Рефлексия и реакция – Telegram
Рефлексия и реакция
5.38K subscribers
26 photos
405 links
Авторские размышления о процессах в Беларуси. Связь - reflectionbelarus@pm.me

Поддержка: patreon.com/reflectionbelarus
Download Telegram
Коронавирус временно снимает с повестки дня вопрос социальных протестов. Не до жиру. Но фундаментальные факторы недовольства, разумеется, никуда не делись. И тут власть встаёт на интересную развилку с точки зрения реакции на происходящее:

С одной стороны, на коронавирус можно списать всё (как на войну). Ухудшение экономического состояния? Ну что поделать, вирус проклятый. Перенос выборов на неопределенное время? Вирус, что поделать.
С другой стороны, люди научены Чернобылем (прекрасная статья Сергея Наумчика в тему) и государству в целом не доверяют. И здесь очень тонкий момент: на коронавирус можно списать многое, но можно им это многое и усугубить. Люди смотрят на меры принимаемые соседями и задают себе вопрос "ага, если они все принимают такие меры, то почему мы не принимаем?". Ответ на этот вопрос для власти скорее всего неприятный - "как при Чернобыле". Это, конечно, не вызовет массовых протестов завтра же. Но у очень многих людей нелюбовь и ворчливая неприязнь к тому кто сверху трансформируется в ненависть. Особенно если пострадают их близкие, а по статистике у каждого человека в случае общереспубликанской пандемии в пределах пары рукопожатий найдётся кто-то, кто пострадает. И куда выплеснется эта ненависть когда эта история закончится - понятно. Она выплеснется на улицы.

Поэтому чрезвычайно важно для государства (если оно планирует сохранить себя в текущем виде) принимать максимальные превентивные меры. Люди увидят, оценят и поймут ограничения. Высшее и среднее образование не развалится от пары месяцев карантина оно и так развалено. В общем, это стресс тест не только для государства как для машины исполнения приказов, но и стресс-тест на общую внутрисистемную глупость. Минздрав к его чести с точки зрения освещения ситуации начал работать образцово. Жаль, мы не знаем что Минздраву дозволяют говорить, а на что накладывают ограничения чтоб "не волновать народ".
Совместное заявление белорусских телеграм-каналов по ситуации с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в Беларуси

Мы, администраторы белорусских телеграм-каналов, заявляем руководству нашей страны о необходимости:

— как можно скорее ввести карантин во всех учебных заведениях Беларуси;
— ввести и максимально тщательно осуществлять медицинский контроль на всех границах Беларуси с соседними государствами и в аэропортах;
— на самом высоком уровне подготовить радио- и телевизионное обращение к нации с разъяснением всей серьёзности ситуации с развитием коронавируса и, напротив, прекратить успокаивающие заявления, после которых люди ослабляют контроль за собственной безопасностью;
— своевременно и прозрачно сообщать общественности и журналистам детали о ситуации с распространением вируса в Беларуси и новых случаях заражения: количество, населённый пункт, место работы/учёбы — не нарушая при этом врачебную тайну.

Список подписавшихся каналов:
@nexta_tv @nexta_lite @belamova @mc_maxim @vandroukiby @studentyBY @mkbelarus @palchys @dpsminsk @tuteishi @belarus_economy @MirovichMedia @Incidentbelarus @banana_by @belarusian_history @pureminsk @hahaby @belarus_lite @belarusfoot @vybary @motolkohelp @thisminsk @volunteer_minsk @freebelarus @grodno24 @movaby @nice_belarus @YouTubeGomel @mozgonbelarus @lukanomika @ComehereMinsk @GrodnoZello @symbalby @elehtarat @bellitra @reflectionbelarus @schoolBY @banana_black @belaruskipioner @moladzbel @kolobike_champions @hataland @skidel_stop_gai @pacaby @BelarusyKiev @holybelawood @movabigmistake @novychas @inforep @HistoryBY @euroradio @belmne @rbkpivu @svezhyvecer @pozva @rybalou @BY_urbanism @pigo_by @cp_belarus @muzskarb @areporter @dissidentby @wheretopod @belarus_sacral @new_vitebsk @nalicome @tropinki @kulinarbel @cryptobelarusik @abarona @minskurban @LegalizeBelarus @nachitannyj_investor @baranovichitg @pismennik @methodology_by @legal_initiative @aptekaN666 @mf_mensk @kanopatskaya @utulny @prauda_vs_mif @dnevnik_by @dumkame @makethebelawood @belarus_league @kkbelarus @horadnia @findsnews @edulive @kupinaruzh @orafisha @meawdream @onkotalk @belukr @belarusspadchina @vitebsk974 @ph_society @VOLKBY @Kris_medicine @Podsluhano_Belarus @mogblog @ArtVandrownia @tg_dornik @TM1947 @Vitebsk4Urbanism @belarus5tv_football (107)
На больших совещаниях не принимают решения. На больших совещаниях доносят уже принятые решения, либо спрашивают реакции на гипотетические решения, либо ищут креативных идей. Но это начальство, посетители больших совещаний в массе скучают.

