Безжизненная снежная пустыня. Саврасов
(Образы русской зимы)
Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. Распутица. 1894 г.
Алексей Саврасов. Зима. Конец 1870-х
Итак, начнем с Алексея Саврасова. И даже назовем его первооткрывателем образа русской зимы (учеников Венецианова мы уже представили в предыдущем посте).
И, этот образ — абсолютно русский в своей точности и глубине — по сути дела вышел из традиции европейского романтизма. Точнее, из ее преодоления. Саврасов, писавший свои ранние картины в духе европейского романтизма, вернувшись в Россию после поездки в Европу вдруг полностью переосмыслил концепцию драматического пейзажа. Там, где романтики (да и он сам раньше) нагружали пейзаж динамикой, он его максимально разгрузил.
На выходе получилось вот это самое серое безжизненное пространство, которое поглощает одинокие дома и повозки.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…
И эта безжизненная пустота поглощает не только дома и повозки, но и само время. Это все надолго, навсегда(?)
👉 Впрочем, и у Саврасова, русская зима — это все таки не картины дантовского ада. Посмотрите не его вторую картину. Вроде все та же безжизненная снежная пустыня, но не совсем.
Сам факт наличия домов и церкви вдали говорит о сопротивлении, о способности выстоять, выжить в этом ледяном мире. Это русский мир... населенный людьми, способными противостоять ледяному холоду. Отчаянию и безысходности.
А там, глядишь, грачи прилетели, уже и весна скоро.
(Образы русской зимы)
Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. Распутица. 1894 г.
Алексей Саврасов. Зима. Конец 1870-х
Итак, начнем с Алексея Саврасова. И даже назовем его первооткрывателем образа русской зимы (учеников Венецианова мы уже представили в предыдущем посте).
И, этот образ — абсолютно русский в своей точности и глубине — по сути дела вышел из традиции европейского романтизма. Точнее, из ее преодоления. Саврасов, писавший свои ранние картины в духе европейского романтизма, вернувшись в Россию после поездки в Европу вдруг полностью переосмыслил концепцию драматического пейзажа. Там, где романтики (да и он сам раньше) нагружали пейзаж динамикой, он его максимально разгрузил.
На выходе получилось вот это самое серое безжизненное пространство, которое поглощает одинокие дома и повозки.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…
И эта безжизненная пустота поглощает не только дома и повозки, но и само время. Это все надолго, навсегда(?)
👉 Впрочем, и у Саврасова, русская зима — это все таки не картины дантовского ада. Посмотрите не его вторую картину. Вроде все та же безжизненная снежная пустыня, но не совсем.
Сам факт наличия домов и церкви вдали говорит о сопротивлении, о способности выстоять, выжить в этом ледяном мире. Это русский мир... населенный людьми, способными противостоять ледяному холоду. Отчаянию и безысходности.
А там, глядишь, грачи прилетели, уже и весна скоро.
❤44👍19🔥7
Невезучий колдун или Вопросы древнерусской порнографии
👉 Иван Давыдов рассказывает про колдовство и разврат в допетровской России на примере процесса над ротмистром Айгустовым.
И обратите внимание на тему домашнего насилия. Вопреки расхожим представлениям, базирующимся на цитатах из «Домостроя», власть тогда не то, чтобы безусловно поощряла это самое бытовое насилие. Собственно, сам процесс, о котором идет речь в тексте — результат жалобы жены на побои мужа.
https://teletype.in/@r-sever/L061mITtpCL
👉 Иван Давыдов рассказывает про колдовство и разврат в допетровской России на примере процесса над ротмистром Айгустовым.
И обратите внимание на тему домашнего насилия. Вопреки расхожим представлениям, базирующимся на цитатах из «Домостроя», власть тогда не то, чтобы безусловно поощряла это самое бытовое насилие. Собственно, сам процесс, о котором идет речь в тексте — результат жалобы жены на побои мужа.
https://teletype.in/@r-sever/L061mITtpCL
Teletype
Невезучий колдун или Вопросы древнерусской порнографии
Колдовство и разврат в допетровской России на примере процесса над ротмистром Айгустовым — негодяем из Боровска.
❤10👍4🔥3
Forwarded from Общество распространения полезных книг
Иллюстрации Георгия Нарбута к сказке «Война грибов».
Война грибов. — Москва : Издание И. Кнебель; Отпечатано в тип. т-ва Р. Голике и А. Вильборг., 1909. — [10] c. : 4°; 30 см.
Скачать книгу на сайте ОРПК
Подписаться | Поддержать
Издательская программа
Война грибов. — Москва : Издание И. Кнебель; Отпечатано в тип. т-ва Р. Голике и А. Вильборг., 1909. — [10] c. : 4°; 30 см.
Скачать книгу на сайте ОРПК
Подписаться | Поддержать
Издательская программа
❤23🔥4❤🔥2