Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.46K subscribers
564 photos
75 videos
5 files
992 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Основатель GMK @gmkblog
Что мы делаем: https://gmk.ru
Download Telegram
Кому запрещают строить в жару

Не так давно разговаривал с Владивостоком (кстати, собираюсь туда в ближайшее время в командировку). Говорят: к нам лето пришло. В Тюмени жара, в Москве жара, везде жара.

Одно дело в такую погоду жить (в нашем блоге вышел хороший материал о том, какие решения для этого использовать девелоперу). И совсем другое — в таких условиях работать.

Нашел заметку о том, что в ОАЭ запрещают строить на открытом воздухе с 12:30 до 15:00 в период с 15 июня по 15 сентября.

Муниципалитет Абу-Даби вновь призвал строительные компании, руководителей площадок и рабочих строго соблюдать запрет на работу на открытом воздухе.

Совет направил должностных лиц на строительные площадки, чтобы убедиться, что рабочие соблюдают правила.

Департамент охраны окружающей среды, здоровья и безопасности может налагать штрафы на компании, сотрудники которых работают в это время.


Причем сообщается, что ОАЭ — единственная страна, в которой есть подобная законодательная норма.

Чтобы вы понимали: в Абу-Даби на этой неделе было +41. В Тюмени, Москве и Сочи доходило до +30. Жарче всего, за +40, было в Астраханской области, на Ставрополье и в Калмыкии. Но там, насколько мне известно, запретов на работу в жару нет.

Получается, к актированию работы по погодным условиям мы привыкли — но пока только в минус, а не в плюс.

У вас, кстати, сколько на градуснике сегодня?

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
🔥111
Ньютону упало на голову яблоко, и он сформулировал закон всемирного тяготения. Строителю В. Тарасову упал на голову гаечный ключ. Что он сформулировал, наши филологи пока расшифровать не могут…


Ну что, #пятничный_анекдот и входим в выходные…
😁9🔥3🤣3
Кто-то из великих сказал, что кадры решают все. И с этим сложно спорить, особенно сейчас, когда идет тотальный кадровый голод.

Надо понимать, что с проблемами в HR сталкиваются не только бизнес-структуры, но и государственные корпорации, а также всевозможные органы власти, в том числе в регионах.

И государство пытается эту проблему решать. В том числе с помощью экспериментальной ипотеки для госслужащих.

Я сейчас буду говорить не про премиальную прослойку чиновников, для которых, например, строят специальные апартаменты.

Я скажу про большинство людей, которые в этих органах власти в различных городах и прочих видах поселений работают. Они же не могут похвастаться высокой зарплатой или серьезными социальными пособиями, выраженными в деньгах.

Да, у них больше отпуск, есть другие блага, но на увеличенный отпуск качество жизни с точки зрения приобретения жилья не сформируешь.

Я бы хотел, чтобы нашей страной на уровне регионов и муниципалитетов управляли люди сильные, интеллектуальные и компетентные. А люди, обладающие интеллектом, понимают, что в коммерческой структуре они могут зарабатывать больше.

Поэтому я считаю, что тренд на привлечение и удержание кадров в госструктурах — тема правильная и нужная. Вопрос: почему в таком объеме, ведь чиновников этой категории тысячи, десятки тысяч, а речь идет о каких-то 90.

А вы как относитесь к этому эксперименту?

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
👍6💯1
Сегодня и в ближайшие дни работаю во Владивостоке… Так что даже растерялся, как здороваться: здесь-то уже вечер скоро, в Тюмени — день, можно сказать, только начинается, а в Москве вообще еще утро.

Прямо сейчас мы работаем над 34 проектами в 21 регионе России и еще 3 странах.
Причем в моменте у нас есть партнеры на разных концах страны, во Владивостоке и в Калининграде. И это очень забавно и очень содержательно, на мой взгляд.

С одной стороны, такая широкая география проектов — это очень разные условия: природные, климатические, временные, даже ментальные. Есть различия и в ипотеке: на Дальнем востоке, например, ставка 2%, а в Таиланде, Казахстане и Андорре льготной ипотеки вообще нет. Все эти нюансы надо учитывать.

С другой стороны, в этом и заключается одна из наиболее сильных и важных компетенций консалтинговой компании GMK.

