Почему-то распространен дурацкий миф что в 1990 у нас были условия лучше чем в Польше. Вот здесь в исследовании есть график, где мы заметно отстаем от Польши на начало 90-х: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1303070116000068
Вот сравнение ВВП по ППС (с поправкой на цены) от мирового банка: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD?locations=BY-PL
На 1990 год мы отстаем на 14%. К 1991 году уже на 7%, но затем польская экономика взмывает вверх. Наша падает до 1995, затем растет синхронно с польской, рассинхрон не в нашу пользу наступил только в 2011. Понимаете причину инертности мышления отечественных экономистов у власти?) 15 лет же мы росли также как и Польша.
Но в целом сравнивать стартовые условия Польши и РБ очень странно. У поляков внутренний рынок вчетверо больше нашего, есть свой выход к морю, более мягкий климат, а самое главное - богатый сосед, который остро испытывает потребность в дешевых рабочих руках неподалеку.
Вот сравнение ВВП по ППС (с поправкой на цены) от мирового банка: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD?locations=BY-PL
На 1990 год мы отстаем на 14%. К 1991 году уже на 7%, но затем польская экономика взмывает вверх. Наша падает до 1995, затем растет синхронно с польской, рассинхрон не в нашу пользу наступил только в 2011. Понимаете причину инертности мышления отечественных экономистов у власти?) 15 лет же мы росли также как и Польша.
Но в целом сравнивать стартовые условия Польши и РБ очень странно. У поляков внутренний рынок вчетверо больше нашего, есть свой выход к морю, более мягкий климат, а самое главное - богатый сосед, который остро испытывает потребность в дешевых рабочих руках неподалеку.
data.worldbank.org
GDP per capita, PPP (current international $) - Belarus, Poland | Data
GDP per capita, PPP (current international $) - Belarus, Poland from The World Bank: Data
Для тех кто думает что надо было все жесточайше распродать, приватизировать и на любых условиях ломиться в Европу, посмотрите на сравнение графиков ВВП Беларуси и Болгарии, которая сделала все вышеперечисленное, будучи индустриализированной страной, имея хороший климат и даже свой выход к морю, но не имея большого внутреннего рынка и соседа Германии: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD?locations=BY-BG
(Это я к тому что универсальных рецептов нет, а не к тому что реформы делать бессмысленно)
(Это я к тому что универсальных рецептов нет, а не к тому что реформы делать бессмысленно)
data.worldbank.org
GDP per capita, PPP (current international $) | Data
GDP per capita, PPP (current international $) from The World Bank: Data
Тут вот некоторые читатели спрашивают - мы за кого? За красных или за белых? За пришлый капитализм или за местный социализм?
Так вот мы за то чтобы решения такого рода как это а) принимались б) принимались не по нужде, а по разумению. Если бы у нас до сих пор газ и нефть были бы по ценам Смоленска, есть большие сомнения что кому-то были бы нужны эти предприниматели кроме самих себя. Но это не значит что надо поощрять удушение страны извне. В идеале, движение к нормальной экономике, к национальному государству, базисом которого явлется средний бизнес, должно идти вне зависимости от внешних факторов. В идеале. За сие и ратуем.
https://news.tut.by/economics/619589.html
Так вот мы за то чтобы решения такого рода как это а) принимались б) принимались не по нужде, а по разумению. Если бы у нас до сих пор газ и нефть были бы по ценам Смоленска, есть большие сомнения что кому-то были бы нужны эти предприниматели кроме самих себя. Но это не значит что надо поощрять удушение страны извне. В идеале, движение к нормальной экономике, к национальному государству, базисом которого явлется средний бизнес, должно идти вне зависимости от внешних факторов. В идеале. За сие и ратуем.
https://news.tut.by/economics/619589.html
TUT.BY
С 1 января действие самого одиозного для бизнеса указа № 488 будет прекращено
С 1 января 2019 года действие «лжепредпринимательского указа» указа № 488 будет прекращено. Об этом в парламенте заявил замглавы Минфина Дмитрий Кийко.
Заголовок: "Лукашенко пояснил запись бывшего вице-премьера о «бабле» и «телках»."
Блин, реально походу старик в интернете зависает. И это проблема.
Для поколения, которое не застало появления интернета, не понимает его внутренней культуры, мемов, механизмов распространения информации нужна специальная адаптация. И я сейчас не шучу, поскольку более младшее поколение нуждается в такой же адаптации. И в этом гениальность Дурова - он сделал Телеграм, где любой аноним может публиковать информацию, эксплуатируя привычку к доверию к печатному слову. А в сети нельзя слепо доверять словам. Мнение может быть совсем не мнением, факт может быть совсем не фактом, мем может преувеличивать фокус на проблеме.
Срочно сделать курс истории интернета в рамках программы по идеологии!! (почему по идеологии - потому что она везде преподается по многу раз).
Ну а если серьезно - похоже существуют серъезные проблемы с каналами обратной связи, либо с доверием к ним, ежели царский взор обращен в глубины фейсбуков-телеграммов. Но мы не жалуемся, нам же лучше.
Блин, реально походу старик в интернете зависает. И это проблема.
Для поколения, которое не застало появления интернета, не понимает его внутренней культуры, мемов, механизмов распространения информации нужна специальная адаптация. И я сейчас не шучу, поскольку более младшее поколение нуждается в такой же адаптации. И в этом гениальность Дурова - он сделал Телеграм, где любой аноним может публиковать информацию, эксплуатируя привычку к доверию к печатному слову. А в сети нельзя слепо доверять словам. Мнение может быть совсем не мнением, факт может быть совсем не фактом, мем может преувеличивать фокус на проблеме.
Срочно сделать курс истории интернета в рамках программы по идеологии!! (почему по идеологии - потому что она везде преподается по многу раз).
Ну а если серьезно - похоже существуют серъезные проблемы с каналами обратной связи, либо с доверием к ним, ежели царский взор обращен в глубины фейсбуков-телеграммов. Но мы не жалуемся, нам же лучше.
Нацбанк запретил выпускать валютные облигации под предлогом борьбы с долларизацией. По факту это достаточно сильный удар по рынку облигаций. Потому что рублю веры нет. В рубле нельзя планировать, нельзя строить бизнес на 5 лет вперед. Это слишком рискованно.
Да, уже три года наш курс более-менее колеблется в районе двух рублей за доллар. Да, инфляция низкая - при низком росте нельзя считать это великим достижением, но пускай так, лучше чем вбросы пустых денег. Но это слишком малый срок, нельзя форсировать решения на основе такой короткой истории. В корзине валют нацбанка слишком много российского рубля. Российский рубль подвержен колебаниям в зависимости от слишком многих факторов: нефти, санкций, решений правительства РФ. Это значит что если росрубль улетит в пропасть, то он неминуемо потянет наш рубль. Такова наша структура экспорта - мы зависимы от России.
Уход от доллара - это косвенное усиление зависимости от России. Ведь валютная выручка предприятий своим источником имеет тех, кто может эту валюту платить. А если невозможно строить предприятия чтобы работать на рынках с валютой, инвестируя в производство валюту и ведя управленческий учет в валюте, то это означает поставить свой бизнес под риски росрублевых колебаний.
Если нацбанк так сильно хочет бороться с долларизацией, я бы предложил сохранить в расчетах евро. Ведь наша торговля в основном идет не с США - если мы видим себя хоть в какой-то перспективе частью Европы, то нужно психологически заместить доллар евро, а уже потом, сохраняя свою валюту, можно аккуратно внедрять необходимые правила, не ущемляя экспортно-ориентированный бизнес. К тому же у нас есть очень хороший пример национальной евроинтегрированной валюты рядом - злотый.
