Рэнт расследует – Telegram
Рэнт расследует
540 subscribers
193 photos
2 videos
11 links
делаю дизайн, расследую мир идей
Download Telegram
Надо бы начать доводить игривые проекты-однодневки до какого-то презентабельного состояния, чтобы они не исчезали в столе. По этому поводу небольшая штучка с прошедших выходных.

На основе одной из сеток от Вовы Коломейцева нарисовала буковку ⟨a⟩. Смешную, придурковатую (см. картинку 1). Потом очень интересно искать способ конвертировать логику одной находки в систему и пытаться повторить прием с другими глифами. Шла от простых: ⟨h⟩, ⟨n⟩, ⟨d⟩. Со строчной ⟨g⟩ получилось схитрить — это просто перевернутая с ног на голову ⟨a⟩. Поиски ⟨s⟩ и ⟨e⟩ привели к возникновению нескольких стилистических альтернатив (см. картинку 5).

Захотела поставить слово handgloves в две строки — плотному набору стали мешать длинные выносные элементы. Поскольку базовая строка исходит из размера малой окружности в сетке, родилась идея произвольно опускать и поднимать буквы ровно на расстояние этой окружности (см. картинку 4).

В общем, пользоваться этим абсолютно неудобно, но финальные зауженные версии с заостренными овалами получились обаятельными. В них есть и некое подобие стрельчатой арки, и даже угловатость немецкой фрактуры, что придает буквам готический характер (см. картинки 6 и 7).

Я была и остаюсь апологетом идеи игры. Всем, включая дизайнеров, совершенно необходимо играть и делать дурацкие вещи, чтобы учиться! По-настоящему новые идеи возникают только в процессе игры. Писала это и вспомнила, что у Стругацких в романе «Волны гасят ветер» следующей ступенью эволюции человека оказывается homo ludens — «человек играющий», — очевидно, вслед за Йоханом Хёйзингой.

Как мне кажется, отсутствие игровых форматов — слабость российского дизайн-образования в сравнении с европейским. Если в обучении пропустить стадию детства, песочницы для экспериментов, и сразу перейти к работе над «кейсами от реальных клиентов», есть риск низвести дизайнера до компилятора референсов из пинтереста. А свою работу я люблю вовсе не за это.
30
В ноябре готовила две лекции. Первая — о письменных культурах Древнего мира и Античности. Вторая — о Темных веках, ранних христианских манускриптах, Каролингском возрождении, скрипториях и почерках Европы до X века.

Сражаюсь с интернетом за картинки в хорошем качестве. Я же не могу просто вставить рукопись с буквицами и миниатюрами в размере 300px, неловко будет такое показывать. Мне надо покопаться в Ватиканском архиве палеографии, в швейцарской, французской и британской библиотеках, найти каждую буковку в огромном разрешении, сделать векторные версии унциалов и всяческих минускулов…

Бывает сложно фильтровать материал, хочется рассказать обо всем (и тогда вместо 15 лекций получится 30). Иногда напишешь целую главу, а потом понимаешь, что она не нужна. Составляешь структуру до этапа исследования, начинаешь наполнять скелет лекции информацией, а ближе к концу оказывается, что все надо было рассказывать в другом порядке, по-другому расставить акценты.

Такой пример из практики. Я планировала начать курс с Темных веков: там уже и кельтские монахи Евангелие из Линдисфарна проиллюстрировали, и Карл Великий решил культуру переписи книг возродить, и Арабский халифат поднялся и завоевал половину Средиземноморья, принеся европейцам передовые технологии… Все самое интересное! Объясню, думаю, в паре слов, почему от античной литературы до современности дошло 10% письменных источников и куда в Раннем Средневековье пропало все остальное. Скажу, значит: распад Римской империи, переход с папируса на пергамент, со свитка на кодекс, христианизация Европы и отказ от языческого наследия Античности, Великое переселение народов, войны и переделы территорий…

Начинаю писать и понимаю, что возникают в этой складной истории закономерные пробелы: а почему Римская империя распалась? а когда появился пергамент, и в чем его отличие от папируса? откуда в Египте православная церковь, кто такие копты, и куда пропали фараоны? почему Византия — второй Рим, но там говорят на греческом? Хорошо, решаю вставить в начало лекции о Темных веках предысторию и контекст, пересказать последние новости, начиная с Александра Македонского. А это уже тянет на целый отдельный текст — вообще про другую историческую рамку.

