Рефлексия и реакция – Telegram
Рефлексия и реакция
5.38K subscribers
26 photos
405 links
Авторские размышления о процессах в Беларуси. Связь - reflectionbelarus@pm.me

Поддержка: patreon.com/reflectionbelarus
Download Telegram
Большая статья на Онлайнере про то как выпускник-географ поехал шить мешки в Польшу и стал там получать нормальные для жизни деньги. Из всей статьи выходит ключевым вопрос - а почему завод по производству мешков построили в Польше, а не в Беларуси, где по идее куча безработных и они могут работать за меньшие деньги, чем поляки? Что нужно сделать, чтобы такие заводы открывались у нас?

Если не брать набившие всем оскомину истины про защиту прав инвестора, интеграцию (хотя бы вступление в ВТО), неизменность правил, общее снижение рисков (честный суд, отсуствие излишних проверок), то есть одна ключевая причина: в Беларусь не идет капитал.

Точнее он идет, но точечно, массового притока нет. Предприятие которое кредитуется под 8% в валюте никогда не сможет полноценно конкурировать с предприятием, которое кредитуется под 3%. Просто из соображений бухгалтерии дешевизна денег даст решающее преимущество предприятию на любом рынке.

Многие псевдоэкономисты из этого делают вывод что можно напечатать дешевых денег и раздать внутри страны. Проблема в том, что эти деньги всегда стремительно давят на курс и обесцениваются, раскручивая инфляционную спираль. Раздавать можно только дешевую валюту, а для того чтобы она пришла в страну в нужном объеме в разных формах, этой стране должны доверять на самом высоком уровне. И тут мы упираемся в неприятную развилку: в Беларусь массово перестал идти капитал с Востока, и по-прежнему не идет капитал с Запада. Китайский капитал, если взвешивать объективно - это сложные, не дешевые деньги.

Чтобы пошел капитал с Востока - нужно делать политические уступки России - сдача суверенитета, "союзное государство" и прочее.
Чтобы пошел капитал с Запада - нужны структурные реформы, политические реформы, демократия, права человека. Западные деньги дешевле чем восточные и их больше, но восточные - проще, делать ничего не надо, все сделают за тебя.
Есть маловероятный, но очень привлекательный вариант что деньги пойдут из обоих источников, если Беларусь исхитрится пойти навстречу обоим, предложить России такой вариант, при котором её (Беларуси) демократизация и европеизация пойдет в плюс определенным группам влияния в самой России.
Проблема в том что все варианты означают смену политического режима в Беларуси, не обязательно персональную на первом этапе, но точно смену качественную (которая неизбежно приведет к персональной смене со временем).
Но выбор, рано или поздно, сделать придётся.

А затягивание выбора как стратегия - именно эта стратегия и действует сейчас - ведет к тому, что такие парни как учитель из статьи на "Онлайнере", бегут туда, где есть капитал. Беларусь иссыхает как дерево, чьи корни не имеют достаточной подпитки.
Несколько дней назад писали следующий текст: "В итоге получается что Газпром одной рукой финансирует проклятого фрондера Бабарико, а другой рукой выдает деньги Втюрину? Исходя из этого читатель делает два вывода 1) Либо деньги давал не Газпром 2) Либо Втюрин совсем не пророссийский, а вместе с Газпромом работает против интересов имперской России!"

И тут как назло совпало: 1) Увольнения в центральном офисе Газпрома, большая чистка. Это называется создание информационного негативного фона, артподготовка для атаки. 2) Через "Трыкатаж" спускают на коленке слепленую дезу про то что заговор на самом деле не пророссийский, а прозападный. Это называется информационное прикрытие с целью вывода из под удара.

На самом деле, любой человек, знакомый более-менее с реалиями служивых в Беларуси, осознает что если начинать чистку по принципу "связи с россиянами", то в Беларуси не останется ни армии, ни спецслужб. Просто потому что подготовка кадров по многим редким специальностям в бывшем союзе велась в считанных военных училищах. И поэтому в отсуствие понятных альтернатив и в отсутствие политической воли что-либо менять (например, готовить кадры в странах НАТО), подготовка продолжала идти годами (сейчас аккуратно сворачивается).

Но сами по себе связи рядовых офицеров с россиянами не очень страшны. Куда опаснее афиллированность конкретных людей с конкретными российскими группировками. Эти связи существуют годами, Бабич здесь никаких "сетей" не создавал. В России сидит сейчас несколько составов беларуских правительств, из бывших. От Латыпова и Наумова до Зимовского и Сидорского. Поэтому любителям поискать корни потенциальных заговоров было бы любопытно провести несложную исследовательскую работу и посмотреть кто на какую башню Кремля трудоустроен.

