Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.46K subscribers
564 photos
75 videos
5 files
992 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Основатель GMK @gmkblog
Что мы делаем: https://gmk.ru
Download Telegram
Пока столичные девелоперы идут в регионы, региональные идут в Москву…

В первом полугодии 2024 г. девелоперы потратили на покупку земельных участков под жилье в Москве 127,7 млрд ₽, 39% этой суммы вложили региональные игроки. Это самый высокий показатель как минимум за пять лет (а может, и за всю историю рынка).

При этом больше других регионов в стройплощадки Москвы инвестирует Тюмень (в первую очередь Брусника, «Страна Девелопмент» и «Проф-Консалт»). За пять лет они вложили в московские проекты 57 млрд ₽ (это треть региональных инвестиций).


Логика захвата новых рынков очень понятна. Но я уже писал, что с точки зрения, допустим, ЕРЗРФ, который регулярно оценивает новостройки по определенным потребительским качествам, региональный продукт намного сильнее, чем столичный. Вообще проекты из Москвы только недавно стали попадать в топ рейтинга, а до этого там были сплошные регионалы.

Поэтому я понимаю, с чем идет в Москву Брусника. С интересной с точки зрения комфорта концепцией строительства жилья.

С чем идут в регионы крупные девелоперские компании? Да бог знает. Вероятнее всего, они будут пытаться построить там то, что строят в Москве. А это не всегда хорошо для регионов. Например, там точно не нужна высокоплотная застройка, в которой очень сложно жить.

Тем не менее, в этом вопросе многое зависит от географии. Есть регионы, где столичные девелоперы могут многому научить местных и развить рынок. А есть регионы, где местные девелоперы многому учат столичных и показывают им, что нужно строить.

Думаю, в конечном итоге это на пользу рынку. И, что более важно, потребителю.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍92🔥1
Все против нас…
🥴15🤯6😭4🤣1
Почему я соглашаюсь модерировать секции на профессиональных форумах? Я считаю, что это возможность очень быстро, точечно и недорого разобраться в нюансах определенных тем.

Я исхожу из того, что:

▪️Организаторы приглашают профессиональных игроков рынка, которые детально разбираются в той или иной теме.

▪️В ходе подготовки ты получаешь презентации, вникаешь в суть. Можешь задать вопрос по теме и узнать ответ.

▪️В итоге за 2-3 часа получаешь информацию, которую вручную собирал бы гораздо дальше.

Поэтому я всем рекомендую участвовать в качестве модератора в секциях, проблематика которых вас интересует. Даже если тема сама по себе не очень интересная, сделать ее такой — это ваша задача, решение которой зависит от ваших коммуникационных навыков.

Почему я ненавижу быть модератором и за редким исключением отказываюсь от таких приглашений? Потому что спикеры абсолютно безобразно относятся к своим выступлениям.

▪️ Могут дать согласие и за пару дней отказаться от участия.

▪️ Могут за день поменять спикера (а ты готовился разговаривать с другим человеком).

▪️ Мало кто отправляет презентации заранее. В результате модератор не может подготовить интересные вопросы и выгодно подать выступающего.

Поэтому, если вы хотите:

— чтобы модератор не задавал вам вопросы;
— или эти вопросы были глупые;
— или очень кусачие, которые подсвечивают ваши слабые места.

Делайте так, как большинство выступающих: или не готовьте презентацию совсем, или высылайте итоговую версию за пару часов, а то и минут до секции. А лучше вообще не контактируйте с модератором на этапе подготовки мероприятия.

И старайтесь как можно реже быть модератором на форумах.

Вот такой парадокс.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
🔥11👍7😁3💯1
Почитал повнимательнее заявление уважаемой ЭН.

Устойчивая инфляция остается выше той, которая требуется для возвращения к цели в следующем году. Сегодняшнее решение усилит импульс к снижению инфляции со стороны денежно-кредитной политики. Мы допускаем, что потребуется дальнейшее повышение ключевой ставки на ближайшем заседании.

Мы считаем необходимым вернуть инфляцию к 4% в следующем году. Для этого мы готовы сохранять денежно-кредитные условия жесткими столько, сколько потребуется. Мы также готовы продолжить повышение ключевой ставки.

Почему так важно вернуться к 4%, а не смириться с 6–8%?

Во-первых, для того, чтобы гарантированно защитить сбережения и доходы граждан от обесценения.

