Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
461 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
2025 — лучший год в русской музыке за восемь лет.

Я не могу отделаться от ощущения, что в этом году у нас случилась огромная музыкальная революция, как в 2017, или даже больше.

У нас появилось немыслимое количество новых артистов, а старые артисты выпустили фантастически крутые альбомы — именно в этом году. И каждую пятницу список обновляется — становится только больше и лучше.

Только сегодня вышли Рушана, Золотые зубы, Союз и Глум — прям большие альбомы, великолепные. Неделю назад вышел Дорн и Бонд с кнопкой. Вчера вышел клип пазнякса с букером (офигительный). В рэпе в целом происходит культурная революция, тут одно только перечисление займет экран.

Это особенно удивительно наблюдать, учитывая мировой хаос, войну и ежедневный кошмар новостей. Наверное, правы были те, кто считал, что художнику лучше пишется в суровые времена. Наверное, так устроено — погода была ужасная, принцесса была прекрасная. Страшно и радостно представить, что нас ждет дальше, и куда это все занесет.

Если это называется "темные двадцатые", то звучит оно уже гораздо лучше, чем "светлые десятые", или "сытые нулевые".

Я ужасом и радостью смотрю в будущее.
В прошлом году, когда у меня спрашивали про любимую песню, я почти не раздумывая называл "Я буду жить" Еркатта, — в определенный момент это дошло уже до автоматизма, и я понял, что пора придумать другой ответ. Однако "Я буду жить" мне правда очень нравится, наверное, она стала одной из ключевых песен пятилетия лично для меня.

Последняя серия "Громко и честно" (раз уж начал, надо досмотреть) — про Еркатта, и он просто лучший. Мне иногда странно видеть, как артистов насильно впихивают под выдуманные тренды, но Еркатт и правда "новый добрый" — настолько добрый, что хочется прямо укутаться в его музыку, и светлый настрой.

Самое забавное, что он начинал с "кальянного рока", и первый его трек — "Волк убийца", как он сам говорит, музыка для того, чтобы поняли ребята из родного поселка. Сначала так, а потом уже можно усложнить.

Хотя новая музыка Еркатта, мне кажется, понятна абсолютно любому человеку.
Наконец-то я дожил до момента, когда этот клип выглядит, как будто его снимали модные ироничные клипмейкеры в 2025 году.

https://www.youtube.com/watch?v=lNjNeR0bcdQ
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Прикольный у Жанны Агузаровой был альбом с Василием Шумовым. Почему-то его обычно пропускают, хотя это абсолютно уникальный коллаб. Записан во время эмиграции, в Лос-Анжелесе в 1993 году.

Тут жесткое синтезаторное мясо, сделанное на абсолютном лоу-фай саунде, — слышно, что писалось в дешевых условиях, буквально на коленке, на одном синтезаторе, но звук почти не состарился, особенно с учетом современной истерии по винтажу.

Тексты абсурдные, свойственные Василию Шумову (он автор всего альбома), — однако в исполнении Жанны Агузаровы, слушать их особенно весело, гораздо лучше, чем в исполнении самого Василия Шумова.

"Лифт, лифт, два раза в день.
Утром вниз, вечером вверх" — и так много раз.

Видно, что человек находился под впечатлением от группы Крафтверк, и пытался под электронную музыку писать машинные тексты, чтобы сделать, как бы, метафору технологичной эпохе, компьютерам, и однообразию серых будней.

Это мы понимаем. Однако шутку нельзя повторять пятьдесят раз. Она просто задалбывает.

Впрочем, Директор всего со мной поспорит.

"Одинокий Сергей" — лучший трек по-моему.
Для дела надо. Какие самые крутые русские музыкальные АЛЬБОМЫ с 1991 по 2025?

(первую полку не берем)
Наверное, этот итог уже можно подводить.

Концерт Zventa Sventana — лучший, на котором я был в этом году.

Вообще, на лайвах я всякое видал — мошпит, слэм, серкл-пит, "стену смерти" — или просто перетаптывание с ноги на ногу от долгого стояния. Чего я не видел (и не слышал) — чтобы половина зала начинала выделывать кадриль, взявшись за руки, пока умельцы артистично высвистывали в такт.

Кто умел — шел вприсяд, словно артист балета Игоря Моисеева. Кто не умел — просто улыбался. Я тоже стоял, полностью офигевая от происходящего. Такого я, конечно, не ждал. Было полное ощущение, что это не концерт в центре Москвы, а народные масленичные гуляния где-нибудь в Костроме.

Про русскую музыку принято говорить, что она грустная, и это отчасти справедливо. В представлении обычного человека русская народная песня состоит из протяжного репертуара про березку, ивушку и платочек. И отчасти современный тренд на возрождение Кадышевой — это попытка найти в русской музыке веселье.

