Pro Космос | Космонавтика и астрофизика – Telegram
Pro Космос | Космонавтика и астрофизика
5.12K subscribers
9.96K photos
1.1K videos
60 files
4.09K links
Космонавтика и астрофизика
Вернём романтику в космос!

Мы в других соцсетях: taplink.cc/procosmosru

Чат: @realprocosmoschat

Телеграм-пьеса о 12 апреля 1961 года: https://news.1rj.ru/str/yurygagarinchat/4
Download Telegram
«Переселенцев» на Марс поубавилось: но в Челябинске готовы полететь на Красную планету

Илон Маск ради колонизации Марса продает свой дом в районе залива Сан-Франциско. А готовы ли россияне к колонизации Марса? По данным сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, в нашей стране число желающих полететь на Красную планету за 3 года снизилось на четверть. В опросе приняли участие представители экономически активного населения из всех округов страны.

Полететь на Марс хотели бы 26% экономически активных россиян: «Полечу, когда там будет база»; «В компании Илона Маска — почему бы и нет?» Не готовы покорять Красную планету 74% опрошенных: «На Земле куча дел!»

Мужчины мечтают о Марсе чаще женщин (31% против 20%). Чем старше россияне, тем реже они пребывают в мечтах о покорении этой планеты: 31% среди опрошенных до 34 лет и 18% среди граждан старше 45 лет.

За последние 3 года число россиян, готовых отправиться в космическое путешествие, сократилось: в 2018 году, когда SuperJob проводил аналогичное исследование, на Марс был готов отправиться каждый третий опрошенный (34%), сегодня — каждый четвертый (26%).

Среди населения городов-миллионников чаще всего о желании улететь на Марс говорят жители Челябинска: покинуть родные места ради Красной планеты хотели бы 43% из них. Судя по комментариям опрошенных, тема космоса стала близка населению Чугунной столицы России с момента падения Челябинского метеорита в 2013 году. В число городов, жители которых чаще всего выражают готовность полететь на Марс, вошли также Нижний Новгород (39%), Уфа (37%), Самара (36%) и Омск (35%). Меньше всего тех, кто хотел бы участвовать в колонизации Марса, — среди жителей Красноярска (18%), Краснодара (21%) и Воронежа (23%).

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 327
Время проведения: 25 мая — 17 июня 2021 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Конструктор Николай Кузнецов: 110 лет со дня рождения разработчика авиационных и ракетных двигателей

23 июня 1911 года родился выдающийся инженер, а впоследствии и генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Николай Кузнецов. Под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов.

Перечислять все разработанные Государственным Союзным опытным заводом № 276 двигатели и турбины нам не хватит места в этом посте. Отметим лишь, что Кузнецов смог с авиации переключиться на ракеты, когда потребовось. Двигатели его предприятия стоят на четырёх ступенях ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1, о которой мы расскажем в следующем посте.
Гигантские ракеты-носители: куда СССР хотел лететь в 60-х

23 июня 1960 года принято постановление Совета Министров СССР № 715—296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей, освоении космического пространства в 1960—1967 годах».

Оно стало началом проработки ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1 грузоподъемностью 75 тонн. На всех ступенях использовалась топливная пара жидкий кислород-керосин — одно из принципиальных решений того времени. Жидкий водород еще не был освоен как ракетное топливо, а ядовитый гептил опасались применять для пилотируемых ракет. Керосин-кислород стал компромиссным решением.

Носитель, способный вывести на орбиту такую нагрузку, должен был иметь стартовую массу 2200 тонн. В случае замены керосина на жидкий водород на верхних ступенях грузоподъемность вырастала бы до 90—100 т при той же стартовой массе.

Работы по комплексу Н-1 проводились под прямым руководством Сергея Королева, возглавлявшего Совет главных конструкторов. После смерти Королева в 1966 году руководство работами по лунной ракете Н1-Л3 принял на себя его первый заместитель Василий Мишин.

Хотя керосин-кислород был компромиссным решением в технологическом плане, но при этом вызвал напряженность в отношениях Сергея Королева и Валентина Глушко — последний настаивал на двигателях с гептилом и тетраоксидом азота. В результате новые двигатели взялся разрабатывать генеральный конструктор Николай Кузнецов, предприятие которого ранее занималось только авиационными двигателями.

Н-1 первоначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой (75 тонн) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжёлого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. С принятием решения по включению СССР в «лунную гонку», программа Н-1 была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3.