Безусловно, мы много даем каждому проекту. Это наша экспертиза, насмотренность, опыт. Но одновременно мы что-то берем. Мы видим, как те или иные задачи решаются в разных регионах, знаем продукты разных городов. Столичные приемы мы имплементируем на региональных рынках, региональные — на столичных. И то, и другое используем при работе с нашими иностранными партнерами.

Получается, что каждый день GMK как система обогащается тем, что мы контактируем с десятками людей разной ментальности, национальности, разного стиля жизни. Я считаю, что это одновременно бесценный опыт и уникальное преимущество нашей компании.

Если вам интересно, как мы решали задачи в разных регионах, читайте кейсы у нас на сайте.

Вот вы из какого региона/страны?
👍15🔥74
Первое, что меня поразило по прибытии во Владивосток — это готовность девелоперов субсидировать и без того низкую ставку Дальневосточной ипотеки: с 2% до 0,5%.

Я зашел на пару сайтов, взглянул на несколько рекламных баннеров. И увидел то, к чему мы, с одной стороны, привыкли. А с другой, это все равно забавно.

Вот смотрите: там, где мы работаем, ипотека в лучшем случае 6% (это Семейная), а рыночная от 18% начинается. И когда девелоперы субсидируют процентную ставку, они доводят ее до какой-нибудь разумной величины — допустим, с 18% до 8% или с 6% до 4,6%.

А если ипотека под 2%, что там субсидировать? Там же ипотечный платеж никакой. Тем не менее, девелоперы используют этот инструмент и здесь. Мне сложно оценить его эффективность и дать какую-то обратную связь по этому поводу. Пока я впечатлен и даже несколько обескуражен.

Коллеги из Владивостока, расскажите, как это работает и насколько эффективно.

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
8
Интересные мысли от Виктории Белявской, Партнера нашей компании ⬇️⬇️
Господдержка, которой больше нет, и сценарии жизни

16 дней, как мы живем без ипотеки с господдержкой. О том, как это скажется на девелоперском бизнесе, писали много. Но в первую очередь отсутствие массовых льгот повлияет на людей, на их сценарии жизни.

Как? У меня есть несколько мыслей, давайте порассуждаем.

▪️Срок выбора квартиры увеличится, люди будут более осознанно и детально разбираться в продукте, предъявлять больше требований.

В конечном итоге на решение будет влиять совокупность факторов: качество продукта, соответствие требованиям будущего жителя и удобство финансовых инструментов для покупки.

Возможно, все это будет интегрировано: появятся некие конструкторы, в которых финансовые инструменты станут частью продукта.

▪️ Девелоперские продукты будут сильнее разниться в зависимости от населенного пункта.

В растущих и развивающихся городах (с точки зрения демографии, логистических связей и других параметров) продукты будут качественно сильнее.

В то же время на тех рынках, которые менее развиты, будет слабый или недостаточно сильный конкурентный продукт.

Следовательно, мы увидим еще большую миграцию людей в локации с более конкурентной средой и рынком.

▪️Средняя площадь квартир продолжит сокращаться. В условиях, когда финансовых инструментов для покупки меньше, это будет возможностью снизить цену.

▪️ Различия в классах жилья станут более контрастными.

В экономе и стандарте мы увидим вымывание различных нагрузок, фантиков и бантиков. Будет сформирован минимально жизнеспособный продукт, некий MVP.

А в комфорте и выше будет, наоборот, очень конкурентная среда. Поэтому потребуется создавать очень выверенные планировки и действительно экономически выгодные проекты.

Таким образом, сами девелоперы станут более сегментированными, а портрет целевой аудитории — более четким и понятным. Это должно будет легко считываться в брендинге.

▪️ Еще один неочевидный фактор — это падение рынка квартир с отделкой.

Она станет маркетинговым инструментом для привлечения внимания к конкретным лотам в проекте.

А в целом по первичному рынку мы увидим сокращение числа квартир с чистовой и получистовой отделкой. Особенно это будет заметно в классе комфорт+ (а в бизнесе, наоборот, не будет такого спада).

▪️А вот делать ставку на то, что вторичка полетит, не стоит.

Здесь по-прежнему очень мало финансовых инструментов для покупки, и ими никто не будет системно заниматься.

Кроме того, покупатель уже избалован, он хочет жить в качественном, новом, морально свежем проекте. И его старым жилым фондом не удивишь.

