«…Над Томию рекою град, рекомый Томской. А верх Томи же реки острог Кузнецкой, тамо варят железо, железо же земли тоя добро. А не дошед того острогу на край реки Томи лежит камень велик и высок, на нем писано звери, скоти и птицы и всякие подобия, а егда по некоему прилучаю оторжется камень, а внутри того писано, яко же и на край…»
С этих строк, написанных почти 400 лет назад безымянным автором рукописи «О градех и о реках того Сибирскаго Царства», началась в России наука о наскальном искусстве. Однако сами наскальные рисунки Томских писаниц до настоящего времени оставались полностью не документированными и не опубликованными.
Камень действительно велик и высок (48 поверхностей с петроглифами пришлось фотографировать, вися на веревках), да и не один он, камень этот – на участке долины Томи от Колмогорово до Юрги известно уже десять местонахождений наскального искусства: три Тутальских и три Никольских писаницы, писаницы Крутая, Висячий Камень, Новоромановская и Томская. Первые экспериментальные съемки мы выполнили здесь в далеком теперь 2019 году, но только неделю назад удалось завершить цифровое документирование всех известных на сегодня наскальных рисунков. Метод «сплошного чёса» себя оправдал - последняя неделя работ была осложнена тем, что начали находиться новые скальные поверхности с рисунками.
Итог на сегодня: на Томских писаницах выполнено цифровое документирование 207 изобразительных поверхностей, определены их точные координаты, осуществлено документирование контекстов, сделаны спектроколориметрические измерения и отобраны пробы для петрографического анализа.
А теперь все это нужно обработать…
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Томская_писаница
С этих строк, написанных почти 400 лет назад безымянным автором рукописи «О градех и о реках того Сибирскаго Царства», началась в России наука о наскальном искусстве. Однако сами наскальные рисунки Томских писаниц до настоящего времени оставались полностью не документированными и не опубликованными.
Камень действительно велик и высок (48 поверхностей с петроглифами пришлось фотографировать, вися на веревках), да и не один он, камень этот – на участке долины Томи от Колмогорово до Юрги известно уже десять местонахождений наскального искусства: три Тутальских и три Никольских писаницы, писаницы Крутая, Висячий Камень, Новоромановская и Томская. Первые экспериментальные съемки мы выполнили здесь в далеком теперь 2019 году, но только неделю назад удалось завершить цифровое документирование всех известных на сегодня наскальных рисунков. Метод «сплошного чёса» себя оправдал - последняя неделя работ была осложнена тем, что начали находиться новые скальные поверхности с рисунками.
Итог на сегодня: на Томских писаницах выполнено цифровое документирование 207 изобразительных поверхностей, определены их точные координаты, осуществлено документирование контекстов, сделаны спектроколориметрические измерения и отобраны пробы для петрографического анализа.
А теперь все это нужно обработать…
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Томская_писаница
🔥16❤🔥5🆒5❤2😎1
Тем временем вторая полевая группа Лаборатории завершила полевые работы в бассейнах Орхона и Селенги, в пределах Монголии (совместно с монгольскими исследователями) и Бурятии.
Основной целью работ было документирование наскальных росписей охрой, выполненных в так называемом «селенгинском стиле». Но… иногда так трудно пройти мимо попавшегося на пути оленного камня. Хуже, когда попадается не известное науке (или известное по двум плохим фотографиям и абзацу описания) местонахождение петроглифов… тут часом работы не отделаешься.
Итог – 11 полностью документированных местонахождений наскального искусства (263 поверхности с росписями и петроглифами) плюс 11 оленных камней, одна пещера с божьими коровками, три терабайта сырых данных… километры не считали. Далее – Байкал.
#вести_с_полей #наскальное_искусство@rssdalab #Монголия #Бурятия
Основной целью работ было документирование наскальных росписей охрой, выполненных в так называемом «селенгинском стиле». Но… иногда так трудно пройти мимо попавшегося на пути оленного камня. Хуже, когда попадается не известное науке (или известное по двум плохим фотографиям и абзацу описания) местонахождение петроглифов… тут часом работы не отделаешься.
Итог – 11 полностью документированных местонахождений наскального искусства (263 поверхности с росписями и петроглифами) плюс 11 оленных камней, одна пещера с божьими коровками, три терабайта сырых данных… километры не считали. Далее – Байкал.
#вести_с_полей #наскальное_искусство@rssdalab #Монголия #Бурятия
❤21🔥6❤🔥5👍2🙏1😎1
Старорусская эпиграфика… этот термин прочно ассоциируется с монументальными надписями старым, “допетровским” полууставом или вязью, происходящими с территории Московской Руси. Надписи эти разбросаны по городам и весям Русской равнины - от Астрахани до Архангельска и от Днепра до Урала. Отдельные старорусские надписи, почти не отличимые от московских, встречаются и за пределами этого ареала - в Грузии, Прикарпатье, Беларуси, Литве, Эстонии, Германии и Дании, но большая их часть находится в Европейской России.