Да, уже три года наш курс более-менее колеблется в районе двух рублей за доллар. Да, инфляция низкая - при низком росте нельзя считать это великим достижением, но пускай так, лучше чем вбросы пустых денег. Но это слишком малый срок, нельзя форсировать решения на основе такой короткой истории. В корзине валют нацбанка слишком много российского рубля. Российский рубль подвержен колебаниям в зависимости от слишком многих факторов: нефти, санкций, решений правительства РФ. Это значит что если росрубль улетит в пропасть, то он неминуемо потянет наш рубль. Такова наша структура экспорта - мы зависимы от России.
Уход от доллара - это косвенное усиление зависимости от России. Ведь валютная выручка предприятий своим источником имеет тех, кто может эту валюту платить. А если невозможно строить предприятия чтобы работать на рынках с валютой, инвестируя в производство валюту и ведя управленческий учет в валюте, то это означает поставить свой бизнес под риски росрублевых колебаний.
Если нацбанк так сильно хочет бороться с долларизацией, я бы предложил сохранить в расчетах евро. Ведь наша торговля в основном идет не с США - если мы видим себя хоть в какой-то перспективе частью Европы, то нужно психологически заместить доллар евро, а уже потом, сохраняя свою валюту, можно аккуратно внедрять необходимые правила, не ущемляя экспортно-ориентированный бизнес. К тому же у нас есть очень хороший пример национальной евроинтегрированной валюты рядом - злотый.
Ну вот с кем они ещё так могут себя вести? Затюканные санкциями и атакой западных и своих либеральных СМИ, с нерастущей экономикой при растущей нефти, с валом внутреннеполитических и социальных проблем, международные изгои внезапно превращаются в элегантных представителей успешной страны которые пришли на переговоры с нерадивым соседом, свысока посматривая на туземцев, решают вопросы в дипломатической игре, которая для них не сложна. Могут давать, могут не давать. Все равно приползут просить. Думают они.
Однажды сильно удивятся. Будут сами себе в грудь бить вопрошая «как так?». Ну а пока - пускай.
Однажды сильно удивятся. Будут сами себе в грудь бить вопрошая «как так?». Ну а пока - пускай.
Пошла бомбежка. "Реклама".
Порадуемся за дорвавшихся до бюджетов товарищей и улучшение их материального состояния. Поскольку эффективность таргетинга в беларуском сегменте Фейсбука на молодую аудиторию будет строго отрицательной для пользы их дела. Но им в общем то по-барабану - главное освоить и отчитаться. Так победим!
Порадуемся за дорвавшихся до бюджетов товарищей и улучшение их материального состояния. Поскольку эффективность таргетинга в беларуском сегменте Фейсбука на молодую аудиторию будет строго отрицательной для пользы их дела. Но им в общем то по-барабану - главное освоить и отчитаться. Так победим!
Конфликт РБ и РФ поднял тему беларуской проблематики в медиа соседних стран. В очередной раз медиа соседних стран доказали истину - нихрена эти медиа про жизнь в Беларуси не знают, в том числе про отношение к русским, к России и к вхождению в состав России (а ведь к этим трем вещам совершенно разное отношение).
Неудивительно - мы не кликбейтная страна, у нас ничего не происходит такого, чтобы можно было писать в прессе и снимать сюжеты, кроме, пожалуй, айтишных достижений и регулярных выборов. Ездить сюда экспертам незачем, журналистам удобнее клепать сюжеты сидя в своих офисах.
Говорят, недавно было большое полузакрытое исследование неких людей, которые опрашивали околоэлитные круги в Беларуси на тему настроений людей. Может где-то у стратегов и лежат какие-то более-менее объективные выводы по ситуации, по медиа это точно не видно. Особенно по украинским, там вообще полный трэш и мифология, за редким исключением вроде беларуса Тышкевича. Съездите в гости что-ли, соседи. Обычно когда украинец проезжает по дороге Гомель-Минск у него резко начинает что-то свербить и он начинает что-то понимать о настоящей европейскости, как-то догадываться. Аналогичное в последнее время стало случаться и с россиянами, особенно в сырных отделах продуктовых супермаркетов.
Неудивительно - мы не кликбейтная страна, у нас ничего не происходит такого, чтобы можно было писать в прессе и снимать сюжеты, кроме, пожалуй, айтишных достижений и регулярных выборов. Ездить сюда экспертам незачем, журналистам удобнее клепать сюжеты сидя в своих офисах.
Говорят, недавно было большое полузакрытое исследование неких людей, которые опрашивали околоэлитные круги в Беларуси на тему настроений людей. Может где-то у стратегов и лежат какие-то более-менее объективные выводы по ситуации, по медиа это точно не видно. Особенно по украинским, там вообще полный трэш и мифология, за редким исключением вроде беларуса Тышкевича. Съездите в гости что-ли, соседи. Обычно когда украинец проезжает по дороге Гомель-Минск у него резко начинает что-то свербить и он начинает что-то понимать о настоящей европейскости, как-то догадываться. Аналогичное в последнее время стало случаться и с россиянами, особенно в сырных отделах продуктовых супермаркетов.
В Беларуси в год выдаётся порядка 800 тысяч виз. Нехитрой математикой умножаем на 60 - имеем 48 миллионов евро.
После подписываемого «вот-вот» упрощения визы должны подешеветь до 35 евро, доходы упадут почти в половину, особенно с учетом того что упрощение по идее должно увеличить количество многократок.
В связи с этим есть два вопроса: 1) Заинтересованы ли реально консульские отделы посольств в снижении консульского сбора? 2) Заинтересованы ли они в том чтобы давать визы на существенно больший срок?
Ответ, в общем, очевиден. Это были размышления в тему отмены визы «на закупы»
После подписываемого «вот-вот» упрощения визы должны подешеветь до 35 евро, доходы упадут почти в половину, особенно с учетом того что упрощение по идее должно увеличить количество многократок.
В связи с этим есть два вопроса: 1) Заинтересованы ли реально консульские отделы посольств в снижении консульского сбора? 2) Заинтересованы ли они в том чтобы давать визы на существенно больший срок?
Ответ, в общем, очевиден. Это были размышления в тему отмены визы «на закупы»
Предлагаю посмотреть на недавние заявления Игоря Анатольевича Шуневича, министра МВД, с холодной безэмоциональной политтехнологической точки зрения, так сказать, препарировать электорально. То что глава МВД заявил о себе как о политике куда более широкого профиля, чем просто милицейский функционер - на мой взгляд, очевидно. На фоне зияющей пустоты госидеологии он наиболее яркая звезда на небосклоне околовластных спикеров на тему "какой должна быть страна".
Итак, какой он политик, Игорь Шуневич? Во-первых, он политик грамотный, грамотнее большинства беларуских политиков. Почему?
1. Он четко знает свою электоральную аудиторию и работает на неё;
2. Ему плевать на чужую аудиторию, пусть хоть желчью зальются в своем фейсбучике;
Эти два пункта к сожалению недоступны для понимания большинством беларуских политиков (теми кто себя так называет, по факту, конечно, политик у нас в стране пока один). Кругом процветает наивное стремление "понравиться всем", за исключением особых случаев, к которым мы ниже вернемся. Игорь Анатольевич очевидно и демонстративно всем нравится не стремится.
Во-вторых, Игорь Анатольевич мог бы стать довольно популярным политиком. На его электоральном поле почти никто не работает. Представим себе гипотетически его партию, какая бы у нее была бы программа?
