Forwarded from Исторический факультет ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Екатерина Бирюкова из Лаборатории RSSDA @rssdalab (г. Москва) проводит для историков 1 курса вводное занятие по цифровому археологическому рисунку.
❤🔥12❤7🔥5👏3👍2
🪦Надписи суздальские
Тем временем полевая группа Лаборатории вернулась из Суздаля, где были документированы семь надгробий XIV-XVII века в Александровском монастыре. В Свод русских надписей добавится еще пять памятников, два анэпиграфных надгробия, одно из которых выделяется своим уникальным по древности орнаментом, тоже пригодятся. Выражаем свою благодарность хранителям древностей - настоятелю монастыря отцу Пантелеимону и отцу Александру, организовавшим радушный прием и всячески содействовавшим изучению памятников.
#вести_с_полей@rssdalab
#эпиграфика@rssdalab
Тем временем полевая группа Лаборатории вернулась из Суздаля, где были документированы семь надгробий XIV-XVII века в Александровском монастыре. В Свод русских надписей добавится еще пять памятников, два анэпиграфных надгробия, одно из которых выделяется своим уникальным по древности орнаментом, тоже пригодятся. Выражаем свою благодарность хранителям древностей - настоятелю монастыря отцу Пантелеимону и отцу Александру, организовавшим радушный прием и всячески содействовавшим изучению памятников.
#вести_с_полей@rssdalab
#эпиграфика@rssdalab
❤🔥15🔥5❤3👍1👏1😎1
Forwarded from ЯрГУ | Демидовский университет
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
📸@history_uniyar делится моментами мастер-класса Екатерины Бирюковой из лаборатории RSSDA (Москва) по созданию цифрового археологического рисунка — автоматизированному иллюстрированию археологических находок с использованием трехмерных моделей.
Занятие организовано истфаком, лабораторией «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина.
#музейбезграниц #музей4_0
Занятие организовано истфаком, лабораторией «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина.
#музейбезграниц #музей4_0
😎9👍6❤4🔥4
Forwarded from Исторический факультет ЯрГУ им. П.Г. Демидова
🔬 По приглашению декана исторического факультета Романа Фролова мастер-класс по созданию цифрового археологического рисунка (иллюстрированию археологических находок с использованием трехмерных моделей) провела Екатерина Бирюкова из московской лаборатории RSSDA @rssdalab
После вводной лекции первокурсники-историки выполнили учебный чертеж фрагмента керамического сосуда по его 3D-модели. После завершения домашней работы демидовцы смогут перейти к выполнению реального задания и отработать навыки иллюстрирования находок на разнообразном материале из реальных археологических раскопок.
Занятие организовано историческим факультетом ЯрГУ @demidyarsu, лабораторией «Россия и Европа» @pre_industrial_society и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина @fondpotanin
#музейбезграниц #музей4_0
После вводной лекции первокурсники-историки выполнили учебный чертеж фрагмента керамического сосуда по его 3D-модели. После завершения домашней работы демидовцы смогут перейти к выполнению реального задания и отработать навыки иллюстрирования находок на разнообразном материале из реальных археологических раскопок.
Занятие организовано историческим факультетом ЯрГУ @demidyarsu, лабораторией «Россия и Европа» @pre_industrial_society и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина @fondpotanin
#музейбезграниц #музей4_0
🔥17👍5❤2👏1😎1
Тюркская руника
От Кубани до Монголии с XVIII в. путешественниками, краеведами и учеными фиксируются эпиграфические памятники, которые в историографии называются памятниками “древнетюркского рунического письма”. Правда, каждая из этих характеристик может быть употреблена лишь с оговоркой. На самом деле, систем письменности можно выделить 7-8, самые известные из которых - орхонское и енисейское письмо. “Руническое” - закрепившийся с XIX в. в историографии термин, оставшийся в наследство от исследователей, искавших родство скандинавской руники с загадочными письменами на каменных столбах, обнаруженных в Сибири. А атрибутировать все эти памятники с тюркскими народами не всегда правомерно.
Тексты разнообразны: эпитафийные, посетительские, межевые, религиозные… Однако, многие из них все еще остаются непрочитанными, а чтения иных нуждаются в пересмотре.
👀А посмотреть на древнетюркскую эпиграфику можно тут:
https://rssda.su/workdata/rsf-24-28-01042/.
#эпиграфика@rssdalab
От Кубани до Монголии с XVIII в. путешественниками, краеведами и учеными фиксируются эпиграфические памятники, которые в историографии называются памятниками “древнетюркского рунического письма”. Правда, каждая из этих характеристик может быть употреблена лишь с оговоркой. На самом деле, систем письменности можно выделить 7-8, самые известные из которых - орхонское и енисейское письмо. “Руническое” - закрепившийся с XIX в. в историографии термин, оставшийся в наследство от исследователей, искавших родство скандинавской руники с загадочными письменами на каменных столбах, обнаруженных в Сибири. А атрибутировать все эти памятники с тюркскими народами не всегда правомерно.
