Довольно забавно выглядят разговоры разных небеларуских каналов в попытке угадать кто же станет следующим премьер-министром. Видно, что люди не очень разбираются во внутрибеларуской иерархии.
В Беларуси премьер всегда техническая фигура. Он ни в коем случае не человек номер два в государстве. В Беларуси нет человека номер два и не может быть.
В Беларуси влиятельность человека определяется близостью его к Лукашенко, а не должностью.
В Беларуси премьер - пост на котором невозможно в системе существующих ограничений сделать какие-либо существенные преобразования по ключевым экономическим и политическим вопросам. Можно лишь бесконечно улучшать администрирование, но не более, ни в коем случае не делать явных шагов в сторону структурных реформ. Все премьеры и вице-премьеры последнего десятилетия безуспешно просили от Лукашенко дать добро на более активные темпы реформ, но добро так и не было получено.
В Беларуси на премьера падает ответственность за результаты умирающего госсектора, поскольку сделать премьер ничего не может, то любой премьер обречен быть плохим.
Силовики подчиняются формально Совбезу, по факту - напрямую Лукашенко. Кадрами высокого уровня занимается АП. Главы регионов назначаются президентом, подчиняются по факту АП.
Премьер не безвластен, но его власть не сравнима даже с властью, например, Медведева. Просто потому что Беларусь - маленькая страна и одному вполне можно принимать все ключевые решения в стране, без делегирования. Совмин - довольно слабый орган во внутрибеларуской иерархии. Перевод условного Макея или Турчина на позицию премьера - повышение лишь формально. По факту это вручение торжественного знамени ответственного за разваливающийся госсектор и хромающую социалку. Никакого политического желания занимать такую позицию у кого бы то ни было среди высоких фамилий нет.
В Беларуси премьер всегда техническая фигура. Он ни в коем случае не человек номер два в государстве. В Беларуси нет человека номер два и не может быть.
В Беларуси влиятельность человека определяется близостью его к Лукашенко, а не должностью.
В Беларуси премьер - пост на котором невозможно в системе существующих ограничений сделать какие-либо существенные преобразования по ключевым экономическим и политическим вопросам. Можно лишь бесконечно улучшать администрирование, но не более, ни в коем случае не делать явных шагов в сторону структурных реформ. Все премьеры и вице-премьеры последнего десятилетия безуспешно просили от Лукашенко дать добро на более активные темпы реформ, но добро так и не было получено.
В Беларуси на премьера падает ответственность за результаты умирающего госсектора, поскольку сделать премьер ничего не может, то любой премьер обречен быть плохим.
Силовики подчиняются формально Совбезу, по факту - напрямую Лукашенко. Кадрами высокого уровня занимается АП. Главы регионов назначаются президентом, подчиняются по факту АП.
Премьер не безвластен, но его власть не сравнима даже с властью, например, Медведева. Просто потому что Беларусь - маленькая страна и одному вполне можно принимать все ключевые решения в стране, без делегирования. Совмин - довольно слабый орган во внутрибеларуской иерархии. Перевод условного Макея или Турчина на позицию премьера - повышение лишь формально. По факту это вручение торжественного знамени ответственного за разваливающийся госсектор и хромающую социалку. Никакого политического желания занимать такую позицию у кого бы то ни было среди высоких фамилий нет.
Внесение законопроекта "О гарантиях", который уже успели назвать очень ёмко "ельцинский", это очень аккуратная попытка возобновить дискуссию о формате транзита.
Любой такой закон в стране с исторически нулевой конституционно-правовой культурой не стоит бумажки, на которой он написан. Сегодня приняли, а завтра пришли другие и отменили закон, и вот уже сидит бывший президент на скамье подсудимых. Поэтому будет он подписан или не будет это абсолютно неважно. Скорее всего не будет.
Но этот законопроект сейчас начнут обсуждать. Начнут обсуждать на самом верху. Начнут думать, размышлять. Ведь инициатива, в общем-то, вполне себе комплиментарная к нынешнему президенту. Тем более он сам неоднократно говорил о том что за трон до смерти держаться не будет. Раз не будет то уместно подумать о гарантиях.
Но ведь сами разговоры о гарантиях очень быстро трансформируются в разговоры об уходе и транзите. В размышления, в брожения в высоких средах. Фон для таких брожений очень неспокойный: срываемая "интеграция", проваленная явка на выборах, слухи о включении печатного станка, слухи о переформатировании АП и об отставке премьера. В общем, не знаем кто подсказал Анне запустить этот проект (или сама догадалась), но тема, конечно, подрывная во всех смыслах.
Ставим на то что тема будет медийно отработана лично Лукашенко в ближайшее время в свойственной ему манере и довольно жестко. Власть никто отдавать не собирается. Если уж на то пошло, то в России такой закон о гарантиях подписал не президент сам себе, а его преемник. А здесь предлагается самому себе пенсию назначить. Такое себе.
Любой такой закон в стране с исторически нулевой конституционно-правовой культурой не стоит бумажки, на которой он написан. Сегодня приняли, а завтра пришли другие и отменили закон, и вот уже сидит бывший президент на скамье подсудимых. Поэтому будет он подписан или не будет это абсолютно неважно. Скорее всего не будет.
Но этот законопроект сейчас начнут обсуждать. Начнут обсуждать на самом верху. Начнут думать, размышлять. Ведь инициатива, в общем-то, вполне себе комплиментарная к нынешнему президенту. Тем более он сам неоднократно говорил о том что за трон до смерти держаться не будет. Раз не будет то уместно подумать о гарантиях.
Но ведь сами разговоры о гарантиях очень быстро трансформируются в разговоры об уходе и транзите. В размышления, в брожения в высоких средах. Фон для таких брожений очень неспокойный: срываемая "интеграция", проваленная явка на выборах, слухи о включении печатного станка, слухи о переформатировании АП и об отставке премьера. В общем, не знаем кто подсказал Анне запустить этот проект (или сама догадалась), но тема, конечно, подрывная во всех смыслах.
Ставим на то что тема будет медийно отработана лично Лукашенко в ближайшее время в свойственной ему манере и довольно жестко. Власть никто отдавать не собирается. Если уж на то пошло, то в России такой закон о гарантиях подписал не президент сам себе, а его преемник. А здесь предлагается самому себе пенсию назначить. Такое себе.
Самая паскудное в опросе "Коммерсанта" про 90% за союз с Россией - если сами россияне в это поверят. И будут опираться на эту цифру не на как пропагандистскую, а как на базу для принятия решений. Тогда есть риски большой беды.
Но пока, учитывая всё тот же источник - Коммерсант, это выглядит как игры одной из башен, провокация. Пока не перешли черту - пока ещё не появились критические сюжеты в эфире центральных телеканалов. Значит Москва пока оставляет пространство для принятия решений и сохранения лица. Но сам факт озвучивания такой цифры показывает что в среде кремлевской администрации принята идеологическая установка не лепить из беларусов "бульбандеровцев-предателей" в массе, а напротив, делать вид что тут практически Крым, который ждёт не дождётся союза (за исключением отдельных маргинальных), но вот власть в РБ не слышит чаяний народа.
Все идет к тому что на выборах 2020 схлестнутся две силы - та, которая считает Москву большим злом, а Лукашенко - меньшим (её возглавит сам Лукашенко) и та, которая будет считать Лукашенко большим злом, а Москву - меньшим. Кто её возглавит пока непонятно, но с ресурсом российского телека и усталостью общества от несменяемого президента сделать этой персоне внушительный рейтинг не составит никаких трудов. Обе силы будут привлекут с собой широкую обойму персонажей, среди которых будет полный спектр от радикально оппозиционных до привластных (последние будут высказывать симпатии и антипатии, разумеется, аккуратно и куларно).
И здесь на первый план выходит роль третьей силы - наших западных партнеров. Кто с ними договорится, тот и получит решающее преимущество.
Но пока, учитывая всё тот же источник - Коммерсант, это выглядит как игры одной из башен, провокация. Пока не перешли черту - пока ещё не появились критические сюжеты в эфире центральных телеканалов. Значит Москва пока оставляет пространство для принятия решений и сохранения лица. Но сам факт озвучивания такой цифры показывает что в среде кремлевской администрации принята идеологическая установка не лепить из беларусов "бульбандеровцев-предателей" в массе, а напротив, делать вид что тут практически Крым, который ждёт не дождётся союза (за исключением отдельных маргинальных), но вот власть в РБ не слышит чаяний народа.
Все идет к тому что на выборах 2020 схлестнутся две силы - та, которая считает Москву большим злом, а Лукашенко - меньшим (её возглавит сам Лукашенко) и та, которая будет считать Лукашенко большим злом, а Москву - меньшим. Кто её возглавит пока непонятно, но с ресурсом российского телека и усталостью общества от несменяемого президента сделать этой персоне внушительный рейтинг не составит никаких трудов. Обе силы будут привлекут с собой широкую обойму персонажей, среди которых будет полный спектр от радикально оппозиционных до привластных (последние будут высказывать симпатии и антипатии, разумеется, аккуратно и куларно).
И здесь на первый план выходит роль третьей силы - наших западных партнеров. Кто с ними договорится, тот и получит решающее преимущество.
Краткий спойлер того что будет в послании 5 декабря Лукашенко парламенту и народу:
1. Много противоречивых высказываний.
2. Россию любим, души не чаем, но они нам не дают...(далее по списку)
3. Не бойтесь, никакой интеграции с потерей суверенитета не будет, я не сдам и т.п.
4. Мы готовы интегрироваться на равных условиях, но если будут наклонять - нас не наклонить, не нагнуть, в землянки пойдём и т.п.
5. Острая критика в адрес правительства, возможно даже отставка в прямом эфире.
6. Короткий обзор нескольких не очень важных документов по интеграции с позиции "ну чем плохо? хорошо же ведь".