- За традиционные ценности;
- Бизнес держать железной хваткой, чтобы не разжирели;
- Борьба с пьянством и наркоманией, здоровая нация;
- Уважение к истории;
- Строгий порядок на улицах;
Это программа довольно правой партии, даже можно сказать сильно правой в нелиберальном смысле. Знаете в чем парадокс "особых случаев" о которых писал выше? Если Игоря Анатольевича пару раз надеть в вышиванку и он прочитает стихотворение Купалы на мове, вспомнит о славных временах ВКЛ, то его электоральное поле целиком покроет электоральное поле Зенона Станиславовича Пазняка и всех его последователей. Только Пазняк - фанатик, а Шуневич - нет, и фанатиками пожертвует, а нефанатики закроют глаза на форму НКВД. Если еще пару батюшек и ксензов впишется в его партию, то свой потенциальный, как сказали бы маркетологи, SOM (реально достижимый объем рынка) покроет на 99%.
Думаете, людей которые проголосуют за такую партию мало в нашей стране? Счет бы шел на десятки процентов минимум и скорее всего, сильно бы опередил большинство ныне существующих партий. Это для Александра Григорьевича важен баланс. А для Игоря Анатольевича важно занять никем не занятую нишу, риторика которой хорошо синхронизируется с российским телевизором. И он её, можно сказать, занял. Даже если его гипотетически переведут на другую работу, его взгляды запомнят все и надолго. А там кто знает, как жизнь повернется.
Итак, какой он политик, Игорь Шуневич? Во-первых, он политик грамотный, грамотнее большинства беларуских политиков. Почему?
1. Он четко знает свою электоральную аудиторию и работает на неё;
2. Ему плевать на чужую аудиторию, пусть хоть желчью зальются в своем фейсбучике;
Эти два пункта к сожалению недоступны для понимания большинством беларуских политиков (теми кто себя так называет, по факту, конечно, политик у нас в стране пока один). Кругом процветает наивное стремление "понравиться всем", за исключением особых случаев, к которым мы ниже вернемся. Игорь Анатольевич очевидно и демонстративно всем нравится не стремится.
Во-вторых, Игорь Анатольевич мог бы стать довольно популярным политиком. На его электоральном поле почти никто не работает. Представим себе гипотетически его партию, какая бы у нее была бы программа?
- За традиционные ценности;
- Бизнес держать железной хваткой, чтобы не разжирели;
- Борьба с пьянством и наркоманией, здоровая нация;
- Уважение к истории;
- Строгий порядок на улицах;
Это программа довольно правой партии, даже можно сказать сильно правой в нелиберальном смысле. Знаете в чем парадокс "особых случаев" о которых писал выше? Если Игоря Анатольевича пару раз надеть в вышиванку и он прочитает стихотворение Купалы на мове, вспомнит о славных временах ВКЛ, то его электоральное поле целиком покроет электоральное поле Зенона Станиславовича Пазняка и всех его последователей. Только Пазняк - фанатик, а Шуневич - нет, и фанатиками пожертвует, а нефанатики закроют глаза на форму НКВД. Если еще пару батюшек и ксензов впишется в его партию, то свой потенциальный, как сказали бы маркетологи, SOM (реально достижимый объем рынка) покроет на 99%.
Думаете, людей которые проголосуют за такую партию мало в нашей стране? Счет бы шел на десятки процентов минимум и скорее всего, сильно бы опередил большинство ныне существующих партий. Это для Александра Григорьевича важен баланс. А для Игоря Анатольевича важно занять никем не занятую нишу, риторика которой хорошо синхронизируется с российским телевизором. И он её, можно сказать, занял. Даже если его гипотетически переведут на другую работу, его взгляды запомнят все и надолго. А там кто знает, как жизнь повернется.
Риски и издержки сценария поглощения Беларуси со стороны РФ
В очередной раз тема гипотетического слияния/поглощения/аннексии Республики Беларусь со стороны Российской Федерации вышла в топ обсуждаемых тем. Конечно, не всегда в нашем мире решения принимаются рационально. Тем не менее, предлагаем трезво взглянуть на происходящее и попытаться прикинуть потенциальные проблемы слияния и их масштаб, отдельно сравнивая с ситуацией в Крыму в 2014 году. В данном обзоре мы не будем оценивать целесообразность самой аннексии, которая, на наш взгляд, явно ниже чем в случае с Крымом (посвятим этому отдельный обзор).
1. Легитимизация. Международные издержки.
Единственная международно признанная возможность объединить государства, не получив в плечи санкции - прозрачный референдум, проводимый в условиях действующего суверенитета. Даже если в Крыму голосование было проведено абсолютно честно, его никто не признал, т.к. а) Голосование проводилось в условиях фактически отсуствия международно признанного суверенитета Крыма б) Без голосования остальной части Украины.
Даже если гипотетически в 2019 году такой референдум провести (честно), то по социологическим опросам вариант с объединением никак не выиграет.
Все остальное - чревато санкциями разной степени тяжести. И они будут со 100% вероятностью. Пример государства с более жестким, чем российский, уровнем санкций - Иран. Самое страшное - это нефтяное эмбарго, ну и "мелочи" вроде отключения Swift, запрет на инвестиции в госдолг США и прочие. Стратегически, увеличившись на 9,5 млн человек не очень богатой страны, Россия свое положение в мире не изменит. Но очень сильно обозлит регион и создаст очередной прецедент перекраивания границ, теперь уже систематического. Если сейчас старая Европа очень хочет закрывать глаза на украинские проблемы ради торговли с Россией, то когда русские танки станут под Белостоком и Вильнюсом (а там и до Берлина рукой подать), видение может резко измениться.
Другой вопрос, если через покрытый пылью договор о Союзном Государстве безо всякого референдума попытаться легитимизировать захват.. только здесь действует тот же нюанс что и с референдумом - беларуские элиты и народ в массе будут против.
2. Сопротивление. Издержки в области безопасности.
Допустим аннексия в какой-либо форме всё же произошла. В Крыму фактически сопротивления не было, в виду неустойчивости киевской власти, неготовности армии, её неукомплектованности. Беларуская армия, о пророссийскости которой периодически делаются вбросы, в целом может весьма попить крови при силовом варианте аннексии. А это гробы, это стрельба в буквально вчерашних братьев. В отличие от Украины, обвинить в русофобии Лукашенко будет очень сложно с медийной точки зрения. Объяснить рязанской матери откуда в Беларуси внезапно завелись бандеровцы и пристрелили её сына будет весьма непросто.
Но, допустим, с армией каким-либо образом вопрос будет утрясен. По тем же соцопросам, в Беларуси 14% готовы взяться за оружие в случае аналога крымских событий. Это совсем не крымский уровень нелояльности. Ну все таки сделаем поправку на то, что ответить на соцопрос и реально взять оружие в руки - это статистика разного порядка. Поэтому уменьшим количество реально взявших оружие в такой ситуации в 10 раз. 1,4% от 5 млн совершеннолетних непенсионеров - это 70 000 человек. Будем скептиками, уменьшим еще в 10 раз: пускай не 70 - пускай 7 тысяч. Это целая армия небольшого европейского государства. Оккупантов будут ненавидеть. Им будут жечь машины, склады, будут стрелять в спину, когда найдут оружие.
И эти люди в такой ситуации будут создавать уже внутриполитические проблемы для России, что обострит весьма непростую внутриполитическую ситуацию.
3. Социальные издержки.
