Ректор говорит! – Telegram
Ректор говорит!
441 subscribers
145 photos
1 video
190 links
«Ректор говорит!» — информационно-аналитический портал, ориентированный на российские вузы.
Это открытая площадка, предназначенная для обмена опытом и достижениями в образовательной сфере.
Download Telegram
Новогодние традиции в вузах

🌲Предпраздничная пора уже наступила. Совсем скоро все будут собираться в семейном кругу и отмечать наступление Нового года. Неотъемлемые атрибуты праздника — хвойный запах, шелест упаковочной бумаги, пузырьки от шампанского и предвкушение таинственного счастья.

Сегодняшний материал — особенный, проникнутый той же тихой радостью, ощущением нового начала и мыслью о подведении итогов: руководители Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина ( ОмГАУ ) и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого ( СПбПУ ) делятся своим отношением к празднику.

Ректоры делятся пожеланиями на будущий год и рассказывают:
📌 каковы их детские впечатления от Нового года
📌 и какие новогодние традиции есть в их вузах.


Читать: https://rectorspeaking.ru/novogodnie-tradicii-v-vuzah
«Арктика учит любить и ценить жизнь»:
ректор МАГУ Ирина Шадрина о жизненных ценностях преподавателей и студентов


Мурманский арктический государственный университет ( МАГУ ) — крупнейший вуз за Полярным кругом, единственный российский арктический университет, который расположен непосредственно на территории Арктики.

Такое расположение определяет миссию университета: вуз нацелен на решение приоритетных задач не только Мурманской области, но и всей Арктической зоны России.

📌 Какие это задачи, как организован учебный процесс и научная деятельность в таком вузе? Об этом мы поговорили с ректором МАГУ, доктором педагогических наук, доцентом, почетным работником высшего профессионального образования Шадриной Ириной Михайловной.

📌 В интервью Ирина Шадрина определяет тенденции развития территорий Арктической зоны России и раскрывает нюансы «арктической прошивки» — того самого набора жизненных ценностей, которым обладают люди Севера.

Читать: https://rectorspeaking.ru/arktika-uchit-lyubit-i-cenit-zhizn
Кадры для ОПК: ректоры технических вузов о научных разработках и подготовке инженеров.


Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — один из основных сегментов отечественной промышленности. Сегодня его развитие невозможно без высокотехнологичных разработок, цифровых решений и планомерного развития в таких отраслях экономики, уже гражданской, как связь, здравоохранение, топливно-энергетический комплекс, транспорт и т. п.

В числе этих сфер находится и образование, призванное готовить соответствующие кадры для ОПК. Мы поговорили с ведущими в этом направлении вузами, чтобы выяснить, как образовательные организации следуют государственным стратегиям развития и какие направления подготовки сейчас популярны у абитуриентов.

📌 Ректоры Ковровской государственной технологической академии имени В. А. Дегтярева ( КГТА ) и Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова ( БГТУ «ВОЕНМЕХ» ) рассказывают о создаваемых роботах, цифровизации, разработках в области вооружения и о профессиональной этике инженера.


Читать: https://rectorspeaking.ru/kadry-dlya-opk
Модернизация АПК:
научно-исследовательская деятельность аграрных вузов


Развитие научно-исследовательского потенциала аграрного образования — это задача, быть может, не самая очевидная для стороннего наблюдателя, но от того не менее важная. Чтобы обеспечивать глобальную конкурентоспособность страны в аграрной отрасли, в профильных университетах как центрах знаний и инноваций должна быть сформирована среда для проведения фундаментальных и прикладных исследований. Удается ли это вузам?.. Мы поговорили с ректорами ведущих аграрных вузов о разработках и научных достижениях их исследователей.

📌 Ректоры Ставропольского ГАУ, Донского ГАУ, Омского ГАУ имени П. А. Столыпина и Ижевской ГСХА рассказывают о научно-инновационной деятельности своих организаций.

Читать:
«Готовим исследователей, способных определять развитие региона»: и.о. ректора ОмГТУ о миссии вуза

Омский государственный технический университет (ОмГТУ) — самый крупный вуз в регионе: здесь учится более 16 000 студентов. В 2022 году ОмГТУ отмечает 80-летний юбилей. Все это время значительно трансформировались и расширялись традиционные для вуза направления подготовки.

Сначала вуз — тогда еще Омский машиностроительный, а затем и Политехнический институт — был ориентирован на подготовку кадров исключительно в области машиностроения.

Сейчас в университете активно развиваются и другие сферы: энергетика, электроника, нефтехимия, IT, радио- и приборостроение, а также дизайн, биотехнологии, туризм. Об этом разностороннем развитии вуза мы поговорили с исполняющим обязанности ректора ОмГТУ, кандидатом экономических наук, доцентом Дмитрием Павловичем Маевским.