7. Излучение пуленепробиваемой уверенности в себе. Подтверждение намерений избираться в 2020.
8. Может быть пара намеков на будущую конституционную реформу (но лишь намеков, без конкретики, не более).
Интересно, ошибемся ли мы и в чём (это прогноз, если кто не понял. Доступа к спичрайтерам у нас, разумеется, нет). Если бы было что-то радикальное, то не перед встречей с Путиным. Пока все выглядит так, как будто цель мероприятия в том чтобы немного успокоить потенциальную протестную волну и снизить волнения по поводу туманности документов (но тумана станет ещё больше).
1. Много противоречивых высказываний.
2. Россию любим, души не чаем, но они нам не дают...(далее по списку)
3. Не бойтесь, никакой интеграции с потерей суверенитета не будет, я не сдам и т.п.
4. Мы готовы интегрироваться на равных условиях, но если будут наклонять - нас не наклонить, не нагнуть, в землянки пойдём и т.п.
5. Острая критика в адрес правительства, возможно даже отставка в прямом эфире.
6. Короткий обзор нескольких не очень важных документов по интеграции с позиции "ну чем плохо? хорошо же ведь".
7. Излучение пуленепробиваемой уверенности в себе. Подтверждение намерений избираться в 2020.
8. Может быть пара намеков на будущую конституционную реформу (но лишь намеков, без конкретики, не более).
Интересно, ошибемся ли мы и в чём (это прогноз, если кто не понял. Доступа к спичрайтерам у нас, разумеется, нет). Если бы было что-то радикальное, то не перед встречей с Путиным. Пока все выглядит так, как будто цель мероприятия в том чтобы немного успокоить потенциальную протестную волну и снизить волнения по поводу туманности документов (но тумана станет ещё больше).
Читатель прислал на почту интервью политолога Петровского на оценку. В интервью политолог Петровский почти полтора часа о чем-то говорил. Поскольку слушать политолога Петровского почти полтора часа является весьма расточительной тратой времени, об этом было сообщено читателю.
Но наши читатели - самые заботливые в мире читатели. Читатель любезно расшифровал основные тезисы из интервью политолога Петровского. Эти тезисы можно разделить на два условных блока:
1) Никому мы кроме России не нужны, нефтегазовое лобби РФ не дает двум братским народам слится в мощный союз, запустить новый виток модернизации и реиндустриализации.
2) Либералы - враги, хотят устроить пиночетовщину и лишить всех честных труженников соцгарантий, с ними спелись айтишники, пишут свой софт, заводов не строят, и вообще их всех ждёт коллапс.
Можно прокомментировать оба тезиса коротко, можно длинно и нудно, но об этом мы не будем. Поговорим о другом - откуда берется класс таких вот политологов.
В СССР очень хорошо было жить человеку, который имел минимальный талант в каком-либо искусстве и желал демонстрировать максимальную лояльность. Большинство советских писателей писали откровенно слабые романы про соцреализм, при этом все обеспечивались дачами, пайками, привелигированным статусом в обществе. То же самое можно сказать про советских журналистов, всяческого рода политруков и идеологов. "Солнце светит, зной палит - в отпуск едет замполит. На дворе январь холодный - в отпуск едет ванька-взводный".
С крушением совка рухнули надежды этих людей на то, чтобы стать элитой в обществе. Потому что внезапно оказалось что в рыночной экономике никому лояльность в чистом виде как таковая не нужна и платить за неё щедро никто не готов. Нужны писатели, которые будут писать интересные читателям книги. Нужны журналисты, которые могут создавать интересные газеты. Пускай желтые, пускай черные, но читаемые и продаваемые. А бизнесменам идеологи и политруки вообще не нужны.
Поэтому этот класс людей с огромной радостью воспринял антибуржуазную контрреволюцию 1994-1996 года в РБ. Вот он родимый совочек, возвращается! Опять будут дачи и ордена. Реальность оказалась более суровой - государственный пирог со временем скудел, к ордену кроме бумажки ничего не прилагалось, дачи раздавать перестали, госсобственность сдали в аренду тем же коммерсам, чтобы пополнять закрома родины. Осталось пара кафедр в ВУЗах, варианты с идеологической вертикалью или работой на ТВ, которые были гипервостребованы и доставилсь только по большому блату. Офицеры политических наук тоже перестали считаться белой костью в обществе (да и вообще у офицеров как-то не очень стало с перспективами по жизни). Осталось разве что по конференциям с банкетами покататься, посидеть в "центрах аналитических исследований" за чей-то счёт, ну и такое вот всякое.
Поэтому эти люди уже во втором поколении искренне ненавидят рынок и рыночную экономику. Их забота о "простых людях" - есть ничто иное как желание, как метко выразился М.Восленский в культовой книге "Номенклатура" про иностранцев СССР - "ходить сгорбившись, когда другие кругом ползают". Тем более простые люди уже давно в массе голосуют за рынок путём миграции в страны, где рынок работает так как он должен работать.
Но наши читатели - самые заботливые в мире читатели. Читатель любезно расшифровал основные тезисы из интервью политолога Петровского. Эти тезисы можно разделить на два условных блока:
1) Никому мы кроме России не нужны, нефтегазовое лобби РФ не дает двум братским народам слится в мощный союз, запустить новый виток модернизации и реиндустриализации.
2) Либералы - враги, хотят устроить пиночетовщину и лишить всех честных труженников соцгарантий, с ними спелись айтишники, пишут свой софт, заводов не строят, и вообще их всех ждёт коллапс.
Можно прокомментировать оба тезиса коротко, можно длинно и нудно, но об этом мы не будем. Поговорим о другом - откуда берется класс таких вот политологов.
В СССР очень хорошо было жить человеку, который имел минимальный талант в каком-либо искусстве и желал демонстрировать максимальную лояльность. Большинство советских писателей писали откровенно слабые романы про соцреализм, при этом все обеспечивались дачами, пайками, привелигированным статусом в обществе. То же самое можно сказать про советских журналистов, всяческого рода политруков и идеологов. "Солнце светит, зной палит - в отпуск едет замполит. На дворе январь холодный - в отпуск едет ванька-взводный".
С крушением совка рухнули надежды этих людей на то, чтобы стать элитой в обществе. Потому что внезапно оказалось что в рыночной экономике никому лояльность в чистом виде как таковая не нужна и платить за неё щедро никто не готов. Нужны писатели, которые будут писать интересные читателям книги. Нужны журналисты, которые могут создавать интересные газеты. Пускай желтые, пускай черные, но читаемые и продаваемые. А бизнесменам идеологи и политруки вообще не нужны.
Поэтому этот класс людей с огромной радостью воспринял антибуржуазную контрреволюцию 1994-1996 года в РБ. Вот он родимый совочек, возвращается! Опять будут дачи и ордена. Реальность оказалась более суровой - государственный пирог со временем скудел, к ордену кроме бумажки ничего не прилагалось, дачи раздавать перестали, госсобственность сдали в аренду тем же коммерсам, чтобы пополнять закрома родины. Осталось пара кафедр в ВУЗах, варианты с идеологической вертикалью или работой на ТВ, которые были гипервостребованы и доставилсь только по большому блату. Офицеры политических наук тоже перестали считаться белой костью в обществе (да и вообще у офицеров как-то не очень стало с перспективами по жизни). Осталось разве что по конференциям с банкетами покататься, посидеть в "центрах аналитических исследований" за чей-то счёт, ну и такое вот всякое.
Поэтому эти люди уже во втором поколении искренне ненавидят рынок и рыночную экономику. Их забота о "простых людях" - есть ничто иное как желание, как метко выразился М.Восленский в культовой книге "Номенклатура" про иностранцев СССР - "ходить сгорбившись, когда другие кругом ползают". Тем более простые люди уже давно в массе голосуют за рынок путём миграции в страны, где рынок работает так как он должен работать.
Почему Пальчис не боится рынка? Потому что Пальчис способен вести канал на 16 тысяч подписчиков, и чем больше будет рынок и экономический рост, тем дороже будет реклама у Пальчиса. Поэтому Пальчис за рынок. А что такое рынок для колумниста Муковозчика? Это прозябание, т.к. никому его писанина уровня экзальтированной газетенки маргинальной политической партии не нужна, кроме таких же партий.
Почему Франак Вячорка не боится рынка? Потому что даже если все госдепы мира завтра порежут бюджеты на Беларусь, то Франак со свободным английским и навыками smm спокойно найдёт себе высокооплачиваемую работу в любой коммерческой фирме. Найдёт ли себе такую работу Дзермант? Хороший вопрос.
Почему Мотолько не боится рынка? Потому что чем больше экономический рост, тем сильнее и больше Антон сможет выжимать из аудитории донаты на свои инициативы. А для депутата Давыдько, например, рынок и демократия - это полный конец. Разве что придётся идти опять в театр играть на потеху тем же коммерсантам-меценатам (а это делать уже с нынешним статусом как-то некомильфо)
В общем, политолог Петровский прав - такая Беларусь как сейчас точно никому кроме России не нужна. Но когда здесь в виду управленческих решений или естественных причин накроются медным тазом последние совковые реликты, то Беларусь станет совершенно другой страной. Если у государства хватит внутренних сил не развалиться и не войти в состав другого государства, а у общества хватит мудрости не ушатывать институты до уровня махновщины, то страна может быть вполне себе неплохая и интересная для инвесторов. Ведь этотолько в мире экспертов геополитики решения будет страна богатой или бедной принимаются в высоких кабинетах президентов сверхдержав. А на практике деньги в страну несут (или не несут) обычные рядовые инвесторы коммерсанты - джоны, чаны, фрицы и прочие махмуды. Для процветания нужно заинтересовать их в первую очередь, а не президентские адмнистрации в США/ЕС/РФ и прочих государствах. Но для взаимодействия с этими людьми и нужны люди здесь, способные создавать востребованное. А комиссары и политруки - не нужны от слова совсем. Поэтому им лучше реиндустриализацию, а ещё лучше рефеодализацию, поглубже в неолит закопаться.