В очередной раз тема гипотетического слияния/поглощения/аннексии Республики Беларусь со стороны Российской Федерации вышла в топ обсуждаемых тем. Конечно, не всегда в нашем мире решения принимаются рационально. Тем не менее, предлагаем трезво взглянуть на происходящее и попытаться прикинуть потенциальные проблемы слияния и их масштаб, отдельно сравнивая с ситуацией в Крыму в 2014 году. В данном обзоре мы не будем оценивать целесообразность самой аннексии, которая, на наш взгляд, явно ниже чем в случае с Крымом (посвятим этому отдельный обзор).
1. Легитимизация. Международные издержки.
Единственная международно признанная возможность объединить государства, не получив в плечи санкции - прозрачный референдум, проводимый в условиях действующего суверенитета. Даже если в Крыму голосование было проведено абсолютно честно, его никто не признал, т.к. а) Голосование проводилось в условиях фактически отсуствия международно признанного суверенитета Крыма б) Без голосования остальной части Украины.
Даже если гипотетически в 2019 году такой референдум провести (честно), то по социологическим опросам вариант с объединением никак не выиграет.
Все остальное - чревато санкциями разной степени тяжести. И они будут со 100% вероятностью. Пример государства с более жестким, чем российский, уровнем санкций - Иран. Самое страшное - это нефтяное эмбарго, ну и "мелочи" вроде отключения Swift, запрет на инвестиции в госдолг США и прочие. Стратегически, увеличившись на 9,5 млн человек не очень богатой страны, Россия свое положение в мире не изменит. Но очень сильно обозлит регион и создаст очередной прецедент перекраивания границ, теперь уже систематического. Если сейчас старая Европа очень хочет закрывать глаза на украинские проблемы ради торговли с Россией, то когда русские танки станут под Белостоком и Вильнюсом (а там и до Берлина рукой подать), видение может резко измениться.
Другой вопрос, если через покрытый пылью договор о Союзном Государстве безо всякого референдума попытаться легитимизировать захват.. только здесь действует тот же нюанс что и с референдумом - беларуские элиты и народ в массе будут против.
2. Сопротивление. Издержки в области безопасности.
Допустим аннексия в какой-либо форме всё же произошла. В Крыму фактически сопротивления не было, в виду неустойчивости киевской власти, неготовности армии, её неукомплектованности. Беларуская армия, о пророссийскости которой периодически делаются вбросы, в целом может весьма попить крови при силовом варианте аннексии. А это гробы, это стрельба в буквально вчерашних братьев. В отличие от Украины, обвинить в русофобии Лукашенко будет очень сложно с медийной точки зрения. Объяснить рязанской матери откуда в Беларуси внезапно завелись бандеровцы и пристрелили её сына будет весьма непросто.
Но, допустим, с армией каким-либо образом вопрос будет утрясен. По тем же соцопросам, в Беларуси 14% готовы взяться за оружие в случае аналога крымских событий. Это совсем не крымский уровень нелояльности. Ну все таки сделаем поправку на то, что ответить на соцопрос и реально взять оружие в руки - это статистика разного порядка. Поэтому уменьшим количество реально взявших оружие в такой ситуации в 10 раз. 1,4% от 5 млн совершеннолетних непенсионеров - это 70 000 человек. Будем скептиками, уменьшим еще в 10 раз: пускай не 70 - пускай 7 тысяч. Это целая армия небольшого европейского государства. Оккупантов будут ненавидеть. Им будут жечь машины, склады, будут стрелять в спину, когда найдут оружие.
И эти люди в такой ситуации будут создавать уже внутриполитические проблемы для России, что обострит весьма непростую внутриполитическую ситуацию.
3. Социальные издержки.
Беларусь в 5 раз больше Крыма и в 8 раз больше Чечни по населению. Можно конечно утверждать, что в Беларуси есть своя экономика и она частично зарабатывает на российский уровень пенсий и зарплат военным. Но, во-первых, в России пенсии все же выше, а значит разницу придется покрывать. Во-вторых, при встраивании в российскую дотационную систему, у местных властей совершенно пропадет мотивация заниматься собственной экономикой и появится мотивация усиленно доить центр под предлогом повышения лояльности населения, что в общем и происходит и в Чечне и в Крыму. Но Беларусь, повторюсь, это 8 раз Чечня и 5 раз Крым. Беларусь станет гарантированно черной дырой для российского бюджета, ещё и нелояльной и под санкциями, аналогичными крымским.
4. Менталитет беларусов. Стратегические издержки.
Для беларуса любая власть исторически чужая. Но 28 лет независимости сделали свое дело - процесс нацбилдинга пошел. И процесс этот остро нуждается в своих героях. А ничего лучшего, чем оккупация, для этого процесса придумать невозможно. Ведь каждый знает, что если он сжег машину оккупанту, ушел в лес или подполье - он стал героем нарождающейся нации. Это мощный эгрегор, и он будет подкряпляться извне. Зенон Станиславович вообще в своих многочисленных, но малолюдных Нью-Йоркских лекциях не раз заявлял, что оккупация Россией это в общем неплохой вариант построения правильной, годной беларуской нации из поколения антимоскальских партизан.
Когда Россия заваривала кашу с Украиной - она явно не представляла себе эффекта волнообразного роста украинского национализма, который на долгие годы пропитал все украинское общество. Разные аналитики носили в Кремль бумажки, где писали что вот мол, здесь и здесь по статистике столько-то людей поддерживают Россию, и в принципе, нужно только бандеровцев выгнать из Киева, а так все не против России будут. По факту оказалось что теперь идеологию украинского государства как антироссийского разделяют 90% украинского истеблишмента, вместо прежних 50%. Пойдет ли Кремль на то же самое, но в Беларуси? Получит новую Польшу в своем составе, которая убежит при малейшей возможности, но будет ненавидеть русских уже навсегда после этого. Теперь уже у россиян есть близкий опыт исторической памяти.
5. Выводы.
Внутренние и внешние издержки в любом виде объединения России и Беларуси для России будут колоссальными. Мы не знаем на что готовы пойти в Кремле, но вместе с тем однозначный факт что в нынешнем виде, в сегодняшнем состоянии аннексия будет стоить России очень дорого. И единственной разумной стратегией в таком случае является следующая:
1) Откусывать суверенитет по маленьким кусочкам;
2) Очень много обещать за отказ от суверенитета (обещать - не жениться);
3) Врубить каналы пропаганды на максимум для изменения общественного мнения, чтобы однажды, когда народ уже будет лоялен, а государство сильно потеряет в независимости, решить вопрос с присоединением. Полагаю, контрольная точка - 2024.
Как видим по итогам 2018 года, все три пункта этой стратегии с разной степенью успешности реализуются. В то же время, с точки зрения издержек России на данный момент, явных поводов для паники беларусам "нас всех завтра захватят" не наблюдается. И не факт, что стратегия в целом придет к какому-либо успеху.
4. Менталитет беларусов. Стратегические издержки.
Для беларуса любая власть исторически чужая. Но 28 лет независимости сделали свое дело - процесс нацбилдинга пошел. И процесс этот остро нуждается в своих героях. А ничего лучшего, чем оккупация, для этого процесса придумать невозможно. Ведь каждый знает, что если он сжег машину оккупанту, ушел в лес или подполье - он стал героем нарождающейся нации. Это мощный эгрегор, и он будет подкряпляться извне. Зенон Станиславович вообще в своих многочисленных, но малолюдных Нью-Йоркских лекциях не раз заявлял, что оккупация Россией это в общем неплохой вариант построения правильной, годной беларуской нации из поколения антимоскальских партизан.
