Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
461 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
А это во всем мире такая истерия по симфоническим оркестрам, или только у нас?

(Афиша на ноябрь)
Палю новые видео на новом музыкальном Ютубе, рассказываю вам.

Shuffle Chamber про Гранж. Классический телеграмер, музыкальный журналист Георгий Володин вышел в Ютуб с большим эссе про гранж. Классика формата.
https://www.youtube.com/watch?v=_QF99qdtRO0

Обзор на трилогию Мэрилина Мэнсона от любителя вайперов. Я, как фанат со стажем, посмотрел с радостью и умилением.
https://www.youtube.com/watch?v=3Er06ggZw-I

Зумер про раннего Мэрилина Мэнсона. Нравится подача. В натуре, Мэрилин Мэнсон — модная фигура современности.
https://www.youtube.com/watch?v=ir4YwaEQW7A

"Короче, слушай" делает обзор на "Чартову дюжину". Каналов, у которых в названии есть слово "слушать" уже несколько, и вот еще один — довольно бодрое начало, хорошая съемка, ролики выходят постоянно.
https://www.youtube.com/watch?v=IC6dksj_4KA

Грустный рассказ про группу "Високосный год" от Никитина.
https://www.youtube.com/watch?v=2NW5pS9mRiA

Почему Юрий Антонов звучит круто? На канале "Звучит круто" все видео о том, почему тот или иной звучит круто. Про Антонова особенно круто.
https://www.youtube.com/watch?v=Zr49JcQ0VNY

Ганз Грибочек о том, почему русский рок — говно. Опрос у магазина "Кастл-рок". Сам формат уже замечательный, напоминает ранний Ютуб, давно такого не было.
https://www.youtube.com/watch?v=V9dGRXpzDkc

"Русский рэп — говно". Рассказ от релоканта, который выяснил, что в русском рэпе в основном все украдено. Количество примеров радует, в целом видео про "плагиат" не мой любимый жанр, но тут вполне уместно.
https://www.youtube.com/watch?v=b_OK-Jth6DM

Ну а вот, как выглядит западный музыкальный ютуб. Продакшен, до которого нам еще далековато. "6 секунд которые поменяли музыку". Все знают историю про драм-семплы, но видео сделано, как музыкальный трек — его надо прям слушать. Вершина.
https://www.youtube.com/watch?v=9zmEDzsMkqE

Если есть еще каналы и видосы — кидайте.
Субкультура «Шура»
целое поколение мечтает вернуться в зиму 2021 года
Вечное возвращение.

Сначала были десятилетия — шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые. Общий взгляд на эпоху, который породил индустрию продажи ностальгии.

Потом было приближение — стали выцеплять по годам — девяносто девятый, две тысячи седьмой, чуть позже — 2017. Анализ под лупой. Я думаю, в коллективной памяти еще не раз всплывет какой-нибудь важный год, и все будут о нем думать.

Новая тема — заценивать сезоны— теперь поколение вспоминает зиму 2021-2022 и ее микро-тренды.

Мне нравится эта штука, потому что она уже не про ностальгию, а про современность. Чем лучше ты шаришь, что и когда происходило, тем яснее видится, чего теперь нету. Это важно разбирать на части, потому что иначе все забудется, и жизнь застынет в формалине.

История только для плохих школьных учителей состоит из дат. На самом деле она состоит из явлений, которые происходили, пока на них никто не обращал внимание.

В этот фрактал можно погружаться бесконечно.
2025 — лучший год в русской музыке за восемь лет.

Я не могу отделаться от ощущения, что в этом году у нас случилась огромная музыкальная революция, как в 2017, или даже больше.

У нас появилось немыслимое количество новых артистов, а старые артисты выпустили фантастически крутые альбомы — именно в этом году. И каждую пятницу список обновляется — становится только больше и лучше.

Только сегодня вышли Рушана, Золотые зубы, Союз и Глум — прям большие альбомы, великолепные. Неделю назад вышел Дорн и Бонд с кнопкой. Вчера вышел клип пазнякса с букером (офигительный). В рэпе в целом происходит культурная революция, тут одно только перечисление займет экран.

Это особенно удивительно наблюдать, учитывая мировой хаос, войну и ежедневный кошмар новостей. Наверное, правы были те, кто считал, что художнику лучше пишется в суровые времена. Наверное, так устроено — погода была ужасная, принцесса была прекрасная. Страшно и радостно представить, что нас ждет дальше, и куда это все занесет.

Если это называется "темные двадцатые", то звучит оно уже гораздо лучше, чем "светлые десятые", или "сытые нулевые".