📌В интервью Дмитрий Маевский рассказывает, каким предстает университет сегодня, в чем сильные стороны Омского политеха, как он откликается на цифровую трансформацию отрасли и учитывает потребности рынка труда.

Читать
«Компаниям выгодно вкладываться в нас»:
и. о. ректора Бари Хаиров о проектном подходе в СибГУТИ

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), основанный в 1953 году, сейчас — базовый образовательный комплекс Минцифры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке.
Университет специализируется на изучении проблем связи и развитии телекоммуникационных технологий. В вузе готовят специалистов по проектированию, разработке, строительству и эксплуатации систем практически всех отраслей связи.
Какими проектами сейчас занимаются в вузе, находящемся в самом центре цифровых преобразований? Какие изменения в структуре вузовских подразделений позволили СибГУТИ зарабатывать больше? Как в таком университете сами студенты относятся к переходу на дистант и почему в вузе целенаправленно занимаются киберспортом? Об этом мы поговорили с исполняющим обязанности ректора Бари Галимовичем Хаировым. 📌В интервью Бари Хаиров рассказывает о проектах СибГУТИ, созданном киберполигоне, лаборатории 5G, партнерах, выпускниках и целях университета, личных и профессиональных ориентирах.

Читать:
«Исследователя может воспитать только исследователь»: ректоры НГУ и ТПУ о науке в сибирских вузах


Уже давно вузы воспринимаются не только как образовательные учреждения, но и как крупные научные центры.

Это показали и недавние результаты отбора участников программы «Приоритет 2030». Так, из 106 вузов, включенных в программу осенью 2021 года, 18 университетов вошли в число участников трека «Исследовательское лидерство». Это МГТУ им. Н. Э. Баумана, ИТМО, МФТИ, СПбПУ, ЮФУ, УрФУ и другие вузы.

В их числе два сибирских вуза: Томский политехнический университет (ТПУ) и Новосибирский государственный университет (НГУ). Оба вуза успешно представили свои стратегические проекты на основе уже имеющегося исследовательского и технологического базиса и сформированной научной инфраструктуры.

Мы поговорили с руководителями НГУ и ТПУ, чтобы выяснить, какими проектами планируют заниматься их вузы в рамках участия в «Приоритете 2030», а самое главное — какие барьеры должна преодолеть российская наука. Читать:
Многоязычие и мультикультурность — ориентиры образования будущего: опыт РУДН

Как сегодня понимается многоязычие и мультикультурность? Что делается на уровне вуза для развития этих направлений? Насколько стратегически важно для российских университетов многоязычное развитие и ориентация на многонациональность? Как изменились эти тенденции после распада СССР?..

Об этом мы поговорили с Атабековой Анастасией Анатольевной, доктором филологических наук, профессором, заведующей кафедрой иностранных языков, проректором РУДН по многоязычному развитию. Читать:
Здравоохранению необходима коллаборация университетов разных направлений

Интервью с ректором Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова Сергеем Анатольевичем Сайгановым.

Впервые «Ректор говорит!» беседует с руководителем медицинского вуза. Получился содержательный, живой разговор о том, как СЗГМУ им. И. И. Мечникова перестроил свой образовательный процесс в пандемию, когда каждый третий его студент добровольно ушел работать в красные зоны. Что профессор Сайганов думает про ЕГЭ и импортозамещение медоборудования, верит ли он в продление жизни с помощью науки и на какие увлечения находит время, даже если его совсем не остается.

Читать:
Романтика ушла — сегодня в «Макаровку» идут за востребованной профессией.

Интервью с ректором Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Сергеем Олеговичем Барышниковым.

Этот вуз занимает особое положение среди высших учебных заведений. Дисциплина — как в военной академии, при этом студенты и курсанты получают серьезное техническое образование. Разговор с руководителем ГУМРФ получился таким же разносторонним. Поговорили и о мотивации абитуриентов, и о востребованности выпускников, и о том, как лично Сергею Барышникову неверие в его способности дало путевку в жизнь.

Читать:
«Наша приоритетная задача — сократить технологическое отставание образовательных процессов»: интервью с ректором Ижевской государственной сельскохозяйственной академии Андреем Александровичем Брацихиным.

Ректор Ижевской ГСХА относится к тому типу современных руководителей, с которым интересно обсудить неудобные вопросы.

📌 Например, почему вузы не поспевают за развитием технологий в отраслях, для которых готовят специалистов?
📌 Как организовывать образовательный процесс, зная, что завтрашних выпускников на производствах могут заменить системы автоматизации?

Андрей Брацихин отвечает на эти и другие вызовы со спокойной рассудительностью и пониманием всех внутренних процессов.