Ключевые решения обычно принимают на маленьких совещаниях, в составе 3-5 человек, или даже 2-3 человека. Когда можно посоветоваться, проанализировать варианты, порассуждать. Наверняка такое совещание, касаемо экономики Беларуси уже было, может быть в непубличном режиме (с министром финансов и главой нацбанка, например), а может ещё будет. И там будут реально приниматься решения что делать в текущей ситуации. А ситуация уже не просто сложная. Не хочется искать драматические эпитеты для описания трудности ситуации, просто попробуем немножко набросать возможные сценарии развития.

Дано:
- Не решены проблемы с нефтью, как следствие нет достаточного количества валютной выручки. В копилку в этот пункт - минус по калию без надежды на скорое заключение контракта. В копилку сюда же - обвальное падение спроса на всё везде где только можно;
- На фоне обвала фондовых рынков - потеря доступа к привычным заёмным инструментам рефинансирования внешнего долга. Евробонды никто не купит. Похоже, нет возможности перекредитоваться "по-братски" в РФ - во-первых, у них проблемы с падением цен на нефть, во-вторых, видимо, ни о каком "братстве" уже не идёт речи, в-третьих там своих проблем по горло: огромная агломерация под угрозой, и это в условиях "обнуления". То же самое касается Китая - им нужно зализывать свои раны и срочно восстанавливать внутренний рост.
- Необходимо искать инструменты поддержки тех, кто пострадал от вируса. Ну или можно не искать и потерять пару отраслей, оставив без работы какое-то количество человек.

И тут в результате имеется крайне неприятная развилка.

1) Беларусь может продолжить платить по долгам без внешних заимствований за счёт профицита бюджета. Любые попытки изъятия валютной выручки административными методами приведут к параличу экономики и быстрому уходу в серый сегмент. А значит надо ронять курс, параллельно делая высокие ставки рефинансирования по рублю. Кто-то скажет что для запуска экономики, напротив, нужно снижать ставку как в США. Но этот кто-то забывает или умалчивает, что США печатает конвертируемую валюту, а в условиях Беларуси падение ставок в сочетании с падением курса означает стремительную раскрутку инфляционно-девальвационной спирали. Люди будут любыми способами брать деньги в кредит и покупать на них валюту.
Но это все не избавит от необходимости секвестирования бюджета. Короче, выражаясь простым языком - это путь резкого, обвального снижения уровня жизни людей, в основном, конечно, бюджетников и всей цепочки, живущей от бюджета и потребкредитования (например, строителей и всех с ними связанных), т.к. кредиты в условиях высоких ставок тоже взлетят вверх и станут недоступными. И это всё в предвыборный год.

2) Есть путь второй - продолжать любой ценой искать внешние заимствования. И тут встаёт вопрос цены.
Судя по текущей тональности двусторонних отношений, у РФ нет желания каким-либо образом помогать нынешнему политическому руководству Беларуси. Даже гипотетическое подписание карт уже не спасёт, т.к. сигналов о том что их по-факту не будут выполнять в ущерб независимости было слишком много и слишком чётких и явных. Просто так это не отматывается.
Помогут ли международные финансовые институты? Отношения с ними не слишком хорошие - мы плохие ученики и не слушали их рекомендаций (в частности МВФ). Сейчас, когда цена помощи огромна, с ними точно также нужно выстроить отношения доверия в отношении проведения той политики, которую они хотели бы видеть. Возможно ли это? Вопрос риторический.
3) Есть третий вариант - дефолт. Дефолт в текущих условиях означает что после дефолта при текущей политике для нас закроются пути для внешних заимствований навсегда, до тех пор пока мировому сообществу не будет дан явный и чёткий сигнал о политических переменах в Беларуси, что возродит надежды на Беларусь как на кредитора. Вопрос - сможет ли существовать страна, отрезанная от внешних заимствований? Как долго она сможет существовать? В таких условиях проводить прошлую политику будет просто физически невозможно. Это означает вынужденные перемены.

Скорее всего, сейчас выбрана комбинация первого и второго пунктов, третий пока отложен на крайний случай. Но все три пункта приводят к тому что заряженное ружьё выстрелит, не с одной, так с другой стороны. Первый пункт - массовое недовольство бюджетников, доведенных вновь до бедности, до уровня доходов начала нулевых, которое выльется в массовые протесты или саботаж выборов в привычном виде. Второй пункт - какие бы ни были шаги, но фактически это сдача огромного куска власти и потеря возможности вести привычную политику. Третий пункт - полный ва-банк и риск получить и первое и второе. Не может страна в нашем регионе жить в режиме осажденной крепости долгое время, здесь будет очень большой соблазн всех внутренних игроков инициировать громкие перемены, с публичным низвержением предыдущей политики.