Я ужасом и радостью смотрю в будущее.
В прошлом году, когда у меня спрашивали про любимую песню, я почти не раздумывая называл "Я буду жить" Еркатта, — в определенный момент это дошло уже до автоматизма, и я понял, что пора придумать другой ответ. Однако "Я буду жить" мне правда очень нравится, наверное, она стала одной из ключевых песен пятилетия лично для меня.

Последняя серия "Громко и честно" (раз уж начал, надо досмотреть) — про Еркатта, и он просто лучший. Мне иногда странно видеть, как артистов насильно впихивают под выдуманные тренды, но Еркатт и правда "новый добрый" — настолько добрый, что хочется прямо укутаться в его музыку, и светлый настрой.

Самое забавное, что он начинал с "кальянного рока", и первый его трек — "Волк убийца", как он сам говорит, музыка для того, чтобы поняли ребята из родного поселка. Сначала так, а потом уже можно усложнить.

Хотя новая музыка Еркатта, мне кажется, понятна абсолютно любому человеку.
Наконец-то я дожил до момента, когда этот клип выглядит, как будто его снимали модные ироничные клипмейкеры в 2025 году.

https://www.youtube.com/watch?v=lNjNeR0bcdQ
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Прикольный у Жанны Агузаровой был альбом с Василием Шумовым. Почему-то его обычно пропускают, хотя это абсолютно уникальный коллаб. Записан во время эмиграции, в Лос-Анжелесе в 1993 году.

Тут жесткое синтезаторное мясо, сделанное на абсолютном лоу-фай саунде, — слышно, что писалось в дешевых условиях, буквально на коленке, на одном синтезаторе, но звук почти не состарился, особенно с учетом современной истерии по винтажу.

Тексты абсурдные, свойственные Василию Шумову (он автор всего альбома), — однако в исполнении Жанны Агузаровы, слушать их особенно весело, гораздо лучше, чем в исполнении самого Василия Шумова.

"Лифт, лифт, два раза в день.
Утром вниз, вечером вверх" — и так много раз.

Видно, что человек находился под впечатлением от группы Крафтверк, и пытался под электронную музыку писать машинные тексты, чтобы сделать, как бы, метафору технологичной эпохе, компьютерам, и однообразию серых будней.

Это мы понимаем. Однако шутку нельзя повторять пятьдесят раз. Она просто задалбывает.

Впрочем, Директор всего со мной поспорит.

"Одинокий Сергей" — лучший трек по-моему.
Для дела надо. Какие самые крутые русские музыкальные АЛЬБОМЫ с 1991 по 2025?

(первую полку не берем)
Наверное, этот итог уже можно подводить.

Концерт Zventa Sventana — лучший, на котором я был в этом году.

Вообще, на лайвах я всякое видал — мошпит, слэм, серкл-пит, "стену смерти" — или просто перетаптывание с ноги на ногу от долгого стояния. Чего я не видел (и не слышал) — чтобы половина зала начинала выделывать кадриль, взявшись за руки, пока умельцы артистично высвистывали в такт.

Кто умел — шел вприсяд, словно артист балета Игоря Моисеева. Кто не умел — просто улыбался. Я тоже стоял, полностью офигевая от происходящего. Такого я, конечно, не ждал. Было полное ощущение, что это не концерт в центре Москвы, а народные масленичные гуляния где-нибудь в Костроме.

Про русскую музыку принято говорить, что она грустная, и это отчасти справедливо. В представлении обычного человека русская народная песня состоит из протяжного репертуара про березку, ивушку и платочек. И отчасти современный тренд на возрождение Кадышевой — это попытка найти в русской музыке веселье.

Но я не имел понятия, что настоящий движ происходят на концертах Юрия Усачева и Тины Кузнецовой.

В прошлом году, когда я записывал интервью с Усачевым, я попытался с ним быстренько поболтать про русский фолк, но он почти отказался, сославшись на то, что для этого нужна отдельная встреча, — слишком большая тема.

И теперь я окончательно понял, почему.

То, что он делает сейчас в Zventa Sventana — это почти научная работа, деконструкция и реконструкция исконной русской музыки, "в современном звучании" — но не в том "современном звучании", как принято говорить про танцевальную аранжировку резиновой попсы.

Юрий Усачев и Тина Кузнецова дают русской музыке настоящего джаза — а такое надо еще поискать. Такого по-моему вообще никто не делал в истории нашей отечественной сцены.

Гениально абсолютно, фантастически музыкально и, главное, весело.