К сожалению, все четыре испытательных пуска Н-1 были неудачными. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была закрыта, а в 1976 году закрыты и работы по Н-1. Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году.
«Дед-спейс»: Почему новому главе NASA придётся напрячься для сохранения лидерства США в космосе

На выставке по исследованию международного пространства GLEX-2021 в Питере выступил новый глава NASA Билл Нельсон. Их диалог с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным не привёл к немедленным результатам. Какие вопросы предстоит решать 78-летнему ветерану космической отрасли и что ожидать в отношениях с Россией?

Читать статью: https://teletype.in/@prokocmoc/buV6CGP1yar
День пришельцев и НЛО: 74 года «Случаю в Каскадных горах»

24 июня 1947 года принято считать датой, положившей начало уфологии — псевдонауки, занимающейся изучением НЛО, инопланетян и связанных с ними феноменов. В этот день произошло событие, известное как «Случай в Каскадных горах».

Пилот Кеннет Арнольд летел на своём самолете в штат Вашингтон и по пути решил поискать обломки самолета, за который было объявлено вознаграждение. На высоте 3 км он заметил в воздухе вспышку и девяти объектов на расстоянии 20 миль от него.

«Я совершенно отчетливо видел их очертания на фоне снега, когда они приближались к горе… Они пролетели приблизительно 20–25 миль и исчезли из виду. Около трех минут я наблюдал, как цепь похожих на тарелки предметов, растянувшаяся по крайней мере на 5 миль, лавировала между высокими горными вершинами», — вспоминал Арнольд.

Скорее всего Кеннет увидел какие-то ранние прототипы сверхзвуковых высотных самолётов, которые ЦРУ активно разрабатывало в то время (и даже планировало летать на них в космос). Позднее за НЛО часто принимали световые эффекты, возникающие при запусках ракет. Правительства не горят желанием делиться информацией о военных пусках. А уфологи радостно ссылаются на это как попытку скрыть контакты с инопланетянами.

Вот так у пришельцев и НЛО появился свой день, хотя они об этом вряд ли знают. И помните, истина где-то рядом.
Рассмотреть автомобиль из космоса: что умеет военный спутник «Пион-НКС»

Сегодня, 25 июня в 22:50 мск, с космодрома «Плесецк» планируется старт ракеты-носителя «Союз 2.1б» по сообщению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Официальной информации о полезной нагрузке РН нет, она даётся только по гражданским запускам. Но источники сообщили ТАСС, что «Союз» выведет на гелиосинхронную орбиту перспективную разработку — военный спутник «Пион-НКС № 1» (14Ф139). По программе «Лиана» новый спутник будет синхронизирован с уже выведенными в космос одним «Лотос-С» и четырьмя «Лотос-С1».

«Лиана» — наследница советской системы космической разведки «Легенда-Целина», которая использовалась для целеуказания и наведения высокоточного оружия. Программа предназначена для сбора данных о вооруженных силах других стран. В группировку входят спутники «Лотос» для пассивного радиолокационного наблюдения, а «Пион-НКС» — с активной радиолокационной системой.

Характеристики военных спутников засекречены, но общую информацию можно найти в открытых источниках. «Пион-НКС» был представлен публике в 2017 году на военно-морской выставке в Санкт-Петербурге. Как пишут «Известия», он сможет обнаруживать небольшие объекты, например, автомобили противника. Принимая и анализируя радиосигналы, этот спутник поможет понять, какая военная техника была обнаружена, и предоставить её координаты. А «Лотосы» будут специализироваться на перехвате информации, в том числе коммуникационной.

По материалам сообщества IT-специалистов «Хабрахабр»: https://habr.com/ru/news/t/563932/
Пилотируемые миссии на Марс: Китай планирует первый полёт человека на Красную планету в 2033 году

Китай планирует отправить первый экипаж на Марс в 2033 году. Космос стал полем, на котором страна хочет выиграть, чтобы продемонстрировать первенство в гонке технологий с США. Об это сообщил Ван Сяоцзюнь — глава Китайского исследовательского института ракетной техники.

Сяоцзюнь рассказал, что сначала планируется высадить роботов для исследования Красной планеты. Эти же роверы помогут выбрать место для строительства постоянной базы. Вторым этапом станет отправка тайконавтов на Марс, которые и построят там базовую станцию. Ван заявил, что все действия китайских космонавтов будут подкрепляться постоянными поставками с Земли, а параллельно Китай будет разрабатывать технологии для отправки экипажа обратно на Землю.

Напоминаем, что планы по высадке на Марс существуют и у Илона Маска. Но, в отличие от китайского правительства, Маск считает, что: «Это будет славное приключение и поразительный опыт. Да, можно умереть. Будет очень неудобно, и еда, вероятно, будет не очень хорошей, и прочие подобные вещи. Но если вас привлекает трудное и опасное, но славное приключение, то Марс — самое подходящее для него место». Возвращение астронавтов на Землю Маск не планирует, называя их колонистами.

