Forwarded from Древнерусское искусство.
Среди произведений византийского и средневекового русского искусства, может быть, самым замечательным и загадочным, вызывавшим и продолжающим поныне вызывать противоречивые суждения, является иконографический тип, созданный русскими иконниками и получивший в литературе начиная с XIX века название «новгородского» по иконе Софийского собора в Новгороде. Он представляет собой архитектурно упорядоченную, гармонически выстроенную картину мира. В нем нашел воплощение весь комплекс идей, связанных с догматическими толкованиями образа Божественной Премудрости.
София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше — Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами.
Известно, что на Руси уже в XVI веке этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова — Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский (ум. около 1572 г.), обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии — словам апостола Павла.
Но поскольку толкование касалось прежде всего проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только его догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в середине XVI века стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии.
Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки, венец царский на голове, и над главою имеет Христа... Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог, попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную... Тороки же — осенение Святого Духа...»
Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII–XIX веках слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью — Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица, затруднялись ответить на вопрос: почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с конца XV века отмечается 15 августа, в день Успения Богородицы, а в Киеве — 8 сентября, в день Рождества Богородицы?
Философские и богословские искания конца XIX — начала XX века сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.
Л. Лифшиц.
София Премудрость Божия в русской иконописи.
София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше — Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами.
Известно, что на Руси уже в XVI веке этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова — Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский (ум. около 1572 г.), обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии — словам апостола Павла.
Но поскольку толкование касалось прежде всего проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только его догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в середине XVI века стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии.
Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки, венец царский на голове, и над главою имеет Христа... Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог, попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную... Тороки же — осенение Святого Духа...»
Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII–XIX веках слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью — Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица, затруднялись ответить на вопрос: почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с конца XV века отмечается 15 августа, в день Успения Богородицы, а в Киеве — 8 сентября, в день Рождества Богородицы?
Философские и богословские искания конца XIX — начала XX века сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.
Л. Лифшиц.
София Премудрость Божия в русской иконописи.
👍11🔥8❤6
Было и стало. Особняк Кузнецовой на Проспекте Мира
#было_стало #дом_недели
Особняк построен в 1891 году Федором Шехтелем для жены знаменитого фарфорозаводчика Матвея Кузнецова.
Кузнецов купил имение на 1-й Мещанской улице в 1874 году, а спустя 15 лет затеял реконструкцию и расширение усадьбы за счёт выкупленного соседнего участка. Как раз на выкупленном участке и был построен новый дом в стиле модерн.
В итоге получился усадебный комплекс из трех зданий. Два из них сохранились, а центральную часть снесли в 1959 году — на ее месте был сначала построен вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная), а уже в начале 80-х — комплекс администрации Московского метрополитена.
Особняк Кузнецова — здание в псевдобарочном стиле — дожил до наших дней почти в неизменённом виде. А вот с особняком его жены случились очень показательные архитектурные приключения.
Его за годы советской власти несколько раз перестраивали, и в итоге получился мастер-класс «совка»: как яркий шедевр модерна превратить в унылое строение.
В начале 30-х особняк достроили двумя этажами, но попытались все же хоть немного сохранить логику здания — оставили башенку справа, а над центральной частью сделали остроконечный фронтон. Но во время перестройки 1979 года здание надстроили чердаком и выровняли его по крыше так, чтобы не оставить никаких выступов.
#было_стало #дом_недели
Особняк построен в 1891 году Федором Шехтелем для жены знаменитого фарфорозаводчика Матвея Кузнецова.
Кузнецов купил имение на 1-й Мещанской улице в 1874 году, а спустя 15 лет затеял реконструкцию и расширение усадьбы за счёт выкупленного соседнего участка. Как раз на выкупленном участке и был построен новый дом в стиле модерн.
В итоге получился усадебный комплекс из трех зданий. Два из них сохранились, а центральную часть снесли в 1959 году — на ее месте был сначала построен вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная), а уже в начале 80-х — комплекс администрации Московского метрополитена.
Особняк Кузнецова — здание в псевдобарочном стиле — дожил до наших дней почти в неизменённом виде. А вот с особняком его жены случились очень показательные архитектурные приключения.