Советов давать не будем, в этой игре разнообразие игроков и партий стремительно увеличивается, и для каждого будут свои советы. Но каждый должен чётко понимать что и на какой чаше весов лежит в этой непростой и динамически меняющейся системе.
Нехитрая математика показывает что, при отсуствии рефинансирования, размера ЗВР хватает примерно на 2,5 года обслуживания внешнего долга - размеры ЗВР на текущий момент - 8.5, платежи примерно 3.9 млрд $ в год. В принципе, если не вносить в формулу дополнительных переменных, до дефолта время на поиск денег ещё есть.

Но есть нюанс: бюджет. В этом году, в отличие от предыдущих, бюджет верстался как дефицитный. Дефицит в миллард рублей планировалось покрыть как раз внешними займами, при этом потратив на выплаты по текущим займам из бюджета по курсу на текущий момент миллард долларов. Про сложности привлечения займов мы уже писали, но платить всё равно нужно. А значит, если не получится рефинансироваться, то получается дырка в бюджете. В принципе, эту дырку по силам закрыть без больших потрясений, урезать десяток госпрограмм, например. Но это в нормальной ситуации.

Ключевой вопрос сейчас - это сколько фактически налогов будет собрано. По грубым прикидкам, недосбор в квартал будет порядка 25%. Цифра очень грубая, крайне сложно посчитать мультипликативный эффект падения экономической активности, но эта цифра основывается в первую очередь на доле налогов на ВЭД в налоговых доходах. Есть две стратегии покрытия этого недосбора:
1) Печатный станок, который приведет к двузначной инфляции по итогам года и снижению реальных доходов людей. Простой способ решить проблемы бюджета и озлобить население;
2) Продажа валюты на внутреннем рынке за рубли, т.е. удержание курса и инфляции, но трата ЗВР. Этот путь максимально мягкий с точки зрения воздействия на людей, но он палит ЗВР.

Можно комбинировать оба способа, но нужно понимать что удешевление рубля, помимо озлобления населения, также делает невозможным какое-либо накопление денег на рефинансирование долгов. Если считать математику с рефинансированием, то ситуация для бюджета получается просто аховая, расходную часть придётся урезать чуть ли не на половину. Удорожание рубля в данной ситуации возможно только через пункт 2 выше - а значит смысла накапливать валюту, тратя ту же валюту из ЗВР нет никакого. Короче, бюджет платить по долгам не может реалистично никак - ему бы свестись чтоб на зарплаты бюджетникам хватило.

Если идти по второму пути, как максимально мягкому, то это значит что нужно тратить валютные резервы не только на внешний долг, но и на поддержание курса и на сведение бюджета. И здесь при 25% дефиците выходит цифра порядка миллиарда долларов расходов в квартал при курсе 2,5. Косвенно эта цифра бьётся через то что, по статистике НБРБ, в феврале спалили полмиллиарда резервов. Это урезает два года запаса на поиски рефинансирования до одного года. Года, который уже идёт.

В принципе, если мировая экономика оживёт к осени и пойдёт восстановительный рост на всех рынках, в т.ч. на фондовых, то может случится вариант проскочить с перекредитованием в это окно, перенеся основные проблемы на 2021 год, а там уже перезанимать у всех кого только можно и быть посмелее с реформами после выборов. Но выборы ещё надо пережить, т.к. во всех вышеперечисленных вариантах нет ни одной опции когда уровень жизни людей бы вырос в этом году или хотя бы остался на уровне 2019. Все манипуляции - это лишь манипуляции в аспекте скорость/глубина падения этого уровня.

Суммируя: при максимально мягкой стратегии в отношении людей (т.е. исполнение бюджета и невключение станка) и невозможности существенного рефинансирования долговых обязательств, запас додефолтной прочности - до конца года, при условии что дефолт объявляется когда резервы будут физически пустые, т.е. 0.
Чем богаче страна - тем больше тестов закупили и тем более массовое тестирование с выявлением легких случаев.
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Интересный график: чем больше ВВП, чем богаче страна- тем больше случаев заражения. И наоборот.
Если у вас есть знакомый предприниматель, который считает что объединение Беларуси с РФ улучшит его жизнь как предпринимателя, обязательно покажите ему это короткое видео.

https://www.youtube.com/watch?v=GvsGPFtY0Jk
"— Всё обслуживание долга идёт в обычном режиме. Никакого дефолтного состояния. Обсуждаются только кредитные линии международных финансовых организаций (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк). Мы попытаемся выйти на партнеров, невзирая на карантинные ограничения и прочее, и внести предложения по реструктуризации части внешнего долга, — сказал Крутой и подчеркнул, что «евробондов эта тема вообще не касается»."

Красиво сказал вице-премьер. Раз евробондов "вообще" не касается, то кого касается "не вообще"? Понятно какого кредитора. Тот который под санкциями и вообще империя зла, разрушающая стабильность по всему миру. Сценарий понятен - прекратить платить одному кредитору (тем более с нынешними ценами на нефть вопрос с энергоресурсами отходит на второй план).