Логично, что в вопросах "альтернативных" кандидатов у гипотетической "кремлевской" партии не будет недостатка ни в консультантах, ни в самих кандидатах. Если и давать какие либо предположения о том, что сейчас происходит с чистками в высшем силовом руководстве РБ, мы бы делали ставку на то, что это именно попытка обрезать каналы связи "бывших" с нынешними, для того чтобы, грубо говоря, свои действия вести в тайне от оппонентов. Но свечку не держали, посему оставим это просто на уровне максимально рационального, на наш взгляд, предположения.
Сергей Доренко был талантливым пропагандистом, журналистом, политтехнологом. Было бы странно оценивать его политические взгляды, поскольку неизвестно где был заказ, а где были его взгляды. Скорее всего, как и у всех представителей его профессии, его взгляды были закопаны настолько глубоко внутри него, что можно говорить о том что этих взглядов у него не было - по-другому нельзя работать в этой среде. Но он всегда был интересен.

Именно Доренко первым в России открыл очень важную истину политического спикера: народ будет слушать любую чушь, зачастую даже противоречащую саму себе, если её будет говорить человек с образом жесткого и конкретного мужика. Ведь народ по своей эмоциональной сути есть женщина, поэтому нужно говорить с ним как с женщиной: четко, по-офицерски, не плавно и не торопясь, излучая железобетонную уверенность в своих словах, чеканя сторонние образы, но по-народному конкретные; эмоционально, но без истерик. Это понимание позволяло ему существовать как востребованная медиа-персона в абсолютно разных ипостасях: от подручного Березовского на первой кнопке и пламенного оратора на оранжевом майдане до коммунистического агитатора "в поле" и пропагандиста "русского мира" на радио и в телеграме. В пост-советском политическом пространстве до появления Доренко был только один человек, который понял и воплотил в жизнь этот принцип (и руководствуется им по сей день) - Лукашенко.

Есть какой-то символизм в том что Сергей ушел из жизни 9 мая - в праздник Победы, который для многих всегда был праздником всепожирающей русской имперской маскулинности. Всепожирающей - это значит пожирающей и себя в том числе. Земля пухом.
Из Беларуси высылают людей с иностранными паспортами за правонарушения. Мера очевидно несоразмерна содеянному: люди живут укорененно много лет в Беларуси, а отправляются фактически вникуда из-за простых административок (попался на камеру фотофиксации - это тоже административка, так была выслана одной из первых юрист Елена Тонкачева в 2015 году). Зачем нужны такие бесчеловечные (без преувеличения) меры? Какой это имеет смысл и имеет ли?

Все люди, которые попадали под депортацию, де-факто имели право на беларуское гражданство. То есть проживали в Беларуси достаточное количество времени. Но паспорт свой сдавать не спешили. Почему? Объективно - беларуский паспорт является самым слабым паспортом в регионе: паспорт страны ЕС - это огромные возможности связанные с гражданством ЕС, в т.ч. для детей; паспорт Украины - безвиз, паспорт РФ - это возможность получать более высокую российскую пенсию/трудоустроиться в РФ и, несмотря на санкции, более лояльный визовый режим со странами ЕС и даже США (парадокс, да, впрочем это логично учитывая что уровень дипотношений РФ и США до сих пор выше чем РБ и США).

По закону, основанием для получения беларуского гражданства является отказ от предыдущего. То есть, получив синенький паспорт, его новоиспеченный обладатель теряет все предыдущие привелегии. При этом, иметь два гражданства в Беларуси не запрещено. Парадокс? Отнюдь. Дело в том, что если любой человек не имеющий беларуского гражданства, но будучи иностранным гражданином и имеющий ВНЖ, при уголовном преследовании имеет право консульской защиты. То есть любой человек задержанный, например, по уголовному делу, либо за участие в акциях протеста имеет право требовать консульской защиты. И любое мероприятие по наказанию этого человека из внутреннего дела сразу же становится международным. Другое дело если у человека два паспорта - наличие второго паспорта не позволяет иностранным консулам впрягаться за своего гражданина на территории РБ, поскольку по законам РБ на её территории гражданин считается её гражданином первоочередно. То есть консула не пустят и будут абсолютно правы.

Поэтому, если, например, Путин решит активно выдавать российские паспорта беларусам и не изымать беларуское гражданство, то активного сопротивления этому процессу со стороны властей Беларуси не будет (пассивное конечно будет), да и такое сопротивление видится трудозатратным, но и процесс этот будет с политической точки зрения бессмысленным - да, это российские граждане, но на территории Беларуси это в первую очередь беларуские граждане. А вот если гражданство будет выдаваться в обмен на беларуское - то очень многие задумаются, а стоит ли игра свеч, т.к. риски быть высланным в никуда могут перевесить все плюсы обладания паспорта с двухглавой птицей. Кстати поляки, выдавая "упрощенное" гражданство, беларуский паспорт не забирают. Впрочем, мотивация у них иная, нежели создание политического пропольского слоя: они банально перетягивают к себе трудовые ресурсы, паспорт выдается фактически прожившим как минимум год в Польше беларусам с польскими корнями, т.е. укорененным. Оставление беларуского паспорта для таких людей - дополнительный бонус, избавляющий их от геммороя получения виз для визитов к родственникам в Беларусь.