Его за годы советской власти несколько раз перестраивали, и в итоге получился мастер-класс «совка»: как яркий шедевр модерна превратить в унылое строение.
В начале 30-х особняк достроили двумя этажами, но попытались все же хоть немного сохранить логику здания — оставили башенку справа, а над центральной частью сделали остроконечный фронтон. Но во время перестройки 1979 года здание надстроили чердаком и выровняли его по крыше так, чтобы не оставить никаких выступов.
😢37❤9👍6🤷♀2🔥1💔1
Forwarded from Минутка этнографии
Русский фольклор не балует подлинными кошмарами, зато всякая жуть смотрится на пасторальном фоне еще страшнее. К примеру, действительно сильный сюжет про обманную невесту, которая старается удавить праведника.
Сюжет похож на знаменитый рассказ Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей» (один из лучших во всей мировой литературе): во время Гражданской войны в США солдаты-северяне вешают плантатора-южанина, веревка обрывается, мужчина падает в реку, с трудом добирается до дома и вдруг чувствует удар по шее – это его повесили, а побег померещился в те доли секунды, пока тело летело вниз, чтобы остановиться в петле:
В русской культуре вешаться шли охваченные мороком праведники. Причины менялись.
В одной истории бесы разозлились на старца, который сказал королю, что во дворце с ним пируют черти. Они подстроили так, что в жены к старцу напросилась красивая девушка. Старец сделал вид, что согласился на венчание, отправился с невестой в церковь, а в момент венчания перекрестился. Вместо церкви оказалась осина и на ней петля (Севернорусские сказки в записях А.И. Никифорова. М.-Л. 1961. С. 345).
В Зауралье инок был молодой, оказался не вполне тверд в своем послушании, пленился девицей, посватался. С гармошками и звонкими песнями свадебный поезд отправился в церковь. Подошло время накладывать венцы на голову. Недавний инок перекрестился. «Все пропало, он стоит под осиной, и петля над головой» (Федорова В.П. Народная культура в Зауралье: несказочная проза. Курган. 2022. С. 121).
Или Вятская губерния. Решили бесы погубить богомольца, стали внушать ему похотливые мысли.
Как большинство фольклорных историй, эти – хотя и жутковатые – кончаются хорошо. Однако оставляют привкус недосказанности: те удавленники, которые все же влезли в петлю, не казалось ли им, что вокруг не удавка и дерево, а своя же веселая свадьба?
Что все вокруг улыбаются, рядом стоит красивая невеста, горят свечи, пахнет ладан, все замечательно, празднично, ярко и вся жизнь впереди, наконец, надеваешь на голову венец и вдруг:
Минутка этнографии
Сюжет похож на знаменитый рассказ Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей» (один из лучших во всей мировой литературе): во время Гражданской войны в США солдаты-северяне вешают плантатора-южанина, веревка обрывается, мужчина падает в реку, с трудом добирается до дома и вдруг чувствует удар по шее – это его повесили, а побег померещился в те доли секунды, пока тело летело вниз, чтобы остановиться в петле:
«Пэйтон Факуэр был мертв; тело его, с переломанной шеей, мерно покачивалось под стропилами моста через Совиный ручей».
В русской культуре вешаться шли охваченные мороком праведники. Причины менялись.
В одной истории бесы разозлились на старца, который сказал королю, что во дворце с ним пируют черти. Они подстроили так, что в жены к старцу напросилась красивая девушка. Старец сделал вид, что согласился на венчание, отправился с невестой в церковь, а в момент венчания перекрестился. Вместо церкви оказалась осина и на ней петля (Севернорусские сказки в записях А.И. Никифорова. М.-Л. 1961. С. 345).
В Зауралье инок был молодой, оказался не вполне тверд в своем послушании, пленился девицей, посватался. С гармошками и звонкими песнями свадебный поезд отправился в церковь. Подошло время накладывать венцы на голову. Недавний инок перекрестился. «Все пропало, он стоит под осиной, и петля над головой» (Федорова В.П. Народная культура в Зауралье: несказочная проза. Курган. 2022. С. 121).
Или Вятская губерния. Решили бесы погубить богомольца, стали внушать ему похотливые мысли.
