я не согласна.

Каждый из нас троллит. Мы все шутим друг над другом и порой жестко. Но очень важно останавливаться. Важно задумываться о чувствах другого человека, включать рефлексию, эмпатию.

Важно быть человеком.

Берегите себя!🙏
Добралась до обновлений Telegram. Теперь сервис позволяет обсуждать пост в отдельной группе. Но чтобы понять, как это работает, нужно тестить.🙃
#тест
Работает вот так😂 Заходите в гости.

#тест
Хороший друг на этой неделе перешёл на новую работу. И подкинул тему для нашего канала, которая может быть полезна.

Как освоиться в новом коллективе и на новом месте.
1) Первые дни всегда волнительны. Правила общения неизвестны, какие-то процессы ещё непонятны. Где что находится неизвестно.
Первым пунктом важно принять факт, что вы можете волноваться. Испытывать некую тревогу. Это не делает вас плохим. Или новое место. Просто мы так устроены. Когда встречаем новое, тревожимся, через это адаптируемся.
2) Первые пару дней внолне нормально не знакомиться с новыми коллегами. Не значит, что избегать контакта. Но совершенно не обязательно сразу пытаться запомнить имена всех и каждого. Дайте себе чуть времени.
3) Через пару дней вы сможете оценить, как устроено общение в команде. Что принято, что нет. (не все, но какие-то моменты проясняться) Это поможет самому инициировать общение.
4) Спрашивайте HR или руководителя, что непонятно. Это касается и того, кто за что отвечает, что делает. Даже, если это не относится к вашей непосредственной работе, но у вас есть интерес.
5) Все вопросы по вашему трудоустройству задавайте сразу. Если что-то не ясно в трудовом договоре, допниках и т.д. Сразу проясняйте. Это не те вопросы, которые можно оставить на потом.
6) Если вам некомфортно обедать вместе со всей командой, вы можете этого не делать! Это прям отдельным пунктом. Почему-то многие об этом забывают.
7) Придя на обед или какие-то другие перерывы, обратите внимание, что обсуждают коллеги. Не спешите задавать рабочие вопросы. Обед - время отдыха. Если вам задают вопросы о том, как вы, кто и чем занимаетесь. Будьте кратки, но по делу. Не нужно быть формальным, но и от рождества мира о себе на эти вопросы рассказывать сразу не нужно.
8) Не бойтесь чего-то не знать. Не бойтесь говорить о том, что не знаете. Это поможет быстрей разобраться.
9) Верьте в себя! Все получится!

Желаю моего другу больших побед на новом месте.

Берегите себя🙏

#новаяработа
Очень люблю выступления Георгия Могелашвили. Он так круто работает с залом, так всегда спокоен. Это очень мотивирует улучшать свои выступления.
Посмотрела очередной недавно и наконец сделала конспект, как обещала.

Доклад "Эффективные 1-на-1"
Он очень крут! Ключевые мысли:
- 1:1 нужен для того, чтобы узнать статус людей. Как их дела в профессиональном и личном плане. Дать им фитбек о том, что нужно исправить.
- Разговоры должны быть предсказуемы и регулярны. Это снимает стресс.
- Важно не пропускать встречи. Мы тратим время сотрудника(и много), если отменяем или не приходим на 1:1.
- 1:1 хорошо нужно проводить в отдельном месте, без других людей.
- Важно быть прозрачным. Если делаем записи в блокноте, рассказать, зачем это нужно.
- Задавать открытые вопросы, которые будут располагать к тому, чтобы отвечать.
- Правило "5 почему".
- Помним про техники активного слушания.
- На 4 мотивационные фидбека давать 1 критикующий.
- Не делайте 1:1 для галочки. Ставьте себе цель, какой результат хотите получить через эти встречи.

Отдельно полезно послушать, как в Booking дают фидбека. И серию вопросов-ответов.
Ещё в докладе есть чуть нейрофизиологии. Это интересно! Как и весь доклад.

Ссыль на выступление: https://youtu.be/oWNgix2sNJ8

#teamlead #one_on_one #доклад
В прошлом году ко мне на личную консультацию пришло больше 150 человек.
В основном это люди из ИТ.
Каждому 4му из них диагностирована депрессия или биполярное расстройство и он наблюдается у психиатра.
Каждый 2й злоупотребляет алкоголем или наркотическими веществами.
С каждым 6м мы работали с темой развода/расставания с партнёром.
Каждый 2й работает больше 10 часов в день и работает на выходных.
В среднем 3 раза в месяц кто-то из клиентов звонит в истерике, что больше ничего не хочет от жизни .
Каждый 3й говорит о проблемах в коллективе, которые связаны с плохо выстроенной коммуникацией.

Весёлая, беззаботная ИТ сфера...
Хорошего дня! Пусть он пройдёт в "здесь и сейчас".

#картинки
А между тем и этим у нас ровно неделя до большого выезда в Поселок программистов. Этот выезд состоится благодаря сообществу @peerlabkirov. Ребята уже больше года проводят регулярные встречи, приглашают спикеров и теперь делают что-то большое

Итак, мы на два дня уедем в Посёлок программистов, где будет много природы, общения, свежего воздуха.
Ещё будет три небольших, но интересных доклада, которые будут рассказывать организаторы сообщества @devleadschat - Никита Майданов и Илья Кузнецов. Ребята очень крутые спикеры, но, увы, в Мск их очень редко можно послушать. Приезжайте в Киров😆

Шашлыки, палатки или уютная гостиница на ночь, для тех, кто захочет - встреча рассвета Описываю и уже скорей хочу поехать. И вы, давайте приезжайте.
Ссылка на регистрацию вот тут:https://hutorium.timepad.ru/event/962270/

Фоток с моей предыдущей поездки совсем немного, но в этот раз исправим - на мероприятии будет талантливый фотограф из Кирова. Анжелика Некрасова. Можно вот тут немного посмотреть ее работы https://vk.com/anekr_photo

До встречи на Peer Lab!

#peerlab #peerlabkirov #поселокпрограммистов