Почему Франак Вячорка не боится рынка? Потому что даже если все госдепы мира завтра порежут бюджеты на Беларусь, то Франак со свободным английским и навыками smm спокойно найдёт себе высокооплачиваемую работу в любой коммерческой фирме. Найдёт ли себе такую работу Дзермант? Хороший вопрос.
Почему Мотолько не боится рынка? Потому что чем больше экономический рост, тем сильнее и больше Антон сможет выжимать из аудитории донаты на свои инициативы. А для депутата Давыдько, например, рынок и демократия - это полный конец. Разве что придётся идти опять в театр играть на потеху тем же коммерсантам-меценатам (а это делать уже с нынешним статусом как-то некомильфо)
В общем, политолог Петровский прав - такая Беларусь как сейчас точно никому кроме России не нужна. Но когда здесь в виду управленческих решений или естественных причин накроются медным тазом последние совковые реликты, то Беларусь станет совершенно другой страной. Если у государства хватит внутренних сил не развалиться и не войти в состав другого государства, а у общества хватит мудрости не ушатывать институты до уровня махновщины, то страна может быть вполне себе неплохая и интересная для инвесторов. Ведь этотолько в мире экспертов геополитики решения будет страна богатой или бедной принимаются в высоких кабинетах президентов сверхдержав. А на практике деньги в страну несут (или не несут) обычные рядовые инвесторы коммерсанты - джоны, чаны, фрицы и прочие махмуды. Для процветания нужно заинтересовать их в первую очередь, а не президентские адмнистрации в США/ЕС/РФ и прочих государствах. Но для взаимодействия с этими людьми и нужны люди здесь, способные создавать востребованное. А комиссары и политруки - не нужны от слова совсем. Поэтому им лучше реиндустриализацию, а ещё лучше рефеодализацию, поглубже в неолит закопаться.
Нам тут внезапно стукнуло 2000 подписчиков, что весьма прилично для канала такого занудного формата как наш. На почту периодически сыпятся предложения о сотрудничестве, особо пиарится нам не интересно, поэтому мы просто честно сделаем подборку со ссылками на всех кто просил (ну и пару каналов от себя):
https://news.1rj.ru/str/belaruskipioner - наш любимый "Беларускі піонэр" про газетную хронику 20-х-30-х. Именно в это время формировалась модерновая беларуская нация, именно в это время в т.ч. на страницах газет закладывались фундаментальные проблемы сегодняшнего нашего общества с точки зрения мировоззрения на те или иные вещи. Читаешь дискуссии про НЭП и такое ощущение что это про сегодня.
https://news.1rj.ru/str/crime1920s - канал того же автора про криминальную хронику 20-х.
https://news.1rj.ru/str/kgbfiles_rus - раз уж затронули тему того времени, то надо дать ссылку и на этот канал: рассекреченые архивы СБУ (ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ). Весьма интересное чтиво, очень надеемся у нас когда-нибудь тоже все это рассекретят, чтобы люди узнали в какой стране мы жили на самом деле и расхотели туда возвращаться.
https://news.1rj.ru/str/holybelawood - Священный Белавуд, канал про беларуское современное кино.
https://news.1rj.ru/str/Belaruslandd - канал похожий на https://news.1rj.ru/str/freebelarus - в жанре народной реакции на актуальную текущую повестку. Не очень интересно с точки зрения дискуссии, но очень полезно с точки зрения понимания как обычные люди воспринимают те или иные процессы и явления.
https://news.1rj.ru/str/trktgh - Трыкатажу недавно исполнилось 15к и он даже упомянул в аналогичной подборке нас (к чести авторов они упомянули каналы всех политических оппоннентов). Было бы справедливым упомянуть и их. Сразу скажем - нам не близка ни позиция канала, ни откровенно ернический стиль ведения. Но стоит уважать то что это авторский канал, который имеет свою аудиторию и своих подписчиков, в отличии от массы безликих аналогичных пророссийских каналов авторы хотя бы отходят от официозных и псевдоаналитических текстов в сторону более живого языка. Короче, видно что живые люди, а не зомби-биороботы и не фанатики с пеной у рта типа бульбы, за это упомянем и их (скорее всего все подписчики нашего канала и так знают этот канал, поэтому упоминание скорее символическое).
https://news.1rj.ru/str/ResBelarus - официальный канал АП РБ. До вчерашнего дня писали официозную муть типа прессрелизов с сайта и застыли на отметке в 600 подписчиков. Но вчера дали жару и объявили войну российским телеграм-каналам! Это внушает уважение и хочется поддержать сей смелый поступок. Пусть кто-то скажет что это выглядело нелепо, но мы скажем: уважаемая администрация - больше жизни и меньше казенщины! Даёшь жар и жир и подписчики к вам посыпятся :).
Всем спасибо, с вами на связи канал @reflectionbelarus. Дальше будет интереснее. Новости - это бесконечный сериал, в котором живём мы.
https://news.1rj.ru/str/belaruskipioner - наш любимый "Беларускі піонэр" про газетную хронику 20-х-30-х. Именно в это время формировалась модерновая беларуская нация, именно в это время в т.ч. на страницах газет закладывались фундаментальные проблемы сегодняшнего нашего общества с точки зрения мировоззрения на те или иные вещи. Читаешь дискуссии про НЭП и такое ощущение что это про сегодня.
https://news.1rj.ru/str/crime1920s - канал того же автора про криминальную хронику 20-х.
https://news.1rj.ru/str/kgbfiles_rus - раз уж затронули тему того времени, то надо дать ссылку и на этот канал: рассекреченые архивы СБУ (ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ). Весьма интересное чтиво, очень надеемся у нас когда-нибудь тоже все это рассекретят, чтобы люди узнали в какой стране мы жили на самом деле и расхотели туда возвращаться.
https://news.1rj.ru/str/holybelawood - Священный Белавуд, канал про беларуское современное кино.
https://news.1rj.ru/str/Belaruslandd - канал похожий на https://news.1rj.ru/str/freebelarus - в жанре народной реакции на актуальную текущую повестку. Не очень интересно с точки зрения дискуссии, но очень полезно с точки зрения понимания как обычные люди воспринимают те или иные процессы и явления.
https://news.1rj.ru/str/trktgh - Трыкатажу недавно исполнилось 15к и он даже упомянул в аналогичной подборке нас (к чести авторов они упомянули каналы всех политических оппоннентов). Было бы справедливым упомянуть и их. Сразу скажем - нам не близка ни позиция канала, ни откровенно ернический стиль ведения. Но стоит уважать то что это авторский канал, который имеет свою аудиторию и своих подписчиков, в отличии от массы безликих аналогичных пророссийских каналов авторы хотя бы отходят от официозных и псевдоаналитических текстов в сторону более живого языка. Короче, видно что живые люди, а не зомби-биороботы и не фанатики с пеной у рта типа бульбы, за это упомянем и их (скорее всего все подписчики нашего канала и так знают этот канал, поэтому упоминание скорее символическое).
https://news.1rj.ru/str/ResBelarus - официальный канал АП РБ. До вчерашнего дня писали официозную муть типа прессрелизов с сайта и застыли на отметке в 600 подписчиков. Но вчера дали жару и объявили войну российским телеграм-каналам! Это внушает уважение и хочется поддержать сей смелый поступок. Пусть кто-то скажет что это выглядело нелепо, но мы скажем: уважаемая администрация - больше жизни и меньше казенщины! Даёшь жар и жир и подписчики к вам посыпятся :).
Всем спасибо, с вами на связи канал @reflectionbelarus. Дальше будет интереснее. Новости - это бесконечный сериал, в котором живём мы.
На сегодняшний день не существует никакой технической проблемы собрать в Минске на площади десятки тысяч людей. Это вопрос исключительно желания.
Прогнозируемая малочисленность акции 7 декабря - это тоже вопрос желания сделать акцию в том или ином формате. Ниже список каналов беларуского телеграма, суммарным охватом порядка двухста тысяч активных пользователей. Общая аудитория телеграма в Беларуси оценивается примерно в миллион человек. Реклама в телеграме стоит копейки, для политически близких каналов она обойдётся, скорее всего, бесплатно. Нехта запустил пробный шар во время предвыборной кампании в этом году и по сути усилиями пары публикаций собрал на акцию порядка нескольких сот человек.
Но акции формата "собираемся там-то и там-то во столько-то" это изначально старый и проигрышный формат, который гарантирует минимум людей, основной костяк активистов, стандартно посещающих такие мероприятия. Потому что власти подготовятся, нагонят милицию, автозаки и т.п. И основная масса это знает, посему эти мероприятия не посещает.
По-настоящему серьёзные акции начнутся когда в дело вступят современные технологии. Посмотреть про действие этих технологий можно на примере Гонконга, там есть всё - от оффлайновых приложений которые координируют действия толпы p2p через bluetooth, до использования зонтиков в качестве легальной защиты от камер видеонаблюдения. Эти технологии дешевы, реклама в телеграме дешева, если не бесплатна. Практика противостояния этим технологиям не отработана, особенно трудно если протест будет массовым; если протест соберет 100 и более тысяч человек любое сопротивление ему будет просто парализовано. Остаётся лишь один фактор - реальный запрос общества на массовые протесты, реальное желание этот запрос реализовать либо выступить катализатором этого запроса.
На сегодняшний день такого желания нет. Пока нет.
Прогнозируемая малочисленность акции 7 декабря - это тоже вопрос желания сделать акцию в том или ином формате. Ниже список каналов беларуского телеграма, суммарным охватом порядка двухста тысяч активных пользователей. Общая аудитория телеграма в Беларуси оценивается примерно в миллион человек. Реклама в телеграме стоит копейки, для политически близких каналов она обойдётся, скорее всего, бесплатно. Нехта запустил пробный шар во время предвыборной кампании в этом году и по сути усилиями пары публикаций собрал на акцию порядка нескольких сот человек.