Во-вторых, только при низкой инфляции будут доступны долгосрочные кредиты. При высокой инфляции такие кредиты, включая ипотеку, будут дорогими для большинства заемщиков, так как в цену таких кредитов включается инфляционная составляющая.

В-третьих, когда инфляция значительно выше, чем в странах — торговых партнерах, рубль постоянно ослабляется.

В-четвертых, высокая инфляция означает бо́льшую волатильность цен. Чем выше инфляция, тем сложнее ей управлять. Если мы согласимся с темпами роста цен в 6,0–8,0%, то риски перехода инфляции в двузначную область значительно возрастут. Тогда вернуть ее под контроль будет гораздо сложнее и дороже для общества.

Поэтому Банк России будет делать все возможное для того, чтобы снизить инфляцию до 4% в следующем году.

Вообще, конечно, с точки зрения прописных истин факультета экономики председатель Центробанка говорит все правильно.

Единственное но: это не учебники, а реальная жизнь.

В любом случае, считаю, что познакомиться с выступлением имеет смысл. Лично я для себя вынес, что в ближайшее время сладко не будет.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍7🔥1
Россия
Казахстан
Узбекистан
Белоруссия
ОАЭ
Кипр
Андорра
Таиланд
теперь и Азербайджан

Мы подписали первый контракт с одним из девелоперов Азербайджана. Приятно считать себя экспортером. Особенно приятно экспортировать интеллектуальные ресурсы.

Конечно, 90% проектов, которые мы осмысляем и прорабатываем, сосредоточены в России (в первую очередь потому, что это самый большой девелоперский рынок в СНГ). Тем не менее, у нас сформировался достаточно большой, во многом уникальный опыт работы за пределами нашей страны.

Азербайджан — это своя девелоперская культура с восточным оттенком. Когда я был в Баку, то изучил, как развивается девелопмент, посмотрел проекты. То, что я увидел, с одной стороны, самобытно и тяготеет к национальным корням. А с другой — следует абсолютно современным, абсолютно европейским трендам.

Поэтому в таких объектах комфортно всем: и тем, кто устраивает свою жизнь с традиционным восточным укладом, и тем, кто тяготеет к более современным ценностям. Это мне очень импонирует.

Для нас это новый вызов, новые нейронные связи, новые люди и новые компании. Мы сделаем все, чтобы принести максимальную пользу нашим партнерам и извлечь для себя максимальные профиты с точки зрения экспертизы. Потому что для консалтинговой компании опыт и экспертиза — это основной актив.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
🔥76
Хуснуллин обратил внимание на начавшееся притормаживание вывода на рынок новых проектов.

«Это нас беспокоит. Это отразится на вводе через два-три года», — сообщил
вице-премьер.

По его словам, население России ежегодно вкладывает 8-9 трлн рублей в строительство жилья, поэтому власти будут контролировать развитие ситуации на строительном и ипотечном рынках.

«Конечно, мы никаких кризисов не допустим. Если нужны будут какие-то дополнительные меры по ипотеке или поддержке, мы будем принимать, чтобы не допустить никаких кризисов», — добавил Хуснуллин. 


Весь парадокс (и вся проблема) в том, что эти невыходы на новые проекты или притормаживание текущих объектов через полтора года аукнется потребителю ростом цен, который так пытается сдержать Центробанк.

Мы это наблюдали в 2020 году. Конечно, все это списали на пандемию, но не надо забывать: с переходом на проектное финансирование количество проектов и девелоперов в моменте сильно сократилось.

Был серьезный дефицит жилья, на который наложилась пандемия. Потом была льготная ипотека. И мы получили огромный ценовой гэп.

Так что как бы мы в желании придержать цены не сформировали почву для их резкого скачка в среднесрочной перспективе.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
💯113👍2
До июльского периода девелоперы регулярно спрашивали у меня: насколько вообще может вырасти продаваемая цена? Где предел?

Понятно, что существуют факторы, связанные со спросом и возможностями людей, которые даже с учетом ипотечного плеча ограничиваются какой-то суммой.

В то же время понятно, что себестоимость строительства увеличивается. И поэтому многих девелоперов серьезно беспокоил этот допустимый предел роста цен.

Причем если в регионах с низким уровнем миграции ответить на этот вопрос было несколько проще, то, например, в Тюмени, Краснодаре, Санкт-Петербурге и особенно в Москве появлялся дополнительный фактор, который важно было учитывать. Это уровень внешнего спроса.

