Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Глядя на то, как прошел главный нефорский хэллоуин в Москве, я конечно слегка завидую новому поколению.

Я вижу море креатива, стиля, красоты, энтузиазма, а главное — бушующую толпу людей, которые кайфуют от каждой секунды своей жизни. Они выкладываются на тысячу процентов, хотя могли бы просто постоять, — они ведь зрители.

Запредельно мощно.

Хэллоуин всегда был главным ниферским праздником, но в мою бытность он представлял собой довольно убогое зрелище. Смотреть фотки с ниферских мероприятий нулевых тяжело, но вы попробуйте.

Как правило, небольшая толпа готов и металистов собиралась в каком-нибудь прокуренном клубе, и до трех часов ночи пила бодяженное пиво, пока со сцены пели кавер-бэнды со стекающим мейкапом. Потом выходили диджеи и до пяти утра ставили каталог группы "Хим".

Сегодня другие времена, совсем другие.

Если бы я попал на такой хэллоуин, как делают сейчас, в свои 17 лет, это было бы моим главным впечатлением на всю жизнь.
Мощь музыкальной критики.

Осень 2025 года.
Никогда до этого музыкальная критика в России не была настолько сильна.

Это надо зафиксировать.

Возможно некоторые, как обычно, начнут говорить, что "раньше было лучше", но я очень хорошо помню, как было раньше.

В девяностые-нулевые годы обычные музыкальные журналисты в России были бедными родственниками. Отдел "Культуры" это всегда немного коррекционная школа, все редакторы к нему относились несерьезно, поэтому туда можно было легко пропихнуть любую дичь. Например, заметку про альбом в жанре ритмик-нойз, чуть ниже репортажа про поселковый конкурс патриотической песни. Я лично знаю людей, которые так делали. Проблема в том, что эти тексты никто не читал.

Звезды музыкальной журналистики, которые торговали лицом по ТВ-6, играли уже крупнее, например они были удостоены чести отправиться в платный пресс-тур с "Иванушками" для написания джинсовой ебалы. Они штамповали рекламные заметки про "новый проект в жанре евро-поп", потому что музыкальный продюсер становился их более главным начальником, чем газетный редактор. Вы все знаете этих людей. Они до сих пор приторговывают.

Еще был феномен журнала "Афиша" — вы тоже о нем в курсе, но не стоит его сейчас сильно переоценивать. В лучшие годы, в праймовом периоде, на "среды Горбачева" могло прийти в среднем человек тридцать пять. Хотя мероприятие пиарилось устами главного журнала московской модноты, и еще отдельно клубом Икра. Хайброу было много, народу мало. Группу "Комба Бакх" так и не раскрутили.

Я пишу это в момент, когда "Фестиваль рэп-критики" уже второй раз собирает на своем ивенте под сотню людей, которые пришли послушать просто болтовню про музло. Никогда до этого в нашей новейшей истории ничего подобного не происходило. Фестиваля музыкальной критики в России (ни рэп, ни поп, ни рок, ни бум-бэп) не было ни в 2003, ни в 1997, ни в 2013, ни в даже 2019 году. Никогда.

Зато фестиваль музыкальной критики проходит прямо сейчас, осенью 2025 года. И он офигеть успешен. И все сидят с горящими глазами, и час задают вопросы про музыку, культуру, и что вообще происходит. В баре "Ровесник" даже мест не особо хватает, я думаю что 8 ноября орги просто уберут стулья, чтобы все постояли — так больше народу влезет.

А все почему?

Телеграм ломится от музыкальных каналов, где каждый соревнуется, какую музыкальную новость ему бы первым обозреть. Сервера ютуба перегреваются от музыкальных видео-эссе, где люди снимают уже контент на уровне фильмов бибиси. Тем временем нашумевший проект "Риса за Творчество" заново научил школьников писать тексты про музыку — натурально, выходит альбом найнмайса, и все девятиклассники пишут на эту тему сочинение.

Друзья мои, мы живем в удивительное время.

У нас впервые появилась настоящая музыкальная критика. Она абсолютно независима, ее читают, ее смотрят, ей интересуются, на нее приходят.
Не могу больше игнорировать Ольгу Восконьян.