Резюмируя: мера по высылке людей хоть и абсолютно негуманна, но свой внутренний смысл и репрессивную логику имеет. Надеемся в будущем синенкий беларуский паспорт станет хоть как-то привлекательным для его обладателей с иной, чем защита от высылки, точки зрения.
К слову о трудоустройстве в РФ: формально "Союзное государство" дает обладателям беларуских и российских паспортов равные права при трудоустройстве. Но по факту, человек с беларуским паспортом не может даже прописаться в России дольше чем на три месяца, не может брать кредиты, словом, никак не может укореняться, если не будет проходить процедуры получения вида на жительство иностранного гражданина по общему пути - то есть в одной очереди с таджиками, узбеками и т.п. (ничего не имеем против этих народов, просто у них никакого "Союзного государства" нет, а очередь одна). Граждане РФ же регистрируются в РБ через обычные ОГИМы, через которые регистрируются (прописываются) обычные беларусы, с примерно тем же пакетом документов.

Поэтому прежде чем проводить ревизию договора о союзном государстве, господам из Москвы стоило бы подумать о том чтобы со своей стороны наполнить этот договор хоть каким-то практическим смыслом для людей, кроме как отдельной стоечкой в аэропорту.

UPD: Вот здесь более детально пишут как обстоят дела с процессом трудоустройства
Данные автора графиков не бьются с Белстатом. Но допустим даже автор прав, не будем лезть в заковыки подсчётов, а положим как бесспорную истину что доля государства у нас запредельно большая, а его эффективность запредельно малая.

«Смотрите, страна, возможно, потребует такой перезагрузки, как в 1917 году. И такое тоже возможно, я допускаю. В той конструкции, в той системе распределения собственности и материальных благ страна может не выжить. Всеобщая национализация — и поехали заново все» - это слова из свежего интервью Коломойского про Украину. На секундочку, это говорит олигарх, не большевик, не чиновник, не красный директор, более того - это говорит человек политически очень сильный в моменте в своей стране. Далее в интервью он конкретизирует и говорит о том что не призывает строить социализм, а всего лишь указывает на неспособность общества на развитие в текущей конфигурации экономических отношений. По сути, отвечая на вопрос о будущем Украины, Коломойский признает что повальная приватизация завела страну в тупик, из которого можно выйти только назад через национализацию. С такими сильными магнатами любой король всегда слаб -наше государство уже неуспешно проходило такой этап в своей истории.

Это не значит что приватизация сама по себе плоха. Это значит что критически важно как она проходит, в какое время, с каким отношением общества, с какой последующей структурой собственности. И беларуский кейс отсутствия приватизации даёт надежду не повторить ошибок соседей. Хотя, конечно, объективно у нас данная тема уже перезрела в плане актуальности. Но всегда полезно помнить что не все может получиться как лучше, пока ключевой вопрос - институты и прекращение поддержки зомби, если это случится то и структура собственности сама адаптируется.
Forwarded from ЭКАНОМІКА ПА-БЕЛАРУСКУ
Рэальная значнасць дзяржаўнага сектару для беларускай эканомікі. Беларусь - гэта Польшча да 1989 г.
Рубрика #нампишут. Публикуем письмо читательницы Анны, которая вносит коррективы по поводу реалий трудоустройства беларусов в РФ. Сами мы информацию черпали из личных разговоров и бесед, поэтому возможно какие-то нюансы могли потеряться. Но мы за объективность, поэтому с радостью расскажем правдивую ситуацию с этим процессом, возможно кому-то будет полезно.

Справедливости ради отметим, что наш исходный тезис о том что у беларусов нет никаких привелегий по сравнению с другими иностранцами в плане фактического трудоустройства и легализации в РФ полностью верен.
"Здравствуйте!

В Вашем посте от 10 мая в 12.35 есть несколько ошибок (уж не знаю, намеренных или нет). Я регулярно читаю Ваш канал, он нравится мне за умеренную взвешенную позицию, и видеть такую неточную информацию именно на Вашем канале мне, за неимением другого слова, неприятно.
Дело в том, что как раз с начала этого года я переехала в СПб и знаю "изнутри" о проблемах белорусов с легализацией нахождения в РФ.