Вообще Москва — это парадокс парадоксов. Где та грань, выше которой девелоперу будет нереально подняться? Я на этот вопрос зачастую ответить не мог. У меня были предположения, но оцифровать я их не мог.

А недавно увидел сравнение московской квартиры (причем не элитной, а вполне себе рядовой) и объектов в других странах. Думаю, по этой информации можно сделать определенные выводы относительно потенциала роста недвижимости в нашей столице.

Для сравнения аналитики взяли в пример московскую квартиру площадью 75 кв. м, цена которой составляет порядка 19 млн рублей — около $200 тыс.

Что можно купить на эти деньги в других регионах мира:

Испания, Канарские острова — квартира 65 кв. м: две спальни, две ванные комнаты, просторная гостиная с кухонной зоной с видом на бассейн и море

Португалия, Порту — трехкомнатная квартира 102 кв. м на пятом этаже многоквартирного дома с двумя лифтами

Франция, Нор-Па-де-Кале — четырехкомнатный таунхаус 123 кв. м

США, Флорида — квартира 70 кв. м.

Таиланд, Пхукет — вилла 100 кв. м с садом

Турция, Анталья — вилла 170 кв. м на участке 250 кв. м с видом на море и горы

Индонезия, Бали — вилла 80 кв. м с видом на сад


Думаю, на это интересно посмотреть и менеджерам по продажам, и руководителям девелоперских компаний. Предлагаю поразмыслить.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍42🔥1
Не все в порядке в нашем королевстве. Сбербанк заявил об окончании лимитов по «Семейке». И это бардак..
🤬4
В продолжение вчерашней дискуссии…

Знаете, русский национальный характер — его же хрен поменяешь. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Дом.РФ сообщил, что к 10 октября разберется с лимитами по Семейной ипотеке. Фактически это означает, что три недели наш любимый родной зеленый банк будет выдавать ее очень ограниченно.

Следовательно, значительное количество людей не сможет взять Семейную ипотеку именно в Сбербанке (а у них же много зарплатных проектов и прочие привязки).

Ну вот как-то так. Это Россия, которую, как говорится, умом не понять.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
🤯3
Сегодняшняя ситуация мне чем-то напомнила 2008 год.

Вообще наша компания очень давно занимается консалтингом в сфере недвижимости, и, как говорится, нам есть что вспомнить.

В 2008 году, когда случился всемирный мировой финансово-экономический кризис, крепко досталось и девелопменту.

И я помню, что мы практически каждый день отслеживали стоимость барреля нефти, понимая, что если он падает, то в стране становится меньше денег, а у людей — меньше возможностей платить за покупку квартиры.

Сегодня, я уверен, многие руководители девелоперских компаний следят за инфляцией. Потому что мы понимаем: если инфляция или инфляционные ожидания населения растут, Центробанк повышает ставку. Выше ключевая → дороже ипотека → меньше продаж.

Так вот, хотелось бы отметить, что наконец-то инфляция замедлилась, причем достаточно резко. И главное: впервые за несколько месяцев инфляционные ожидания у людей снизились.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍135👏1👌1
Вчера я был на встрече с Владимиром Познером. Очень интересный формат: небольшой рассказ и сессия вопросов и ответов.

Я пересекался с Познером примерно 10 лет назад в Омске. Еще тогда я был поражен тем, что человек в возрасте чуть-чуть за 80 может так общаться с аудиторией, иметь такой ясный ум, такую хорошую физическую форму.

Сегодня я посмотрел на него в 90. Что сказать? Для меня это какой-то феномен. То, как ясно он мыслит, как глубоко он понимает вопрос, какую позицию он имеет...

Речь о долголетии и сохранении ясного ума и хорошей физической формы на встрече тоже зашла. Этот вопрос задали до меня. Он рассказывал очень интересные вещи.

Вообще считается, что одна из особенностей долгожителей — большой горизонт планирования. Именно поэтому ученые и коллекционеры часто живут очень долго.

Я спросил Владимира Владимировича, как он к этому наблюдению относится и какой у него горизонт планирования.

Я считаю, что он ответил с юмором: что живет вне плана, сегодняшним днем, и пытается сделать все, чтобы день, который он проживает, был максимально интересным, содержательным и счастливым.

Глубокие мысли. Вообще слушать и понимать, как думает человек, обремененный такой интересной и содержательной судьбой, всегда очень полезно.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍31🔥1211🥴1💯1
Увидел новость, что в России заканчивают составлять перечень из 200 городов, для которых планируется разработать мастер-планы.