На Ютубе взлетел перестроечный клип "Автомобили" — постоянно мне предлагается, и я каждый раз смотрю целиком, не могу остановиться.
https://www.youtube.com/watch?v=f5raIOrTDl8

Судя по иностранным комментариям, он выдается сейчас по всему миру, и многим нравится. Действительно, есть от клипа ощущение наивной новизны, как будто это не телевидение 1989 года, а бедрум-поп 2019-го, просто состаренный.

Милейшая песенка, чего уж тут говорить.

Ольга Восконьян это жена Александра Яковлева из группы "Биоконстркутор" — именно он, познакомившись с ней (она тогда только закончила школу), ввел девушку в музыкальную тему — а позже пригласил в группу "Био". Но ее сольное творчество только сейчас по-моему привлекло большое внимание. Альбомы, судя по дискографии, начали перевыпускаться в последние несколько лет, а сейчас готовится новый.

Мне нравится проживать такие старые треки по-новому, потому что до недавнего времени я не слышал эту песню, а теперь послушал — и это для меня теперь свежая музыка.

Кстати, другой ее трек был в саундтреке к Атомик Харт.
У меня случился год обновления подписок в телеге.

Соцсеть уже, можно сказать, старая — и я понял, что давно не обновлял лист того, что я читаю (а у меня маниакальное правило читать все, на что я подписан).

И я прямо резко расширил список подписок, и с тех пор, можно сказать, нахожусь в активном поиске, куда бы еще тыкнуть.

Black Square мне еще особенно помог своей папкой хороших каналов про искусство.

Взял оптом.

А в комментариях предлагаю поделиться ссылками на новые крутые каналы в телеге, чтобы еще больше обновить этот список. Желательно культурные.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Зачитался биографией певицы Аляска, которая прыгала в Москву-реку с моста (написано, сама прыгнула).

«У себя на родине, в Омске, днем она занималась боксом, а вечером выступала в местном клубе с собственной группой. Там её и увидел продюсер Евгений Спиренков. Увидел, и пригласил в Москву, где вместе они стали работать над дебютным альбомом Аляски.

В работе над альбомом приняли участие корифеи попсцены, но сама Аляска с большой неохотой примеряла на себя новый поп-имидж. Он не был ей близок. Певица решила не терять свой шанс стать знаменитой и честно делала то, что от неё просят, а продюсер искренне не догадывался о тайной мечте Аляски об альтернативной сцене. Так они и работали, пока однажды на одной из вечеринок Аляска не исполнила знаменитый “Don’t speak” группы No Doubt. Аляска вложила в это выступление всю накопленную за долгие месяцы энергию и поразила всех присутствующих, а главное своего продюсера, своей искренностью и драйвом.

После того вечера, Аляска и её продюсер Евгений Спиренков, наконец, поговорили по душам, и работа над первым альбомом началась практически с нуля: другой звук, другие песни, другой имидж, с которым не очень вязались выступления с подтанцовками под фанеру: появилась необходимость в живых музыкантах.

Сама Аляска провела кастинг и отобрала себе клавишника, гитаристов и барабанщика, и подготовила лайв-программу, с кот. чуть не затмила Pink. Произошло это на недавнем концерте Pink в Москве, где Аляска выступала в качестве разогревающего артиста.

…Большая любительница экстрима, Аляска продемонстрировала свой непокорный характер на съёмках первого клипа на песню «Останови меня». По сюжету клипа певица прыгает с моста, и режиссер клипа Фёдор Бондарчук был очень удивлён, когда узнал, что Аляска готова сама, без дублёров, исполнить этот очень сложный трюк. Певицу не остановили даже доводы о том, что её первый клип может стать последним».

Ниче так песня-то.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Это группа К&К (Клык и Купорос), 1996 год.

Клык — это Ираклий Пирцхалава (в очках), Купорос — Илья Гавришов.

Ираклий нормально раздает.
Мужское-женское в альбомах дня.

TERELYA — Среднестатистическая женщина

Настя Тереля все больше примеряет на себя тунику Аллы Пугачевой периода трека "Сильная женщина" и пытается очертить целевую аудиторию через название. Заметим, что героиня не называет их словом "девушка".

Это песни для женщин от женщины, которая поет. Сам жанр эксплуатационного попа как бы приглашает слушательницу побыть в образе стадионной дивы, у которой те же проблемы, что и у обычной домохозяйки. И когда осветленная прожектором примадонна скромно поет: "Так же, как все, я по земле хожу, хожу", — женщины балдеют с этой обманки.