Такое жилье будет проще снимать, а не покупать. Поэтому еще один тренд — это развитие рынка аренды.

А у вас какие мысли?
👍168🔥5🤔4
Подъем в 4:00 — это забавно. Спасибо, Владивосток, за новые впечатления!
😁102😱2🔥1
Я полагал, что уход льготной ипотеки никак не коснулся застройщиков Дальнего Востока, в частности, Владивостока. Мне казалось, что в связи с наличием Дальневосточной ипотеки под 2% проблем с уходом Господдержки здесь нет.

Оказывается, это не так. Дело в том, что местная программа имеет ряд ограничений — прежде всего возрастных и профессиональных.

Посмотрел статистику. В прошлом году в Приморье оформлено почти 29 тыс. договоров ипотеки. Сумма выданных средств составила 125,5 млрд рублей (это в 1,5 раза больше, чем в 2022-м). При этом на долю Дальневосточной ипотеки пришлось только около трети выданных ипотечных кредитов.

Поэтому Господдержка играла существенную роль в продажах недвижимости. И ее уход в какой-то степени (хотя в меньшей, конечно, нежели в целом по России) затронул и девелоперов Дальнего Востока.

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
👍102
Еще один момент, который меня поразил во Владивостоке, — это серьезная привязанность людей к своим автомобилям.

Для меня нелогично, что люди готовы разделить прекрасный благоустроенный двор-парк и отдать половину под авто. Но, по словам девелоперов, об этом просят жители квартала: взять половину двора и сделать из нее плоскостную парковку.

Поэтому я считаю, что, с одной стороны, рынок в этом смысле еще не сформировался, благоустроенные дворовые пространства без машин еще не оценены по достоинству. С другой стороны, возможно, в городе плохо развит общественный транспорт.

Но я полагаю, что этот тренд в ближайшее время сменится. В средней полосе России, даже от Красноярска, Новосибирска и в сторону Москвы, понятие «двор без машин» — уже мейнстрим. Это безусловный необходимый фактор, который входит в базовое предложение развития комплексной застройки.

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
👍42💯1
Я теперь понял, почему жители Владивостока так привязаны к машинам. Я со вторника в городе. Каждый день прохожу по 5 км. Болит все, сопки….
😁19🙈4🤩1
Владивосток и комплексное освоение территорий

Продолжаю формировать свое видение девелоперского бизнеса во Владивостоке. На что еще обратил внимание: здесь уже появляются интересные проекты в европейском формате, просматривается концептуальное благоустройство территории.

Иногда встречаются большие кварталы или проекты, в которых совмещено несколько кварталов. Тем не менее, преобладает все же точечная застройка. Здесь я пока не видел комплексного освоения территории или проектов КРТ, как, допустим, в Сибири или на Урале. Единственной серьезной застройкой является DNS Сити. И то, если быть справедливым, это все-таки в пригороде.

Но, по всей вероятности, эта тенденция в ближайшее время изменится. Сейчас во Владивосток заходят системные застройщики (ФСК, Самолет, ПИК, Девелопмент Юг) с более укрупненной застройкой, к чему дальневосточный девелопер не привык. Постепенно они будут формировать новый тренд, все больше земли будет вовлекаться в КРТ.

И мы увидим большие площадки и изменение отношения потребителя к этой логике освоения. Я думаю, что через какое-то время она будет превалировать.

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
👍4
Никогда не слышал, чтобы у маркетологов или у разработчиков девелоперского продукта были суеверия.

А вот в продажах, как говорит партнер GMK Анна Шишкина, разного рода приметы — обычная вещь.

На днях позвонила знакомая, которая долго не могла продать квартиру, и поделилась, что ей посоветовали работающее средство. Готовы? Надо в каждом углу квартиры капнуть мёдом, говорит: «Я так и сделала, и все, через 3 дня нашелся покупатель!»


В общем, берите на заметку!

А вообще шутки шутками, но о реальных технологиях продаж Анна очень интересно пишет. Рекомендую ее канал.
🔥11👍74😁2
А вот и #пятничный_анекдот

— Вот и переплюнули мы этих пизанцев! — сказал прораб Кузьмич на сдаче новой девятиэтажки.
😁13👍5🔥3
У нас очень лихо залетел проект #Средалогия, где мы рассказываем о том, как формируются жилые комплексы и целые города.

