Север – Telegram
Север
5.47K subscribers
3.61K photos
20 videos
819 links
Канал про Россию, которую надо вернуть себе
Download Telegram
Иллюстрации Георгия Нарбута к сказке «Война грибов».

Война грибов. — Москва : Издание И. Кнебель; Отпечатано в тип. т-ва Р. Голике и А. Вильборг., 1909. — [10] c. : 4°; 30 см.

Скачать книгу на сайте ОРПК

Подписаться | Поддержать
Издательская программа
35🔥11❤‍🔥3
«Никола Приснодействующий»

Храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище в советское время не закрывался. Поэтому там сохранился и старый иконостас, и множество старых икон XVIII — начала XX века. Среди них много очень любопытных.

Одна из них — храмовая икона «Никола Приснодействующий».

Сама икона святителя Николая была подарена храму (он тогда был единоверческим) в 1856 году великим князем Николаем Александровичем, сыном императора Александра II, и передана через Филарета (Дроздова) Московского.

К этой иконе был сделан деревянный киот с клеймами жития святителя Николая. Клейма написаны в старой манере, воспроизводящей традицию XVII — начала XVIII века. Однако одно клеймо — в нижнем ряду — пустое. Просто закрашено под фон.

👉 По преданию это пустое клеймо отражает веру в то, что Господь не только творил чудеса через святого Николая, но и продолжает творить их и будет творить до скончания века.

А пустой квадрат — место для будущего чуда святого Николая.

Поэтому икона и называется «Никола Приснодействующий» («присно» — «всегда», «постоянно», «непрестанно»).
23👍12
Среди произведений византийского и средневекового русского искусства, может быть, самым замечательным и загадочным, вызывавшим и продолжающим поныне вызывать противоречивые суждения, является иконографический тип, созданный русскими иконниками и получивший в литературе начиная с XIX века название «новгородского» по иконе Софийского собора в Новгороде. Он представляет собой архитектурно упорядоченную, гармонически выстроенную картину мира. В нем нашел воплощение весь комплекс идей, связанных с догматическими толкованиями образа Божественной Премудрости.

София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше — Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами.

Известно, что на Руси уже в XVI веке этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова — Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский (ум. около 1572 г.), обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии — словам апостола Павла.

Но поскольку толкование касалось прежде всего проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только его догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в середине XVI века стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии.

Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки, венец царский на голове, и над главою имеет Христа... Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог, попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную... Тороки же — осенение Святого Духа...»

Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII–XIX веках слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью — Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица, затруднялись ответить на вопрос: почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с конца XV века отмечается 15 августа, в день Успения Богородицы, а в Киеве — 8 сентября, в день Рождества Богородицы?
Философские и богословские искания конца XIX — начала XX века сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.

Л. Лифшиц.
София Премудрость Божия в русской иконописи.
👍11🔥86
Было и стало. Особняк Кузнецовой на Проспекте Мира

#было_стало #дом_недели

Особняк построен в 1891 году Федором Шехтелем для жены знаменитого фарфорозаводчика Матвея Кузнецова.

Кузнецов купил имение на 1-й Мещанской улице в 1874 году, а спустя 15 лет затеял реконструкцию и расширение усадьбы за счёт выкупленного соседнего участка. Как раз на выкупленном участке и был построен новый дом в стиле модерн.

В итоге получился усадебный комплекс из трех зданий. Два из них сохранились, а центральную часть снесли в 1959 году — на ее месте был сначала построен вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная), а уже в начале 80-х — комплекс администрации Московского метрополитена.

Особняк Кузнецова — здание в псевдобарочном стиле — дожил до наших дней почти в неизменённом виде. А вот с особняком его жены случились очень показательные архитектурные приключения.

Его за годы советской власти несколько раз перестраивали, и в итоге получился мастер-класс «совка»: как яркий шедевр модерна превратить в унылое строение.

В начале 30-х особняк достроили двумя этажами, но попытались все же хоть немного сохранить логику здания — оставили башенку справа, а над центральной частью сделали остроконечный фронтон. Но во время перестройки 1979 года здание надстроили чердаком и выровняли его по крыше так, чтобы не оставить никаких выступов.
😢318👍5🤷‍♀2🔥1💔1
Русский фольклор не балует подлинными кошмарами, зато всякая жуть смотрится на пасторальном фоне еще страшнее. К примеру, действительно сильный сюжет про обманную невесту, которая старается удавить праведника.

Сюжет похож на знаменитый рассказ Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей» (один из лучших во всей мировой литературе): во время Гражданской войны в США солдаты-северяне вешают плантатора-южанина, веревка обрывается, мужчина падает в реку, с трудом добирается до дома и вдруг чувствует удар по шее – это его повесили, а побег померещился в те доли секунды, пока тело летело вниз, чтобы остановиться в петле:

«Пэйтон Факуэр был мертв; тело его, с переломанной шеей, мерно покачивалось под стропилами моста через Совиный ручей».


В русской культуре вешаться шли охваченные мороком праведники. Причины менялись.

В одной истории бесы разозлились на старца, который сказал королю, что во дворце с ним пируют черти. Они подстроили так, что в жены к старцу напросилась красивая девушка. Старец сделал вид, что согласился на венчание, отправился с невестой в церковь, а в момент венчания перекрестился. Вместо церкви оказалась осина и на ней петля (Севернорусские сказки в записях А.И. Никифорова. М.-Л. 1961. С. 345).

В Зауралье инок был молодой, оказался не вполне тверд в своем послушании, пленился девицей, посватался. С гармошками и звонкими песнями свадебный поезд отправился в церковь. Подошло время накладывать венцы на голову. Недавний инок перекрестился. «Все пропало, он стоит под осиной, и петля над головой» (Федорова В.П. Народная культура в Зауралье: несказочная проза. Курган. 2022. С. 121).

Или Вятская губерния. Решили бесы погубить богомольца, стали внушать ему похотливые мысли.

«И что же? Старания бесов не пропали даром. Странник стал подумывать о женитьбе. В городе увидел он красивую девушку и стал ухаживать за ней. И девушка полюбила его как жениха. Наконец странник сосватал ее. Назначили и день свадьбы, и они с невестой уже в церкви. Вот начали их уже и венчать, священник приносит венец, а диакон предупреждает его, чтобы он пред возложением венца не крестился, даже стал удерживать ему руку, когда он готовился перекреститься. Однако он, улучив момент, перекрестился. И что же? Невеста, поезжане, священник с причтом исчезли, и он очутился под деревом, а над главой его петля из веревки. Если бы он, говорит сказание, возложил на себя венец, не перекрестившись, то надел бы себе на шею петлю, и черти удавили бы его. Тогда только он понял, что все это были козни бесов».

(АРЭМ. Ф. 7. О. 1. Д. 407. Л. 85-86)


Как большинство фольклорных историй, эти – хотя и жутковатые – кончаются хорошо. Однако оставляют привкус недосказанности: те удавленники, которые все же влезли в петлю, не казалось ли им, что вокруг не удавка и дерево, а своя же веселая свадьба?

Что все вокруг улыбаются, рядом стоит красивая невеста, горят свечи, пахнет ладан, все замечательно, празднично, ярко и вся жизнь впереди, наконец, надеваешь на голову венец и вдруг:

тело его, с переломанной шеей, мерно покачивалось на толстой осиновой ветке.


Минутка этнографии
😱22🔥13👍73🤔1