Решаю перекроить хронологию курса и добавить в начало материал о Поздней Античности. Но и тут-то все не так просто. Раз уж заговорили про греков с римлянами, то и про Междуречье не помешало бы, все же связано, все друг на друга влияли! А Египет до эллинизации? Арамейские языки, финикийцы, эгейское письмо… Клинопись — моя любимая тема! Целый мир. В общем, об античности сложно рассказать изолированно, приходится начинать с третьего тысячелетия до нашей эры… Так и получилось, что одна лекция распалась на два полноценных текста: про письменности Древнего мира и пост-римскую Европу.

Показываю набор случайных слайдов, чтобы зафиксировать текущий этап работы над большим проектом.
25🔥11
Пленочные открытки из Берлина!

Кусочек новой квартиры; голубой диван, а на диване — чудовищная электронка, которую надо курить носом (не спрашивайте); находка октября: стручки из супермаркета можно есть сырыми; совместный портрет с Хару (спасибо за фотографии!); нелепый кухонный коврик, на котором десятью разными шрифтами повторяется, словно заклинание, манящее «New York City»... Проводы в Москву, одним словом.
💘10🤬1
Рэнт расследует
В ноябре готовила две лекции. Первая — о письменных культурах Древнего мира и Античности. Вторая — о Темных веках, ранних христианских манускриптах, Каролингском возрождении, скрипториях и почерках Европы до X века. Сражаюсь с интернетом за картинки в хорошем…
Для работы над курсом я использовала весь свой энтузиазм в создании систем хранения информации и сделала вот такую ноушен-конструкцию, в которую складываю картинки и тексты, а потом достаю и ставлю в презентации в нужный момент.

Все устроено просто. Есть несколько баз, куда я завожу данные и связываю друг с другом. Это: течения/школы/периоды; персоналии; тексты/книги/эссе; проекты (не изолированные картинки, а серийные вещи с интересной историей на фоне); коллективы (студии, творческие объединения, словолитни).

У каждой карточки с персоналией есть: портрет, годы жизни, страна, течение/период, проекты, тексты (у тех, кто что-то писал). В карточку с периодом падают все относящиеся к нему имена, проекты и тексты. Упомянутые в биографиях сторонние имена сделаны ссылками и ведут на карточки про соответствующих практиков/теоретиков. Можно посмотреть упоминания и отследить связи.

Короче, параллельно работе над курсом выросла и моя маленькая википедия о дизайне, которую я постоянно дополняю. Настраивать муторно, зато потом удобно вести и пользоваться. Время на поиски информации в интернете сокращается, это я люблю. Однажды сделаю публичной, но пока это сырой амбициозный проект в процессе становления.

(Скажите, что вы тоже тратите 80% времени не на презентации и собственные тексты, а на ведение своих ОКР-инспирированных систем...)
17🔥86💯2😎2
1/3 О заразительности оцифрованного прошлого

Что вообще современно? Как кристаллизовать реальность, ухватить ее, отфильтровать сырой материал и создать вещь, рефлексирующую здесь и сейчас, если большинство потребляемого тобой цифрового культурпродукта создано в прошлом или обрабатывает прошлое? Прошлое в интернете невидимо и тотально, как воздух. Невидимо и заразительно, как заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем.

Материальные носители прямолинейны: они разрушаются, их принадлежность к истории открывается нам через старение. Вещи уходят, если не нужны, — их не сохраняют, позволяют им исчезнуть. Физический мир навязывает сортировку: географическую, историческую, экономическую. Мы понимаем, например, что в Москве вряд ли можно встретить здание, спроектированное Гауди, но ждем этого от Барселоны. Ограниченность материи создает иерархию. Время отфильтровывает лишнее и позволяет эпохам затвердевать и утверждаться.

В интернете артефакты тоже истлевают, но куда менее охотно, чем материальные объекты. Оцифрованные призраки прошлого густо населяют настоящее. Им не дают умереть, они постоянно возрождаются и возвращаются в дискурс. В интернете изображения, музыка и видео из всех возможных эпох сосуществуют рядом в случайных конфигурациях, уподобляясь мусору. Между ними нарушаются хронологические связи, порядок преемственности. Наследие не уменьшается, а напротив — только копится, превращаясь в бесформенную кучу, как не разлагающийся пластиковый мусор. По-настоящему неиерархична только куча мусора — идея Кабакова, с которой сложно спорить. Пинтерест выдает тебе рядом фотографии церквей XIV и XIX века — и кто, кроме искусствоведа или архитектора, разберет, что там средневековое русское зодчество, а что — неорусский стиль и историцизм?