Но акции формата "собираемся там-то и там-то во столько-то" это изначально старый и проигрышный формат, который гарантирует минимум людей, основной костяк активистов, стандартно посещающих такие мероприятия. Потому что власти подготовятся, нагонят милицию, автозаки и т.п. И основная масса это знает, посему эти мероприятия не посещает.
По-настоящему серьёзные акции начнутся когда в дело вступят современные технологии. Посмотреть про действие этих технологий можно на примере Гонконга, там есть всё - от оффлайновых приложений которые координируют действия толпы p2p через bluetooth, до использования зонтиков в качестве легальной защиты от камер видеонаблюдения. Эти технологии дешевы, реклама в телеграме дешева, если не бесплатна. Практика противостояния этим технологиям не отработана, особенно трудно если протест будет массовым; если протест соберет 100 и более тысяч человек любое сопротивление ему будет просто парализовано. Остаётся лишь один фактор - реальный запрос общества на массовые протесты, реальное желание этот запрос реализовать либо выступить катализатором этого запроса.
На сегодняшний день такого желания нет. Пока нет.
Forwarded from Беларускі Тэлеграм
Реагируя на слухи "об усилении интеграции" и подписании "дорожных карт" с РФ, Telegram-сообщество Беларуси заявляет:
- Независимость Беларуси не предмет торга;
- Подписание любых документов, идущих во вред суверенитету и независимости нашей страны, неприемлемо;
- Углубление интеграции с Россией вредит национальным интересам нашей страны.
Список подписавшихся каналов:
@nexta_tv @belamova @nexta_lite @vandroukiby @mc_maxim @belteanews @studentyby @mkbelarus @palchys @tuteishi @MirovichMedia @of_belarusian @belarus_economy @banana_by @cpbelarus @belarusian_history @harbatsevichhh @shraibman @belarus_lite @belarusfoot @vybary @interminsk @motolkohelp @wordandtruth @thisminsk @BelarusTelegram @belmems @freebelarus @nice_belarus @mozgonbelarus
@lukanomika @movaby @kolobike_champions @schoolBY @paradachak @elehtarat @symbalby @UsyLukashenko @moladzbel @reflectionbelarus @pacaby @belaruskipioner @holybelawood @hataland @lebiadok @kudapolezz @MikolaDziadok @bellitra @inforep @BelarusyKiev @viacorka @YouTubeGomel @viasna96 @budzmaby @artsiadziba @belgazeta @rybalou @euroradio @svezhyvecer @pozva @belmne @abarona @sviniec @spadczyna @belarus_sacral @kulinarbel @iSANS_Belarus @new_vitebsk @minskurban @kollektivnoe @nalicome @pospekh @mf_mensk @umovymovy @cryptobelarusik @Kava_link
- Независимость Беларуси не предмет торга;
- Подписание любых документов, идущих во вред суверенитету и независимости нашей страны, неприемлемо;
- Углубление интеграции с Россией вредит национальным интересам нашей страны.
Список подписавшихся каналов:
@nexta_tv @belamova @nexta_lite @vandroukiby @mc_maxim @belteanews @studentyby @mkbelarus @palchys @tuteishi @MirovichMedia @of_belarusian @belarus_economy @banana_by @cpbelarus @belarusian_history @harbatsevichhh @shraibman @belarus_lite @belarusfoot @vybary @interminsk @motolkohelp @wordandtruth @thisminsk @BelarusTelegram @belmems @freebelarus @nice_belarus @mozgonbelarus
@lukanomika @movaby @kolobike_champions @schoolBY @paradachak @elehtarat @symbalby @UsyLukashenko @moladzbel @reflectionbelarus @pacaby @belaruskipioner @holybelawood @hataland @lebiadok @kudapolezz @MikolaDziadok @bellitra @inforep @BelarusyKiev @viacorka @YouTubeGomel @viasna96 @budzmaby @artsiadziba @belgazeta @rybalou @euroradio @svezhyvecer @pozva @belmne @abarona @sviniec @spadczyna @belarus_sacral @kulinarbel @iSANS_Belarus @new_vitebsk @minskurban @kollektivnoe @nalicome @pospekh @mf_mensk @umovymovy @cryptobelarusik @Kava_link
Хотелось повздыхать на тему канцелярита головного мозга как неизменного стиля коммуникации с советских времен, но то как сегодня стремительно раскручивается ваш второй куда более неформальный канал "Пул первого" который репостят все (в т.ч. госсми) в отсутствие нормальной трансляции "исторического" обращения - это довольно грамотно проведенная операция. Молодцы, могёте.
https://news.1rj.ru/str/ResBelarus/300
https://news.1rj.ru/str/ResBelarus/300
Вот вам и "историческое" обращение. Настолько историческое, что даже прямую трансляцию не запустили. Вряд ли конечно ради раскрутки "Пула первого", скорее просто потому что мы со своим "спойлером" попали практически по всем основным моментам - по существу ничего не было сказано. Собирать всю страну в трепетном ожидании ради очередной дежурной речи смысла нет. А политизированному сегменту скормили громкие слова про "не сдадим независимость".
Это значит что решений на сегодняшний день нет. Это и логично, т.к. если бы были решения, то не было бы многочасовой встречи с Путиным, в ней бы не было смысла. А если есть встреча, значит в ней есть потребность, значит все пока выглядит "подвисшим".
Кстати тему про "историческое" обращение задвинул Давыдько в эфире СТВ. Сказал: "Я думаю, обращение будет историческим..". Ляпнул - и оно разлетелось. Подогрел ожидания.
Пару слов по поводу самой интеграции, чтобы напомнить позицию канала:
1. Интегрироваться можно с кем угодно и как угодно, если государство не теряет международно признанной субъектности и интеграция ставит своей целью экономический рост и повышение уровня благосостояния граждан. В том числе можно и с Россией.
2. К экономическому росту и повышению благосостояния граждан ведут институты и технологии. У современной России нет ни устойчивых институтов, ни современных технологий в достаточной мере. Иначе бы РФ экономически росла и повышала уровень благосостояния своих граждан. Этого не происходит. Ресурсы, деньги, земля, открытые рынки - это всё вторично. Само по себе в ХХI веке это не ведет к заявленным целям. Когда нибудь у России (а скорее всего у нового государства на месте России) будут и институты и технологии, и можно будет с ним с удовольствием проинтегрироваться.
Это значит что решений на сегодняшний день нет. Это и логично, т.к. если бы были решения, то не было бы многочасовой встречи с Путиным, в ней бы не было смысла. А если есть встреча, значит в ней есть потребность, значит все пока выглядит "подвисшим".
Кстати тему про "историческое" обращение задвинул Давыдько в эфире СТВ. Сказал: "Я думаю, обращение будет историческим..". Ляпнул - и оно разлетелось. Подогрел ожидания.
Пару слов по поводу самой интеграции, чтобы напомнить позицию канала:
1. Интегрироваться можно с кем угодно и как угодно, если государство не теряет международно признанной субъектности и интеграция ставит своей целью экономический рост и повышение уровня благосостояния граждан. В том числе можно и с Россией.
2. К экономическому росту и повышению благосостояния граждан ведут институты и технологии. У современной России нет ни устойчивых институтов, ни современных технологий в достаточной мере. Иначе бы РФ экономически росла и повышала уровень благосостояния своих граждан. Этого не происходит. Ресурсы, деньги, земля, открытые рынки - это всё вторично. Само по себе в ХХI веке это не ведет к заявленным целям. Когда нибудь у России (а скорее всего у нового государства на месте России) будут и институты и технологии, и можно будет с ним с удовольствием проинтегрироваться.
Telegram
Рефлексия и реакция
Краткий спойлер того что будет в послании 5 декабря Лукашенко парламенту и народу:
1. Много противоречивых высказываний.
2. Россию любим, души не чаем, но они нам не дают...(далее по списку)
3. Не бойтесь, никакой интеграции с потерей суверенитета не будет…
1. Много противоречивых высказываний.
2. Россию любим, души не чаем, но они нам не дают...(далее по списку)
3. Не бойтесь, никакой интеграции с потерей суверенитета не будет…
Особенно внимательно нужно сейчас следить за результатами переговоров в Нормандском формате. Отодвинутые договорённости на 20-е - это тактический выигрыш Беларуси. В зависимости от того, как удастся России порешать (или не порешать) вопрос с транзитом газа через Украину, такой и будет тактика переговорщиков РБ-РФ 20-го.
Если соглашение не будет подписано, то в ближайшую зиму Беларусь остается единственным каналом транзита российского газа на восточно-центральноевропейском направлении. И может ставить любые условия, т.к. деваться России будет некуда. Скорее всего, эти условия пойдут пакетом с украинскими условиями, либо отдельно, но по завышенным ставкам.
Если соглашение будет подписано на условиях Украины, то возможны варианты по торгу, в зависимости от цены поставок газа по альтернативным маршрутам, в т.ч. через украинскую трубу.
Небольшой нюанс есть в том что газовые трубы в Беларуси принадлежат Газпрому, но кого это остановит в вопросах государственного значения? Земля принадлежит Беларуси, а это главное. И в Газпроме это понимают, поэтому в этом году вся прибыль Белтрансгаза выводится из страны, а не реинвестируется. Выводят тогда, когда понимают что с высокой вероятностью все могут потерять.
Если соглашение не будет подписано, то в ближайшую зиму Беларусь остается единственным каналом транзита российского газа на восточно-центральноевропейском направлении. И может ставить любые условия, т.к. деваться России будет некуда. Скорее всего, эти условия пойдут пакетом с украинскими условиями, либо отдельно, но по завышенным ставкам.