Во-первых, вопросами миграции и, соответственно, постановки на учет иностранцев занимается управление по миграции МВД РФ, по сути, аналог нашего ОГиМа. Во-вторых, в РФ нет понятия "прописка", только регистрация. И отдельно есть миграционный учет (МУ). Регистрация, как временная, так и постоянная - это штамп в документе (ВНЖ или паспорте). МУ - отрывная часть бланка-уведомления о прибытии иностранца.

Для простоты понимания, наверно, нужно описать последовательность действий, так будет понятней.

1) Итак, если белорус едет в РФ как турист, то на 30 (по другим данным на 90) дней он освобожден от необходимости где-то становиться на учет. Если на более долгий период, то должен встать на миграционный учет и получить бланк МУ. На учет его должен поставить владелец квартиры, в которой он (белорус) проживает, только так. Бланк МУ не влияет на кол-во зарегистрированных в квартире людей и не влияет на расчеты коммуналки и проч.
Даже с бланком МУ белорус-турист не может находиться в РФ больше 90 дней в течение полугода - правило 90/180 работает для всех, кроме украинцев из ЛДНР. Если же белорус едет в РФ для трудоустройства, то он должен получить бланк МУ, и с этим бланком ему спокойно оформят ИНН, СНИЛС, дебетовую карту в банке и примут на работу. МУ без трудоустройства оформляют не более, чем на 3 месяца, а при наличии трудового договора оформят на год, и через год можно продлить. МУ на 3 месяца оформляют в МФЦ и на Почте России, на год - только в управлении по миграции.

Справедливости ради, МУ в РФ - это головная боль, причем, именно для легально работающего иностранца. Оформить МУ можно только в личное присутствие хозяина квартиры. ТОЛЬКО ЛИЧНОЕ ПРИСУТСТВИЕ. При этом все больницы, гостиницы, санатории обязаны ставить иностранцев на МУ. В итоге, отправят в командировку с заселением в гостинице - прощай МУ в городе, где живешь и работаешь. Попадешь в больницу, даже в "своем" городе, - аналогично. После возвращения будь добр ехать в управление по миграции с хозяином квартиры, где проживаешь, и снова делай МУ. А если работа предполагает частые командировки? Очень немногие хозяева в РФ готовы вообще этим заниматься. Раньше можно было сделать МУ по юр.адресу компании, в которой трудоустроен, но теперь это можно сделать, только если у компании есть жилые помещения, которые она предоставляет для проживания своим сотрудникам или если сотрудники-иностранцы живут в вагончике в чистом поле и у этого вагончика нет адреса. Спасибо коррупции и фирмам-"пропискинам", чтоб их.

2) Далее, наш состоящий на МУ и трудоустроенный белорус может начать процедуру получения ВНЖ (т.к. я его не оформляла и не планирую, то так подробно рассказать не могу). После получения ВНЖ или снова оформляется МУ, или ставится штамп о временной регистрации.

3) Потом, когда наш белорус получит гражданство и паспорт, в этот паспорт ставится постоянная регистрация, по-нашему - прописка по месту жительства.

Без хотя бы ВНЖ белорусу, скорее всего, откажут в кредите и/или ипотеке. Но это, как говорится, зависит. Если он работает на хорошей должности в известной фирме и может найти поручителей, то кто знает, может, и дадут. Опять же, наличие супруга(-и) с гражданством РФ может повлиять на принятие решения. Это ведь связано с банковскими рисками, а не с политикой, у нас, наверно, тоже самое. Но на свои средства купить жилье или машину можно спокойно, никто там в паспорт смотреть не будет, особенно учитывая стоимость жилья.
Хуже всего не то, что тебе что-то где-то не откроют и не дадут, а в том, что в РФ каждая служба относится к законам и правоприменительной практике, как хочет. Например, в федеральном законе прописан ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ список документов, которые надо предоставить для постановки на МУ. Почте России плевать на это, они требуют еще и страховку, про которую в законе нет ни слова. Получается, их внутренняя инструкция выше федерального закона. Или, вот, в 2017 году Верховный Суд РФ постановил, что работодатели РФ не обязаны уведомлять МВД о найме на работу белорусов (насчет других иностранцев обязательство сохраняется). Мотивировал суд свое решение именно тем, что, согласно международным договорам, белорусы и россияне на рынке труда обладают равными правами (белорусам не нужно разрешение на работу/патент/разрешение на временное пребывание и т.д.). МВД плевать - и в итоге все свелось к рекомендации работодателям "все равно уведомлять МВД, иначе потом устанете по судам свою правоту доказывать". Веселее всего то, что каждое отделение МВД по-своему интерпретирует это постановление ВС, т.е., например, в СПб скажут все равно уведомлять, а в Смоленске - что уведомлять не нужно. Примерно поэтому же такой разброс в сроках пребывания без МУ (30/90 дней). Международный договор говорит 90, по факту лучше делать не позднее 30 дней.