Нагромождение прошлого и тысячи версий настоящего размывают современность. Даже личное, интимное настоящее оказывается отдано на аутсорс, потому что эмоции проживаются и обретают плоть с помощью культурных артефактов-посредников: поплакать под альбом из 1960-х, провести семейный вечер под фильм из 1990-х, поиграть в игру из начала 2000-х.

Что из этого всего было, а что есть прямо сейчас, и где во всем этом наше время? Может, культура настоящего — и есть виртуальный стык всех эпох в одной точке, утративший чувствование самого себя? Исторически уникальное явление, самобытное в своей тотальной эклектичности. Но много ли в такой конфигурации возможностей для воображения и создания будущего?

#искусство_и_перепроизводство@rantypes
❤‍🔥101🌚1
Рэнт расследует
1/3 О заразительности оцифрованного прошлого Что вообще современно? Как кристаллизовать реальность, ухватить ее, отфильтровать сырой материал и создать вещь, рефлексирующую здесь и сейчас, если большинство потребляемого тобой цифрового культурпродукта создано…
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Культура, может, и пронизана гегемонией прошлого, но есть противоядие: практика, основанная на наблюдении, а не референсах.

Ключевое слово — практика. Практика сталкивает с реальностью твоего материала. Вот рисуешь ты буквы по отдельности, все красиво, но при наборе слов возникает проблема: крупные выносные элементы сталкиваются друг с другом. Поиск решения и перебор вариантов дает тебе свежий прием, базирующийся только на преодолении препятствия здесь и сейчас. Получается шрифт, состоящий из странных лигатур на 50%.

Работа с референсами и обращение к прошлому полезно, когда целенаправленно и ограниченно. Но я боюсь передозировки чужим материалом, меня легко засасывает пучина картинок, сравнение себя с другими. А рефлексию еще надо заслужить…

Половину декабря рисовала всю кассу и переносила ее в Глифс, возилась с кернингом и несколько раз переделывала отдельные буквы. Засечки и капли используются избирательно, наследуя логике антикв частично, а где-то упрощая терминал, чтобы не перегружать и без того тяжелые формы. Планирую за январь нарисовать кириллицу...
13
В ходе своих автомобильных путешествий собираю мозаики и барельефы по всему пространству бывшего СССР.

Была волонтеркой на мониторинге и уборке пляжей в Анапе после разлива мазута, заодно добавила в коллекцию такую композицию со стены Дома культуры в Витязево.
❤‍🔥125🔥4
Вместо итогов года хочется зафиксировать новое самоощущение. За первые 26 лет жизни я так уверовала в идею конца истории Фукуямы, что даже 2022-й год меня не переубедил. Казалось, что произошла ошибка, которую достаточно исправить точечно, чтобы мир вновь оказался зачарован негой потребления и небытия. Эффект муравья: кажется, что короткий период истории, на который выпала твоя жизнь, и есть статус-кво, установленный отсюда и навсегда.

Но в 2024 году современность вернулась бесповоротно. Римляне думали, будто свержение Ромула Августа варварским полководцем — не конец Рима, а какая-то досадная случайность, которую вот-вот устранят. Сюрприз: «нормальность» в истории — это иллюзия. О Римской империи надо вспоминать почаще, когда кажется, что Pax Romana (или любой другой Pax) будет длится вечно. Мир не сошел с ума — он всегда был именно таким, как сейчас. В длинной исторической рамке аберрацией является скорее покой, нежели война. Ничего никуда не вернется, инерцию накопленных противоречий не остановить. И это хорошо. Это лучше, чем ложное затишье мира на грани бури.

Мало что так трезвит, как пребывание в истории. Убежать от истории, спрятаться и отсидеться уже не получится, потому что мир будет меняться и перерождаться везде. В таких обстоятельствах остается только принять историю и войти в нее. И это освобождает. За свои слова и дела приходится отвечать. Будто тебя снимает скрытая камера — только камерой оказывается прожектор современности. Историчность момента задает оси координат. Через ужас соприкосновения с реальным обретается драгоценное чувство «сейчас». Нужно терять, приобретать, бороться, падать, вставать, чего-то бояться, на что-то надеяться, с чем-то сравнивать.

В 2025-м желаю себе и всем обрести и никогда не терять чувство миссии, которое способно подарить возвращение в историю.
25💔11❤‍🔥4