Когда Россия заваривала кашу с Украиной - она явно не представляла себе эффекта волнообразного роста украинского национализма, который на долгие годы пропитал все украинское общество. Разные аналитики носили в Кремль бумажки, где писали что вот мол, здесь и здесь по статистике столько-то людей поддерживают Россию, и в принципе, нужно только бандеровцев выгнать из Киева, а так все не против России будут. По факту оказалось что теперь идеологию украинского государства как антироссийского разделяют 90% украинского истеблишмента, вместо прежних 50%. Пойдет ли Кремль на то же самое, но в Беларуси? Получит новую Польшу в своем составе, которая убежит при малейшей возможности, но будет ненавидеть русских уже навсегда после этого. Теперь уже у россиян есть близкий опыт исторической памяти.
5. Выводы.
Внутренние и внешние издержки в любом виде объединения России и Беларуси для России будут колоссальными. Мы не знаем на что готовы пойти в Кремле, но вместе с тем однозначный факт что в нынешнем виде, в сегодняшнем состоянии аннексия будет стоить России очень дорого. И единственной разумной стратегией в таком случае является следующая:
1) Откусывать суверенитет по маленьким кусочкам;
2) Очень много обещать за отказ от суверенитета (обещать - не жениться);
3) Врубить каналы пропаганды на максимум для изменения общественного мнения, чтобы однажды, когда народ уже будет лоялен, а государство сильно потеряет в независимости, решить вопрос с присоединением. Полагаю, контрольная точка - 2024.
Как видим по итогам 2018 года, все три пункта этой стратегии с разной степенью успешности реализуются. В то же время, с точки зрения издержек России на данный момент, явных поводов для паники беларусам "нас всех завтра захватят" не наблюдается. И не факт, что стратегия в целом придет к какому-либо успеху.
Никакой катастрофы не будет, если не договорятся. Будет плохо, но катастрофы не будет.
Карты на стол - рассмотрим вариант крайней точки эскалации конфликта РФ-РБ, не такой крайний когда уже стволы перезаряжают, но крайний всмысле политического и экономического разрыва.
Чем может зажать Россия - понятно: влупить максимальные цены при котором будет все еще выгодна нереверсная покупка газа, Путин называл эту цену - порядка 200 долларов, может больше. Это некритично, если убрать перекрестное субсидирование это ударит по коммуналке и бюджету, а предприятия вытянут. Куда хуже для того же бюджета будут мировые цены на нефть и блок на беларускую молочку, это серьезно ударит по нашему с/х. Будет плохо, просядет экспорт, но это все и так ждет в конце "маневра", если он не будет компенсирован. Также просядет машиностроение, ориентированное на экспорт в РФ. В таком варианте неминуема девальвация - но это меньшее из зол.
Чем может ответить Беларусь? Во-первых, взвинтить цены на транзит газа. Да и помешать физически транзиту - конечно, магистральные газопроводы принадлежат Газпрому, но мы же знаем о праве собственности "по-беларуски", когда очень надо, то все можно. Во-вторых, поднять вопрос о присутствии стратегических военных объектов на территории Беларуси. Сами по себе военные объекты сейчас - это не козырь Москвы, а козырь Минска, т.к. в военном отношении для Беларуси угрозы не представляют, а дыру в обороне РФ при отключении вполне могут создать. В-третьих, и главное: внешний долг. Сейчас Беларуси приходится просить у России рефинансировать долг каждый год, из-за чего в том числе и идет этот весь этот сыр-бор. Но если отношения накалятся - то всплывет вариант живительного дефолта в отношении одного из кредиторов. Учитывая платежи по кредиту за АЭС это десятки миллиардов долларов, которые рискуют сгореть.
Всевозможные варианты которые условно можно назвать "НАТО под Смоленском" мы не будем учитывать, т.к. это не вопрос двусторонних отношений РБ и РФ, но тем не менее безусловно какие-то резкие шаги в этом направлении будут сделаны. Ну и самое плохое для России - балто-черноморский пояс изоляции окончательно сформируется. Пока недостроен второй Северный Поток, политическое объединение жестко конфликтующих с Россией транзитеров может очень сильно ударить по экономике самой России.
В общем, крайняя степень конфликта не выгодна никому, обоюдные потери будут весьма жесткими. А значит будут договариваться. Возможно, даже и придут в эту точку - но медленно и постепенно, чтобы Беларусь адаптировалась и перенаправила экспортные потоки, переориентировала экономику, провела реформы, и чтобы Россия достроила всю необходимую инфраструктуру, нарастила производство молочки, чтобы совсем не зависеть от Беларуси, при этом не удушивая Беларусь совсем в виду необходимости получать долги. А там уже куда кривая политической игры выведет со своими черными лебедями.
Карты на стол - рассмотрим вариант крайней точки эскалации конфликта РФ-РБ, не такой крайний когда уже стволы перезаряжают, но крайний всмысле политического и экономического разрыва.
Чем может зажать Россия - понятно: влупить максимальные цены при котором будет все еще выгодна нереверсная покупка газа, Путин называл эту цену - порядка 200 долларов, может больше. Это некритично, если убрать перекрестное субсидирование это ударит по коммуналке и бюджету, а предприятия вытянут. Куда хуже для того же бюджета будут мировые цены на нефть и блок на беларускую молочку, это серьезно ударит по нашему с/х. Будет плохо, просядет экспорт, но это все и так ждет в конце "маневра", если он не будет компенсирован. Также просядет машиностроение, ориентированное на экспорт в РФ. В таком варианте неминуема девальвация - но это меньшее из зол.
Чем может ответить Беларусь? Во-первых, взвинтить цены на транзит газа. Да и помешать физически транзиту - конечно, магистральные газопроводы принадлежат Газпрому, но мы же знаем о праве собственности "по-беларуски", когда очень надо, то все можно. Во-вторых, поднять вопрос о присутствии стратегических военных объектов на территории Беларуси. Сами по себе военные объекты сейчас - это не козырь Москвы, а козырь Минска, т.к. в военном отношении для Беларуси угрозы не представляют, а дыру в обороне РФ при отключении вполне могут создать. В-третьих, и главное: внешний долг. Сейчас Беларуси приходится просить у России рефинансировать долг каждый год, из-за чего в том числе и идет этот весь этот сыр-бор. Но если отношения накалятся - то всплывет вариант живительного дефолта в отношении одного из кредиторов. Учитывая платежи по кредиту за АЭС это десятки миллиардов долларов, которые рискуют сгореть.
Всевозможные варианты которые условно можно назвать "НАТО под Смоленском" мы не будем учитывать, т.к. это не вопрос двусторонних отношений РБ и РФ, но тем не менее безусловно какие-то резкие шаги в этом направлении будут сделаны. Ну и самое плохое для России - балто-черноморский пояс изоляции окончательно сформируется. Пока недостроен второй Северный Поток, политическое объединение жестко конфликтующих с Россией транзитеров может очень сильно ударить по экономике самой России.
В общем, крайняя степень конфликта не выгодна никому, обоюдные потери будут весьма жесткими. А значит будут договариваться. Возможно, даже и придут в эту точку - но медленно и постепенно, чтобы Беларусь адаптировалась и перенаправила экспортные потоки, переориентировала экономику, провела реформы, и чтобы Россия достроила всю необходимую инфраструктуру, нарастила производство молочки, чтобы совсем не зависеть от Беларуси, при этом не удушивая Беларусь совсем в виду необходимости получать долги. А там уже куда кривая политической игры выведет со своими черными лебедями.
Всех читателей канала с Новым 2019 Годом! Он обещает быть очень интересным.
Начало года порадовало нас пилотным проектом по налоговым льготам в районах, на примере Оршанского. Не сказать что конкретно в Оршанском совсем все плохо, это неплохой промышленный центр, расположенный на крупном ж/д узле и возле трассы М1, но всем в Беларуси понятны причины почему в качестве пилота был выбран именно он. Но мне кажется ключевым фактором стало даже не то, что это места боевой юности Александра Григорьевича, и даже не то что именно Орша наряду с Борисовдревом стала символом проваленной командной модернизации, породившей петлю долгов и массу проблем.