Совершенно особенная группа таких памятников находится в Сибири - в Томске, Нерчинске, Новоселенгинске и, как теперь выяснилось - еще и в Иркутске. Иркутские надписи на надгробиях - поздние, они сделаны во второй половине XVIII века и выполнены уже гражданским шрифтом, содержащим, однако, ряд архаических элементов - титла, выведенные из употребления графемы, выносные буквы. Буквенной цифири уже нет, но в некоторых случаях даты арабскими цифрами указываются от сотворения мира. Иногда резчики, имитируя древнее письмо, забавно злоупотребляли архаизацией и вставляли архаично выглядящие буквы “где надо и где не надо”.
Надписи этого периода - прекрасный материал для изучения эволюции языка и письменности эпохи, последовавшей за петровскими реформами. На сегодняшний день в Иркутске выявлено и оцифровано уже 9 таких памятников, пять из них - позавчера.
#эпиграфика@rssdalab #вести_с_полей #Иркутск
Совершенно особенная группа таких памятников находится в Сибири - в Томске, Нерчинске, Новоселенгинске и, как теперь выяснилось - еще и в Иркутске. Иркутские надписи на надгробиях - поздние, они сделаны во второй половине XVIII века и выполнены уже гражданским шрифтом, содержащим, однако, ряд архаических элементов - титла, выведенные из употребления графемы, выносные буквы. Буквенной цифири уже нет, но в некоторых случаях даты арабскими цифрами указываются от сотворения мира. Иногда резчики, имитируя древнее письмо, забавно злоупотребляли архаизацией и вставляли архаично выглядящие буквы “где надо и где не надо”.
Надписи этого периода - прекрасный материал для изучения эволюции языка и письменности эпохи, последовавшей за петровскими реформами. На сегодняшний день в Иркутске выявлено и оцифровано уже 9 таких памятников, пять из них - позавчера.
#эпиграфика@rssdalab #вести_с_полей #Иркутск
❤16👍8🔥6❤🔥2
💻Чертилище-2025/2026
Лаборатория RSSDA объявляет набор в группу по обучению автоматизированному иллюстрированию археологических находок с использованием трехмерных моделей. Берем всех желающих, наличие опыта археологического рисунка значения не имеет - технология построена таким образом, что выполнение серии не очень сложных операций в простом для освоения программном обеспечении позволяет создать точную и красивую иллюстрацию, пригодную для использования в археологическом отчете или публикации. Обучение бесплатно, проводятся дистанционно.
Для обучения требуется:
📍компьютер или ноутбук с операционной системой Windows или Linux (операционная система Mac OS не годится - нужные программы на ней не работают). Большинство более-менее современных компьютеров справляется.
📍аккаунт в яндекс-почте.
📍желание и готовность обучаться новому. Возраст, место жительства и род деятельности не важны - мы верим, что каждый способен внести свой вклад в науку!
Порядок обучения:
Обучение состоит из двух этапов - выполнения учебного задания и отработки навыков иллюстрирования находок на разнообразном материале из реальных археологических раскопок. В этом году это преимущественно массовый керамический материал из подводных раскопок античного памятника.
Первый этап:
Вы получаете программное обеспечение, инструкции и техническое задание, а также 2 трехмерные модели фрагментов амфор из которых надо сделать 2 иллюстрации, стандартизированные и пригодные для публикации. Если что-то не получается - вы задаете вопросы, мы подсказываем. Результат этого этапа - первичное знакомство с передовой методикой и первичное освоение необходимого программного обеспечения.
Второй этап:
Вы получаете модели реальных археологических находок одного из текущих проектов Лаборатории. Находки эти разнообразны, поэтому полученные на учебном этапе знания придется применить творчески. Может попасться сложное, может попасться простое. Иногда с первого раза не будет получаться. Поможем, подскажем, получится. Результат вашей работы проходит два контура проверки - технический контроль (соответствие оформления стандарту) и научный контроль (проверка автором публикации). Окончательно принятые иллюстрации используются в отчете о раскопках и публикации.
Наш опыт показывает, что для освоения методики иллюстрирования археологических находок достаточно выполнить порядка 100 чертежей. Много это или мало? Практика показывает, что студент первую сотню чертежей делает 1-2 месяца, без ущерба для учебы. Дальше идет быстрее. Но если у вас принята это первая сотня - то это уже не учеба, а работа. Поэтому после приемки 100 чертежей:
выполнение иллюстраций оплачивается, причем ретроспективно оплачивается и эта первая сотня.