Но я не имел понятия, что настоящий движ происходят на концертах Юрия Усачева и Тины Кузнецовой.

В прошлом году, когда я записывал интервью с Усачевым, я попытался с ним быстренько поболтать про русский фолк, но он почти отказался, сославшись на то, что для этого нужна отдельная встреча, — слишком большая тема.

И теперь я окончательно понял, почему.

То, что он делает сейчас в Zventa Sventana — это почти научная работа, деконструкция и реконструкция исконной русской музыки, "в современном звучании" — но не в том "современном звучании", как принято говорить про танцевальную аранжировку резиновой попсы.

Юрий Усачев и Тина Кузнецова дают русской музыке настоящего джаза — а такое надо еще поискать. Такого по-моему вообще никто не делал в истории нашей отечественной сцены.

Гениально абсолютно, фантастически музыкально и, главное, весело.

У меня нет видео концерта, потому что я ни разу не достал телефон.
В какой момент музыканты становятся бумерами?

Где та поворотная точка, когда юный музыкант вдруг понимает, что теперь он будет петь про старенькое? Про то, что "помните, раньше были времена", — айсикю, челки, эсэмэски и виджей чак. Это происходит однажды утром — он просыпается и понимает, что состарился? Или как?

Вот была группа — Джейн Эйр, которая в свои лучшие годы (в 2002, а не 2007) делала хамский нюметал про секс, вещества и безумие. Полнейшее мясо. Я помню, некоторые одноклассники даже скрывали эту музыку от родаков, потому что иногда звучало слишком нецензурно.

Прошли годы. Джейн Эйр выпустила альбом, на котором есть песня, пропитанная добренькой атмосферой "ностальгии", с использованием мема, который задолбал уже лет восемь назад. Это фиаско, братан. Лол вообще, омг, фейспалм.

Я считаю, что песни "про старенькое" это очень плохой симптом для музыканта. Однажды выпустив ностальгическую песню для стариков, люди как будто добровольно отправляют себя в бесконечное плавание по ретро-дискотеке.

Выбраться оттуда почти невозможно.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Глядя на то, как прошел главный нефорский хэллоуин в Москве, я конечно слегка завидую новому поколению.

Я вижу море креатива, стиля, красоты, энтузиазма, а главное — бушующую толпу людей, которые кайфуют от каждой секунды своей жизни. Они выкладываются на тысячу процентов, хотя могли бы просто постоять, — они ведь зрители.

Запредельно мощно.

Хэллоуин всегда был главным ниферским праздником, но в мою бытность он представлял собой довольно убогое зрелище. Смотреть фотки с ниферских мероприятий нулевых тяжело, но вы попробуйте.

Как правило, небольшая толпа готов и металистов собиралась в каком-нибудь прокуренном клубе, и до трех часов ночи пила бодяженное пиво, пока со сцены пели кавер-бэнды со стекающим мейкапом. Потом выходили диджеи и до пяти утра ставили каталог группы "Хим".

Сегодня другие времена, совсем другие.

Если бы я попал на такой хэллоуин, как делают сейчас, в свои 17 лет, это было бы моим главным впечатлением на всю жизнь.
Мощь музыкальной критики.

Осень 2025 года.
Никогда до этого музыкальная критика в России не была настолько сильна.

Это надо зафиксировать.

Возможно некоторые, как обычно, начнут говорить, что "раньше было лучше", но я очень хорошо помню, как было раньше.

В девяностые-нулевые годы обычные музыкальные журналисты в России были бедными родственниками. Отдел "Культуры" это всегда немного коррекционная школа, все редакторы к нему относились несерьезно, поэтому туда можно было легко пропихнуть любую дичь. Например, заметку про альбом в жанре ритмик-нойз, чуть ниже репортажа про поселковый конкурс патриотической песни. Я лично знаю людей, которые так делали. Проблема в том, что эти тексты никто не читал.

Звезды музыкальной журналистики, которые торговали лицом по ТВ-6, играли уже крупнее, например они были удостоены чести отправиться в платный пресс-тур с "Иванушками" для написания джинсовой ебалы. Они штамповали рекламные заметки про "новый проект в жанре евро-поп", потому что музыкальный продюсер становился их более главным начальником, чем газетный редактор. Вы все знаете этих людей. Они до сих пор приторговывают.

Еще был феномен журнала "Афиша" — вы тоже о нем в курсе, но не стоит его сейчас сильно переоценивать. В лучшие годы, в праймовом периоде, на "среды Горбачева" могло прийти в среднем человек тридцать пять. Хотя мероприятие пиарилось устами главного журнала московской модноты, и еще отдельно клубом Икра. Хайброу было много, народу мало. Группу "Комба Бакх" так и не раскрутили.