«Правительство завершает работу по подготовке нового комплексного межведомственного нацпроекта “Инфраструктура для жизни”, который будет направлен на комплексное создание комфортных условий для граждан.

Для достижения показателей по улучшению качества среды для жизни сегодня рассмотрели представленный Минэкономразвития перечень из почти 2,3 тыс. опорных населённых пунктов, который окончательно утвердим на заседании комиссии Госсовета по направлению “Инфраструктура для жизни”.

Также завершаем формирование перечня 200 крупных и малых городов для подготовки мастер-планов», — сообщил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.


Вообще изменение подхода правительства к формированию системной логики развития городов и создание для них мастер-планов — это очень важный шаг.

Мастер-план — один из самых понятных для девелопера инструментов. Он поможет понять, как будет развиваться город, район или квартал, что, собственно, хотят от девелопера, и где он сможет приложить свои ресурсы.

С учетом того, что говорится об улучшении качества среды в 2 300 населенных пунктах и о мастер-планах для 200 крупнейших городов, по факту это касается всей страны.

Совершенно очевидно, что это титанический труд, который позволит более системно развивать наши города — не только большие, но и малые. И сформирует позитивные #сценарии_жизни людей.

Главное, чтобы не получилось, как в «Иронии судьбы» — чтобы города не стали похожи друг на друга и не потерялась их идентичность.

Правда, я не могу даже представить, какой это объем работ.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍71
GMK много сделало для российского девелопмента. С этим не спорят даже конкуренты. Однако, создано оно было совсем для других целей. В то время зарплату платили не регулярно, а я задумал жениться. Пришлось стать предпринимателем. Это было ровно четверть века назад…
33🔥15😁7❤‍🔥5
Почитал отчет ЦБ по итогам августа. Главное для девелоперского рынка:

▪️Темпы роста ипотеки составили 0,9% и в целом сопоставимы с июльскими (0,7%). Выдачи немного выросли — до 375 млрд с 356 млрд руб. в июле.

▪️Общий объем выдач всех программ с господдержкой увеличился всего на 6% (в июле было~185 млрд руб., стало ~196 млрд), при этом доля «Семейной ипотеки» ожидаемо выросла (в июле было ~40%, стало ~90).

▪️При этом на Семейную ипотеку приходится примерно половина от всей суммы выдачи.

▪️После ужесточения условий программы и требований к заемщикам практически остановились выдачи IT-ипотеки (~2 млрд после ~30 млрд руб. в июле).

▪️Рыночная ипотека также умеренно выросла — на 6% (до ~180 млрд с ~170 млрд руб. в июле). Вероятно, заемщики рассчитывают в дальнейшем рефинансировать кредиты под более низкую ставку. Кроме того, часть выдач может приходиться на продукты, предполагающие сниженную ставку на первые 1-5 лет за счет завышения стоимости квартиры.

▪️Потребительское кредитование постепенно замедляется, но корпоративное растет.


GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👌5
Я никогда не выношу суждений о том или ином ребрендинге, рефреше или маркетинговом ходе публично, если не могу увидеть и понять реперные точки:

▪️изначальную позицию;
▪️базовую задачу, которую решало то или иное агентство;
▪️сформированную, прописанную структуру и логику изменений и причинно-следственные связи;
▪️то, каким образом девелопер будет использовать эти изменения.

Сейчас мы видим очень много забавных, интересных и содержательных ребрендингов или рефрешей, но зачастую изменения ограничиваются новым хлестким именем — и все. И ты понимаешь: это просто смена визуальной айдентики. Что, конечно, не является стратегической задачей девелопера.

Любой рефреш девелопера — глубже, он идет от продукта и от той позиции, которую тот хочет изменить или усилить, от иной расстановки акцентов.

То есть чтобы оценить, насколько хорошо сделано репозиционирование, ребрендинг или рефреш, надо сначала разобраться в целом комплексе факторов, а потом уже выносить суждение.

Оперировать понятиями «понравилось/не понравилось» — это не совсем про нас. По крайней мере, я не разделяю такую позицию.

И хотя у меня, конечно, есть определенное мнение, я его выскажу, когда пройдет некоторое время, когда станет ясно, как изменения отразились на бизнесе: вводе жилья, расширении инвест-программ и других показателях. Вот тогда можно делать полноценный вывод.