Читать:
Как создать наукоград посреди тайги. Интервью с ректором ЮГУ Романом Викторовичем Кучиным.

Югорский государственный университет — один из самых молодых российских вузов, учрежденных Правительством России. О том, как университету в небольшом северном городе удалось вырасти в региональный научный и градообразующий центр, мы поговорили с ректором ЮГУ Романом Викторовичем Кучиным.
Читать:
«Систему образования ждут грандиозные изменения»: интервью с ректором ТГПУ им. Л. Н. Толстого К. А. Подрезовым.

Систему высшего педагогического образования ожидают такие глобальные изменения, каких давно в ней не происходило. Перспектива возвращения специалитета, беспрецедентная финансовая поддержка от государства, новая концепция «педагогического ядра» — вот лишь некоторые из преобразований, что мы обсудили с ректором Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Константином Андреевичем Подрезовым.

Читать:
«Чтобы трансформировать университет,
его надо присвоить себе
как собственное дело»


Что такое трансформация университета и как выглядит ее подделка, чему учатся вузовские управленцы нового поколения и что дальше будет с образованием — эти вопросы главный редактор портала «Ректор говорит!» Александр Никифоров обсуждает с Ольгой Назайкинской, директором Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО.

Читать:
«Почему у некоторых университетов не получается подлинного развития и трансформации? Потому что там не смогли поставить проблему и работали только с симптомами: то денег нет, то студенты плохие, то преподаватели работать не хотят, нормативка плохая. А надо бы разобраться, что дает такую симптоматику. Для этого надо занять позицию ответственного за развитие. Не должность, не роль, а подлинную управленческую позицию» — из интервью с Ольгой Назайкинской, директором Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО, о трансформации российских вузов.

Читайте на портале «Ректор говорит!»
Быть не опорой, а флагманом Тольяттинский государственный университет (ТГУ) — один из лидеров в области цифровизации образования, генератор инноваций для своего региона присутствия, вуз, который сумел привлечь на онлайн-обучение по своим образовательным программам тысячи студентов со всей страны. О том, как это стало возможным, главный редактор портала «Ректор говорит!» Александр Владимирович Никифоров побеседовал с ректором ТГУ Михаилом Михайловичем Кришталом.
Читать:
Как преодолеть дефицит профессионалов в индустрии. Интервью с и.о. ректора СПбГИКиТ Наталией Гориной.

Это первое интервью портала «Ректор говорит!» с руководителем вуза, в котором совмещен творческий и технический профили. Пожалуй, других таких институтов в нашей стране нет. Тем интереснее было пообщаться с исполняющим обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Наталией Гориной.

Читать:
Задача университета — определить тренды в образовании. Интервью с ректором ДГТУ Бесарионом Месхи.
Донской государственный технический университет за один год открыл 35 новых направлений подготовки, что соизмеримо с запуском нового вуза. Его инженерная школа с уникальной системой подготовки уже заслужила положительные отзывы экспертов как пример успешного образовательного эксперимента. Об этом и многом другом мы поговорили с ректором ДГТУ Бесарионом Месхи.
Читать:
Настоящее и будущее инженерного образования.
Интервью с ректором УлГТУ Надеждой Ярушкиной
.


Интервью с ректором Ульяновского государственного технического университета Надеждой Ярушкиной — это обстоятельный разговор об инженерном образовании в России. Мы обсудили, как вузу удалось стать цифровым драйвером региона, поговорили о возможном создании инженерной ординатуры и участии в «Передовых инженерных школах». А еще узнали о планах ректора написать книгу.

Читать:
Высшему образованию надо вернуть фундаментальность. Интервью с ректором МарГУ Михаилом Швецовым.
Марийский государственный университет — классический вуз со своим уникальным этнокультурным колоритом. Ему удалось вернуть в свои лаборатории специалистов, которые когда-то уехали в другие научные центры страны, и перезапустить научную деятельность, сделав ставку на высокопроизводительные вычисления. О том, как это стало возможным, мы поговорили с ректором МарГУ Михаилом Швецовым.
Читать:
«Ничего лучше модели вуза, где образование опирается на науку, пока не придумано».
Интервью с ректором Новосибирского государственного университета Михаилом Федоруком.


Новосибирский государственный университет вот уже 60 лет является мощнейшим образовательным и научным центром страны и одним из сильнейших в России брендов в области образования и науки. Про вуз в сибирском Академгородке знают даже те, кто не имеет к нему никакого отношения.

На чем основан феномен НГУ и могут ли сегодня университеты повторить его стремительный взлет — об этом мы побеседовали с ректором Новосибирского национального исследовательского государственного университета Михаилом Федоруком.

ЧИТАТЬ