Ну и нельзя не сказать о том, что из-за отсутствия границы и штампов о въезде/выезде, отследить сроки пребывания белоруса в РФ невозможно. Многие живут в РФ годами без каких-то документов. Но официально трудоустроиться без МУ не получится.

Намного больше информации можно найти, например, в группе ВК "Белорусы Питера" (это не реклама, я не имею к ним отношения, просто сама их информацией пользовалась), есть и другие группы, но о них сказать ничего не могу.

Надеюсь, мое письмо несколько прояснило ситуацию и Вы скорректируете информацию в посте (если Вы в этом заинтересованы, конечно).

С уважением,
Анна."
Спасибо, Анна. Присылайте ваши письма на reflectionbelarus@pm.me
Риторика Литвы в отношениях с Беларусью в последнее время напоминает риторику Украины в отношениях с Россией: есть жесткий камень преткновения, который стопит все разговоры о сближении. БелАЭС это как бы наш Крым, что, согласитесь, крайне нелогично - нельзя сравнивать аннексию куска территории и строительства суверенным государством на своей территории того или иного объекта. То есть Литва обостряет.

Несмотря на непростые отношения беларусов и литовцев как политических наций ("мы европейцы - а вы совки", "вы украли у нас историю, мы литвины, Вильно наш") все же, главным фактором, который очень сильно бьёт по самолюбию литовской стороны, на наш взгляд, является фактор закрытой Игналинской АЭС, закрытие которой было условием входа в Евросоюз. И Островец, который находится в 150 км от Игналины, по логике, был призван заменить её в региональной энергосистеме, таким образом сохранить баланс, поменяв региональных выгодоприобретателей местами. И там и там два энергоблока с планом на четыре, например. Принципиальное решение о строительстве БелАЭС было принято тогда, когда стало понятно что ИАЭС реально закрывается. Словом, станция - двойник.

Не будем рассматривать экономический аспект запуска АЭС для Беларуси, это большая тема отдельного разговора. Также не будем трогать аспект безопасности и экологии - тут очень трудно отделять спекуляции от действительности. Ограничимся фактом, что ни до ни после Чернобыля ни одна станция в мире сама по себе не взрывалась, этот случай уникален (сейчас в мире работает 451 атомный энергоблок). Поговорим про фактор АЭС в отношениях Беларусь - Литва и шире Беларусь - ЕС.

На какие уступки может пойти Беларусь в вопросах евроинтеграции? Литва пошла на закрытие своей АЭС. Так почему бы Беларуси не закрыть свою, взамен, например, на хорошие условия ассоциации/всупления в ЕС? Но для того, чтобы закрыть станцию, нужно сначала её построить и открыть. Ухудшить отношения до определенной точки, чтобы потом разматывать обратно и улучшить до более серьезных позиций, как это раньше было с политзаключенными. В пакете с отменой смертной казни, например, и конституционной реформой, это будет выглядеть очень мощным шагом навстречу.

Конечно, это все дело не завтрашнего дня, но, согласитесь, в логике таких рассуждений тема БелАЭС и принципиальности вокруг её запуска выглядит совсем по-иному. В контексте отношений с Европой для большого разговора об условиях интеграции нужно создавать как можно больше площадок для торга, потому что "ай яй яй если не вы то нас сьест Россия" - это так себе позиция и она уже забита нашей южной соседкой, впрочем это не особо ей помогает получить реалистичные перспективы вступления в ЕС или выстраивания отношений уровня Норвегии или Швейцарии.
Вообще отношения Беларусь-Литва во многом похожи на отношения Россия-Беларусь: большая страна и маленький сосед, с которым исторически жили вместе, а теперь порознь. Российское имперское "беларусы это русские" трансформируется в беларуское "литвины это мы, ВКЛ наше, а литовцы украли название".

Общее в этом то, что эти споры сейчас не имеют никакого практического смысла, есть конкретный факт наличия современных наций беларусов, литовцев и русских и все они разные и имеют разную политическую субъектность. Но для восточноевропейцев, которые еще буквально вчера по историческим меркам вышли в лаптях из развалов огромных империй, всегда трудно конструировать самоидентификацию по лекалам формирования западноевропейских наций, не скатывась при этом в какую-нибудь мерзость. Потому что если ковырятся в этнических вопросах происхождения современных наций, то всегда из-за угла будет выглядывать Гитлер. За этим ковырянием в истории как-то незаметным становится тот факт что в постколониальном западноевропейском мире этническая принадлежность к нации вообще не первоочередная, не говоря уже про кейс США.