Тексты разнообразны: эпитафийные, посетительские, межевые, религиозные… Однако, многие из них все еще остаются непрочитанными, а чтения иных нуждаются в пересмотре.
👀А посмотреть на древнетюркскую эпиграфику можно тут:
https://rssda.su/workdata/rsf-24-28-01042/.
#эпиграфика@rssdalab
❤12❤🔥7👍2🔥1👏1😎1
Видите рунические надписи? Нет? А они там есть….
Рунические надписи Алтая, в отличие от большинства надписей Тувы, Хакасии или Монголии – это не монументальные стелы, а маленькие, едва различимые царапины на скалах. Несмотря на многочисленные публикации, найти эти надписи непросто – знание о местах их расположения передается в устной традиции и исследователь, желающий верифицировать ее прочтение не может вот просто так взять книжку, прийти на место и посмотреть – сначала ему нужно найти проводника, который покажет эту надпись.
Опубликованные в литературе координаты надписей в большинстве своем в лучшем случае не точны, в худшем – совершенно неверны. Так, для вот этих конкретных надписей, что на фотографиях – погрешность позиционирования оставляет более 8 метров. Поэтому одна из наших задач – точное (не хуже +/- 1 м относительно мировой системы координат) определение положения надписей в пространстве методами дифференциальных спутниковых наблюдений. Тем самым мы можем обеспечить возможность гарантированного повторного обнаружения надписи.
В конце сентября мы сделали это для 21 надписи Ялбак-Таша в Онгудайском районе Республики Алтай.
#вести_с_полей@rssdalab #эпиграфика@rssdalab
Рунические надписи Алтая, в отличие от большинства надписей Тувы, Хакасии или Монголии – это не монументальные стелы, а маленькие, едва различимые царапины на скалах. Несмотря на многочисленные публикации, найти эти надписи непросто – знание о местах их расположения передается в устной традиции и исследователь, желающий верифицировать ее прочтение не может вот просто так взять книжку, прийти на место и посмотреть – сначала ему нужно найти проводника, который покажет эту надпись.
Опубликованные в литературе координаты надписей в большинстве своем в лучшем случае не точны, в худшем – совершенно неверны. Так, для вот этих конкретных надписей, что на фотографиях – погрешность позиционирования оставляет более 8 метров. Поэтому одна из наших задач – точное (не хуже +/- 1 м относительно мировой системы координат) определение положения надписей в пространстве методами дифференциальных спутниковых наблюдений. Тем самым мы можем обеспечить возможность гарантированного повторного обнаружения надписи.
В конце сентября мы сделали это для 21 надписи Ялбак-Таша в Онгудайском районе Республики Алтай.
#вести_с_полей@rssdalab #эпиграфика@rssdalab
❤27🔥7❤🔥3👍3👏1
Чертилище-2025/2026
В ближайшую субботу, 11 октября мы проводим очное занятие по иллюстрированию археологических находок. Для тех, кто еще не приступил к учебному заданию - расскажем и покажем. Тем, кто его успешно прошел - покажем как делать быстрее, ответим на вопросы, объясним сложные моменты.
Время: с 12 до 16 часов (можно прийти позже, уйти раньше, как удобно). Адрес: Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3 (корпус “Л” НИУ ВШЭ), аудитория Л-106 или Л-108. Вход свободный, но нужен пропуск. Для оформления пропуска заполните гугл-форму до 10:00 субботы:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdFr3x8hGO-SD_4uMGYyz8migeaFPO-lEMshnSsvm-3Pu22rQ/viewform?usp=header
#артефакты@rssdalab
В ближайшую субботу, 11 октября мы проводим очное занятие по иллюстрированию археологических находок. Для тех, кто еще не приступил к учебному заданию - расскажем и покажем. Тем, кто его успешно прошел - покажем как делать быстрее, ответим на вопросы, объясним сложные моменты.
Время: с 12 до 16 часов (можно прийти позже, уйти раньше, как удобно). Адрес: Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3 (корпус “Л” НИУ ВШЭ), аудитория Л-106 или Л-108. Вход свободный, но нужен пропуск. Для оформления пропуска заполните гугл-форму до 10:00 субботы:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdFr3x8hGO-SD_4uMGYyz8migeaFPO-lEMshnSsvm-3Pu22rQ/viewform?usp=header
#артефакты@rssdalab
🔥12🥰5❤3👍1
В субботу мы не только почертили, но и показали, где, как и в каких количествах снимается керамика. А также рассказали про основные направления работ нашей Лаборатории. Спасибо всем, кто пришёл на чертилище!
#артефакты@rssdalab
#артефакты@rssdalab
❤25🔥9❤🔥5