Компания Илона Маска SpaceX разрабатывает космический корабль Starship, который сможет перевозить на Марс до 100 человек. По мнению Маска, первый пуск к Красной планете получится сделать уже к 2030 году.

Фото: сцена из титров фильма «Железное небо 2»
Космонавт Павел Беляев: сложная судьба лётчика-космонавта № 10

26 июня 1925 года родился Павел Беляев —лётчик-космонавт СССР № 10 первого отряда космонавтов. В первом отряде космонавтов были девять лётчиков ВВС, шесть лётчиков ПВО и пять лётчиков авиации ВМФ. На момент зачисления Павлу Беляеву было 34 года — он был самым старшим в группе и единственным, к кому обращались по имени-отчеству.

После окончания лётного училища в 1945 году Беляев служил лётчиком-истребителем, участвовал в Советско-японской войне, а затем проходил службу в частях авиации ВМФ СССР. Освоил самолёты У-2, Ут-2, Як-7Б, Як-9, Як-11, Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17, имел налёт более 500 часов. После зачисления в отряд космонавтов в 1960 году проходил подготовку на кораблях «Восток» и «Восход».

В космос впервые Беляев полетел 18—19 марта 1965 года в качестве командира корабля «Восход-2». Именно во время этого полёта Алексей Леонов впервые в мире осуществил выход в открытый космос. Во время возвращения на Землю, когда возникла ситуация с выходом из строя системы ориентации корабля и стала невозможной посадка в автоматическом режиме, Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозную двигательную установку. Это был первый случай ручной ориентации в истории пилотируемой космонавтики.

В последующие годы Беляев проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Союз», но, к сожалению, полететь ему не удалось — Павел умер 10 января 1970 года от гнойного перитонита после перенесённой хирургической операции. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Как мы рассказывали вам ранее, фамилия Беляева написана на карточке рядом со скульптурой «Павший астронавт». Фигурка и карточка находятся в месте высадки экипажа миссии «Аполлон-15» на Луне. 1 августа 1971 года её установил командир экипажа Дэвид Скотт.
Первая обитаемая военная орбитальная станция: 47 лет запуску «Салют-3»

26 июня 1974 года была выведена в космос советская военная орбитальная станция «Салют-3». Предыдущая военная станция «Салют-2» так и не была задействована из-за разгерметизации на 13 сутки полёта — слишком мощная двигательная установка прожгла корпус. «Салют-3» же стала её почти полной копией с доработанными обшивкой и двигателем. «Салют-5», про который мы рассказывали на днях, был абсолютно идентичен третьей модели.

«Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5» разрабатывались по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли. В советских СМИ никогда не публиковали их точного описания. Если необходимо было проиллюстрировать работу космонавтов на них — то художник изображал «Салют-1» или «Салют-4». Так что, хоть наш рисунок и близок к правде, он не отражает всей действительности — слишком малое количество чертежей и фотоснимков дошло до нас с тех пор.

«Салют-3», или, как его называла оборонка, «Алмаз-2», дважды посещался космонавтами:
— «Союз-14» прилетал с экипажем из Павла Поповича и Юрия Артюхина, они пробыли в космосе с 3 по 19 июня (примечательно, что именно они за год до этого и должны были лететь первыми на «Салют-2»);
— «Союз-15» прилетал с экипажем из Геннадия Сарафанова и Льва Дёмина, они пробыли в космосе с 26 по 27 августа 1974 — к сожалению, стыковка не состоялась из-за сбоя в системе стыковки «Игла» (второй экипаж «Салюта-5» столкнулся с той же проблемой). 28 августа «Союз-15» произвёл первую в мире ночную посадку.

Забавный факт — в СССР знали, что США разрабатывает «Спейс шаттл». На момент вывода «Салюта-3» американцы уже закончили испытания прототипа «Энтерпрайз» и приступили к строительству «Колумбии». В тех документах, которые получилось раздобыть советским разведчикам, в грузовой отсек «Колумбии» как раз ровнёхонько влезал любой из «Салютов». И потому, недолго думая, на «Салют-3» поставили 23-мм автоматическую пушку на основе авиационной пушки Р-23, переделанную для стрельбы в вакууме.

Со временем военные пересмотрели свои планы по использованию космического пространства и перестали устанавливать на космические аппараты какое-либо вооружение. Установка «Щит-1» на основе Р-23 под названием «Картечь» осталась единственной в своём роде. На сегодняшний день оружие на орбите отсутствует. Даже пистолеты исключены из носимого аварийного запаса космонавтов, хотя раньше космические корабли комплектовались оружием для защиты от диких животных, если спускаемый аппарат упадёт где-то в глухой тайге.