авторы иллюстраций упоминаются в отчете о раскопках и публикации.
вы можете получить приглашение на стажировку в Лабораторию RSSDA и освоить достаточно широкий спектр современных технологий трехмерного картографирования и документирования археологических объектов и находок, архитектурных и эпиграфических памятников, а также памятников наскального искусства.
вы можете получить рекомендательное или благодарственное письмо, подтверждающее ваш опыт в области иллюстрирования археологических находок с использованием трехмерных моделей. В некоторых профильных учебных заведениях это позволяет получить повышенную стипендию.
Как начать обучение:
Присоединяйтесь в чат для выполнения учебного задания по ссылке https://news.1rj.ru/str/+9ukwi06rBZswYTJi
#артефакты@rssdalab
Лаборатория RSSDA объявляет набор в группу по обучению автоматизированному иллюстрированию археологических находок с использованием трехмерных моделей. Берем всех желающих, наличие опыта археологического рисунка значения не имеет - технология построена таким образом, что выполнение серии не очень сложных операций в простом для освоения программном обеспечении позволяет создать точную и красивую иллюстрацию, пригодную для использования в археологическом отчете или публикации. Обучение бесплатно, проводятся дистанционно.
Для обучения требуется:
📍компьютер или ноутбук с операционной системой Windows или Linux (операционная система Mac OS не годится - нужные программы на ней не работают). Большинство более-менее современных компьютеров справляется.
📍аккаунт в яндекс-почте.
📍желание и готовность обучаться новому. Возраст, место жительства и род деятельности не важны - мы верим, что каждый способен внести свой вклад в науку!
Порядок обучения:
Обучение состоит из двух этапов - выполнения учебного задания и отработки навыков иллюстрирования находок на разнообразном материале из реальных археологических раскопок. В этом году это преимущественно массовый керамический материал из подводных раскопок античного памятника.
Первый этап:
Вы получаете программное обеспечение, инструкции и техническое задание, а также 2 трехмерные модели фрагментов амфор из которых надо сделать 2 иллюстрации, стандартизированные и пригодные для публикации. Если что-то не получается - вы задаете вопросы, мы подсказываем. Результат этого этапа - первичное знакомство с передовой методикой и первичное освоение необходимого программного обеспечения.
Второй этап:
Вы получаете модели реальных археологических находок одного из текущих проектов Лаборатории. Находки эти разнообразны, поэтому полученные на учебном этапе знания придется применить творчески. Может попасться сложное, может попасться простое. Иногда с первого раза не будет получаться. Поможем, подскажем, получится. Результат вашей работы проходит два контура проверки - технический контроль (соответствие оформления стандарту) и научный контроль (проверка автором публикации). Окончательно принятые иллюстрации используются в отчете о раскопках и публикации.
Наш опыт показывает, что для освоения методики иллюстрирования археологических находок достаточно выполнить порядка 100 чертежей. Много это или мало? Практика показывает, что студент первую сотню чертежей делает 1-2 месяца, без ущерба для учебы. Дальше идет быстрее. Но если у вас принята это первая сотня - то это уже не учеба, а работа. Поэтому после приемки 100 чертежей:
выполнение иллюстраций оплачивается, причем ретроспективно оплачивается и эта первая сотня.
авторы иллюстраций упоминаются в отчете о раскопках и публикации.
вы можете получить приглашение на стажировку в Лабораторию RSSDA и освоить достаточно широкий спектр современных технологий трехмерного картографирования и документирования археологических объектов и находок, архитектурных и эпиграфических памятников, а также памятников наскального искусства.
вы можете получить рекомендательное или благодарственное письмо, подтверждающее ваш опыт в области иллюстрирования археологических находок с использованием трехмерных моделей. В некоторых профильных учебных заведениях это позволяет получить повышенную стипендию.
Как начать обучение:
Присоединяйтесь в чат для выполнения учебного задания по ссылке https://news.1rj.ru/str/+9ukwi06rBZswYTJi
#артефакты@rssdalab
Telegram
Учебное задание по черчению RSSDA
Екатерина Бирюкова invites you to join this group on Telegram.
❤14🔥6😁2❤🔥1🌚1😎1
Открытое заседание в ИА РАН
22 сентября в 16:00 в Институте Археологии (ул. Дмитрия Ульянова, д. 19, 2 этаж, 31 кабинет) состоится открытое заседание Центра палеоискусства по итогам этого полевого сезона. Вы узнаете, что мы с командой Центра палеоискусства успели сделать за это лето, какие памятники были картографированы и документированы и что нового принесли науке эти работы.
Если вы хотите прийти, заполните эту форму https://forms.gle/LjVbRrquzvS9GbeW7.