Навеяно обсуждениями новой айдентики одного застройщика. Знаю, что собственник этой компании никогда не был законченным романтиком. Он всегда был прагматиком. Вероятнее всего, у произошедших изменений есть логическое объяснение. И мы это увидим уже в краткосрочной перспективе.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍5👏32🔥2
Мы всегда считали, что переезд в новую квартиру, когда формируются новые #сценарии_жизни, это безусловно позитивная история для любого человека или семьи.

Да, переезд создает много хлопот: с ремонтом, покупкой мебели, перевозкой вещей. Но все-таки это приятные хлопоты, которые надо пережить — и будет счастье.

Однако опросы показывают, что все не так радужно. Люди, которые переезжают в новые квартиры, испытывают стресс и другие неприятные симптомы, в том числе связанные со здоровьем.

53% россиян, переехавших в новостройки, жалуются на ухудшение самочувствия. 23% опрошенных стали более раздражительными, а 11% начали страдать бессонницей. У 8% появились головные боли, еще 8% пожаловались на утомляемость и снижение работоспособности, а 3% респондентов стали чаще сниться кошмары.


Любой переезд, изменение статуса кво — это всегда шаг в неизвестность, выход из ощущения комфортности. Вероятнее всего, этим и обусловлены те симптомы, которые наблюдаются более чем у половины опрошенных.

Вместе с тем, я считаю, что все новое, что улучшает качество жизни, — это всегда позитивно. Когда человек переезжает, его квартира становится больше, локация — лучше и интереснее, появляются новые горизонты. Шоки проходят, а комфорт и позитивный сценарий жизни остаются.

Тем не менее, возможно, девелоперам стоит подготовить методичку по комфортному переезду в новую квартиру. Это будет очень забавный и интересный шаг для формирования лояльности клиентов.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
🔥6👍4
«Время диктует сокращение продолжительности среднего образования, то, что у нас 11 лет, — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться. Все будет раньше и быстрее. Образование будет спрессованным по времени, будет более специализированным, оно будет рассчитано на ближайшие десять лет, а потом через десять надо будет переучиваться. Тот, кто не будет учиться чему-то новому, просто будет неконкурентоспособен», — заявил помощник президента Владимир Мединский.


Я думаю, что понятие образование вообще переформатируется.

Не будет понятия «получить образование», а будет «получать образование».

Сначала школа, потом университет, потом курсы, повышение квалификации — и так всю жизнь.

Поэтому, наверное, Мединский в чем-то прав.

А вы что думаете?

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
💯9👍2👎2🤔21🥴1
В силу своей специфики и логики развития бизнеса девелопмент является очень консервативной отраслью.

Это можно понять: огромная ответственность, огромные ресурсы, цена ошибки тоже колоссальная. Поэтому каких-то новых прорывных идей, которые из девелопмента уходят в другие сферы бизнеса, не так много.

А вот наш бизнес заимствует несколько чаще:

▪️Всевозможные акции, когда девелопер сотрудничает с банком, чтобы снизить для покупателя ставку, пришли к нам из автобизнеса. Первые попытки запустить такую субсидированную ипотеку, насколько я помню, были примерно в 2011 году.

▪️Работа с агентской панелью пришла в девелопмент со вторичного рынка недвижимости, хотя 10-15 лет назад девелоперский и агентский бизнес практически не пересекались.

Для того, чтобы в девелопменте не возникало так называемого кризиса жанра, необходимо формировать новые интересные идеи. И искать их можно и нужно в том числе за пределами нашей отрасли.

Исходя из всего этого мы решили организовать проект-тур «Визионеры», где люди из абсолютно других отраслей будут рассказывать, как они строят свой бизнес и развивают его.

Спикерами будут:

▪️Демид Костерев, управляющий партнер Modulbau — разработчика и производителя элементов зданий по технологии prefab
▪️ Александр Панов, CEO Neiry — биотех-лаборатории и разработчика уникальных IT-продуктов, платформ и систем на базе нейротехнологий
▪️Антон Оссовский, основатель Avant Space — компании по производству
и запуску микроспутников
▪️Егор Орёл – эксперт по ИИ, кандидат наук

Уверен, что такая неожиданная и, может быть, в каком-то смысле непредсказуемая история натолкнет руководителей девелоперских компаний на очень интересные мысли, запустит креативные процессы.

Я искренне считаю, что девелопер должен смотреть гораздо шире самого девелоперского бизнеса. Еду на тур сам и приглашаю принять участие в нашем проекте. Для этого напишите Виктории Белявской, партнеру GMK.
🔥92💯1