Существует только один рецепт излечения от этих детских травм - осознание своей нации как полноценной и самодостаточной в текущем виде, без комплекса вечной жертвы угнетаемой злыми соседями и без имперских комплексов.
Причины нынешней торговой войны между США и Китаем в корне отличаются от причин всех глобальных конфликтов предыдущих лет. Если раньше огромные империи воевали за ресурсы, затем за рынки сбыта, то теперь огромные страны воюют за занятость.

Диспозиция примерно следующая: Трампу нужно решать проблему безработицы (читай недовольства избирателей), которая появляется из-за того что в современной экономике просто не нужно столько людей. Пример - Amazon уничтожает ритейл, десятки тысяч мелких магазинчиков закрываются, вместо них появляются огромные склады, на которых редко ступает нога человека, а все обслуживается роботами. Это глобальный вызов и как его глобально решать - пока нет четкого понимания ни у кого.

Зато есть понимание как его решать локально. Попытки выстраивания мощной социалки упираются в то что на всех социалки не хватит, это требует поднимать налоги, от чего держатели ресурсов в системе начинают играть против тех, кто эти решения двигает. Другим и единственным очевидным вариантом решения проблемы является протекционизм, или, говоря по-нашенски, "импортозамещение". По сути, США встают в какой-то мере на путь Беларуси, как бы по-идиотски это не звучало, но именно в Беларуси принцип "сохранить рабочие места превыше всего" является основной экономической идеологией уже долгие годы.

Архитектура Китая и его экономической модели строится на торговой экспансии и заниженном курсе юаня. Это значит что условный китаец недопокупает что-то сам, чтобы продать это куда-то за доллары. Естественно, огромное число образованных китайцев очень хотят чтобы эта система сдохла (вместе с коммунистами), а они могли получать справедливую оплату за свой труд и иметь в разы большую покупательскую способность юаня. Но если отпустить курс юаня на рынок, это может иметь последствия аналогичные отказу от плановой экономики в бывшем СССР: кто встроится в мировой рынок, тот станет очень богат и свободен, а кому-то суждено и экономически сдохнуть, в разрезе Китая счет пойдет на сотни миллионов. Разумеется, это означает и конец для китайского государства в нынешнем виде.

Примерно в таких диспозициях две страны сейчас вступают в активную торговую войну. Где будет идти эта война? Эта война будет идти на рынках третьих стран (свои-то рынки они защитят).

Помните мы писали что открывается окно возможностей для развивающихся стран в связи с ростом процентной ставки федрезерва? Торговая война - это дополнительный фактор возможностей. Люди, связанные с инвестированием денег китайских фондов ликуют - сейчас количество денег, предназначенных для инвестиций в третьи страны резко увеличится. Потому что если сегодня на землю не ступит китайский капитал, на неё ступит капитал американский - даже старые консервативные американские деньги начинают активно смотреть на проекты извне США, хотя раньше для них мир ограничивался двумя побережьями.

И это шанс для развивающихся стран. Но деньги не пойдут туда, где они просто сжигаются вникуда, где они просто проедаются. Нужны реформы, нужны институты, нужны гарантии инвесторам, нужно отложить популизм в максимально дальний ящик, нужно переучиваться и очень многим нужно менять образ жизни. Если мы пропустим этот исторический момент зацепиться за паровоз, ведущий в высшую лигу, неизвестно когда наступит следующий.
https://news.1rj.ru/str/x1863/1098

Ларчик открывается просто: без "большой стройки" серьезная часть стройорганизаций Минска сидит без работы и просто разваливается, кадры разбегаются, нет заказов - нет денег, а собрать их обратно непросто в конкуретном рынке. Строили Динамо, потом строили суд, теперь нужно опять что-то строить обязательно, и обязательно за сотни миллионов - так работает наша строительная экономика, это целиком укладывается в парадигму представления людей, ей руководящих. Потому что эти сотни миллионов с большего вернутся в виде налогов и зарплат в экономику, а то что все в минус и за народные деньги - так это неважно, за народные деньги народ получает самое главное - работу. Детсады и школы - типовые проекты и не очень дорогие, на них далеко не уедешь (читай много не распилишь), а вот большое нестандартное здание - это прямо таки жирнющий кусок работы для проектировщиков и дальше по цепочке.

Но если пошли разговоры про выставочный центр - вероятно что-то не клеится с китайским футбольным стадионом, он бы дал загрузку нормальную. Видимо под него дают связанный кредит и работать там будут китайцы, а значит проблему загрузки минских строителей и проектировщиков он не решит.
https://habr.com/en/post/451898

Почитайте интересный пост на хабре про то, как в РФ сажают директоров инновационных компаний. Очень интересно и познавательно. Два коротких вывода:
1) Пока такие вещи происходят, можно построить 1000 филиалов Россотрудничества, но для беларуской образованной молодежи, для которой IT это единственный доступный и желанный социальный лифт, такие новости - это сразу стоп фактор какого-либо хорошего отношения к российскому режиму и его политике, а соотвественно и к "углубленной интеграции". Это понимает даже беларуская власть, поэтому айтишников, за эпизодическим исключением одного случая, не трогают и не сажают.
2) Это отличный шанс перетащить все инновационные российские компании в близкую для них культуру Беларуси. Приезжайте, ребята, вам тут рады.
За что можно брать взятки на уровне Совбеза, который "ничего не решает"? Да полным-полно за что.