#наскальное_искусство@rssdalab
22 сентября в 16:00 в Институте Археологии (ул. Дмитрия Ульянова, д. 19, 2 этаж, 31 кабинет) состоится открытое заседание Центра палеоискусства по итогам этого полевого сезона. Вы узнаете, что мы с командой Центра палеоискусства успели сделать за это лето, какие памятники были картографированы и документированы и что нового принесли науке эти работы.
Если вы хотите прийти, заполните эту форму https://forms.gle/LjVbRrquzvS9GbeW7.
#наскальное_искусство@rssdalab
❤13🔥4🫡1
Лаборатория RSSDA pinned «💻Чертилище-2025/2026 Лаборатория RSSDA объявляет набор в группу по обучению автоматизированному иллюстрированию археологических находок с использованием трехмерных моделей. Берем всех желающих, наличие опыта археологического рисунка значения не имеет - технология…»
🗻Петроглифические итоги
В понедельник, 22 сентября, в ИА РАН прошло открытое заседание Центра палеоискусства. Руководитель Лаборатории RSSDA Юрий Михайлович Свойский рассказал о совместных проектах Лаборатории и Центра палеоискусства ИА РАН по документированию наскального искусства, которые состоялись в этом полевом сезоне:
📍Нижний Амур
📍Верхняя Ангара
📍Кузбасс
📍Тува
📍Монголия
📍Забайкалье и Прибайкалье
Полевой сезон принес много материалов, обработкой которых мы займемся зимой. Кое что уже сделано: “проявлено” изображение загадочного зверя с острова Ушканик. И это явно не лось и не носорог, больше всего эта животинка похожа на бегемота. Знаменитые ангарские бегемоты, холодоустойчивые, да….
За прошедшие месяцы этого лета:
📍Документирование и картографирование выполнялось на 39 местонахождениях наскального искусства.
📍Документировано 367 поверхностей с наскальными рисунками, для чего выполнено 325 съемок и сделано 149024 фотоснимка.
📍Выполнено картографирование 29 контекстов расположения наскальных рисунков, сделано 5751 фотоснимка.
📍Выполнено 335 спутниковых наблюдений для определения точного расположения поверхностей с наскальными рисунками.
📍Выполнено 327 спектроколориметрических измерений цвета наскальных рисунков.
📍Отобрано 43 образца для петрографического определения состава горных пород на местонахождениях наскального искусства.
Зачем мы этим занимаемся? Создание цифровых образов памятников позволяет сохранить разрушающиеся памятники хотя бы в виде их точной копии. А создание и наполнение базы данных и геоинформационной системы обеспечивает возможность сопоставления материалов различных памятников.
Полевой сезон не окончен. Завтра полевая партия Лаборатории выезжает на Алтай.
#наскальное_икусство@rssdalab
#выступления@rssdalab
В понедельник, 22 сентября, в ИА РАН прошло открытое заседание Центра палеоискусства. Руководитель Лаборатории RSSDA Юрий Михайлович Свойский рассказал о совместных проектах Лаборатории и Центра палеоискусства ИА РАН по документированию наскального искусства, которые состоялись в этом полевом сезоне:
📍Нижний Амур
📍Верхняя Ангара
📍Кузбасс
📍Тува
📍Монголия
📍Забайкалье и Прибайкалье
Полевой сезон принес много материалов, обработкой которых мы займемся зимой. Кое что уже сделано: “проявлено” изображение загадочного зверя с острова Ушканик. И это явно не лось и не носорог, больше всего эта животинка похожа на бегемота. Знаменитые ангарские бегемоты, холодоустойчивые, да….
За прошедшие месяцы этого лета:
📍Документирование и картографирование выполнялось на 39 местонахождениях наскального искусства.
📍Документировано 367 поверхностей с наскальными рисунками, для чего выполнено 325 съемок и сделано 149024 фотоснимка.
📍Выполнено картографирование 29 контекстов расположения наскальных рисунков, сделано 5751 фотоснимка.
📍Выполнено 335 спутниковых наблюдений для определения точного расположения поверхностей с наскальными рисунками.
📍Выполнено 327 спектроколориметрических измерений цвета наскальных рисунков.
📍Отобрано 43 образца для петрографического определения состава горных пород на местонахождениях наскального искусства.
Зачем мы этим занимаемся? Создание цифровых образов памятников позволяет сохранить разрушающиеся памятники хотя бы в виде их точной копии. А создание и наполнение базы данных и геоинформационной системы обеспечивает возможность сопоставления материалов различных памятников.
Полевой сезон не окончен. Завтра полевая партия Лаборатории выезжает на Алтай.
#наскальное_икусство@rssdalab
#выступления@rssdalab
Telegram
Лаборатория RSSDA
Работы на Нижнем Амуре
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь…
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь…
🔥12❤7❤🔥1😎1