А мне лично нравится, как это устроено. И как это всегда работает.

Названия Терели тоже соответствуют образу: "Тамара Глоба", "Бабочка", "Учительница" — про то, как слушатели ищут чудо в дурацком гороскопе, как они хрупки, и как сильны одновременно. "Снова права" — про спор с матерью. "Синие глаза" — практически женский ответ Айдамиру Мугу.

Ведь они, женщины, живут все по-разному, но настолько одинаково, что их проблемы можно спеть в одиннадцати песнях.

DenDerty — Коробка из под осени

Не могу сказать, что это антипод Терели, или специальный мужской альбом, но раз его поет мужчина, то пускай будет так.

Мне нравится путь Дендерти — от электронного суперпродакшена на ранних альбомах, до чистейшей воды русского рока в самом романтичном настрое сейчас. Самая осення музыка, которая бывает. Думаю, что в следующий раз будет акустика.

Интересно, что Тереля обращается к женщинам, и Дендерти — тоже к женщинам, но уже по-мужски.

Каждая песенка — сексуальный пас в ее сторону: "кто же тебя трогал до меня", "твои чувства как игрушки", "я сажаю микрозелень, ты сидишь у гаражей" (лучший трек), и еще про то, как они будут танцевать под луной, под текилой, и видимо всю жизнь потом это вспоминать.

Как Киркоров пел — "Ты, ты, ты" — тысячекратно повторяя это вечное обращение, Дендерти написал альбом-комплимент слушательнице, в которую он втрескан.

И тут я прихожу к выводу, что пост надо переименовать:

Женское-женское в альбомах дня.
Песня "Самый лучший день", версия для бумеров и зумеров.

Какой самый лучший день вы выберете?
Я послушал альбом, который подарили Путину позавчера. Там основной прикол даже не в калмыцком электропанке, а то, что последняя песня альбома называется БОЛЬШОЙ БРАТ.
И текст там про то, как некий брат держит в страхе весь лес.

«По тропинкам, по болотам, по делам своим катился
Из чащобы злые звери им хотели поживиться.
Но не видят выше носа зайцы, волки и медведи
И не знают, что по веткам наблюдатели расселись.

Только зубы заблестят, на тропу выходит брат
Звери, шкуры берегите, на чужой каравай рта не разевай!»
Обложка нового альбома "Золотых зубов" напоминает картину Эрика Булатова "Горизонт" 1971 года, на которой горизонт был закрыт красной ковровой дорожкой.

Меня эта картина всегда немного пугала — она вызывает неприятное чувство, как издевательский рилс, на котором неровно кладут кафель. Горизонта не видно, и это нервирует — хочется привстать, чтобы его все-таки увидеть. Но зато светит солнце, а группа советских людей уверенно шагает вперед, в светлое никуда.

У "Золотых зубов" в 2025 все немного смазано — и провода нависают, и линия не там, и кадр портит проезжающая мимо машина; кругом пасмурно, тоскливо, скоро кажется пойдет дождь. Но самое главное, что красную линию с горизонта сняли, а там ничего интересного нет, и ходить туда не надо.
Слушая новый "Буерак", я внезапно понял, какую музыку они мне больше всего напоминают.

Они ведь почти потомки перестроечной производственной сатиры, вроде группы "Телефон", где молодой Сюткин пел фельетоны про автобус и кроссворд. Жизнь "обычного человека" очень хорошо перекладывается на современность, и если присыпать этот стиль щепоткой меланхолии, добавив приставку "пост-" (по вкусу можно добавить "модерн" или "панк"), то получится вселенная, которую уже десять лет рисуют Артем Черепанов и Саша Макеев.

В принципе, они всегда играли нечто похожее, но именно на альбоме "Ткстуры" я окончательно для себя это осознал. Их песни — про типичные бытовые ситуации, превращенные в метафоры-панчлайны, увиденные глазами "маленького" человека, который смотрит на мир с легкой печалью. Проще говоря — его все изрядно задолбало, и он включает дичайшую иронию, чтобы не сойти с ума от происходящего.

С одинаково каменным лицом он шутит про невозвращенный долг, собственную корону на голове, надгробие близкого и кофейную ломку, в которой бесконечно находится. Он не приглашает с собой ассоциироваться, но это чувство возникает у меня без спроса.