Если соглашение будет подписано на условиях Украины, то возможны варианты по торгу, в зависимости от цены поставок газа по альтернативным маршрутам, в т.ч. через украинскую трубу.
Небольшой нюанс есть в том что газовые трубы в Беларуси принадлежат Газпрому, но кого это остановит в вопросах государственного значения? Земля принадлежит Беларуси, а это главное. И в Газпроме это понимают, поэтому в этом году вся прибыль Белтрансгаза выводится из страны, а не реинвестируется. Выводят тогда, когда понимают что с высокой вероятностью все могут потерять.
Разрешите влезть в вашу весьма интересную дискуссию.
Беларусь как государство централизованно и управляемо. Но не благодаря созданным устойчивым grassroots институтам. А благодаря вертикали, выстроенной под одного человека. У этого человека есть имя и фамилия, у этого человека есть возраст и болезни. У этого человека есть много врагов внутри и снаружи страны.
Никто не знает как будут обстоять дела если этого человека завтра не станет, или он не сможет выполнять свои обязанности по любой из причин. Никто не знает, сохранит ли государство управляемость. Скорее всего, сохранит. Но главная проблема не в потенциальном развале государства.
Главная проблема в том что в Беларуси по-прежнему огромное количество государственной собственности. Т.е. собственности без хозяина, цена которой в критический кризисный момент, на фоне танков на восточной границе (пускай даже не желающих её пересекать, но с массой провокаций) обвалится до нуля. И в Беларуси есть огромное количество людей управляющих этой собственностью, а также охраняющих её, которые не вкусили больших денег, а поэтому с особым вниманием относящиеся к предложению решить вопрос в пользу инвестора из братской страны.
У Украины такой проблемы нет, потому что там есть огромный пласт собственников кровно заинтересованных в охране свой собственности, пускай и в специфических украинских реалиях с огромной теневой составляющей. Но это класс хозяев. За деньги этих людей и была создана армия в 2014 - чтобы защитить их собственность. В Беларуси этот класс есть, но госсектор мешает ему расти и выйти на передний план, в том числе потому что это неизбежно вызовет политические изменения.
Если не будет решен вопрос приватизации и рынка земли, то каждое последующее правительство Беларуси в обмен на временное затишье с Востока, будет отдавать кусками собственность в пользу того кто заплатит больше. А больше чем РФ в нынешних условиях не заплатит никто, т.к. РФ способна генерировать угрозы для инвестклимата в неограниченных масштабах, отпугивая всех остальных потенциально желающих.
Сценарий аннексии несет слишком много издержек, но есть условный сценарий Армении, где даже самый прозападный политик придя к власти вынужден вести примерно ту же внешнюю политику что и предшественник. Вот такой вариант Россию устроит вполне.
Единственное, что может предотвратить этот сценарий - массовая приватизация, рынок земли и привлечение стратегов, пускай даже из частично России, но строго под контролем чтобы не нарушать балансы, не создавать крен в чью-то сторону.
Беларусь как государство централизованно и управляемо. Но не благодаря созданным устойчивым grassroots институтам. А благодаря вертикали, выстроенной под одного человека. У этого человека есть имя и фамилия, у этого человека есть возраст и болезни. У этого человека есть много врагов внутри и снаружи страны.
Никто не знает как будут обстоять дела если этого человека завтра не станет, или он не сможет выполнять свои обязанности по любой из причин. Никто не знает, сохранит ли государство управляемость. Скорее всего, сохранит. Но главная проблема не в потенциальном развале государства.
Главная проблема в том что в Беларуси по-прежнему огромное количество государственной собственности. Т.е. собственности без хозяина, цена которой в критический кризисный момент, на фоне танков на восточной границе (пускай даже не желающих её пересекать, но с массой провокаций) обвалится до нуля. И в Беларуси есть огромное количество людей управляющих этой собственностью, а также охраняющих её, которые не вкусили больших денег, а поэтому с особым вниманием относящиеся к предложению решить вопрос в пользу инвестора из братской страны.
У Украины такой проблемы нет, потому что там есть огромный пласт собственников кровно заинтересованных в охране свой собственности, пускай и в специфических украинских реалиях с огромной теневой составляющей. Но это класс хозяев. За деньги этих людей и была создана армия в 2014 - чтобы защитить их собственность. В Беларуси этот класс есть, но госсектор мешает ему расти и выйти на передний план, в том числе потому что это неизбежно вызовет политические изменения.
Если не будет решен вопрос приватизации и рынка земли, то каждое последующее правительство Беларуси в обмен на временное затишье с Востока, будет отдавать кусками собственность в пользу того кто заплатит больше. А больше чем РФ в нынешних условиях не заплатит никто, т.к. РФ способна генерировать угрозы для инвестклимата в неограниченных масштабах, отпугивая всех остальных потенциально желающих.
Сценарий аннексии несет слишком много издержек, но есть условный сценарий Армении, где даже самый прозападный политик придя к власти вынужден вести примерно ту же внешнюю политику что и предшественник. Вот такой вариант Россию устроит вполне.
Единственное, что может предотвратить этот сценарий - массовая приватизация, рынок земли и привлечение стратегов, пускай даже из частично России, но строго под контролем чтобы не нарушать балансы, не создавать крен в чью-то сторону.
Telegram
Shraibman
Ну что, пришла пора дружеской дискуссии.
Коллеги из ЦСВПИ (Юрий Царик и Арсений Сивицкий) в целом согласились с моим последним постом про паранойю вокруг возможности аншлюса, но возразили в одной важной детали. Они считают, что жесткий вариант не обязан…
Коллеги из ЦСВПИ (Юрий Царик и Арсений Сивицкий) в целом согласились с моим последним постом про паранойю вокруг возможности аншлюса, но возразили в одной важной детали. Они считают, что жесткий вариант не обязан…
Что с сочинскими, что с норманскими переговорами в телеграме повторяется похожая история: огромный вал "инсайдов" о том что "решения уже приняты" или наоборот о том что "ни о чем не договорились". При этом "решения" которые "приняты" могут быть в зависимости от источника абсолютно противоположными.
В такие минуты хочется сказать: не верьте слухам, верьте фактам. Факты таковы что на сегодняшний день:
- интеграция РБ-РФ ни в каком формате не подписана;
- контракты на газ с Украиной и с Беларусью ни в каком формате не подписаны и даже публично не согласованы;
- никаких решений по вопросу компенсации налогового маневра не было;
- никакого кардинально нового по содержанию публичного заявления по решения вопроса Донбасса не было.
Это значит что ничего не решено и наиболее содержательной будет являться дискуссия о том, что будет если к 1 января ничего не будет решено. Там возможны разные интересные варианты развития событий, более или менее болезненные для Беларуси и Украины.
Но уже ясно одно: Россия как продавец своего главного товара - рисков, напродавала их столько, что абсолютно все европейские страны в очередной раз будут подписывать документы о строительстве новых терминалов СПГ, газохранилищ и т.п. Россия теряет европейский рынок газа, теряет стратегически. Угроза падения добычи нефти и конфликта с главным нефтяным транзитёром - Беларусью ведёт к тому что вне зависимости от цен на нефть европейцы будут делать то же и с ней, а значит Россия будет терять и рынок нефти. Остается Китай, но в Китае уже диверсификация поставщиков куда глубже чем в Европе, а значит он будет сильно давить по цене. В мелких экономических стычках с соседями (среди которых единственный формальный союзник) ради имперских понтов растрачивается будущее большой страны.
В такие минуты хочется сказать: не верьте слухам, верьте фактам. Факты таковы что на сегодняшний день:
- интеграция РБ-РФ ни в каком формате не подписана;
- контракты на газ с Украиной и с Беларусью ни в каком формате не подписаны и даже публично не согласованы;
- никаких решений по вопросу компенсации налогового маневра не было;
- никакого кардинально нового по содержанию публичного заявления по решения вопроса Донбасса не было.
Это значит что ничего не решено и наиболее содержательной будет являться дискуссия о том, что будет если к 1 января ничего не будет решено. Там возможны разные интересные варианты развития событий, более или менее болезненные для Беларуси и Украины.
Но уже ясно одно: Россия как продавец своего главного товара - рисков, напродавала их столько, что абсолютно все европейские страны в очередной раз будут подписывать документы о строительстве новых терминалов СПГ, газохранилищ и т.п. Россия теряет европейский рынок газа, теряет стратегически. Угроза падения добычи нефти и конфликта с главным нефтяным транзитёром - Беларусью ведёт к тому что вне зависимости от цен на нефть европейцы будут делать то же и с ней, а значит Россия будет терять и рынок нефти. Остается Китай, но в Китае уже диверсификация поставщиков куда глубже чем в Европе, а значит он будет сильно давить по цене. В мелких экономических стычках с соседями (среди которых единственный формальный союзник) ради имперских понтов растрачивается будущее большой страны.
Один из самых толковых и здравомыслящих российских финансистов Андрей Мовчан опубликовал краткие прогнозы на будущее. По ссылке есть ещё прогнозы на мировой кризис и на отношения США-Китая, но мы опубликуем секцию про Россию:
"Россия
Новость 2019 года – крайне жесткая бюджетная политика, сильно недовыполнены планы по финансированию всего. На этом фоне (но не поэтому) стагнация, падение инвестиций, доходы не растут.
Рост ВВП на уровне 1,1% если верить Росстату, но есть причины не верить; в + к ВВП: увеличение продаж углеводородов на экспорт; высокий урожай; рост потребления домохозяйств в кредит (ипотека +19%, потребительский кредит +20%). Инвестиции в минусе, госпотребление в минусе. Корпоративное кредитование +5%, при средней ставке процента более 10%, по факту это падение объема кредитов.
