1 → 1а
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
1. Заглавная или начальная буква может находиться на «оси» строки.
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Telegram
Русские буквы
Когда просматриваешь старые русские рукописи, не всегда понятно, как относиться к некоторым явлениям. Скажем, положение прописных букв на строке. Привычное и необсуждаемое правило — «прописные стоят на одной линии (так наз. базовой линии) со строчными» —…
Итог. Буква Б имеет две части: повёрнутую вправо крышку и снизу замкнутый контур. Формы крышки и замкнутого контура могут быть разными, как и способы их соединения между собой. Если крышка повёрнута влево, получится буква Ъ.
Графические рифмы: нижняя часть имеет соответствие в буквах В, Ь (https://news.1rj.ru/str/rustype/43), верхняя — в Г (https://news.1rj.ru/str/rustype/44).
Графические рифмы: нижняя часть имеет соответствие в буквах В, Ь (https://news.1rj.ru/str/rustype/43), верхняя — в Г (https://news.1rj.ru/str/rustype/44).
Telegram
Русские буквы
Некоторое время назад я словно блуждал со свечой по тёмным комнатам в поисках чего-то важного. Сейчас стало понятно, что искать больше нечего, поставил свечу на стол и принялся за дело. Я решил написать книгу.
Меня не устраивает, что русская письменность до сих пор плохо описана. Более-менее изучен ранний, чисто церковный период, а русское светское письмо 16–18 веков известно лишь поверхностно, и то специалистам-историкам. Для дизайнеров и шрифтовиков этот пласт русской культуры просто отсутствует.
Взгляните:
Меня не устраивает, что русская письменность до сих пор плохо описана. Более-менее изучен ранний, чисто церковный период, а русское светское письмо 16–18 веков известно лишь поверхностно, и то специалистам-историкам. Для дизайнеров и шрифтовиков этот пласт русской культуры просто отсутствует.
Взгляните:
Это «Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV–XVIII столетий» Беляева, 1907. Классический учебник палеографии. Графемы повторяются, многих не хватает, не ясно как они связаны между собой, изображены очень небрежно (хотел пошутить про дрожащую старческую руку, оказалось что на момент выхода книги Беляеву не было и пятидесяти). Иллюстрации такого же уровня — у Карского, Срезневского, Щепкина и других. Это позор для отечественной науки.
Эти учебники предназначены для палеографов, а для дизайнеров (творцов, а не архивных работников) вообще ничего нет. Это единственные «систематизированные» знания о русской письменности. Дизайнеру такая информация ничем не поможет, скорее создаст впечатление убогости и отсталости кириллицы. Увиденное не хочется воспроизводить и развивать.
Эти учебники предназначены для палеографов, а для дизайнеров (творцов, а не архивных работников) вообще ничего нет. Это единственные «систематизированные» знания о русской письменности. Дизайнеру такая информация ничем не поможет, скорее создаст впечатление убогости и отсталости кириллицы. Увиденное не хочется воспроизводить и развивать.
Книг о кириллице одна на тысячу книг о латинице, а иностранная терминология описывает наши буквы не лучше, чем орнитология — морскую живность. И всё равно, на любой мой пост на эту тему находятся возражатели. То приводят в пример книгу (одну и ту же), то утверждают, что заимствованной терминологии достаточно для описания кириллицы. «Не жили хорошо, и начинать не надо». Чушь. Будем делать то, что считаем нужным.
В книге обязательно будет пять частей:
1. Типы русского письма.
2. Буквы.
3. Элементы букв.
4. Украшения букв.
5. Глоссарий.
1. Типы русского письма.
2. Буквы.
3. Элементы букв.
4. Украшения букв.
5. Глоссарий.
Первая часть не об уставе, полууставе и т. д., как вы могли подумать. Здесь я опишу три типа («яруса») русского письма — мачтовые, начальные и строчные, которые, в свою очередь, делятся ещё на несколько подтипов. Очень наглядная схема, по которой видно, что устав, вязь, скоропись — это частные случаи, которые не охватывают всю письменность.
Вторая и третья части дополняют друг друга, с разных сторон объясняют одно и то же.
Я долгое время не знал, как взяться за буквы. Я уже давно обещал рассказать о всех буквах алфавита, но дело двигалось медленно. Наконец, я нашел единый подход. Для первого этапа понадобилась специальная картотека. Есть карточки двух видов — для букв и для элементов букв. Просматриваю рукопись, нахожу новую графему, и заношу её одновременно на карточку соответствующей буквы и на карточки тех элементов, из которых она состоит. Сложность заключается в разграничении графем: нужно понять что это ещё один вариант написания, состоящий из других элементов. Иногда приходится переопределять составляющие графем, генетически близкие элементы объединяются в группы, постепенно формулируются правила их различения.
Чем дальше, тем меньше новых графем, тем меньше уточнений.
Я долгое время не знал, как взяться за буквы. Я уже давно обещал рассказать о всех буквах алфавита, но дело двигалось медленно. Наконец, я нашел единый подход. Для первого этапа понадобилась специальная картотека. Есть карточки двух видов — для букв и для элементов букв. Просматриваю рукопись, нахожу новую графему, и заношу её одновременно на карточку соответствующей буквы и на карточки тех элементов, из которых она состоит. Сложность заключается в разграничении графем: нужно понять что это ещё один вариант написания, состоящий из других элементов. Иногда приходится переопределять составляющие графем, генетически близкие элементы объединяются в группы, постепенно формулируются правила их различения.
Чем дальше, тем меньше новых графем, тем меньше уточнений.
На втором этапе разрозненные графемы объединяются в одну понятную схему, которая переносится в иллюстратор. Вот относительно простая буква Г:
Это даже не черновик, скорее поиск формы иллюстрации. Картинка должна быть максимально информативна: а) показана строка и положение букв на ней; б) видны эволюционные и другие связи между буквами — близостью, стрелками или другими способами; в) написаны названия отдельных штрихов, можно перейти к соответствующей главе 3-й части и узнать, в каких буквах они встречаются и как пишутся; г) тут же можно давать пояснения, например в какое время появилось написание; д) в сложных случаях не помешает показать направление движения пера, изменение угла его наклона.
Один и тот же элемент, например скорый штрих или зубец, изображается один раз и потом подставляется везде, где он есть.
Один и тот же элемент, например скорый штрих или зубец, изображается один раз и потом подставляется везде, где он есть.
Канал «Русские буквы» занесли в некий СПИСОК.
http://telegra.ph/Pravye-kanaly-Telegrama-05-29
http://telegra.ph/Pravye-kanaly-Telegrama-05-29
Telegraph
Правые каналы Телеграма
Список создаётся (и постоянно пополняется) в виду необходимости каталогизации правой мысли на просторах русского сегмента Телеграма. Вирусный эффект здесь затруднён, а поиск чего-то нового ограничивается уже известными каналами.