Самый показательный трек по звуку и по смыслу — "Криминальные разборки", в котором выражено то, о чем давно пора было сказать:
Как же задолбел весь этот криминальный свэг, который сыпется из современной культуры. Как же хочется закрыть дверь и завариться в коморке, пока вокруг все флексят уголовщиной.

И запишите где-нибудь уже:

"Насилие делает всех нас глупей
При должном раскладе ещё и мертвей"

Тут уже без иронии.

Слушать везде / Концерт Москва / Концерт Питер
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Глядя, с каким восторгом юные кумиры нефоров встречают Любовь Успенскую ("а можно я познакомлю вас со своей мамой"), впору задуматься о том, почему новые герои так прутся по звездам "из телека".

Это все дико интересно.

Телек никто не смотрит, но тот, кто успел прославиться в телеке, имеет по жизни GOD MODE — бесконечный код на популярность, возможность зайти в любую дверь, и быть принятым в каждой тусовке, в любую эпоху, на том основании, что его лицо видели раньше. В принципе, Любовь Успенская могла так же ворваться 15 лет назад в гримерку к Антону Севидову, а 8 лет назад к рэперу Фэйсу, и была бы такая же умилительная сцена.

Никто не задает вопросов и не уточняет, а почему именно она, и за что ей респект? Все просто помнят клиповый слоп из дремучего детства, который фоном играет, или новогодний огонек на ВГТРК, где она была. Или еще хуже — помнят просто ее имя.

На месте Любови Успенской может быть кто угодно — Роксана Бабаян, Александр Буйнов, певец Юлиан или Алена Апина. Этого еще не произошло только потому что они еще не додумались прийти на концерт вайперов.

На эту тему у меня была колонка.
Не знал, что эту шутку дошутили до конца еще в 2007 году.
Три вещи, которые я узнал из плейлиста "Выбор редакции" в МТС Музыке.

1. У Паши Артемьева новый трек вместе с проектом "соня хочет танцевать". Называется "планеты нет". Космический совершенно.
Вообще, мне стыдно признаться, – за исключением первого альбома "Корней", я почти пропустил позднего Пашу Артемьева, может быть слушал что-то давно, но уже забыл. А судя по рандомному новому треку, который внезапно классный, исследованию его дискографии стоит посвятить прям несколько дней. Что у него самое крутое из позднего?

2. В Питере существует Слепой оркестр, в котором джазмены играют с завязанными глазами. В свое время там играл даже Сергей Летов, а может и щас играет, по крайней мере на сайте указан. Дирижер, говорят, руководит оркестром при помощи прикосновений, а все остальное время музыканты занимаются слепой импровизацией. Я не вижу в этом никакого смысла, но тем интереснее сходить и ПОСМОТРЕТЬ. (А что, если зрителям тоже завязывают глаза?)

3. МС Сенечка после проблем со своим внутренним миром, внезапно выпустил хороший альбом. Он мне чем-то напоминает позднего Децла — такая же сместь милой криповости, когда человек идет своей дорогой и создает музыку абсолютно перпендикулярно всем трендам. За то его и стоит послушать. А самое главное — нам нужно этого человека не потерять.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сергей Галоян вылил первую демо-версию "Я сошла с ума". Если честно, потенциал уже слышен, особенно учитывая, что автору было 17 лет.
https://www.youtube.com/watch?v=6ipPvccPy7k

Трек изначально был написан в программе FastTracker 2, которую Сергей купил на дискете на "Горбушке" вместе с несколькими трекерными модулями, из которых он позже заимствовал сэмплы. Позже именно эта демка была переработана в финальную версию трека "Тату" — некоторые оригинальные сэмплы вошли в готовую композицию без изменений.

Как пишут, "сегодня этот небольшой XM-файл 1998–1999 годов можно считать подлинным историческим артефактом — крошечным домашним модулем, который спустя несколько лет помог сформировать звучание, покорившее мировые чарты в 2000-х".

В то время у Галояна не было никакого оборудования, кроме ПК с DOS. Оригинальное имя файла было "POPSA.XM".
Как свести оригинальные биты, бессмертные стихи русских классиков и современный хипхап так, чтобы ПРЯМ ЗА ДУШУ?

Слава КПСС, WLS, Blago White, КУОК, 10АGE хотя бы попытались в релизе треков Строки и Панчи

Получилась определенно веха, а дальше пусть ценят новые поэты.