В регионах инвестиции идут только в Москве и области, СПб, Тюменской области (плюс микроскопические в Крыму, на Северном Кавказе и еще в паре мест). Точно то же самое с ростом ВВП. Реальные доходы населения растут в 2019 году на 0,9% - за счет того, что в Московской области и Москве они выросли на 5,5% - рост зарплат чиновников и силовиков + фондовый рынок. В остальной части России доходы населения в минусе.
На фоне падения ставки по доллару курс рубля умеренно рос в 2019 году и видимо будет стабилен/чуть расти в 2020 (направление движения ставки ФРС не изменилось). Но бюджету не выгоден сильный рубль и ЦБ способен манипулировать курсом. Падение цен на нефть будет использовано для снижения курса. Пока идет существенная девалютизация (в резервы ЦБ).
Судя по всему, в 2020 году бюджет будет платить существенно больше и за счет госрасходов будет поддержан рост ВВП; ЦБ РФ видимо удержит ставку на уровне 6%, инфляция умеренно вырастет. Конец 2020 года – начало периода проверки «нацпроектов» на валидность, видимо будут заливать деньги. Будут так же готовиться к выборам 21го года – значит индексировать и субсидировать.
Перспективы в России
Внутренний негосударственный спрос стагнирует и будет падать.
Целевое количество банков через несколько лет – 300, и это даже много с учетом падающего кредитования и гиперцентрализации экономики.
Из страны идет отток кадров и бизнесов, особенно на уровне стартапа. В противовес выстраивается финансирование госсистемой малоэффективных новых бизнесов и спорных стартапов.
Есть большой государственный заказ на автономию – но нет финансирования реальной работы. Будет реализовываться кусками, большая часть так и не будет внедрена.
В Кремле нет понимания того, что технологии – это не говорящая кукла и не он-лайн банкинг для частных клиентов, они у нас могут быть лучшими в мире, а мы останемся бедной страной. Все, что касается реальных технологий, не интересно и не развивается.
В то же время российские суперконгломераты типа Сбербанка или Роснефти создают запрос на системы управления и генерируют кэш для его оплаты; однако SAP и пр. международные платформы могут быть объявлены нежелательными – лобби IT-патриотов агрессивно и пользуется поддержкой;
В России растут два вида своих национальных технологических бизнесов: «Даньтех» - бизнес по технологичному взиманию дани с населения и бизнеса (маркировки товаров, платон, отслеживание НДС и пр.) и «Следтех» - технологичное ужесточение контроля за всем и всеми. Туда и в оборонку будут закачиваться деньги, соответственно обе индустрии будут выкачивать деньги из населения и бизнеса.
В перспективе уже просматривается идея попытки интегрироваться в развитие Китаем независимой технологическо/информационно/финансовой платформы в роли партнера; получится (если получится) только в роли ресурса кадров и технологий."
"Россия
Новость 2019 года – крайне жесткая бюджетная политика, сильно недовыполнены планы по финансированию всего. На этом фоне (но не поэтому) стагнация, падение инвестиций, доходы не растут.
Рост ВВП на уровне 1,1% если верить Росстату, но есть причины не верить; в + к ВВП: увеличение продаж углеводородов на экспорт; высокий урожай; рост потребления домохозяйств в кредит (ипотека +19%, потребительский кредит +20%). Инвестиции в минусе, госпотребление в минусе. Корпоративное кредитование +5%, при средней ставке процента более 10%, по факту это падение объема кредитов.
В регионах инвестиции идут только в Москве и области, СПб, Тюменской области (плюс микроскопические в Крыму, на Северном Кавказе и еще в паре мест). Точно то же самое с ростом ВВП. Реальные доходы населения растут в 2019 году на 0,9% - за счет того, что в Московской области и Москве они выросли на 5,5% - рост зарплат чиновников и силовиков + фондовый рынок. В остальной части России доходы населения в минусе.
На фоне падения ставки по доллару курс рубля умеренно рос в 2019 году и видимо будет стабилен/чуть расти в 2020 (направление движения ставки ФРС не изменилось). Но бюджету не выгоден сильный рубль и ЦБ способен манипулировать курсом. Падение цен на нефть будет использовано для снижения курса. Пока идет существенная девалютизация (в резервы ЦБ).
Судя по всему, в 2020 году бюджет будет платить существенно больше и за счет госрасходов будет поддержан рост ВВП; ЦБ РФ видимо удержит ставку на уровне 6%, инфляция умеренно вырастет. Конец 2020 года – начало периода проверки «нацпроектов» на валидность, видимо будут заливать деньги. Будут так же готовиться к выборам 21го года – значит индексировать и субсидировать.
Перспективы в России
Внутренний негосударственный спрос стагнирует и будет падать.
Целевое количество банков через несколько лет – 300, и это даже много с учетом падающего кредитования и гиперцентрализации экономики.
Из страны идет отток кадров и бизнесов, особенно на уровне стартапа. В противовес выстраивается финансирование госсистемой малоэффективных новых бизнесов и спорных стартапов.
Есть большой государственный заказ на автономию – но нет финансирования реальной работы. Будет реализовываться кусками, большая часть так и не будет внедрена.
В Кремле нет понимания того, что технологии – это не говорящая кукла и не он-лайн банкинг для частных клиентов, они у нас могут быть лучшими в мире, а мы останемся бедной страной. Все, что касается реальных технологий, не интересно и не развивается.
В то же время российские суперконгломераты типа Сбербанка или Роснефти создают запрос на системы управления и генерируют кэш для его оплаты; однако SAP и пр. международные платформы могут быть объявлены нежелательными – лобби IT-патриотов агрессивно и пользуется поддержкой;
В России растут два вида своих национальных технологических бизнесов: «Даньтех» - бизнес по технологичному взиманию дани с населения и бизнеса (маркировки товаров, платон, отслеживание НДС и пр.) и «Следтех» - технологичное ужесточение контроля за всем и всеми. Туда и в оборонку будут закачиваться деньги, соответственно обе индустрии будут выкачивать деньги из населения и бизнеса.
В перспективе уже просматривается идея попытки интегрироваться в развитие Китаем независимой технологическо/информационно/финансовой платформы в роли партнера; получится (если получится) только в роли ресурса кадров и технологий."
Любая интеграция по экономическим мотивам в таких условиях - это чистая авантюра. Пишут про согласованный рынок сельского хозяйства, мол поделят Россия и Беларусь ниши и не будут мешать друг другу, всё будет чин-чинарём. Сама идея в принципе неплохая и Беларусь с ней носилась много лет. Но через несколько дней после этого заявления Россельхознадзор запрещает поставку рыбы из норвежского сырья (как будто в Беларуси есть море и доступ к другому сырью). То есть даже дух намерений не соблюдается, несмотря на декларацию этих намерений. Если вы хотите жениться на девушке, вы за ней ухаживаете. А если вы ведете себя с ней по скотски, то ни о какой свадьбе речи быть не может, максимум об изнасиловании (но это ещё надо суметь сделать не получив ответку).
Поэтому даже если что-то будет подписано, оно просто не будет работать. У России политическая воля на максимизацию кэшфлоу здесь и сейчас уже сегодня доминирует над другими аспектами, а в будущем, описываемом уважаемым экономистом, этот принцип будет основным принципом государственной политики. Всё что нам максимум светит - это в раскладах Андрея добавиться в список "пары мест" для микроскопических инвестиций.
В этой ситуации можно найти плюсы. Конечно, просадка бюджета в условиях жесткого поведения России будет также жёсткой. Но праздник не может длиться вечно. Приватизация, превращение Беларуси в буржазное государство западного типа - необратимая тенденция. Вопрос в том, будет ли это управляемо и в плюс в среднесрочной перспективе, или хаотически и в плюс в далеком будущем, как в одной нашей южной соседке.
Поэтому даже если что-то будет подписано, оно просто не будет работать. У России политическая воля на максимизацию кэшфлоу здесь и сейчас уже сегодня доминирует над другими аспектами, а в будущем, описываемом уважаемым экономистом, этот принцип будет основным принципом государственной политики. Всё что нам максимум светит - это в раскладах Андрея добавиться в список "пары мест" для микроскопических инвестиций.
В этой ситуации можно найти плюсы. Конечно, просадка бюджета в условиях жесткого поведения России будет также жёсткой. Но праздник не может длиться вечно. Приватизация, превращение Беларуси в буржазное государство западного типа - необратимая тенденция. Вопрос в том, будет ли это управляемо и в плюс в среднесрочной перспективе, или хаотически и в плюс в далеком будущем, как в одной нашей южной соседке.
Публикация Deutche Welle сенсационной информации про исчезновения конца 90-х, которая явно была давно на руках у европейских (российских?) спецслужб, именно сейчас - это явный, прямолинейный сигнал Минску: пока не разберетесь с грехами прошлого, то невозможно движение вперед, так нужное вам. Все люди и списки есть теперь на руках у всех, и даже было названо прямое условие движения вперед - сдать Павличенко, уже давно не занимающего никаких постов, по тихому отправленного руководить ветеранской организацией и сдать того, кто дал ему прямой приказ (Шейман либо Сиваков). Закрыть эту страницу, а заодно и страницу со смертной казнью.
Для Лукашенко сдать этих людей означает переступить через себя. Скорее всего, реакции не будет никакой. В таком случае целью публикации было создание психологического ощущения полного тупика и на западном направлении на текущий момент.
Китайский кредит на полмиллиарда это символический жест от Пекина Москве "кто хозяин в доме". Москве теперь сильно сложнее шантажировать Минск деньгами которые нужны "здесь и сейчас". Это сужает её простор для действий. И этот момент очень удачен для символического жеста со стороны европейцев - пусть уважаемый руководитель Беларуси не расслабляется, а определяется. Потому что ситуация неопределенности не устраивает уже, похоже, никого. И тут интересы Москвы и Европы совпадают, вполне возможно что информация стала публичной не без помощи московских "друзей".