Несмотря на то что инфраструктурные вопросы (радиочастоты, интернет, полеты и т.п.) закреплены за отдельными ведомствами, функцию координации силовых ведомств выполняет именно Совбез. То есть, решение любого коммерческого вопроса может быть пролоббировано под видом учтения интересов "более широкого" круга ведомств. А именно сейчас в мире идет волна обновления инфраструктуры под новые технологические платформы, такие как 5G. Кто поставит оборудование, тот забъет рынок на долгие годы вперед (и получит доступ к данным). Да и со старым интернетом в Беларуси все довольно непрозрачно и монополизированно на уровне внешнего шлюза. Сейчас таких шлюзов два: beCloud/НЦОТ (ОАЦ) и Белтелеком. Это нормальный такой потенциально кусок заработка, т.к. не только самолеты, фуры и нефть транзитом идет через Беларусь, но и российский интернет-трафик. Поэтому у кого какой будет канал - этот вопрос весьма может повлиять на коммерческие успехи отдельных российских компаний.

А еще Совбез выполняет контролирующие функции. Так что, как и любой контролер, может гипотетически здесь закрыть глаза на какие-то вещи.

Поэтому говорить, что замсек Совбеза не может быть взяточником потому что просто не может - это очень глупо. Вопрос в том только ли взятка стала мотивом задержания или были иные мотивы, но нам это достоверно узнать не дано.
Выражаем соболезнования родственникам погибшего сотрудника могилевского ГАИ, пока преступники не пойманы - не будем гадать что это было, куда могли деться бандиты и когда их поймают, смысла в этом никакого. (Но если уж погадать, то делаем ставку на героин в машине).

Хочется поговорить о фоне преступности в восточных областях. Если для западных областей граница - это бензовозы, закупы, дроны с сигаретами, в редких случаях нелегалы из восточных стран, это всегда способ для любого мужика с машиной срубить гарантированную копейку в случае отстуствия работы, то для восточных областей граница - это совсем другое. Это вывоз металлолома и любых ресурсов которые можно продать дороже на восток, это ввоз паленой водки в Беларусь, это потоки скупки краденного и тяжелой наркоты, это мигранты из третьих стран, которые по каким-то причинам не могут попасть в Россию/Беларусь напрямую. У жителя Краснополья или Ушач, в отличие от жителя Лиды или Пружан, нет экономической возможности торговать с заграницей чем-то простым и рентабельным вроде дизеля. Это видится одним из главнейших факторов тяжелого социально-экономического положения в восточных регионах. Там где тяжелое положение и открытая граница - там не может не быть криминала. И он вчера громко заявил о своем присутствии.

Этот внезапный черный лебедь (все же ставим на стечение обстоятельств, а не на хитрый план) в определенной степени развязывает Минску руки с точки зрения установления полноценной границы с Россией с паспортным контролем через пункты пропуска. Россия, по здравой логике, сама всячески поддержала бы такое решение, в первую очередь с точки зрения борьбы с санкционкой и нелегалами. Но есть нюансы:
1) Политически это откат одного из важнейших достижений нынешнего режима. Нужно сделать "хорошую мину" при реализации этого решения, аппеляция к безопасности - это здравая позиция, но здесь надо действовать в риторике крайне аккуратно, т.к. можно лишний раз обозлить Россию, а там с радостью найдутся силы которые политизируют процесс в высшей степени;
2) Это дорого. Теоретически, денег может дать и ЕС и Россия, и внезапный анонс завершения переговоров по упрощению визового режима - возможно уже какие-то обещания Европе в этом вопросе даны? В любом случае дипломатам будет непросто.
3) Нужны люди. Фактически удвоение штата погранкомитета, в т.ч. срочников, это в условиях кризиса призывных ресурсов и нехватки людей даже для нужд минобороны вызовет перекраивание системы безопасности в целом.
4) Будет сложнее самим гнать котрабас по-крупняку. Это все таки мотивация для определенных групп, глупо скрывать.

По горячим следам вряд-ли будут какие-то заявления, но в динамике тот факт, насколько активизируется этот процесс, будет очень хорошим индикатором настроения элит как в Беларуси, так и в России. В первую очередь длины горизонта планирования.
Читатель Павел спрашивает - почему мы говорим об актуальности проблемы безработицы в США и её важности в геополитическом противостоянии, в то время как её официальный уровень бъет рекорды по низости аж с 1969 года?