У меня нет видео концерта, потому что я ни разу не достал телефон.
В какой момент музыканты становятся бумерами?

Где та поворотная точка, когда юный музыкант вдруг понимает, что теперь он будет петь про старенькое? Про то, что "помните, раньше были времена", — айсикю, челки, эсэмэски и виджей чак. Это происходит однажды утром — он просыпается и понимает, что состарился? Или как?

Вот была группа — Джейн Эйр, которая в свои лучшие годы (в 2002, а не 2007) делала хамский нюметал про секс, вещества и безумие. Полнейшее мясо. Я помню, некоторые одноклассники даже скрывали эту музыку от родаков, потому что иногда звучало слишком нецензурно.

Прошли годы. Джейн Эйр выпустила альбом, на котором есть песня, пропитанная добренькой атмосферой "ностальгии", с использованием мема, который задолбал уже лет восемь назад. Это фиаско, братан. Лол вообще, омг, фейспалм.

Я считаю, что песни "про старенькое" это очень плохой симптом для музыканта. Однажды выпустив ностальгическую песню для стариков, люди как будто добровольно отправляют себя в бесконечное плавание по ретро-дискотеке.

Выбраться оттуда почти невозможно.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Глядя на то, как прошел главный нефорский хэллоуин в Москве, я конечно слегка завидую новому поколению.

Я вижу море креатива, стиля, красоты, энтузиазма, а главное — бушующую толпу людей, которые кайфуют от каждой секунды своей жизни. Они выкладываются на тысячу процентов, хотя могли бы просто постоять, — они ведь зрители.

Запредельно мощно.

Хэллоуин всегда был главным ниферским праздником, но в мою бытность он представлял собой довольно убогое зрелище. Смотреть фотки с ниферских мероприятий нулевых тяжело, но вы попробуйте.

Как правило, небольшая толпа готов и металистов собиралась в каком-нибудь прокуренном клубе, и до трех часов ночи пила бодяженное пиво, пока со сцены пели кавер-бэнды со стекающим мейкапом. Потом выходили диджеи и до пяти утра ставили каталог группы "Хим".

Сегодня другие времена, совсем другие.

Если бы я попал на такой хэллоуин, как делают сейчас, в свои 17 лет, это было бы моим главным впечатлением на всю жизнь.
Мощь музыкальной критики.

Осень 2025 года.
Никогда до этого музыкальная критика в России не была настолько сильна.

Это надо зафиксировать.

Возможно некоторые, как обычно, начнут говорить, что "раньше было лучше", но я очень хорошо помню, как было раньше.

В девяностые-нулевые годы обычные музыкальные журналисты в России были бедными родственниками. Отдел "Культуры" это всегда немного коррекционная школа, все редакторы к нему относились несерьезно, поэтому туда можно было легко пропихнуть любую дичь. Например, заметку про альбом в жанре ритмик-нойз, чуть ниже репортажа про поселковый конкурс патриотической песни. Я лично знаю людей, которые так делали. Проблема в том, что эти тексты никто не читал.

Звезды музыкальной журналистики, которые торговали лицом по ТВ-6, играли уже крупнее, например они были удостоены чести отправиться в платный пресс-тур с "Иванушками" для написания джинсовой ебалы. Они штамповали рекламные заметки про "новый проект в жанре евро-поп", потому что музыкальный продюсер становился их более главным начальником, чем газетный редактор. Вы все знаете этих людей. Они до сих пор приторговывают.

Еще был феномен журнала "Афиша" — вы тоже о нем в курсе, но не стоит его сейчас сильно переоценивать. В лучшие годы, в праймовом периоде, на "среды Горбачева" могло прийти в среднем человек тридцать пять. Хотя мероприятие пиарилось устами главного журнала московской модноты, и еще отдельно клубом Икра. Хайброу было много, народу мало. Группу "Комба Бакх" так и не раскрутили.

Я пишу это в момент, когда "Фестиваль рэп-критики" уже второй раз собирает на своем ивенте под сотню людей, которые пришли послушать просто болтовню про музло. Никогда до этого в нашей новейшей истории ничего подобного не происходило. Фестиваля музыкальной критики в России (ни рэп, ни поп, ни рок, ни бум-бэп) не было ни в 2003, ни в 1997, ни в 2013, ни в даже 2019 году. Никогда.

Зато фестиваль музыкальной критики проходит прямо сейчас, осенью 2025 года. И он офигеть успешен. И все сидят с горящими глазами, и час задают вопросы про музыку, культуру, и что вообще происходит. В баре "Ровесник" даже мест не особо хватает, я думаю что 8 ноября орги просто уберут стулья, чтобы все постояли — так больше народу влезет.