Для Лукашенко сдать этих людей означает переступить через себя. Скорее всего, реакции не будет никакой. В таком случае целью публикации было создание психологического ощущения полного тупика и на западном направлении на текущий момент.
Китайский кредит на полмиллиарда это символический жест от Пекина Москве "кто хозяин в доме". Москве теперь сильно сложнее шантажировать Минск деньгами которые нужны "здесь и сейчас". Это сужает её простор для действий. И этот момент очень удачен для символического жеста со стороны европейцев - пусть уважаемый руководитель Беларуси не расслабляется, а определяется. Потому что ситуация неопределенности не устраивает уже, похоже, никого. И тут интересы Москвы и Европы совпадают, вполне возможно что информация стала публичной не без помощи московских "друзей".
Возможна ли ситуация консенсуса внешних и внутренних игроков вокруг будущего Беларуси? Такая ситуация возможна, исходя из того что интересы основных групп влияния могут удовлетворены без жесткого конфликта, в ситуции торга и уступок.
Вариант со вступлением в состав РФ либо интеграции в РФ с потерей реальных рычагов управления по данному сценарию исключается, т.к. против этого жестко выступят как внешние силы (в первую очередь ЕС и США), так и значительная часть элиты и населения внутри страны. Да и в России далеко не все горят желанием иметь очередной дотационный регион, в условиях сокращения ресурсного пирога.
Какой страной будет Беларусь в таком случае? Какой баланс интересов обеспечит компромисс?
1. Беларусь будет фактически нейтральной страной. В Беларуси не будет НАТО, но не будет и российских баз.
2. Беларусь встанет на путь экономической и политической евроинтеграции, но после глубоких внутренних реформ (приватизация и демократизация). Эта интеграция будет идти неспешно, членство в ЕАЭС будет сохраняться до последнего. Но несмотря на это, российский рынок Беларусь со временем будет терять.
3. Взамен на относительно беспрепятственную евроинтеграцию, Россия будет постепенно сокращать прямую и косвенную поддержку Беларуси.
4. Взамен на относительно бесспрепятственную евроинтеграцию, российский капитал активным образом будет участвовать в приватизации, получит несколько ключевых объектов (как минимум контроль над одним НПЗ и трубой "Дружба"). Декларируемые гарантии собственности минимизируют возможности шантажа в качестве транзитёра.
5. Взамен на демократизацию, Россия будет формировать свои пророссийские политические силы для сохранения влияния на внутреннюю политику. В Беларуси никогда не будет правительства с открытой антироссийской риторикой.
6. Русский язык останется государственным. Смертную казнь отменят. В остальном возможны варианты, в т.ч. по конституции. Президент останется сильной фигурой.
7. Инвесторы из Европы, Китая и США активно поучаствуют в приватизации, это будет платой за их интерес в совместном движении. Для них будет открыт рынок земли и заработает полноценный фондовый рынок. Китай будет заниматься 5G, что предопределит потолок (на текущий момент) в отношениях с США и НАТО, но сблизит Беларусь и ЕС.
8. Граница с РФ будет восстановлена в полноценном виде. С ЕС будет безвиз, со временем всё будет идти к открытию границы (а-ля Швейцария или Норвегия).
9. Экономика сильно рухнет после приватизации, огромное количество предприятий и пенсионная система обанкротятся, но социалку спасут западные и китайские кредиты под жесткие требования реформирования. Дальше начнется экономический рост и отток населения замедлится или прекратится.
10. С регионами все будет плохо, Минск будет расширяться и расти. Беларусь станет очень минскоцентричной. Региональная номенклатура очень сильно постарается поучаствовать в приватизации, получит мелочь (основные куски уйдут крупным игрокам и на фондовый рынок) и в принципе будет довольна. Региональные реформы будут, постепенно будет разрушаться вертикаль и вводиться институт выборов.
В результате мы получим государство в диапазоне от домайданной Украины до Латвии. Сильное влияние России сохранится, но осуществляться будет преимущественно через контроль собственности и свои группы влияния, а не через кредитование и трубу как сейчас. С другой стороны, нейтральный военно-политический статус Беларуси будет устраивать всех. Беларусь - удобная площадка с точки зрения того чтобы делать разные дела в регионе.
Вопрос о судьбе текущего политического руководства стоит искать в плоскости ответа "поедет ли серфер по волне или предпочтёт поехать против". Если консенсус всех внутренних и внешних игроков рано или поздно сойдётся на описанном выше варианте (или похожем), то не будет той силы, которая сможет ему противостоять. Но это если стороны предпочтут консенсус, а не конфликт - такой сценарий, к сожалению, тоже немаловероятен.
Вариант со вступлением в состав РФ либо интеграции в РФ с потерей реальных рычагов управления по данному сценарию исключается, т.к. против этого жестко выступят как внешние силы (в первую очередь ЕС и США), так и значительная часть элиты и населения внутри страны. Да и в России далеко не все горят желанием иметь очередной дотационный регион, в условиях сокращения ресурсного пирога.
Какой страной будет Беларусь в таком случае? Какой баланс интересов обеспечит компромисс?
1. Беларусь будет фактически нейтральной страной. В Беларуси не будет НАТО, но не будет и российских баз.
2. Беларусь встанет на путь экономической и политической евроинтеграции, но после глубоких внутренних реформ (приватизация и демократизация). Эта интеграция будет идти неспешно, членство в ЕАЭС будет сохраняться до последнего. Но несмотря на это, российский рынок Беларусь со временем будет терять.
3. Взамен на относительно беспрепятственную евроинтеграцию, Россия будет постепенно сокращать прямую и косвенную поддержку Беларуси.
4. Взамен на относительно бесспрепятственную евроинтеграцию, российский капитал активным образом будет участвовать в приватизации, получит несколько ключевых объектов (как минимум контроль над одним НПЗ и трубой "Дружба"). Декларируемые гарантии собственности минимизируют возможности шантажа в качестве транзитёра.
5. Взамен на демократизацию, Россия будет формировать свои пророссийские политические силы для сохранения влияния на внутреннюю политику. В Беларуси никогда не будет правительства с открытой антироссийской риторикой.
6. Русский язык останется государственным. Смертную казнь отменят. В остальном возможны варианты, в т.ч. по конституции. Президент останется сильной фигурой.
7. Инвесторы из Европы, Китая и США активно поучаствуют в приватизации, это будет платой за их интерес в совместном движении. Для них будет открыт рынок земли и заработает полноценный фондовый рынок. Китай будет заниматься 5G, что предопределит потолок (на текущий момент) в отношениях с США и НАТО, но сблизит Беларусь и ЕС.
8. Граница с РФ будет восстановлена в полноценном виде. С ЕС будет безвиз, со временем всё будет идти к открытию границы (а-ля Швейцария или Норвегия).
9. Экономика сильно рухнет после приватизации, огромное количество предприятий и пенсионная система обанкротятся, но социалку спасут западные и китайские кредиты под жесткие требования реформирования. Дальше начнется экономический рост и отток населения замедлится или прекратится.
10. С регионами все будет плохо, Минск будет расширяться и расти. Беларусь станет очень минскоцентричной. Региональная номенклатура очень сильно постарается поучаствовать в приватизации, получит мелочь (основные куски уйдут крупным игрокам и на фондовый рынок) и в принципе будет довольна. Региональные реформы будут, постепенно будет разрушаться вертикаль и вводиться институт выборов.
В результате мы получим государство в диапазоне от домайданной Украины до Латвии. Сильное влияние России сохранится, но осуществляться будет преимущественно через контроль собственности и свои группы влияния, а не через кредитование и трубу как сейчас. С другой стороны, нейтральный военно-политический статус Беларуси будет устраивать всех. Беларусь - удобная площадка с точки зрения того чтобы делать разные дела в регионе.
Вопрос о судьбе текущего политического руководства стоит искать в плоскости ответа "поедет ли серфер по волне или предпочтёт поехать против". Если консенсус всех внутренних и внешних игроков рано или поздно сойдётся на описанном выше варианте (или похожем), то не будет той силы, которая сможет ему противостоять. Но это если стороны предпочтут консенсус, а не конфликт - такой сценарий, к сожалению, тоже немаловероятен.
Ну что, вот наш пост аж от 20 июля. Мы писали что будут под бой курантов договариваться - оно так и выходит. Это если ещё договорятся, всеръёз маячит перспектива того что переговоры начнутся уже в новом году в ситуации без контракта на газ (но здесь ещё всё зависит от того как разрулится с Украиной по их контракту, поэтому можно подождать).
Мантра про согласованные 28 карт из 31 повторяется уже полгода. Проводя аналогии со свадьбой, уже и машину выбрали, и про ресторан договорились, и свидетелей выбрали, и платье выбрали. Не решили только пару вопросов: кто за все будет платить, где жить и стоит ли жениться в принципе (про взаимную любовь уже давно речи не идёт).
Интересно будет послушать новогоднее обращение.
Мантра про согласованные 28 карт из 31 повторяется уже полгода. Проводя аналогии со свадьбой, уже и машину выбрали, и про ресторан договорились, и свидетелей выбрали, и платье выбрали. Не решили только пару вопросов: кто за все будет платить, где жить и стоит ли жениться в принципе (про взаимную любовь уже давно речи не идёт).
Интересно будет послушать новогоднее обращение.
Telegram
Рефлексия и реакция
Ничего не писали, потому что ничего особенного и не происходило. В очередной раз президенты Беларуси и России встретились, в очередной раз ни о чем не договорились и перенесли решение нерешаемых вопросов на попозже.