Практически к годовщине запуска станции Роскосмос запустил военный спутник «Пион-НКС», который официально был назван космическим аппаратом «Космос-2550». Это второй пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Плесецк в 2021 году. Предыдущий запуск вывел на орбиту синхронный для «Пиона» «Лотос-С1» 2 февраля.
Четвёртая нация в космосе: как Польша слетала на станцию «Салют-6»

27 июня 1978 года с гагаринского старта на «Байконуре» взлетел «Союз-30». На его борту находились двое — советский лётчик-космонавт Пётр Климук и польский космонавт-испытатель Мирослав Гермашевский.

Этим стартом ознаменовался второй запуск «Интеркосмоса» — советской программы, которая позволяла странам соцблока запускать своих космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей в космос. Благодаря «Интеркосмосу» на орбите впервые побывали космонавты из стран помимо СССР и США. Параллельно «Интеркосмос» помогал социалистическим странам запускать национальные спутники.

28 июня «Союз-30» пристыковался к станции «Салют-6» и оставался с ней на орбите до 5 июля. В это время к станции уже был пристыкован «Союз-29», на котором прилетели Владимир Ковалёнок и Александр Иванченков. В ходе полёта космонавтам предстояло выполнить около десяти медицинских, технологических и геофизических исследований и экспериментов, при этом часть из них являлась повторением экспериментов, выполненных советско-чехословацким международным экипажем. А именно — Алексеем Губаревым и Владимиром Ремеком, прилетавшим в марте 1978 года на «Салют-6» по программе «Интеркосмос-1» на «Союзе-28».
В Музее Польской Военной Техники в Варшаве хранится скафандр «Сокол» Мирослава Гермашевского. Экспонируется также спускаемый аппарат «Союз-30», который был передан Советским Союзом Центру космических исследований Польской академии наук. А Мирославу Романовичу сейчас 79 лет, с 2000 года он является бригадным генералом в отставке. На общественных началах занимается популяризацией космонавтики и астрофизических исследований — у него есть группы в соцсетях, в которых он старается освещать все интересные космические новости.
Новые солнечные батареи для МКС: установлены первые две из шести

25 июня астронавты в третий раз за две недели вышли за пределы МКС, чтобы дополнить энергосистему аппарата новыми солнечными батареями. Шейн Кимбро из NASA и француз Том Песке из ESA совершили выход в открытый космос продолжительностью 6 часов 45 минут. Во время выхода они установили вторую из шести запланированных новых солнечных батарей. Первая была поставлена и развёрнута 16 и 20 июня.

Новые, более эффективные, но меньшие по размеру батареи устанавливаются параллельно старым. Предыдущие уже начинают демонстрировать признаки деградации, снижается выработка электроэнергии, поскольку они отработали свой 15-летний расчётный срок службы — они служат с декабря 2000 года!

При использовании в тандеме старые и новые батареи смогут увеличить энергоснабжение станции на 20—30%.

Кимбро и Песке вышли в открытый космос в 14:52 по мск, и, после настройки своих рабочих мест, приступили к повторению тех же действий, которые они произвели во время предыдущих двух выходов в открытый космос. Песке снова встал около роботизированной руки Canadarm2, чтобы страховать сложенные батареи нового типа iROSA до фермы P6, где Кимбро ожидал для начала монтажа. При этом, астронавты NASA Меган Макартур и Марк Ванде Хей управляли роботизированной рукой из модуля «Купол».

Это была 241 сборка — действие по установке/перемещению/удалению компонентов МКС. Ох, как их было много со времён запуска функционально-грузового блока «Заря», когда мы вывели модуль 20 ноября 1998 года. Внекорабельная деятельность стала девятой по счёту для Кимбро и пятой для Песке. Кимбро в общей сложности провёл в открытом космосе 59 часов и 28 минут, попав на шестое место в мире вместе с космонавтом Фёдором Юрчихиным по времени, проведённому в открытом космосе. Песке же наработал себе суммарно 33 часа ВКД.

iROSA (ISS Roll Out Solar Array, «Раскатываемая солнечная панель для МКС») — это гибкая солнечная батарея, которая сконструирована, как строительная рулетка. Новая конструкция солнечной батареи позволяет ей сворачиваться в компактный цилиндр для экономии места и веса при выводе на орбиту.
Forwarded from Роскосмос
Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с новой партией космических аппаратов OneWeb планируется 1 июля с космодрома Восточный!

За выведение спутников на орбиту высотой 450 км «отвечает» разгонный блок «Фрегат».

Впервые «Фрегат» запустили в 2000 году. С тех пор разгонные блоки этого типа вывели на целевые орбиты более 350 космических аппаратов! Подробнее — в карточках ⤴️