Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
🖤
Forwarded from PRNRP
А пока хотелось бы воспользоваться всем этим бугуртом и немного попиарить крутых ребят, которые делали контент в музжуре за последний год. Назову это список Порнорэпа:

1. Даня Рожков, паблик музыка-которая. Беспрецедентно дотошная рецензия на альбом Хаски, за которую там же в комментах Дане респектует Хаски. Это к фразе Игоря о том, что музыканты смеются над музыкальными журналистами. Но у Дани и без Хаски есть что почитать, заходите, этот парень будет сиять.

2. Field of Pikes @fieldofpikes. Въедливый разбор творчества Мумий Тролля. И еще куча ядовитых культурологических заметок про российскую поп-музыку, а еще рецензия на сборник «Новая критика» — чуть ли не единственная попытка продвинуться в диалоге об этом сборнике дальше расплывчатых эпитетов. Или вот совместный с Ромой Марабуто материал про любимую музыку Курта Кобейна — чем не высококачественная архивная журналистика?

3. @zzhhoorraa Селиванов. Если вы об этом человеке не слышали (а он делает все, чтоб вы о нем не слышали), то не можете с полным правом говорить о современной музкритике вообще что-либо. По ссылке емкая социокультурная критика феномена Моргенштерна.

4. @rushuffle. Можно сколько угодно ругать его за неэтичность и за что его еще ругают, но то, что Олег — один из ярчайших персонажей современного музжура отрицать невозможно. У него есть одно важное качество — внимание к языку и умение его использовать. Раз уж на то пошло — вот главная проблема современного музжура для меня. Стиль превыше всего. Текста Олега узнаю из тысячи.

5. Коля Редькин. Человек, еще недавно поплевывавший в авторов тг-каналов с высоты standalone-блога The Flow, сегодня бодро строчит ежедневные заметки в собственный канал. Коля умудряется быть везде: и на Медузе выдает компетентный разбор Текаши для бумеров, и на ИМИ своевременно регистрирует смену повестки, и в своем тг-канале откапывает раритеты, и чего только не делает Коля, как только все успевает.

6. Андрей Недашковский. Временами выдает бомбы что пиздец, из последнего — мощнейший заход на тему Канье Уэста через интервью с гендиректором компании, выпускающий вездеходы «Шерп», те самые из последних клипов Уэста.

7. Вписка. Эти ребята внесли в летописание современной поп-музыки и андеграунд рэпа больше, чем кто-либо. Да, есть проблемы с харизмой, есть еще вечная проблема «почему вы не задали вопрос который я бы задал», но как бы пойди и задай, кто мешает? По «Вписке» будут писать учебники русской поп-музыки, это совершенно точно.

8. Александр Горбачев про Канье. Раз в год и палка стреляет, как говорится. Если серьезно, самый глубокий и при этом самый увлекательный текст про «Jesus Is God», из выходивших на русском в прошлом году.

9. Петар Мартич на Афише про шансон. Не люблю Афишу, но не могу не признать, что изредка они делают вещи.

10. Whole Era. Это из недавних находок — пример свежего подхода к новостной журналистике. Чувак вместо рерайта новостей про звезд западного рэпа выдает личный взгляд на повестку. Фреш.

И это лишь те немногие примеры, что первыми пришли на ум. Исходя из статьи Игоря, есть два варианта оценки этого списка: либо все эти люди — сборище двоечников-копипастеров. Либо это редкие исключения. Можно ли этот список известных в своем деле людей квалифицировать как «редкие исключения» оставлю на усмотрение Игоря.
Башкирская поп-группа конца 1980-х "Левостороннее движение" (сокращенно — ЛСД).

Второй слева, кажется, Моргенштерн.
Орленок выпустил сингл, и он, как само название "Орленок" — про что-то глубоко советское. Не в смысле страны, а в смысле наших черно-белых родственников, которые сушили покрывала на улице и хохотали на прямых проспектах.