Мы про это писали еще в начале года -…
Мы про это писали еще в начале года -…
Расклады выходят примерно следующие:
По газу - будет примерно то же что и было в этом году. Выше - не особо выгодно, т.к. цена газа по рынку не очень большая, но это однозначно приведет к прямой конфронтации с Беларусью как с транзитёром, чья роль как транзитёра в результате украинского контракта и незапущенного второго потока не уменьшилась. Ниже - не будет и это политическая позиция России. Ниже только если напрямую сдать кусок власти и собственности, на это не пойдёт Беларусь.
По нефти - даже если компенсация какая-то и будет, то скорее символическая. Зачем давать, если можно не давать и поддушивать экономику РБ, с каждым годом слабеющую от гнёта кредитов и выпадения доходов бюджета. Да и самим деньги будут не лишними. Решение вопроса будет максимально оттягиваться и политизироваться со стороны России.
Ключевой вопрос - а пойдёт ли пакет вместе с этими решениями или нет? Будет ли символическая интеграция с кислой миной?
В принципе, на текущем уровне исполнения (абстрагируясь от нефтегаза) проект Союзного Государства представляет собой вполне неплохой рабочий договор двух стран о свободной торговле, дружбе и добрососедстве, не считая кейсов с всевозможными роснадзорами. Можно ли развивать этот договор дальше, не в ущерб развитию отношений Беларуси с третьими странами? Вполне можно. Но фундаментальная проблема этого договора - это сверхамбициозные политические цели, которые маячат при обсуждении любого вопроса. Двигаться форматом дорожных карт - нормальная стратегия. Но по-хорошему, когда всем вокруг очевидно что никакого компромисса по вопросам союзного парламента/президента/рубля в добровольном виде нет и быть не может принципиально, то союзный договор необходимо переформатировать в человеческий вид договора о добрососедстве. А это уже политический шаг, который будет восприниматься шагом назад в двусторонних отношениях (хотя на самом деле это просто отказ от ста шагов вперед в пользу движения шаг за шагом).
С другой стороны, даёт ли участие в ЕАЭС/СГ само по себе гарантию доступа на российский рынок, вне зависимости от текущих хотелок России? И здесь как раз кейсы с практическим применением показывают что такой гарантии нет. Завтра Дума выдумает закон о том что в России можно пить только суверенное молоко от православных коров, а партнёр по ЕАЭС/СГ будет лихорадочно взывать о том "что же вы делаете?" в то время как молоко будет киснуть на несуществующей границе. Поскольку с каждым годом целесообразность присутствия в организации где бешеный думский принтер выше любого кворума (актуальный пример с предустановкой софта на смартфоны) будет падать, т.к. налоговый маневр будет подходить к концу, а с Кыргызстаном и Казахстаном торговли у нас не особо много, то делаем ставку на то что ЕАЭС будет постепенно превращаться в пустышку, а то и разваливаться от слова совсем.
Парадокс - но формат двустороннего договора по типу СГ исторически в данный момент более жизнеспособен чем "демократический" ЕАЭС. Честный торг лучше чем игры в плюрализм и равенство в постсоветской семье народов. Поэтому сама стратегия дорожных карт - нормальная тема, но без односторонних уступок и унификаций (нефти всё равно не дадут), и с окончательными "похоронами" политической части. Поэтому с пакетом скорее всего будут тянуть со стороны Беларуси, он сильно усохнет и что-то в итоге подпишут ближе к середине следующего года, т.к. интеграция на условиях газа и нефти по внутрироссийским ценам это одно, а при других условиях снова запустится цикл торга по каждому пункту.
По газу - будет примерно то же что и было в этом году. Выше - не особо выгодно, т.к. цена газа по рынку не очень большая, но это однозначно приведет к прямой конфронтации с Беларусью как с транзитёром, чья роль как транзитёра в результате украинского контракта и незапущенного второго потока не уменьшилась. Ниже - не будет и это политическая позиция России. Ниже только если напрямую сдать кусок власти и собственности, на это не пойдёт Беларусь.
По нефти - даже если компенсация какая-то и будет, то скорее символическая. Зачем давать, если можно не давать и поддушивать экономику РБ, с каждым годом слабеющую от гнёта кредитов и выпадения доходов бюджета. Да и самим деньги будут не лишними. Решение вопроса будет максимально оттягиваться и политизироваться со стороны России.
Ключевой вопрос - а пойдёт ли пакет вместе с этими решениями или нет? Будет ли символическая интеграция с кислой миной?
В принципе, на текущем уровне исполнения (абстрагируясь от нефтегаза) проект Союзного Государства представляет собой вполне неплохой рабочий договор двух стран о свободной торговле, дружбе и добрососедстве, не считая кейсов с всевозможными роснадзорами. Можно ли развивать этот договор дальше, не в ущерб развитию отношений Беларуси с третьими странами? Вполне можно. Но фундаментальная проблема этого договора - это сверхамбициозные политические цели, которые маячат при обсуждении любого вопроса. Двигаться форматом дорожных карт - нормальная стратегия. Но по-хорошему, когда всем вокруг очевидно что никакого компромисса по вопросам союзного парламента/президента/рубля в добровольном виде нет и быть не может принципиально, то союзный договор необходимо переформатировать в человеческий вид договора о добрососедстве. А это уже политический шаг, который будет восприниматься шагом назад в двусторонних отношениях (хотя на самом деле это просто отказ от ста шагов вперед в пользу движения шаг за шагом).
С другой стороны, даёт ли участие в ЕАЭС/СГ само по себе гарантию доступа на российский рынок, вне зависимости от текущих хотелок России? И здесь как раз кейсы с практическим применением показывают что такой гарантии нет. Завтра Дума выдумает закон о том что в России можно пить только суверенное молоко от православных коров, а партнёр по ЕАЭС/СГ будет лихорадочно взывать о том "что же вы делаете?" в то время как молоко будет киснуть на несуществующей границе. Поскольку с каждым годом целесообразность присутствия в организации где бешеный думский принтер выше любого кворума (актуальный пример с предустановкой софта на смартфоны) будет падать, т.к. налоговый маневр будет подходить к концу, а с Кыргызстаном и Казахстаном торговли у нас не особо много, то делаем ставку на то что ЕАЭС будет постепенно превращаться в пустышку, а то и разваливаться от слова совсем.
Парадокс - но формат двустороннего договора по типу СГ исторически в данный момент более жизнеспособен чем "демократический" ЕАЭС. Честный торг лучше чем игры в плюрализм и равенство в постсоветской семье народов. Поэтому сама стратегия дорожных карт - нормальная тема, но без односторонних уступок и унификаций (нефти всё равно не дадут), и с окончательными "похоронами" политической части. Поэтому с пакетом скорее всего будут тянуть со стороны Беларуси, он сильно усохнет и что-то в итоге подпишут ближе к середине следующего года, т.к. интеграция на условиях газа и нефти по внутрироссийским ценам это одно, а при других условиях снова запустится цикл торга по каждому пункту.
Вообще в ситуации с Северным Потоком - 2 очень интересно наблюдать за поведением Германии и ожиданиями России.
Для россиян всё очевидно - мы продаём вам напрямую, дешево и много, что тут думать?
Для немцев всё не так однозначно. Дёшево-то дёшево. Но кто пострадает? Транзитёры - буфер между Россией и ЕС. Что значит для Германии полный вассалитет Беларуси и Украины перед Россией?
Это значит что страны Балтии фактически превращаются в анклав, зажатый между российскими танками в Гродно и Калининграде. В таком формате они обречены на то чтобы вести зависимую от России политику.
Это значит российские танки в 4 часах езды до Варшавы и до Бухареста, уменьшение подлётного времени до Берлина.
Это значит усиление стратегической перекачки денег и людей из ЦВЕ в Западную Европу, подальше от страны, генерирующей риски.
Это значит увеличение расходов на Бундесвер и накачка Польши, новый железный занавес в регионе.
Выгодно ли покупать дешевый газ? Выгодно, но не ценой ослабления транзитёров как буфера. Крым стал красной чертой - если раньше можно было говорить о России как о стране, в которой просто правительство позволяет себе агрессивную риторику, то после Крыма стало понятно что это не просто разговоры и не просто правительство, а вся страна в едином порыве. Ну а делить Европу пополам выгодно феодалам и их идейным наследникам-рантье, а современным государствам сейчас выгодно создавать зоны безопасности. Безопасно там где безопасные соседи.
В РФ то ли не понимают этого, то ли делают вид что не понимают. Хотя национальные интересы Германии в том чтобы ситуация шла так, как она идёт, очевидны.
Для россиян всё очевидно - мы продаём вам напрямую, дешево и много, что тут думать?
Для немцев всё не так однозначно. Дёшево-то дёшево. Но кто пострадает? Транзитёры - буфер между Россией и ЕС. Что значит для Германии полный вассалитет Беларуси и Украины перед Россией?
Это значит что страны Балтии фактически превращаются в анклав, зажатый между российскими танками в Гродно и Калининграде. В таком формате они обречены на то чтобы вести зависимую от России политику.
Это значит российские танки в 4 часах езды до Варшавы и до Бухареста, уменьшение подлётного времени до Берлина.
Это значит усиление стратегической перекачки денег и людей из ЦВЕ в Западную Европу, подальше от страны, генерирующей риски.
Это значит увеличение расходов на Бундесвер и накачка Польши, новый железный занавес в регионе.
Выгодно ли покупать дешевый газ? Выгодно, но не ценой ослабления транзитёров как буфера. Крым стал красной чертой - если раньше можно было говорить о России как о стране, в которой просто правительство позволяет себе агрессивную риторику, то после Крыма стало понятно что это не просто разговоры и не просто правительство, а вся страна в едином порыве. Ну а делить Европу пополам выгодно феодалам и их идейным наследникам-рантье, а современным государствам сейчас выгодно создавать зоны безопасности. Безопасно там где безопасные соседи.
В РФ то ли не понимают этого, то ли делают вид что не понимают. Хотя национальные интересы Германии в том чтобы ситуация шла так, как она идёт, очевидны.