Сценарий, конечно, гиперрисковый, но других нет. Правда, принимать такое решение, не обеспечив полную безопасность в военном отношении - опрометчиво. Это может объяснять активизировавшееся сотрудничество с НАТО, а также учения. Но если всё так, то через пару лет мы не узнаем Беларусь, никакой многовекторности не будет, просто вектор официально развернётся на 180 градусов.
Ошибочно считать, что паника через социальные сети раздувается ради одного лишь хайпа. Это не так и всё гораздо глубже (и хуже).

Запрос на политические изменения в обществе зрел давно, в определённой части общества вызрел и перезрел, усталость от невозможности эти перемены реализовать также накапливалась. А никаких институциональных способов эти изменения инициировать или хотя бы обозначить право на легальное присутствие людей с "оппозиционными" взглядами в легальном политическом поле - как не было, так нет и не планируется. Было два оппозиционных депутата в парламенте - и тех нет. Никаких подвижек официальной политики по изменению отношения, например, к символике - нету. Да, одно время давали вывешивать флаги и Пагоню на футбольных матчах, но потом вновь запретили. Уличная борьба тоже не приводит ни к каким фундаментальным изменениям, лишь к точечным, не меняющим картину принципиально.

С другой стороны политическая усталость накапливается и у традиционно аполитичных людей. Нулевые - это период экономического роста, десятые - это период застоя: есть растущее IT, растущий Минск и падающее всё остальное, а в целом - баланс по нулям. Что делать для роста - понятно всем, но эти шаги заблокированы на уровне политики, т.к. в результате реформ будут проигравшие. А главная задача таких режимов как беларуский состоит в том чтобы не было проигравших, пусть ценой того что почти никто не выиграет, и все будут проигрывать по чуть-чуть. А теперь вдумайтесь: в 2020 тем, кому по возрасту в 1994-96 годах было 15 лет, сегодня около 40. Они и все, кто младше их - примерно половина населения Беларуси. Их голос никогда не учитывался, даже тогда когда голоса считали и можно было влиять на политику. Люди прожили фактически взрослую жизнь без какой-либо возможности повлиять на фундаментальные вопросы политического устройства страны.

Но когда все ресурсы консолидированы под крышей государства, а для независимых держателей ресурсов выстроен эффективный карательный аппарат, пресекающий любые попытки участия в политике, то остаётся только одно - уповать на внешние факторы. Давайте будем честными - в истории с распространением информации о коронавирусе не столько заботы о стариках, сколько желание чтобы инфекция и вызванные ею социальные последствия стали фактором политических перемен в Беларуси. Поскольку внутренний животный страх людей перед заразой очень сильный по своей природе, то этот фактор будут раскручивать максимально, строя очень простую связь: всё это потому что у власти до сих пор Лукашенко.

Объективно, реакция правительства на ситуацию во многих вещах рациональна, это показывает сегодняшний стрим, где министр здравоохранения говорил, в принципе, разумные вещи. Но это всё не имеет никакого значения, поскольку эта битва идёт не против министра и не против коронавируса. Эта битва идёт за то чтобы раскачать пассивное беларуское общество во имя будущих перемен.

В этом плане полная прозрачность, донесение правдивой информации и детальное объяснение логики своих поступков - это единственная рабочая тактика для власти по демонстрации своей адекватности и способности контролировать ситуацию. Ни в коем случае покерфейс и репрессии, ибо любые репрессии будут работать до первого репортажа НН или "Свабоды" с фоточками гробов умерших. Особенно если будут не только старики (а они, к сожалению, будут). Но это все про тактику.

Стратегически же беларуской элите надо задуматься, не дойдёт ли усталость людей до того предела, что под политический режим будет похоронен под обломками уничтоженного людьми государства целиком вместе с государством. Уже даже такие предложения со стороны соседа имеются (а многие просто уничтожают себя в государстве, уезжая из него).

P.S. Са святам.
Просили комментарий на тему выступления Путина.

Путин купил себе рейтинг за очень большие деньги для страны. С его позиции - правильно сделал, на горизонте не вырисовывалось никаких иных возможностей купить себе хоть какой-то рейтинг. Вопрос насколько большие деньги это будет стоить - интересный вопрос, но на него невозможно дать ответ прямо сейчас, т.к. слишком много неизвестных переменных. В любом случае это очень большие деньги, но резервы РФ позволят это сделать на какой-то период.

Для Беларуси цена подобных шагов относительно наличия резервов несопоставимо выше, чем для России.
Неверная информация приводит к неверным решениям, неверной оценке ситуации, как стратегической, так и публичной.