А все почему?

Телеграм ломится от музыкальных каналов, где каждый соревнуется, какую музыкальную новость ему бы первым обозреть. Сервера ютуба перегреваются от музыкальных видео-эссе, где люди снимают уже контент на уровне фильмов бибиси. Тем временем нашумевший проект "Риса за Творчество" заново научил школьников писать тексты про музыку — натурально, выходит альбом найнмайса, и все девятиклассники пишут на эту тему сочинение.

Друзья мои, мы живем в удивительное время.

У нас впервые появилась настоящая музыкальная критика. Она абсолютно независима, ее читают, ее смотрят, ей интересуются, на нее приходят.
Не могу больше игнорировать Ольгу Восконьян.

На Ютубе взлетел перестроечный клип "Автомобили" — постоянно мне предлагается, и я каждый раз смотрю целиком, не могу остановиться.
https://www.youtube.com/watch?v=f5raIOrTDl8

Судя по иностранным комментариям, он выдается сейчас по всему миру, и многим нравится. Действительно, есть от клипа ощущение наивной новизны, как будто это не телевидение 1989 года, а бедрум-поп 2019-го, просто состаренный.

Милейшая песенка, чего уж тут говорить.

Ольга Восконьян это жена Александра Яковлева из группы "Биоконстркутор" — именно он, познакомившись с ней (она тогда только закончила школу), ввел девушку в музыкальную тему — а позже пригласил в группу "Био". Но ее сольное творчество только сейчас по-моему привлекло большое внимание. Альбомы, судя по дискографии, начали перевыпускаться в последние несколько лет, а сейчас готовится новый.

Мне нравится проживать такие старые треки по-новому, потому что до недавнего времени я не слышал эту песню, а теперь послушал — и это для меня теперь свежая музыка.

Кстати, другой ее трек был в саундтреке к Атомик Харт.
У меня случился год обновления подписок в телеге.

Соцсеть уже, можно сказать, старая — и я понял, что давно не обновлял лист того, что я читаю (а у меня маниакальное правило читать все, на что я подписан).

И я прямо резко расширил список подписок, и с тех пор, можно сказать, нахожусь в активном поиске, куда бы еще тыкнуть.

Black Square мне еще особенно помог своей папкой хороших каналов про искусство.

Взял оптом.

А в комментариях предлагаю поделиться ссылками на новые крутые каналы в телеге, чтобы еще больше обновить этот список. Желательно культурные.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Зачитался биографией певицы Аляска, которая прыгала в Москву-реку с моста (написано, сама прыгнула).

«У себя на родине, в Омске, днем она занималась боксом, а вечером выступала в местном клубе с собственной группой. Там её и увидел продюсер Евгений Спиренков. Увидел, и пригласил в Москву, где вместе они стали работать над дебютным альбомом Аляски.

В работе над альбомом приняли участие корифеи попсцены, но сама Аляска с большой неохотой примеряла на себя новый поп-имидж. Он не был ей близок. Певица решила не терять свой шанс стать знаменитой и честно делала то, что от неё просят, а продюсер искренне не догадывался о тайной мечте Аляски об альтернативной сцене. Так они и работали, пока однажды на одной из вечеринок Аляска не исполнила знаменитый “Don’t speak” группы No Doubt. Аляска вложила в это выступление всю накопленную за долгие месяцы энергию и поразила всех присутствующих, а главное своего продюсера, своей искренностью и драйвом.

После того вечера, Аляска и её продюсер Евгений Спиренков, наконец, поговорили по душам, и работа над первым альбомом началась практически с нуля: другой звук, другие песни, другой имидж, с которым не очень вязались выступления с подтанцовками под фанеру: появилась необходимость в живых музыкантах.

Сама Аляска провела кастинг и отобрала себе клавишника, гитаристов и барабанщика, и подготовила лайв-программу, с кот. чуть не затмила Pink. Произошло это на недавнем концерте Pink в Москве, где Аляска выступала в качестве разогревающего артиста.

…Большая любительница экстрима, Аляска продемонстрировала свой непокорный характер на съёмках первого клипа на песню «Останови меня». По сюжету клипа певица прыгает с моста, и режиссер клипа Фёдор Бондарчук был очень удивлён, когда узнал, что Аляска готова сама, без дублёров, исполнить этот очень сложный трюк. Певицу не остановили даже доводы о том, что её первый клип может стать последним».

Ниче так песня-то.