«И что же? Старания бесов не пропали даром. Странник стал подумывать о женитьбе. В городе увидел он красивую девушку и стал ухаживать за ней. И девушка полюбила его как жениха. Наконец странник сосватал ее. Назначили и день свадьбы, и они с невестой уже в церкви. Вот начали их уже и венчать, священник приносит венец, а диакон предупреждает его, чтобы он пред возложением венца не крестился, даже стал удерживать ему руку, когда он готовился перекреститься. Однако он, улучив момент, перекрестился. И что же? Невеста, поезжане, священник с причтом исчезли, и он очутился под деревом, а над главой его петля из веревки. Если бы он, говорит сказание, возложил на себя венец, не перекрестившись, то надел бы себе на шею петлю, и черти удавили бы его. Тогда только он понял, что все это были козни бесов».
(АРЭМ. Ф. 7. О. 1. Д. 407. Л. 85-86)
Как большинство фольклорных историй, эти – хотя и жутковатые – кончаются хорошо. Однако оставляют привкус недосказанности: те удавленники, которые все же влезли в петлю, не казалось ли им, что вокруг не удавка и дерево, а своя же веселая свадьба?
Что все вокруг улыбаются, рядом стоит красивая невеста, горят свечи, пахнет ладан, все замечательно, празднично, ярко и вся жизнь впереди, наконец, надеваешь на голову венец и вдруг:
тело его, с переломанной шеей, мерно покачивалось на толстой осиновой ветке.
Минутка этнографии
😱27🔥15👍8❤3🤔1
Forwarded from Заповедник
Боярыня Феодосия Морозова, известная по картине Сурикова, была видной сторонницей старообрядчества. За неприятие реформ патриарха Никона её арестовали, лишили имений и сослали в Боровск. Там она и её сестра скончались в заточении.
В 2025 году исполнилось 350 лет со дня её смерти. В Боровске открыли памятник мученице и две выставки, но для старообрядцев важнее другое связанное событие — крестный ход из Вереи. Его организатор Олег Соколовский рассказал нам, как возникла эта традиция и чем этот крестный ход отличается от прочих.
В 2025 году исполнилось 350 лет со дня её смерти. В Боровске открыли памятник мученице и две выставки, но для старообрядцев важнее другое связанное событие — крестный ход из Вереи. Его организатор Олег Соколовский рассказал нам, как возникла эта традиция и чем этот крестный ход отличается от прочих.
❤20🔥7👍2🤔1
Forwarded from Сергиево-Посадский музей-заповедник
«Китайская мелочь» - забытая игрушка, а до революции самый ходовой товар на базаре в Сергиевом Посаде.
«Китайская мелочь» - резные раскрашенные деревянные игрушки (высотой от 3 до 5 см), изображающие дам, торговцев, нянюшек, барынек, гармонистов, солдат, офицеров и других людей из окружающей жизни.
Эти игрушки стали настолько популярными, что «китайскую мелочь» продавали на стаканы - отмеряли необходимое количество стаканами, как семечки. В одном стакане умещалось 5-6 игрушек, высотой, как правило, около трёх-пяти сантиметров.
📍 Краеведческий корпус музея (Овражный переулок, 9А)
#адвенткалендарь #новыйгод #фактдня
«Китайская мелочь» - резные раскрашенные деревянные игрушки (высотой от 3 до 5 см), изображающие дам, торговцев, нянюшек, барынек, гармонистов, солдат, офицеров и других людей из окружающей жизни.
Эти игрушки стали настолько популярными, что «китайскую мелочь» продавали на стаканы - отмеряли необходимое количество стаканами, как семечки. В одном стакане умещалось 5-6 игрушек, высотой, как правило, около трёх-пяти сантиметров.
#адвенткалендарь #новыйгод #фактдня
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤23👍11🔥2🤔1
Forwarded from Заповедный Север
Новгородские храмы - тема неисчерпаемая. Такой концентрации древней архитектуры нет нигде в России. Но в этом храмовом изобилии, когда первостатейных памятников великое множество, некоторые менее известные, но не менее интересные церкви остаются в тени.