Когда Лукашенко шутил про "40-50 грамм в пересчете на спирт" и "в сауне сухой попариться", уже 100% была информация о том что эти меры не работают. Откуда тогда взялась эта информация у президента? Наше мнение: из соцсетей. Например вот один из таких фейков, широко тиражированных в начале эпидемии у нас: https://zik.ua/ru/blogs/rekomendacii_vrachey_iz_uhanya_lyudey_kotorye_realno_boryutsya_s_koronavirusom_960505 (почти все из этого не соответствует действительности)

Сегодня он поднимает вопрос: "Коронавирус это рукотворная инфекция?". И отсюда разматывает цепочку выводов. Но ученые в журнале Nature Medicine ещё 17 марта доказали что инфекция появилась целиком естественным образом путём мутаций уже существующих коронавирусов: https://www.nature.com/articles/s41591-020-0820-9

Неудивительно, что президент так говорит. Мы уже давали ссылку на "аналитику" БИСИ, где писали про то что вирус запустили коварные американцы чтобы подорвать экономику Китая (наверно не подумали что на них перекинется, "ну тупыыыые").

Вопрос - это в голове Лукашенко запрос на получение именно такого инфомусора для того чтобы ориентироваться в ситуации, поэтому он подстраивает команду под обслуживание этого запроса, либо просто каким-то образом его окружили такими людьми, чтобы выставлять идиотом? Вопрос интересный. Но факт остаётся фактом - чем больше президент высказывается о ситуации, тем менее спокойной эта ситуация выглядит с точки зрения его способности её верно оценивать и контролировать. Сюда ещё приплюсуем его высказывание о контроле за увольнениями в частном секторе, которое предсказуемо вызовет большой переполох среди предпринимателей - ещё больше злобы и шухера, в условиях когда государство не способно помочь адресно потерявшим работу.

Можно было бы сказать что его кто-то ведет по пути, усеянному граблями, но... делайте выводы сами, так это или нет.
Первая мировая привела к краху четырех монархий-империй. Монархия перестала существовать как основной институт власти в мире.

Вторая мировая сделала мир биполярным (на какое-то время) и навсегда поставила крест на шовинистических тоталитарных диктатурах в Европе. Все колониальные империи после войны прекратили своё существование в виде империй.

Последствия от эпидемии коронавируса сравнивают с последствиями от мировой войны: остановка экономики беспрецедентна, экономическое падение колоссально. Но если это война, то как в таком случае будет выглядеть послевоенное устройство мира?

Немного дайджеста новостей:
- Зафиксирован случай продажи нефти по отрицательной цене;
- За неделю в России ЗВР сокращаются на 30 млрд долларов, хаос управления, противоречивые приказы о введении/невведении комендантского часа в Москве. Такими темпами Россия тоже за год уверенно летит к банкротству;
- Россия уходит из Венесуэлы, Мадуро официально признает неспособность бороться с коронавирусом. Венесуэла продает нефть по 5$ за Баррель;
- Иран выпускает сто тысяч заключенных из тюрем, не в состоянии контролировать инфекцию.
- Зеленский: Украине грозит дефолт. Чтобы международные партнеры направили Украине $10 млрд для помощи экономике из-за коронавируса, нужно принять закон о земельной реформе и банках.

Последняя фраза - ключ ко всему происходящему, ключ к объяснению "послевоенного устройства мира". Нет денег - платить по долгам нечего - экономика не работает, нужно идти за помощью. Помочь в требуемой мере могут только США и их сателлиты, т.к. США и в меньшей степени ЕС - единственные экономики, способные эмитировать достаточные массы денег без угрозы обвальной инфляции. Также, в определенной степени интересно будет здесь посмотреть на действия Китая - но аналитики предсказывают что Китай целиком уходит на внутренний рынок, зализывать раны и восстанавливать свой спрос. Но своих фантиков можешь печатать сколько угодно, проблем это не решит никаких. Российский рубль - фантик. Беларуский рубль - фантик. Гривна, тенге, риал - все фантики (а боливар уже и подавно). Доллар - деньги. Раньше можно было продать/переработать нефть и получить доллары. А сейчас?

А сейчас если хочешь получить денег от США - делай что говорят США. Никаких больше "гордых и независимых" автократий на нефтяной ренте. Нет больше этой ренты. Фактически, на огромном пространстве разных стран вводится внешнее управление. Это если грубо. Если мягко - план Маршалла-2, для тех кто не захотел идти в первую итерацию.

Очень много сейчас будет зависеть от случайностей и от непрогнозируемых действий: кто первый психанет, кто первый уйдёт в дефолт, кто первый обрушится, кто первый задействует в регионе силу. Возможно всё. Но неизбежно одно - все "плохие парни" в результате кризиса обречены вымереть. Им просто не дадут выжить. Жалкие 1,3 млн долларов от США в Беларусь - это унизительная подачка, "на повязки", на фоне 2 трлн, закачанных в собственную экономику. А хотите денег от МВФ - ставьте то правительство, которое будет слушать то что говорит МВФ.

Скоро откроется огромный мир возможностей для тех, кто все эти годы ждал, терпел, превозмогал. И огромное поле личных трагедий, крушения целого мира для остальных. Как и после любой войны, где победу одерживаешь не ты. Мечтал Путин о новой Ялте - он её получит. Только его в этот раз не будет за столом тех, кто будет делить пирог.
Историческое событие в Украине. Под огромным внешним давлением принят закон, разрешающий торговлю землей.