Я пишу это в момент, когда "Фестиваль рэп-критики" уже второй раз собирает на своем ивенте под сотню людей, которые пришли послушать просто болтовню про музло. Никогда до этого в нашей новейшей истории ничего подобного не происходило. Фестиваля музыкальной критики в России (ни рэп, ни поп, ни рок, ни бум-бэп) не было ни в 2003, ни в 1997, ни в 2013, ни в даже 2019 году. Никогда.

Зато фестиваль музыкальной критики проходит прямо сейчас, осенью 2025 года. И он офигеть успешен. И все сидят с горящими глазами, и час задают вопросы про музыку, культуру, и что вообще происходит. В баре "Ровесник" даже мест не особо хватает, я думаю что 8 ноября орги просто уберут стулья, чтобы все постояли — так больше народу влезет.

А все почему?

Телеграм ломится от музыкальных каналов, где каждый соревнуется, какую музыкальную новость ему бы первым обозреть. Сервера ютуба перегреваются от музыкальных видео-эссе, где люди снимают уже контент на уровне фильмов бибиси. Тем временем нашумевший проект "Риса за Творчество" заново научил школьников писать тексты про музыку — натурально, выходит альбом найнмайса, и все девятиклассники пишут на эту тему сочинение.

Друзья мои, мы живем в удивительное время.

У нас впервые появилась настоящая музыкальная критика. Она абсолютно независима, ее читают, ее смотрят, ей интересуются, на нее приходят.
Не могу больше игнорировать Ольгу Восконьян.

На Ютубе взлетел перестроечный клип "Автомобили" — постоянно мне предлагается, и я каждый раз смотрю целиком, не могу остановиться.
https://www.youtube.com/watch?v=f5raIOrTDl8

Судя по иностранным комментариям, он выдается сейчас по всему миру, и многим нравится. Действительно, есть от клипа ощущение наивной новизны, как будто это не телевидение 1989 года, а бедрум-поп 2019-го, просто состаренный.

Милейшая песенка, чего уж тут говорить.

Ольга Восконьян это жена Александра Яковлева из группы "Биоконстркутор" — именно он, познакомившись с ней (она тогда только закончила школу), ввел девушку в музыкальную тему — а позже пригласил в группу "Био". Но ее сольное творчество только сейчас по-моему привлекло большое внимание. Альбомы, судя по дискографии, начали перевыпускаться в последние несколько лет, а сейчас готовится новый.

Мне нравится проживать такие старые треки по-новому, потому что до недавнего времени я не слышал эту песню, а теперь послушал — и это для меня теперь свежая музыка.

Кстати, другой ее трек был в саундтреке к Атомик Харт.
У меня случился год обновления подписок в телеге.

Соцсеть уже, можно сказать, старая — и я понял, что давно не обновлял лист того, что я читаю (а у меня маниакальное правило читать все, на что я подписан).

И я прямо резко расширил список подписок, и с тех пор, можно сказать, нахожусь в активном поиске, куда бы еще тыкнуть.

Black Square мне еще особенно помог своей папкой хороших каналов про искусство.

Взял оптом.

А в комментариях предлагаю поделиться ссылками на новые крутые каналы в телеге, чтобы еще больше обновить этот список. Желательно культурные.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Зачитался биографией певицы Аляска, которая прыгала в Москву-реку с моста (написано, сама прыгнула).

«У себя на родине, в Омске, днем она занималась боксом, а вечером выступала в местном клубе с собственной группой. Там её и увидел продюсер Евгений Спиренков. Увидел, и пригласил в Москву, где вместе они стали работать над дебютным альбомом Аляски.

В работе над альбомом приняли участие корифеи попсцены, но сама Аляска с большой неохотой примеряла на себя новый поп-имидж. Он не был ей близок. Певица решила не терять свой шанс стать знаменитой и честно делала то, что от неё просят, а продюсер искренне не догадывался о тайной мечте Аляски об альтернативной сцене. Так они и работали, пока однажды на одной из вечеринок Аляска не исполнила знаменитый “Don’t speak” группы No Doubt. Аляска вложила в это выступление всю накопленную за долгие месяцы энергию и поразила всех присутствующих, а главное своего продюсера, своей искренностью и драйвом.

После того вечера, Аляска и её продюсер Евгений Спиренков, наконец, поговорили по душам, и работа над первым альбомом началась практически с нуля: другой звук, другие песни, другой имидж, с которым не очень вязались выступления с подтанцовками под фанеру: появилась необходимость в живых музыкантах.