Это сверх-воспоминания. Попытка увидеть мир до своего рождения. И потому эта музыка звучит чуть смазано, чуть эхом, как будто ты из утробы пытаешься услышать голоса снаружи.

Я их слышу.

Вот что я подумал, слушая сингл "Орленка".

И еще там есть в тексте такие строчки: "Я в детстве своего отца, и он бежит в крутую гору. Мы встретимся двенадцатой весной, и я бегу, а он бежит за мной".

Никогда не забуду ощущение от сцены фильма "Застава Ильича", где к главному герою является призрак отца и главный герой спрашивает у отца: — Что делать? А призрак отца отвечает: "Я не знаю. Ты старше меня".

Навсегда это меня поразило. Не могу перестать об этом думать.

Сингл хороший.
https://orcd.co/eagletonfire
Новый альбом выкатил БАЗАР. Не ведитесь на название. "Плохой альбом" в самом деле не так уж плох. Имеется в виду, что он резкий и дает под дых.

Мало кто может сегодня в русском рэпе создать интересный флоу. Ведь что такое флоу? Это произношение обычных слов с особым характером. Как будто ты не просто рассказываешь историю, а самим тембром речи, рассказываешь еще одну историю.

И у БАЗАРа этого навалом. Их стиль узнаваем с первой и до последней секунды. Их набор звуков как в небольшом оркестрике — полноцветный, многомерный, а не этот ваш дефолтный одинокий бит, который колошматит удары по голове весь чарт.

Их эдлибы исполняются хором. С танцами и плясками. У меня полное ощущение, что это спектакль-мюзикл.

БАЗАР хочется слушать и разбираться в его деталях. Он как ковер с орнаментом — и через пять лет обратишь внимание на какую-нибудь загогулину, которую раньше не видел. Это долгоиграющий альбом, который по-настоящему зазвучит не с первого раза.

В общем, вы поняли.
https://bnd.lc/plohoyalbom
Молния! Сергей Шнуров СПЕЦИАЛЬНО не удалял критические стихи про Путина.

Скорее всего, он удалил их случайно.

Но это не точно.
Удивительное видео. 10-летие пивоварни "Балтика", Алла Пугачева готовится петь "Мадам Брошкину" и ищет в зале мужчину. Находит Никиту Михалкова.

— О, Никита! Сергеевич. Иди, иди, Никит. Смотри, у тебя задача такая. Ты сидишь значит, пьешь это пиво. Пивка нет кстати?

Из зала орут: есть!

На сцене появляются мальчик и девочка, каждый несет по бутылке "Балтики" четверки. В зале ажиотаж. Музыка начинается и главная певица страны прямо под камеры, между куплетами, хлещет пивандрий из горла.

Михалков отхлебывает, морщится и внимательно смотрит на этикетку.

https://www.youtube.com/watch?v=r-eaFw-mu0Q

Сегодня Никите Сергеевичу 75 лет.
В последнее время поп-деятели любят вспоминать патлатые нулевые.

Когда дети или рэперы изображают рок, это очень забавно. Накрасят чуть бровки, сделают начес, вставят в припев гитарку и считается, что это ностальгия по две тысячи седьмому. Мяукают и показывают козу, как будто так и должен выглядеть рок.

Короткая, конечно, у людей память.

Я хочу напомнить, что рок две тысячи седьмого звучал совершенно не так. Он звучал экстремально. Это была очень кровавая, колючая, грубая музыка, которая нещадно лупила слушателя скримингом, гроулингом и бласт-битом. И нынешние стилизации под рок — это как песни, сыгранные на детском пианино.

Вот вам настоящий 2007 год. В том самом году двое бывших школьных друзей организовали группу. Проводили собеседования, принимая музыкантов в коллектив. Все серьезно. Семь лет они выступали по Новосибирску и окрестностям, Питеру и Москве. Имели умеренный успех провинциальной группы. Играли прогрессивный рок, очень красивый и многослойный. Потому что была мода на такую музыку.

А потом мода закончилась и, дальше ничего не случилось, жизнь случилась. Ребята переженились, нашли «нормальную» работу и разъехались по разным городам.