Отвечаем Павлу: потому что безработных в США считают примерно так же, как и в Беларуси. То есть безработный по-американски - это тот человек, который ищет работу и не может её найти более 6 месяцев. Этот показатель действительно низок. Более корректно смотреть показатель labour force participation rate - т.е. доля занятых в экономике, которая считается по формуле работающие+безработные в числителе, все - в знаменателе. Так вот, доля занятых в экономике США с 1999 года упала с 67% до 63% сегодня.

Здесь, конечно, есть доля и демографических нюансов - в Америке циклы бэби-бумов приблизительно совпадают с нашими и сейчас вступает в активную жизнь относительно "малодетное" поколение. С другой стороны есть большая проблема т.н. структурной безработицы: огромное количество людей разочаровалось в современном рынке труда и не ищет работу, т.к. не верят что найдут её. Эти люди уже не считаются безработными, но по факту у них нет работы.

И третье, на наш взгляд, ключевое: неделю назад федеральное агентство по труду США признало, что водители Убера не являются работниками (employees) со всеми причитающимися соцобязательствами работодателя, а являются независимыми подрядчиками (contractor). То есть фактически юридически было признано существование огромного нового класса людей, который в западной социологии называется прекариат - людей без определенного рода занятий и без полной занятности. Эти люди размазаны по социальной статистике, но их положение вряд ли можно назвать устраивающим них самих. Приблизительную статистику дает то же агенство по труду: количество работающих меньше 35 часов в неделю (part-time) в США в 1990 году было 20 миллионов, в 2000 уже 23 миллиона, а сейчас - около 27 миллионов (вопрос - входят ли в это число контракторы, но для ответа на этот вопрос нужно погружаться совсем в дебри американской статистики, поэтому пока оставим этот вопрос без ответа).

Суммируя: не все так хорошо, как выглядит со стороны. Шутят, что Беларусь опередила во многом свое время: популисты пришли к власти, когда в других странах это ещё не было мейнстримом. В таких шутках есть большая доля правды: не только наша статистика по официальной безработице является слаборепрезентативной относительно реалий рынка труда. Впрочем, и новая экономика и трампономика в США работают и уверенно развиваются, рабочие места действительно создаются. Вопрос когда и в каком виде придет расплата за протекционизм.
@nexta_tv пробил 80к. В связи с тем что он мужественно не празднует по причине трагичности событий, вызвавших приток интереса к его каналу, то мы его не будем поздравлять (да и куда нам, мелким).

Но отметить это событие все же нужно. Не столько в контексте деятельности Степана и его многочисленной сетки инсайдеров, сколько в целом в росте влияния беларуского телеграма в беларуском же обществе. В России топовый телеграм канал сегодня - юмористический канал с трэшовыми видео, 740+ тысяч подписчиков. Топовый из общественно-политических - Сталингулаг, 374 тысячи. Самый общепризнанно влиятельный инсайдерский Незагарь - 236 тысяч.

Если померять по количеству населения в стране, то база Нехты эквивалентна более чем миллиону подписчиков у канала в России. То есть анонимный Незыгарь глубоко побит числом подписчиков на душу населения неанонимным Степаном.
Если померять с тиражом печатных госсми - тираж СБ 180-190 тысяч. Тираж "Комсомолки-толстушки" примерно 200 тысяч, ежедневки - 30 тысяч. То есть аудитория беларуского телеграма по размеру уже соизмерима с аудиторией всех печатных СМИ в РБ. И она растет.
Если померять с классическими веб-порталами - то цифры тутбая с его полутора миллионами уников в день уже не кажутся такими заоблачными, особенно с поправкой что там - огромная машина, целое СМИ, а здесь просто один человек.

Степан щедро переливает трафик в дружественные каналы, у них растет число подписчиков. Те переливают в другие каналы и т.д. - формируется полностью независимое медиапространство, которое растет атомными темпами.

С точки зрения медиа-менеджмента важно понимать что телеграм как явление просто уничтожает любые модели коммуникации с обществом, основанные на закрытости. Потому что любая закрытость по громкому делу - это сразу +20 тысяч новых пользователей беларуского сегмента в телеграме. А значит нужно вырабатывать новые модели взаимодействия, если конечно есть желание иметь какое-то влияние в этом пространстве. И палкой по голове не сработает - потому что даже если каким-то образом выкрасть и нейтрализовать Степана, то завтра на его месте станет другой такой же. Потому что его сила не в каком-то особом таланте, а в тысячах инсайдеров изнутри и умении проверять информацию.

Интересно будет посмотреть сколько людей будет сидеть в беларуском сегменте телеграма ближе к выборам, когда общество неизбежно политизируется.