Любопытно вот что. Во-первых, закон принимать не хотели. Общественное мнение в массе сломали об колено, т.к. слишком много страшилок было на тему того что "приедут иностранцы и все скупят", "леса забором обнесут", "будут вывозить чернозем вагонами".
Закон приняли под давлением западных кредиторов. На другой чаше весов лежал дефолт.

Во-вторых, учитывая объем поправок и этапность введения рынка, реформа не выглядит совсем ужасной. Можно сказать что все возможные дырки для негативных сценариев были заделаны на этапе проектирования.

Но обстоятельства, в которых принимается этот закон, поистине любопытны. В условиях пандемии и карантина, Рада заседала до ночи чтобы принять, казалось бы, далеко не первоочередной закон. Есть вещи важнее - кризис, курс гривны, вирус. Все ради того чтобы получить кредит. Перед заседавшими лично выступал Зеленский.

Запад стремительно трезвеет по отношению к нашему региону. Больше никаких денег, существенной помощи, которая позволит текущим правителям и правительствам уверенно себя чувствовать не будет. Деньги будут только за реальные шаги по построению институтов, даже если само население будет противится построению этих институтов. А если не будет шагов - то моментально будет возникать кризис рефинансирования и неплатежеспособности. В этом плане в Украине совершенно не имело разницы мнение избирателей и политический расклад - ребят поставили перед фактом их политического (а то и физического) выживания. Поэтому и "прокатили" Коломойского, и приняли закон о земле.

Многие до сих пор считают что Украина - это целиком дикий рынок. Это не совсем так, точнее это так, но сама правовая и административная система в государстве целиком основана на советской системе. Это создает фантастическую почву для институциональной коррупции - содержание государства не соответствует его форме. Теперь кредиторами решено приводить форму и содержание в один цивилизованный вид, зачастую вопреки представлениям большинства украинцев о том "как надо правильно".
https://www.svaboda.org/a/30519616.html

Проблемы с коронавирусом - это 10% общих проблем в текущей ситуации, как бы цинично это не звучало. Не стоит делать акцент на этом при обсуждении тех или иных возможностей развития ситуации. Цинично, но повышенная смертность стариков мало коснётся каждого из нас в целом.

Оставшиеся 90% проблем - это экономика, и в первую очередь не нефть (кому сейчас нужен бензин, мало кто ездит, да и маржа копеечная), а связка бюджет/внешний долг. Проблему с внешним долгом нужно решать остро, отсюда движения по линии ЕАЭС через Пашиняна, отсюда вояж Ермоловича в Москву и максимальное напряжение всех экономических властей. Времени не очень много, ждем от Нацбанка статистики по ЗВР за март, будет виден реальный burn rate и будет понятно насколько хватит запаса.

Правильные вопросы в этой ситуации следующие:
- даст ли Москва денег Лукашенко (в ситуации огромных допрасходов на внутренние проблемы), если да, то на каких условиях? (прогноз: не даст ни на каких, не факт что даже даст на условиях "глубокой интеграции", т.к. нет доверия к исполнению обязательств)
- даст ли МВФ денег в рамках антикризисных мер? (прогноз: вряд ли даст, т.к. суммы в 900 млн недостаточно чтобы решить вопрос с рефинансированием долга перед РФ. А больше не даст, т.к. нет доверия, нет реформ, реформы быстро в условиях закрытых границ и спада рынков не проводятся)
- может ли подставить плечо Китай? (прогноз: Китай не захочет лезть в потенциально взрывоопасный регион и сконцентрируется на себе. Впрочем, есть и другие прогнозы)
- есть ли иные источники рефинансирования внешнего долга? (прогноз: нет, евробонды на низах, рынков где можно занять много денег для нас нет, у нас рядом преддефолтная Украина, регион экономически пылает).

После дефолта смена политики будет вынужденной в виду полного отсутствия средств. Вот это уже коснётся каждого и очень больно. А чтобы стать на путь избежания дефолта, нужно дать очень мощный политический сигнал что в стране перемены. Украина такой сигнал дала, подписав "антиколомойский" закон и закон о рынке земли. Что нужно сделать у нас чтобы дать такой сигнал?

Оставим пока этот вопрос без ответа. Но копать определенно стоит в эту сторону.
https://news.1rj.ru/str/belarus_economy/944

В декабре нефть Brent стоила 60, российский рубль стоил 65. Это 3900 рублей за баррель.

Российский бюджет верстался с расчётом на минимальную цену 42,4 доллара за Urals, это примерно 45 за Brent, это при курсе 65 2925 рублей за баррель, при курсе 80 - 3600 рублей за баррель.

Текущая цена - 2000 рублей за баррель Brent при текущем курсе. Минус потеря рынка, минус возросший спред между Brent и Urals.