Их время давно ушло. А около года назад покончил с собой солист группы. Его звали Дима, ему было 32. Обычный парень из Черепаново, жил себе и жил. Семья, жена на сносях и маленькая дочь. Что ему было невыносимо? Не объяснил. Оставил записку, попросил никого не винить.

А потом группа решила все-таки выпустить старые песни. Вот они. Группа называется Glass Reason.
https://music.yandex.ru/album/12430907

Вот так живет ваш настоящий, а не выдуманный модой, две тысячи седьмой год.

Он умер и в него не вернуться уже никогда.
Помнится, пару лет назад полиция робко наехала на группу "Айспик" и чуть-чуть помяла рэпера Хаски. Музыкантов репрессируют! Караул! — закричали все. И возникло целое музыкально-правозащитное движение, кульминацией которого Баста, Нойз и Оксимирон устроили концерт-манифест: "Я буду петь свою музыку".

Типа, не задушите вы наши концерты! Мы будем выступать до конца!

Ну вот конец и наступил.

Очень забавно сегодня вспоминать истерику 2018 года. Сегодня концерты срывают ежедневно, клубы опечатывают и штрафуют при всеобщем молчании. И никто больше не поет свою музыку. И никто не протестует.

И не будет больше у вас никаких концертов. Что скажете? Это для вашей безопасности?

А я, например, хожу в бассейн. Вы представляете? В бассейне можно плавать и оставлять на воде след бактерий. Без маски, правда в шапочке. Можно ездить в метро и кашлять на поручень.

А на концерт нельзя.
Один из музыкальных мемов десятилетней давности — полуанонимная песня "А мы не ангелы, парень". В разное время ее приписывали Би-2, Агате Кристи, Арии и остальным резидентам "Нашего радио". Народ не мог вообразить, что такой крутой хит написал обычный неизвестный человек по имени Алексей Понамарев.

Однажды на сервисе вопросов и ответов мейла спросили: "Кто автор песни "Мы не ангелы?" — и автор явился собственной персоной. И написал:

«Мне неприятно было узнать, что за путанница происходит с моей песней. По правде сказать, я лично ее вообще в сеть не выкладывал.. .доброжелатели постарались. А вот кто первым написал, что это АК или Би2, того в общем и фейсом.. .и может даже об тейбл. . В свою очередь хочу извиниться перед МУЗЫКАНТАМИ которых так беспардонно подставляют.. .впрочем, что же это за фаны, если не могут отличить своего кумира от любителя гитарного творчества? ? мне не жалко песни. нравиться? слушайте! но врать то зачем?? ?»
https://www.youtube.com/watch?v=HwJ0J3K_Li0

Алексей Понамарев стал популярным в эпоху до стриминга. Ему не повезло. Его авторство уничтожили, затерли и забыли. И он был вынужден доказывать всему миру: "Да это же я написал!" И слышал ответ: "Да ты врешь, я видел, написано, что это Агата Кристи".

На площадках, кстати, этой песни в исполнении автора до сих пор нет.
Вышел альбом Сестер. Самая смелая поп-музыка сегодня. Ее выпустил Скриптонит у себя на лейбле, но звук на альбоме делал талантливый музыкант родом из Благовещенска Павел Петренко. Запомните это имя.

В принципе, мало кто может позволить себе сегодня записать такой альбом. Он совсем не похож на кричащую басистую музыку, которая долбит из открытых окон проезжающих мимо машин. Нервозную музыку, которая пытается силой ворваться в ваши уши.

Альбом Сестер — это музыка спокойного моря. Он идет против правил. И этим он хорош. Сегодня многие музыкальные люди ломают себя, чтобы соответствовать выдуманному "формату". Они слушают музыку и качают головой: "сегодня такое не зайдет".

Сестры решили: "ну не зайдет, и ладно". Но оно заходит в душу — уж точно. Песни, сотканные из паутины, из холодного дыхания ночи, в ловкой и тихой аранжировке, лишенные правил: "куплет-бридж-припев". Песни, которые внезапно меняются, как будто разворачиваясь к слушателю другой стороной. Внезапно вдруг бац — играет другая песня. Как будто бы. А играет та же самая.