Так что же с льготами? Льготы интересные: для малого бизнеса льготы по ФСЗН и УСН, фактически для старта практически налоговые каникулы пока не выйдешь на более-менее крупный оборот. Для среднего и крупного - мораторий на проверки, либерализм в вопросах стройки. Прописано также требование "минимизации посадок в СИЗО", посмотрим как оно будет приведено в действие по факту, это очень непростой клубок. Но в целом, на мой взгляд, учитывая месторасположение Оршанского района, этот проект нацелен всецело на потенциальную релокацию бизнесов из России. Каждый год отток капитала и людей из России колоссален - если Беларуси удастся немножко к нему припасть, то не нужно будет никакой нефти. Это понимание существует - приезжай, строй, торгуй с Россией в рамках ЕАЭС без пошлин, имей доступ к логистике, плати минимальные налоги.
Для красоты схемы и более надежной и уверенной её работы Беларуси не хватает только членства в ВТО, но здесь, полагаю, решение вопроса не за горами.
Подводные камни я вижу в полномочиях местных властей, для которых любая ломка сложившегося уклада - это ломка их собственных схем. Но Орша будет точно под колпаком у Мюллера, вряд ли там будет какой-то беспредел с незапланированными проверками, наездами и т.п.. А вот при масштабировании опыта могут возникнуть системные проблемы.
Также серьезно нужно задуматься Мингорисполкому - если половина бизнеса побежит перерегистрироваться на районы за льготами и платить налоги там, то бюджет города рискует быть подорван.
Так что же с льготами? Льготы интересные: для малого бизнеса льготы по ФСЗН и УСН, фактически для старта практически налоговые каникулы пока не выйдешь на более-менее крупный оборот. Для среднего и крупного - мораторий на проверки, либерализм в вопросах стройки. Прописано также требование "минимизации посадок в СИЗО", посмотрим как оно будет приведено в действие по факту, это очень непростой клубок. Но в целом, на мой взгляд, учитывая месторасположение Оршанского района, этот проект нацелен всецело на потенциальную релокацию бизнесов из России. Каждый год отток капитала и людей из России колоссален - если Беларуси удастся немножко к нему припасть, то не нужно будет никакой нефти. Это понимание существует - приезжай, строй, торгуй с Россией в рамках ЕАЭС без пошлин, имей доступ к логистике, плати минимальные налоги.
Для красоты схемы и более надежной и уверенной её работы Беларуси не хватает только членства в ВТО, но здесь, полагаю, решение вопроса не за горами.
Подводные камни я вижу в полномочиях местных властей, для которых любая ломка сложившегося уклада - это ломка их собственных схем. Но Орша будет точно под колпаком у Мюллера, вряд ли там будет какой-то беспредел с незапланированными проверками, наездами и т.п.. А вот при масштабировании опыта могут возникнуть системные проблемы.
Также серьезно нужно задуматься Мингорисполкому - если половина бизнеса побежит перерегистрироваться на районы за льготами и платить налоги там, то бюджет города рискует быть подорван.
Читатели пишут - "но есть же уже куча льгот? Есть СЭЗы которым двадцать с бородой лет, есть Великий Камень, куда еще?"
Поясняю: ценник входа проекта в вышеупомянутые режимы очень большой и, как правило, там ждут производственные проекты. Как-то со знакомыми топ-менеджерами из разных сфер на заре "Великого Камня" мы сели брейнстормить идеи производственных проектов с ценником инвестиций от нескольких десятков миллионов и стабильно рентабельные - такие были входные требования. Мы очень быстро нагенерировали кучу идей, каждый из свой области: логистика, с/х, IT, R&D, стройка и т.п. И было очень сложно придумать производство. Пример производства - Джили. Никто бы не хотел построить себе Джили с туманными перспективами рынка сбыта и слабым объемом, невозможностью в итоге конкурировать по цене.
И это в целом укладывается в мировой тренд деиндустриализации. Доля производства в мировом ВВП падает. Но это все лирика.
"Оршанские" льготы как раз привлекательны в том числе и для "мелочи". Льготы по УСН, по ФСЗН - это наиболее чувствительно именно для малого бизнеса. В пресс-релизе об Указе ничего не написано про целевое назначение предприятий - хоть офис, хоть завод, хоть гостиница. Будем ждать окончательного текста. Бизнес сам решит что лучше делать.
Поясняю: ценник входа проекта в вышеупомянутые режимы очень большой и, как правило, там ждут производственные проекты. Как-то со знакомыми топ-менеджерами из разных сфер на заре "Великого Камня" мы сели брейнстормить идеи производственных проектов с ценником инвестиций от нескольких десятков миллионов и стабильно рентабельные - такие были входные требования. Мы очень быстро нагенерировали кучу идей, каждый из свой области: логистика, с/х, IT, R&D, стройка и т.п. И было очень сложно придумать производство. Пример производства - Джили. Никто бы не хотел построить себе Джили с туманными перспективами рынка сбыта и слабым объемом, невозможностью в итоге конкурировать по цене.
И это в целом укладывается в мировой тренд деиндустриализации. Доля производства в мировом ВВП падает. Но это все лирика.
"Оршанские" льготы как раз привлекательны в том числе и для "мелочи". Льготы по УСН, по ФСЗН - это наиболее чувствительно именно для малого бизнеса. В пресс-релизе об Указе ничего не написано про целевое назначение предприятий - хоть офис, хоть завод, хоть гостиница. Будем ждать окончательного текста. Бизнес сам решит что лучше делать.
Отгремели новогодние праздники и беларуский президент решил собрать совещание и через прессу рассказать об итогах переговоров с российским коллегой.
В двух словах - будет медленный "развод", степень цивилизованности которого будет зависеть от многих факторов. Но для начала движения принципиально таки решить вопрос с нефтью и маневром.
Что будет делать Беларусь с замещением доходов на днях сказал министр финансов РБ - занимать ещё. Поскольку, ожидаемо, Россия в долг давать перестанет, в связи с ростом долга ставки по бондам могут подскочить, Беларусь остро нуждается в кредитном рефинансировании по низким ставкам. Значит будем слушаться МВФ со всеми вытекающими. Вопрос только до или после выборов. В принципе, этот год можно протянуть относительно спокойно за счет небольшой бюджетной консолидации, если Россия не подкинет сюрпризов (а может).
С дорогой нефтью два незагруженных НПЗ становятся обузой, один из них скорее всего придется продавать России, это будет подаваться как уступка. Скорее всего Мозырский, в нем миноритарная доля и так уже под контролем российской компании. Критично сохранить хотя бы один НПЗ - нужно делать топливо себе и своей армии. Возможно поэтому зашел разговор о загрузке Новополоцка через балтийские порты. Также есть вариант продать оба НПЗ и построить третий себе, маленький и современный в максимально удобном месте для всех возможных вариантов поставок. Деньги, вырученные от продажи НПЗ могут также покрыть часть потерь по налоговому маневру.
Впереди Беларусь ждут непростые времена, но они бы рано или поздно наступили.
В двух словах - будет медленный "развод", степень цивилизованности которого будет зависеть от многих факторов. Но для начала движения принципиально таки решить вопрос с нефтью и маневром.