Одной из таких для меня стала церковь Рождества Христова на Красном поле. Храм за земляным валом Окольного города, близ границы древнего Торгового посада, и возводился в 1381–1382 годах. Его история хранит несколько интересных деталей.
Изначально это был главный храм Рождественского монастыря. Особенность монастыря заключалась в том, что при нём существовала скудельница - братская могила, куда хоронили странников, нищих, жертв эпидемий, казнённых и погибших воинов. Здесь нашли своё пристанище жертвы страшного голода 1422 года, а также убитые во время опричного похода Ивана Грозного новгородцы. Погибших было так много, что согласно новгородским преданиям, и спустя сто лет достаточно было копнуть землю возле Рождественской церкви, чтобы показались человеческие кости.
В 1764 году монастырь упразднили, церковь стала приходской, а затем кладбищенской. Со временем вокруг храма выросло кладбище. Здесь покоится мать композитора Сергея Рахманинова, представители княжеского рода Долгоруковых, казненные в опале, а неподалёку - архитектор-реставратор Любовь Митрофановна Шуляк (1897—1997). Фигура легендарная: именно она внесла колоссальный вклад в возрождение Новгорода после войны. Реставрацией Рождественской церкви она тоже занималась — в 1951–1959, 1969–1970 и 1976 годах (совместно с Н. Н. Кузьминой).
Сейчас храм не действует, но в нём сохранились росписи конца XIV века. Увидеть их своими глазами мне не удалось, но интернет выручает - прикладываю фотографию из «Википедии».
#Новгородская_область #храм
🙏 Заповедный Север
Одной из таких для меня стала церковь Рождества Христова на Красном поле. Храм за земляным валом Окольного города, близ границы древнего Торгового посада, и возводился в 1381–1382 годах. Его история хранит несколько интересных деталей.
Изначально это был главный храм Рождественского монастыря. Особенность монастыря заключалась в том, что при нём существовала скудельница - братская могила, куда хоронили странников, нищих, жертв эпидемий, казнённых и погибших воинов. Здесь нашли своё пристанище жертвы страшного голода 1422 года, а также убитые во время опричного похода Ивана Грозного новгородцы. Погибших было так много, что согласно новгородским преданиям, и спустя сто лет достаточно было копнуть землю возле Рождественской церкви, чтобы показались человеческие кости.
В 1764 году монастырь упразднили, церковь стала приходской, а затем кладбищенской. Со временем вокруг храма выросло кладбище. Здесь покоится мать композитора Сергея Рахманинова, представители княжеского рода Долгоруковых, казненные в опале, а неподалёку - архитектор-реставратор Любовь Митрофановна Шуляк (1897—1997). Фигура легендарная: именно она внесла колоссальный вклад в возрождение Новгорода после войны. Реставрацией Рождественской церкви она тоже занималась — в 1951–1959, 1969–1970 и 1976 годах (совместно с Н. Н. Кузьминой).
Вы спрашиваете, сколько я памятников после войны восстановила? Все памятники — это мои дети, которых я нянчила, когда они были при смерти. Так что в каждом памятнике есть кусочек меня, моего сердца.
Сейчас храм не действует, но в нём сохранились росписи конца XIV века. Увидеть их своими глазами мне не удалось, но интернет выручает - прикладываю фотографию из «Википедии».
#Новгородская_область #храм
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤26👍8❤🔥2👏1
Радовать глаз. Шагал в Москве и много всего крутого в Петербурге
Последняя большая афиша «Севера» в 2025 году. Что дальше будет – одному Богу известно, но если что-то все-таки будет, надо идти и смотреть.
https://teletype.in/@r-sever/zKqkEGY-Wyt
Последняя большая афиша «Севера» в 2025 году. Что дальше будет – одному Богу известно, но если что-то все-таки будет, надо идти и смотреть.
https://teletype.in/@r-sever/zKqkEGY-Wyt
Teletype
Радовать глаз
Последняя в этом году большая афиша «Севера», друзья. Много новых выставок, и среди них – много таких, которые увидеть хочется...
❤16👍9
Пятница, друзья, в связи с чем мы вспомнили прекрасное стихотворение нашего доброго друга, великого русского поэта Всеволода Олеговича Емелина «Судьбы людские». Оно длинное, поэтому мы процитируем лишь избранные строфы (а вы – советуем – найдите и прочтите целиком, не пожалеете). Это беседа нищего инвалида и преуспевающего мужчины.