Сама Аляска провела кастинг и отобрала себе клавишника, гитаристов и барабанщика, и подготовила лайв-программу, с кот. чуть не затмила Pink. Произошло это на недавнем концерте Pink в Москве, где Аляска выступала в качестве разогревающего артиста.

…Большая любительница экстрима, Аляска продемонстрировала свой непокорный характер на съёмках первого клипа на песню «Останови меня». По сюжету клипа певица прыгает с моста, и режиссер клипа Фёдор Бондарчук был очень удивлён, когда узнал, что Аляска готова сама, без дублёров, исполнить этот очень сложный трюк. Певицу не остановили даже доводы о том, что её первый клип может стать последним».

Ниче так песня-то.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Это группа К&К (Клык и Купорос), 1996 год.

Клык — это Ираклий Пирцхалава (в очках), Купорос — Илья Гавришов.

Ираклий нормально раздает.
Мужское-женское в альбомах дня.

TERELYA — Среднестатистическая женщина

Настя Тереля все больше примеряет на себя тунику Аллы Пугачевой периода трека "Сильная женщина" и пытается очертить целевую аудиторию через название. Заметим, что героиня не называет их словом "девушка".

Это песни для женщин от женщины, которая поет. Сам жанр эксплуатационного попа как бы приглашает слушательницу побыть в образе стадионной дивы, у которой те же проблемы, что и у обычной домохозяйки. И когда осветленная прожектором примадонна скромно поет: "Так же, как все, я по земле хожу, хожу", — женщины балдеют с этой обманки.

А мне лично нравится, как это устроено. И как это всегда работает.

Названия Терели тоже соответствуют образу: "Тамара Глоба", "Бабочка", "Учительница" — про то, как слушатели ищут чудо в дурацком гороскопе, как они хрупки, и как сильны одновременно. "Снова права" — про спор с матерью. "Синие глаза" — практически женский ответ Айдамиру Мугу.

Ведь они, женщины, живут все по-разному, но настолько одинаково, что их проблемы можно спеть в одиннадцати песнях.

DenDerty — Коробка из под осени

Не могу сказать, что это антипод Терели, или специальный мужской альбом, но раз его поет мужчина, то пускай будет так.

Мне нравится путь Дендерти — от электронного суперпродакшена на ранних альбомах, до чистейшей воды русского рока в самом романтичном настрое сейчас. Самая осення музыка, которая бывает. Думаю, что в следующий раз будет акустика.

Интересно, что Тереля обращается к женщинам, и Дендерти — тоже к женщинам, но уже по-мужски.

Каждая песенка — сексуальный пас в ее сторону: "кто же тебя трогал до меня", "твои чувства как игрушки", "я сажаю микрозелень, ты сидишь у гаражей" (лучший трек), и еще про то, как они будут танцевать под луной, под текилой, и видимо всю жизнь потом это вспоминать.

Как Киркоров пел — "Ты, ты, ты" — тысячекратно повторяя это вечное обращение, Дендерти написал альбом-комплимент слушательнице, в которую он втрескан.

И тут я прихожу к выводу, что пост надо переименовать:

Женское-женское в альбомах дня.
Песня "Самый лучший день", версия для бумеров и зумеров.

Какой самый лучший день вы выберете?
Я послушал альбом, который подарили Путину позавчера. Там основной прикол даже не в калмыцком электропанке, а то, что последняя песня альбома называется БОЛЬШОЙ БРАТ.
И текст там про то, как некий брат держит в страхе весь лес.

«По тропинкам, по болотам, по делам своим катился
Из чащобы злые звери им хотели поживиться.
Но не видят выше носа зайцы, волки и медведи
И не знают, что по веткам наблюдатели расселись.

Только зубы заблестят, на тропу выходит брат
Звери, шкуры берегите, на чужой каравай рта не разевай!»
Обложка нового альбома "Золотых зубов" напоминает картину Эрика Булатова "Горизонт" 1971 года, на которой горизонт был закрыт красной ковровой дорожкой.

Меня эта картина всегда немного пугала — она вызывает неприятное чувство, как издевательский рилс, на котором неровно кладут кафель. Горизонта не видно, и это нервирует — хочется привстать, чтобы его все-таки увидеть. Но зато светит солнце, а группа советских людей уверенно шагает вперед, в светлое никуда.

У "Золотых зубов" в 2025 все немного смазано — и провода нависают, и линия не там, и кадр портит проезжающая мимо машина; кругом пасмурно, тоскливо, скоро кажется пойдет дождь. Но самое главное, что красную линию с горизонта сняли, а там ничего интересного нет, и ходить туда не надо.