Что будет делать Беларусь с замещением доходов на днях сказал министр финансов РБ - занимать ещё. Поскольку, ожидаемо, Россия в долг давать перестанет, в связи с ростом долга ставки по бондам могут подскочить, Беларусь остро нуждается в кредитном рефинансировании по низким ставкам. Значит будем слушаться МВФ со всеми вытекающими. Вопрос только до или после выборов. В принципе, этот год можно протянуть относительно спокойно за счет небольшой бюджетной консолидации, если Россия не подкинет сюрпризов (а может).
С дорогой нефтью два незагруженных НПЗ становятся обузой, один из них скорее всего придется продавать России, это будет подаваться как уступка. Скорее всего Мозырский, в нем миноритарная доля и так уже под контролем российской компании. Критично сохранить хотя бы один НПЗ - нужно делать топливо себе и своей армии. Возможно поэтому зашел разговор о загрузке Новополоцка через балтийские порты. Также есть вариант продать оба НПЗ и построить третий себе, маленький и современный в максимально удобном месте для всех возможных вариантов поставок. Деньги, вырученные от продажи НПЗ могут также покрыть часть потерь по налоговому маневру.
Впереди Беларусь ждут непростые времена, но они бы рано или поздно наступили.
А зачем России собственно поглощать Беларусь? Выше мы рассматривали риски поглощения. Теперь попробуем рассмотреть потенциальные мотивы.
1. Угарно-патриотические/переконфигурационные. Собираем земли, воссоединяемся и т.п. под эту дудку переформатируется государство и Путин вечный президент. На наш взгляд, этот мотив слабый: для политического руководства России территория сама по себе не является ценностью, что демонстрируют нынешние разговоры о передаче Курил, передача земли Китаю и т.п.. Более того, в отличие от Крыма, независимость Беларуси не воспринимается среди населения России как несправедливость в отношении самой России. "За Севастополь ответите" говорил герой Сухорукова в фильме 1999 года "Брат-2", расстреливая украинского авторитета в туалете чикагского ресторана. Крым "болел" у россиян уже тогда, даже еще раньше, с момента распада СССР. Беларусь так не "болит", учитывая неоднозначное отношение к возможному слиянию внутри самой Беларуси, пропагандистский эффект может выйти совсем не таким, какой был после Крыма.
Что касается транзита путинской власти - весь вопрос в рисках. Поменять Конституцию, как показывает беларуский опыт, можно и без всяких хитроумных высокорисковых комбинаций.
2. Военные. Тут все просто - никто на западном направлении с Россией воевать не собирается, Россия тоже ни с кем воевать не собирается. Почему важен Крым? Это "непотопляемый авианосец", это база черноморского флота, если бы договор о базе не продлили - второй такой базы просто нет, Новороссийск не в состоянии обслуживать весь флот. Это логистический узел на Юг России: Кавказ, Турцию. Это там бегают бородачи по лесам и взрывают всё подряд, это там рукой подать до Сирии-матушки. Там и есть угроза и опасность. Словом, очень больно было бы потерять эту базу россиянам, во многом поэтому Крым стал "наш", а Донецк, например, не стал.
Беларусь как база для атаки на Украину? Через Клинцы на Чернигов до Киева 120 км, один танковый бросок. А в пойме Припяти особо не навоюешься, особенно в демисезон. Да и западная Украина, по-видимому, исходя из деклараций кондовых российских имперцев не интересна даже им.
В военном отношении даже самый страшный кошмар - истребитель НАТО под Смоленском, в принципе, не поменяет кардинально ситуацию, учитывая что он уже стоит под Псковом и в любой момент может стать под Харьковом.
3. Транзитные. Все равно дальше Польша - поэтому стратегическая ценность Беларуси как транзитера для России обречена падать со временем. Вот недавно уже сделали газонезависимым Калининград, а с постройкой второго "Северного потока" ценность сухопутных транзитеров упадет еще на порядок. Нет смысла воевать за трубу в Беларуси, учитывая что эта труба не идет напрямую до Германии.
4. Экономические активы. А что собственно, здесь есть интересного? НПЗ, химпромышленность и калий, молочка. Про НПЗ писали выше - скорее всего их продадут полностью либо частично. Калий уже копает Гуцериев, да и у старого "друга" Керимова сейчас не лучшие времена и не лучшие позиции, чтобы воевать с Беларусью ради его бизнеса. Все остальное - для России это мелочь, представляющая интерес для отдельных игроков, но не представляющая интересов стратегически. Опять же, скупить можно все и без всякого слияния и поглощения государств.
Словом, трудно найти стопроцентно веские причины поглощать Беларусь со стороны России. Хотя, возможно, Россия была бы и не против, если бы Беларусь досталась ей дешево, как бы сама упала в руки. А что стоит дешевле всего, дешевле нефти и газа, дешевле миллиардных кредитов? Пропаганда, психологическое давление, накрутка, пропихивание повестки, нагнетание истерики. И попытки говорить о гарантиях беларускому руководству, которые обречены на неудачу, поскольку руководство прекрасно знает правило что гарантировать что-то в этом бренном мире может лишь страховой полис. Собственно, сие и имеем ныне.
1. Угарно-патриотические/переконфигурационные. Собираем земли, воссоединяемся и т.п. под эту дудку переформатируется государство и Путин вечный президент. На наш взгляд, этот мотив слабый: для политического руководства России территория сама по себе не является ценностью, что демонстрируют нынешние разговоры о передаче Курил, передача земли Китаю и т.п.. Более того, в отличие от Крыма, независимость Беларуси не воспринимается среди населения России как несправедливость в отношении самой России. "За Севастополь ответите" говорил герой Сухорукова в фильме 1999 года "Брат-2", расстреливая украинского авторитета в туалете чикагского ресторана. Крым "болел" у россиян уже тогда, даже еще раньше, с момента распада СССР. Беларусь так не "болит", учитывая неоднозначное отношение к возможному слиянию внутри самой Беларуси, пропагандистский эффект может выйти совсем не таким, какой был после Крыма.
Что касается транзита путинской власти - весь вопрос в рисках. Поменять Конституцию, как показывает беларуский опыт, можно и без всяких хитроумных высокорисковых комбинаций.
2. Военные. Тут все просто - никто на западном направлении с Россией воевать не собирается, Россия тоже ни с кем воевать не собирается. Почему важен Крым? Это "непотопляемый авианосец", это база черноморского флота, если бы договор о базе не продлили - второй такой базы просто нет, Новороссийск не в состоянии обслуживать весь флот. Это логистический узел на Юг России: Кавказ, Турцию. Это там бегают бородачи по лесам и взрывают всё подряд, это там рукой подать до Сирии-матушки. Там и есть угроза и опасность. Словом, очень больно было бы потерять эту базу россиянам, во многом поэтому Крым стал "наш", а Донецк, например, не стал.
Беларусь как база для атаки на Украину? Через Клинцы на Чернигов до Киева 120 км, один танковый бросок. А в пойме Припяти особо не навоюешься, особенно в демисезон. Да и западная Украина, по-видимому, исходя из деклараций кондовых российских имперцев не интересна даже им.
В военном отношении даже самый страшный кошмар - истребитель НАТО под Смоленском, в принципе, не поменяет кардинально ситуацию, учитывая что он уже стоит под Псковом и в любой момент может стать под Харьковом.
3. Транзитные. Все равно дальше Польша - поэтому стратегическая ценность Беларуси как транзитера для России обречена падать со временем. Вот недавно уже сделали газонезависимым Калининград, а с постройкой второго "Северного потока" ценность сухопутных транзитеров упадет еще на порядок. Нет смысла воевать за трубу в Беларуси, учитывая что эта труба не идет напрямую до Германии.