В очередном выпуске наш специальный корреспондент Диана Жданова пообщалась с психологом, который рассказал, как городская среда в целом и место жительства человека в частности влияет на его психику, что необходимо учитывать, с чем человек может договориться, а с чем не может.

Рекомендую к просмотру!

Вообще с удовольствием замечаю, что #Средалогия набирает по несколько тысяч просмотров на органическом трафике, практически без продвижения. Мы видим, как это интересно людям, и планируем развивать проект. На сегодняшний момент сформирована программа выпусков по городам России.

Уверен, что со временем #Средалогия станет полезным, очень удобным инструментом, с помощью которого люди из сферы девелопмента смогут составить представление о значимых процессах, связанных с развитием жилых комплексов.

Это важно в контексте все концепции #сценарии_жизни, потому что от того, как человек живет, зависит его судьба. И квартира — это во многом программатор его жизни.

Если вы разделяете наше мнение и хотите стать партнером проекта #Средалогия — напишите продюсеру шоу @Elizaveta_Artamonova.
👍157🔥5👏2
Пролетел больше 5 часов, а добрался только до середины страны, в Красноярск…
5😱2
Как устроен девелопмент Таиланда

Я уже писал, что у нас есть проект в Таиланде. И вот не скажу, что он идет прям хорошо — там есть определенные сложности.

Тем не менее, мы стараемся разобраться в этом рынке и найти инструменты, которые позволят сформировать для клиента более интересное продуктовое решение.

Мои коллеги, Алина Хоробрых и Наиля Мухаметова, сделали небольшой обзор, поделились впечатлениями и рассказали, каким они увидели рынок недвижимости Таиланда. Я думаю, это прикольное чтиво.
👍7🔥4👀2👻1
А вот это уже интересно.

ЦБ отметил рост интереса к ипотеке по рыночным программам в июне. За месяц было оформлено кредитов на 159 млрд руб., что на 28% больше майских (124 млрд руб.) и на 77% — январских показателей (90 млрд руб.).


Возможно, мы (девелопмент) не так уж и безнадежны.

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
🔥8💯3👍21👎1
Тезисы, которые я почерпнул из разговора с психологом в очередном выпуске #Средалогия.

▪️Москва — это огромный город по большому счету одиноких людей.

▪️Жить выше четвертого или пятого этажа небезопасно для жизни.

▪️Люди, приобретая жилье, абсолютно не принимают во внимание свое здоровье.

▪️У современного российского человека идет явный тренд на снижение инстинкта самосохранения. Как пример: надел
наушники, пошел через дорогу. Я так тоже иногда делаю.

▪️И еще один тезис, феноменальный. Когда человек перекладывает на девелопера задачу наладить для себя комфорт или обеспечить какие-то другие функции, он становится маленьким. Что это значит? Что он перестает быть ответственным за свою жизнь и начинает меньше заботиться по себе.

Соответственно, это формирует определенный образ мышления, который тоже не лучшим образом сказывается на здоровье человека.

Вы уже посмотрели? Что думаете?

GMK | Консалтинг в недвижимости с 2005 года
👍182👏2
Не девелопментом единым

Я уже писал, что мы договорились о проведении ребрендинга с одним из крупных производителей кирпича в нашем регионе — Винзилинским заводом керамических стеновых материалов (ВЗКСМ).

Как говорится, не девелопментом единым жив GMK. Иногда к нам прилетают проекты из смежных отраслей. И когда к нам приходят люди, которых мы много лет знаем, мы с удовольствием помогаем им начать какой-то новый путь (особенно после глобальной реструктуризации).

Работая над этим проектом, мы следовали очень тонкой логике. Мы исходили из ожиданий потенциальных партнеров компании — крупнейших девелоперов России. Нам было важно понять, какой они видят работу с производителем материалов.

Оказалось, для них важно сотворчество: чтобы фасадный партнер вовлекался в задачу, понимал все ее детали и активно выдвигал идеи по реализации. Из этой большой идеи мы и выстраивали позиционирование.

Лично мне было любопытно увидеть, как работает такое масштабное производство. Если вам тоже интересен опыт брендинга, позиционирования и выстраивания маркетинговой стратегии в околодевелоперском бизнесе — читайте кейс на нашем сайте.
👍12🔥5👏32