Нехитрыми расчётами, доллар должен стоить в РФ далеко за сотню при бюджетной балансировке.
Нехитрыми расчётами, белрубль должен стоить далеко за 3 рубля при сохранении пропорции к рос рублю на уровне 3,2-3,3 за 100 российских.

Ждём аналитики по ЗВР обеих стран, но уже сейчас понятно что режим форсажа для резервов максимальный. Отсюда, очевидно, и тормоза с объявлением мер по поддержке бизнеса. Трудно посчитать как спланировать меры так, чтобы не обрушить бюджет в моменте.

Есть еще второй момент. Сейчас объявить о поддержке бизнеса, когда государство паровозом летит к дефолту - это мощный ход не управленца, но политика. Особенно когда дефолт можно спихнуть на действия другого политика. Довольно пикантная ситуация.
https://news.1rj.ru/str/pul_1/728

У Науседы всё будет хорошо, т.к. Евросоюз, которому "эксперты" чуть ли не констатировали смерть просто из-за того что государства закрыли внутренние границы, выпустил еврооблигации.

Если на пальцах - допустим есть облигации Германии, надежного кредитора, сильной экономики, интересные для институциональных инвесторов. И есть облигации Литвы, которые не так интересны. Поэтому надо Германии и Литве и прочим странам выпустить общие еврооблигации и поделить деньги между всеми. И Литве в таком случае перепадёт достаточно.

Встаёт конечно вопрос об их надёжности - но ответом на этот вопрос может стать политика по спасению еврозоны в прошлом. Кризис в Греции показал что ЕС не остановится не перед чем, чтобы спасти Еврозону. В прошлый раз он её спас, спасёт и в этот раз. Кто контролирует печатный станок со свободно конвертируемой валютой - тот может создавать деньги в неограниченном количестве. В Европе такой станок есть, поэтому Европа сегодня более едина в каком-то смысле, чем когда-либо. Несмотря на закрытые границы.

Поэтому разрыв между Беларусью и Литвой будет только нарастать. Если, конечно, Беларусь не перейдёт на сторону света. Уж точно ничем не хуже Северной Македонии.
Минус миллиард в ЗВР. По таким раскладам полтора года до дефолта не выходит никак. Пик платежей по внешнему долгу - июль. Если говорить о вероятностных сроках дефолта, то счёт идёт на месяцы, лето-осень в зависимости от динамики.

Особенность текущего кризиса (если говорить о Беларуси) в том что у него масса причин, которые сами по себе в "нормальной" ситуации вроде бы терпимы, но вместе создают непреодолимую волну.

Когда в декабре-январе спорили про нефть и интеграцию, уже была ясна непростая для РБ ситуации на рынке калия, и комбо этих двух проблем выглядело угрожающим. Но никто тогда не думал что будет коронавирус и мировая экономика практически встанет, спрос на все посыплется. Никто также не предполагал "многоходовочки" России по развалу ОПЕК+, что вылилось в исторически низкие цены на нефть. Никто не думал что на повестку дня встанет такой вопрос как невведение карантина.

Долги годы руководство Беларуси решению стратегических проблем предпочитало залатывание текущих дыр (это, в общем, применимо и к руководству России, и к руководству Украины). Даже когда конъюнктура благоволила. Причина проста - решать стратегические проблемы больно в моменте, это уничтожает политический рейтинг, а эффект приходит потом. Управление государством сродни управлению огромным лайнером, импульс от поворота штурвала на капитанском мостике до смены курса и скорости хода идёт достаточно долго, за это время в политическом смысле успевает смениться капитан. Решение проблемы - построение устойчивых институтов, когда смена капитана не влияет на стратегический курс в целом.

В результате в текущей ситуации абсолютно непонятно что делать. Потому что тактическими шагами ситуация принципиально неразрешима при условии сохранения текущей социально-экономической модели. А смена модели не является тактическим шагом, а несет за собой целый вал изменений, в том числе и политического характера. Но если отбросить условие сохранения модели, то ситуация разрешается очень просто: перекредитоваться. У РФ под их политические требования, либо у МВФ/ЕС/США/ВБ и т.п. под их требования.

Хорошая новость для предпочитающих вторую опцию заключается в том, что непонятно насколько все плохо в России. Данные по ЗВР России не публиковались с 20 марта, до этого публиковались каждую неделю. Сегодня 7 апреля. Данные по ФНБ есть тоже только по 1 марта. Возможно, к тому времени как руководство Беларуси созреет на любые уступки РФ, в самой России покупать лояльность потенциально дотационных соседей будет уже тупо нечем.

Либо дефолт. Сам по себе дефолт - не самое страшное. Самое страшное - это развал юридической инфраструктуры. Всю жизнь государство поддерживало избыточную занятость на госпредприятиях, в чем и есть основной смысл текущей модели. Но вал банкротств частников - это тоже безработные, и тоже на улицах. И тоже очень злые. Эти последствия придется расхлебывать долго.