4. Экономические активы. А что собственно, здесь есть интересного? НПЗ, химпромышленность и калий, молочка. Про НПЗ писали выше - скорее всего их продадут полностью либо частично. Калий уже копает Гуцериев, да и у старого "друга" Керимова сейчас не лучшие времена и не лучшие позиции, чтобы воевать с Беларусью ради его бизнеса. Все остальное - для России это мелочь, представляющая интерес для отдельных игроков, но не представляющая интересов стратегически. Опять же, скупить можно все и без всякого слияния и поглощения государств.
Словом, трудно найти стопроцентно веские причины поглощать Беларусь со стороны России. Хотя, возможно, Россия была бы и не против, если бы Беларусь досталась ей дешево, как бы сама упала в руки. А что стоит дешевле всего, дешевле нефти и газа, дешевле миллиардных кредитов? Пропаганда, психологическое давление, накрутка, пропихивание повестки, нагнетание истерики. И попытки говорить о гарантиях беларускому руководству, которые обречены на неудачу, поскольку руководство прекрасно знает правило что гарантировать что-то в этом бренном мире может лишь страховой полис. Собственно, сие и имеем ныне.
Тем временем, у российских телеграм каналов новый объект для атаки - митрополит Павел. Чуть ли не завтра обещают ему отставку по причине недостаточного укоренения здесь и неумения найти общий язык со светскими властями. И взамен обещают прислать кого-нибудь жесткого, который точно сможет навести порядок железной рукой.
Во-первых, телеграм - это всего лишь психологическое давление, вброс повестки, никаких разговоров об отставке даже может и не было (но теперь будут - так работает телеграм). Во-вторых, очень интересна мотивировка вкупе с кандидатурами. Те силы, которые генерируют эти списки либо а) не понимают что задача нахождения общего языка и укрепления авторитета этими людьми не решается, а напротив, жестко усугубляется; б) работают на конфронтацию.
Религиозная, языковая конфронтации в жесткой форме это смерть для беларуского общества. Если одни беларусы будут "настоящими", а другие - недобеларусами, то это разорвет нашу страну в клочья. Это очень чутко всегда понимал Лукашенко, поэтому религиозные и языковые вопросы всегда решались в максимально мягкой форме.
Но все же, вероятнее что имеет место первый пункт - глупое заблуждение будто человек, не легитимный в глазах самих беларусов, может что-то решать в Беларуси. И где тот сильный посол, гроза врагов России, спецпредставитель с прямым выходом на Путина? Да в общем пока нигде. Его как будто бы и нет. Какой бы сильный не был человек, но в отсуствие поддержки на местах он обречен на пустые телодвижения. В случае с дипломатами поддержку на местах можно обеспечить компетентным пониманием ситуации, уважением к культуре и подчеркнутым уважением к независимости и самобытности вверенного народа. В случае с предстоятелем Церкви - в идеале только выборность предстоятеля самим клиром, иначе кого бы не прислали, каким бы хорошим парнем не был, а всегда будет здесь чужим.
А пока - блаженны миротворцы. Тебя лупят из пушек националисты за то что ты слишком имперец (на самом деле за то что ты просто не очень хороший оратор и допускаешь косяки в речи), а кто-то из своих лупит тебя за то что ты недостаточно имперец. А на самом деле ты просто уставший, не умеющий в интриги человек в другой стране в моменте когда эта страна конфликтует с твоей родиной. Это в Рязани было просто - там враги, тут свои. В Минске все совсем не так, пожелаем душевного здоровья владыке.
Во-первых, телеграм - это всего лишь психологическое давление, вброс повестки, никаких разговоров об отставке даже может и не было (но теперь будут - так работает телеграм). Во-вторых, очень интересна мотивировка вкупе с кандидатурами. Те силы, которые генерируют эти списки либо а) не понимают что задача нахождения общего языка и укрепления авторитета этими людьми не решается, а напротив, жестко усугубляется; б) работают на конфронтацию.
Религиозная, языковая конфронтации в жесткой форме это смерть для беларуского общества. Если одни беларусы будут "настоящими", а другие - недобеларусами, то это разорвет нашу страну в клочья. Это очень чутко всегда понимал Лукашенко, поэтому религиозные и языковые вопросы всегда решались в максимально мягкой форме.
Но все же, вероятнее что имеет место первый пункт - глупое заблуждение будто человек, не легитимный в глазах самих беларусов, может что-то решать в Беларуси. И где тот сильный посол, гроза врагов России, спецпредставитель с прямым выходом на Путина? Да в общем пока нигде. Его как будто бы и нет. Какой бы сильный не был человек, но в отсуствие поддержки на местах он обречен на пустые телодвижения. В случае с дипломатами поддержку на местах можно обеспечить компетентным пониманием ситуации, уважением к культуре и подчеркнутым уважением к независимости и самобытности вверенного народа. В случае с предстоятелем Церкви - в идеале только выборность предстоятеля самим клиром, иначе кого бы не прислали, каким бы хорошим парнем не был, а всегда будет здесь чужим.
А пока - блаженны миротворцы. Тебя лупят из пушек националисты за то что ты слишком имперец (на самом деле за то что ты просто не очень хороший оратор и допускаешь косяки в речи), а кто-то из своих лупит тебя за то что ты недостаточно имперец. А на самом деле ты просто уставший, не умеющий в интриги человек в другой стране в моменте когда эта страна конфликтует с твоей родиной. Это в Рязани было просто - там враги, тут свои. В Минске все совсем не так, пожелаем душевного здоровья владыке.
Вот и вылазит боком то, что труднее всего исправить.
Можно дать льготы, подписывать декреты, собирать предпринимательские советы, назначать самого прогрессивного вице-премьера, словом на всех парах идти к обществу атлантов, расправивших плечи.
Но все может быть перечеркнуто напрочь одним местным князьком, который мыслит в парадигме "государственное = моё". В случае Дмитрия это стройка, стройка это источник бесконечной ренты в виде воровства, откатов, раздутия смет и т.п. Значительные акционеры, которые могут начать задавать вопросы, а еще и претендуют на дивиденды - крайне неудобные персонажи. Поэтому легким движением руки капитал Дмитрия превратился в тыкву.
Но сегодня уж не те времена, когда можно было вытворять любые фокусы, зная что экономика все равно будет давать свои 8% роста в год. Сегодня Беларусь или станет страной предпринимателей, инвесторов, финансистов, стартаперов или Беларуси как государства рано или поздно не станет, со всем её руководством, включая и этих князьков с их отстроенными детям пятнадцатью квартирами. Поэтому сегодня мы все - Дмитрий. Жаждем показательного наказания виновных.
Можно дать льготы, подписывать декреты, собирать предпринимательские советы, назначать самого прогрессивного вице-премьера, словом на всех парах идти к обществу атлантов, расправивших плечи.
Но все может быть перечеркнуто напрочь одним местным князьком, который мыслит в парадигме "государственное = моё". В случае Дмитрия это стройка, стройка это источник бесконечной ренты в виде воровства, откатов, раздутия смет и т.п. Значительные акционеры, которые могут начать задавать вопросы, а еще и претендуют на дивиденды - крайне неудобные персонажи. Поэтому легким движением руки капитал Дмитрия превратился в тыкву.
Но сегодня уж не те времена, когда можно было вытворять любые фокусы, зная что экономика все равно будет давать свои 8% роста в год. Сегодня Беларусь или станет страной предпринимателей, инвесторов, финансистов, стартаперов или Беларуси как государства рано или поздно не станет, со всем её руководством, включая и этих князьков с их отстроенными детям пятнадцатью квартирами. Поэтому сегодня мы все - Дмитрий. Жаждем показательного наказания виновных.