Это невероятный опыт — слушать такую музыку. И писать такую музыку, и выпускать — это очень большое дело.

Призываю слушать.
https://band.link/kogdabylivolny
Плавные переходы между песнями.

Самая большая потеря в эпоху спотифая — плавные переходы между песнями. Ведь в чем был кайф от прослушивания альбома на диске? Это когда песни идут внахлест и концовка первой заезжает в начало второй. Когда ты слушаешь не разорванные треки, а единый массив музыки.

Я всегда испытывал от этого особенный кайф.

Так придумал сделать Джордж Мартин на альбоме Битлз Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. В 1967 году это было революцией в звукозаписи, а со временем стало просто хорошим тоном.

Помню, когда я покупал пиратские диски, и там между песнями, где должен быть плавный переход, была секундная пауза, я страшно бесился и нес этот диск сдавать.

Я очень любил хорошо сделанные плавные переходы.

И что теперь? Стриминговые сервисы переключают треки с миллисекундной паузой — крошечной, но достаточной для того, чтобы выбесить слушателя.

И музыканты перестали делать в своих новых альбомах плавные переходы между песнями.
Чувак-оператор случайно попал в кадр с Prodigy и оказался на всех школьных дневниках России.
Была такая электронная группа ППК, в свое время стала известной с треком "Воскрешение" — ремикс на мелодию Эдуарда Артемьева "Поход".
https://www.youtube.com/watch?v=v3cSTBpKxWk

В 2003 проект был закрыт и с тех пор основатель группы Сергей Пименов пытается продать домен PPK.RU. На сайте веб архива можно посмотреть эту трагическую историю.

Выше два скриншота — 2005 и 2020.

Сегодня музыкант почему-то хочет получить за него 555 тысяч рублей.

С какой стати такая цена — непонятно. Но можете позвонить, поторговаться.
А вот и годнота подлетела.
https://orcd.co/3bambi

Я думаю, мы все ждали возвращения грубой индустриальной электроники, музыки для кибер-готов, играющей в мерцающих темных клубах, где не продают еды, а только выпить.

IXXF и Никита Забелин пишут сейчас альбом, а вот их первый сингл. Он громкий и что надо, только я бы не стал называть это музыкальным вандализмом, как сказано в описании. Потому что слышали мы вещи и повандальнее. Но, наверное, новое поколение непуганых любителей кроссовок надо предупреждать: берегите ваши ушки.

Под такое музло я бы пустил видеоряд: расширенные зрачки, телереклама и ядерные взрывы. Все мигает и дребезжит.

А также зацените, какие у парней линзы.
А помните, был стейдж-дайвинг? Когда под гром музыки парни с разбегу прыгали в людское месиво и катались на руках. Говорят, опасное занятие — можно было удариться. А сегодня это опасно, потому что можно заразиться.

Вообще, как вам ощущения от года? Давайте вдумаемся, — если кто-то ждал знака конца эпохи, то Бог написал вам его капслоком: ничего уже не будет по-прежнему.

Если летом мы чуть выдохнули, то осень закрутила новой силой — и уже не выбраться, потому что силы кончились еще тогда. Надеваем намордники и — здравствуй, новое время.

"Время будить королей", — так называется новый альбом "Оргии праведников". Мне кажется, сейчас должен наступить рассвет такой музыки. Праздничный речитатив должен отойти и дать место тяжелому кризисному жанру. Ведь рэп нацелен в будущее, а рок — в прошлое. Рэп — про новые автомобили, рок — про потертые джинсы.

Карта Таро легла опасным предзнаменованием. "Оргия праведников" ударила в колокола. И сочинила альбом, полный магических куплетов, библейских отсылок, гитарных запилов и красивых моментов. Как в те времена, когда подобная музыка собирала трехтысячные залы.
https://band.link/vbk_album

Устроим под него мысленный стейдж-дайвинг.
Длительность самого популярного альбома наших дней — 9 минут. Хронометраж каждой песни — минута пятьдесят.