Постойте, господин хороший,
Спросил бездомный инвалид,
Подайте мелочи немножко,
Моя душа полна обид.
<…>
Но господин в английской шляпе
И кашемировом пальто
Ответил бедному растяпе:
– Ты говоришь щас не про то.
Я – состоятельный мужчина,
А ты сидишь и ноешь тут.
А в чем по-твоему причина?
Всему причина – честный труд.
<…>
Не уповал на чью-то милость
И не бросал на ветер слов,
А взял да и придумал "Windows"
Билл Гейтс – владелец "Microsoft".
А разве нет у нас примеров?
Примеры есть, и не один.
Вагит, к примеру, Алекперов,
Да тот же Павел Бородин.
Чем здесь сидеть, словно придурок,
Перебирать гроши в горсти,
Попробуй что-нибудь придумать,
Чего-нибудь изобрести.
От денег толку будет мало,
Но я даю тебе совет,
А также книгу для начала:
"Как мне освоить Интернет".
Мы тут на «Севере» - немолодые уже нелепые люди с болеющими котами и собственными проблемами. И едва ли что-нибудь полезное придумаем. А вот будет ли толк от денег – вопрос. Разве вы не любопытные люди? Не хотите проверить? И всего только надо развязать тесемки своих электронных кошельков и пожертвовать на нужды «Севера» немного. А лучше – много. А номера карт – ниже:
Сбербанк:
"Т" Банк
Постойте, господин хороший,
Спросил бездомный инвалид,
Подайте мелочи немножко,
Моя душа полна обид.
<…>
Но господин в английской шляпе
И кашемировом пальто
Ответил бедному растяпе:
– Ты говоришь щас не про то.
Я – состоятельный мужчина,
А ты сидишь и ноешь тут.
А в чем по-твоему причина?
Всему причина – честный труд.
<…>
Не уповал на чью-то милость
И не бросал на ветер слов,
А взял да и придумал "Windows"
Билл Гейтс – владелец "Microsoft".
А разве нет у нас примеров?
Примеры есть, и не один.
Вагит, к примеру, Алекперов,
Да тот же Павел Бородин.
Чем здесь сидеть, словно придурок,
Перебирать гроши в горсти,
Попробуй что-нибудь придумать,
Чего-нибудь изобрести.
От денег толку будет мало,
Но я даю тебе совет,
А также книгу для начала:
"Как мне освоить Интернет".
Мы тут на «Севере» - немолодые уже нелепые люди с болеющими котами и собственными проблемами. И едва ли что-нибудь полезное придумаем. А вот будет ли толк от денег – вопрос. Разве вы не любопытные люди? Не хотите проверить? И всего только надо развязать тесемки своих электронных кошельков и пожертвовать на нужды «Севера» немного. А лучше – много. А номера карт – ниже:
Сбербанк:
5469 3800 7744 0823"Т" Банк
2200 7017 4594 2638❤23👏2
Зима как фантастический мир
Архип Куинджи. «Солнечные пятна на инее». 1876–1890 г. Русский музей
Очень понятный и близкий всем нам образ зимы. Невероятные узоры, что рисует иней на деревьях, способны превратить в чудо любое самое обыденное утро. А налипший на деревьях снег, и причудливые сугробы могут населить любой парк самыми фантастическими тварями.
Однако, несмотря на то что зимняя фантастика существовала всегда, чтобы ее увидеть и передать русским художникам понадобилось сначала влияние европейского романтизма, а потом, разумеется, и импрессионизма.
Архип Куинджи. «Солнечные пятна на инее». 1876–1890 г. Русский музей
Очень понятный и близкий всем нам образ зимы. Невероятные узоры, что рисует иней на деревьях, способны превратить в чудо любое самое обыденное утро. А налипший на деревьях снег, и причудливые сугробы могут населить любой парк самыми фантастическими тварями.
Однако, несмотря на то что зимняя фантастика существовала всегда, чтобы ее увидеть и передать русским художникам понадобилось сначала влияние европейского романтизма, а потом, разумеется, и импрессионизма.
❤34👍7