Если ничего не делать и ждать что оно само рассосётся, идти на дефолт без смены власти, то есть риск получить Венесуэлу в Европе.
https://news.1rj.ru/str/belamova/4365

На наш маленький уютный канальчик пришло аналогичное предложение. Мы связались с контактом приславшего, и, под видом потенциального клиента, поспрашивали чем занимается этот персонаж. Получили ответ:

"Наша сфера - продвижение личного бренда через СМИ и соцсети. В СМИ это колонки, интервью, комментарийная активность, релизы по профильным темам. В соцсетях - ведение персональных аккаунтов (преимущественно ФБ, ВК, Инст), их поддержка агентами влияния, инициирование лайков, репосто и комментов, продвижение через посевы и прямую рекламу."

Предвыборная кампания в Беларуси стартовала. Следите внимательно за тем, кто именно будет репостить и что. Возможно, среди нас (авторов каналов) есть те кто не откажутся от предложения.
https://news.1rj.ru/str/paradachak/133

Сделка ОПЕК+ состоялась, а значит крутое пике российской экономики по плану заменяется на плавное падение. В принципе это тот сценарий, к которому готовилось высшее руководство России, накачивая резервы. Правда, падение обещает быть чуть менее плавным, чем хотелось бы. Да и сделка хрупка до чрезвычайности: слишком много сторон, слишком много независимых игроков. Стоит кому-то чуть нарушить сделку и не опустить добычу - сделка рухнет, вместе с ней полетит цена на нефть и потащит российскую экономику, которая и так слегка не в себе из-за месяца каникул.

Акцент на внешнем фокусе хорош для тучных времен, но в скудные времена обостряются другие проблемы. Конечно, виден некий вектор на продвижение определенной повестки в СМИ. Но это пока ещё не уровень "Крестных батек", 95% российского эфира забито чисто внутренней темой переживания коронавируса и экономических проблем. Сравните с работой по Украине, когда из каждого "ток-шоу" вечером фонтаном неслась зловонная жижа в сторону наших южных соседей. Пока уровень фокуса работы медиа по Беларуси ещё относительно слаб.

Конечно, это не значит что ситуация не изменится. Звоночки уже звенят. С другой стороны, пока это все выглядит как попытка нащупать почву. Ястребы привычно кукарекают про то что Беларусь надо оккупировать, но вот от лица серьёзных спикеров пока вообще никакой реакции на беларускую проблематику нет. Отсутствие резких шагов, ярких медиа залпов, внятно артикулированной стратегии показывают, что пока этой стратегии, скорее всего, нет. Неясна ситуация, непонятно на кого ставить. Нагнетаемая истерика про Лукашенко как "отыгранную карту" не соотвествует действительности. Да, его рейтинги объективно низкие, но кто смотрит на рейтинги на выборах в Беларуси? От сбоя в системе фальсификаций существует надежная страховка. Т.к. в стране есть три уровня комиссий, и чем выше уровень, тем больше контроля.

Ядром протестов в Беларуси может быть только существующая национальная оппозиция, протесты 2017 года это показали, т.к. именно оппозиционные структуры и в первую очередь независимые медиа являются тем насосом, который перекачивает народный запрос на протесты в их физическое воплощение. У национальных сил в Беларуси есть чёткая позиция по отношениям с РФ - никаких "интеграций", отношения дружеские, но не союзные, стратегический курс в Европу. Любой аналитик и политтехнолог, работающий с Беларусью, рано или поздно упрётся в то что для смены режима необходимо искать общий язык с национальными силами. Либо нужно пытаться договориться с игроками внутри режима, в надежде на его внутреннюю трансформацию. Отсюда и заметные метания - то попытки угадывать преемника, чтобы выстроить диалог с ним, то попытки выстроить тактический союз с национальными силами.

Насчёт тезиса о невозможности аналога майдана в Беларуси - тезис верен, если рассматривать майдан как длительный процесс (стояние, сцена, широкое нагнетание в медиа). Но если рассмотреть майдан по сценарию разовой акции а-ля набивший оскомину пример Румынии-89, то вероятность такого развития событий в Беларуси ненулевая. Не будет сцен, флагов, кричалок и рояля среди бочек. Будут просто быстрые и хаотические движения огромной толпы людей, настолько большой и разфокусированной что не будет силы ей противостоять, все закончится в один вечер. Это не основной на данный момент сценарий, это один из сценариев.

С другой стороны жёсткая критика Лукашенко в российских медиа и призывы "решить белорусский вопрос" силой - это лучший подарок Александру Григорьевичу. Лучше не придумать, т.к. это блокирует протестное ядро национальных сил. Никто не полезет дестабилизировать обстановку при наличии военной угрозы России. А пророссийского актива для дестабилизации под георгиевскими лентами объективно не хватит.

По сути, сейчас все стороны выжидают хода оппонента, чтобы реагировать по ситуации, т.к. ответный ход в данной ситуации даёт преимущество. Несколько месяцев ещё есть.