Добро пожаловать в мир цифровой музыки!

Этому, кстати, есть разумное объяснение.

Музыкантам выгодно, чтобы их музыку слушали на повторе. Чем больше повторов — тем больше им это приносит денег. Поэтому задача писать песенки-коротышки, которые быстренько играют и оставляют у слушателя ощущение пустоты. Чтобы захотелось включить снова, потому что никто не понял: это песня проиграла или просто машина мимо проехала?

В качестве обратного примера — "Супербой" группы Поп-галактика 1991 года.
https://www.youtube.com/watch?v=vwVcgP0Cq44

5 минут 19 секунд основательного советского диско. Были, конечно, времена.
Однажды в 1995 году в Америке встретились будущий солист группы «Амега» Алексей Романоф и Доктор Дре.

«Доктор Дре был никем», — именно так Романоф описал создателя жанра гангста-рэп, сопродюсера платинового альбома Straight Outta Compton и обладателя премии «Грэмми» за сингл Let Me Ride.
Про Дудя и Моргенштерна.

Больше всего я не люблю душнильство.

Когда общаются с позиции морального превосходства.

— Тебя устраивает то, что происходит в стране? — спрашивает менторским тоном Дудь и ты обязан повторить мантру: «Ну конечно нет! Ведь я вижу, как живут учителя, врачи. Это возмутительно».

И Дудь одобрительно кивнет — ты подготовился к уроку правильно. Сегодня принято общаться на этом птичьем языке, когда вместо вопросов и ответов — готовые формулы.

Это как заезженный обмен любезностями, как «Как дела?»-«Нормально». Правильный вопрос и правильный ответ на него. Проблема в том, что никому не интересно, как у вас дела. И мало кому есть дело до учителей и врачей, просто они публично о них кудахтают в интервью на миллионы просмотров, чтобы заработать миллионы на интеграции.

А что творится в глубинке? А старики? А пенсии какие, знаешь? А на заводе каково работать? А в маленьком городе жить?

Да, да, я вижу, какие вы сердобольные.

И знаменитости научились себя поставить. Они понимают — нужно всегда говорить одобряемые обществом душные любезности. Про простых людей, права меньшинств, благотворительность, демократию, обязательное ношение масок, свободу слова, феминизм и о том, что между деньгами и принципами они выберут принципы.

И когда начинается этот Советский Союз, хочется тайно включить на запретной радиоволне «Голос Америки». Но и в Америке теперь тоже — Советский Союз.

Мне очень нравится Моргенштерн за то, что у него еще осталась свобода сказать: «Мне все равно». И я испытываю к такому человеку больше симпатии, чем к роботу, которому на словах «не все равно».
А вот несостоявшийся гимн поколения. В белом гетто.
https://www.youtube.com/watch?v=K_siz3yIk4M

Вчера я пересмотрел этот клип спустя, наверное, лет семнадцать. И удивился — до какой степени он точный в каждом кадре и в каждом слове. Умели, конечно, раньше делать рэп. И главное — как это музыкально и талантливо. Ни одного лишнего слова, все доходчиво и лапидарно.

Песня-манифест для жителей серых коробок.

Она бы и сегодня сработала.

Передаю слово своему читателю Александру Черныху, который и прислал на клип ссылку:

«Чувак пытался читать остросоциальный рэп, такого красно-коричневого толка, когда всем было похуй на политику. Читай он такое сейчас - был бы героем и популярным чуваком. А в те годы - прошёл незамеченным, хотя довольно неплохо. Я помню, что он выступал на 1 мая на Лубянской площади на концерте всяких красных сил, где хэдлайнерами были Летов с Гражданской обороной. Тогда все ждали панков и какого-то неизвестного рэпера, который посмел выйти на сцену, просто закидали бутылками. А он пытался толкать телеги, что типа дело не в стиле, а в посыле и смысле. Реально жаль - чувак слишком рано родился».